№ урока | Тема | Тип урока | Содержание урока | Деятельность учащихся | Использование ИКТ |
1. | Россия – Наша Родина. | Урок усвоения новых знаний. | Введение в предмет. Знакомство с основными понятиями. Общие понятия о культурных и религиозных традициях. Формирование чувства гордости за Россию. Знакомство с основными терминами: «патриотизм», «президент», «родина», «государственные символы». | Иметь представление об основных понятиях, а также о культурных и религиозных традициях России. | Презентация: «Россия – Наша Родина». Аудио: Гимн РФ. |
2. | Что такое светская этика? | Урок усвоения новых знаний. | Сформировать представление о понятиях «этика», «мораль», «нравственность». Знакомство со светской этикой. | Иметь представления об этике, морали и нравственности и их взаимосвязи. | Презентация: «Что такое светская этика?». Аудиоматериал: «Мир похож на цветной луг»; «Одинокий пастух». |
3. | Культура и мораль. | Урок усвоения новых знаний. | Сформировать представление о морали и культуре. Знакомство с культурой своей страны, других стран и народов. Культурные и моральные ценности. | Иметь представление о понятиях «культура» и «мораль». Уметь различать культурные и моральные ценности. | Презентация: «Культура и мораль». |
4. | Особенность морали. | Урок усвоения новых знаний. | Расширение знаний о морали. Знакомство с моральными и законодательными нормами. Их сходство и отличия. Взаимосвязь поведения человека и моральных норм. | Иметь представления о понятиях «моральная норма» и «законодательная норма». Уметь их отличать и понимать значимость моральных и законодательных норм. | Презентация: «Особенность морали». |
5. | Добро и зло. | Урок усвоения новых знаний. | Понятия «добро» и «зло». Добро и зло в рамках разных исторических эпох. | Уметь отличать добро от зла, находить отличия между добрыми и злыми поступками, аргументируя свой ответ. | Презентация: «Добро и зло». Видео: «Притча о добре и зле». Электронное приложение: «Добрым жить на свете веселей». |
6. | Добро и зло. | Урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления). |
7. | Добродетель и порок. | Урок усвоения новых знаний. | Сформулировать основные представления о понятиях «добродетель» и «порок». Что относится к добродетели? | Иметь представление о понятийном аппарате урока. Уметь сформировать текст-рассуждение о добродеятельных поступках. Уметь отличать добродеятеля от порочного человека. | Презентация: «Добродетель и порок». Электронное приложение: «Человек рожден для добра», «Каждый интересен». |
8. | | Урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления). |
9. | Свобода и моральный выбор человека. | Урок усвоения новых знаний. | Сформулировать представления о понятиях «свобода», «моральный выбор», «нравственное и безнравственное поведение». Взаимосвязь морального выбора человека и свободы. Разбор ситуаций, связанных с моральным выбором и моральным конфликтом. | Иметь представление о понятиях «свобода», «моральный выбор» и их взаимосвязи. Уметь анализировать ситуации морального выбора и аргументировать свой ответ. | Презентация: «Свобода и моральный выбор человека». Видео: «Моральный выбор и ответственность». |
10. | Свобода и ответственность. | Урок усвоения новых знаний. | Дать общее представление о понятии «ответственность». Взаимосвязь ответственности и свободы. | Иметь представление об ответственности. Уметь обосновывать взаимосвязь свободы человека, его морального выбора и ответственности за сделанный выбор. Уметь аргументировать свою точку зрения. | Презентация: «Свобода и ответственность». Электронное приложение: «Природа – волшебные двери к добру и доверию». |
11. | Моральный долг. | Урок усвоения новых знаний. | Моральный долг – понятие и особенности. Осознанность исполнения морального долга. | Иметь представление о моральном долге и его особенностях. знать моральные обязанности человека и уметь рассказать о них. | Видео: «Моральный долг». Электронное приложение: «В тебе рождается патриот и гражданин». |
12. | Справедливость. | Урок усвоения новых знаний. | Справедливость. Представления о справедливости во времена различных исторических эпох. Основные признаки справедливости. Взаимосвязь моральных правил и справедливости. | Иметь представление о справедливости. Знать моральные правила справедливого человека и следовать им. Уметь приводить примеры о справедливости из личного опыта. | Презентация: «Справедливость». |
13. | Альтруизм и эгоизм. | Урок усвоения новых знаний. | Понятия «альтруизм» и «эгоизм». Отличительные черты. Понятие «разумный эгоизм». | Иметь представление о понятийном аппарате урока. Уметь объяснить понятие «разумный эгоизм». Уметь составить текст-рассуждение по теме урока. | Презентация: «Альтруизм и эгоизм». |
14. | Дружба. | Урок усвоения новых знаний. | Дружба и ее отличительные черты. Сравнительный анализ дружбы (дружеских отношений) с прочими человеческими отношениями. | Иметь представление о дружбе и ее особенностях. Уметь отличать дружбу от иных человеческих отношений. | Презентация: «Дружба». Видео: «Дружба и приличия». Аудио: «Если с другом вышел в путь», «Настоящий друг». |
15. | Что значит быть моральным? | | Как светская этика отвечает на вопрос: «Что значит быть моральным?». | Уметь ответить на поставленный вопрос, аргументируя свою точку зрения. | |
16-17. | Презентация проектов. Подведение итогов. | Урок контроля знаний и умений. | Выбор темы, формата и формы мероприятия. Выполнение одного из заданий с последующей презентацией полученных результатов. | Обобщение полученных знаний и их демонстрация через презентацию полученных результатов в рамках заранее выбранной темы. | |
18. | Род и семья – исток нравственных отношений. | Урок усвоения новых знаний. | Дать представление о понятиях «род», «семья». История возникновения фамилий и родословных. Значение семьи в жизни человека и ее главная задача. | Иметь представление о понятиях «род», «семья» и уметь их соотносить. Уметь рассказывать о семье, ее задачах, семейных обычаях. Уметь объяснить значение семьи для человека, аргументируя свою точку зрения. | Презентация: «Род и семья – исток нравственных отношений». Электронное приложение: «С чего начинается родина?» |
19. | Нравственный поступок. | Урок усвоения новых знаний. | Дать представление о понятии «нравственный поступок». Основные признаки нравственного поступка. | Иметь представление о нравственном поступке. Уметь отличать нравственный поступок от безнравственного. Осознанно подходить к совершению собственных поступков. | Презентация: «Нравственный поступок». Электронное приложение: «Ростки нравственного опыта поведения». |
20. | Золотое правило нравственности. | Урок усвоения новых знаний. | Знакомство с основными формулировками золотого правила нравственности и его применение на практике. | Уметь объяснить как появилось золотое правило нравственности, как оно появилось и как применяется на практике. Уметь аргументировать свой ответ. | Презентация: «Золотое правило нравственности». Видео: «Золотое правило этики». |
21. | Стыд, вина и извинение. | Урок усвоения новых знаний. | Познакомить с понятиями «стыд», «вина», «извинение» и их взаимосвязью. Раскаяние. | Знать определения понятий «стыд» и «вина», «извинение». Уметь объяснить роль стыда и вины в жизни человека, а также аргументируя свою точку зрения, объяснить влияние их на поведение человека. | Презентация: «Стыд, вина и извинение». Видео: «Извинение». |
22. | Честь и достоинство. | Урок усвоения новых знаний. | Знакомство с понятиями «честь» и «достоинство» и их ролью в жизни человека. Рассмотреть взаимосвязь данных понятий. | Иметь представление о понятиях «честь» и «достоинство». Уметь объяснить их значение в жизни человека, аргументируя свой ответ. | Презентация: «Честь и достоинство». |
23. | Совесть. | Урок усвоения новых знаний. | Познакомить с понятием «совесть». Рассмотреть различия стыда и совести. | Иметь представление о стыде и совести. Уметь объяснить разницу между этими понятиями. Уметь объяснить роль совести, как регулятора поведения человека. | Презентация: «Совесть». |
24. | Нравственные идеалы. | Урок усвоения новых знаний. | Знакомство с понятиями «идеал» и «нравственный идеал». Рассмотреть нравственные идеалы различных народов. Богатырь. Рыцарь. Образ леди и образ джентельмена. | Иметь представление о нравственных идеалах. Уметь рассуждать о значении нравственных идеалов и моральных норм поведения общества, человека, семьи. | Презентация: «Нравственные идеалы». |
25. | Образцы нравственности в культуре Отечества. | Урок усвоения новых знаний. | Познакомить с понятиями «труженик», «воин», «патриот». Познакомит с устойчивыми нормами нравственного поведения. | Иметь представление об образцах нравственного поведения в рамках культуры России. Уметь рассуждать о значении нравственных идеалов и моральных норм поведения человека, семьи и общества, при этом аргументируя свой ответ. | Презентация: «Образцы нравственности в культуре Отечества». |
26. | Этикет. | Урок усвоения новых знаний. | Познакомить с понятием «этикет». Правила этикета в отношении речи и внешнего вида человека. | Иметь представление и уметь объяснить значение термина «этикет». Рассказывать о правилах этикета и необходимости их применения (соблюдения). | Видео: «Уроки этикета». Электронное приложение: раздел 2 «Этикет». |
27. | Семейные праздники. | Урок усвоения новых знаний. | Знакомство с историей возникновения праздников. Виды праздников (государственные, общественные, семейные). Порядок и традиции их празднования. | Уметь рассказать как и когда появились праздники, как они отмечаются и какие существуют виды. Уметь рассуждать о роли семейных праздников, аргументируя свою точку зрения. | Презентация: «Семейные праздники». |
28. | Жизнь человека – высшая человеческая ценность. | Урок усвоения новых знаний. | Познакомить с понятием «ценность». Высшая человеческая ценность – жизнь! | Иметь представление о понятии «ценность». Аргументируя свое мнение, объяснить почему жизнь является высшей его ценностью. | Презентация: «Жизнь – высшая ценность». Электронное приложение: «Жизнь священна». |
29. | Любовь и уважение к Отечеству. | Урок усвоения новых знаний. | Духовные традиции России и этапы их становления. Любовь. Родина. Патриотизм. | Уметь рассказать о духовном мире человека, культурных ценностях, традициях и их роли в жизни человека. Уметь рассказать о духовных традициях России. Рассуждать о ценности любви по отношению к Родине и в отношениях с другими людьми. Аргументировать свой ответ. | Презентация: «Любовь и уважение к Отечеству». Электронное приложение: «Чувство родины». |
30. | Святыни православия, ислама, буддизма, иудаизма. | Урок усвоения новых знаний. | Познакомить с понятием «святыня». Дать представление о традиционных религиях России. Культурные и духовные ценности различных религий. | Уметь объяснять основные термины урока. Сопоставлять и находить сходства и отличия в разных религиях. Аргументировать свою точку зрения. | Презентация: «Святыни православия, ислама, буддизма, иудаизма». |
31. | Основные нравственные заповеди православия, ислама, буддизма, иудаизма, светской этики. | Урок усвоения новых знаний. | Повторение понятий «нравственность» и мораль. Знакомство с основными заповедями православия, ислама, буддизма, иудаизма. Нравственные правила жизни с этической точки зрения. | Понимать и уметь объяснять основную терминологию урока. Иметь представление о заповедях разных религий, сопоставлять и находить отличия, аргументируя свою точку зрения. | Презентация: «Основные нравственные заповеди православия, ислама, буддизма, иудаизма, светской этики». |
32. | Российские православные, буддийские, иудейские, светские семьи. | Урок усвоения новых знаний. | Рассмотреть семью как основу отношений. Познакомится с ценностями семейной жизни православных, буддийских, иудейских, светских семей. Семейные традиции разных народов. | Иметь представление о семейных ценностях. Понимать и объяснять основные понятия урока. Уметь рассказывать о семейных ценностях своей семьи. | Презентация: «Российские православные, буддийские, иудейские, светские семьи». |
33. | Отношение к труду и природе в православии, буддизме, иудаизме, светской этике. | Урок усвоения новых знаний. | Понятие «труд» и отношение к труду в разных религиях. Ответственность человека. | Понимать и объяснять основные понятия урока и курса в целом. Составить текст-рассуждение об отношении к труду, аргументируя свою точку зрения. | Презентация: «Отношение к труду и природе в православии, буддизме, иудаизме, светской этике». |
34. | Итоговая контрольная работа. Обобщающий урок. | Урок контроля знаний и умений. | Повторение и закрепление материала. Контрольная работа. | Владеть материалами курса: понимать и уметь объяснять терминологию курса; уметь рассуждать, аргументируя свою точку зрения; обобщать, сопоставлять и анализировать материал. | |