СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование по курсу ОРКСЭ (Светская этика)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тематическое планирование в соответствии с ФГОС по курсу ОРКСЭ (Светская этика) для 4 классов.

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование по курсу ОРКСЭ (Светская этика)»

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО КУРСУ «ОСНОВЫ СЕТСКОЙ ЭТИКИ» ДЛЯ 4 КЛАССА (34 Ч.)

Преподаватель: Лебедева Анастасия Михайловна

урока

Тема

Тип урока

Содержание урока

Деятельность учащихся

Использование ИКТ

1.

Россия – Наша Родина.

Урок усвоения новых знаний.

Введение в предмет. Знакомство с основными понятиями. Общие понятия о культурных и религиозных традициях. Формирование чувства гордости за Россию. Знакомство с основными терминами: «патриотизм», «президент», «родина», «государственные символы».

Иметь представление об основных понятиях, а также о культурных и религиозных традициях России.

Презентация: «Россия – Наша Родина».

Аудио: Гимн РФ.


2.

Что такое светская этика?

Урок усвоения новых знаний.

Сформировать представление о понятиях «этика», «мораль», «нравственность». Знакомство со светской этикой.

Иметь представления об этике, морали и нравственности и их взаимосвязи.

Презентация: «Что такое светская этика?».

Аудиоматериал: «Мир похож на цветной луг»; «Одинокий пастух».

3.

Культура и мораль.

Урок усвоения новых знаний.

Сформировать представление о морали и культуре. Знакомство с культурой своей страны, других стран и народов. Культурные и моральные ценности.

Иметь представление о понятиях «культура» и «мораль». Уметь различать культурные и моральные ценности.

Презентация: «Культура и мораль».

4.

Особенность морали.

Урок усвоения новых знаний.

Расширение знаний о морали. Знакомство с моральными и законодательными нормами. Их сходство и отличия. Взаимосвязь поведения человека и моральных норм.

Иметь представления о понятиях «моральная норма» и «законодательная норма». Уметь их отличать и понимать значимость моральных и законодательных норм.

Презентация: «Особенность морали».

5.

Добро и зло.

Урок усвоения новых знаний.

Понятия «добро» и «зло». Добро и зло в рамках разных исторических эпох.

Уметь отличать добро от зла, находить отличия между добрыми и злыми поступками, аргументируя свой ответ.

Презентация: «Добро и зло».

Видео: «Притча о добре и зле».

Электронное приложение: «Добрым жить на свете веселей».

6.

Добро и зло.

Урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).

7.

Добродетель и порок.

Урок усвоения новых знаний.

Сформулировать основные представления о понятиях «добродетель» и «порок». Что относится к добродетели?

Иметь представление о понятийном аппарате урока. Уметь сформировать текст-рассуждение о добродеятельных поступках. Уметь отличать добродеятеля от порочного человека.

Презентация: «Добродетель и порок».

Электронное приложение: «Человек рожден для добра», «Каждый интересен».

8.


Урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).

9.

Свобода и моральный выбор человека.

Урок усвоения новых знаний.

Сформулировать представления о понятиях «свобода», «моральный выбор», «нравственное и безнравственное поведение». Взаимосвязь морального выбора человека и свободы. Разбор ситуаций, связанных с моральным выбором и моральным конфликтом.

Иметь представление о понятиях «свобода», «моральный выбор» и их взаимосвязи. Уметь анализировать ситуации морального выбора и аргументировать свой ответ.

Презентация: «Свобода и моральный выбор человека».

Видео: «Моральный выбор и ответственность».

10.

Свобода и ответственность.

Урок усвоения новых знаний.

Дать общее представление о понятии «ответственность». Взаимосвязь ответственности и свободы.

Иметь представление об ответственности. Уметь обосновывать взаимосвязь свободы человека, его морального выбора и ответственности за сделанный выбор. Уметь аргументировать свою точку зрения.

Презентация: «Свобода и ответственность».

Электронное приложение: «Природа – волшебные двери к добру и доверию».


11.

Моральный долг.

Урок усвоения новых знаний.

Моральный долг – понятие и особенности. Осознанность исполнения морального долга.

Иметь представление о моральном долге и его особенностях. знать моральные обязанности человека и уметь рассказать о них.

Видео: «Моральный долг».

Электронное приложение: «В тебе рождается патриот и гражданин».

12.

Справедливость.

Урок усвоения новых знаний.

Справедливость. Представления о справедливости во времена различных исторических эпох. Основные признаки справедливости. Взаимосвязь моральных правил и справедливости.

Иметь представление о справедливости. Знать моральные правила справедливого человека и следовать им. Уметь приводить примеры о справедливости из личного опыта.

Презентация: «Справедливость».

13.

Альтруизм и эгоизм.

Урок усвоения новых знаний.

Понятия «альтруизм» и «эгоизм». Отличительные черты. Понятие «разумный эгоизм».

Иметь представление о понятийном аппарате урока. Уметь объяснить понятие «разумный эгоизм». Уметь составить текст-рассуждение по теме урока.

Презентация: «Альтруизм и эгоизм».

14.

Дружба.

Урок усвоения новых знаний.

Дружба и ее отличительные черты. Сравнительный анализ дружбы (дружеских отношений) с прочими человеческими отношениями.

Иметь представление о дружбе и ее особенностях. Уметь отличать дружбу от иных человеческих отношений.

Презентация: «Дружба».

Видео: «Дружба и приличия».

Аудио: «Если с другом вышел в путь», «Настоящий друг».

15.

Что значит быть моральным?


Как светская этика отвечает на вопрос: «Что значит быть моральным?».

Уметь ответить на поставленный вопрос, аргументируя свою точку зрения.


16-17.

Презентация проектов. Подведение итогов.

Урок контроля знаний и умений.

Выбор темы, формата и формы мероприятия. Выполнение одного из заданий с последующей презентацией полученных результатов.

Обобщение полученных знаний и их демонстрация через презентацию полученных результатов в рамках заранее выбранной темы.


18.

Род и семья – исток нравственных отношений.

Урок усвоения новых знаний.

Дать представление о понятиях «род», «семья». История возникновения фамилий и родословных. Значение семьи в жизни человека и ее главная задача.

Иметь представление о понятиях «род», «семья» и уметь их соотносить. Уметь рассказывать о семье, ее задачах, семейных обычаях. Уметь объяснить значение семьи для человека, аргументируя свою точку зрения.

Презентация: «Род и семья – исток нравственных отношений».

Электронное приложение: «С чего начинается родина?»

19.

Нравственный поступок.

Урок усвоения новых знаний.

Дать представление о понятии «нравственный поступок». Основные признаки нравственного поступка.

Иметь представление о нравственном поступке. Уметь отличать нравственный поступок от безнравственного. Осознанно подходить к совершению собственных поступков.

Презентация: «Нравственный поступок».

Электронное приложение: «Ростки нравственного опыта поведения».

20.

Золотое правило нравственности.

Урок усвоения новых знаний.

Знакомство с основными формулировками золотого правила нравственности и его применение на практике.

Уметь объяснить как появилось золотое правило нравственности, как оно появилось и как применяется на практике. Уметь аргументировать свой ответ.

Презентация: «Золотое правило нравственности». Видео: «Золотое правило этики».

21.

Стыд, вина и извинение.

Урок усвоения новых знаний.

Познакомить с понятиями «стыд», «вина», «извинение» и их взаимосвязью. Раскаяние.

Знать определения понятий «стыд» и «вина», «извинение». Уметь объяснить роль стыда и вины в жизни человека, а также аргументируя свою точку зрения, объяснить влияние их на поведение человека.

Презентация: «Стыд, вина и извинение».

Видео: «Извинение».

22.

Честь и достоинство.

Урок усвоения новых знаний.

Знакомство с понятиями «честь» и «достоинство» и их ролью в жизни человека. Рассмотреть взаимосвязь данных понятий.

Иметь представление о понятиях «честь» и «достоинство». Уметь объяснить их значение в жизни человека, аргументируя свой ответ.

Презентация: «Честь и достоинство».

23.

Совесть.

Урок усвоения новых знаний.

Познакомить с понятием «совесть». Рассмотреть различия стыда и совести.

Иметь представление о стыде и совести. Уметь объяснить разницу между этими понятиями. Уметь объяснить роль совести, как регулятора поведения человека.

Презентация: «Совесть».

24.

Нравственные идеалы.

Урок усвоения новых знаний.

Знакомство с понятиями «идеал» и «нравственный идеал». Рассмотреть нравственные идеалы различных народов. Богатырь. Рыцарь. Образ леди и образ джентельмена.

Иметь представление о нравственных идеалах. Уметь рассуждать о значении нравственных идеалов и моральных норм поведения общества, человека, семьи.

Презентация: «Нравственные идеалы».

25.

Образцы нравственности в культуре Отечества.

Урок усвоения новых знаний.

Познакомить с понятиями «труженик», «воин», «патриот». Познакомит с устойчивыми нормами нравственного поведения.

Иметь представление об образцах нравственного поведения в рамках культуры России. Уметь рассуждать о значении нравственных идеалов и моральных норм поведения человека, семьи и общества, при этом аргументируя свой ответ.

Презентация: «Образцы нравственности в культуре Отечества».

26.

Этикет.

Урок усвоения новых знаний.

Познакомить с понятием «этикет». Правила этикета в отношении речи и внешнего вида человека.

Иметь представление и уметь объяснить значение термина «этикет». Рассказывать о правилах этикета и необходимости их применения (соблюдения).

Видео: «Уроки этикета».

Электронное приложение: раздел 2 «Этикет».

27.

Семейные праздники.

Урок усвоения новых знаний.

Знакомство с историей возникновения праздников. Виды праздников (государственные, общественные, семейные). Порядок и традиции их празднования.

Уметь рассказать как и когда появились праздники, как они отмечаются и какие существуют виды. Уметь рассуждать о роли семейных праздников, аргументируя свою точку зрения.

Презентация: «Семейные праздники».

28.

Жизнь человека – высшая человеческая ценность.

Урок усвоения новых знаний.

Познакомить с понятием «ценность». Высшая человеческая ценность – жизнь!

Иметь представление о понятии «ценность». Аргументируя свое мнение, объяснить почему жизнь является высшей его ценностью.

Презентация: «Жизнь – высшая ценность».

Электронное приложение: «Жизнь священна».

29.

Любовь и уважение к Отечеству.

Урок усвоения новых знаний.

Духовные традиции России и этапы их становления. Любовь. Родина. Патриотизм.

Уметь рассказать о духовном мире человека, культурных ценностях, традициях и их роли в жизни человека. Уметь рассказать о духовных традициях России. Рассуждать о ценности любви по отношению к Родине и в отношениях с другими людьми. Аргументировать свой ответ.

Презентация: «Любовь и уважение к Отечеству».

Электронное приложение: «Чувство родины».

30.

Святыни православия, ислама, буддизма, иудаизма.

Урок усвоения новых знаний.

Познакомить с понятием «святыня». Дать представление о традиционных религиях России. Культурные и духовные ценности различных религий.

Уметь объяснять основные термины урока. Сопоставлять и находить сходства и отличия в разных религиях. Аргументировать свою точку зрения.

Презентация: «Святыни православия, ислама, буддизма, иудаизма».

31.

Основные нравственные заповеди православия, ислама, буддизма, иудаизма, светской этики.

Урок усвоения новых знаний.

Повторение понятий «нравственность» и мораль. Знакомство с основными заповедями православия, ислама, буддизма, иудаизма. Нравственные правила жизни с этической точки зрения.

Понимать и уметь объяснять основную терминологию урока. Иметь представление о заповедях разных религий, сопоставлять и находить отличия, аргументируя свою точку зрения.

Презентация: «Основные нравственные заповеди православия, ислама, буддизма, иудаизма, светской этики».

32.

Российские православные, буддийские, иудейские, светские семьи.

Урок усвоения новых знаний.

Рассмотреть семью как основу отношений. Познакомится с ценностями семейной жизни православных, буддийских, иудейских, светских семей. Семейные традиции разных народов.

Иметь представление о семейных ценностях. Понимать и объяснять основные понятия урока. Уметь рассказывать о семейных ценностях своей семьи.

Презентация: «Российские православные, буддийские, иудейские, светские семьи».

33.

Отношение к труду и природе в православии, буддизме, иудаизме, светской этике.

Урок усвоения новых знаний.

Понятие «труд» и отношение к труду в разных религиях. Ответственность человека.

Понимать и объяснять основные понятия урока и курса в целом. Составить текст-рассуждение об отношении к труду, аргументируя свою точку зрения.

Презентация: «Отношение к труду и природе в православии, буддизме, иудаизме, светской этике».

34.

Итоговая контрольная работа. Обобщающий урок.

Урок контроля знаний и умений.

Повторение и закрепление материала. Контрольная работа.

Владеть материалами курса: понимать и уметь объяснять терминологию курса; уметь рассуждать, аргументируя свою точку зрения; обобщать, сопоставлять и анализировать материал.