СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование по биологии 7 класс к учебнику Пасечника

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Планирование расчитано на 68 часов, содержит УУД, лабороторные работы, пояснительную записку

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование по биологии 7 класс к учебнику Пасечника»

Календарно-тематическое планирование по биологии 7 класс.


№ п/п

Примерная дата проведения урока

Тема урока

Тип урока


Количество часов

Элементы содержания. Контроль.

Планируемые результаты (Личностные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД)

Использование компьютерного оборудования, программного обеспечения, дидактических средств, учебного оборудования, цифровых образовательных ресурсов и т.д.

Домашнее задание

1

2

3

4

5

6

7

8

Многообразие организмов, их классификация (2 часа)

1


Многообразие организмов, их классификация.

Урок изучение нового материала

1

Систематика. Задачи и значение систематики. Систематические категории. Классификация организмов. Вклад К. Линнея в развитие систематики.

Личностные: развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению многообразия растений, формируются ценностно-смысловые установки по отношению к растительному миру, происходит осознание необходимости бережного отношения к растениям и их охраны.

Познавательные: знакомятся с принципами классификации организмов, описывают растения разных отделов и животных отдельных типов и классов.

Коммуникативные: отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

Регулятивные: осваивают основы исследовательской деятельности, делают выводы на основе сравнения.

Учебник, рабочая тетрадь, гербарные экземпляры растений, таблицы по систематике и биологии растений и животных.

П.1

2


Вид. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы.

Комбинированный урок

1

Вид – основная единица систематики. Признаки вида. Критерии вида.

Личностные: развитие познавательных интересов, учебных мотивов;  развитие доброжелательности, доверия и  внимательности к людям

Познавательные: определяют понятия: «систематика», «систематические категории. Выделяют существенные признаки вида и представителей разных царств природы.

Коммуникативные: демонстрируют способность к эмпатии, стремление устанавливать доверительные отношения взаимопонимания.

Регулятивные: описывают и сравнивают царства органического мира. Отрабатывают правила работы с учебником


Учебник, рабочая тетрадь, гербарные экземпляры растений, таблицы по систематике и биологии растений и животных.

П.2

Бактерии, грибы, лишайники (6 часов)

3


Бактерии –доядерные организмы.

Комбинированный урок

1

Отличительные особенности доядерных организмов. бактериальная клетка. Особенности строения, питания, размножения и распространения. Отличия бактериальной клетки от клетки растений и животных.

Личностные: представление о положительной и отрицательной роли бактерий в природе и жизни человека и умение защищать свой организм от негативных влияний болезнетворных бактерий. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников

Познавательные: умение работать с различными источниками информации, преобразовывать её из одной формы в другую. Выделять главное в тексте, структурировать учебный материал.

Коммуникативные: Умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками

Регулятивные: Умение организовывать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Просмотр видеоурока на диске

Таблицы, рисунки учебника с изображением бактерий, портрет Луи Пастера.


П.3

4


Разнообразие бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека.

Комбинированный урок

1

Разнообразие бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека.

Личностные: Проявляют интерес и любознательность к изучению природы методом естественных наук

Познавательные: Научиться различить изученные объекты в природе,на таблицах

Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, отстаивать свою позицию, находить ответы на вопросы.

Регулятивные: принимать учебную задачу, воспринимать информацию учителя, составлять план работы с учебником ,выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы.

Таблицы, рисунки учебника с изображением бактерий, портрет Луи Пастера.

П.4

5


Грибы – царство живой природы. Строение грибной клетки.

Комбинированный урок

1

Отличительные признаки царства грибов и особенности строения различных грибов. Сходство грибов с растениями и животными. Строение грибной клетки. Питание грибов. Размножение грибов.

Личностные: Формирование целостного мировоззрения. Личностное, жизненное самоопределение, формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками в процессе образовательной деятельности.

Познавательные: Определение цели своего обучения. Установление причинно-следственных связей адаптации организмов, строения и свойств организмов, единства происхождения. Выбор критериев для сравнения, классификации живых объектов

Коммуникативные: Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность, работать индивидуально, умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации.

Регулятивные: Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, прогнозирование. Умение корректировать свои действия относительно заданного эталона

Просмотр видеоурока на диске

Плодовые тела шляпочных грибов, модели грибов.

Учебник, рабочая тетрадь

П.5

6


Многообразие грибов, их роль в жизни человека.


Лабораторная работа № 1 «Строение и разнообразие шляпочных грибов»

Комбинированный урок

1

Многообразие грибов, их роль в жизни человека. Съедобные, ядовитые и плесневые грибы, особенности их строения и процессов жизнедеятельности. Правила сбора грибов.

Личностные: учащиеся учатся отличать грибы съедобные от ядовитых, осваивают приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками в процессе образовательной деятельности

Познавательные: Определение цели своего обучения. Выдвижение гипотез строения, происхождения в соответствии с особенностями жизнедеятельности организмов, а также их доказательство

Анализ информации (текста, иллюстраций, схем и др.) с выделением существенных признаков

Коммуникативные: Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность, работать индивидуально. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации.

Регулятивные: Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, прогнозирование.

Учебник, рабочая тетрадь, муляжи плодовых тел шляпочных грибов

П.6

7


Грибы – паразиты растений, животных и человека. Меры борьбы с грибами-паразитами.

Комбинированный урок

1

Грибы – паразиты растений, животных и человека, особенности строения и жизнедеятельности. Меры борьбы с грибами-паразитами.

Личностные: Формирование целостного мировоззрения. Личностное, жизненное самоопределение, формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками в процессе образовательной деятельности.

Познавательные: Установление причинно-следственных связей.

Анализ информации (текста, иллюстраций, схем и др.) с выделением существенных признаков

Коммуникативные: Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность, работать индивидуально, умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации

Регулятивные: Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, прогнозирование.

Презентация «Ядовитые и съедобные грибы»,

рисунки с изображением шляпочных грибов, грибов-паразитов

П.7

8


Лишайники – комплексные симбиотические организмы.

Комбинированный урок

1

Особенности строения и жизнедеятельности лишайников. Разнообразие и распространение лишайников. Роль лишайников в природе. Лишайники – индикаторы степени загрязнения окружающей среды. Значение лишайников в жизни человека. Охрана лишайников.

Личностные: Личностное, жизненное самоопределение, формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками в процессе образовательной деятельности.

ПознавательныеУстановление причинно-следственных связей.

Распознавать лишайники на таблицах и гербарном материале.

Коммуникативные: Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность, работать индивидуально, умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации

Регулятивные: Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, прогнозирование.

Просмотр видеоурока на диске

Коллекция лишайников, таблицы, рисунки с изображением лишайников.

П.8

Многообразие растительного мира (26 часов)

9


Водоросли, общая характеристика.

Урок изучение нового материала

1

Водоросли, общая характеристика. Многообразие и среда обитания водорослей. Особенности строения и питания водорослей. Размножение водорослей.

Личностные: Формировать экологическое мышление

Познавательные: давать определение понятию на основе изученного материала

Коммуникативные: Владеть письменной и устной речью на основе представления о тексте.

Регулятивные: Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной деятельности.

Просмотр видеоурока на диске

Таблицы, рисунки с изображением одноклеточных и многоклеточных водорослей, гербарные экземпляры.

П.9

10


Многообразие одноклеточных и многоклеточных зеленых водорослей.


Лабораторная работа № 2 «Строение зеленых водорослей»

Комбинированный урок

1

Особенности строения, многообразие и приспособленность к среде обитания красных и бурых водорослей.

Личностные: Формировать экологическое мышление

Познавательные: оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради

Коммуникативные: уметь распределять роли при выполнении лабораторной работы в парах

Регулятивные: сравнивать объекты на гербариях с их изображением на рисунках и определять их

Таблицы, рисунки с изображением одноклеточных и многоклеточных водорослей, гербарные экземпляры.

П.10

11


Значение водорослей в природе и жизни человека.

Комбинированный урок

1

Значение водорослей в природе и жизни человека.

Личностные: Формировать экологическое мышление

Познавательные: Установление причинно-следственных связей.

Анализ информации (текста, иллюстраций, схем и др.) с выделением существенных признаков

Коммуникативные: Владеть письменной и устной речью на основе представления о тексте.

Регулятивные: Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной деятельности.

Таблицы, рисунки с изображением одноклеточных и многоклеточных водорослей, гербарные экземпляры.

П.11

12


Высшие споровые растения.

Комбинированный урок

1

Высшие споровые растения, происхождение, общая характеристика. Жизненные цикл высших споровых растений.

Личностные: Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы

Познавательные: Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей

Коммуникативные: Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

Регулятивные: работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

Просмотр видеоурока на диске

Учебник, рабочая тетрадь, гербарные экземпляры высших растений

П.12

13


Мхи, строение и жизнедеятельность.


Лабораторная работа № 3 «Строение мха»

Комбинированный урок

1

Моховидные – высшие споровые растения. Среда обитания, особенности питания. Особенности строения печёночных и листостебельных мхов. Размножение мхов. Значение мхов в природе и жизни человека.

Личностные: формируется научное мировоззрение на основе сравнения низших и высших растений и установления усложнений в их строении в процессе эволюции.

Познавательные: выделяют существенные признаки высших споровых растений.

Коммуникативные: отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

Регулятивные: определение последовательности действий при работе с учебником.

Гербарные экземпляры высших растений, кукушкина льна, сфагнума или других мхов, таблицы, рисунки с изображением мхов.

П.13

14


Папоротники, строение и жизнедеятельность. Многообразие папоротников. Их роль в природе.


Лабораторная работа № 4 «Строение папоротника»

Комбинированный урок

1

Папоротниковидные – высшие споровые растения. Местообитание и особенности строения папоротников, их усложнение по сравнению с мхами. Размножение папоротников.

Личностные: Развитие познавательных интересов.

Познавательные: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей

Коммуникативные: уметь распределять роли при выполнении лабораторной работы в парах

Регулятивные: развиваются навыки выполнения лабораторной работы по инструктивной карточке и оформления ее результатов

Просмотр видеоурока на диске

Гербарные экземпляры папоротников, таблицы, рисунки с изображением папоротников

П.14

15


Плауновидные, хвощевидные, общая характеристика.

Комбинированный урок

1

Плауновидные, хвощевидные, общая характеристика. Значение плаунов, хвощей и папоротников в природе и жизни человека.

Личностные: формируется научное мировоззрение на основе сравнения низших и высших растений и установления усложнений в их строении в процессе эволюции.

Познавательные: выделяют существенные признаки высших споровых растений.

Коммуникативные: отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

Регулятивные: определение последовательности действий при работе с учебником.

Гербарные экземпляры плаунов, хвощей, таблицы, рисунки с изображением плауновидных, хвощевидных.

П.15

16


Голосеменные растения, общая характеристика. Значение голосеменных.

Комбинированный урок

1

Возникновение семенного размножения – важный этап в эволюции растений. Отличие семени от споры. Первоначальные сведения о преимуществах семенного размножения. Жизненный цикл голосеменных. Значение голосеменных.

Личностные: С учётом многообразия постепенно вырабатывать свои собственные ответы на основные жизненные вопросы.

Познавательные: давать определение понятию на основе изученного материала

Коммуникативные: Владеть письменной и устной речью на основе представления о тексте

Регулятивные: Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной деятельности.

Просмотр видеоурока на диске

Коллекция голосеменных растений, гербарные экземпляры сосны, ели, лиственницы, таблицы, рисунки с изображением голосеменных растений.

П.16

17


Разнообразие хвойных растений.


Лабораторная работа № 5 «Строение хвои и шишек хвойных»

Комбинированный урок

1

Разнообразие хвойных растений. Характеристика хвойных растений.


Личностные: формируется научное мировоззрение на основе сравнения голосеменных и высших растений и установления усложнения в их строении.

Познавательные: имеют представление о характерных признаках и многообразии голосеменных растений, освоили понятие «семенные растения»

Коммуникативные: уметь распределять роли при выполнении лабораторной работы в парах

Регулятивные: развиваются навыки выполнения лабораторной работы по инструктивной карточке и оформления ее результатов

Учебник, рабочая тетрадь, шишки, хвоя

П.17

18


Покрытосеменные растения, особенности строения, жизнедеятельности, многообразие. Классы покрытосеменных.

Комбинированный урок

1

Покрытосеменные, или Цветковые, растения как высоорганизованная и господствующая группа растительного мира. Многообразие покрытосеменных. Значение покрытосеменных.

Личностные: формируется научное мировоззрение на основе сравнения голосеменных и покрытосеменных растений и установления усложнений в их строении.

Познавательные: выделяют существенные признаки покрытосеменных растений, многообразие покрытосеменных растений. Оперируют понятиями: «плод», «цветок», «жизненные формы».

Коммуникативные: отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

Регулятивные: развитие умения выделять существенные признаки покрытосеменных растений

Просмотр видеоурока на диске

Гербарные экземпляры цветковых растений, таблицы, рисунки с изображением разных видов покрытосеменных, строения цветка, схемы развития цветкового растения

П.18

19


Строение семян однодольных и двудольных растений.


Лабораторная работа № 6 «Строение семени двудольного растения», «Строение семени однодольного растения»

Комбинированный урок

1

Строение семян однодольных и двудольных растений. Различия в строении семени однодольного и двудольного растения. Биологическая роль семени.


Личностные: Формирование мотивации (учебной, социальной), осознание границы собственного знания и «незнания». Развитие навыков сотрудничества со сверстниками, освоение основ толерантного и межкультурного взаимодействия в группе; развитие самостоятельности; формирование осознанной мотивации к выполнению задания.

Познавательные: Построение логических цепочек с установлением причинно-следственных связей между понятиями Структурирование знаний из личного опыта

Коммуникативные: уметь распределять роли при выполнении лабораторной работы в парах

Регулятивные: развиваются навыки выполнения лабораторной работы по инструктивной карточке и оформления ее результатов

Учебник, рабочая тетрадь, таблицы строение семян

П.19

20


Виды корней и типы корневых систем.


Лабораторная работа № 7 «Стержневая и мочковатая корневые системы»

Комбинированный урок

1

Виды корней и типы корневых систем. Функции корня. Строение корня, зоны корня.


Личностные: Развитие навыков сотрудничества со сверстниками, освоение основ толерантного и межкультурного взаимодействия в группе; развитие самостоятельности; формирование осознанной мотивации к выполнению задания. Развитие навыков сотрудничества со сверстниками, освоение основ толерантного и межкультурного взаимодействия, развитие самостоятельности; формирование осознанной мотивации к выполнению задания.

Познавательные: Структурирование знаний из личного опыта. Построение логических цепочек с установлением причинно-следственных связей между понятиями

Коммуникативные: уметь распределять роли при выполнении лабораторной работы в парах

Регулятивные: развиваются навыки выполнения лабораторной работы по инструктивной карточке и оформления ее результатов

Учебник, рабочая тетрадь, таблицы строение корней и виды корневых систем

П.20

21


Видоизменения корней.

Комбинированный урок

1

Видоизменения корней. Влияние условий среды на корневую систему растения.

Личностные: Развитие навыков сотрудничества со сверстниками, освоение основ толерантного и межкультурного взаимодействия в группе; развитие самостоятельности; формирование осознанной мотивации к выполнению задания.

Познавательные: Построение логических цепочек с установлением причинно-следственных связей между понятиями Структурирование знаний из личного опыта

Коммуникативные: Умение задавать вопросы, сотрудничать в группе при выполнении исследовательских заданий, инициативное сотрудничество в сборе информации на основе практических опытов

Регулятивные: Умение высказывать предположение и его доказать.

Действие целеполагания, умение преобразовывать практическую задачу в познавательную

Учебник, рабочая тетрадь, таблица видоизменение корней

П.21

22


Побег. Листорасположение. Почка – зачаточный побег.

Комбинированный урок

1

Побег. Листорасположение. Значение побега в жизни растений. Почка – зачаточный побег. Виды почек, строение почек. Рост и развитие побега.

Личностные: Проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук, осуществляют нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, демонстрируют способность видеть красоту весенних побегов

Познавательные: Использовать приёмы работы с информацией

(поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации), выполнять постановку и формулирование проблемы

Коммуникативные: сотрудничество с учителем и сверстниками, определение целей, функции участников, способов взаимодействия, использование речевых средств для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнение разных точек зрения, аргументация своей точки зрения, отстаивание своей точки зрения, отстаивание своей позиции, умение строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, активно слушать одноклассников и принимать их позицию

Регулятивные: принимать учебную задачу, адекватно воспринимать информацию учителя, составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы.

Учебник, рабочая тетрадь, таблица побег

П.22

23


Строение стебля.

Лабораторная работа № 8 «Внутреннее строение ветки дерева»

Комбинированный урок

1

Строение стебля. Стебель как часть побега. Разнообразие стеблей. Внутреннее строение стеблей. Значение стебля.


Личностные: Формирование мотивации (учебной, социальной), осознание границы собственного знания и «незнания»

Развитие навыков сотрудничества со сверстниками, освоение основ толерантного и межкультурного взаимодействия в группе; развитие самостоятельности; формирование осознанной мотивации к выполнению задания

Познавательные: Структурирование знаний из личного опыта. Построение логических цепочек с установлением причинно-следственных связей между понятиями

Коммуникативные: уметь распределять роли при выполнении лабораторной работы в парах

Регулятивные: развиваются навыки выполнения лабораторной работы по инструктивной карточке и оформления ее результатов

Учебник, рабочая тетрадь, ветка дерева

П.23

24


Лист. Основные функции листа.

Комбинированный урок

1

Лист. Основные функции листа. Разнообразие листьев по величине, форме, окраске. Внешнее строение листа: форма, расположение на стебле, жилкование.

Личностные: Проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук, осуществляют нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, демонстрируют способность видеть красоту молодых весенних листьев

Познавательные: Использовать приёмы работы с информацией (поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации), выполнять постановку и формулирование проблемы

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, определение целей, функции участников, способов взаимодействия, использование речевых средств для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнение разных точек зрения, аргументация своей точки зрения, отстаивание своей точки зрения, отстаивание своей позиции, умение строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, активно слушать одноклассников и принимать их позицию.

Регулятивные: принимать учебную задачу, адекватно воспринимать информацию учителя, составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы.

Учебник, рабочая тетрадь, листья разных деревьев

П.24

25


Клеточное строение листа.


Лабораторная работа № 9 «Строение кожицы листа»

Комбинированный урок

1

Строение кожицы листа и её функции. Строение и роль устьиц.

Личностные: Формирование мотивации (учебной, социальной), осознание границы собственного знания и «незнания». Развитие навыков сотрудничества со сверстниками, освоение основ толерантного и межкультурного взаимодействия в группе; развитие самостоятельности; формирование осознанной мотивации к выполнению задания

Познавательные: Структурирование знаний из личного опыта. Построение логических цепочек с установлением причинно-следственных связей между понятиями

Коммуникативные: уметь распределять роли при выполнении лабораторной работы в парах

Регулятивные: развиваются навыки выполнения лабораторной работы по инструктивной карточке и оформления ее результатов

Учебник, рабочая тетрадь, микроскоп, предметные стекла, листья традесканции

П.25

26


Видоизменение побегов.


Лабораторная работа № 10 «Строение клубня, луковицы»

Комбинированный урок

1

Видоизменение побегов: корневище, клубень, луковица.

Личностные: Формирование мотивации (учебной, социальной), осознание границы собственного знания и «незнания». Развитие навыков сотрудничества со сверстниками, освоение основ толерантного и межкультурного взаимодействия в группе; развитие самостоятельности; формирование осознанной мотивации к выполнению задания

Познавательные: Структурирование знаний из личного опыта. Построение логических цепочек с установлением причинно-следственных связей между понятиями

Коммуникативные: уметь распределять роли при выполнении лабораторной работы в парах

Регулятивные: развиваются навыки выполнения лабораторной работы по инструктивной карточке и оформления ее результатов

Учебник, рабочая тетрадь, лупа, клубень картофеля, луковица репчатого лука

П.26

27


Строение и разнообразие цветков.

Комбинированный урок

1

Цветок – видоизменённый укороченный побег. Развитие цветка из генеративной почки. Строение цветка. Околоцветник. Двудомные и однодомные растения.

Личностные: Представление о цветках как органах, обеспечивающих половое размножение покрытосеменных растений.

Познавательные: умение воспроизводить информацию по памяти, выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач, делать выводы на основе полученной информации, устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками, проводить сравнение объектов.

Коммуникативные: умение воспринимать информацию на слух, строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы

Регулятивные: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы. Развитие навыков самооценки и самоанализа

Учебник, рабочая тетрадь, муляж цветка

П.27

28


Соцветия. Типы соцветий.

Комбинированный урок

1

Соцветия. Типы соцветий. Биологическое значение соцветий.

Личностные: Представление о цветках как органах, обеспечивающих половое размножение покрытосеменных растений. Принятие правил работы в кабинете биологии во время проведения лабораторных занятий.

Познавательные: умение воспроизводить информацию по памяти, выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач, делать выводы на основе полученной информации, устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками, проводить сравнение объектов.

Коммуникативные: умение воспринимать информацию на слух, строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы

Регулятивные: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы. Развитие навыков самооценки и самоанализа

Учебник, рабочая тетрадь

П.28

29


Плоды. Строение плодов.


Лабораторная работа № 11 «Классификация плодов»

Комбинированный урок

1

Плоды. Строение плодов. Разнообразие плодов. Функции плодов.


Личностные: Формирование мотивации (учебной, социальной), осознание границы собственного знания и «незнания». Развитие навыков сотрудничества со сверстниками, освоение основ толерантного и межкультурного взаимодействия в группе; развитие самостоятельности; формирование осознанной мотивации к выполнению задания

Познавательные: Структурирование знаний из личного опыта. Построение логических цепочек с установлением причинно-следственных связей между понятиями

Коммуникативные: уметь распределять роли при выполнении лабораторной работы в парах

Регулятивные: развиваются навыки выполнения лабораторной работы по инструктивной карточке и оформления ее результатов

Учебник, рабочая тетрадь, коллекция плодов

П.29

30


Размножение покрытосеменных растений.

Комбинированный урок

1

Опыление, его типы. Роль опыления в образовании плодов и семян. Оплодотворение цветковых растений, образование плодов и семян. Биологическое значение оплодотворения.

Личностные: Представление о цветках как органах, обеспечивающих половое размножение покрытосеменных растений.

Познавательные: умение воспроизводить информацию по памяти, выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач, делать выводы на основе полученной информации, устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками, проводить сравнение объектов.

Коммуникативные: умение воспринимать информацию на слух, строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы

Регулятивные: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы. Развитие навыков самооценки и самоанализа

Просмотр видеоурока на диске

Учебник, рабочая тетрадь

П.30

31


Классификация покрытосеменных растений.

Комбинированный урок

1

Признаки растений классов двудольных и однодольных. Семейства покрытосеменных растений.

Личностные: уметь объяснять

необходимость знаний о многообразии

покрытосеменных и особенностях их

строения для понимания причин их широкого распространения и господства в растительном мире. Уважительное

отношение к одноклассникам и учителю.

Потребность в объективной оценке своей

деятельности, оценки результатов

деятельности со стороны окружающих

Познавательные: умеют структурировать информацию, подбирают критерии для характеристики объектов. Умеют работать с понятийным аппаратом. Устанавливают соответствие между объектами и их характеристиками, умеют сравнивать и делать выводы

Коммуникативные: Умение

воспринимать разные формы информации и правильно формулировать вопросы и слушать ответы

Регулятивные: Умение организовано выполнять задания. Развитие навыков самооценки

Просмотр видеоурока на диске

Учебник, рабочая тетрадь

П.31

32


Класс Двудольные.


Лабораторная работа № 12 «Семейства двудольных»

Комбинированный урок

1

Семейства двудольных растений: Крестоцветные, Розоцветные, Паслёновые, Сложноцветные, Мотыльковые (Бобовые).

Личностные: уметь объяснять

необходимость знаний о биологических

особенностях культурных растений семейств Крестоцветных и Розоцветных для их практического использования.

Потребность в объективной оценке своей деятельности, оценки результатов

деятельности со стороны окружающих

Познавательные: уметь структурировать

информацию, подбирать критерии для

характеристики объектов. Умение работать с понятийным аппаратом. Устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками, умение сравнивать и делать выводы.

Коммуникативные: уметь распределять роли при выполнении лабораторной работы в парах

Регулятивные: развиваются навыки выполнения лабораторной работы по инструктивной карточке и оформления ее результатов

Просмотр видеоурока на диске

Учебник, рабочая тетрадь, лупа, гербарные экземпляры

П.32

33


Класс Однодольные.


Лабораторная работа № 13 «Строение злакового растения»

Комбинированный урок

1

Семейства: Злаковые. Лилейные. Дикорастущие и культурные виды, их многообразие. Охрана редких и исчезающих видов.

Личностные: уметь объяснять

необходимость знаний о биологических

особенностях культурных растений семейств Злаковых и Лилейных для их практического использования. Умение применять полученные знания на практике. Потребность в объективной оценки своей работы.

Познавательные: Уметь

работать с различными видами

лабораторного оборудования,

изобразительной наглядностью. Умение

проводить сравнение и делать выводы на основе полученной информации

Коммуникативные: уметь распределять роли при выполнении лабораторной работы в парах

Регулятивные: развиваются навыки выполнения лабораторной работы по инструктивной карточке и оформления ее результатов

Просмотр видеоурока на диске

Учебник, рабочая тетрадь, лупа, гербарные экземпляры

П.33

34


Обобщающий урок по теме «Многообразие растительного мира»

Урок систематизации и обобщения знаний и умений

1

Обобщение и систематизация полученных знаний.

Личностные: формируется научное мировоззрение в связи с развитием у учащихся представления о единстве живого.

Познавательные: работать с текстом и иллюстрациями учебника

Коммуникативные: владение различными формами устных выступлений

Регулятивные: развивается умение анализировать и обобщать имеющиеся знания.

Учебник, рабочая тетрадь


Многообразие животного мира (26 часов)

Беспозвоночные животные

35


Многообразие животного мира.

Урок изучение нового материала

1

Общие сведения о животном мире. Многообразие животных. Сходство животных с другими организмами и отличия от них. Классификация животных. Охрана животного мира.

Личностные: Знание многообразия животного мира своей страны и др. стран; Законы по охране животного мира.

Познавательные: Поиск и отбор информации. Речевое развитие

Коммуникативные: Сотрудничество с учителем и учащимися; Выражение своих мыслей при ответах на вопросы.

Регулятивные: Составление таблиц,

Определение последовательности действий при работе с учебником

Просмотр видеоурока на диске


П.34

36


Одноклеточные животные. Особенности строения, жизнедеятельности, многообразие одноклеточных.

Комбинированный урок

1

Одноклеточные животные, или Простейшие, общая характеристика. Особенности строения и жизнедеятельности простейших.

Личностные: Понимание необходимости и соответствия приспособлений организмов к условиям среды, в которой они обитают.

Познавательные: Исследование, поиск и отбор информации, ее структурирование. Речевое развитие, выделение признаков простейших,

Коммуникативные: Сотрудничество с учителем и учащимися. Выражение своих мыслей при ответах на вопросы.

Регулятивные: Определение последовательности действий при работе с учебником.

Презентация «Подцарство Одноклеточные»

Таблицы с изображением одноклеточных животных.

П.35

37


Паразитические простейшие, особенности строения и жизнедеятельности.

Комбинированный урок

1

Паразитические простейшие, особенности строения и жизнедеятельности. Меры борьбы и профилактики с паразитическими простейшими. Значение простейших.

Личностные: Понимание необходимости и соответствия приспособлений организмов к условиям среды, в которой они обитают.

Познавательные: Знакомятся с многообразием простейших, особенностями их строения и значением в природе и жизни человека. Знакомятся с многообразием простейших, особенностями их строения и значением в природе и жизни человека

Коммуникативные: Умение работать в составе группы.

Регулятивные: Составление плана работы c учебником, прогнозирование результатов работы

Таблицы, рисунки с изображением простейших.

П.36

38


Многоклеточные животные. Ткани, органы, системы органов.


Лабораторная работа № 14 «Изучение многообразия тканей животного»

Комбинированный урок

1

Ткани, органы, системы органов многоклеточных животных. Типы тканей многоклеточных животных (покровная, соединительная, мышечная, нервная).

Личностные: формируется научное мировоззрение в связи с развитием у учащихся представления о единстве живого.

Познавательные: Поиск и отбор информации. Речевое развитие

Коммуникативные: уметь распределять роли при выполнении лабораторной работы в парах

Регулятивные: развиваются навыки выполнения лабораторной работы по инструктивной карточке и оформления ее результатов

Таблицы с изображением многоклеточных животных.

П.37

39


Тип Кишечнополостные. Особенности строения, жизнедеятельности, многообразие кишечнополостных.

Комбинированный урок

1

Тип Кишечнополостные, внешнее строение, образ жизни. Размножение гидры: бесполое и половое. Рефлекс.

Личностные: Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников Осознание существования разнообразных взаимоотношений между живыми организмами в природе.

Познавательные: Умение работать с различными источниками информации, готовить сообщения, представлять результаты работы классу

Коммуникативные: Умение воспринимать информацию на слух, задавать вопросы.

Регулятивные: Умение определять цель работы, планировать ее выполнение

Презентация «Кишечнополостные»

П.38

40


Многообразие кишечнополостных.

Комбинированный урок

1

Многообразие кишечнополостных. Практическое использование кораллов.

Личностные: Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников Осознание существования разнообразных взаимоотношений между живыми организмами в природе.

Познавательные: Умение работать с различными источниками информации, готовить сообщения, представлять результаты работы классу

Коммуникативные: Умение воспринимать информацию на слух, задавать вопросы.

Регулятивные: Умение определять цель работы, планировать ее выполнение

Просмотр видеоурока на диске

Учебник, рабочая тетрадь

П.39

41


Общая характеристика червей. Тип Плоские черви.

Комбинированный урок

1

Общая характеристика червей. Тип Плоские черви, классификация, особенности строения и жизнедеятельности. Профилактика заражения плоскими червями.

Личностные: Умение применять полученные на уроке знания на практике, понимание важности сохранения здоровья Осознание необходимости соблюдения правил, позволяющих избежать заражения паразитическими червями.

Познавательные: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы

Коммуникативные: умение слушать учителя, извлекать информацию из различных источников.

Регулятивные: Умение организовать выполнение заданий учителя.

Просмотр видеоурока на диске

Таблицы с изображением представителей плоских червей или рисунки учебника.

П.40

42


Тип Круглые черви, особенности строения и жизнедеятельности. Тип Кольчатые черви, особенности строения и жизнедеятельности.

Комбинированный урок

1

Тип Круглые черви, распространение, особенности строения и жизнедеятельности. Меры профилактики заражения круглыми червями. Тип Кольчатые черви, особенности строения и жизнедеятельности. Значение кольчатых червей.

Личностные: Умение применять полученные на уроке знания на практике, понимание важности сохранения здоровья

Познавательные: Уметь подбирать критерии для характеристики объектов, работать с понятийным аппаратом, сравнивать и делать выводы Систематизируют кольчатых червей. Дают характеристику типа Кольчатые черви

Коммуникативные: Уметь воспринимать разные виды информации. Уметь отвечать на вопросы учителя, слушать ответы других

Регулятивные: Умение организовано выполнять задания. Развитие навыков самооценки

Просмотр видеоурока на диске

Таблицы, рисунки с изображением схем строения круглых и кольчатых червей, многообразия их видов.

П.41

43


Тип Моллюски, общая характеристика. Класс Брюхоногие моллюски. Класс Двустворчатые моллюски.

Комбинированный урок

1

Тип Моллюски, общая характеристика. Класс Брюхоногие моллюски, распространение, особенности строения и жизнедеятельности. Многообразие и значение брюхоногих моллюсков. Класс Двустворчатые моллюски, распространение, особенности строения и жизнедеятельности. Многообразие и значение двустворчатых моллюсков.

Личностные: Осознание существования разнообразных взаимоотношений между живыми организмами в природе.

Познавательные: Знания общей характеристики типа Моллюсков. Знания о местообитании, строении и образе жизни представителей классов Брюхоногие и Двустворчатые.

Коммуникативные: В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль. Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково)

Регулятивные: Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.

Презентация «Моллюски»


Раковины моллюсков, таблицы, рисунки учебника с изображением моллюсков.

П.42

44


Класс Головоногие моллюски.

Комбинированный урок

1

Класс Головоногие моллюски, распространение, особенности строения и жизнедеятельности. Многообразие и значение головоногих моллюсков.

Личностные: Познавательный интерес к естественным наукам

Познавательные: Знания о местообитании, строении и образе жизни представителей Головоногих моллюсков. Знания о значении моллюсков в природе и жизни человека

Коммуникативные: Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Регулятивные: Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы

Просмотр видеоурока на диске

Учебник, рабочая тетрадь

П.43

45


Тип Членистоногие, общая характеристика. Класс Ракообразные, распространение, особенности строения и жизнедеятельности.

Комбинированный урок

1

Тип Членистоногие как наиболее высокоорганизованные беспозвоночные животные, общая характеристика. Класс Ракообразные, распространение, особенности строения и жизнедеятельности. Многообразие и значение ракообразных животных.

Личностные: Учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков

Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам.

Познавательные: умение работать с текстом, выделять в нем главное, анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия. Давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала; осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей, представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков. Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации

Коммуникативные: отстаивают свою точку зрения, приводят аргументы, Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории, В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль. Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами

Регулятивные: Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности.

Просмотр видеоурока на диске

Коллекция членистоногих, таблицы с изображением членистоногих разных классов, рисунки в учебнике.

П.44

46


Класс Паукообразные, распространение, особенности строения и жизнедеятельности.

Комбинированный урок

1

Класс Паукообразные, распространение, особенности строения и жизнедеятельности. Многообразие и значение паукообразных животных.

Личностные: Учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков. Учиться признавать противоречивость и незавершенность своих взглядов на мир, возможность их изменения. Учиться самостоятельно выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие безопасный образ жизни и сохранение здоровья – своего, а так же близких людей и окружающих.

Познавательные: умение работать с текстом, выделять в нем главное, анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия. Давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала; осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей, представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков. Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации

Коммуникативные: отстаивают свою точку зрения, приводят аргументы, Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Регулятивные: Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности

Просмотр видеоурока на диске

Таблицы с изображением паукообразных.

П.45

47


Класс Насекомые, распространение, особенности строения и жизнедеятельности.

Комбинированный урок

1

Класс Насекомые, распространение, особенности внешнего и внутреннего строения. Развитие насекомых с полным и неполным превращением.

Личностные: Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам.

Использовать свои интересы для выбора индивидуальной образовательной траектории, потенциальной будущей профессии и соответствующего профильного образования. Учиться самостоятельно выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие безопасный образ жизни и сохранение здоровья – своего, а так же близких людей и окружающих.

Познавательные: умение работать с текстом, выделять в нем главное, анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия. Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации.

Коммуникативные: отстаивают свою точку зрения, приводят аргументы, Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Регулятивные: Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности. Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности.

Презентация «Внутреннее строение насекомых»

Коллекции насекомых, таблицы с изображением строения насекомого, рисунки из книг.

П.46

48


Многообразие и значение насекомых.

Комбинированный урок

1

Многообразие и значение насекомых. Особенности жизнедеятельности общественных насекомых. Пчеловодство. Охрана беспозвоночных животных.

Личностные: Учиться признавать противоречивость и незавершенность своих взглядов на мир, возможность их изменения. Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам.

Познавательные: умение работать с текстом, выделять в нем главное, анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия.

Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации

Коммуникативные: отстаивают свою точку зрения, приводят аргументы, Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Регулятивные: Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

Таблицы с изображением насекомых разных отрядов, рисунки, коллекции.

П.47

49


Обобщающий урок по теме «Беспозвоночные животные»

Урок систематизации и обобщения знаний и умений

1

Обобщение и систематизация полученных знаний

Личностные: формируется научное мировоззрение в связи с развитием у учащихся представления о единстве живого.

Познавательные: работать с текстом и иллюстрациями учебника

Коммуникативные: владение различными формами устных выступлений

Регулятивные: развивается умение анализировать и обобщать имеющиеся знания.

Учебник, рабочая тетрадь


Позвоночные животные

50


Тип Хордовые, общая характеристика.

Комбинированный урок

1

Тип Хордовые, общая характеристика. Особенности строения и жизнедеятельности ланцетника.

Личностные: Осознают и осмысливают информацию о характерных особенностях животных Типа Хордовые, их многообразии, значении в природе и жизни человека. Рефлексируют, оценивают результаты деятельности

Познавательные: осуществляют поиск и отбор необходимой информации

Коммуникативные: высказывают свою точку зрения, задают вопросы, выражают свои мысли

Регулятивные: Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.

Просмотр видеоурока на диске

Чучела различных позвоночных, таблицы, рисунки с изображением хордовых.

П.48

51


Строение и жизнедеятельность рыб.


Лабораторная работа № 15 «Изучение внешнего строения рыбы»

Комбинированный урок

1

Строение и жизнедеятельность рыб. Особенности внешнего и внутреннего строения рыб в связи с приспособленностью к водной среде обитания. Особенности размножения и развития рыб.


Личностные: Осознают и осмысливают информацию о характерных особенностях животных класса Рыбы, их многообразии, значении в природе и жизни человека. Рефлексируют, оценивают результаты деятельности

Познавательные: осуществляют поиск и отбор необходимой информации

Коммуникативные: уметь распределять роли при выполнении лабораторной работы в парах

Регулятивные: развиваются навыки выполнения лабораторной работы по инструктивной карточке и оформления ее результатов

Презентация «Внутреннее строение рыб»

Муляжи рыб

П.49

52


Приспособленность рыб к условиям обитания. Значение рыб.

Комбинированный урок

1

Приспособленность рыб к условиям обитания. Значение рыб.

Личностные: Осознают и осмысливают информации о характерных особенностях животных класса Костные рыбы, их многообразии, эстетической ценности, значении в природе и жизни человека, правилах рыбной ловли и охраны водоемов

Познавательные: Выявляют приспособленность рыб к среде обитания. Объяснять значение рыб.

Коммуникативные: задают вопросы, выражают свои мысли

Регулятивные: Обсуждают меры увеличения численности промысловых рыб. Работают с дополнительными источниками информации корректируют свои знания

Просмотр видеоурока на диске

Таблицы, рисунки с изображением морских и пресноводных рыб.

П.50

53


Класс Земноводные, общая характеристика.

Комбинированный урок

1

Класс Земноводные, общая характеристика. Особенности строения и процессов жизнедеятельности. Многообразие земноводных, их охрана.

Личностные: Развивают любознательность, умение сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, Осознают и осмысливают информации о характерных особенностях животных класса Земноводных, их многообразии, значении в природе и жизни человека

Познавательные: Выявляют различия в строении рыб и земноводных. Раскрывают значение земноводных в природе

Коммуникативные: умение слушать одноклассников, высказывать свою точку зрения.

Регулятивные: корректируют свои знания Умение организовано выполнять задания. Развитие навыков самооценки

Просмотр видеоурока на диске

Таблицы, рисунки с изображением земноводных, скелет лягушки.

П.51

54


Класс Пресмыкающиеся, общая характеристика.

Комбинированный урок

1

Класс Пресмыкающиеся, общая характеристика, особенности внешнего и внутреннего строения в связи со средой обитания. Многообразие пресмыкающихся, их охрана.

Личностные: Развивают любознательность, умение сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, работать с электронными учебниками, составлять схемы

Осознают и осмысливают информации о характерных особенностях животных класса Пресмыкающихся, их многообразии, значении в природе и жизни человека.

Познавательные: Сравнивают строение земноводных и пресмыкающихся

Коммуникативные: отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы. Уметь терпимо относится к мнению другого человека и при случаи признавать свои ошибки.

Регулятивные: Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности. Уметь самостоятельно контролировать своё время

Просмотр видеоурока на диске

Таблицы с изображением пресмыкающихся и схем их строения

П.52

55


Класс Птицы, общая характеристика.


Лабораторная работа № 16 «Изучение внешнего строения птицы»


Комбинированный урок

1

Класс Птицы, общая характеристика, особенности внешнего и внутреннего строения в связи со средой обитания.

Личностные: Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам.

Познавательные: Проводят наблюдения за внешним строением птиц.

Коммуникативные: уметь распределять роли при выполнении лабораторной работы в парах

Регулятивные: развиваются навыки выполнения лабораторной работы по инструктивной карточке и оформления ее результатов

Чучела птиц, наборы перьев, скелет голубя, таблицы о строении птиц.

П.53

56


Многообразие птиц. Охрана птиц.

Комбинированный урок

1

Многообразие птиц. Охрана птиц. Их значение. Птицеводство. Породы птиц.

Личностные: Иметь навыки продуктивного сотрудничества со сверстниками. Умение грамотно использовать в устной и письменной речи биологическую терминологию

Познавательные: умение работать с текстом, выделять в нем главное, работать с наглядными пособиями, таблицами. Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия.

Коммуникативные: отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы. Уметь терпимо относится к мнению другого человека и при случаи признавать свои ошибки.

Регулятивные: Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности. Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности. Уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им.

Просмотр видеоурока на диске

Чучела птиц, таблицы, рисунки с изображением птиц разных экологических групп.

П.54

57


Класс Млекопитающие, или Звери. Общая характеристика.

Комбинированный урок

1

Класс Млекопитающие, или Звери. Общая характеристика, особенности внешнего и внутреннего строения в связи со средой обитания.

Личностные: Формирование бережного отношения к природе

Познавательные: Сравнивают изучаемые классы животных между собой. Выявляют приспособленности этих животных к различным условиям и местам обитания

Коммуникативные: умение работать с дополнительными источниками информации использование для поиска возможности Интернета.

Регулятивные: Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий

Просмотр видеоурока на диске

Скелет млекопитающего; таблицы по строению млекопитающих; изображения зверей разных отрядов.

П.55

58


Многообразие млекопитающих. Первозвери. Настоящие звери.

Комбинированный урок

1

Многообразие млекопитающих. Первозвери. Настоящие звери.

Личностные: Отрабатывают умение работы с разными источниками информации.

Познавательные: Сравнивают изучаемые классы животных между собой. Выявляют приспособленности этих животных к различным условиям и местам обитания

Коммуникативные: умение работать с дополнительными источниками информации использование для поиска возможности Интернета.

Регулятивные: Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий

Скелет млекопитающего; таблицы по строению млекопитающих; изображения зверей разных отрядов.


П.56

59


Домашние млекопитающие.

Комбинированный урок

1

Домашние млекопитающие. Одомашнивание животных. Животноводство.

Личностные: Отрабатывают умение работы с разными источниками информации.

Познавательные: Сравнивают изучаемые классы животных между собой. Выявляют приспособленности этих животных к различным условиям и местам обитания

Коммуникативные: умение работать с дополнительными источниками информации использование для поиска возможности Интернета.

Регулятивные: Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий

Скелет млекопитающего; таблицы по строению млекопитающих; изображения зверей разных отрядов.


П. 57

60


Обобщающий урок по теме «Позвоночные животные»

Урок систематизации и обобщения знаний и умений

1

Обобщение и систематизация полученных знаний

Личностные: формируется научное мировоззрение в связи с развитием у учащихся представления о единстве живого.

Познавательные: работать с текстом и иллюстрациями учебника

Коммуникативные: владение различными формами устных выступлений

Регулятивные: развивается умение анализировать и обобщать имеющиеся знания.

Учебник, рабочая тетрадь


Эволюция растений и животных, их охрана (3 часа)

61


Эволюция растений и животных. Этапы эволюции органического мира.

Урок изучение нового материала

1

Этапы эволюции органического мира. Палеонтологические доказательства эволюции. Первые растения и животные, заселившие воды древнего океана. Возникновение фотосинтеза. Гетеротрофные и автотрофные организмы. Усложнение растений и животных в процессе эволюции.

Личностные: Формирование личностных представлений о целостности природы.

Познавательные: Описывают и характеризуют гомологичные, аналогичные и рудиментарные органы и атавизмы. Выявляют факторы среды, влияющие на ход эволюционного процесса

Коммуникативные: Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении

Регулятивные: Анализируют палеонтологические,

сравнительно‑анатомические и эмбриологические доказательства эволюции животных принимают познавательную цель и сохраняют её при выполнении учебных действий.

Учебник, рабочая тетрадь, таблица эволюция органического мира

П.58

62


Освоение суши растениями и животными.

Комбинированный урок

1

Освоение суши растениями и животными. Геологическое прошлое Земли. Риниофиты – первые наземные растения. Прогрессивные черты организации членистоногих. Эволюция хордовых.

Личностные: Формирование научного мировоззрения о происхождении жизни на Земле (от простого к сложному). Устанавливают причинно‑следственные связи при рассмотрении дивергенции и процесса видообразования в ходе длительного исторического развития

Познавательные: Получают из разных источников биологическую информацию о причинах усложнения строения животных и разнообразии видов

Коммуникативные: Представляют информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением компьютерных технологий

Регулятивные: Выделяют и осознают то, что уже пройдено, осознают качество усвоения

Просмотр видеоурока на диске

Учебник, рабочая тетрадь

П.59

63


Охрана растительного и животного мира.

Комбинированный урок

1

Охрана растительного и животного мира.

Личностные: осознать возможности участия каждого человека в комплексе мероприятий по охране природы

Познавательные: уметь выделять главное в тексте, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации и представлять результаты

работы.

Коммуникативные: уметь работать в составе творческих групп

Регулятивные: уметь организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы.

Учебник, рабочая тетрадь

П.60

Экосистемы (5 часа)

64


Экосистема. Взаимоотношения организмов разных царств в экосистеме.

Комбинированный урок

1

Экосистема. Взаимоотношения организмов разных царств в экосистеме. Цепи питания как пути передачи энергии в экосистеме. Значение круговорота веществ в природе.

Личностные: Формирование основ экологического сознания .

Познавательные: выделяют существенные признаки экосистемы, процессов круговорота веществ и превращений энергии в экосистемах.

Коммуникативные: Представляют информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением компьютерных технологий

Регулятивные: умение организовывать свою деятельность, умение вносить коррективы в план действий

Просмотр видеоурока на диске

Учебник, рабочая тетрадь

П.61

65


Среда обитания организмов.

Комбинированный урок

1

Среда обитания организмов. экологические факторы: абиотические. Приспособленность организмов к абиотическим факторам.

Личностные: Формирование основ экологического сознания .

Познавательные: Изучают признаки биологических объектов: естественного и искусственного биоценоза, продуцентов, консументов, редуцентов

Коммуникативные: поддерживают дискуссию

Регулятивные: умение организовывать свою деятельность, умение вносить коррективы в план действий

Просмотр видеоурока на диске

Учебник, рабочая тетрадь

П.62

66


Экологические факторы: биотические, антропогенные.

Комбинированный урок

1

Экологические факторы: биотические, антропогенные. Межвидовые отношения организмов.

Личностные: Формирование основ экологической культуры.

Познавательные: Характеризуют взаимосвязь организмов со средой обитания, влияние окружающей среды на биоценоз и приспособление организмов к среде обитания.

Анализируют принадлежность биологических объектов к экологическим группам

Коммуникативные: Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений

Регулятивные: Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено

Просмотр видеоурока на диске

Учебник, рабочая тетрадь

П.63

67


Искусственные экосистемы.

Комбинированный урок

1

Искусственные экосистемы, их особенности.

Личностные: Формирование основ экологической культуры.

Познавательные: Изучают признаки биологических объектов: естественного и искусственного биоценоза, продуцентов, консументов, редуцентов

Коммуникативные: поддерживают дискуссию

Регулятивные: умение организовывать свою деятельность, умение вносить коррективы в план действий

Просмотр видеоурока на диске

Учебник, рабочая тетрадь

П.64

68


Итоговый урок за год

Урок систематизации и обобщения знаний и умений

1

Обобщение и систематизация полученных знаний

Личностные: формируется научное мировоззрение в связи с развитием у учащихся представления о единстве живого.

Познавательные: работать с текстом и иллюстрациями учебника

Коммуникативные: владение различными формами устных выступлений

Регулятивные: развивается умение анализировать и обобщать имеющиеся знания.






































Пояснительная записка Рабочая программа линии УМК «Линия жизни» для общеобразовательных учреждений составлена на основе:
  • Федерального государственного образовательного стандарта общего образования;
  • Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;
  • Фундаментального ядра содержания общего образования;
  • Основной образовательной программы основного общего образования ГБОУ СОШ № 9 г. Сызрани,2013 год


Рабочая программа линии УМК «Линия жизни» разработана на основе Программы основного общего образования по биологии. 5 - 9 классы. Авторы: В. В. Пасечник, С.В. Суматохин, Г. Г. Швецов, 2011 год.

Курс строится на основе следующего учебно-методического комплекса:

- Пасечник В.В., Суматохин С.В., Калинова Г.С. Биология. 7 класс. Линия жизни (ФГОС) – М.: Просвещение, 2014.

- Пасечник В.В. Рабочая тетрадь. Биология. Линия жизни. 5 класс. – М.: Просвещение, 2014.

- Пасечник В.В., Суматохин С.В., Калинова Г.С. Уроки биологии. 7 класс. Пособие для учителя.

- Электронное приложение к учебнику.

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «Биология» изучается с 5-го по 9-й класс. В 7 классе на изучение курса отводится 68 часов (2 часа в неделю). В рабочей программе учтены идеи в положении Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы развития и формирования универсальных учебных действий (УУД), которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся, коммуникативных качеств личности. В курсе биологии 7 класса обучающиеся расширяют знания о разнообразии живых организмов, осознают значимость видового богатства в природе и жизни человека, знакомятся с эволюцией растений и животных, изучают взаимоотношения организмов в природных сообществах, влияние факторов среды на жизнедеятельность организмов.

Изучение биологии в 7 классе на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

  • иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний.


Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.



Общая характеристика учебного предмета

Учебный курс включает теоретический и практический разделы, соотношение между которыми в общем объеме часов варьируется в зависимости от специализации образовательного учреждения, подготовленности обучающихся, наличия соответствующего оборудования.

Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить основные знания и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, востребованные в повседневной жизни и практической деятельности. Основу структурирования содержания курса биологии составляют ведущие системообразующие идеи – отличительные особенности живой природы, ее многообразие и эволюция. Основу изучения курса биологии составляют эколого-эволюционный и функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении многообразия организмов переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнение в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.

В рабочей программе предусмотрен резерв свободного учебного времени для более широкого использования, наряду с традиционным уроком, разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных педагогических технологий.

Основная цель практического раздела программы — формирование у обучающихся умений, связанных с использованием полученных знаний, повышения образовательного уровня, расширения кругозора учащихся закрепление и совершенствование практических навыков.


Методы и формы обучения определяются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности. В связи с этим основные методики изучения биологии на данном уровне: обучение через опыт и сотрудничество; учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся; интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, имитационное моделирование, тренинги, предусмотрена проектная деятельность учащихся и защита проектов после завершения изучения крупных тем.

Основной формой обучения является урок, типы которого могут быть: уроки усвоения новой учебной информации; уроки формирования практических умений и навыков учащихся; уроки совершенствования и знаний, умений и навыков; уроки обобщения и систематизации знаний, умений и навыков; уроки проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся; помимо этого в программе предусмотрены такие виды учебных занятий как лекции, семинарские занятия, лабораторные и практические работы


Изучение биологии направлено на достижение следующих целей:

  • Приобщение к познавательной культуре как системе познавательных ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.
  • Обеспечение ориентации в системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей ценностью жизнь и здоровья человека; формирование ценностного отношения к живой природе.
  • Развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; формирование интеллектуальных и практических умений.
  • Формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально-ценностного отношения к объектам живой природы.
  • Социализация обучающихся – вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную общность – носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы.
  • Овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной.

Требования к образовательным результатам для учащихся 7 класса.


Требования к результатам освоения основных образовательных программ структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты.


Личностные результаты обучения в основной школе включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы.

Основные личностные результаты обучения биологии:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

3) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

4) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;

5) формирование личностных представлений о целостности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

б) формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;

7) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных, экологических и экономических особенностей;

8) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

9) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

10) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

11) формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;

12) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.


Метапредметные результаты обучения в основной школе состоят из освоенных обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий, способности их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельности планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, к проектированию и построению индивидуальной образовательной траектории.

Основные метапредметные результаты обучения биологии:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая: умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

3) умение работать с разными источниками биологической информации; находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию;

4) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

5) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

б) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

7) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

8) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

9) умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;

10) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ -компетенции).


Предметные результаты обучения в основной школе включают освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.

Основные предметные результаты обучения биологии:

1) усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития для формирования естественнонаучной картины мира;

2) формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях.

З) приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов;

4) понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире, постоянного процесса эволюции научного знания, значимости международного научного сотрудничества;

5) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, осознание необходимости сохранения биоразнообразия и природных местообитаний;

б) объяснение роли биологии в практической деятельности людей, места и роли человека в природе, родства общности происхождения и эволюции растений и животных;

7) овладение методами биологической науки; наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов;

8) формирование представлений о значении биологических наук в решении локальных и глобальных экологических проблем, необходимости рационального природопользования;

9) освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.




Содержание курса.


Разнообразие организмов. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы.

Бактерии. Многообразие бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека. Бактерии – возбудители заболеваний. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями.

Грибы. Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека. Съедобные и ядовитые грибы. Оказание приёмов первой помощи при отравлении грибами.

Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека.

Растения. Клетки, ткани и органы растений. Многообразие растений, принципы их классификации. Водоросли, мхи, папоротники, голосеменные и покрытосеменные растения. Значение растений в природе и жизни человека. Важнейшие сельскохозяйственные культуры. Охрана редких и исчезающих видов растений. Основные растительные сообщества. Усложнение растений в процессе эволюции.

Животные. Строение животных. Многообразие (типы, классы хордовых) животных, их роль в природе и жизни человека. Сельскохозяйственные и домашние животные. Усложнение животных в процессе эволюции. Приспособленность к различным средам обитания. Охрана редких и исчезающих видов животных.


Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.


Лабораторные работы:

- Строение и разнообразие шляпочных грибов

- Строение зеленых водорослей

- Строение мха

- Строение папоротника

- Строение хвои и шишек хвойных

- Строение семени двудольного растения», «Строение семени однодольного растения

- Стержневая и мочковатая корневые системы

- Внутреннее строение ветки дерева

- Строение кожицы листа

- Строение клубня, луковицы

- Классификация плодов

- Семейства двудольных

- Строение злакового растения

- Изучение многообразия тканей животного

- Изучение внешнего строения рыбы

- Изучение внешнего строения птицы




Учебно – тематическое планирование


Раздел/ тема программы

Количество часов по программе



Количество часов

по рабочей программе

Из них (кол-во часов)

Лабораторные работы

Раздел 1. Многообразие организмов, их классификация

2

2


Раздел 2. Бактерии, грибы, лишайники

6

6

1

Раздел 3. Многообразие растительного мира

25

26

12

Раздел 4. Многообразие животного мира

25

26

3

Раздел 5. Эволюция растений и животных, их охрана

3

3


Раздел 6. Экосистемы

4

5


Итого:

70 ч, из них 5 ч резерв

68 ч

16

Увеличение часов в разделах «Многообразие растительного мира», «Многообразие животного мира», «Экосистемы» произошло за счет резервного времени.






Лабораторные работы по биологии 7 класс.


Лабораторная работа № 1 «Строение и разнообразие шляпочных грибов»














Лабораторная работа № 2 «Строение зеленых водорослей»
















Лабораторная работа № 3 «Строение мха»










Лабораторная работа № 4 «Строение папоротника»




















Лабораторная работа № 5 «Строение хвои и шишек хвойных»















Лабораторная работа № 6 «Строение семени двудольного растения», «Строение семени однодольного растения»



Лабораторная работа № 7 «Стержневая и мочковатая корневые системы»













Лабораторная работа № 8 «Внутреннее строение ветки дерева»



Лабораторная работа № 9 «Строение кожицы листа»
















Лабораторная работа № 10 «Строение клубня, луковицы»





Лабораторная работа № 11 «Классификация плодов»





Лабораторная работа № 12 «Семейства двудольных»




Лабораторная работа № 13 «Строение злакового растения»














Лабораторная работа № 14 «Изучение многообразия тканей животного»












Лабораторная работа № 15 «Изучение внешнего строения рыбы»



Лабораторная работа № 16 «Изучение внешнего строения птицы»