№ урока/ № урока в теме | Дата (неделя, месяц) проведения урока | Тема урока | Элементы содержания урока | Виды деятельности учащихся | Требования к уровню усвоения предмета | оборудование, Информационные ресурсы |
Знать/понимать | Уметь | Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: | |
ФОРМЫ И МЕТОДЫ | |
Введение ______1 час____________ | | | | ФОРМЫ И МЕТОДЫ |
1/1 | Сентябрь, 1 неделя | Вводный урок. | Этапы развития исторического знания, основные проблемы изучения истории, История России – часть всемирной истории | Заполняют таблицу «Развитие человеческих знаний». Фронтальная, индивидуальная работа. Объяснительно-иллюстративный метод. | Знать содержание основных эпох и цивилизаций в истории человечества. Понимать взаимосвязь и обусловленность исторических явлений. | Уметь дать оценку развитию эпох и цивилизаций в историческом процессе. | Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира. | http://ancient.gerodot.ru/ uroboros.org.ru - сайт "Уроборос. В поисках истоков |
Раздел 1. Меняющийся облик мира. (3 часа) |
2/1 | Сентябрь, 1 неделя | Этапы развития исторического знания | Принципы научности . Конкретно-исторический подход. Принцип объективности | Сравнивают различные подходы к периодизации Всемирной истории. Фронтальная, индивидуальная работа. Объяснительно-иллюстративный метод | Знать даты и хронологические рамки значительных событий и процессов, их этапы, называть место, обстоятельства, участников результаты важнейших исторических событий. Понимать соотношение единичных исторических фактов и общих явлений. | Уметь дать оценку развитию эпох и цивилизаций в историческом процессе. | Использовать данные исторической карты для характеристики России и регионов. | his.1september.ru - "Я иду на урок Истории" |
3/2 | Сентябрь, 1 неделя | Закономерности и случайности в жизни народов | Закономерности и случайности в жизни народов Движущие силы | Обсуждают понятия «Всемирная история». Сопоставляют цивилизационный, формационный пути. Фронтальная, индивидуальная работа. Частично-поисковый (эвристический) метод. | цивhttp://duat.egyptclub.ru/илизации". |
4/3 | Сентябрь, 2 неделя | Особенности истории России. | Проблемы периодизации российской истории. Источники по истории Отечества. Историография, научно-популярная и учебная литература по курсу. Основные этапы развития исторической мысли в России. В. Н. Татищев, Н. М. Карамзин, С. М. Соловьёв, В. О. Ключевский. Советская историческая наука. Современное состояние российской исторической науки | Раскрывают роль и место России в мировой истории, сравнивать особенности становления Российской и Западной цивилизаций. Фронтальная, индивидуальная работа. Частично-поисковый (эвристический) метод. | цивhttp://duat.egyptclub.ru/илизации". |
Раздел 2. Человечество на заре своей истории. (5 часов) |
5/1 | Сентябрь, 2 неделя | Первобытная эпоха. | Древнейшая история человечества Расселение древнейшего человечества. Формирование рас и языковых семей. Неолитическая революция. | Обсуждают вопросы о прародине современного человека. Работают с текстом учебника и картой. Фронтальная, индивидуальная работа. Объяснительно-иллюстративный метод. | Знать даты и хронологические рамки значительных событий и процессов, их этапы, называть место, обстоятельства, участников результаты важнейших исторических событий. Рассказывать устно или письменно об исторических событиях и их участниках. Составлять биографическую справку, характеристику деятельности исторической личности. | Уметь объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности отдельных людей в истории. | Производить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках. | цивhttp://duat.egyptclub.ru/илизации". |
6/2 | Сентябрь, 2 неделя | Деспотии Востока | Древний Египет .Социальная структура. Менталитет жителей. Системы письменности | Работают с текстом учебника. Составляют план «Военные деспотии». Фронтальная, индивидуальная работа. Проблемно-поисковый метод. | цивhttp://duat.egyptclub.ru/илизации". |
7/3 | Сентябрь, 3 неделя | Расширение ареала цивилизации. | Развитие форм государственной жизни. Формирование индо-буддийской и китайско-конфуцианской цивилизации | Характеризуют общественные отношения в древних государствах . Дискуссия о роли рабовладения. Фронтальная, индивидуальная работа. Частично-поисковый (эвристический) метод. | цивhttp://duat.egyptclub.ru/илизации". |
8/4 | Сентябрь, 3 неделя | Города-государства Греции и Италии | Античные цивилизации Средиземноморья. Древняя Греция Древний Рим. | Обсуждают вопрос «Что содействовало расцвету древнегреческой цивилизации?» Самостоятельно работают с текстом. Составляют схемы социальных отношений. Индивидуально-практическая работа. Метод проблемного изложения. | ● ancientrome.ru - "История Древнего Рима". |
9/5 | Сентябрь, 3 неделя | Возвышение Рима. | Завоевание Римом господства в Италии Римская республика и империя. Наука и искусство. Влияние римского права | Обращение к межпредметным связям. Представление докладов о культурном наследии эллинизма. Индивидуально-практическая работа. Практический метод. | http://worldhist.ru/index.htm |
Раздел 3. Период средневековья. (36 часов, в т. ч. 8 часов на повторение) |
10/1 | Сентябрь, 4 неделя | Период раннего средневековья. | Принципы периодизации. Историческая карта. Доколумбовы цивилизации. Древние цивилизации Африки | Дискутируют о хронологических рамках Средневековья. Беседа на тему «Мир глазами средневекового человека». Фронтальная, индивидуальная работа. Частично-поисковый (эвристический) метод. | Называть даты и хронологические рамки значительных событий, их этапы. Составлять хронологические и синхронные таблицы, показывать последовательность возникновения и развития исторических явлений. Объяснять смысл значения важнейших исторических понятий. Называть место, обстоятельства, участников результаты важнейших исторических событий. Рассказывать устно или письменно об исторических событиях и их участниках. Составлять биографическую справку, характеристику деятельности исторической личности. | Сравнивать излагаемые исторические версии и оценки, выявляя сходства и различия. Соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории. Развёрнуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; - объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах; проводить сравнительный анализ исторических событий и явлений; работать с исторической картой. | Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни. владеть основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следовать этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута). | http://lesson-history.narod.ru/ |
11/2 | Сентябрь, 4 неделя | Индоевропейцы. Исторические корни славян. | Индоевропейцы. «Великое переселение народов». Дискуссии о прародине славян. Города – государства Северного Причерноморья. Скифы и сарматы. | Систематизируют материал, ведут дискуссию о прародине славян. Фронтальная, индивидуальная работа. Частично-поисковый (эвристический) метод. | oldru.narod.ru |
12/3 | Сентябрь, 4 неделя | Восточные славяне в 8-9 веках | Восточнославянские племенные союзы и их соседи: балтийские, угро-финские, тюркские племена | Работают с исторической картой. Систематизируют и обобщают материал. Делают выводы. Фронтальная, индивидуальная работа. Объяснительно-иллюстративный метод. | oldru.narod.ru |
13/4 | Октябрь, 1 неделя | Появление государства Русь. Первые русские князья. | Возникновение государственности у восточных славян. «Повесть временных лет». ». Начало династии Рюриковичей. Дань и подданство. Князья и дружина. | Дают оценку факту призвания варяга Рюрика, вести дискуссию о путях происхождения Древнерусского государства. Фронтальная, индивидуальная работа. Метод проблемного изложения. | oldru.narod.ru |
14/5 | Октябрь, 1 неделя | Правление Святослава | . Международные связи Древней Руси. Торговый путь «из варяг в греки». Военные походы Святослава. | Работают с картой и текстом учебника. Фронтальная, индивидуальная работа. Объяснительно-иллюстративный метод. | oldru.narod.ru |
15/6 | Октябрь, 1 неделя | Древнерусское государство при Владимире Святославовиче | Принятие христианства на Руси. Роль церкви в истории Древней Руси. Христианская культура и языческие традиции. Влияние на Русь Византии и народов степи. | Характеризуют роль церкви в истории Древнерусского государства, значение принятия христианства. Фронтальная, индивидуальная работа. Исследовательский метод. | oldru.narod.ru |
16/7 | Октябрь, 2 неделя | Правление Ярослава Мудрого | Внутренняя и внешняя политика Ярослава Мудрого.Развитие норм права. «Русская правда». | Характеризуют социальный состав Древнерусского государства, роль первого письменного права. Фронтальная, индивидуальная работа. Исследовательский метод. | oldru.narod.ru |
17/8 | Октябрь, 2 неделя | Развитие феодальных отношений при Ярославичах | Закрепление «лествичного» (очередного) порядка наследования власти. Княжеские усобицы. Категории населения. Этнический состав древнерусского общества. | Дают оценку княжеским усобицам, «лествичному» порядку наследования. Фронтальная, индивидуальная работа. Метод проблемного изложения. | oldru.narod.ru |
18/9 | Октябрь, 2 неделя | Русь при внуках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах | «Правда Ярославичей» Внутренняя и внешняя политика Владимира Мономаха. | Работают с текстом учебника. Групповая работа. Объяснительно-иллюстративный метод. | oldru.narod.ru |
19/10 | Октябрь, 3 неделя | Политическая раздробленность Руси | Причины распада Древнерусского государства. Усиление экономической и политической самостоятельности русских земель. | Характеризуют причины распада Древнерусского государства, приводят примеры усиления отдельных территорий. Работа в парах. Исследовательский метод. | oldru.narod.ru |
20/11 | Октябрь, 3 неделя | Культура Руси в 10-начале 11в. Зарождение русской цивилизации | Расцвет культуры домонгольской Руси. Региональные особенности культурного развития. | Составляют и представляют презентации и сообщения по теме. Фронтальная, индивидуальная работа. Практический метод. | oldru.narod.ru |
21/12 | Октябрь, 3 неделя | Повторительно-обобщающий урок по теме «Русь изначальная. Расцвет Руси» | Периодизация истории Древнерусского государства. Первые русские князья. | Составляют хронологическую таблицу. Систематизируют и обобщают материал. Фронтальная, индивидуальная работа. Репродуктивный метод. | http://bibliotekar.ru/rus/index.htm |
22/13 | Октябрь, 4 неделя | Повторительно-обобщающий урок по теме «Русь изначальная. Расцвет Руси» | Периодизация истории Древнерусского государства. Первые русские князья. | Составляют хронологическую таблицу. Систематизируют и обобщают материал. Фронтальная, индивидуальная работа. Репродуктивный метод. | http://bibliotekar.ru/rus/index.htm |
23/14 | Октябрь, 4 неделя | Западная Европа в 12-13в.в. | Становление и развитие социально- корпоративного строя. Положение крестьян. Особенности феодальных отношений | Обсуждают причины феодальной раздробленности. Фронтальная, индивидуальная работа. Метод проблемного изложения. | http://bibliotekar.ru/rus/index.htm |
24/15 | Октябрь, 4 неделя | Монголо-татарское нашествие на Русь | Образование Золотой Орды и её социально – политический строй. Система управления завоёванными землями. Русь и Орда. Принятие Ордой ислама. Влияние монгольского завоевания и Орды на культуру Руси. Дискуссии о последствиях монгольского завоевания для русских земель. | Работают с исторической картой, характеризовать систему управления Монгольским государством. Ведут дискуссию о последствиях монгольских завоеваний. Фронтальная, индивидуальная работа. Метод проблемного изложения. | http://bibliotekar.ru/rus/index.htm |
25/16 | Ноябрь, 2 неделя | Натиск завоевателей с Запада. Первые схватки с крестоносцами и литовцами | Экспансия с Запада и её место в истории народов Руси и Прибалтики. Борьба с крестоносной агрессии. | Работают с картой и текстом учебника. Фронтальная, индивидуальная работа. Объяснительно-иллюстративный метод. | http://bibliotekar.ru/rus/index.htm |
26/17 | Ноябрь, 2 неделя | Русь и золотая Орда при Александре Невском. Предпосылки возрождения Руси | Внутренняя и внешняя политика Александра Невского. Отношения с Золотой Ордой | Работают с картой. Характеризуют альтернативы развития Руси. Фронтальная, индивидуальная работа. Метод проблемного изложения. | http://bibliotekar.ru/rus/index.htm |
27/18 | Ноябрь, 2 неделя | Возвышение новых русских центров и начало собирания земель вокруг Москвы | Начало возрождения Руси. Внутренние миграции населения. Колонизация Северо-Восточной Руси. Восстановление экономики русских земель. Формы землевладения и категории населения. | Показывают на карте территории возрождения Руси, характеризуют причины колонизации северо-восточных земель. Работа в парах. Исследовательский метод. | http://bibliotekar.ru/rus/index.htm |
28/19 | Ноябрь, 3 неделя | Повторительно-обобщающий урок по теме «Борьба за независимость Руси в 13-н.14в.в. Западная Европа в 12-13 в.в.» | Общее и особенное в развитии Западной Европы и Древнерусского государства в 12-13 вв. | Дискутируют по проблеме, выявляют общее и особенное. Работают с текстом документа, исторической картой. Фронтальная, индивидуальная работа. Объяснительно-иллюстративный метод. | http://bibliotekar.ru/rus/index.htm |
29/20 | Ноябрь, 3 неделя | Повторительно-обобщающий урок по теме «Борьба за независимость Руси в XII-н.XIVв.в. Западная Европа в XII-XIV в.в.» | Общее и особенное в развитии Западной Европы и Древнерусского государства в 12-13 вв. | Дискутируют по проблеме, выявляют общее и особенное. Работают с текстом документа, исторической картой. Фронтальная, индивидуальная работа. Объяснительно-иллюстративный метод. | http://bibliotekar.ru/rus/index.htm |
30/21 | Ноябрь, 3 неделя | Эпоха Куликовской битвы. | Политика московских князей. Взаимосвязь процессов объединения русских земель и борьбы против ордынского владычества. | Объясняют политику московских князей, дают оценку их деятельности. Раскрывают значение победы на Куликовом поле. Индивидуально-практическая работа. Информационно-рецептивный метод. | http://bibliotekar.ru/rus/index.htm |
31/22 | Ноябрь, 4 неделя | Феодальная война на Руси | Соперничество Московских князей за власть. Василий Тёмный. Василий II | Раскрывают причины соперничества. Дискутируют по вопросу путей развития государства. Индивидуально-практическая работа. Информационно-рецептивный метод. | http://bibliotekar.ru/rus/index.htm |
32/23 | Ноябрь, 4 неделя | Иван III – государь всея Руси. Русь между Востоком и Западом | Особенности процесса складывания централизованных государств в России и в странах Запада. Свержение золотоордынского ига.Внешняя и внутренняя политика Ивана III | Характеризуют особенности Российского централизованного государства, причины падения ига. Фронтальная, индивидуальная работа. Метод проблемного изложения. | http://bibliotekar.ru/rus/index.htm |
33/24 | Ноябрь, 4 неделя | Хозяйство, власть и церковь в XVв. | Формирование новой системы управления страной и развитие правовых норм. Роль церкви в государственном строительстве. Борьба иосифлян и нестяжателей. «Москва – третий Рим» Ереси на Руси. Развитие поместной системы. Города, ремёсла, торговля в условиях централизованного государства. | Характеризуют новую систему управления страной, роль церкви. Работают с историческим документом. Описывают поместную систему землевладения. Фронтальная, индивидуальная работа. Метод проблемного изложения. | oldru.narod.ru |
34/25 | Ноябрь, 4 неделя | Культура и быт в XIV-XVв.в. | Культура народов Российского государства во второй половине XV – конце XVI веков. | Готовят сообщение, презентацию. Систематизируют материал в виде таблицы. Фронтальная, индивидуальная работа. Репродуктивный метод. | oldru.narod.ru |
35/26 | Декабрь, 1 неделя | Повторительно-обобщающий урок по теме «В борьбе за независимость» | Основные направления внешней и внутренней политики. Исторические пути развития России. | Решают проблемные задачи, систематизируют изученный материал. Фронтальная, индивидуальная работа. Исследовательский метод. | oldru.narod.ru |
36/27 | Декабрь, 1 неделя | Повторительно-обобщающий урок по теме «В борьбе за независимость» | Основные направления внешней и внутренней политики. Исторические пути развития России. | Решают проблемные задачи, систематизируют изученный материал. Фронтальная, индивидуальная работа. Исследовательский метод. | oldru.narod.ru |
37/28 | Декабрь, 1 неделя | Приход к власти Ивана IV. Реформы 1550-х годов | Реформы середины XVI века. Создание органов сословно-представительной монархии. Дискуссия о характере опричнины и её роли в истории России | Решают познавательные задачи. Фронтальная, индивидуальная работа. Исследовательский метод. | oldru.narod.ru |
38/29 | Декабрь, 2 неделя | Внешняя политика Ивана IV. | Расширение территории России в 16 веке: завоевания и колонизационные процессы. Ливонская война. Рост международного авторитета Российского государства. | Работают с исторической картой, характеризовать причины роста международного авторитета России. Фронтальная, индивидуальная работа. Исследовательский метод. | oldru.narod.ru |
39/30 | Декабрь, 2 неделя | Опричнина. Последние Годы Ивана IV | Опричнина и её роль в истории России. | Ведут дискуссию о характере опричнины и её роли в истории России. Фронтальная, индивидуальная работа. Исследовательский метод. | oldru.narod.ru |
40/31 | Декабрь, 2 неделя | Новые явления в русской культуре. | Культура народов Российского государства во второй половине XV – конце XVI веков. | Готовят сообщение, презентацию. Систематизируют материал в виде таблицы. Фронтальная, индивидуальная работа. Репродуктивный метод. | oldru.narod.ru |
41/32 | Декабрь, 3 неделя | Эпоха Великих географических открытий. Завоевание Америки. | Открытие Колумбом Америки. Васко да Гама. Фернан Магеллан. Значение Великих географических открытий | Работают с исторической картой, составляют презентации, систематизируют материал. Индивидуально-практическая работа. Информационно-рецептивный метод. | oldru.narod.ru |
42/33 | Декабрь, 3 неделя | Западная Европа (XVI-н.XVIIв.в.): новый этап развития | Традиционное общество на Западе и Востоке. Темпы и характер развития европейского общества. Предпосылки модернизации | Работают с текстом учебника и картой. Сравнивают пути развития Европы и Азии. Индивидуально-практическая работа. Информационно-рецептивный метод. | oldru.narod.ru |
43/34 | Декабрь, 3 неделя | Абсолютизм в Западной Европе | Эволюция европейской государственности .Формы абсолютизма. Суверенитет государства. Эпоха меркантилизма. | Обсуждают феномен просвещённого абсолютизма. Сравнительный анализ деспотии и европейского абсолютизма. Фронтальная, индивидуальная работа. Исследовательский метод. | oldru.narod.ru |
44/35 | Декабрь, 4 неделя | Повторительно-обобщающий урок «Россия в XVI в. Европа в раннее новое время» | Основные направления внутренней и внешней политики России. Общее и особенное в развитии Российской и европейской цивилизации. | Решают проблемные задачи, систематизируют изученный материал. Фронтальная, индивидуальная работа. Исследовательский метод. | oldru.narod.ru |
45/36 | Декабрь, 4 неделя | Повторительно-обобщающий урок «Россия в XVI в. Европа в раннее новое время» | Основные направления внутренней и внешней политики России. Общее и особенное в развитии Российской и европейской цивилизации. | Решают проблемные задачи, систематизируют изученный материал. Фронтальная, индивидуальная работа. Исследовательский метод. |
Раздел 4. Мир в новое время. (57 часов, в т. ч. 7 часов на повторение) |
46/1 | Декабрь, 4 неделя | Начало Смуты. Кризис общества и государства в России | . Пресечение правящей династии. Феномен самозванства. Боярские группировки. Обострение социально – экономических противоречий | Ведут дискуссию о причинах Смуты, объясняют феномен самозванства, характеризуют причины обострения социально-экономической ситуации. Фронтальная, индивидуальная работа. Метод проблемного изложения. | Называть даты и хронологические рамки значительных событий, их этапы. Называть место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий. Соотносить единичные исторические факты и общие явления. называть место, обстоятельства, участников результаты важнейших исторических событий. Рассказывать устно или письменно об исторических событиях и их участниках. Составлять биографическую справку, характеристику деятельности исторической личности. | Уметь излагать оценки событий и личностей, приводимых в учебной литературе. Сравнивать излагаемые исторические версии и оценки, выявляя сходства и различия. Соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории. Развёрнуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; - объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах; проводить сравнительный анализ исторических событий и явлений; работать с исторической картой. | Аргументировать, объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям и личностям в истории, их оценке в литературе. владеть основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следовать этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута). | oldru.narod.ru oldru.narod.ru |
47/2 | Декабрь, 4 неделя | Спасители Отечества | Борьба против агрессии Речи Посполитой. И Швеции. Национальный подъём в России. Восстановление независимости страны. | Работают с исторической картой, текстом учебника. Фронтальная, индивидуальная работа. Репродуктивный метод. |
48/3 | Январь, 2 неделя | Россия после Смуты. Новые черты жизни России | Ликвидация последствий Смуты. Земский собор 1613 года и восстановление самодержавия. | Характеризуют последствия Смуты, решения Земского собора. Фронтальная, индивидуальная работа. Репродуктивный метод. |
49/4 | Январь, 2 неделя | XVII, «бунташный» век | Дискуссия о характере социальных движений в России во второй половине XVII в.. Восстание С. Разина. | Ведут дискуссию о характере социальных движений на основе исторического источника и текста учебника. Фронтальная, индивидуальная работа. Метод проблемного изложения. |
50/5 | Январь, 2 неделя | Внутренняя и внешняя политика Алексея Михайловича | Юридическое оформление крепостного права. Новые явления в экономике: начало складывания всероссийского рынка, образование мануфактур. Развитие новых торговых центров. Укрепление купеческого сословия. Преобразования в военном деле. Расширение территории. | Работают с историческим источником, текстом учебника, составлять конспект. Фронтальная, индивидуальная работа. Репродуктивный метод. |
51/6 | Январь, 3 неделя | Тридцатилетняя война и ее последствия | Причины, характер войны. Участники, их цели и задачи, последствия. | Характеризуют войну по алгоритму. Фронтальная, индивидуальная работа. Репродуктивный метод. |
52/7 | Январь, 3 неделя | Государства Азии в позднем средневековье | Япония, Китай, Индия в позднее средневековье. | Составляют сообщения. Выделяют общее и особенное в развитии Востока и Запада. Индивидуально-практическая работа. Информационно-рецептивный метод. | http://rutracker.org/forum/viewforum.php?f=2444 – журналы, статьи |
53/8 | Январь, 3 неделя | Кризис сословного строя в Европе. Буржуазная революция в Англии | Первые буржуазные революции. Кризис сословного мышления. Правовые традиции. | Работают с текстом учебника и картой. Сообщения учащихся. Индивидуально-практическая работа. Информационно-рецептивный метод. |
54/9 | Январь, 4 неделя | Эпоха Просвещения и просвещенный абсолютизм | Первые буржуазные революции. Кризис сословного мышления. Правовые традиции. | Работают с текстом учебника и картой. Сообщения учащихся. Индивидуально-практическая работа. Информационно-рецептивный метод. |
55/10 | Январь, 4 неделя | Народы России в 17 веке | Национально-культурное многообразие Российского государства. Особенности социально-экономического и культурного развития народов России. | Готовят презентации на тему этнического и культурного многообразия народов России. Индивидуально-практическая работа. Информационно-рецептивный метод. |
56/11 | Январь, 4 неделя | Россия накануне преобразований | Дискуссия о предпосылках преобразования общественного строя и характере процесса модернизации в России. | Ведут дискуссию о необходимости преобразований. Фронтальная, индивидуальная работа. Исследовательский метод. |
57/12 | Февраль, 1 неделя | Культура и быт России в 17 в. | Формирование национального самосознания. Усиление светских элементов в русской культуре XVII в. Расширение культурных связей со странами Западной Европы. Обновление принципов градостроительства. Светские мотивы в культовых постройках. Немецкая слобода в Москве. Русская монументальная живопись XVII в.. | Готовят сообщение, презентацию. Систематизируют материал в виде таблицы. Фронтальная, индивидуальная работа. Информационно-рецептивный метод. |
58/13 | Февраль, 1 неделя | Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия и мир в 17 столетии» | Основные направления внешней и внутренней политики России 17 в. Общее и особенное в развитии России и Запада. | Решают проблемные задачи, систематизируют изученный материал. Фронтальная, индивидуальная работа. Исследовательский метод. | oldru.narod.ru |
59/14 | Февраль, 1 неделя | Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия и мир в 17 столетии» | Основные направления внешней и внутренней политики России 17 в. Общее и особенное в развитии России и Запада. | Решают проблемные задачи, систематизируют изученный материал. Фронтальная, индивидуальная работа. Исследовательский метод. |
60/15 | Февраль, 2 неделя | Эпоха Петра 1. Северная война | Петровские преобразования. Реформы армии и флота. Победа в Северной войне. | Характеризуют причины петровских преобразований. Фронтальная, индивидуальная работа. Исследовательский метод. |
61/16 | Февраль, 2 неделя | Реформы Петра 1 | Создание заводской промышленности. Политика протекционизма. Новшества в культуре и быте. Новая система государственной власти и управления. Формирование чиновничье-бюрократического аппарата. Отмена патриаршества. Провозглашение империи. | Дают оценку реформам Петра I , работают с текстом исторического источника, объяснять смысл новой системы государственной власти. Фронтальная, индивидуальная работа. Информационно-рецептивный метод. |
62/17 | Февраль, 2 неделя | Реформы Петра 1 | Превращение дворянства в господствующее сословие. Методы проведения реформ. Оппозиция петровским преобразованиям в обществе. Дискуссия о роли петровских реформ в истории России. Особенности складывания абсолютизма в России и в Европе. Роль европейского влияния в развёртывании модернизационных процессов в российском обществе. | Работают с текстом исторического источника, готовить презентацию. Ведут дискуссию о роли петровских реформ. Фронтальная, индивидуальная работа. Информационно-рецептивный метод. |
63/18 | Февраль, 3 неделя | Эпоха дворцовых переворотов | Россия в период дворцовых переворотов. Расширение прав и привилегий дворянства. Развитие системы крепостничества. | Дают оценку периоду дворцовых переворотов, роли гвардии, расширению прав и привилегий дворянства. Фронтальная, индивидуальная работа. Информационно-рецептивный метод. |
64/19 | Февраль, 3 неделя | Эпоха дворцовых переворотов | Роль России в развитии системы международных отношений в XVIII в.. Россия и европейская политика «баланса сил». Участие России в Семилетней войне. | Работают с исторической картой. Текстом учебника. Фронтальная, индивидуальная работа. Информационно-рецептивный метод. | oldru.narod.ru oldru.narod.ru |
65/20 | Февраль, 3 неделя | Расцвет дворянской империи | Просвещённый абсолютизм: идеология и политика. | Работают с историческими документами, систематизируют материал. Фронтальная, индивидуальная работа. Информационно-рецептивный метод. |
66/21 | Февраль, 4 неделя | Могучая внешнеполитическая поступь империи | Разделы Польши. Русско-турецкие войны. Расширение территории государства. | Работают с исторической картой. Индивидуально-практическая работа. Информационно-рецептивный метод. |
67/22 | | Экономика и население России во второй половине 18 века | Законодательное оформление сословного строя. Развитие сельского хозяйства. Особенности мануфактурного производства | Работают с текстом учебника и исторического документа, анализируют, делают выводы. Индивидуально-практическая работа. Информационно-рецептивный метод. |
68/23 | Февраль, 4 неделя | Культура и быт России во второй половине 18 века | Особенности российского Просвещения. Влияние просветительской идеологии на развитие русской литературы. Основание академии наук и Московского университета. Деятельность вольного экономического общества. Географические экспедиции. Создание академии художеств. Эстетические принципы барокко, рококо и классицизма в русской архитектуре, живописи, скульптуре XVIII в. Развитие музыкального искусства. Возникновение профессионального театра. Быт и нравы дворянства | Готовят сообщение, презентацию. Систематизируют материал в виде таблицы. Индивидуально-практическая работа. Информационно-рецептивный метод. |
69/24 | Февраль, 4 неделя | Тревожное окончание века | Внутренняя и внешняя политика Павла I | Работают с текстом учебника. Индивидуально-практическая работа. Информационно-рецептивный метод. | |
70/25 | Март, 1 неделя | Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия в XVIII столетии» | Основные направления внешней и внутренней политики России XVIII в. Общее и особенное в развитии России и Запада. | Решают проблемные задачи, систематизируют изученный материал. Фронтальная, индивидуальная работа. Исследовательский метод. |
71/26 | Март, 1 неделя | Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия в XVIII столетии» | Основные направления внешней и внутренней политики России XVIII в. Общее и особенное в развитии России и Запада. | Решают проблемные задачи, систематизируют изученный материал. Фронтальная, индивидуальная работа. Исследовательский метод. |
72/27 | Март, 1 неделя | Война за независимость в Северной Америке | Причины и ход войны. Становление гражданского общества. | Анализируют предпосылки , причины и итоги войны за независимость. Фронтальная, индивидуальная работа. Исследовательский метод. |
73/28 | Март, 2 неделя | Великая французская революция и ее последствия для Европы | Причины и этапы. Влияние на страны Европы. Реставрация монархии. | Проводят сравнительный анализ : ход и итоги Английской и Великой французской революций. Фронтальная, индивидуальная работа. Информационно-рецептивный метод. |
74/29 | Март, 2 неделя | Промышленный переворот в Англии и его последствия | Технический прогресс и промышленный переворот в Англии. Развитие капиталистических отношений. Урбанизация. | Обсуждают проблемы становления новой социальной структуры индустриального общества. Фронтальная, индивидуальная работа. Исследовательский метод. |
75/30 | Март, 2 неделя | Мир Востока в XVIII веке: наступление колониальной системы | Влияние европейской колониальной экспансии на страны Востока. Экономическое и общественное развитие. Первые антиколониальные движения. Реставрация Мэйдзи. | Дискутируют о значении европейской колониальной экспансии на страны Востока. Фронтальная, индивидуальная работа. Исследовательский метод. |
76/31 | Март, 3 неделя | Первые годы правления Александра 1 | Попытки укрепления абсолютизма в первой половине XIX в. Реформы системы государственного управления. Систематизация законодательства. Распространение идей конституционализма. | Раскрывать причины попытки государственных реформ, распространению идей конституционализма. Фронтальная, индивидуальная работа. Информационно-рецептивный метод. | http://bibliotekar.ru/rus/index.htm |
77/32 | Март, 3 неделя | Наполеоновские войны | Эволюция системы международных отношений. Вестфальская система. Венская система. | Дискутируют: мотивы войн и заключения союзов. Работа над понятием «великая держава». Фронтальная, индивидуальная работа. Исследовательский метод. |
78 /33 | Март, 3 неделя | Отечественная война 1812 года | Причины, основные этапы и итоги Отечественной войны. Влияние Отечественной войны 1812 года на общественное сознание в России | Работают с исторической картой, текстом учебника, дают характеристику войны по алгоритму. Фронтальная, индивидуальная работа. Репродуктивный метод. |
79/34 | Март, 3 неделя | Крушение империи во Франции. «100 дней» Наполеона Венский мир | Заграничный поход русской армии. Версальский мирный договор. | Работают с текстом, исторической картой. Индивидуально-практическая работа. Информационно-рецептивный метод. |
80/35 | Апрель, 1 неделя | Жизнь России в послевоенный период | Особенности экономического развития России в первой половине XIX в. Развитие капиталистических отношений. Начало промышленного переворота. Формирование единого внутреннего рынка. Региональные особенности экономического развития. Изменение социальной структуры российского общества в условиях промышленного переворота. | Дают характеристику особенностям экономического развития России, приводят примеры экономических противоречий, нарастания кризисных \явлений. Индивидуально-практическая работа. Информационно-рецептивный метод. | http://bibliotekar.ru/rus/index.htm |
81/36 | Апрель, 1 неделя | Движение декабристов | . Движение декабристов и его оценка в российской исторической науке. | Работают с историческим источником. Ведут дискуссию о причинах и характере движения декабристов. Индивидуально-практическая работа. Информационно-рецептивный метод. | |
82/37 | Апрель, 1 неделя | Реакция и революция в Европе 1820-1840-х годах | Оформление российской консервативной идеологии. Теория «официальной народности». Славянофилы и западники. Зарождение русской геополитической школы. Русский утопический социализм. Европейское влияние на российское | На основе текста учебника систематизируют материал и составляют таблицу. Индивидуально-практическая работа. Информационно-рецептивный метод. | http://bibliotekar.ru/rus/index.htm |
83/38 | Апрель, 2 неделя | Внутренняя политика Николая I | Противоречия новых форм экономических отношений. И крепостнических порядков. Нарастание кризиса традиционного общества. | На основе текста учебника систематизируют материал и составляют таблицу. Фронтальная, индивидуальная работа. Информационно-рецептивный метод. |
84/39 | Апрель, 2 неделя | Внутренняя политика Николая I | Противоречия новых форм экономических отношений. И крепостнических порядков. Нарастание кризиса традиционного общества. | Дают характеристику особенностям экономического развития России, приводят примеры экономических противоречий, нарастания кризисных \явлений. Фронтальная, индивидуальная работа. Информационно-рецептивный метод. |
85/40 | Апрель, 2 неделя | Внешняя политика Николая I Крымская война | Имперская внешняя политика России. Присоединение Кавказа. Крымская война: причины и последствия. | Работают с исторической картой. Дают характеристику причин и итогов Крымской войны. Индивидуально-практическая работа. Информационно-рецептивный метод. |
86/41 | Апрель, 3 неделя | Общественная и духовная жизнь России | Культура народов России в первой половине XIX в. Учёные общества. Научные экспедиции. Создание системы народного образования | Готовят сообщение, презентацию. Систематизируют материал в виде таблицы. Индивидуально-практическая работа. Информационно-рецептивный метод. |
87/42 | Апрель, 3 неделя | Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия и мир в 1-й половине XIX века» | Основные направления внешней и внутренней политики России XXIX в. Общее и особенное в развитии России и Запада. | Решают проблемные задачи, систематизируют изученный материал. Фронтальная, индивидуальная работа. Исследовательский метод. |
88/43 | Апрель, 3 неделя | Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия и мир в 1-й половине XIX века» | Основные направления внешней и внутренней политики России XIX в. Общее и особенное в развитии России и Запада. | Решают проблемные задачи, систематизируют изученный материал. Фронтальная, индивидуальная работа. Исследовательский метод. |
89/44 | Апрель. 4 неделя | Страны Европы: облик и противоречия промышленной эпохи | Великобритания, Германия, Франция, Италия во второй половине 19 века. | Работают с текстом учебника. Анализируют материал, делают выводы. Индивидуально-практическая работа. Информационно-рецептивный метод. | http://bibliotekar.ru/rus/index.htm |
90/45 | Апрель. 4 неделя | Колониализм и кризис традиционного общества в странах Востока | Государства Азии в эпоху европейского Нового времени. Влияние европейской колониальной политики на традиционные общества | Работают с текстом учебника. Анализируют материал, делают выводы. Индивидуально-практическая работа. Информационно-рецептивный метод. |
91/46 | Апрель. 4 неделя | Колониализм и кризис традиционного общества в странах Востока | Экономическое развитие и общественные движения в колониально зависимых странах. | Работают с текстом учебника. Анализируют материал, делают выводы. Индивидуально-практическая работа. Информационно-рецептивный метод. |
92/47 | Май, 1 неделя | Национализм в Европе: возникновение новых индустриальных держав | Возникновение новых индустриальных государств. | Работают с текстом учебника. Анализируют материал, делают выводы. Индивидуально-практическая работа. Информационно-рецептивный метод. |
93/48 | Май, 1 неделя | Страны западного полушария в 19 веке | США, Великобритания, Франция и Германия в 19 веке | Работают с текстом учебника. Анализируют материал, делают выводы. Индивидуально-практическая работа. Информационно-рецептивный метод. |
94/49 | Май, 1 неделя | Завершение колониального раздела мира. Покорение народов Африки | Завершение колониального раздела мира. Покорение Китая. Народы Африки | Работают с текстом учебника. Анализируют материал, делают выводы. Индивидуально-практическая работа. Информационно-рецептивный метод. |
95/50 | Май, 2 неделя | Реформы Александра II | Отмена крепостного права. Аграрная, судебная. Земская, военная , городская реформы .Споры о значении реформ. | Дают характеристику причин и последствий отмены крепостного права. Работа в парах. Метод проблемного изложения. | hrono.ru |
96/51 | Май, 2 неделя | Россия после отмены крепостного права | Общественные движения в России. Выступление разночинцев. Политический террор. Зарождение рабочего движения. | Дают характеристику причин и последствий отмены крепостного права. Работа в парах. Метод проблемного изложения. |
97/52 | Май, 2 неделя | Россия в годы правления Александра III | Утверждение капиталистической модели развития. Завершение промышленного переворота. | Характеризуют особенности промышленного переворота в России. Фронтальная, индивидуальная работа. Информационно-рецептивный метод. |
98/53 | Май, 3 неделя | Государственно-социальная система России в конце XIX века | Утверждение капиталистической модели развития. Завершение промышленного переворота. | Характеризуют особенности промышленного переворота в России. Фронтальная, индивидуальная работа. Информационно-рецептивный метод. |
99/54 | Май, 3 неделя | Государственно-социальная система России в конце XIX века | Самодержавие и национальный вопрос. Польское восстание. Политика контрреформ. | Работаю тс текстом учебника, исторического документа. Фронтальная, индивидуальная работа. Информационно-рецептивный метод. |
100/55 | Май, 3 неделя | Русская культура во второй половине XIX века | Духовная жизнь российского общества. Возрождение национальных традиций. | Готовят сообщение, презентацию. Систематизируют материал в виде таблицы. Фронтальная, индивидуальная работа. Информационно-рецептивный метод. |
101/56 | Май, 4 неделя | Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия и мир в XIX веке» | Основные направления внешней и внутренней политики России XIX в. Общее и особенное в развитии России и Запада. | Решают проблемные задачи, систематизируют изученный материал. Фронтальная, индивидуальная работа. Исследовательский метод. |
102/57 | Май, 4 неделя | Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия и мир в XIX веке» | Основные направления внешней и внутренней политики России XIX в. Общее и особенное в развитии России и Запада. | Решают проблемные задачи, систематизируют изученный материал. Фронтальная, индивидуальная работа. Исследовательский метод. |
103/1 | | Резервный урок | | | | | | |
104/2 | | Резервный урок | | | | | | |
105/3 | | Резервный урок | | | | | | |