№ | Название раздела, темы урока | Кол-во уроков | Дата проведения | Планируемые результаты | Примечание (особые виды работ и работа с интегрированными обучающимися и т.д.) |
Предметные результаты | УУД личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные |
1 | Введение. | 1 | | Уметь ориентироваться в справочном аппарате учебника и атласа; определять количественные характеристики состояния атмосферы с помощью приборов и инструментов; оформлять полученные сведения в дневнике наблюдений. | Р. Самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности. К. Высказывать суждение и подтверждать их фактами. Л. Организовывать сотрудничество, работать индивидуально или в группе, осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей | Овладение на уровне общего образования системой географических знаний. Развитие речи учащихся. |
| Раздел V. Атмосфера | 11ч | | | | |
2 | Из чего состоит атмосфера и как она устроена. П/р № 1. Строение атмосферы. | 1 | | Называть газы, входящие в состав атмосферы; соотношение между размерами Земли и толщиной ее атмосферы; приводить примеры происходящих в тропосфере процессов; описывать роль отдельных газов атмосферы; объяснять значение атмосферы для природы Земли. | Р. Самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности. К. Высказывать суждение и подтверждать их фактами. Л.Организовывать сотрудничество, работать индивидуально или в группе, осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей | Развитие устойчивости внимания. |
3 | Нагревание воздуха и его температура. П/р № 2. Зависимость нагревания земной поверхности от угла падения солнечных лучей | 1 | . | Называть величину уменьшения температуры воздуха в тропосфере с подъемом вверх на каждый километр; определять по имеющимся данным средние температуры воздуха и амплитуды температур; приводить примеры вычисления средних температур воздуха; описывать изменения температуры воздуха в течение суток и года; объяснять зависимость температуры воздуха от угла падения солнечных лучей | Р. Ставить учебную задачу под руководством учителя. К.Организовывать сотрудничество индивидуально или в группе; осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей. Л. Определять роль результатов своей деятельности. | Составление и анализ графика изменения температуры в течение суток на основе данных дневника наблюдений за погодой. Решение задач на определение средней месячной температуры, изменения температуры с высотой. Выявление зависимости температуры от угла падения солнечных лучей. Развитие устойчивости внимания. |
4 | Зависимость температуры воздуха от географической широты . П/р № 3 Составление схематического рисунка «Пояса освещенности Земли и преобладающие в них температуры». | 1 | | Называть и показывать на картах тропики, полярные круги; определять температуру воздуха по картам с помощью изотерм; приводить примеры жарких и холодных районов Земли; описывать характерные особенности поясов освещенности; объяснять изменение температуры воздуха при движении от экватора к полюсам, существование явления полярных дней и ночей. | Р. Самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности. К. Высказывать суждение и подтверждать их фактами. Л. Организовывать сотрудничество, работать индивидуально или в группе, осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей | Выявление на основе анализа карт закономерности уменьшениясредних температур в зависимости от географической широты. Сравнение средних температур воздуха на разных географических широтах. Формирование зрительной памяти. |
5 | Влага в атмосфере. П/р № 4 Наблюдение процесса конденсации водяного пара. | 1 | | Называть (показывать) разные виды облаков; определять относительную влажность воздуха с помощью гигрометра и по имеющимся данным об абсолютной и максимально возможной влажности; описывать процессы образования тумана и облаков; объяснять зависимость абсолютной влажности от температуры воздуха и наличия воды на поверхности, а относительной влажности — от соотношения абсолютной влажности и температуры воздуха | Р. Самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности. К. Высказывать суждение и подтверждать их фактами. Л. Организовывать сотрудничество, работать индивидуально или в группе, осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей | Приемы измерения относительной влажности воздуха с помощью гигрометра (видео). Решение задач по расчету абсолютной и относительной влажности на основе имеющихся данных. Наблюдение за облаками, составление описания их облика, определение степени облачности, анализ данных показателей облачности в дневниках наблюдений за погодой. |
6 | Атмосферные осадки. П/р № 5 Анализ диаграмм количества осадков. | 1 | | Называть единицу измерения количества выпавших атмосферных осадков; определять количество осадков по диаграммам и географическим картам; приводить примеры количества осадков в разных широтных поясах Земли; описывать образование осадков разного происхождения; объяснять причины выпадения осадков в твердом или жидком виде. | Р. Ставить учебную задачу под руководством учителя. К.Организовывать сотрудничество индивидуально или в группе; осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей. Л. Определять роль результатов своей деятельности. | Анализ по имеющимся данным диаграммы распределения годовых осадков по месяцам. Решение задач по расчету годового количества осадков на основе имеющихся данных. Объяснение причин различий в количестве осадков в разныхширотных поясах Земли. Формирование зрительной памяти |
7 | Давление атмосферы. | 1 | | Называть единицу измерения атмосферного давления; причины изменения атмосферного давления; объяснять наличие экваториального пояса пониженного давления и областей высокого давления над полюсами Земли. | Р. Самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности. К. Высказывать суждение и подтверждать их фактами. Л. Организовывать сотрудничество, работать индивидуально или в группе, осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей | Решение задач по расчету величины атмосферного давления на разной высоте в тропосфере. Объяснение причин различий в величине атмосферного давления в разных широтных поясах Земли. Определение способов отображения величины атмосферного давления на картах. Развитие речи. |
8 | Ветры | 1 | | Называть ветры разных направлений; определять направление и скорость ветра с помощью флюгера (анемометра); приводить примеры районов возникновения муссонов и бризов; описывать значение ветров для природы Земли; объяснять образование ветров и их разную скорость. | Р. Ставить учебную задачу под руководством учителя. К.Организовывать сотрудничество индивидуально или в группе; осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей. Л. Определять роль результатов своей деятельности. | Определение направления ветров по картам. Построение розы ветров на основе имеющихся данных (в том числе дневника наблюдений за погодой). Объяснение различий в скорости и силе ветра, причин изменения направления ветров. Формирование зрительной памяти. |
9 | Погода | 1 | | Называть главные свойства погоды; определять с помощью метеорологических приборов показатели элементов погоды; приводить примеры взаимодействия между элементами погоды; описывать погоду разных сезонов года; объяснять причины разнообразия и изменчивости погоды. | Р. Самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности. К. Высказывать суждение и подтверждать их фактами. Л. Организовывать сотрудничество, работать индивидуально или в группе, осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей | Характеристика погоды. Описание погоды своей местности за день, неделю, месяц и в разные сезоны года. Установление взаимосвязи между элементами погоды. Развитие речи и устойчивости внимания. |
10 | Климат | 1 | | Называть показатели, применяемые для характеристики климата территорий; приводить примеры климатических поясов Земли; определять основные характеристики климата по климатической карте; описывать годовой режим смены погоды на территории России; объяснять отличия погоды и климата | Р. Самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности. К. Высказывать суждение и подтверждать их фактами. Л. Организовывать сотрудничество, работать индивидуально или в группе, осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей | Чтение климатических карт, характеристика климатических показателей по климатической карте. Сопоставление карты поясов освещенности и климатических поясов, формулирование выводов. Развитие речи. |
11 | Человек и атмосфера | 1 | | Называть основные источники загрязнения атмосферы; приводить примеры воздействия человека на атмосферу; описывать опасные атмосферные явления; объяснять воздействие климатических условий на расселение людей на Земле. | Р. Самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности. К. Высказывать суждение и подтверждать их фактами. Л.Организовывать сотрудничество, работать индивидуально или в группе, осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей | Поиск дополнительной информации (в Интернете, других источниках) о неблагоприятных атмосферных явлениях, правилах поведения, обеспечивающих личную безопасность человека. Формирование зрительной памяти. |
12 | Итоговый урок по разделу: «Атмосфера» | 1 | | Работа с итоговыми вопросами и заданиями по разделу «Атмосфера» и с заданиями из рабочей тетради. | Р.Самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности. К. Высказывать суждение и подтверждать их фактами. Л. Организовывать сотрудничество, работать индивидуально или в группе, осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей | Работа с итоговыми вопросами и заданиями по разделу «Атмосфера» и с заданиями из рабочей тетради. Формирование зрительной памяти, развитие речи. |
| Раздел VI. Гидросфера | 12ч | | | | |
13 | Вода на Земле. Круговорот воды в природе. | 1 | | Называть составные части гидросферы; приводить примеры отдельных частей круговорота воды и вызывающих их сил; определять соотношение между главными частями гидросферы; описывать влияние гидросферы на природные и антропогенные процессы; объяснять значение круговорота воды для природы Земли. | Р. Ставить учебную задачу под руководством учителя. К.Организовывать сотрудничество индивидуально или в группе; осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей. Л. Определять роль результатов своей деятельности. | Выявление взаимосвязи между составными частями гидросферы по схеме «Круговорот воды в природе». Объяснение значения круговорота воды для природы Земли. Описание значения воды для жизни на планете. Формирование зрительной памяти, развитие речи. |
14 | Мировой океан - основная часть гидросферы. | 1 | | Называть и показывать океаны, моря, заливы, проливы; приводить примеры внутренних и окраинных морей, крупнейших заливов и проливов; определять по картам географическое положение, глубину и размеры океанов, морей, заливов, проливов; описывать роль Мирового океана в хозяйственной деятельности людей; объяснять условность границ между океанами. | Р.Самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности. К. Высказывать суждение и подтверждать их фактами. Л. Организовывать сотрудничество, работать индивидуально или в группе, осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей | Определение и описание по карте географического положения, глубины, размеров океанов, морей, заливов, проливов, островов. Определение черт сходства и различия океанов Земли. Обозначение на контурной карте границы океанов и их названий, заливов, проливов, окраинных и внутренних морей. Развитие устойчивости внимания. |
15 | Свойства океанических вод. | 1 | | Называть и показывать районы Мирового океана с самыми высокими и низкими показателями температуры и солености поверхностных вод; приводить примеры воздействия одних свойств океанических вод на другие; | Р. Ставить учебную задачу под руководством учителя. К.Организовывать сотрудничество индивидуально или в группе; осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей. Л. Определять роль результатов своей деятельности. | Выявление с помощью карт географических закономерностей в изменении температур и солености поверхностных вод Мирового океана. Развитие устойчивости внимания. |
16 | Движение воды в океане. Волны. | 1 | | Называть виды поверхностных волн в Мировом океане и причины их возникновения; приводить примеры характеристик волн разного происхождения; описывать процесс приближения цунами к побережью; объяснять взаимосвязи между движениями вод в океане и космическими, атмосферными и внутриземными процессами. | Р.Самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности. К. Высказывать суждение и подтверждать их фактами. Л. Организовывать сотрудничество, работать индивидуально или в группе, осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей | Определение по картам географического положения районов, подвергающихся цунами. Развитие устойчивости внимания. |
17 | Течения | 1 | | Называть и показывать на карте поверхностные океанические течения; приводить примеры теплых и холодных течений; определять направления течений; описывать значение течений для климата и природы Земли в целом; объяснять возникновение течений | Р. Самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности. К. Высказывать суждение и подтверждать их фактами. Л. Организовывать сотрудничество, работать индивидуально или в группе, осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей | Определение по картам крупнейших теплых и холодных течений Мирового океана. Сравнение карты и выявление зависимости направления поверхностных течений от направления господствующих ветров. Обозначение на контурной карте холодных и теплых течений. Развитие устойчивости внимания. |
18 | Реки | 1 | | Называть и показывать на карте реки, их истоки, устья, притоки; приводить примеры самых протяженных рек мира и России, самых крупных речных водосборных бассейнов; определять по картам разные виды истоков и устьев рек; описывать географическое положение рек. | Р. Ставить учебную задачу под руководством учителя. К.Организовывать сотрудничество индивидуально или в группе; осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей. Л. Определять роль результатов своей деятельности. | Определение по карте истока и устья, притоков реки, ее водосборного бассейна, водораздела. Обозначение на контурной карте крупнейших рек мира, их водосборных бассейнов и водоразделов. Развитие устойчивости внимания. |
19 | Жизнь реки. | 1 | | Называть и показывать равнинные и горные реки; крупные водопады определять разницу в высоте истока и устья, длину рек по картам; описывать режим равнинных рек России; объяснять зависимость питания и режима рек от климата. | Р. Самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности. К. Высказывать суждение и подтверждать их фактами. Л. Организовывать сотрудничество, работать индивидуально или в группе, осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей | Составление характеристики равнинной (горной) реки по плану на основе анализа карт. Сравнение горных и равнинных рек по разным признакам. Развитие речи. |
20 | Озера и болота. | 1 | | Называть и показывать озера и болота на картах; приводить примеры озер, имеющих котловины разного происхождения, озер с пресной и соленой водой; определять по карте географическое положение озер и соленость их вод; описывать значение озер и болот для природы; объяснять зависимость солености озер от климата и наличия стока. | Р. Ставить учебную задачу под руководством учителя. К.Организовывать сотрудничество индивидуально или в группе; осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей. Л. Определять роль результатов своей деятельности. | Определение по карте географического положения и размеров крупнейших озер, заболоченных территорий мира. Обозначение на контурной карте крупнейших озер мира. Развитие устойчивости внимания. |
21 | Подземные воды | 1 | | Называть виды подземных вод; приводить примеры водопроницаемых (водоносных) и водоупорных пород, разных форм карста; описывать процесс образования подземных вод: объяснять условия образования карста. | Р. Ставить учебную задачу под руководством учителя. К.Организовывать сотрудничество индивидуально или в группе; осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей. Л.Определять роль результатов своей деятельности. | Поиск дополнительной информации (в Интернете, других источниках) о значении разных видов подземных вод и минеральных источников для человека. Развитие устойчивости внимания. |
22 | Ледники. Многолетняя мерзлота. | 1 | | Называть и показывать области распространения ледников и многолетней мерзлоты на Земле; приводить примеры крупнейших областей оледенения; описывать условия и процесс образования ледников; объяснять зависимость площади распространения ледников и многолетней мерзлоты от климата | Р.Самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности. К. Высказывать суждение и подтверждать их фактами. Л.Организовывать сотрудничество, работать индивидуально или в группе, осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей | Выявление причин образования и закономерностей распространения ледников и многолетней мерзлоты. Обозначение на контурной карте областей распространения современных покровных ледников, определение их географического положения. Развитие речи. |
23 | Человек и гидросфера. | 1 | | Называть стихийные явления в гидросфере; главные водопотребляющие сферы человеческой деятельности; приводить примеры источников загрязнения гидросферы ; объяснять обмеление рек и озер, нехватку пресной воды на Земле. | Р. Самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности. К. Высказывать суждение и подтверждать их фактами. Л. Организовывать сотрудничество, работать индивидуально или в группе, осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей | Определение по карте географического положения и размеров крупнейших водохранилищ мира, обозначение их на контурной карте. Поиск информации и подготовка сообщения о редких и исчезающих обитателях Мирового океана. Развитие речи. |
24 | Итоговый урок по разделу «Гидросфера» | 1 | | Работа с итоговыми вопросами и заданиями по разделу «Гидросфера» и с заданиями из рабочей тетради. | Р. Самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности. К. Высказывать суждение и подтверждать их фактами. Л. Организовывать сотрудничество, работать индивидуально или в группе, осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей | Развитие речи и устойчивости внимания |
| Раздел VII. Биосфера | 7ч. | | | | |
25 | Что такое биосфера и как она устроена. | 1 | | Называть составные части (звенья) биологического круговорота, современные границы биосферы; приводить примеры роли отдельных групп организмов в биологическом круговороте: описывать расширения границ биосферы; объяснять преобразование земных оболочек под воздействием живых организмов. | Р. Самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности. К. Высказывать суждение и подтверждать их фактами. Л. Организовывать сотрудничество, работать индивидуально или в группе, осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей | Сопоставление границ биосферы с границами других оболочек Земли. Анализ схемы биологического круговорота и выявление роли разных групп организмов в переносе веществ. Развитие речи. |
26 | Особенности жизни в океане. Распространение жизни в океане. | 1 | | Называть представителей планктонных, свободноплавающих и донных морских организмов; приводить примеры приспособлений океанических | Р. Ставить учебную задачу под руководством учителя. К.Организовывать сотрудничество индивидуально или в группе; осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей. Л. Определять роль результатов своей деятельности. | Сравнение приспособительных особенностей отдельных групп морских организмов к среде обитания. Определение по картам районов распространения отдельных представителей органического мира океанов. |
27 | Жизнь на поверхности суши. Леса. | 1 | | Описывать особенности органического мира океана на разной глубине и в разных климатических поясах; объяснять изменения в распространении морских организмов в зависимости от глубины, климата и удаленности от берегов. | Р. Самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности. К. Высказывать суждение и подтверждать их фактами. Л. Организовывать сотрудничество, работать индивидуально или в группе, осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей | Выявление причин изменения животного мира суши от экватора к полюсам и от подножий гор к вершинам. Поиск информации (в Интернете, других источниках), подготовка и обсуждение сообщений о хозяйственной деятельности людей в лесных зонах, экологических проблемах. Развитие речи. |
28 | Жизнь в безлесных пространствах. | 1 | | Называть (показывать) зоны влажных экваториальных лесов и лесов умеренного пояса; приводить примеры основных пород древесной растительности и представителей животного мира разных лесов; определять географическое положение лесных зон; описывать внешний облик лесов. | Р. Самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности. К. Высказывать суждение и подтверждать их фактами. Л. Организовывать сотрудничество, работать индивидуально или в группе, осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей | Поиск информации (в Интернете, других источниках), подготовка и обсуждение сообщений о хозяйственной деятельности людей в саваннах, степях, пустынях, тундрах, об экологических проблемах, обусловленных этой деятельностью. Развитие речи. |
29 | Почва. | 1 | | Называть (показывать) широтные зоны саванн, степей, пустынь, тундр, арктических пустынь; приводить примеры растений и животных разных растительных зон | Р. Самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности. К. Высказывать суждение и подтверждать их фактами. Л.Организовывать сотрудничество, работать индивидуально или в группе, осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей | Выявление причин разной степени плодородия используемых человеком почв. Определение по почвенной карте областей распространения основных типов почв. Развитие речи. |
30 | Человек и биосфера. | 1 | | Называть составные части почвы, наиболее распространенные почвы России; приводить примеры воздействия на почву разных условий ее образования; описывать различия между черноземами и подзолистыми почвами; объяснять причины разной степени плодородия почв. | Р. Самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности. К. Высказывать суждение и подтверждать их фактами. Л.Организовывать сотрудничество, работать индивидуально или в группе, осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей | Наблюдение за растительностью и животным миром своей местности для определения качества окружающей среды. Описание мер, направленных на охрану биосферы. Развитие речи. |
31 | Итоговый урок по разделу «Биосфера» | 1 | | Работа с итоговыми вопросами и заданиями по разделу «Биосфера» в учебнике. Подготовка на основе дополнительных источников информации (в том числе сайтов Интернета) обсуждения проблем | Р. Ставить учебную задачу под руководством учителя. К.Организовывать сотрудничество индивидуально или в группе; осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей. Л. Определять роль результатов своей деятельности. | Ра Развитие речи. |
| Раздел VIII. Географическая оболочка | 3ч | | | | |
32 | Из чего состоит географическая оболочка. | 1 | | Называть составные части географической оболочки; приводить примеры взаимодействия оболочек Земли в географической оболочке; описывать этапы развития географической оболочки; объяснять уникальность географической оболочки. | Р. Самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности. К. Высказывать суждение и подтверждать их фактами. Л. Организовывать сотрудничество, работать индивидуально или в группе, осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей | Объяснение взаимодействия внешних оболочек Земли в пределах географической оболочки. Развитие речи. |
33 | Территориальные комплексы. | 1 | | Называть компоненты природных и природнохозяйственных территориаль -ных комплексов описывать разнообразные территориальные комплексы; объяснять существование широтной зональности и высотной поясности. | Р. Самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности. К. Высказывать суждение и подтверждать их фактами. Л.Организовывать сотрудничество, работать индивидуально или в группе, осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей | Анализ схем для выявления причинно-следственных взаимосвязей между компонентами в природном комплексе. Обозначение на контурной карте границ природных зон и их качественных характеристик. Развитие речи. |
34 | Итоговый урок по разделу «Географическая оболочка» | 1 | | Выполнение тестовых заданий. Работа с учебником и атласом. | Р. Самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности. К. Высказывать суждение и подтверждать их фактами. Л.Организовывать сотрудничество, работать индивидуально или в группе, осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей | Развитие устойчивости внимания. |