2 | 1 | | Геологическое строение Брянской области. | Знать основные тектонические структуры. Уметь анализировать тектоническую и геологическую карты. | Литосферные плиты, платформа. Складчатые (сейсмические) пояса. | №2. Определение горных пород своей местности по образцам. | § 2 | |
3 | 2 | | Полезные ископаемые. | Знать закономерности размещения полезных ископаемых. Уметь показывать на карте основные месторождения РФ, объяснять их размещения. | Полезные ископаемые, месторождения, бассейн, поверхность земной коры. Минеральные ресурсы. | №3.Изучение месторождения полезного ископаемого. | § 3 | |
4 | 3 | | Рельеф Брянской области. | Знать особенности рельефа, размещение основных форм; связь рельефа со строением литосферы. | Рельеф. Рельефообразующие процессы. | №4. Характеристика рельефа своей местности. | § 4 | |
5 | 1 | | Особенности климата. | Знать климатические пояса и области на территории области, их характеристики. | Климатический пояс. | №5. Составление характеристики климата по плану. | § 5 | |
6 | 2 | | Сезоны года. | Знать показатели, характеризующие сезоны года. | Климатические сезоны. | №6. Оформление таблицы «Сезоны года» | § 6 | |
7 | 3 | | Погода. | Уметь приводить примеры типов погод, определять направление ветра. | Погода, метеорология, воздушные массы | №7. Описание наблюдаемой погоды, выявление причин изменения погоды. | § 7 | |
3.Воды Брянской области. (3 ч.) | |
8 | 1 | | Реки. | Знать важнейшие особенности рек, их характеристики. | Река, речная система, исток, устье, русло, водораздел, бассейн реки. | | § 8 | |
9 | 2 | | Озёра и искусственные водоёмы. | Знать типы озёр, их распространение. | Озеро (проточное и бессточное). | | § 9 | |
10 | 3 | | Болота. Подземные воды. | Знать о распространении водных объектов. | Кожановское болото. Низинные болота. | №8. Описание реки и озера своей местности по типовому плану. | § 10 | |
4. Почвы, Растительный и животный мир (7 ч.). | |
11 | 1 | | Почвы. | Знать типы почв, их особенности. Уметь называть и показывать объекты. | Почва, плодородие, гумус, В.В. Докучаев | №9. Изучение строения почвы на местности. | § 11 | |
12 | 2 | | Растительный мир. | Знать факторы определяющие облик и видовое разнообразие растительного мира. | «Живая природа». | №10. Составление гербария. Определение лекарственных растений. | § 12 | |
13 | 3 | | Животный мир. | Знать о видовом разнообразии животного мира. | Охотничье-промысловые ресурсы. | №11. Включиться в деятельность «голубых» патрулей. | § 13 | |
14 | 4 | | Естественные и антропогенные ландшафты. | Знать о разнообразии ПК, взаимовлиянии всех компонентов природы. Уметь приводить примеры антропогенного воздействия на природу. | Природный комплекс, ландшафт, природно-хозяйственный комплекс, геосфера. | №12. Выявление и объяснение особенностей компонентов природы своей местности, их взаимосвязей. | § 14 | |
15 | 5 | | Охраняемые природные территории (ООПТ). | Знать экологические проблемы. Знать о необходимости бережного отношения к природе и ее ресурсам. | Заповедник, заказник, национальный парк, памятники природы. | № 13.Составление паспорта на природоохранные объекты. | § 15 | |
16 | 6 | | Современная экологическая обстановка. | Знать экологические проблемы области. | Экология. ЧАЭС. | | § 16 | |
17 | 7 | | Население и города. | Знать народы, проживающие в области, известных людей области. | Древнейшие города, населенные пункты. | № 14. Сбор сведений о своем населенном пункте. Оформление стенда знаменитых людей Брянщины. | § 17 | |