№ урока | Разделы, темы | Коли чество часов | Даты проведения | Материально-техническое оснащение | Универсальные учебные действия (УУД) |
План | Факт |
Введение | 1 ч | | | | |
1 | Организм и окружающая среда. Экологические и средообразующие факторы. Практическая работа 1: составление схемы "Распространение жизни в биосфере". | 1 | | | Учебник «Экология. Среды жизни на планете. 7 класс» | Обобщают и систематизируют знания, полученные в начальной школе, о взаимосвязи человека и природы. Ставят проблему: и сами ищут пути решения: Каковы условия, определяющие границы распространение живых организмов в биосфере? . |
Тема 1. Окружающая среда и экологические факторы | 5ч | | | | |
2 | Соотношение понятий "окружающая среда", "элемент среды", "экологический фактор". Классификация экологических факторов. | 1 | | | Мультимедийное устройство. Учебник «Экология. Среды жизни на планете. 7 класс» | Ставят учебные задачи на основе уже изученного и познанного. Приобретают опыт экологически грамотного взаимодействия факторов среды. К: Владеют монологической и диалогической речью, выражают свои мысли в соответствии с поставленными задачами и условиями |
3 | Абиотические факторы как проявление свойств неживой природы. | 1 | | | Мультимедийное устройство, компакт-диск. Учебник «Экология. Среды жизни на планете. 7 класс» | Приобретают опыт экологически грамотного взаимодействия факторов среды. К: Владеют монологической и диалогической речью, выражают свои мысли в соответствии с поставленными задачами и условиями |
4 | Биотические факторы. | 1 | | | Мультимедийное устройство. Учебник «Экология. Среды жизни на планете. 7 класс» | Владеют монологической и диалогической речью, выражают свои мысли в соответствии с поставленными задачами и условиями: Всевозможное влияние растений, животных и других организмов. |
5 | Антропогенные факторы. | 1 | | | Мультимедийное устройство. Учебник «Экология. Среды жизни на планете. 7 класс» | Приобретают опыт экологически грамотного взаимодействия человека и природы. Углубляют знания об экологических системах и факторах среды |
6 | Приспособительные реакции организмов как результат действия экологических факторов. Экскурсия в экосистему с целью выявления и изучения различных экологических факторов. | 1 | | | Учебник «Экология. Среды жизни на планете. 7 класс» | Приобретают опыт экологически грамотного взаимодействия факторов среды. К: Владеют монологической и диалогической речью, выражают свои мысли в соответствии с поставленными задачами и условиями |
Тема 2. Вода — древнейшая среда жизни | 8 ч | | | | |
7 | Зарождение жизни в мировом океане. Экосистема океана — наиболее древняя экосистема планеты. | 1 | | | Учебник «Экология. Среды жизни на планете. 7 класс». Мультимедийное устройство. | Формируют познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение водной среды. Р: выделяют и осознают то, что усвоено, и то, что ещё раз надо «проработать» по теме Вода. |
8 | Физические свойства воды. Практическая работа 2: Органолептические свойства воды: определение цвета, запаха и вкуса воды различных проб воды. | 1 | | | Учебник «Экология. Среды жизни на планете. 7 класс». Лабораторное оборудование | Формируют познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение водной среды. Закрепление навыков работы с лабораторным оборудованием |
9 | Химические свойства воды. Практическая работа 3: Определение химического состава воды. Простейший тест на жесткость воды. Определение кислотности различных проб воды. | 1 | | | Учебник «Экология. Среды жизни на планете. 7 класс». Лабораторное оборудование | Формируют познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение водной среды. Закрепление навыков работы с лабораторным оборудованием |
10 | Скорость течения воды как экологический фактор. Особенности условий жизни в водной среде. | 1 | | | Учебник «Экология. Среды жизни на планете. 7 класс». Мультимедийное устройство. | Формируют познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение водной среды. |
11 | Многообразие водных экосистем: реки, озера, моря и океаны. | 1 | | | Учебник «Экология. Среды жизни на планете. 7 класс». Мультимедийное устройство. 3-Д комплекс. | Формируют познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение реки, озера, океана |
12 | Изменение условий жизни в водной среде в результате деятельности человека. | 1 | | | Учебник «Экология. Среды жизни на планете. 7 класс». Мультимедийное устройство. | Формируют познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение антропогенного воздействия и последствий |
13 | Влияние физического и химического загрязнения среды на обитателей водных экосистем. | 1 | | | Учебник «Экология. Среды жизни на планете. 7 класс». Мультимедийное устройство. | Формируют познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение антропогенного воздействия и последствий |
14 | Ответственное отношение к воде. Природоохранное законодательство о защите и рациональном использовании водных ресурсов. | 1 | | | Учебник «Экология. Среды жизни на планете. 7 класс». Мультимедийное устройство. | Формируют познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение антропогенного воздействия и последствий |
Тема 3. Наземно-воздушная среда обитания | 8ч | | | | |
15 | Атмосфера Земли как результат деятельности фотосинтезирующих организмов. Сравнительная характеристика физических и химических свойств водной и воздушной среды | 1 | | | Учебник «Экология. Среды жизни на планете. 7 класс». Мультимедийное устройство. | Характеризуют и сравнивают основные среды обитания, а также называют виды растений и животных, населяющих их |
16 | Климатические факторы. | 1 | | | Учебник «Экология. Среды жизни на планете. 7 класс». Мультимедийное устройство. | Характеризуют и сравнивают климатические факторы. Формируют познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение наземно-воздушной среды. |
17 | Живые организмы осваивают воздушную среду. Приспособленность к полету. | 1 | | | Учебник «Экология. Среды жизни на планете. 7 класс». Мультимедийное устройство. | Формируют познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение наземно-воздушной среды. Знакомятся с многообразием приспособлений организмов к полёту. |
18 | Разные экосистемы — общий "воздушный бассейн". Постоянное перемещение воздушных масс, его роль в трансграничном переносе загрязняющих веществ. Практическая работа 4: Определение запыленности воздуха. | 1 | | | Учебник «Экология. Среды жизни на планете. 7 класс». Мультимедийное устройство. 3-Дкомплекс. Лабораторное оборудование. | Формируют познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение наземно-воздушной среды. Закрепление навыков работы с лабораторным оборудованием |
19 | Влияние человека на воздушную среду: изменение состава атмосферы; "парниковый эффект", разрушение озонового слоя Земли. | 1 | | | Учебник «Экология. Среды жизни на планете. 7 класс». Мультимедийное устройство, 3-Д комплекс. | Прогнозируют последствия изменений в среде обитания для живых организмов Объясняют необходимость сохранения среды обитания для охраны редких и исчезающих биологических объектов. |
20 | Практическая работа 5: Изготовление естественного барометра из сучка или шишки хвойного дерева. | 1 | | | Шишки, сучки дерева. Учебник «Экология. Среды жизни на планете. 7 класс». Мультимедийное устройство. | Используя природный материал овладевают приемами изготовления барометра из сучка или шишки хвойного дерева (ель, сосна, можжевельник) |
21 | Природоохранное законодательство об охране атмосферы. | 1 | | | Учебник «Экология. Среды жизни на планете. 7 класс». Мультимедийное устройство. | Овладевают знаниями об охранных мероприятиях атмосферы |
22 | Особенности условий существования наземных экосистем и их многообразие. | 1 | | | Учебник «Экология. Среды жизни на планете. 7 класс». Мультимедийное устройство. | Выявляют особенности строения живых организмов и объясняют их взаимосвязь со средой обитания. Приводят примеры типичных обитателей материков и при родных зон |
Тема 4. Почва как среда жизни | 6ч | | | | |
23 | Почва — биокосная система. Почва как компонент наземных систем. Состав почвы по ее компонентам | 1 | | | Учебник «Экология. Среды жизни на планете. 7 класс». Мультимедийное устройство. | Характеризуют и сравнивают основные среды обитания, а также называют виды растений и животных, населяющих их. |
24 | Экскурсия: Сбор почвенных образцов. | 1 | | | Лопата, пакеты | Закрепляют практические навыки и умение работать в группах |
25 | Механическая структура почвы и ее свойства. Практическая работа 6: Изучение структуры почвы по образцам. Определение механического состава почвы. | 1 | | | Учебник «Экология. Среды жизни на планете. 7 класс». Мультимедийное устройство. Учебно-лабораторное оборудование по экологии, химии, биологии, микроскоп. | Закрепление навыков работы с лабораторным оборудованием. |
26 | Почва как среда обитания живых организмов. | 1 | | | Учебник «Экология. Среды жизни на планете. 7 класс». Мультимедийное устройство. | Уметь объяснять изменения, происходящие в экосистемах. Определять приспособление организмов к среде обитания. |
27 | Почва как один из факторов, определяющих тип экосистемы. Почва как результат функционирования экосистемы. | 1 | | | Учебник «Экология. Среды жизни на планете. 7 класс». Мультимедийное устройство. | Овладевают информацией о взаимосвязях между живыми, а также живыми и неживыми компонентами экосистемы. Углубляют знания об экологических системах и факторах среды |
28 | Нарушение почв в результате деятельности человека. Природоохранное законодательство об ответственности человека за состояние почв. | 1 | | | Учебник «Экология. Среды жизни на планете. 7 класс». Мультимедийное устройство. | Прогнозируют последствия изменений в среде обитания для живых организмов. Объясняют необходимость сохранения среды обитания |
| Тема 5. Организм как среда обитания | 3 ч | | | | |
29 | Растения, животные и человек как среда обитания других организмов: микроорганизмов, беспозвоночных, позвоночных. Практическая работа 7: Изучение поврежденных растений по гербарному материалу. | 1 | | | Учебник «Экология. Среды жизни на планете. 7 класс». Мультимедийное устройство. Гербарий | Приобретают знания о паразитических организмах. Закрепляют практические навыки. |
30 | Типы взаимоотношений живых организмов, при которых один из видов является средой обитания для другого вида. Приспособленность организмов к паразитическому образу жизни. Практическая работа 8: Изучение под микроскопом препаратов, демонстрирующих особенности строения различных организмов-паразитов. | 1 | | | Учебник «Экология. Среды жизни на планете. 7 класс». Мультимедийное устройство. Микроскоп, микропрепараты. | Закрепляют знания о типах взаимоотношений живых организмов друг с другом, выявляют приспособления организмов к паразитическому образу жизни. Закрепление навыков работы с лабораторным оборудованием. |
31 | Болезнетворные микроорганизмы. Как сохранить свое здоровье: санитарно-гигиенические нормы и правила. | 1 | | | Учебник «Экология. Среды жизни на планете. 7 класс». Мультимедийное устройство. | Определяют влияние болезнетворных микроорганизмов на здоровье человека, вредное воздействие |
| Тема 6. Среда жизни человека | 3 ч | | | | |
32 | Биосфера — оболочка Земли. Четыре компонента окружающей среды. Появление человека — один из важнейших этапов в развитии биосферы. | 1 | | | Учебник «Экология. Среды жизни на планете. 7 класс». Мультимедийное устройство. | Ставят вопрос: Каково значение для меня знаний биосфере и умеют находить на него ответ. Определяют значение охраны биосферы — как условия сохранения жизни на Земле. Осознают, что биосфера Земли — самая крупная природная экосистема. Задаются вопросом о причине биологического разнообразия биосферы |
33 | Взаимодействие общества и природы. Решение важнейших проблем взаимоотношения между человеком и биосферой через оптимизацию существующих экосистем. | 1 | | | Учебник «Экология. Среды жизни на планете. 7 класс». Мультимедийное устройство. | Выделяют и формулируют положительное и отрицательное воздействие хозяйственной деятельности человека на биосферу. Определяют значение охраны биосферы — как условия сохранения жизни на Земле. |
34 | Экологическая культура — один из важнейших компонентов общей культуры каждого современного человека. "Экологические заповеди". Практическая работа 9: Выполнение иллюстраций к "Экологическим заповедям" и оформление выставки "Что должен знать каждый человек, чтобы понять и сохранить природу". | 1 | | | Учебник «Экология. Среды жизни на планете. 7 класс». Мультимедийное устройство. Карандаши, бумага. | Выделяют и осознают то, что усвоено, и то, что ещё раз надо «проработать». Л: Формируют ответственное отношение к обучению К:Слушают, вступают в диалог, используя имеющиеся знания , анализируют. |
| Итого: | 34ч | | | Экскурсий – 2 П/р - 9 | |