№ п/п | Наименование раздела и тем | Основных виды образовательной деятельности учащихся | Основные виды учебной деятельности УУД | Дата | Примечание |
факт | план |
Личностные | Мета-предметные | Предметные | | | |
1 | Введение. Что изучает наука история. | Раскрывать значение терминов история, век, исторический источник. | Устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом. | Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале. | Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю. | | | |
Раздел 1. Жизнь первобытных людей. 6 часов |
Тема 1. Первобытные собиратели и охотники. 3 часа. |
2 | Древнейшие люди. | Комментировать и формулировать понятия: первобытные люди, орудие труда, собирательство. | Изображать в рисунке собственное представление о первобытном человеке и его образе жизни. | Показывать на карте места расселения древнейших людей. | Устно описывать первые орудия труда. Сравнивать первобытного и современного человека. Характеризовать достижения первобытного человека, его приспособление к природе. | | | |
3 | Родовые общины охотников и собирателей. | Исследовать на исторической карте и в мультимедиа ресурсах географию расселения первобытных людей. | Знание о своей этнической принадлежности, уважение к ценностям семьи, любовь к природе. | Разрабатывать сценарии охоты на крупного зверя. Выделять признаки родовой общины. | Называть и охарактеризовать новые изобретения человека для охоты. Характеризовать новые способы охоты. | | | |
4 | Возникновение искусства и религии. | Объяснить, как учёные разгадывают загадки древних художников. | Освоение общемирового культурного наследия. | Охарактеризовать первобытные верования людей. | Рассказать о наскальной живописи, версиях её происхождения. Работать с текстом учебника по заданиям учителя в малых группах | | | |
Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы (3 ч) |
5 | Возникновение земледелия и скотоводства. | Исследовать географию районов первичного земледелия на исторической карте. Схематически изобразить и прокомментировать управление родовой общиной и племенем. | Уважение к труду, ценностям семьи, любовь к природе. Ориентация в системе моральных норм и ценностей. | Охарактеризовать изменения в социально-хозяйственной жизни людей с появлением земледелия и скотоводства. Обозначить последствия появления гончарного и ткацкого ремёсел в жизни общины. Охарактеризовать религиозные верования древнего человека. | Рассказать о переходе от собирательства к мотыжному земледелию. Выделить и прокомментировать промыслы (лесные) и освоенные древним человеком ремёсла. | | | |
6 | Появление неравенства и знати. | Раскрывать смысл понятий: ремесло, ремесленник, гончарный круг, металлургия, плужное земледелие, соседская община, вождь, соплеменники, дружина, знать, города, святилища, государства. Характеризовать изменения отношений в общине с выделением в ней знати. | Ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями. | Находить на карте районы, где предположительно появилась металлургия. | Выделять и сравнивать признаки родовой и соседской общин. | | | |
7 | Повторение по теме «Жизнь первобытных людей» | Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач, обобщать понятия, создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач. Делать умозаключения и выводы на основе аргументации. | Решать проблемные и развивающие задачи с использованием мультимедиаресурсов. | Осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач. | Использовать электронные ресурсы для виртуального исторического путешествия. | | | |
Тема 3. Счёт лет в истории (1ч) |
8 | Измерение времени по годам. | Осмыслить различие понятий: год, век, столетие, эра, эпоха, исторический период. | Решать исторические задачи и проблемные ситуации на счёт времени. | Уметь определять историческое время по ленте времени. | Понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы. | | | |
Раздел II. Древний Восток (20 ч) |
Тема 1. Древний Египет (8 ч) |
9 | Государство на берегах Нила. | Раскрывать значение понятий и терминов: государство, папирус, дельта, оазис, ил, рельеф, фараон. | Самостоятельно подготовить тематическое сообщение к уроку по выбору. | Устанавливать причинно-следственные связи природы и занятий древних египтян. | Характеризовать местоположение государства с помощью исторической карты и её легенды. | | | |
10 | Как жили земледельцы и ремесленники. | Комментировать понятия: вельможи, писцы, налоги, шадуф, и самостоятельно формулировать их. | Экологическое сознание. | Оценивать достижения культуры. | Находить и группировать информацию по данной теме из текстов учебника, дополнительных источников к параграфу, дополнительной литературы, электронных изданий. | | | |
11 | Жизнь египетского вельможи. | Выделять главное в части параграфа, во всём параграфе. Выделять ключевые понятия, которые раскрывают тему урока. | Ориентация в особенностях и ценностей и их иерархизации. отношений и взаимодействий, в системе моральных норм | Характеризовать особенности власти фараонов и порядок управления страной. | Учиться работать в малой группе над общим заданием. | | | |
12 | Военные походы фараонов. | Показывать на карте территорию и центры древнеегипетского государства и территории походов фараонов. | Подготовить сообщение о военных походах Тутмоса III. | Анализировать завоевание египтян и давать им соответствующую оценку. | Работать с картой в малых группах по единому заданию. Исполнять роль в соответствии со своеобразием исторического персонажа в инсценировке. | | | |
13 | Религия древних египтян. | Объяснять, в чем заключалась роль религии, жрецов в древнеегипетском обществе. | Творчески разрабатывать сюжеты для инсценирования на уроке по теме параграфа. | Характеризовать религию древних египтян. | Устанавливать связи между пантеоном богов и занятиями древних египтян. | | | |
14 | Искусство древних египтян. | Подготовить презентации в Power Point по самостоятельно выбранной теме (совместно с родителями). | Освоение общекультурного наследия древних египтян. | Описывать предметы материальной культуры и произведения древнеегипетского искусства, высказывать суждения об их художественных достоинствах. Рассказывать о внутреннем устройстве пирамиды. | Искать в сети Интернет информацию о находках археологов в гробницах древнеегипетских фараонов. | | | |
15 | Письменность и знания древних египтян. | Характеризовать знания из разных областей наук, известные древним египтянам. | Составлять короткое сообщение о древнеегипетских иероглифах. | Осуществлять познавательную рефлексию. | Осуществлять поиск информации в Интернете о процессе изготовления папируса. | | | |
16 | Повторение по теме «Древний Египет» | Составлять шарады, кроссворды и выполнять к ним задания (индивидуально и в сотрудничестве с соседом по парте). | Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре других народов. | Анализировать достижения в земледелии. | Сравнивать образ жизни фараона, вельможи и простого земледельца. | | | |
Тема 2. Западная Азия в древности (7ч) |
17 | Древнее Двуречье. | Прокомментировать письменность Двуречья и выделить её особенные признаки. | Экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех проявлениях жизни. | Характеризовать природно-климатические условия Древнего Двуречья. | Использовать электронное издание с целью виртуального путешествия по музею. | | | |
18 | Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. | Выделять основные понятия параграфа, раскрывающие его суть. Характеризовать свод законов Хаммурапи. | Ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизации. Уважение к личности и ее достоинствам, доброжелательное отношение к окружающим | Объяснять почему законы Хаммурапи были объявлены как законы богов. | Работа в группах по изучению законов вавилонского царя Хаммурапи с дальнейшим объяснением их значения. | | | |
19 | Финикийские мореплаватели | Рассказывать с помощью карты о местоположении Финикии и занятиях её жителей | Формировать уважение к истории других народов, культурным и историческим памятникам. | Использовать историческую карту, определять причины развитой торговли в городах Финикии: Библ, Сидон, Тир. | Подготавливать короткое сообщение о достижениях финикийских ремесленников. | | | |
20 | Библейские сказания. | Объяснять значение принятие единобожия древнееврейскими племенами | Формировать уважение к истории других народов, культурным и историческим памятникам. | Изучать по карте и тексту учебника территорию расселения древнееврейских племен | Проводить аналогию и устанавливать какому народу Бог дал такие же законы, как и древним евреям | | | |
21 | Древнееврейское царство. | Уметь обобщать информацию и делать выводы о том, каким представляли своего царя иудеи | Формировать уважение к истории других народов, культурным и историческим памятникам. | Дать оценку поступков Давиду и Самсону | Выделять в дополнительном тексте к параграфу главное и второстепенное (работа в группах) | | | |
22 | Ассирийская держава. | Определять причины падения Ассирийской державы | формировать отрицательное отношение к любому проявлению грубости, жестокости, насилия. | Уметь самостоятельно находить аргументы к крылатой фразе «Рукописи не горят» | Работать в малых группах по дифференцированным заданиям на понимание и осмысление нового материала | | | |
23 | Персидская держава «царя царей». | Установить причины возникновения Персидской державы | Составить свое личное отношение к изучаемым событиям, рассказывать кратко легенды о персидских царях | Работать с исторической картой и дополнительным источниками по вопросу расширения территории державы | Систематизировать учебную информацию о достижениях персидских царей. | | | |
Тема 3. Индия и Китай в древности (4 ч) |
24 | Природа и люди Древней Индии. | Выделять ключевые понятия, характеризующие индийскую историю и культуру | Формировать уважение к истории Индии культурным и историческим памятникам индийского народа | Показывать на карте основные географические объекты Древней Индии | Выяснить, каких животных почитали индийцы и почему( работа в группах) | | | |
25 | Индийские касты. | Доказывать, что брахманы – хранители знаний, сравнивать основные положения брахманизма и буддизма | Формировать уважение к истории Индии культурным и историческим памятникам индийского народа | Дать собственную оценку буддисткой религии; составлять простой план пунктов параграфа по плану | Подготовить сообщение о жизни Будды | | | |
26 | Чему учил китайский мудрец Конфуций. | Определять и формировать особенности китайской религии | Формировать уважение к истории Китая культурным и историческим памятникам китайского народа | Работать по специально разработанным рабочим картам в соответствии с регламентом | Вести поиск по карте и комментировать местоположение Китая | | | |
27 | Первый властелин единого Китая. | Рассказывать об отношениях Китая с соседями, объяснять причины возведения Великой Китайской стены | Формировать уважение к истории Китая культурным и историческим памятникам китайского народа | Дать собственную оценку своеобразию древней китайской цивилизации | Составлять кроссворды по тематике урока | | | |
28 | Повторение по теме «Вклад народов Древнего Востока в мировую историю и культуру» | Искать дополнительную информацию, используя ресурсы библиотек и Интернета | Формировать уважение к другим народам и принятие их культуры, традиций и обычаев | Перечислять наиболее известные сооружения, называть материалы для письма в Египте, Индии, Китае | Выполнять задания на понимание, осмысление изученного материала по группам | | | |
Раздел III. Древняя Греция (21 ч ) |
Тема 1. Древнейшая Греция (5 ч) |
29 | Греки и критяне. | Называть отличительные признаки критской культуры | Формировать уважение к истории древней Греции культурным и историческим памятникам греческого народа | Работать с картой, заданиями рабочей тетради | Рассказывать миф о Дедале и Икаре и выявлять его нравственный контекст ( работа в группах) | | | |
30 | Микены и Троя. | Выделять различия между микенской и критской культурой | Определить вклад микенской культуры в развитие греческой цивилизации | Показывать по карте местоположение Микен | Работать в малых группах по дифференцированным заданиям, на ленте времени обозначать разные события и даты | | | |
31 | Поэма Гомера «Илиада». | Раскрывать кратко суть поэмы Гомера | Развивать интерес к истории Древнего мира, к памятникам античной литературы, греческой цивилизации. | Характеризовать образы основных героев «Илиады» | Принимать участие в ролевой игре. | | | |
32 | Поэма Гомера «Одиссея». | Читать текст, выделяя основные понятия, определения и события | Воспитывать уважительное и бережное отношение ко всей античной литературе на примере поэмы Гомера «Одиссея» | Последовательно рассказывать о всех приключениях Одиссея и составить план его путешествия | В группах соотносить с картой путь Одиссея домой, в Итаку, выделяя основные вехи пути Одиссея домой | | | |
33 | Религия древних греков. |
Объяснять связь с явлениями природы и греческими богами | Дать оценку влияния греческой мифологии на культуру античного мира, средневековья, нового и новейшего времени. | Давать нравственную оценку героическим поступкам героям древних мифов (работа в группах) | Выполнять задания по технике диалога: «лесенка», «микрофон», «вертушка» | | | |
Тема 2. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием (7 ч) |
34 | Земледельцы Аттики теряют землю и свободу. | Выделять признаки греческого полиса, характеризовать греческий демос, общество в целом | Сформировать личностное отношение учащихся к событиям, происходящим в Древней Греции | Дать собственную оценку борьбе земледельцев Аттики за собственное благополучие и нормальную жизнь | Перечислять преимущества греческого алфавита по сравнению с финикийским (работа в группах) | | | |
35 | Зарождение демократии в Афинах. | Показывать на примере реформ Солона смысл понятия «демократия», ее роль в улучшении жизни основной массы населения | Выразить свое собственное отношение к демократическим процессам, происходящим в древней Греции | Дать собственную оценку поступкам Солона | Вести диалог с товарищем по заданию, предложенному учителем | | | |
36 | Древняя Спарта. | Сравнивать общественно-политическое устройство Афин и Спарты | Определять роль дисциплины в воспитании и обучении спартанцев, определять свое отношение к спартанскому воспитанию | Показывать на карте расположение Спарты | Составлять рассказ о жизни спартанского мальчика. Анализировать ответы одноклассников. | | | |
37 | Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей. | Объяснять причины и значение возникновения колоний | Осознавать принадлежность греков к единой культуре | Описывать места возникновения греческих колоний, используя легенду карты | Составлять план «Причины переселения греков» | | | |
38 | Олимпийские игры в древности. | Раскрывать значение Олимпийских игр в жизни Греции | Пробудить желание заняться каким-либо видом спорта, осознавать положительное влияние спорта на человека | Описывать основные правила проведения Олимпийских игр | С опорой на текст учебника составлять рассказ от имени участника или зрителя | | | |
39 | Победа греков над персами в Марафонской битве. | Объяснять причины победы греков в Марафонской битве | Понимать причины героических усилий греков отстоять независимость своего государства | Описывать ход боевых действий между персами и греками | Делать выводы о значении победы греков в Марафонской битве | | | |
40 | Нашествие персидских войск на Элладу. | Объяснять причины и итоги войн, которые вели древнегреческие государства | Описывать чувства человека-защитника своего государства | Составлять рассказ об одном из сражений греков с персами от имени участника сражения | Доказывать сложность положения греков, используя текст учебника | | | |
Тема 3. Возвышение Афин в V в. до н.э. и расцвет демократии (5 ч) |
41 | В гаванях афинского порта Пирей. | Делать выводы о роли Афин в истории Древней Греции | Высказывать собственное мнение о понятии «гражданин», «гражданский поступок» | устно описывать торговый порт Афин | Сравнивать положение различных слоев афинского общества, на основе анализа документа | | | |
42 | В городе богини Афины | Характеризовать особенности городской застройки, основные занятия жителей | Объяснять за что афиняне любили свой город, какими постройками и статуями гордились | Объяснять в чем состоит вклад древнегреческого общества в мировое культурное наследие | Описывать произведения древнегреческой архитектуры | | | |
43 | В афинских школах и гимнасиях. | Рассказывать о развитии наук и образовании в Древней Греции | Описывать собственные представления о важности образования | Описывать особенности древнегреческого воспитания | Сравнивать воспитание в Афинах и Спарте | | | |
44 | В афинском театре Диониса. | Рассказывать о развитии древнегреческого тетра | Высказывать суждения о роли театра в жизни греков | Объяснять отличия трагедий и комедий | Сравнивать современный театр и древнегреческий | | | |
45 | Афинская демократия при Перикле. | Характеризовать афинскую демократию при Перикле | Объяснять значение участия граждан в управлении государством | Рассказывать об особенностях развития демократии при Перикле | Сравнивать различия в управлении в Афинах и в Древнем Египте | | | |
Тема 4. Македонские завоевания в IV в. до н.э. (3 ч) |
46 | Города Эллады подчиняются Македонии | Объяснять причины подчинения городов Эллады Македонии | Описывать значение потери Грецией независимости | Показывать на карте места сражений | Характеризовать македонское войско | | | |
47 | Поход Александра Македонского на Восток | Объяснять причины гибели Персидского царства и образование державы Александра Македонского | Рассказывать о важности личных качеств для достижения поставленных целей | Показывать на карте направления походов и территорию державы Александра македонского | Составлять исторический портрет(характеристику)Александра Македонского | | | |
48 | В Александрии Египетской. | Объяснять причины распада державы Александра Македонского | Описывать значение распространения греческой культуры в странах Древнего Востока | Определять сходство и различие между Александрийским музеем и музеями наших дней | Составлять рассказ- описание города Александрия | | | |
49 | Повторение по теме «Древняя Греция» | Объяснять значение понятий: демократия, стратег, оратор, спартанское воспитание, Олимпийские игры. | Формировать уважение к истории древней Греции культурным и историческим памятникам греческого народа | Планирование последовательности действий | Называть самое известное в древней Греции: имя поэта, название храма, место сражения. | | | |
Раздел IV. Древний Рим (17 ч) |
Тема 1. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией (3 ч) |
50 | Древнейший Рим. | Сравнивать природные условия Греции и Рима, анализировать и обобщать факты. Характеризовать общественный строй, занятия | Формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию | Планирование последовательности действий | Участие в обсуждении проблем и сотрудничество со сверстниками | | | |
51 | Завоевание Римом Италии. | Исследовать по карте территории, завоёванные Римом. Характеризовать Римскую республику и причины её возникновения. | Формирование мотивации к обучению и познанию | Планирование последовательности действий | Организация и планирование работы в группе | | | |
52 | Устройство Римской республики. | Сравнивать устройство римской республики с греческим полисом | Формирование активной позиции в учебной деятельности | Организация самоконтроля и самооценивания | Овладение средствами решения коммуникативных задач | | | |
Тема 2. Рим – сильнейшая держава Средиземноморья (3 ч) |
53 | Вторая война Рима с Карфагеном. | Называть причины и характер карфагенских войн. Формирование умений работы с исторической картой. | Характеризовать цели и поступки Ганибала | Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность | Анализировать ответы одноклассников | | | |
54 | Установление господства Рима во всем Восточном Средиземноморье. | Формирование умений сообщать отдельные события, формулировать выводы по теме | Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере
| Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность | Работать с картой в процессе изучения событий. | | | |
55 | Рабство в Древнем Риме. | Формирование умений работать с историческими источниками, текстом учебника | | Составление плана и последовательности действий | Определение цели, функций участников и способы взаимодействия в группах | | | |
Тема 3. Гражданские войны в Риме (4 ч) |
56 | Земельный закон братьев Гракхов. | Формирование умений анализировать исторические факты: распознавать существенные признаки и интересы различных групп | Оценивать поступки братьев Гракхов во благо менее защищённых римлян | Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями | | | |
57 | Восстание Спартака. | Понимание причин начала восстания Спартака и причин его поражения | Давать характеристику событиям и их участникам. Познакомить с героической личностью Спартака | Участие в коллективном проекте темы: «Поход Спартака в Альпы», «Красс против Спартака» | Составлять рассказ от имени Спартака, Красса. Участвовать в ролевых играх. | | | |
58 | Единовластие Цезаря. | Подвести учащихся к пониманию характера власти, установленной Цезарем в Риме. | Анализировать действия и поступки Ю. Цезаря | Умения составлять рассказ, делать самостоятельные выводы | Умение работать в группе | | | |
59 | Установление империи. | Формирование умений работать с исторической картой. | Рассказывать о судьбах знаменитых римлян | Умение самостоятельно строить рассказ, правильно употреблять исторические термины | Организация и планирование работы в группе | | | |
Тема 4. Римская империя в первые века нашей эры. (5 ч) |
60 | Соседи Римской империи. | Изучить особенности правления Октавиана Августа. Переработка и структурирование информации | Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другим народам | Умение составлять простой план | Обмениваться в группе результатами поиска | | | |
61 | Рим при императоре Нероне. | Уметь самостоятельно составлять рассказ, работать с текстом учебника и его иллюстрациями, давать оценку государственному деятелю Нерону | Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем | Планирование и организация деятельности | Планирование учебных действий | | | |
62 | Первые христиане и их учение. | Формировать умения составлять рассказ, работать с текстом учебника и историческими документами | Комментировать и оценивать комплекс моральных норм христиан | Умение самостоятельно строить рассказ, правильно употреблять исторические термины | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями | | | |
63 | Расцвет Римской империи во II в. | Постановка и решение проблем. Самостоятельное создание способов решения творческого характера | Ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях | Формирование умений работать с учебной и дополнительной литературой, обобщать отдельные факты | Умение слушать и вступать в диалог | | | |
64 | «Вечный город» во времена империи и его жители. | Инсценирование выртуальной экскурсии по Риму с использованием ИКТ, иллюстраций учебника, рассказов учащихся. Изучение культурной жизни в Древнем Риме | Развитие эстетического сознания | Умения составлять рассказ, делать самостоятельные выводы | Анализировать ответы одноклассников | | | |
Тема 5. Падение Западной Римской империи (2 ч) |
65 | Римская империя при Константине | Выбор наиболее эффективных способов решения задач в конкретных условиях | Умение выражать и отстаивать свою позицию | Осознание учамися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению | Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении | | | |
66 | Взятие Рима варварами. | Умение структурировать знания, строить речевые высказывания | Оценивать поступки Гонория, Стилихона, Аллариха и др. с позиции общечеловеческих ценностей | Организация самоконтроля и самооценивания | Интегрироваться в группу и продуктивно взаимодействовать со сверстниками и учителем | | | |
67 | Повторение по теме «Древний Рим» | Рефлексия способов и условий действия | Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом и ради чего она осуществляется | Осознание учащимися качества и уровня усвоения | Планирование учебных действий | | | |
68 - 69 | Итоговое повторение. | Рефлексия способов и условий действия | Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом и ради чего она осуществляется | Осознание учащимися качества и уровня усвоения | Планирование учебных действий | | | |
70 | Повторение ранее изученного материала. | | | | | | | |