Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 5»
Календарно – тематическое
планирование учебного предмета «География»
8 класс
2016 – 2017 учебный год
Учитель: Кравченко Н. П.
Рассмотрено на МО
протокол №1 от 26.08.16
Кемерово, 2016
Тематическое планирование уроков
географии
Ф.И.О. учителя Кравченко Надежда Павловна
Класс 8
Программа: программа основного общего образования по географии. 5-9 класс под ред. И. И. Бариновой, В. П. Дронова, И. В. Душиной
Количество часов в год 68 часа
Количество часов в неделю 2 часа
Базовый учебник: География России. В 2 кн. Кн.1: Природа. Население. Хозяйство. 8 кл.: учеб. для 8 – 9 кл. общеобразоват. Учреждений/ В. П. Дронов, И. И. Баринова, В. Я. Ром, А. А. Лобжанидзе; под ред. В. П. Дронова. – 10-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009
Альтернативное учебное пособие
Дополнительная литература
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:
— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;
— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;
— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Результаты обучения
Результаты изучения курса приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Требования к уровню подготовки (Результаты обучения)
В результате изучения географии ученик должен
знать/понимать
основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;
географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы;
природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
уметь
выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов;
составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
ориентирования на местности; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационный.
Календарно – тематическое планирование рассчитано на 68 учебных недель по 2 ч
8 класс.
№ п/п | Раздел, тема | Количество часов | Дата |
I четверть. |
Введение | 1 | |
1 | Вводный инструктаж по ТБ. Что изучает география России | 1 | |
Часть 1. Россия на карте мира | 11 | |
Тема 1. Географическое положение России | | |
2 | Виды ГП России: физико – географическое, экономико - географическое | 1 | |
3 | П.р №1 Характеристика ГП России. Сравнение ГП России с ГП других стран | 1 | |
4 | Государственная территория России. Формирование и освоение государственной территории России | 1 | |
5 | Государственные границы России, их типы и виды | 1 | |
6 | Россия на карте часовых поясов | 1 | |
7 | П. р №2 Определение поясного времени для разных пунктов России | 1 | |
8 | Этапы и методы географического изучения Территории России | 1 | |
9 | Административно – территориальное устройство | 1 | |
10 | Субъекты федерации | 1 | |
11 | Федеральные округа | 1 | |
12 | Контрольная работа по теме «Россия на карте мира» | 1 | |
Часть 2. Природа | 42 | |
Тема 1. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые | 7 | |
13 | Геологическая история и геологическое строение территории России | 1 | |
14 | Основные этапы геологической истории на территории страны | 1 | |
15 | Рельеф России | 1 | |
16 | Движение земной коры. Современные рельефообразующие процессы | 1 | |
17 | Стихийные природные явления в литосфере | 1 | |
18 | Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования П.р №3 Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых | 1 | |
| Итого (часов по плану) | 18 | |
| Итого (было выдано) | | |
II четверть. |
19 | Проявление закономерностей формирования рельефа на территории Кемеровской области. Краткосрочная контрольная работа | 1 | |
Тема 2. Климат и климатические ресурсы | 7 | |
20 | Факторы, определяющие климат России | 1 | |
21 | Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны П.р № 4 Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации | 1 | |
22 | Типы климатов России | 1 | |
23 | Климат и человек П.р №5 Определение по синоптической карте особенностей погоды для разных пунктов | 1 | |
24 | Опасные и неблагоприятные климатические явления | 1 | |
25 | Климат Кемеровской области П.р №6 Оценка основных климатических показателей Кемеровской области | 1 | |
26 | Контрольная работа по теме «Климат и климатические ресурсы» | 1 | |
Тема 3. Внутренние воды и водные ресурсы | 8 | |
27 | Особая роль воды в природе и хозяйстве | 1 | |
28 | Виды вод суши на территории страны | 1 | |
29 | Главные речные системы, водоразделы, бассейны П.р № 7 Составление характеристики реки | 1 | |
30 | Опасные явления:паводки, наводнения, лавины, сели П.р №8 Объяснение закономерностей размещения вод суши и связанных с ними опасных природных явлений | 1 | |
31 | Важнейшие озера, их происхождение. Болота, подземные воды | 1 | |
32 | Водные ресурсы и человек | 1 | |
| Итого (часов по плану) | 14 | |
| Итого (было выдано) | | |
III четверть. |
33 | Внутренние воды и водные ресурсы Кемеровской области П.р № 9 Оценка обеспеченности водными ресурсами Кузбасса | 1 | |
34 | Контрольная работа по теме «Водные ресурсы России» | 1 | |
Тема 4. Почва и почвенные ресурсы | 5 | |
35 | Почва – особый компонент природы | 1 | |
36 | Факторы образования почв | 1 | |
37 | Разнообразие и закономерности распространения почв П.р № 10 Знакомство с образцами почв Кузбасса | 1 | |
38 | Человек и почва. Почвенные ресурсы России | 1 | |
39 | Особенности почв Кузбасса. Краткосрочная контрольная работа | 1 | |
Тема 5. Растительный и животный мир. Биологические ресурсы | 3 | |
40 | Растительный и животный мир России | 1 | |
41 | Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира | 1 | |
42 | П. р № 11 Составление прогноза изменений растительного и животного мира | 1 | |
Тема 6. Природное районирование | 12 | |
43 | Формирование природных комплексов | 1 | |
44 | Моря. Как крупные природные комплексы | 1 | |
45 | Естественное состояние ПТК и изменение его в результате деятельности человека | 1 | |
46 | Природные и антропогенные ПТК | 1 | |
47 | Природно – хозяйственные зоны России | 1 | |
48 | Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов | 1 | |
49 | Характеристика лесостепей и степей. Полупустынь и пустынь | 1 | |
50 | Высотная поясность | 1 | |
51 | Природные ресурсы зон, их использование | 1 | |
52 | Заповедники. Особо охраняемые природные территории | 1 | |
| Итого (часов по плану) | 20 | |
| Итого (было выдано) | | |
IV четверть. |
53 | Природные зоны Кузбасса | 1 | |
54 | Контрольная работа по теме «Природное районирование» | 1 | |
Часть 3. Население России | 10 | |
55 | Численность населения России | 1 | |
56 | Демографический кризис, его причины. Естественный прирост | 1 | |
57 | Своеобразие половозрастной пирамиды в России | 1 | |
58 | Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России | 1 | |
59 | Городское и сельское население | 1 | |
60 | Городские агломерации | 1 | |
61 | Сельская местность | 1 | |
62 | Миграции населения | 1 | |
63 | Экономически активное население и трудовые ресурсы, их роль в развитии и размещении хозяйства | 1 | |
64 | Контрольная работа по теме «Население России» | 1 | |
Часть 4. Хозяйство России. Первичный сектор экономики | 4 | |
65 | Сельское хозяйство | 1 | |
66 | Лесное хозяйство. Охота | 1 | |
67 | Рыбное хозяйство | 1 | |
68 | Итоговая контрольная работа за курс 8 класса | 1 | |
| Итого (часов по плану) | 16 | |
| Итого (было выдано) | | |