СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Календарно-тематическое планирование по биологии 7 класс.
№ п/п | Примерная дата проведения урока | Тема урока | Тип урока
Количество часов | Элементы содержания. Контроль. | Планируемые результаты (Личностные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД Регулятивные УУД) | Использование компьютерного оборудования, программного обеспечения, дидактических средств, учебного оборудования, цифровых образовательных ресурсов и т.д. | Домашнее задание | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
Многообразие организмов, их классификация (2 часа) | ||||||||
1 |
| Многообразие организмов, их классификация. | Урок изучение нового материала 1 | Систематика. Задачи и значение систематики. Систематические категории. Классификация организмов. Вклад К. Линнея в развитие систематики. | Личностные: развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению многообразия растений, формируются ценностно-смысловые установки по отношению к растительному миру, происходит осознание необходимости бережного отношения к растениям и их охраны. Познавательные: знакомятся с принципами классификации организмов, описывают растения разных отделов и животных отдельных типов и классов. Коммуникативные: отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. Регулятивные: осваивают основы исследовательской деятельности, делают выводы на основе сравнения. | Учебник, рабочая тетрадь, гербарные экземпляры растений, таблицы по систематике и биологии растений и животных. | П.1 | |
2 |
| Вид. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы. | Комбинированный урок 1 | Вид – основная единица систематики. Признаки вида. Критерии вида. | Личностные: развитие познавательных интересов, учебных мотивов; развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям Познавательные: определяют понятия: «систематика», «систематические категории. Выделяют существенные признаки вида и представителей разных царств природы. Коммуникативные: демонстрируют способность к эмпатии, стремление устанавливать доверительные отношения взаимопонимания. Регулятивные: описывают и сравнивают царства органического мира. Отрабатывают правила работы с учебником
| Учебник, рабочая тетрадь, гербарные экземпляры растений, таблицы по систематике и биологии растений и животных. | П.2 | |
Бактерии, грибы, лишайники (6 часов) | ||||||||
3 |
| Бактерии –доядерные организмы. | Комбинированный урок 1 | Отличительные особенности доядерных организмов. бактериальная клетка. Особенности строения, питания, размножения и распространения. Отличия бактериальной клетки от клетки растений и животных. | Личностные: представление о положительной и отрицательной роли бактерий в природе и жизни человека и умение защищать свой организм от негативных влияний болезнетворных бактерий. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников Познавательные: умение работать с различными источниками информации, преобразовывать её из одной формы в другую. Выделять главное в тексте, структурировать учебный материал. Коммуникативные: Умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками Регулятивные: Умение организовывать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. | Просмотр видеоурока на диске Таблицы, рисунки учебника с изображением бактерий, портрет Луи Пастера.
| П.3 | |
4 |
| Разнообразие бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека. | Комбинированный урок 1 | Разнообразие бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека. | Личностные: Проявляют интерес и любознательность к изучению природы методом естественных наук Познавательные: Научиться различить изученные объекты в природе,на таблицах Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, отстаивать свою позицию, находить ответы на вопросы. Регулятивные: принимать учебную задачу, воспринимать информацию учителя, составлять план работы с учебником ,выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы. | Таблицы, рисунки учебника с изображением бактерий, портрет Луи Пастера. | П.4 | |
5 |
| Грибы – царство живой природы. Строение грибной клетки. | Комбинированный урок 1 | Отличительные признаки царства грибов и особенности строения различных грибов. Сходство грибов с растениями и животными. Строение грибной клетки. Питание грибов. Размножение грибов. | Личностные: Формирование целостного мировоззрения. Личностное, жизненное самоопределение, формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками в процессе образовательной деятельности. Познавательные: Определение цели своего обучения. Установление причинно-следственных связей адаптации организмов, строения и свойств организмов, единства происхождения. Выбор критериев для сравнения, классификации живых объектов Коммуникативные: Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность, работать индивидуально, умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации. Регулятивные: Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, прогнозирование. Умение корректировать свои действия относительно заданного эталона | Просмотр видеоурока на диске Плодовые тела шляпочных грибов, модели грибов. Учебник, рабочая тетрадь | П.5 | |
6 |
| Многообразие грибов, их роль в жизни человека.
Лабораторная работа № 1 «Строение и разнообразие шляпочных грибов» | Комбинированный урок 1 | Многообразие грибов, их роль в жизни человека. Съедобные, ядовитые и плесневые грибы, особенности их строения и процессов жизнедеятельности. Правила сбора грибов. | Личностные: учащиеся учатся отличать грибы съедобные от ядовитых, осваивают приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками в процессе образовательной деятельности Познавательные: Определение цели своего обучения. Выдвижение гипотез строения, происхождения в соответствии с особенностями жизнедеятельности организмов, а также их доказательство Анализ информации (текста, иллюстраций, схем и др.) с выделением существенных признаков Коммуникативные: Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность, работать индивидуально. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации. Регулятивные: Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, прогнозирование. | Учебник, рабочая тетрадь, муляжи плодовых тел шляпочных грибов | П.6 | |
7 |
| Грибы – паразиты растений, животных и человека. Меры борьбы с грибами-паразитами. | Комбинированный урок 1 | Грибы – паразиты растений, животных и человека, особенности строения и жизнедеятельности. Меры борьбы с грибами-паразитами. | Личностные: Формирование целостного мировоззрения. Личностное, жизненное самоопределение, формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками в процессе образовательной деятельности. Познавательные: Установление причинно-следственных связей. Анализ информации (текста, иллюстраций, схем и др.) с выделением существенных признаков Коммуникативные: Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность, работать индивидуально, умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации Регулятивные: Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, прогнозирование. | Презентация «Ядовитые и съедобные грибы», рисунки с изображением шляпочных грибов, грибов-паразитов | П.7 | |
8 |
| Лишайники – комплексные симбиотические организмы. | Комбинированный урок 1 | Особенности строения и жизнедеятельности лишайников. Разнообразие и распространение лишайников. Роль лишайников в природе. Лишайники – индикаторы степени загрязнения окружающей среды. Значение лишайников в жизни человека. Охрана лишайников. | Личностные: Личностное, жизненное самоопределение, формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками в процессе образовательной деятельности. ПознавательныеУстановление причинно-следственных связей. Распознавать лишайники на таблицах и гербарном материале. Коммуникативные: Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность, работать индивидуально, умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации Регулятивные: Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, прогнозирование. | Просмотр видеоурока на диске Коллекция лишайников, таблицы, рисунки с изображением лишайников. | П.8 | |
Многообразие растительного мира (26 часов) | ||||||||
9 |
| Водоросли, общая характеристика. | Урок изучение нового материала 1 | Водоросли, общая характеристика. Многообразие и среда обитания водорослей. Особенности строения и питания водорослей. Размножение водорослей. | Личностные: Формировать экологическое мышление Познавательные: давать определение понятию на основе изученного материала Коммуникативные: Владеть письменной и устной речью на основе представления о тексте. Регулятивные: Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной деятельности. | Просмотр видеоурока на диске Таблицы, рисунки с изображением одноклеточных и многоклеточных водорослей, гербарные экземпляры. | П.9 | |
10 |
| Многообразие одноклеточных и многоклеточных зеленых водорослей.
Лабораторная работа № 2 «Строение зеленых водорослей» | Комбинированный урок 1 | Особенности строения, многообразие и приспособленность к среде обитания красных и бурых водорослей. | Личностные: Формировать экологическое мышление Познавательные: оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради Коммуникативные: уметь распределять роли при выполнении лабораторной работы в парах Регулятивные: сравнивать объекты на гербариях с их изображением на рисунках и определять их | Таблицы, рисунки с изображением одноклеточных и многоклеточных водорослей, гербарные экземпляры. | П.10 | |
11 |
| Значение водорослей в природе и жизни человека. | Комбинированный урок 1 | Значение водорослей в природе и жизни человека. | Личностные: Формировать экологическое мышление Познавательные: Установление причинно-следственных связей. Анализ информации (текста, иллюстраций, схем и др.) с выделением существенных признаков Коммуникативные: Владеть письменной и устной речью на основе представления о тексте. Регулятивные: Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной деятельности. | Таблицы, рисунки с изображением одноклеточных и многоклеточных водорослей, гербарные экземпляры. | П.11 | |
12 |
| Высшие споровые растения. | Комбинированный урок 1 | Высшие споровые растения, происхождение, общая характеристика. Жизненные цикл высших споровых растений. | Личностные: Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы Познавательные: Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей Коммуникативные: Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. Регулятивные: работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. | Просмотр видеоурока на диске Учебник, рабочая тетрадь, гербарные экземпляры высших растений | П.12 | |
13 |
| Мхи, строение и жизнедеятельность.
Лабораторная работа № 3 «Строение мха» | Комбинированный урок 1 | Моховидные – высшие споровые растения. Среда обитания, особенности питания. Особенности строения печёночных и листостебельных мхов. Размножение мхов. Значение мхов в природе и жизни человека. | Личностные: формируется научное мировоззрение на основе сравнения низших и высших растений и установления усложнений в их строении в процессе эволюции. Познавательные: выделяют существенные признаки высших споровых растений. Коммуникативные: отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. Регулятивные: определение последовательности действий при работе с учебником. | Гербарные экземпляры высших растений, кукушкина льна, сфагнума или других мхов, таблицы, рисунки с изображением мхов. | П.13 | |
14 |
| Папоротники, строение и жизнедеятельность. Многообразие папоротников. Их роль в природе.
Лабораторная работа № 4 «Строение папоротника» | Комбинированный урок 1 | Папоротниковидные – высшие споровые растения. Местообитание и особенности строения папоротников, их усложнение по сравнению с мхами. Размножение папоротников. | Личностные: Развитие познавательных интересов. Познавательные: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей Коммуникативные: уметь распределять роли при выполнении лабораторной работы в парах Регулятивные: развиваются навыки выполнения лабораторной работы по инструктивной карточке и оформления ее результатов | Просмотр видеоурока на диске Гербарные экземпляры папоротников, таблицы, рисунки с изображением папоротников | П.14 | |
15 |
| Плауновидные, хвощевидные, общая характеристика. | Комбинированный урок 1 | Плауновидные, хвощевидные, общая характеристика. Значение плаунов, хвощей и папоротников в природе и жизни человека. | Личностные: формируется научное мировоззрение на основе сравнения низших и высших растений и установления усложнений в их строении в процессе эволюции. Познавательные: выделяют существенные признаки высших споровых растений. Коммуникативные: отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. Регулятивные: определение последовательности действий при работе с учебником. | Гербарные экземпляры плаунов, хвощей, таблицы, рисунки с изображением плауновидных, хвощевидных. | П.15 | |
16 |
| Голосеменные растения, общая характеристика. Значение голосеменных. | Комбинированный урок 1 | Возникновение семенного размножения – важный этап в эволюции растений. Отличие семени от споры. Первоначальные сведения о преимуществах семенного размножения. Жизненный цикл голосеменных. Значение голосеменных. | Личностные: С учётом многообразия постепенно вырабатывать свои собственные ответы на основные жизненные вопросы. Познавательные: давать определение понятию на основе изученного материала Коммуникативные: Владеть письменной и устной речью на основе представления о тексте Регулятивные: Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной деятельности. | Просмотр видеоурока на диске Коллекция голосеменных растений, гербарные экземпляры сосны, ели, лиственницы, таблицы, рисунки с изображением голосеменных растений. | П.16 | |
17 |
| Разнообразие хвойных растений.
Лабораторная работа № 5 «Строение хвои и шишек хвойных» | Комбинированный урок 1 | Разнообразие хвойных растений. Характеристика хвойных растений.
| Личностные: формируется научное мировоззрение на основе сравнения голосеменных и высших растений и установления усложнения в их строении. Познавательные: имеют представление о характерных признаках и многообразии голосеменных растений, освоили понятие «семенные растения» Коммуникативные: уметь распределять роли при выполнении лабораторной работы в парах Регулятивные: развиваются навыки выполнения лабораторной работы по инструктивной карточке и оформления ее результатов | Учебник, рабочая тетрадь, шишки, хвоя | П.17 | |
18 |
| Покрытосеменные растения, особенности строения, жизнедеятельности, многообразие. Классы покрытосеменных. | Комбинированный урок 1 | Покрытосеменные, или Цветковые, растения как высоорганизованная и господствующая группа растительного мира. Многообразие покрытосеменных. Значение покрытосеменных. | Личностные: формируется научное мировоззрение на основе сравнения голосеменных и покрытосеменных растений и установления усложнений в их строении. Познавательные: выделяют существенные признаки покрытосеменных растений, многообразие покрытосеменных растений. Оперируют понятиями: «плод», «цветок», «жизненные формы». Коммуникативные: отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. Регулятивные: развитие умения выделять существенные признаки покрытосеменных растений | Просмотр видеоурока на диске Гербарные экземпляры цветковых растений, таблицы, рисунки с изображением разных видов покрытосеменных, строения цветка, схемы развития цветкового растения | П.18 | |
19 |
| Строение семян однодольных и двудольных растений.
Лабораторная работа № 6 «Строение семени двудольного растения», «Строение семени однодольного растения» | Комбинированный урок 1 | Строение семян однодольных и двудольных растений. Различия в строении семени однодольного и двудольного растения. Биологическая роль семени.
| Личностные: Формирование мотивации (учебной, социальной), осознание границы собственного знания и «незнания». Развитие навыков сотрудничества со сверстниками, освоение основ толерантного и межкультурного взаимодействия в группе; развитие самостоятельности; формирование осознанной мотивации к выполнению задания. Познавательные: Построение логических цепочек с установлением причинно-следственных связей между понятиями Структурирование знаний из личного опыта Коммуникативные: уметь распределять роли при выполнении лабораторной работы в парах Регулятивные: развиваются навыки выполнения лабораторной работы по инструктивной карточке и оформления ее результатов | Учебник, рабочая тетрадь, таблицы строение семян | П.19 | |
20 |
| Виды корней и типы корневых систем.
Лабораторная работа № 7 «Стержневая и мочковатая корневые системы» | Комбинированный урок 1 | Виды корней и типы корневых систем. Функции корня. Строение корня, зоны корня.
| Личностные: Развитие навыков сотрудничества со сверстниками, освоение основ толерантного и межкультурного взаимодействия в группе; развитие самостоятельности; формирование осознанной мотивации к выполнению задания. Развитие навыков сотрудничества со сверстниками, освоение основ толерантного и межкультурного взаимодействия, развитие самостоятельности; формирование осознанной мотивации к выполнению задания. Познавательные: Структурирование знаний из личного опыта. Построение логических цепочек с установлением причинно-следственных связей между понятиями Коммуникативные: уметь распределять роли при выполнении лабораторной работы в парах Регулятивные: развиваются навыки выполнения лабораторной работы по инструктивной карточке и оформления ее результатов | Учебник, рабочая тетрадь, таблицы строение корней и виды корневых систем | П.20 | |
21 |
| Видоизменения корней. | Комбинированный урок 1 | Видоизменения корней. Влияние условий среды на корневую систему растения. | Личностные: Развитие навыков сотрудничества со сверстниками, освоение основ толерантного и межкультурного взаимодействия в группе; развитие самостоятельности; формирование осознанной мотивации к выполнению задания. Познавательные: Построение логических цепочек с установлением причинно-следственных связей между понятиями Структурирование знаний из личного опыта Коммуникативные: Умение задавать вопросы, сотрудничать в группе при выполнении исследовательских заданий, инициативное сотрудничество в сборе информации на основе практических опытов Регулятивные: Умение высказывать предположение и его доказать. Действие целеполагания, умение преобразовывать практическую задачу в познавательную | Учебник, рабочая тетрадь, таблица видоизменение корней | П.21 | |
22 |
| Побег. Листорасположение. Почка – зачаточный побег. | Комбинированный урок 1 | Побег. Листорасположение. Значение побега в жизни растений. Почка – зачаточный побег. Виды почек, строение почек. Рост и развитие побега. | Личностные: Проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук, осуществляют нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, демонстрируют способность видеть красоту весенних побегов Познавательные: Использовать приёмы работы с информацией (поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации), выполнять постановку и формулирование проблемы Коммуникативные: сотрудничество с учителем и сверстниками, определение целей, функции участников, способов взаимодействия, использование речевых средств для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнение разных точек зрения, аргументация своей точки зрения, отстаивание своей точки зрения, отстаивание своей позиции, умение строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, активно слушать одноклассников и принимать их позицию Регулятивные: принимать учебную задачу, адекватно воспринимать информацию учителя, составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы. | Учебник, рабочая тетрадь, таблица побег | П.22 | |
23 |
| Строение стебля. Лабораторная работа № 8 «Внутреннее строение ветки дерева» | Комбинированный урок 1 | Строение стебля. Стебель как часть побега. Разнообразие стеблей. Внутреннее строение стеблей. Значение стебля.
| Личностные: Формирование мотивации (учебной, социальной), осознание границы собственного знания и «незнания» Развитие навыков сотрудничества со сверстниками, освоение основ толерантного и межкультурного взаимодействия в группе; развитие самостоятельности; формирование осознанной мотивации к выполнению задания Познавательные: Структурирование знаний из личного опыта. Построение логических цепочек с установлением причинно-следственных связей между понятиями Коммуникативные: уметь распределять роли при выполнении лабораторной работы в парах Регулятивные: развиваются навыки выполнения лабораторной работы по инструктивной карточке и оформления ее результатов | Учебник, рабочая тетрадь, ветка дерева | П.23 | |
24 |
| Лист. Основные функции листа. | Комбинированный урок 1 | Лист. Основные функции листа. Разнообразие листьев по величине, форме, окраске. Внешнее строение листа: форма, расположение на стебле, жилкование. | Личностные: Проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук, осуществляют нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, демонстрируют способность видеть красоту молодых весенних листьев Познавательные: Использовать приёмы работы с информацией (поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации), выполнять постановку и формулирование проблемы Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, определение целей, функции участников, способов взаимодействия, использование речевых средств для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнение разных точек зрения, аргументация своей точки зрения, отстаивание своей точки зрения, отстаивание своей позиции, умение строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, активно слушать одноклассников и принимать их позицию. Регулятивные: принимать учебную задачу, адекватно воспринимать информацию учителя, составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы. | Учебник, рабочая тетрадь, листья разных деревьев | П.24 | |
25 |
| Клеточное строение листа.
Лабораторная работа № 9 «Строение кожицы листа» | Комбинированный урок 1 | Строение кожицы листа и её функции. Строение и роль устьиц. | Личностные: Формирование мотивации (учебной, социальной), осознание границы собственного знания и «незнания». Развитие навыков сотрудничества со сверстниками, освоение основ толерантного и межкультурного взаимодействия в группе; развитие самостоятельности; формирование осознанной мотивации к выполнению задания Познавательные: Структурирование знаний из личного опыта. Построение логических цепочек с установлением причинно-следственных связей между понятиями Коммуникативные: уметь распределять роли при выполнении лабораторной работы в парах Регулятивные: развиваются навыки выполнения лабораторной работы по инструктивной карточке и оформления ее результатов | Учебник, рабочая тетрадь, микроскоп, предметные стекла, листья традесканции | П.25 | |
26 |
| Видоизменение побегов.
Лабораторная работа № 10 «Строение клубня, луковицы» | Комбинированный урок 1 | Видоизменение побегов: корневище, клубень, луковица. | Личностные: Формирование мотивации (учебной, социальной), осознание границы собственного знания и «незнания». Развитие навыков сотрудничества со сверстниками, освоение основ толерантного и межкультурного взаимодействия в группе; развитие самостоятельности; формирование осознанной мотивации к выполнению задания Познавательные: Структурирование знаний из личного опыта. Построение логических цепочек с установлением причинно-следственных связей между понятиями Коммуникативные: уметь распределять роли при выполнении лабораторной работы в парах Регулятивные: развиваются навыки выполнения лабораторной работы по инструктивной карточке и оформления ее результатов | Учебник, рабочая тетрадь, лупа, клубень картофеля, луковица репчатого лука | П.26 | |
27 |
| Строение и разнообразие цветков. | Комбинированный урок 1 | Цветок – видоизменённый укороченный побег. Развитие цветка из генеративной почки. Строение цветка. Околоцветник. Двудомные и однодомные растения. | Личностные: Представление о цветках как органах, обеспечивающих половое размножение покрытосеменных растений. Познавательные: умение воспроизводить информацию по памяти, выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач, делать выводы на основе полученной информации, устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками, проводить сравнение объектов. Коммуникативные: умение воспринимать информацию на слух, строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы Регулятивные: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы. Развитие навыков самооценки и самоанализа | Учебник, рабочая тетрадь, муляж цветка | П.27 | |
28 |
| Соцветия. Типы соцветий. | Комбинированный урок 1 | Соцветия. Типы соцветий. Биологическое значение соцветий. | Личностные: Представление о цветках как органах, обеспечивающих половое размножение покрытосеменных растений. Принятие правил работы в кабинете биологии во время проведения лабораторных занятий. Познавательные: умение воспроизводить информацию по памяти, выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач, делать выводы на основе полученной информации, устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками, проводить сравнение объектов. Коммуникативные: умение воспринимать информацию на слух, строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы Регулятивные: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы. Развитие навыков самооценки и самоанализа | Учебник, рабочая тетрадь | П.28 | |
29 |
| Плоды. Строение плодов.
Лабораторная работа № 11 «Классификация плодов» | Комбинированный урок 1 | Плоды. Строение плодов. Разнообразие плодов. Функции плодов.
| Личностные: Формирование мотивации (учебной, социальной), осознание границы собственного знания и «незнания». Развитие навыков сотрудничества со сверстниками, освоение основ толерантного и межкультурного взаимодействия в группе; развитие самостоятельности; формирование осознанной мотивации к выполнению задания Познавательные: Структурирование знаний из личного опыта. Построение логических цепочек с установлением причинно-следственных связей между понятиями Коммуникативные: уметь распределять роли при выполнении лабораторной работы в парах Регулятивные: развиваются навыки выполнения лабораторной работы по инструктивной карточке и оформления ее результатов | Учебник, рабочая тетрадь, коллекция плодов | П.29 | |
30 |
| Размножение покрытосеменных растений. | Комбинированный урок 1 | Опыление, его типы. Роль опыления в образовании плодов и семян. Оплодотворение цветковых растений, образование плодов и семян. Биологическое значение оплодотворения. | Личностные: Представление о цветках как органах, обеспечивающих половое размножение покрытосеменных растений. Познавательные: умение воспроизводить информацию по памяти, выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач, делать выводы на основе полученной информации, устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками, проводить сравнение объектов. Коммуникативные: умение воспринимать информацию на слух, строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы Регулятивные: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы. Развитие навыков самооценки и самоанализа | Просмотр видеоурока на диске Учебник, рабочая тетрадь | П.30 | |
31 |
| Классификация покрытосеменных растений. | Комбинированный урок 1 | Признаки растений классов двудольных и однодольных. Семейства покрытосеменных растений. | Личностные: уметь объяснять необходимость знаний о многообразии покрытосеменных и особенностях их строения для понимания причин их широкого распространения и господства в растительном мире. Уважительное отношение к одноклассникам и учителю. Потребность в объективной оценке своей деятельности, оценки результатов деятельности со стороны окружающих Познавательные: умеют структурировать информацию, подбирают критерии для характеристики объектов. Умеют работать с понятийным аппаратом. Устанавливают соответствие между объектами и их характеристиками, умеют сравнивать и делать выводы Коммуникативные: Умение воспринимать разные формы информации и правильно формулировать вопросы и слушать ответы Регулятивные: Умение организовано выполнять задания. Развитие навыков самооценки | Просмотр видеоурока на диске Учебник, рабочая тетрадь | П.31 | |
32 |
| Класс Двудольные.
Лабораторная работа № 12 «Семейства двудольных» | Комбинированный урок 1 | Семейства двудольных растений: Крестоцветные, Розоцветные, Паслёновые, Сложноцветные, Мотыльковые (Бобовые). | Личностные: уметь объяснять необходимость знаний о биологических особенностях культурных растений семейств Крестоцветных и Розоцветных для их практического использования. Потребность в объективной оценке своей деятельности, оценки результатов деятельности со стороны окружающих Познавательные: уметь структурировать информацию, подбирать критерии для характеристики объектов. Умение работать с понятийным аппаратом. Устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками, умение сравнивать и делать выводы. Коммуникативные: уметь распределять роли при выполнении лабораторной работы в парах Регулятивные: развиваются навыки выполнения лабораторной работы по инструктивной карточке и оформления ее результатов | Просмотр видеоурока на диске Учебник, рабочая тетрадь, лупа, гербарные экземпляры | П.32 | |
33 |
| Класс Однодольные.
Лабораторная работа № 13 «Строение злакового растения» | Комбинированный урок 1 | Семейства: Злаковые. Лилейные. Дикорастущие и культурные виды, их многообразие. Охрана редких и исчезающих видов. | Личностные: уметь объяснять необходимость знаний о биологических особенностях культурных растений семейств Злаковых и Лилейных для их практического использования. Умение применять полученные знания на практике. Потребность в объективной оценки своей работы. Познавательные: Уметь работать с различными видами лабораторного оборудования, изобразительной наглядностью. Умение проводить сравнение и делать выводы на основе полученной информации Коммуникативные: уметь распределять роли при выполнении лабораторной работы в парах Регулятивные: развиваются навыки выполнения лабораторной работы по инструктивной карточке и оформления ее результатов | Просмотр видеоурока на диске Учебник, рабочая тетрадь, лупа, гербарные экземпляры | П.33 | |
34 |
| Обобщающий урок по теме «Многообразие растительного мира» | Урок систематизации и обобщения знаний и умений 1 | Обобщение и систематизация полученных знаний. | Личностные: формируется научное мировоззрение в связи с развитием у учащихся представления о единстве живого. Познавательные: работать с текстом и иллюстрациями учебника Коммуникативные: владение различными формами устных выступлений Регулятивные: развивается умение анализировать и обобщать имеющиеся знания. | Учебник, рабочая тетрадь |
| |
Многообразие животного мира (26 часов) | ||||||||
Беспозвоночные животные | ||||||||
35 |
| Многообразие животного мира. | Урок изучение нового материала 1 | Общие сведения о животном мире. Многообразие животных. Сходство животных с другими организмами и отличия от них. Классификация животных. Охрана животного мира. | Личностные: Знание многообразия животного мира своей страны и др. стран; Законы по охране животного мира. Познавательные: Поиск и отбор информации. Речевое развитие Коммуникативные: Сотрудничество с учителем и учащимися; Выражение своих мыслей при ответах на вопросы. Регулятивные: Составление таблиц, Определение последовательности действий при работе с учебником | Просмотр видеоурока на диске
| П.34 | |
36 |
| Одноклеточные животные. Особенности строения, жизнедеятельности, многообразие одноклеточных. | Комбинированный урок 1 | Одноклеточные животные, или Простейшие, общая характеристика. Особенности строения и жизнедеятельности простейших. | Личностные: Понимание необходимости и соответствия приспособлений организмов к условиям среды, в которой они обитают. Познавательные: Исследование, поиск и отбор информации, ее структурирование. Речевое развитие, выделение признаков простейших, Коммуникативные: Сотрудничество с учителем и учащимися. Выражение своих мыслей при ответах на вопросы. Регулятивные: Определение последовательности действий при работе с учебником. | Презентация «Подцарство Одноклеточные» Таблицы с изображением одноклеточных животных. | П.35 | |
37 |
| Паразитические простейшие, особенности строения и жизнедеятельности. | Комбинированный урок 1 | Паразитические простейшие, особенности строения и жизнедеятельности. Меры борьбы и профилактики с паразитическими простейшими. Значение простейших. | Личностные: Понимание необходимости и соответствия приспособлений организмов к условиям среды, в которой они обитают. Познавательные: Знакомятся с многообразием простейших, особенностями их строения и значением в природе и жизни человека. Знакомятся с многообразием простейших, особенностями их строения и значением в природе и жизни человека Коммуникативные: Умение работать в составе группы. Регулятивные: Составление плана работы c учебником, прогнозирование результатов работы | Таблицы, рисунки с изображением простейших. | П.36 | |
38 |
| Многоклеточные животные. Ткани, органы, системы органов.
Лабораторная работа № 14 «Изучение многообразия тканей животного» | Комбинированный урок 1 | Ткани, органы, системы органов многоклеточных животных. Типы тканей многоклеточных животных (покровная, соединительная, мышечная, нервная). | Личностные: формируется научное мировоззрение в связи с развитием у учащихся представления о единстве живого. Познавательные: Поиск и отбор информации. Речевое развитие Коммуникативные: уметь распределять роли при выполнении лабораторной работы в парах Регулятивные: развиваются навыки выполнения лабораторной работы по инструктивной карточке и оформления ее результатов | Таблицы с изображением многоклеточных животных. | П.37 | |
39 |
| Тип Кишечнополостные. Особенности строения, жизнедеятельности, многообразие кишечнополостных. | Комбинированный урок 1 | Тип Кишечнополостные, внешнее строение, образ жизни. Размножение гидры: бесполое и половое. Рефлекс. | Личностные: Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников Осознание существования разнообразных взаимоотношений между живыми организмами в природе. Познавательные: Умение работать с различными источниками информации, готовить сообщения, представлять результаты работы классу Коммуникативные: Умение воспринимать информацию на слух, задавать вопросы. Регулятивные: Умение определять цель работы, планировать ее выполнение | Презентация «Кишечнополостные» | П.38 | |
40 |
| Многообразие кишечнополостных. | Комбинированный урок 1 | Многообразие кишечнополостных. Практическое использование кораллов. | Личностные: Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников Осознание существования разнообразных взаимоотношений между живыми организмами в природе. Познавательные: Умение работать с различными источниками информации, готовить сообщения, представлять результаты работы классу Коммуникативные: Умение воспринимать информацию на слух, задавать вопросы. Регулятивные: Умение определять цель работы, планировать ее выполнение | Просмотр видеоурока на диске Учебник, рабочая тетрадь | П.39 | |
41 |
| Общая характеристика червей. Тип Плоские черви. | Комбинированный урок 1 | Общая характеристика червей. Тип Плоские черви, классификация, особенности строения и жизнедеятельности. Профилактика заражения плоскими червями. | Личностные: Умение применять полученные на уроке знания на практике, понимание важности сохранения здоровья Осознание необходимости соблюдения правил, позволяющих избежать заражения паразитическими червями. Познавательные: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы Коммуникативные: умение слушать учителя, извлекать информацию из различных источников. Регулятивные: Умение организовать выполнение заданий учителя. | Просмотр видеоурока на диске Таблицы с изображением представителей плоских червей или рисунки учебника. | П.40 | |
42 |
| Тип Круглые черви, особенности строения и жизнедеятельности. Тип Кольчатые черви, особенности строения и жизнедеятельности. | Комбинированный урок 1 | Тип Круглые черви, распространение, особенности строения и жизнедеятельности. Меры профилактики заражения круглыми червями. Тип Кольчатые черви, особенности строения и жизнедеятельности. Значение кольчатых червей. | Личностные: Умение применять полученные на уроке знания на практике, понимание важности сохранения здоровья Познавательные: Уметь подбирать критерии для характеристики объектов, работать с понятийным аппаратом, сравнивать и делать выводы Систематизируют кольчатых червей. Дают характеристику типа Кольчатые черви Коммуникативные: Уметь воспринимать разные виды информации. Уметь отвечать на вопросы учителя, слушать ответы других Регулятивные: Умение организовано выполнять задания. Развитие навыков самооценки | Просмотр видеоурока на диске Таблицы, рисунки с изображением схем строения круглых и кольчатых червей, многообразия их видов. | П.41 | |
43 |
| Тип Моллюски, общая характеристика. Класс Брюхоногие моллюски. Класс Двустворчатые моллюски. | Комбинированный урок 1 | Тип Моллюски, общая характеристика. Класс Брюхоногие моллюски, распространение, особенности строения и жизнедеятельности. Многообразие и значение брюхоногих моллюсков. Класс Двустворчатые моллюски, распространение, особенности строения и жизнедеятельности. Многообразие и значение двустворчатых моллюсков. | Личностные: Осознание существования разнообразных взаимоотношений между живыми организмами в природе. Познавательные: Знания общей характеристики типа Моллюсков. Знания о местообитании, строении и образе жизни представителей классов Брюхоногие и Двустворчатые. Коммуникативные: В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль. Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) Регулятивные: Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности. | Презентация «Моллюски» Раковины моллюсков, таблицы, рисунки учебника с изображением моллюсков. | П.42 | |
44 |
| Класс Головоногие моллюски. | Комбинированный урок 1 | Класс Головоногие моллюски, распространение, особенности строения и жизнедеятельности. Многообразие и значение головоногих моллюсков. | Личностные: Познавательный интерес к естественным наукам Познавательные: Знания о местообитании, строении и образе жизни представителей Головоногих моллюсков. Знания о значении моллюсков в природе и жизни человека Коммуникативные: Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. Регулятивные: Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы | Просмотр видеоурока на диске Учебник, рабочая тетрадь | П.43 | |
45 |
| Тип Членистоногие, общая характеристика. Класс Ракообразные, распространение, особенности строения и жизнедеятельности. | Комбинированный урок 1 | Тип Членистоногие как наиболее высокоорганизованные беспозвоночные животные, общая характеристика. Класс Ракообразные, распространение, особенности строения и жизнедеятельности. Многообразие и значение ракообразных животных. | Личностные: Учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам. Познавательные: умение работать с текстом, выделять в нем главное, анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия. Давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала; осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей, представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков. Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации Коммуникативные: отстаивают свою точку зрения, приводят аргументы, Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории, В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль. Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами Регулятивные: Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности. | Просмотр видеоурока на диске Коллекция членистоногих, таблицы с изображением членистоногих разных классов, рисунки в учебнике. | П.44 | |
46 |
| Класс Паукообразные, распространение, особенности строения и жизнедеятельности. | Комбинированный урок 1 | Класс Паукообразные, распространение, особенности строения и жизнедеятельности. Многообразие и значение паукообразных животных. | Личностные: Учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков. Учиться признавать противоречивость и незавершенность своих взглядов на мир, возможность их изменения. Учиться самостоятельно выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие безопасный образ жизни и сохранение здоровья – своего, а так же близких людей и окружающих. Познавательные: умение работать с текстом, выделять в нем главное, анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия. Давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала; осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей, представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков. Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации Коммуникативные: отстаивают свою точку зрения, приводят аргументы, Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. Регулятивные: Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности | Просмотр видеоурока на диске Таблицы с изображением паукообразных. | П.45 | |
47 |
| Класс Насекомые, распространение, особенности строения и жизнедеятельности. | Комбинированный урок 1 | Класс Насекомые, распространение, особенности внешнего и внутреннего строения. Развитие насекомых с полным и неполным превращением. | Личностные: Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам. Использовать свои интересы для выбора индивидуальной образовательной траектории, потенциальной будущей профессии и соответствующего профильного образования. Учиться самостоятельно выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие безопасный образ жизни и сохранение здоровья – своего, а так же близких людей и окружающих. Познавательные: умение работать с текстом, выделять в нем главное, анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия. Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации. Коммуникативные: отстаивают свою точку зрения, приводят аргументы, Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. Регулятивные: Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности. Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности. | Презентация «Внутреннее строение насекомых» Коллекции насекомых, таблицы с изображением строения насекомого, рисунки из книг. | П.46 | |
48 |
| Многообразие и значение насекомых. | Комбинированный урок 1 | Многообразие и значение насекомых. Особенности жизнедеятельности общественных насекомых. Пчеловодство. Охрана беспозвоночных животных. | Личностные: Учиться признавать противоречивость и незавершенность своих взглядов на мир, возможность их изменения. Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам. Познавательные: умение работать с текстом, выделять в нем главное, анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия. Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации Коммуникативные: отстаивают свою точку зрения, приводят аргументы, Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. Регулятивные: Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. | Таблицы с изображением насекомых разных отрядов, рисунки, коллекции. | П.47 | |
49 |
| Обобщающий урок по теме «Беспозвоночные животные» | Урок систематизации и обобщения знаний и умений 1 | Обобщение и систематизация полученных знаний | Личностные: формируется научное мировоззрение в связи с развитием у учащихся представления о единстве живого. Познавательные: работать с текстом и иллюстрациями учебника Коммуникативные: владение различными формами устных выступлений Регулятивные: развивается умение анализировать и обобщать имеющиеся знания. | Учебник, рабочая тетрадь |
| |
Позвоночные животные | ||||||||
50 |
| Тип Хордовые, общая характеристика. | Комбинированный урок 1 | Тип Хордовые, общая характеристика. Особенности строения и жизнедеятельности ланцетника. | Личностные: Осознают и осмысливают информацию о характерных особенностях животных Типа Хордовые, их многообразии, значении в природе и жизни человека. Рефлексируют, оценивают результаты деятельности Познавательные: осуществляют поиск и отбор необходимой информации Коммуникативные: высказывают свою точку зрения, задают вопросы, выражают свои мысли Регулятивные: Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности. | Просмотр видеоурока на диске Чучела различных позвоночных, таблицы, рисунки с изображением хордовых. | П.48 | |
51 |
| Строение и жизнедеятельность рыб.
Лабораторная работа № 15 «Изучение внешнего строения рыбы» | Комбинированный урок 1 | Строение и жизнедеятельность рыб. Особенности внешнего и внутреннего строения рыб в связи с приспособленностью к водной среде обитания. Особенности размножения и развития рыб.
| Личностные: Осознают и осмысливают информацию о характерных особенностях животных класса Рыбы, их многообразии, значении в природе и жизни человека. Рефлексируют, оценивают результаты деятельности Познавательные: осуществляют поиск и отбор необходимой информации Коммуникативные: уметь распределять роли при выполнении лабораторной работы в парах Регулятивные: развиваются навыки выполнения лабораторной работы по инструктивной карточке и оформления ее результатов | Презентация «Внутреннее строение рыб» Муляжи рыб | П.49 | |
52 |
| Приспособленность рыб к условиям обитания. Значение рыб. | Комбинированный урок 1 | Приспособленность рыб к условиям обитания. Значение рыб. | Личностные: Осознают и осмысливают информации о характерных особенностях животных класса Костные рыбы, их многообразии, эстетической ценности, значении в природе и жизни человека, правилах рыбной ловли и охраны водоемов Познавательные: Выявляют приспособленность рыб к среде обитания. Объяснять значение рыб. Коммуникативные: задают вопросы, выражают свои мысли Регулятивные: Обсуждают меры увеличения численности промысловых рыб. Работают с дополнительными источниками информации корректируют свои знания | Просмотр видеоурока на диске Таблицы, рисунки с изображением морских и пресноводных рыб. | П.50 | |
53 |
| Класс Земноводные, общая характеристика. | Комбинированный урок 1 | Класс Земноводные, общая характеристика. Особенности строения и процессов жизнедеятельности. Многообразие земноводных, их охрана. | Личностные: Развивают любознательность, умение сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, Осознают и осмысливают информации о характерных особенностях животных класса Земноводных, их многообразии, значении в природе и жизни человека Познавательные: Выявляют различия в строении рыб и земноводных. Раскрывают значение земноводных в природе Коммуникативные: умение слушать одноклассников, высказывать свою точку зрения. Регулятивные: корректируют свои знания Умение организовано выполнять задания. Развитие навыков самооценки | Просмотр видеоурока на диске Таблицы, рисунки с изображением земноводных, скелет лягушки. | П.51 | |
54 |
| Класс Пресмыкающиеся, общая характеристика. | Комбинированный урок 1 | Класс Пресмыкающиеся, общая характеристика, особенности внешнего и внутреннего строения в связи со средой обитания. Многообразие пресмыкающихся, их охрана. | Личностные: Развивают любознательность, умение сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, работать с электронными учебниками, составлять схемы Осознают и осмысливают информации о характерных особенностях животных класса Пресмыкающихся, их многообразии, значении в природе и жизни человека. Познавательные: Сравнивают строение земноводных и пресмыкающихся Коммуникативные: отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы. Уметь терпимо относится к мнению другого человека и при случаи признавать свои ошибки. Регулятивные: Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности. Уметь самостоятельно контролировать своё время | Просмотр видеоурока на диске Таблицы с изображением пресмыкающихся и схем их строения | П.52 | |
55 |
| Класс Птицы, общая характеристика.
Лабораторная работа № 16 «Изучение внешнего строения птицы»
| Комбинированный урок 1 | Класс Птицы, общая характеристика, особенности внешнего и внутреннего строения в связи со средой обитания. | Личностные: Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам. Познавательные: Проводят наблюдения за внешним строением птиц. Коммуникативные: уметь распределять роли при выполнении лабораторной работы в парах Регулятивные: развиваются навыки выполнения лабораторной работы по инструктивной карточке и оформления ее результатов | Чучела птиц, наборы перьев, скелет голубя, таблицы о строении птиц. | П.53 | |
56 |
| Многообразие птиц. Охрана птиц. | Комбинированный урок 1 | Многообразие птиц. Охрана птиц. Их значение. Птицеводство. Породы птиц. | Личностные: Иметь навыки продуктивного сотрудничества со сверстниками. Умение грамотно использовать в устной и письменной речи биологическую терминологию Познавательные: умение работать с текстом, выделять в нем главное, работать с наглядными пособиями, таблицами. Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия. Коммуникативные: отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы. Уметь терпимо относится к мнению другого человека и при случаи признавать свои ошибки. Регулятивные: Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности. Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности. Уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им. | Просмотр видеоурока на диске Чучела птиц, таблицы, рисунки с изображением птиц разных экологических групп. | П.54 | |
57 |
| Класс Млекопитающие, или Звери. Общая характеристика. | Комбинированный урок 1 | Класс Млекопитающие, или Звери. Общая характеристика, особенности внешнего и внутреннего строения в связи со средой обитания. | Личностные: Формирование бережного отношения к природе Познавательные: Сравнивают изучаемые классы животных между собой. Выявляют приспособленности этих животных к различным условиям и местам обитания Коммуникативные: умение работать с дополнительными источниками информации использование для поиска возможности Интернета. Регулятивные: Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий | Просмотр видеоурока на диске Скелет млекопитающего; таблицы по строению млекопитающих; изображения зверей разных отрядов. | П.55 | |
58 |
| Многообразие млекопитающих. Первозвери. Настоящие звери. | Комбинированный урок 1 | Многообразие млекопитающих. Первозвери. Настоящие звери. | Личностные: Отрабатывают умение работы с разными источниками информации. Познавательные: Сравнивают изучаемые классы животных между собой. Выявляют приспособленности этих животных к различным условиям и местам обитания Коммуникативные: умение работать с дополнительными источниками информации использование для поиска возможности Интернета. Регулятивные: Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий | Скелет млекопитающего; таблицы по строению млекопитающих; изображения зверей разных отрядов.
| П.56 | |
59 |
| Домашние млекопитающие. | Комбинированный урок 1 | Домашние млекопитающие. Одомашнивание животных. Животноводство. | Личностные: Отрабатывают умение работы с разными источниками информации. Познавательные: Сравнивают изучаемые классы животных между собой. Выявляют приспособленности этих животных к различным условиям и местам обитания Коммуникативные: умение работать с дополнительными источниками информации использование для поиска возможности Интернета. Регулятивные: Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий | Скелет млекопитающего; таблицы по строению млекопитающих; изображения зверей разных отрядов.
| П. 57 | |
60 |
| Обобщающий урок по теме «Позвоночные животные» | Урок систематизации и обобщения знаний и умений 1 | Обобщение и систематизация полученных знаний | Личностные: формируется научное мировоззрение в связи с развитием у учащихся представления о единстве живого. Познавательные: работать с текстом и иллюстрациями учебника Коммуникативные: владение различными формами устных выступлений Регулятивные: развивается умение анализировать и обобщать имеющиеся знания. | Учебник, рабочая тетрадь |
| |
Эволюция растений и животных, их охрана (3 часа) | ||||||||
61 |
| Эволюция растений и животных. Этапы эволюции органического мира. | Урок изучение нового материала 1 | Этапы эволюции органического мира. Палеонтологические доказательства эволюции. Первые растения и животные, заселившие воды древнего океана. Возникновение фотосинтеза. Гетеротрофные и автотрофные организмы. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. | Личностные: Формирование личностных представлений о целостности природы. Познавательные: Описывают и характеризуют гомологичные, аналогичные и рудиментарные органы и атавизмы. Выявляют факторы среды, влияющие на ход эволюционного процесса Коммуникативные: Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении Регулятивные: Анализируют палеонтологические, сравнительно‑анатомические и эмбриологические доказательства эволюции животных принимают познавательную цель и сохраняют её при выполнении учебных действий. | Учебник, рабочая тетрадь, таблица эволюция органического мира | П.58 | |
62 |
| Освоение суши растениями и животными. | Комбинированный урок 1 | Освоение суши растениями и животными. Геологическое прошлое Земли. Риниофиты – первые наземные растения. Прогрессивные черты организации членистоногих. Эволюция хордовых. | Личностные: Формирование научного мировоззрения о происхождении жизни на Земле (от простого к сложному). Устанавливают причинно‑следственные связи при рассмотрении дивергенции и процесса видообразования в ходе длительного исторического развития Познавательные: Получают из разных источников биологическую информацию о причинах усложнения строения животных и разнообразии видов Коммуникативные: Представляют информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением компьютерных технологий Регулятивные: Выделяют и осознают то, что уже пройдено, осознают качество усвоения | Просмотр видеоурока на диске Учебник, рабочая тетрадь | П.59 | |
63 |
| Охрана растительного и животного мира. | Комбинированный урок 1 | Охрана растительного и животного мира. | Личностные: осознать возможности участия каждого человека в комплексе мероприятий по охране природы Познавательные: уметь выделять главное в тексте, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации и представлять результаты работы. Коммуникативные: уметь работать в составе творческих групп Регулятивные: уметь организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы. | Учебник, рабочая тетрадь | П.60 | |
Экосистемы (5 часа) | ||||||||
64 |
| Экосистема. Взаимоотношения организмов разных царств в экосистеме. | Комбинированный урок 1 | Экосистема. Взаимоотношения организмов разных царств в экосистеме. Цепи питания как пути передачи энергии в экосистеме. Значение круговорота веществ в природе. | Личностные: Формирование основ экологического сознания . Познавательные: выделяют существенные признаки экосистемы, процессов круговорота веществ и превращений энергии в экосистемах. Коммуникативные: Представляют информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением компьютерных технологий Регулятивные: умение организовывать свою деятельность, умение вносить коррективы в план действий | Просмотр видеоурока на диске Учебник, рабочая тетрадь | П.61 | |
65 |
| Среда обитания организмов. | Комбинированный урок 1 | Среда обитания организмов. экологические факторы: абиотические. Приспособленность организмов к абиотическим факторам. | Личностные: Формирование основ экологического сознания . Познавательные: Изучают признаки биологических объектов: естественного и искусственного биоценоза, продуцентов, консументов, редуцентов Коммуникативные: поддерживают дискуссию Регулятивные: умение организовывать свою деятельность, умение вносить коррективы в план действий | Просмотр видеоурока на диске Учебник, рабочая тетрадь | П.62 | |
66 |
| Экологические факторы: биотические, антропогенные. | Комбинированный урок 1 | Экологические факторы: биотические, антропогенные. Межвидовые отношения организмов. | Личностные: Формирование основ экологической культуры. Познавательные: Характеризуют взаимосвязь организмов со средой обитания, влияние окружающей среды на биоценоз и приспособление организмов к среде обитания. Анализируют принадлежность биологических объектов к экологическим группам Коммуникативные: Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений Регулятивные: Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено | Просмотр видеоурока на диске Учебник, рабочая тетрадь | П.63 | |
67 |
| Искусственные экосистемы. | Комбинированный урок 1 | Искусственные экосистемы, их особенности. | Личностные: Формирование основ экологической культуры. Познавательные: Изучают признаки биологических объектов: естественного и искусственного биоценоза, продуцентов, консументов, редуцентов Коммуникативные: поддерживают дискуссию Регулятивные: умение организовывать свою деятельность, умение вносить коррективы в план действий | Просмотр видеоурока на диске Учебник, рабочая тетрадь | П.64 | |
68 |
| Итоговый урок за год | Урок систематизации и обобщения знаний и умений 1 | Обобщение и систематизация полученных знаний | Личностные: формируется научное мировоззрение в связи с развитием у учащихся представления о единстве живого. Познавательные: работать с текстом и иллюстрациями учебника Коммуникативные: владение различными формами устных выступлений Регулятивные: развивается умение анализировать и обобщать имеющиеся знания. |
|
|
Рабочая программа линии УМК «Линия жизни» разработана на основе Программы основного общего образования по биологии. 5 - 9 классы. Авторы: В. В. Пасечник, С.В. Суматохин, Г. Г. Швецов, 2011 год.
Курс строится на основе следующего учебно-методического комплекса:
- Пасечник В.В., Суматохин С.В., Калинова Г.С. Биология. 7 класс. Линия жизни (ФГОС) – М.: Просвещение, 2014.
- Пасечник В.В. Рабочая тетрадь. Биология. Линия жизни. 5 класс. – М.: Просвещение, 2014.
- Пасечник В.В., Суматохин С.В., Калинова Г.С. Уроки биологии. 7 класс. Пособие для учителя.
- Электронное приложение к учебнику.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «Биология» изучается с 5-го по 9-й класс. В 7 классе на изучение курса отводится 68 часов (2 часа в неделю). В рабочей программе учтены идеи в положении Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы развития и формирования универсальных учебных действий (УУД), которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся, коммуникативных качеств личности. В курсе биологии 7 класса обучающиеся расширяют знания о разнообразии живых организмов, осознают значимость видового богатства в природе и жизни человека, знакомятся с эволюцией растений и животных, изучают взаимоотношения организмов в природных сообществах, влияние факторов среды на жизнедеятельность организмов.Изучение биологии в 7 классе на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний.
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.
Общая характеристика учебного предмета
Учебный курс включает теоретический и практический разделы, соотношение между которыми в общем объеме часов варьируется в зависимости от специализации образовательного учреждения, подготовленности обучающихся, наличия соответствующего оборудования.
Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить основные знания и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, востребованные в повседневной жизни и практической деятельности. Основу структурирования содержания курса биологии составляют ведущие системообразующие идеи – отличительные особенности живой природы, ее многообразие и эволюция. Основу изучения курса биологии составляют эколого-эволюционный и функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении многообразия организмов переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнение в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.
В рабочей программе предусмотрен резерв свободного учебного времени для более широкого использования, наряду с традиционным уроком, разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных педагогических технологий.
Основная цель практического раздела программы — формирование у обучающихся умений, связанных с использованием полученных знаний, повышения образовательного уровня, расширения кругозора учащихся закрепление и совершенствование практических навыков.
Методы и формы обучения определяются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности. В связи с этим основные методики изучения биологии на данном уровне: обучение через опыт и сотрудничество; учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся; интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, имитационное моделирование, тренинги, предусмотрена проектная деятельность учащихся и защита проектов после завершения изучения крупных тем.
Основной формой обучения является урок, типы которого могут быть: уроки усвоения новой учебной информации; уроки формирования практических умений и навыков учащихся; уроки совершенствования и знаний, умений и навыков; уроки обобщения и систематизации знаний, умений и навыков; уроки проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся; помимо этого в программе предусмотрены такие виды учебных занятий как лекции, семинарские занятия, лабораторные и практические работы
Изучение биологии направлено на достижение следующих целей:
Требования к образовательным результатам для учащихся 7 класса.
Требования к результатам освоения основных образовательных программ структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты обучения в основной школе включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы.
Основные личностные результаты обучения биологии:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
3) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
4) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
5) формирование личностных представлений о целостности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
б) формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;
7) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных, экологических и экономических особенностей;
8) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
9) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
10) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
11) формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;
12) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
Метапредметные результаты обучения в основной школе состоят из освоенных обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий, способности их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельности планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, к проектированию и построению индивидуальной образовательной траектории.
Основные метапредметные результаты обучения биологии:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая: умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
3) умение работать с разными источниками биологической информации; находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию;
4) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
5) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
б) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
7) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
8) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
9) умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
10) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ -компетенции).
Предметные результаты обучения в основной школе включают освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.
Основные предметные результаты обучения биологии:
1) усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития для формирования естественнонаучной картины мира;
2) формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях.
З) приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов;
4) понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире, постоянного процесса эволюции научного знания, значимости международного научного сотрудничества;
5) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, осознание необходимости сохранения биоразнообразия и природных местообитаний;
б) объяснение роли биологии в практической деятельности людей, места и роли человека в природе, родства общности происхождения и эволюции растений и животных;
7) овладение методами биологической науки; наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов;
8) формирование представлений о значении биологических наук в решении локальных и глобальных экологических проблем, необходимости рационального природопользования;
9) освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
Содержание курса.
Разнообразие организмов. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы.
Бактерии. Многообразие бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека. Бактерии – возбудители заболеваний. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями.
Грибы. Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека. Съедобные и ядовитые грибы. Оказание приёмов первой помощи при отравлении грибами.
Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека.
Растения. Клетки, ткани и органы растений. Многообразие растений, принципы их классификации. Водоросли, мхи, папоротники, голосеменные и покрытосеменные растения. Значение растений в природе и жизни человека. Важнейшие сельскохозяйственные культуры. Охрана редких и исчезающих видов растений. Основные растительные сообщества. Усложнение растений в процессе эволюции.
Животные. Строение животных. Многообразие (типы, классы хордовых) животных, их роль в природе и жизни человека. Сельскохозяйственные и домашние животные. Усложнение животных в процессе эволюции. Приспособленность к различным средам обитания. Охрана редких и исчезающих видов животных.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.
Лабораторные работы:
- Строение и разнообразие шляпочных грибов
- Строение зеленых водорослей
- Строение мха
- Строение папоротника
- Строение хвои и шишек хвойных
- Строение семени двудольного растения», «Строение семени однодольного растения
- Стержневая и мочковатая корневые системы
- Внутреннее строение ветки дерева
- Строение кожицы листа
- Строение клубня, луковицы
- Классификация плодов
- Семейства двудольных
- Строение злакового растения
- Изучение многообразия тканей животного
- Изучение внешнего строения рыбы
- Изучение внешнего строения птицы
Учебно – тематическое планирование
Раздел/ тема программы | Количество часов по программе | Количество часов по рабочей программе | Из них (кол-во часов) |
Лабораторные работы | |||
Раздел 1. Многообразие организмов, их классификация | 2 | 2 | |
Раздел 2. Бактерии, грибы, лишайники | 6 | 6 | 1 |
Раздел 3. Многообразие растительного мира | 25 | 26 | 12 |
Раздел 4. Многообразие животного мира | 25 | 26 | 3 |
Раздел 5. Эволюция растений и животных, их охрана | 3 | 3 | |
Раздел 6. Экосистемы | 4 | 5 | |
Итого: | 70 ч, из них 5 ч резерв | 68 ч | 16 |
Лабораторные работы по биологии 7 класс.
Лабораторная работа № 1 «Строение и разнообразие шляпочных грибов»
Лабораторная работа № 2 «Строение зеленых водорослей»
Лабораторная работа № 3 «Строение мха»
Лабораторная работа № 4 «Строение папоротника»
Лабораторная работа № 5 «Строение хвои и шишек хвойных»
Лабораторная работа № 6 «Строение семени двудольного растения», «Строение семени однодольного растения»
Лабораторная работа № 7 «Стержневая и мочковатая корневые системы»
Лабораторная работа № 8 «Внутреннее строение ветки дерева»
Лабораторная работа № 9 «Строение кожицы листа»
Лабораторная работа № 10 «Строение клубня, луковицы»
Лабораторная работа № 11 «Классификация плодов»
Лабораторная работа № 12 «Семейства двудольных»
Лабораторная работа № 13 «Строение злакового растения»
Лабораторная работа № 14 «Изучение многообразия тканей животного»
Лабораторная работа № 15 «Изучение внешнего строения рыбы»
Лабораторная работа № 16 «Изучение внешнего строения птицы»