СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование по литературе 7 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно-тематическое планирование уроков литературы составлено по программе В.Я.Коровиной (к учебнику 2015 г.)

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование по литературе 7 класс»

Календарно-тематическое планирование уроков литературы

в 7 А классе

(3 ч. в неделю, 102 часа)


Учитель: Михеева Г.И.

урока п\п


Тема урока

Вид урока. Основные виды деятельности учителя и учащихся

Кодификаторы


1.

Введение

Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы


Беседа. Тестирование




2.

Устное народное творчество

Предания как поэтическая автобиография народа. Исторические события в преданиях


Рассказ учителя. Беседа

1.3

3.

Понятие о былине. Собирание былин. Собиратели. «Вольга и Микула Селянинович».

Беседа

1.3

4.

Нравственные идеалы русского народа в образе Микулы Селяниновича. Прославление мирного труда.

Беседа

1.3

1.2

5.

Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Черты характера Ильи Муромца.

Урок внеклас-сного чтения

1.3

1.2

6.

Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. «Калевала» - карело-финский мифологический цикл

Урок внеклас-сного чтения

1.3

2.2

7.

Пословицы и поговорки. Особенности смысла и языка пословиц. Сборники пословиц. Собиратели. Тест по УНТ

Беседа

Тест

1.3


8.

Из древнерусской литературы

Древнерусская литература. «Поучение» Владимира Мономаха (отрывок). Нравственные заветы Древней Руси


Беседа



9.

Русские летописи. «Повесть временных лет» (отрывок «О пользе книг»). Формирование традиции уважительного отношения к книге

Беседа


10

«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные идеалы и заветы Древней Руси

Беседа


11

«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Прославление любви и верности

Обучение устному рассказу


12

Рр Письменная работа по произведениям древнерусской литературе

Урок развития речи



13

Из русской литературы XVІІІ века

М. В.Ломоносов. Слово о поэте и ученом. «К статуе Петре Великого». Понятие о жанре оды.


Рассказ учителя. Беседа

4.1

1.4

14

«Ода на день восшествия…». Мысли автора о Родине, русской науке и ее творцах. Призыв к миру.

Практикум

4.1

15

Г.Р.Державин. «Река времен в своем стремленьи…», «На птичку…», «Признание». Философские размышления о смысле жизни и свободе творчества

Рассказ учителя. Беседа

4.3


16

Из русской литературы XІX века

А.С.Пушкин. Слово о поэте. Интерес Пушкина к истории России. «Полтава» (отрывок). Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Петр I и Карл XII.


Рассказ учителя. Беседа

5.5

17

А.С.Пушкин. «Медный всадник» (отрывок). Выражение чувства любви к Родине. Прославление деяний Петра. Образ автора.

Рассказ учителя. Беседа

5.5

18

А.С.Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» и ее летописный источник. Смысл сопоставления Олега и волхва.

Беседа


19

Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси в «Песни о вещем Олеге». Особенности содержания и формы баллады Пушкина. Особенности композиции. Своеобразие языка

Практикум

1.6

1.4

20

«Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре. Образ летописца Пимена. Значение труда летописца в истории культуры

Урок развития речи

1.2

21

Рр История России в произведениях А.С.Пушкина


Урок развития речи


22

«Станционный смотритель» - произведение из цикла «Повести Белкина». Изображение маленького человека», его положения в обществе. Гуманизм повести.

Беседа

5.8

23

Дуня и Минский. Анализ эпизода «Самсон Вырин у Минского». Развитие понятия о повести

Практикум

5.8

1.4

24

М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. «Песня про … купца Калашникова». Картины быта XVI века и их роль в понимании характеров и идеи поэмы

Рассказ учителя. Беседа. Обучение устному пересказу

5.11

1.6

25

Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита человеческого достоинства и нравственных идеалов

Беседа

1.6

26

Фольклорные начала в «Песне про царя Ивана Васильевича…». Особенности сюжета и художественной формы поэмы. Образы гусляров и образ автора.

Практикум

1.3

1.2

1.6

27

«Когда волнуется желтеющая нива…». Проблемы гармонии человека и природы.

Практикум

5.10

28

«Молитва», «Ангел». Мастерство поэта в создании художественных образов

Практикум

5.10

29

Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова

Урок контроля


30

Н.В.Гоголь. Слово о писателе. «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести. Нравственный облик Тараса Бульбы и его товарищей.

Рассказ учителя. Беседа

1.6

31

Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Патриотический пафос повести.

Обучение устному рассказу

1.6

32

Особенности изображения природы и людей в повести «Тарас Бульба». Развитие понятия о литературном герое.

Обучение устному рассказу

1.6

33

Рр Подготовка к сочинению по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»

Урок развития речи


34

Рр Сочинение по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»

Урок развития речи


35

И.С.Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных.

Рассказ учителя. Беседа

6.2

36

Нравственные проблемы рассказа «Бирюк». Мастерство Тургенева в изображении картин природы и внутреннего состояния человека.

Беседа

6.2

37

Стихотворения в прозе. «Русский язык». «Близнецы». «Два богача». Авторские критерии нравственности в стихотворениях в прозе. Особенности жанра

Беседа

1.4

38

Рр Выразительное чтение стихотворения в прозе

Урок развития речи


39

Н.А.Некрасов. Слово о поэте. «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Величие духа русской женщины

Рассказ учителя. Беседа

6.5

40

Анализ эпизода «Встреча княгини Трубецкой с губернатором Иркутска»

Практикум

6.5

41

Н.А.Некрасов. «Размышления у парадного подъезда» и другие стихи о судьбе народа. Образ Родины.

Урок внеклассного чтения

6.5

42

А.К.Толстой. Слово о поэте. Исторические баллады «Василий Шабанов» и «Михайло Репнин». Правда и вымысел. Конфликт «рыцарства» и самовластья

Урок внеклассного чтения

1.6

43

М.Е Салтыков-Щедрин. Слово о писателе. «Сказки для детей изрядного возраста». «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Сатирическое изображение нравственных пороков общества

Рассказ учителя. Беседа

6.6

1.7

44

Смысл противопоставления генералов и мужика. Нравственное превосходство человека из народа и авторское осуждение его покорности в «Повести…».

Беседа

1.2

45

«Дикий помещик». Смысл названия сказки. Понятие о гротеске

Урок развития речи

6.6

46

Рр Подготовка к домашнему сочинению по сказкам М.Е. Салтыкова-Щедрина

Урок развития речи


47

Литературный ринг «Проблемы и герои произведений Н.В.Гоголя, И.С.Тургенева, Н.А.Некрасова, М.Е.Салтыкова-Щедрина»

Урок контроля


48

Л.Н.Толстой. Слово о писателе. «Детство» (главы).

Автобиографический характер повести.

Рассказ учителя. Беседа

6.8

49

Л.Н.Толстой. «Детство» (главы).

Сложность взаимоотношений детей и взрослых

Беседа

6.8

50

Духовный мир, чувства и поступки главного героя повести Л.Н.Толстого «Детство».

Обучение устному рассказу

6.8

1.2

51

И.А.Бунин. Слово о писателе. «Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых. Авторское решение этой проблемы.

Рассказ учителя. Беседа

7.1

52

Рр Нравственный смысл рассказа «Лапти». Мастерство Бунина – прозаика и поэта.

Урок развития речи

1.6

53

Рр Подготовка к сочинению «Золотая пора детства» в произведениях И.А.Бунина и Л.Н.Толстого»

Урок развития речи


54

А.П.Чехов. Слово о писателе. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние душевных пороков. Смысл названия рассказа.

Рассказ учителя. Беседа

6.10

55

Средства создания комического в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон». Развитие понятий о юморе и сатире.

Практикум


56

Два лица России в рассказе А.П.Чехова «Злоумышленник».

Беседа

6.10

57

Смех и слезы в рассказах А.П.Чехова «Тоска», «Размазня» и другие.

Урок внеклассного чтения

6.10


58

«Край ты мой, родимый край!»

Стихи русских поэтов XIX века о родной природе.


Практикум

1.8

59

Рр Обучение анализу лирического текста. Подготовка к домашнему сочинению по русской поэзии XIX века.

Урок развития речи



60

Из русской литературы XX века

М.Горький. Слово о писателе. «Детство»

(главы). Автобиографический характер повести.


Рассказ учителя. Беседа

1.6

61

Изображение «свинцовых мерзостей жизни» в повести М.Горького «Детство». Дед Каширин. Изображение быта и характеров.

Беседа

1.6

62

«Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» в повести М.Горького «Детство».

Беседа

1.2

63

«Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» в повести М.Горького «Детство».

Беседа

1.2

64

Обучение анализу эпизода из повести М.Горького «Детство».

Практикум

1.7

65

«Легенда о Данко» из рассказа М.Горького. Романтический характер легенды.

Урок внеклассного чтения

1.2

1.4

66

В.В.Маяковский. Слово о поэте. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Юмор автора. Роль фантастики.

Рассказ учителя. Беседа

7.3

1.7

67

Своеобразие художественной формы стихотворения «Необычайное приключение…». Смысловая роль ритма и рифмы.

Беседа

1.8


68

В.В.Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир. Понятие о лирическом герое. Гуманизм и сочувствие всему живому.

Урок внеклассного чтения

7.3

1.6

69

Л.Н.Андреев. Слово о писателе. «Кусака». Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека


Беседа

1.6

70

Гуманистический пафос произведения «Кусака».

Беседа


71

А.П.Платонов. Слово о писателе. «Юшка». Друзья и враги главного героя

Беседа

1.6

72

Внешняя и внутренняя красота человека в рассказе А.П.Платонова «Юшка». Призыв к состраданию и уважению к человеку.

Беседа

1.2

73

А.П.Платонов. «В прекрасном и яростном мире». Вечные нравственные ценности

Урок внеклассного чтения

1.6

74

А.П.Платонов. «В прекрасном и яростном мире». Вечные нравственные ценности

Урок внеклассного чтения

1.6

75

Рр Подготовка к домашнему сочинению «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?» (по произведениям писателей XX века)

Урок развития речи


76

Б.Л.Пастернак. Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в доме…». Своеобразие картин природы в лирике Пастернака

Рассказ учителя. Беседа

7.10

77

Способы создания поэтических образов в лирике Пастернака

Практикум

1.8

1.7

78

Контрольная работа. Письменный анализ эпизода или одного стихотворения

Урок контроля


79

Интервью с поэтом – участником Великой Отечественной войны. Интервью как жанр публицистики

Урок внеклассного чтения


80

Трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях А.Ахматовой, К.Симонова, А.Суркова, А.Твардовского, Н.Тихонова и других

Урок внеклассного чтения

7.10

81

Ф.А.Абрамов. Слово о писателе. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы рассказа.

Рассказ учителя. Беседа

7.9

82

Литературные традиции в рассказе Ф.А.Абрамова «О чем плачут лошади»

Рассказ учителя. Беседа

7.9

83

Е.И.Носов. Слово о писателе. «Кукла» («Акимыч»). Нравственные проблемы рассказа.

Рассказ учителя. Беседа

7.9

84

Е.И.Носов. «Живое пламя». Обучение целостному анализу эпического произведения

Практикум

7.9

1.6

85

Ю.П.Казаков. Слово о писателе. «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки. Взаимовыручка как мерило нравственности человека

Урок внеклассного чтения

7.9

1.2

86

Ю.П.Казаков. «Тихое утро». Взаимовыручка как мерило нравственности человека

Урок внеклассного чтения

7.9


87

«Тихая моя Родина»

Стихи поэтов XX века о Родине, родной природе, восприятии окружающего мира. Единство человека и природы. Общее и индивидуальное в восприятии природы русскими поэтами.


Урок внеклассного чтения

7.10

88

А.Т.Твардовский. Слово о поэте. «Снега потемнеют синие…», «Июль – макушка лета…», «На дне моей жизни…». Философские проблемы в лирике Твардовского

Беседа

7.5

89

Философские проблемы в лирике Твардовского. Развитие понятия о лирическом герое

Беседа

1.6

90

Д,С.Лихачев. Слово о писателе, ученом, гражданине.

«Земля родная» (главы) как духовное напутствие молодежи

Урок внеклассного чтения

7.9


91

Писатели улыбаются, или Смех Михаила Зощенко

М.М.Зощенко. Слово о писателе. «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя


Беседа

1.6


92

Песни на слова русских поэтов XX века

Песни на слова русских поэтов XX века. Лирические размышления о жизни, времени, вечности


Урок внеклассного чтения

7.10


93

Из литературы народов России

Расул Гамзатов. Рассказ о поэте. «Опять за спиною родная земля…», «Я вновь пришел сюда и сам не верю…», «О моей Родине». Размышления поэта об истоках и основах жизни


Беседа

7.10


94

Из зарубежной литературы

Р.Бернс. Слово о поэте. «Честная бедность» и другие стихотворения. Представления поэта о справедливости и честности


Беседа


95

Дж.Г.Байрон. Слово о поэте. «Ты кончил жизни путь, герой…» как прославление подвига во имя свободы Родины

Практикум


96

Японские хокку (хайку). Особенности жанра

Практикум


97

О.Генри. Слово о писателе. «Дары волхвов». Преданность и жертвенность во имя любви

Рассказ учителя. Беседа


98

Нравственные проблемы в произведениях зарубежных писателей.

Семинар


99

Р,Д.Бредбери. Слово о писателе. «Каникулы». Фантастический рассказ-предупреждение.

Урок внеклассного чтения


100

Мечта о победе добра в рассказе Р,Д.Бредбери. «Каникулы».

Урок внеклассного чтения


101

Контрольная работа. Выявление уровня литературного развития учащихся 7 класса

Урок контроля


102

Итоги года. Задание на лето

Урок внеклассного чтения



Всего: 102 ч., из них сочинения – 6 (среди них 2 контрольных), контрольная работа -3.