Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 5»
Календарно – тематическое
планирование учебного предмета «География»
9 класс
2016 – 2017 учебный год
Учитель: Кравченко Н. П.
Рассмотрено на МО
протокол №1 от 26.08.16
Кемерово, 2016
Тематическое планирование уроков
географии
Ф.И.О. учителя Кравченко Надежда Павловна
Класс 9
Программа: программа основного общего образования по географии. 5-9 класс под ред. И. И. Бариновой, В. П. Дронова, И. В. Душиной
Количество часов в год 68 часа
Количество часов в неделю 2 часа
Базовый учебник: География России. В 2 кн. Кн.2: Хозяйство и географические районы. 9 кл.: учеб. для 8 – 9 кл. общеобразоват. Учреждений/ В. П. Дронов, И. И. Баринова, В. Я. Ром, А. А. Лобжанидзе; под ред. В. П. Дронова. – 10-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010
Альтернативное учебное пособие
Дополнительная литература
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит по 68 часов, из расчета 2-х учебных часов в неделю.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:
— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;
— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;
— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Результаты обучения
Результаты изучения курса приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Требования к уровню подготовки (Результаты обучения)
В результате изучения географии ученик должен
знать/понимать
основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;
географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;
различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
уметь
выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
определять на местности, плане и карте географические координаты и местоположение географических объектов;
применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
ориентирования на местности; чтения карт различного содержания;
проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
Называть (показывать):
основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;
основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;
географические районы, их территориальный состав;
отрасли местной промышленности.
Описывать:
природные ресурсы;
периоды формирования хозяйства России;
особенности отраслей;
традиционные отрасли хозяйства коренных народов в национально-территориальных образованиях;
экономические связи районов;
состав и структуру отраслевых комплексов;
основные грузо - и пассажиропотоки.
Объяснять:
различия в освоении территории;
влияние разных факторов на формирование географической структуры районов;
размещение главных центров производства;
сельскохозяйственную специализацию территории;
структуру ввоза и вывоза;
современные социально-экономические и экологические проблемы территорий.
Прогнозировать:
9 класс.
№ п/п | Раздел, тема | Количество часов | Дата |
I четверть. |
Введение | 1 | |
1 | Введение в географию 9 класса | 1 | |
Часть 1. Хозяйство России | 22 | |
Тема 1. Вторичный сектор экономики – отрасли, перерабатывающие сырье | 4 | |
2 | Топливно – энергетический комплекс, его состав, место и значение в хозяйстве | 1 | |
3 | Нефтяная промышленность Пр.р №1 Составление характеристики одного из нефтяных бассейнов по картам и статистическим материалам | 1 | |
4 | Газовая, угольная промышленность Пр.р №2 Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам | 1 | |
5 | Электроэнергетика | 1 | |
Тема 2. Отрасли, производящие конструкционные материалы и химические вещества | 13 | |
6 | Общая характеристика отраслей, производящих конструкционные материалы и химические вещества | 1 | |
7 | Металлургия. География черной металлургии | 1 | |
8 | Пр. р №3 Составление характеристики одной из металлургических баз по картам и статистическим материалам | 1 | |
9 | География цветной металлургии. | 1 | |
10 | Пр. р. №4 Определение по картам главных факторов размещения металлургических предприятий по производству меди и алюминия | 1 | |
11 | Химическая промышленность | 1 | |
12 | География химической промышленности Пр. р №5 Составление характеристики одной из баз химической промышленности по картам и статистическим материалам | 1 | |
13 | Лесная промышленность | 1 | |
14 | Машиностроение | 1 | |
15 | Пр. р. №6 Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам | 1 | |
16 | География машиностроения | 1 | |
17 | Пищевая и легкая промышленность | 1 | |
18 | Контрольная работа по теме «Вторичный сектор экономики» | 1 | |
| Итого (часов по плану) | 18 | |
| Итого (было выдано) | | |
II четверть. |
Тема 3. Третичный сектор экономики – отрасли, производящие разнообразные услуги | 5 | |
19 | Роль третичного сектора в хозяйстве, проблемы его развития | 1 | |
20 | Роль и значение транспорта. Сухопутный транспорт | 1 | |
21 | Другие виды транспорта. Связь Географический диктант | 1 | |
22 | Сфера обслуживания. Наука | 1 | |
23 | Жилищное и рекреационное хозяйство Краткосрочная контрольная работа | 1 | |
Часть 2. География крупных регионов | 44 | |
Тема 1. Районирование России | 1 | |
24 | Районирование – важнейший метод изучения в географии Пр.р.№ 7 Моделирование вариантов нового районирования России | 1 | |
Тема 2. Европейская Россия | 27 | |
25 | Общая характеристика Европейской России | 1 | |
26 | Европейский Север. Факторы формирования района | 1 | |
27 | Природа Европейского Севера | 1 | |
28 | Население и хозяйственное освоение Европейского Севера Пр. р. №8 Практическая работа по контурным картам | 1 | |
29 | Хозяйство Европейского Севера Пр.р №9 Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства Европейского Севера | 1 | |
30 | Северо –Западный район. Факторы формирования района. | 1 | |
31 | Природа Северо - Запада | 1 | |
32 | Население и хозяйственное освоение Северо - Запада | 1 | |
| Итого (часов по плану) | 14 | |
| Итого (было выдано) | | |
III четверть. |
33 | Хозяйство Северо – Запада | 1 | |
34 | Географические особенности Санкт- Петербурга и других городов Северо - Запада | 1 | |
35 | Центральная Россия. Факторы формирования района | 1 | |
36 | Природа Центральной России Пр. р № 10 Объяснение взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий Центральной России | 1 | |
37 | Население и хозяйственное освоение Центральной России Пр. р. № 11Составление картосхемы размещения народных промыслов Центральной России | 1 | |
38 | Московская столичная агломерация Пр.р №12 Сравнение географического положения и планирования двух столиц: Москвы и Санкт - Петербурга | 1 | |
39 | Хозяйство Центральной России. Краткосрочная контрольная работа | 1 | |
40 | Европейский юг. Факторы формирования района | 1 | |
41 | Природа Европейского Юга | 1 | |
42 | Население и хозяйственное освоение Европейского Юга Пр.р № 13 Практическая работа по контурным картам | 1 | |
43 | Хозяйство Европейского Юга | 1 | |
44 | Поволжье. Факторы формирования района | 1 | |
45 | Природа Поволжья Пр.р № 14 Экологические и водные проблемы Волги – оценка и пути решения | 1 | |
46 | Население и хозяйственное освоение Поволжья | 1 | |
47 | Хозяйство Поволжья Пр. р № 14 Определение факторов развития и сравнение специализации промышленности Европейского Юга и Поволжья | 1 | |
48 | Урал. Факторы формирования района | 1 | |
49 | Природа Урала Пр.р № 15 Оценка экологической ситуации в разных частях Урала, пути решения | 1 | |
50 | Население и хозяйственное освоение Урала | 1 | |
51 | Хозяйство Урала. Краткосрочная контрольная работа | 1 | |
Тема 3. Азиатская Россия (Восточный макрорегион) | 15 | |
52 | Азиатская Россия. Общая характеристика | 1 | |
| Итого (часов по плану) | 20 | |
| Итого (было выдано) | | |
IV четверть. |
53 | Западная Сибирь. Факторы формирования района Пр.р № 16 Изучение и оценка природных условий Западно – Сибирского района для жизни и быта человека | 1 | |
54 | Природа Западной Сибири | 1 | |
55 | Население и хозяйственное освоение Западной Сибири Пр.р № 17 Составление характеристики нефтяного комплекса. | 1 | |
56 | Хозяйство Западной Сибири Пр. р № 18 Разработка по карте туристического маршрута с целью показа природных и хозяйственных объектов региона | 1 | |
57 | Север Восточной Сибири. Факторы формирования района | 1 | |
58 | Природа Севера Восточной Сибири | 1 | |
59 | Население и хозяйственное освоение Севера Восточной Сибири Пр. р № 19 Составление характеристики Норильского промышленного узла | 1 | |
60 | Хозяйство Севера Восточной Сибири | 1 | |
61 | Южная Сибирь. Факторы формирования района | 1 | |
62 | Кузнецко – Алтайский подрайон | 1 | |
63 | Ангаро – Енисейский и Забайкальский подрайоны | 1 | |
64 | Дальний Восток. Факторы формирования района Пр. р № 20 Составление сравнительной характеристики подрайонов Южной Сибири | 1 | |
65 | Природа Дальнего Востока. Население и хозяйственное освоение Дальнего Востока Краткосрочная контрольная работа | 1 | |
66 | Хозяйство Дальнего Востока Пр. р № 21 Выделение на карте индустриальных, транспортных, научных, деловых, финансовых, оборонных центров Дальнего Востока | 1 | |
Тема 4. Россия в современном мире | 2 | |
67 | Россия и страны СНГ. Взаимосвязи с другими странами мира | 1 | |
68 | Итоговая контрольная работа | 1 | |
| Итого (часов по плану) | 16 | |
| Итого (было выдано) | | |