СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование по истории Древнего мира по ФГОС ООО 5 класс

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

   Календарно-тематическое планирование составлено на основе Рабочей программы по истории 5-9 классы по ФГОС ООО, учебника ФА.Михайловского "История Древнего мира.5 класс".(М.Русское слово", 2012 г).

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование по истории Древнего мира по ФГОС ООО 5 класс»

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение «СОШ №69»




ПРИНЯТО

на заседании педагогического совета МОАУ «СОШ №69» Протокол №__ от __.__.2016 г. Обсуждено на методическом объединении учителей Протокол №__ от __.__.2016 г.


СОГЛАСОВАНО

ЗД по УВР


__________________

/Атлякина В.М/



УТВЕРЖДАЮ

Директор МОАУ «СОШ № 69»


/Журавлева С.В /


Календарно-тематическое планирование



Предмет: история

Класс: 5

Всего часов: 70

Количество часов в неделю: 2








Раздел 1. Календарно-тематическое планирование



п/п

Дата

Тема урока

Дидактическая единица стандарта

Виды деятельности учителя и учащегося


Повторение


1


Увлекательный мир истории

Что изучает история. Историческая карта. Источники исторических знаний. Вспомогательные исторические науки.

Определять на элементарном уровне задачи исторической науки. Различать хронологические рамки истории Древнего мира. Высказывать суждения о роли археологии, этнографии, видов в изучении прошлого. Использовать историческую карту как источник информации расселении людей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций, местах важнейших событий.


2


Счет лет в истории

Историческая хронология (счет лет «до н. э.» и «н. э.»).

Объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов, решать хронологические задачи.


Раздел №2. Первобытность

  1. Цель к разделу - Рассказать о выделении человека из мира животных, об отличиях древнейших людей от современных, показать значение трудовой деятельности в развитии древнейшего человека.

  2. Задачи к разделу- показать расселение людей на Земле, условиях жизни, основных занятиях человека разумного . показать духовное развитие первобытного человека .охарактеризовать возникновение скотоводства и земледелия как грандиозный скачок в истории первобытного общества, изучить родо-племенной строй .дать первичное понятие цивилизации и ее признаков

3. Планируемые результаты к разделу:

предметные

Показывать на карте места расселения древнейших людей.

Рассказывать об условиях жизни, занятиях, верованиях первобытных людей, используя текст учебника и изобразительные материалы.

Объяснять значение отделения земледелия от скотоводства, открытий и изобретений древнейших людей (орудий труда и др.) для развития человеческого общества.

метапредметные

Развитие умения искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять  и аргументировать  своё  отношение к ней;

формирование способности ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию, в том числе во внутреннем плане

личностные

- воспитание уважения к истории, культурным и историческим памятникам

3


Первые люди на земле. Открытия и изобретения древних охотников

Расселение древнейшего человека. Человек разумный. Условия жизни и занятия первобытных людей.

Выделять и формулировать в тексте учебника разные версии происхождения человека, объяснять причины их разнообразия. Выделять в учебной информации главные признаки явления. Показывать на карте территорию заселения и стоянки древнейших людей. Устанавливать хронологическую последовательность важнейших событий, определять внешний вид первобытных людей, условия обитания и занятия. Формулировать определение понятия «человек разумный». Обобщать и систематизировать информацию учебника, делать выводы о значении овладения огнем для человечества.

4


Искусство и религия первобытных людей

Представления об окружающем мире, верования первобытных людей.

Объяснять причины появления религиозных взглядов и ритуалов, раскрывать связь искусства и религии в п\о, используя новые понятия. Оценивать мифы как памятники духовной культуры древних народов и исторические источники.


5


Возникновение земледелия и скотоводства

Появление ремесел и торговли. Древнейшие земледельцы и скотоводы: трудовая деятельность, изобретения.

Описывать жизнь и занятия людей в родовой общине по примерному плану. Обобщать информацию и делать выводы о качественных изменениях в образе жизни и занятиях людей и причинах неравномерного развития древних обществ с появлением земледелия. Датировать новые явления, устанавливать их последовательность и длительность.


6


От первобытности к цивилизации

Возникновение древнейших цивилизаций.

Объяснять причины перехода от каменного века к бронзовому. Определять причины и следствия появления неравенства. Анализировать исторические явления и процессы, выделять их главные признаки, формулировать определения понятий «первобытность» и «цивилизация». Оценивать вклад п\о в историю и культуру человечества, формулировать и высказывать собственное отношение к памятникам культуры. Использовать новые знания и умения в изучении новых объектов прошлого.


Раздел №3 Введение в историю Древнего мира

  1. Цель к разделу- Подготовить учащихся к изучению истории Древнего мира, заинтересовать учебным предметом

  2. Задачи к разделу - создать у учащихся первичные представления об истории как науке .рассказать об исторических источниках . сформировать у учащихся представление о хронологических датах как части исторических знаний, а также первоначальные умения счета лет в истории.

3. Планируемые результаты к разделу:

предметные

Объяснять как ведется счет лет до н.э. и н.э., используя линию времени.

Называть и кратко характеризовать источники, рассказывающие о древней истории.

метапредметные

Развитие умения искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять  и аргументировать  своё  отношение к ней;

формирование способности ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию, в том числе во внутреннем плане

личностные

- воспитание уважения к истории, культурным и историческим памятникам.

7


Введение в историю Древнего мира

Понятие и хронология. Карта Древнего мира.






Раздел №4. Древний Восток

  1. Цель к разделу - Сформировать целостное представление о древнейших государствах Древнего Востока, выделить общее и особенное в развитии древневосточных государств, оценить вклад народов Древнего Востока в мировую культуру.

  2. Задачи к разделу - изучить местоположение и природные условия Древнего Египта, государств Месопотамии, Древней Индии и Китая, Ассирии, Финикии

-рассмотреть условия жизни, занятия, верования населений государств Древнего Востока

- сформировать представление о культуре Древнего Востока

3. Планируемые результаты к разделу:

предметные

Показывать на карте местоположения древнейших государств.

Рассказывать об условиях жизни, занятиях, верованиях населения государств Востока, используя текст учебника и изобразительные материалы.

Описывать предметы материальной культуры и произведений искусства

метапредметные

Развитие умения искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять  и аргументировать  своё  отношение к ней;

формирование способности ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию, в том числе во внутреннем плане

личностные

- воспитание уважения к истории, культурным и историческим памятникам.

8


Египет – дар Нила

Древний Египет. Условия жизни и занятия населения.


Показать на карте долины рек Древнего Востока и территории первых цивилизаций, долину Нила, дельту. Описывать природные условия Египта. Устанавливать хронологическую последовательность событий истории Древнего Египта. Определять характерные признаки цивилизации Древнего Египта как речной цивилизации.


9


Страна двух рек

Древние цивилизации Месопотамии. Условия жизни и занятия населения. Города-государства. Мифы и сказания. Письменность. Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Нововавилонское царство: завоевания, легендарные памятники города Вавилона.

Показать на карте долины рек Древнего Востока и территории первых цивилизаций, долину Нила, дельту. Описывать природные условия Египта. Устанавливать хронологическую последовательность событий истории Древнего Египта. Определять характерные признаки цивилизации Древнего Египта как речной цивилизации.


10


Вавилонский царь Хаммурапи и его законы

Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Нововавилонское царство: завоевания, легендарные памятники города Вавилона.

Объяснять причины возвышения Вавилона на основе анализа карты и текста учебника. Описывать образ царя Хаммурапи и характеризовать его правление. Анализировать приведенные в тексте фрагменты законов Хаммурапи и обобщать результаты исследовательской работы в комплексной характеристике Вавилона, высказывать аргументированное суждение о значении его законов.


11


Древнейшие цивилизации Индии и Китая

Древняя Индия. Природные условия, занятия населения. Древние города-государства. Древний Китай. Условия жизни и хозяйственная деятельность населения.

Объяснять причины возвышения Вавилона на основе анализа карты и текста учебника. Описывать образ царя Хаммурапи и характеризовать его правление. Анализировать приведенные в тексте фрагменты законов Хаммурапи и обобщать результаты исследовательской работы в комплексной характеристике Вавилона, высказывать аргументированное суждение о значении его законов.


12


Повторительно-обобщающий урок «Цивилизации речных долин»




13


Фараоны и пирамиды

Управление государством (фараон, чиновники).

Актуализировать знания о различных видах исторических источниках. Оценивать исторические значение дешифровки письменности Ф. Шампольоном. Характеризовать деспотическую власть в Египте.


14


Жизнь в Древнем Египте

Религиозные верования египтян. Жрецы.

Описывать и сравнивать условия жизни различных социальных групп древнеегипетского общества на основе различных источников. На основе фрагментов исторических источников высказывать суждение о причинах восстания в Древнем Египте и об отношении автора документа к описываемым им событиям.


15


Завоевания Фараонов

Фараон-реформатор Эхнатон. Военные походы. Рабы.

Показать на карте направления походов Тутмоса III , места сражений, границы Древнего Египта в период наивысшего могущества. Раскрыть существенные черты религиозных преобразований Эхнатона и объяснить причины их неудач.


16


Культура Древнего Египта

Познания древних египтян. Письменность. Храмы и пирамиды.

Формулировать определение понятия «культура». Выделять существенные признаки, отличающие живопись и скульптуру Древнего Египта. Описывать памятники культуры Древнего Египта. Описывать образы богов и раскрывать их символическое значение. Высказывать суждения об уровне развития науки. Готовить тематические сообщения и проекты по дополнительным источникам.


17


Повторительно-обобщающий урок «Древний Египет»


Актуализировать и обобщать знания по истории стран Древнего Востока. Показывать на карте государства по заданному признаку. Соотносить события истории Древнего Востока. По хронологическому признаку. Характеризовать условия существования, основные занятия, образ жизни. Раскрывать существенные признаки культуры и религии стран Древнего Востока, сравнивать их, выделять сходство и различия. Делать выводы о вкладе в историю цивилизаций Древнего Востока, о необходимости бережного отношения к их наследию. Готовить тематические сообщения и проекты по дополнительным источникам.


18


Финикийские мореплаватели

Восточное Средиземноморье в древности. Финикия: природные условия, занятия жителей. Развитие ремесел и торговли. Финикийский алфавит.

Сопоставлять признаки железного века с предыдущими периодами, определять последствия освоения человечеством обработки железа. Показывать на исторической карте территорию Финикии, города, торговые пути, колонии. Описывать занятия жителей Финикии в контексте природно-географических условий страны. Высказывать суждения о вкладе финикийцев в мировую культуру.


19


Древняя Палестина

Палестина: расселение евреев, Израильское царство. Занятия населения. Религиозные верования. Ветхозаветные сказания.

Показывать на исторической карте территорию Палестины, города, государства. Описывать исторические события и памятники культуры на основе текста и иллюстративного материала, анализировать фрагменты исторических источников, сравнивать религию древних евреев и египтян.


20


Ассирийская военная держава

Ассирия: завоевания ассирийцев, культурные сокровища Ниневии, гибель империи.

Показывать на исторической карте территорию Ассирийской державы, объяснять причины возвышения Ассирии и завоевания ею соседних государств с наступлением железного века. Описывать армию ассирийцев, составляя ее вооружение и приемы ведения войны с армиями других государств Древнего Востока. Характеризовать известных правителей Ассирии, используя текстовые и наглядные источники, давать оценку наиболее значимым событиям истории Ассирийской державы.


21


Победители Ассирии

Ассирия: завоевания ассирийцев, культурные сокровища Ниневии, гибель империи.

Сравнивать древние государства (Ассирия, Вавилон, Мидия) по различным критериям, выделять сходство и различия. Характеризовать исторические личности, высказывать суждения об их исторической роли. Описывать древние города, формулировать и высказывать собственные впечатления о памятниках мировой культуры.


22


Повторительно-обобщающий урок «Западная Азия в век железа»


Актуализировать и обобщать знания по истории стран Древнего Востока. Показывать на карте государства по заданному признаку. Соотносить события истории Древнего Востока. По хронологическому признаку. Характеризовать условия существования, основные занятия, образ жизни. Раскрывать существенные признаки культуры и религии стран Древнего Востока, сравнивать их, выделять сходство и различия. Делать выводы о вкладе в историю цивилизаций Древнего Востока, о необходимости бережного отношения к их наследию. Готовить тематические сообщения и проекты по дополнительным источникам.


23


Образование державы Маурьев в Индии

Общественное устройство, варны. Религиозные верования, легенды и сказания. Возникновение буддизма. Культурное наследие Древней Индии.

Показывать на исторической карте районы земледелия в долинах Инда и Ганга, территорию государства Ашоки. Характеризовать особенности природных условий страны, занятия жителей. Объяснить причины перехода к оседлому образу жизни. Соотносить события истории Индии с историей государств Древнего Востока. Раскрывать характерные черты верований индийцев. Описывать памятники культуры и достижения индийцев, высказывать суждение о вкладе в мировую культуру. Сравнивать древнеиндийскую цивилизацию с другими цивилизациями железного века, выделять сходство и отличия.


24


Единое государство в Китае

Создание объединенного государства. Империи Цинь и Хань. Жизнь в империи: правители и подданные, положение различных групп населения. Развитие ремесел и торговли. Великий шелковый путь. Религиозно-философские учения (конфуцианство). Научные знания и изобретения. Храмы. Великая Китайская стена.

Показывать на исторической карте территорию империи Цинь, крупные города, Великую Китайскую стену, Великий шелковый путь. Соотносить важнейшие события истории Древнего Китая с историей других государств Древнего Востока. Сравнивать формы государственного устройства, положение различных групп населения в Индии и итае. Рассказывать о выдающихся памятниках истории и культуры Китая, высказывать суждение об их мировом историко-культурном наследии, представлять результаты своих исследований в форме творческих проектов.


25


Великая Персидская держава

Персидская держава: военные походы, управление империей.

Актуализировать и обобщать знания по истории стран Древнего Востока. Показывать на карте государства по заданному признаку. Соотносить события истории Древнего Востока. По хронологическому признаку. Характеризовать условия существования, основные занятия, образ жизни. Раскрывать существенные признаки культуры и религии стран Древнего Востока, сравнивать их, выделять сходство и различия. Делать выводы о вкладе в историю цивилизаций Древнего Востока, о необходимости бережного отношения к их наследию. Готовить тематические сообщения и проекты по дополнительным источникам.


26


Повторительно-обобщающий урок «Великие державы Древнего Востока»


Актуализировать и обобщать знания по истории стран Древнего Востока. Показывать на карте государства по заданному признаку. Соотносить события истории Древнего Востока по хронологическому признаку. Характеризовать условия существования, основные занятия, образ жизни. Раскрывать существенные признаки культуры и религии стран Древнего Востока, сравнивать их, выделять сходство и различия. Делать выводы о вкладе в историю цивилизаций Древнего Востока, о необходимости бережного отношения к их наследию. Готовить тематические сообщения и проекты по дополнительным источникам.


27


Промежуточное тестирование по теме «Древний Восток»


Актуализировать и обобщать знания по истории стран Древнего Востока. Соотносить события истории Древнего Востока. По хронологическому признаку. Характеризовать условия существования, основные занятия, образ жизни. Раскрывать существенные признаки культуры и религии стран Древнего Востока, сравнивать их, выделять сходство и различия.


Название раздела №5 Античный мир

  1. Цель к разделу.

Выделить основные периоды и условия исторического развития Древней Греции и Древнего Рима, оценить вклад греков и римлян в мировую культуру.

  1. Задачи к разделу

-познакомить учащихся с географическими и природными условиями Древней Греции и Древнего Рима

-изучить культы основных богов и героев, мифы о них, углубить знания учащихся о религиозных воззрениях древних народов

- объяснить причины, условия и значение возникновения греческих полисов

-показать процесс возникновения афинской полисной демократии

-рассмотреть войны, которые вели Греция и Рим в рассматриваемый период

-изучить античную экономику и античное рабство

-рассказать учащимся о причинах борьбы плебеев и патрициев, об устройстве и аристократическом характере Римской республики

-изучить историю падения республиканского строя в Риме

-рассмотреть возникновение христианства

3. Планируемые результаты к разделу:

предметные

Показывать на карте территории древнегреческих государств, государств на территории Италии

Рассказывать об условиях жизни, занятиях, верованиях населения Древней Греции и Древнего Рима, используя текст учебника и изобразительные материалы.

Характеризовать политический строй древнегреческих городов-государств, политическую жизнь в Древнем Риме, ее участников, важнейшие события

Рассказывать о культурной жизни Древней Греции и Древнего Рима.

метапредметные

Развитие умения искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять  и аргументировать  своё  отношение к ней;

формирование способности ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию, в том числе во внутреннем плане

личностные

- воспитание уважения к истории, культурным и историческим памятникам.

28


Греция и Крит в эпоху бронзы

Население Древней Греции: условия жизни и занятия. Древнейшие государства на Крите. Государства ахейской Греции (Микены, Тиринф и др.). Троянская война. «Илиада» и «Одиссея». Верования древних греков. Сказания о богах и героях.

Показывать на исторической карте территорию Греции и Крита, соотносить их географическое положение с уже известными государствами. Описывать природные условия страны и делать выводы о занятиях ее жителях, сравнивать их с природно-географическими условиями Древнего Египта и Междуречья. Высказывать суждения о причинах образования и гибели государств. Анализировать мифы, выделять в содержании факты, подтвержденные археологическими раскопками. Описывать памятники истории и культуры, высказывать суждения об их исторической и культурной ценности. Сопоставлять версии причин Троянской войны.


29


Поэмы Гомера

Троянская война. «Илиада» и «Одиссея». Верования древних греков. Сказания о богах и героях.

Показывать на исторической карте направления вторжения дорийских племен, характеризовать его последствия для истории Греции. Определять во времени место «темных веков» и Троянской войны, соотносить события древнейшей истории Греции и государств Древнего Востока. Анализировать отрывки из поэм о Троянской войне по различным критериям; высказывать суждения об их месте в мировом культурном наследии. Готовить тематические сообщения и проекты по дополнительным источникам.


30


Боги и герои Эллады

Верования древних греков. Сказания о богах и героях.

Описывать образы богов, анализировать содержание мифов, раскрывать их связь с условиями жизни и занятиями греков. Сравнивать религию Греции с религией государств Древнего Востока. Воссоздать образ идеального героя Древней Греции. В дополнительных источниках искать информацию по теме «Древнегреческая мифология в мировом искусстве», готовить тематические сообщения и проекты.


31


Греческие полисы и Великая греческая колонизация

Греческие города-государства: политический строй, аристократия и демос. Развитие земледелия и ремесла. Великая греческая колонизация. Афины: утверждение демократии. Законы Солона, реформы Клисфена.

Формулировать определения понятия «античность». Выделять и объяснять отличия античной цивилизации от крито-микенской, цивилизаций Древнего Востока. Описывать типичный центр греческих городов-полисов, его сооружения. Анализировать и обобщать информацию о положении различных групп населения в полисе. Объяснять причины Великой греческой колонизации, высказывать суждения о ее значении в истории


32


Афинский полис

Афины: утверждение демократии. Законы Солона, реформы Клисфена.

Показывать на исторической карте территорию Аттики, Афины, районы земледелия. Описывать природные условия и занятия жителей Аттики, анализировать данные мифов. Раскрывать существенные черты положения основных групп населения Афинского полиса, объяснять причины противоречий между ними. Выявлять сущность и давать оценку реформ Солона и Клисфена.


33


Древняя Спарта

Спарта: основные группы населения, политическое устройство. Спартанское воспитание. Организация военного дела.

Показывать на исторической карте территорию Аттики, Афины, районы земледелия. Описывать природные условия и занятия жителей Аттики, анализировать данные мифов. Раскрывать существенные черты положения основных групп населения Афинского полиса, объяснять причины противоречий между ними. Выявлять сущность и давать оценку реформ Солона и Клисфена.


34


Повторительно-обобщающий урок «Древнейшая Греция»


Актуализировать и обобщать знания по истории Древней Греции. Показывать на карте государства по заданному признаку. Соотносить события истории Древней Греции по хронологическому признаку. Характеризовать условия существования, основные занятия, образ жизни. Раскрывать существенные признаки культуры и религии Древней Греции, сравнивать их, выделять сходство и различия. Делать выводы о вкладе в историю цивилизаций Древней Греции, о необходимости бережного отношения к их наследию. Готовить тематические сообщения и проекты по дополнительным источникам


35


Герои Марафонской битвы

Классическая Греция. Греко-персидские войны: причины, участники, крупнейшие сражения, герои. Причины победы греков.

На основе текста учебника и карты формулировать причины греко-персидских войн. Рассказывать о походе персов, используя карту. Формулировать причины победы при Марафоне. Давать образную характеристику Мильтиада.


36


Персидское вторжение в Грецию

Греко-персидские войны: причины, участники, крупнейшие сражения, герои. Причины победы греков

Рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, используя иллюстрации и карту, оценивать деятельность личности Фемистокла, определять причины побед греков,


37


Расцвет демократии в Афинах

Афинская демократия при Перикле.

Систематизировать и обобщать информацию о становлении демократии и возвышение Афин. Оценивать роль и значение народного собрания в Афинах. Сравнивать государственный строй Афин с политическим устройством других государств. Давать образную характеристику Перикла, собирать и обрабатывать дополнительную информацию о его жизни, формулировать оценочные выводы о роли его личности в истории Афин и Древней Греции.


38


Хозяйственное развитие Греции в V веке до н.э.

Хозяйственная жизнь в древнегреческом обществе. Рабство.

Сравнивать рабовладение в Греции и странах Востока , выявлять сходства и различия. Объяснять причины роста рабства, оценивать значение рабского труда.на основе текста описывать положение рабов. На основе текста, документа и рисунка комплексно характеризовать торговую и хозяйственную деятельность Пирея.


39


Пелопоннесская война

Пелопоннесская война

Анализировать учебный текст, формулировать причины конфликта между Афинами и Спартой и отношение к войне различных слоев населения. Давать образную характеристику Алкивиада, высказывать суждения о его роли в истории, участвовать в дискуссии. Формулировать причины поражения Афин в войне и оценивать его последствия.


40


Граждане, ученые и атлеты Греции

Культура Древней Греции. Развитие наук. Греческая философия. Школа и образование. Спортивные состязания; Олимпийские игры.

Актуализировать знания о понятии «культура», формулировать определение понятия «классическая культура», анализировать и обобщать информацию о древнегреческой культуре, делать выводы о её характерных чертах. Образно реконструировать системы воспитания и обучения мальчиков и девочек в Афинах и Спарте, сравнивать их, формулировать причины отличия. Рассказывать о выдающихся учёных Древней Греции и их достижениях, давать оценку этим личностям, высказывать суждения о значении их деятельности для современного мира. С помощью текстовых источников описывать и делать выводы о значении Олимпийских игр.. Готовить тематические сообщения и проекты по дополнительным источникам.


41


Архитекторы, скульпторы, поэты Греции

Литература. Архитектура и скульптура. Быт и досуг древних греков. Театр.

Описывать устройство храма, сравнивать его с древневосточными храмами. Творчески реконструировать образ афинского Акрополя. Обобщать информацию о скульпторах и их произведениях, выявлять и объяснять различия между греческими и древневосточными искусством. Образно описывать театральные представления. Высказывать суждения о значении древнегреческой культуры в мировой истории. Готовить тематические сообщения и проекты по дополнительным источникам.


42


Повторительно-обобщающий урок «Классическая Греция»


Актуализировать и обобщать знания по истории Древней Греции. Показывать на карте государства по заданному признаку. Соотносить события истории Древней Греции по хронологическому признаку. Характеризовать условия существования, основные занятия, образ жизни. Раскрывать существенные признаки культуры и религии Древней Греции, сравнивать их, выделять сходство и различия. Делать выводы о вкладе в историю цивилизаций Древней Греции, о необходимости бережного отношения к их наследию. Готовить тематические сообщения и проекты по дополнительным источникам.


43


Возвышение Македонии

Возвышение Македонии.

Формулировать причины возвышения Македонии, дать образную характеристику Филиппа II. Сравнивать отношение разных слоев греческого населения к угрозе македонского завоевания. Высказывать суждение позиции о суждении Демосфена и его сторонников. Рассказывать о битве при Херонее, высказывать суждения о её значении для дальнейшей судьбы Греции. Выявлять предпосылки завоеваний Александра Македонского.


44


Завоевания Александра Македонского

Период эллинизма. Македонские завоевания. Держава Александра Македонского и ее распад.


Определять во времени даты похода Александра Македонского на Восток и важнейших событий, соотносить эти события с другими датами истории Древней Греции и Древнего Востока. Формулировать причины побед Александра Македонского над персами в Малой Азии. Определять характер военных действий и их последствия. Объяснять причины отказа войска продолжать восточный поход. Давать образную характеристику Александра Македонского, Дарию III. Находить и показывать на карте места сражений, города, новые государства, образовавшиеся после смерти Александра Македонского.


45


Греческий Восток

Эллинистические государства Востока. Культура эллинистического мира

Раскрывать причины распада державы Александра Македонского, выявлять существенные черты государственного устройства вновь образованных государств, формулировать определение понятия «эпоха эллинизма». Образно описывать Александрию Египетскую и её достопримечательности. Высказывать суждения об исторической ценности


46


Повторительно-обобщающий урок «Период эллинизма»


Актуализировать и обобщать знания по истории Древней Греции. Показывать на карте государства по заданному признаку. Соотносить события истории Древней Греции по хронологическому признаку. Характеризовать условия существования, основные занятия, образ жизни. Раскрывать существенные признаки культуры и религии Древней Греции, сравнивать их, выделять сходство и различия. Делать выводы о вкладе в историю цивилизаций Древней Греции, о необходимости бережного отношения к их наследию. Готовить тематические сообщения и проекты по дополнительным источникам.


47


Повторительно-обобщающий урок «Древняя Греция»


Актуализировать и обобщать знания по истории Древней Греции. Показывать на карте государства по заданному признаку. Соотносить события истории Древней Греции по хронологическому признаку. Характеризовать условия существования, основные занятия, образ жизни. Раскрывать существенные признаки культуры и религии Древней Греции, сравнивать их, выделять сходство и различия. Делать выводы о вкладе в историю цивилизаций Древней Греции, о необходимости бережного отношения к их наследию. Готовить тематические сообщения и проекты по дополнительным источникам.


48


Начало римской истории

Население Древней Италии: условия жизни и занятия. Этруски. Легенды об основании Рима. Рим эпохи царей.

Показывать на исторической карте территорию Апеннинского полуострова, о. Сицилия, Лаций, земли этрусков, греческие колонии. Соотносить расположение значимых объектов по истории Древнего Рима с известными объектами истории Древнего мира. Описывать природные условия и занятия римлян, сравнить их с Древней Грецией, делать выводы об их сходстве и различия. Анализировать данные легенды о возникновении Рима, сопоставлять с данными археологических раскопок. Раскрывать существенные черты положения патрициев и плебеев, формулировать причины борьбы плебеев за свои права и установление республики.


49


Республика римских граждан

Римская республика. Патриции и плебеи. Управление и законы. Верования древних римлян.

Активизировать учебный текст, сравнивать факты по предложенным критериям и формулировать выводы о сходстве и различиях, патрициев и плебеев, царей и консулов. Характеризовать основные результаты борьбы плебеев за гражданские права. Выделять главные особенности государственного устройства Рима, сопоставлять их с устройством Афин, формулировать и высказывать суждения по дискуссионным вопросам политической жизни Римской республики. Характеризовать религиозные представления древних римлян, находить и объяснять сходства и отличия римской религии и религии греков.


50


Завоевание Римом Италии

Завоевание Римом Италии.


Определять длительность и последовательность событий и явлений данной темы в контексте истории Древнего Рима и Древнего мира в целом. Анализировать легенды, различия в их содержании реальные факты и вымысел. Формулировать причины победы римлян над народами Апеннинского полуострова. Давать характеристику римской армии, выделять её преимущества перед армия других государств Древнего мира.


51


Первая война с Карфагеном

Войны с Карфагеном; Ганнибал. Римская армия

Анализировать историческую ситуацию на основе карты, прогнозировать приоритеты внешней политики Рима после завоевания Италии. Соотносить события, относящиеся к изучаемой теме, с событиями истории Древнего Рима и других государств. Сравнивать военные силы соперников, определять цели войны, формулировать причины победы Рима в первой Пунической войне и показывать на карте территориальные изменения, прогнозировать дальнейшее развитие событий. Готовить тематические сообщения и проекты по дополнительным источникам.


52


Война с Ганнибалом

Войны с Карфагеном; Ганнибал. Римская армия

Давать образную характеристику выдающимся историческим личностям. Характеризовать причины второй Пунической войны, цели, характер военных действий римлян и карфагенян. Использовать историческую карту и схему битвы при Каннах как источник информации, рассказывать о важнейших событиях, высказывать суждения об их историческом значении, прогнозировать развитие событий. Формулировать причины победы римлян во второй Пунической войне, давать оценку этому событию. Готовить тематические сообщения и проекты по дополнительным источникам


53


Рим-завоеватель Средиземноморья

Установление господства Рима в Средиземноморье.

Называть государства, ставшие объектами завоеваний Рима в Восточном Средиземноморье. Объяснять причины военного превосходства римлян и их победы в борьбе за господство во всем Средиземноморье. Высказывать суждения о последствиях римских завоеваний для покоренных народов и самих римлян.


54


Повторительно-обобщающий урок «Римские завоевания в Средиземноморье»


Актуализировать и обобщать знания по истории Древнего Рима. Показывать на карте государства по заданному признаку. Соотносить события истории Древнего Рима по хронологическому признаку. Характеризовать условия существования, основные занятия, образ жизни. Раскрывать существенные признаки культуры и религии, сравнивать их, выделять сходство и различия. Делать выводы о вкладе в историю цивилизаций, о необходимости бережного отношения к их наследию. Готовить тематические сообщения и проекты по дополнительным источникам.


55


Народные трибуны – братья Гракхи

Реформы Гракхов. Рабство в Древнем Риме.

Выявлять противоречия и проблемы, связанные с завоевательной политикой Рима и положением основных групп населения Рима. Формулировать причины разорения римских крестьянских хозяйств и обогащения аристократов. Давать образную характеристику личностям Тиберия и Гая Гракхов, анализировать их деятельность. Объяснять причины поражения братьев Гракхов. Раскрывать предпосылки наступления периода гражданских войн в Древнем Риме.


56


Сулла – первый военный диктатор Рима

От республики к империи. Установление императорской власти.


Давать характеристику внутреннему положению Римского государства. Оценивать сильные и слабые стороны римской армии после преобразования Гая Мария. Объяснять причины конфликта между Марией и Суллой. Формулировать определение понятия «гражданская война», раскрывать характерные черты этого явления на примере противостояния сторонников Мария и Суллы. Объяснять, чьи интересы выражали Марией и Сулла, раскрывать сущность диктатуры Суллы, определять её влияние на римское общество в первой половине 1в. до н.э., прогнозировать тенденции дальнейшего развития Рима.

§44

57


Восстание Спартака


Анализировать историческую ситуацию, искать ответы на вопросы об источниках рабства, о причинах увеличения численности рабов в Древнем Риме и об отношении к ним рабовладельцев, используя контекстные знания. Описывать гладиаторские бои на основе разных источников, высказывать суждения о причинах интереса римлян к этому зрелищу. Составлять комплексную характеристику восстания Спартака, рассказывать о его отдельных эпизодах, показывать на карте направления походов

§45

58


Цезарь – повелитель Рима

Гражданские войны в Риме. Гай Юлий Цезарь.

Давать сравнительную характеристику Красса Помпея и Цезаря. Находить и показывать на карте историко-географические объекты, связанные с гражданской войной. Объяснять политические последствия перехода Цезарем Рубикона, выделять в сложившейся ситуации признаки гражданской войны.сравнивать диктатуру Суллы и Цезаря, объяснять чьи интересы защищал Цезарь, причины заговора против него. Давать оценку личности Цезаря как полководца и правителя, высказывать суждения о его роли в истории.

§46

59


Падение республики

Установление императорской власти. Октавиан Август

Формулировать причины побед Антония и Октавиана в борьбе со сторонниками республики и побед Октавиана в борьбе за единоличную власть. Систематизировать тенденции социально-политического развития Рима. Показывать на карте места важнейших событий, ускоривших падение республики. Готовить тематические сообщения и проекты по дополнительным источникам


60


Повторительно-обобщающий урок «Гражданские войны в период Римской республики»


Актуализировать и обобщать знания Показывать на карте государства по заданному признаку. Соотносить события истории по хронологическому признаку. Характеризовать условия существования, основные занятия, образ жизни. Раскрывать существенные римской республики, сравнивать их, выделять сходство и различия. Делать выводы о вкладе в историю цивилизаций Древнего Рима о необходимости бережного отношения к их наследию. Готовить тематические сообщения и проекты по дополнительным источникам.


61


Император Октавиан Август

Установление императорской власти. Октавиан Август

Различать и сопоставлять признаки республики и монархии в политической жизни Рима при Октавиане Августе, делать выводы о реальной форме его правления. Давать образную характеристику Октавиана Августа. Объяснять причины расцвет римской культуры, высказывать суждение о художественных достоинствах произведений золотого века римской поэзии и значении достижений древлян римлян. Готовить тематические сообщения и проекты по дополнительным источникам.


62


Цезари Рима

Установление императорской власти.

Объяснять причины усиления монархических черт управления Римом. Давать образную характеристику ярким историческим личностям и формулировать своё отношение к ним. Показывать на карте новые завоеванные территории и границы империи в период наивысшего расцвета. Готовить тематические сообщения и проекты по дополнительным источникам.


63


Жизнь в Римской империи

Культура Древнего Рима. Римская литература, золотой век поэзии. Ораторское искусство; Цицерон. Развитие наук. Архитектура и скульптура. Пантеон. Быт и досуг римлян.

Объяснять причины превращения Рима в период ранней империи в столицу средиземноморского мира. Образно описывать крупнейшие римские архитектуры. В творческой форме реконструировать образ жизни римлян, сравнивать его с образом жизни древних греков. Объяснять причины и следствия расширения гражданских прав населения империи. Формулировать причины низкой эффективности труда рабов в с\х и перехода к колонату. Прогнозировать тенденции развития Римской империи. Готовить тематические сообщения и проекты по дополнительным источникам.


64


Кризис Римской империи в III в.

Разделение Римской империи на Западную и Восточную части. Рим и варвары.

Выделять признаки кризиса Римской империи во всех сферах общества и государства. Объяснять причины кратковременных успехов императора Аврелиана в восстановлении территориальной целостности империи и неудачи его преобразований.


65


Христианство

Возникновение и распространение христианства.

Называть условия возникновения христианского учения. Высказывать суждения о новизне и привлекательности учения Иисуса для определенных групп населения Римской империи, о причинах популярности учения в 1-3 в. до н.э. Давать характеристику первым христианским общинам и условиям их деятельности. Рассказывать о преследованиях христиан, используя дополнительные источники. Объяснять причины становления христианской церкви, характеризовать её положение в обществе, используя новые понятия.


66


Падение Западной Римской империи

Разделение Римской империи на Западную и Восточную части. Рим и варвары. Падение Западной Римской империи. Разделение Римской империи на Западную и Восточную части. Рим и варвары. Падение Западной Римской империи.

Актуализировать и обобщать знания по истории Рима. Показывать на карте государства по заданному признаку. Соотносить события истории Рима по хронологическому признаку. Характеризовать условия существования, основные занятия, образ жизни. Раскрывать существенные признаки империи . Готовить тематические сообщения и проекты по дополнительным источникам.


67


Повторительно-обобщающий урок «Древний Рим»


Актуализировать и обобщать знания по истории Рима. Показывать на карте государства по заданному признаку. Соотносить события истории Рима по хронологическому признаку. Характеризовать условия существования, основные занятия, образ жизни. Раскрывать существенные признаки империи . Готовить тематические сообщения и проекты по дополнительным источникам.


68


Итоговое тестирование по теме «Древний мир»


Актуализировать и обобщать знания по истории п\о и цивилизаций Древнего мира определять место исторических событий во времени. Находить и показывать на карте значимые историко-географические объекты по истории человечества от его возникновения до падения Западной Римской империи. Использовать карты как источники информации о важнейших событиях первобытности и Древнего мира. Проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира. Формулировать определения важнейших понятий.


Раздел №6. Историческое и культурное наследие Древнего мира

  1. Цель к разделу.

Выявить значение наследия древних цивилизаций для современного мира.

2. Планируемые результаты к разделу:

предметные

Высказывать и обосновывать суждения о значении наследия древних цивилизаций для современного мира.

метапредметные

Развитие умения искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять  и аргументировать  своё  отношение к ней;

формирование способности ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию, в том числе во внутреннем плане

личностные

69


Историческое и культурное наследие Древнего мира

Историческое и культурное наследие древних цивилизаций.


Актуализировать и обобщать знания по истории п\о и цивилизаций Древнего мира определять место исторических событий во времени. Находить и показывать на карте значимые историко-географические объекты по истории человечества от его возникновения до падения Западной Римской империи. Использовать карты как источники информации о важнейших событиях первобытности и Древнего мира. Проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира. Формулировать определения важнейших понятий. Древнего мира. Объяснять причины перехода от присваивающего хозяйства к производящему, от первобытности к цивилизации, от Античности к новому историческому этапу – эпохе Средневековья. Описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в п\о и крупнейших государствах Древнего мира. Объяснять причины возникновения искусства и религии. Раскрывать существенные черты культур и религии Древнего мира, выделять сходство и различия. Делать выводы о значительных событиях и личностях истории Древнего мира. Высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних обществ в мировой истории.





70


Итоговое повторение по курсу истории Древнего мира

Историческое и культурное наследие древних цивилизаций.


Актуализировать и обобщать знания по истории п\о и цивилизаций Древнего мира определять место исторических событий во времени. Находить и показывать на карте значимые историко-географические объекты по истории человечества от его возникновения до падения Западной Римской империи. Использовать карты как источники информации о важнейших событиях первобытности и Древнего мира. Проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира. Формулировать определения важнейших понятий. Древнего мира.






Раздел 2. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Для каких классов

Наличие электронного варианта

1

Литература для учителя


1.1

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897)

5-9

+

1.2

Примерная программа по учебным предметам «История 5-9 классы» – М.: Просвещение, 2010 г.

5-9

+

1.3

Михайловский Ф.А. Всеобщая история. История Древнего мира: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013.

5


1.4

Михайловский Ф.А. Книга для учителя к учебнику Ф.А. Михайловского «Всеобщая история. История Древнего мира».5 класс. М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013.

5


1.5

Уроки истории с применением ИКТ. 5 класс. Методическое пособие с электронным приложением. М.: Планета, 2015.

5


1.6

Жукова С.А. Рабочая тетрадь к учебнику Ф.А. Михайловского «Всеобщая история. История Древнего мира». М.: «Русское слово – учебник»



2

Литература для ученика


2.1

Михайловский Ф.А. Всеобщая история. История Древнего мира: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013.


3

Технические средства обучения


3.1

Компьютер (ноутбук)


3.2

Мультимедийный проектор


3.3

Экран


Веб - камера


4

Электронные образовательные ресурсы


4.1

Федеральный портал «Российское образование» (http://www.edu.ru)


5

Оборудование


5.1

Ученические столы двухместные с комплектом стульев


5.2

Стол учительский со стулом


5.3

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий






















3.Оценочные материалы


Промежуточная контрольная работа за 1 полугодие

I вариант

Задания с выбором одного правильного ответа:

1. Когда на земле появились первые люди?

а) около 2 млн. лет назад;

б) около 10 млн. лет назад;

в) около 100 тыс. млн. лет назад.

2. Кто управлял родовой общиной?

а) цари;

б) жрецы;

в) старейшины.

3.Что называется религией?

а) вера человека в сверхъестественные существа;

б) наука о сотворении мира;

в) наука о появлении человека.

4.Какое занятие первобытных людей привело к возникновению земледелия?

а)охота;

б)скотоводство;

в)собирательство.

5.Несколько родовых общин, живших в одной местности:

а) человеческое стадо;

б) племя;

в) соседская община.

6.Что называется искусством?

а) творческое воспроизведение окружающего мира;

б) стремление человека объяснить загадки природы;

в) желание людей лучше охотиться.

7.Где находится Египет?

а) в северо-восточной части Африки;

б) в Центральной Азии;

в) в Центральной Африке.

8.Что символизировала двойная корона египетских фараонов?

а) объединение Южного и Северного царств;

б) союз богов неба и земли;

в) царство мертвых и царство живых.

9.Из чего древние египтяне изготавливали материал для письма?

а) из шкур животных;

б) из пальмовых листьев;

в) из тростника.

10.Служители богов в Древнем Египте:

а)фараоны;

б) жрецы;

в) вельможи.

Задания с кратким ответом:

11. Что такое хронология?

12.Что такое историческая карта?

Задания с развернутым ответом

13.Составьте рассказ, используя следующие слова: Нил, папирус, пирамида, походы, Мемфис, фараон, вельможи.


II вариант

Задания с выбором одного правильного ответа:

1. Кто в Древнем Египте владел знаниями?

а)писцы;

б)вельможи;

в)жрецы.

2. Письменность в Древнем Египте:

а)иероглифы

б) клинопись;

в)папирус.

3. Кто из ученых сумел расшифровать египетские иероглифы?

а) Шампольон;

б) Геродот;

в) Эхнатон.

4. Как называлось в Египте высушенное тело, обмотанное бинтами?

а) амулет;

б) саркофаг;

в) мумия.

5. Древняя страна, расположенная между морем и цепью Ливанских гор:

а) Междуречье;

б) Египет;

в) Финикия.

6. Письменность в Древнем Двуречье:

а) линейное письмо;

б) иероглифы;

в) клинопись.

7. Вавилонский царь, при котором были записаны первые законы:

а) Хаммурапи;

б) Соломон;

в) Гильгамеш.

8. Что обозначает понятие «колония»?

а) поселение финикийцев в других странах;

б) свободная территория;

в) город-порт.

9. Библейский старец, спасшийся в ковчеге во время потопа:

а) Адам;

б) Авраам;

в) Ной.

10. Что изобрели финикийцы:

а) прозрачное стекло;

б) компас;

в) бумагу.

Задания с кратким ответом:

11. Что такое археология?

12. Что такое этнография?

Задания с развернутым ответом

13.Составьте рассказ, используя следующие слова: колония, финикийцы, мореплавание, работорговля, алфавит.





Итоговая контрольная работа за 5 класс


При выполнении заданий 1-10 обведите номер верного ответа.

1. Первые земледельцы появились в

1) Центральной Европе

2) Южной Европе

3) Передней Азии

4) Юго-Восточной Азии

2. Прочтите отрывок из исторического источника и укажите древнее государство, царю которого принадлежала находка археологов.

«Во дворце археологам удалось раскопать помещение, полное клинописных табличек. Их оказалось не менее 20 тысяч. Это была огромная по тем временам царская библиотека с множеством научных и литературных произведений. Дворец пережил страшный пожар, но «глиняным книгам» он пошёл только на пользу, они стали ещё крепче».

1)

Египет

2)

Китай

3)

Финикия

4)

Ассирия

3. Высшая власть в Древнем Египте принадлежала

1)

радже

2)

стратегу

3)

фараону

4)

императору

4. Укажите номер неправильного варианта ответа.

В Древнем Китае впервые в истории научились

1) производить порох

2) играть в шахматы

3) выращивать рис

4) изготавливать шёлк

5. Небольшие самостоятельные города - государства в Древней Греции назывались

1)

полисами

2)

метрополиями

3)

провинциями

4)

колониями

6. Прочтите отрывок из труда древнего историка и укажите историческое лицо, о котором в нём идёт речь.

«…он не угодил ни тем, ни другим: богатых людей разочаровал тем, что отменил долговые обязательства, но еще более того он возбудил недовольство бедняков, потому что он не произвёл передела земли, на который они надеялись, и не установил полного равенства всего имущества, как это сделал Ликург в Спарте».

1)

Сократ

2)

Фидий

3)

Аристотель

4)

Солон

7. Спартак был

  1. выдающимся государственным деятелем

  2. прославленным римским полководцем

  3. предводителем восстания рабов

  4. известным покровителем поэтов и музыкантов

8. Римляне начинали своё летосчисление с

1)

753 г. до н.э.

2)

776 г.до. н.э.

3)

509 г. до н.э.

4)

494 г. до н.э.

9. Общественно - политическую жизнь Римской республики НЕ характеризует понятие

1)

трибун

2)

архонт

3)

сенатор

4)

консул

10. Рассмотрите карту и выполните задание.














Цифрой 1 на карте обозначено место сражения, героем которого был


1)

Тутмос III

2)

царь Леонид

3)

Ганнибал

4)

Агамемнон


Задания 11–15 требуют ответа в виде последовательности цифр, букв или слова (словосочетания), которые следует записать в ответе.

11. Расположите в хронологическом порядке следующие события. Укажите ответ в виде последовательности букв выбранных элементов.

А) создание державы Александра Македонского

Б) правление Хаммурапи

В) возникновение единого государства в Древнем Египте

Г) установление императорской власти в Риме

Ответ: ____________________

12. Установите соответствие между понятием и его определением: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

Понятие

Определение

А) агора

Б) фаланга

В) республика

1) торговая площадь, место народных собраний в греческих городах

2) совет старейшин

3) боевой строй пехоты

4) государство с избираемыми органами власти

Запишите в таблицу цифры выбранных ответов под соответствующими буквами.


А

Б

В




13. Запишите имя, пропущенное в схеме.



Ответ: ____________________________

14. Отметьте причины упадка Греции в IV в. до н.э. Найдите в приведённом ниже списке две причины и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) развитие торговли

2) борьба между демосом и аристократами

3) регулярные набеги варваров

4) разорение крестьян и ремесленников

5) частые землетрясения


Ответ: ________________________________

15. Решите хронологическую задачу. Итог запишите в ответе.

В 221 г. до н.э. правитель древнего царства объединил разрозненные государства под своей властью. Это государство просуществовало всего 14 лет и распалось через 3 года после смерти правителя. В каком году умер правитель?

Ответ: _______________



Задания 16-19 выполняются с использованием нижеприведенных изображений.





1

2

3


16. Напишите названия творений эпохи древнего мира, которые вы видите на рисунках, под соответствующими им цифрами.

1. ______________________________________________________________

2._______________________________________________________________

3._______________________________________________________________


17. Какое обобщающее название дал этим творениям историк Геродот?

Ответ: __________________________________________________________________


18. Какие еще творения, наряду с изображёнными, включил Геродот в свой список величайших памятников древнего мира? Назовите не менее двух творений.

________________________________________________________________________________________________________________________

19. Используя знания по истории, напишите короткий рассказ об одном из указанных вами творений.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________





Система оценивания результатов выполнения диагностической работы


Ответы на задания 1-11, 13 и 15 оцениваются в 1 балл, а на задания 12 и 14 – в 2 балла. Для заданий 12 и 14 один балл выставляется в случае, если в представленном ответе один символ указан ошибочно. Ответы на задания 16- 19 оцениваются в соответствии с критериями оценивания.


Правильные ответы:

№ задания

Ответ


№ задания

Ответ

1

3


9

2

2

4


10

2

3

3


11

ВБАГ

4

2


12

134

5

1


13

Посейдон

6

4


14

24

7

3


15

210 г. до н.э.

8

1





Критерии оценивания ответов на задания с развернутым ответом.


16

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

Баллы

В ответе должны быть указаны:

1. Статуя Зевса в Олимпии

2. Висячие сады Семирамиды

3. Пирамиды Древнего Египта


Правильно указаны 3 названия

2

Правильно указаны 2 названия

1

Правильно указано только 1 название ИЛИ ответ неверный

0

Максимальный балл

2


17

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

Баллы

В ответе должно быть указано:

Семь чудес света


Правильно указано название

1

Ответ неверный

0

Максимальный балл

1


18

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

В ответе могут быть названы:

Галикарнасский мавзолей

Колосс Родосский

Александрийский маяк

Храм Артемиды в Эфесе


Правильно указаны два названия

1

Правильно указано только 1 название ИЛИ ответ неверный

0

Максимальный балл

1


19

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

В ответе должны быть:

1. Автор (если известен), время и место создания описываемого памятника культуры.

2. Цель (назначение) создания данного памятника культуры.

3. Художественная, историческая ценность произведения (суждения о том, почему данный памятник Геродот отнёс к семи чудесам света).

4. Историческая судьба описываемого памятника культуры.


Правильно названы факты (п.1) и приведены суждения по трем указанным позициям (п.2-4)

3

Правильно названы факты (п.1) и приведены суждения по двум указанным позициям (п.2-3)

2

Правильно названы факты (п.1) и приведены суждения по одной указанной позиции

1

В других случаях

0

Максимальный балл

3




Школьная отметка

5

4

3

2

Первичный балл

24-21

20-17

16-12

11 и менее


36