Учитель: Михеева Г.И.
№ урока п\п | Тема урока | Вид урока. Основные виды деятельности учителя и учащихся | Кодификаторы |
1. | Введение Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы | Беседа. Тестирование | |
2. | Устное народное творчество Предания как поэтическая автобиография народа. Исторические события в преданиях | Рассказ учителя. Беседа | 1.3 |
3. | Понятие о былине. Собирание былин. Собиратели. «Вольга и Микула Селянинович». | Беседа | 1.3 |
4. | Нравственные идеалы русского народа в образе Микулы Селяниновича. Прославление мирного труда. | Беседа | 1.3 1.2 |
5. | Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Черты характера Ильи Муромца. | Урок внеклас-сного чтения | 1.3 1.2 |
6. | Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. «Калевала» - карело-финский мифологический цикл | Урок внеклас-сного чтения | 1.3 2.2 |
7. | Пословицы и поговорки. Особенности смысла и языка пословиц. Сборники пословиц. Собиратели. Тест по УНТ | Беседа Тест | 1.3 |
8. | Из древнерусской литературы Древнерусская литература. «Поучение» Владимира Мономаха (отрывок). Нравственные заветы Древней Руси | Беседа | |
9. | Русские летописи. «Повесть временных лет» (отрывок «О пользе книг»). Формирование традиции уважительного отношения к книге | Беседа | |
10 | «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные идеалы и заветы Древней Руси | Беседа | |
11 | «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Прославление любви и верности | Обучение устному рассказу | |
12 | Рр Письменная работа по произведениям древнерусской литературе | Урок развития речи | |
13 | Из русской литературы XVІІІ века М. В.Ломоносов. Слово о поэте и ученом. «К статуе Петре Великого». Понятие о жанре оды. | Рассказ учителя. Беседа | 4.1 1.4 |
14 | «Ода на день восшествия…». Мысли автора о Родине, русской науке и ее творцах. Призыв к миру. | Практикум | 4.1 |
15 | Г.Р.Державин. «Река времен в своем стремленьи…», «На птичку…», «Признание». Философские размышления о смысле жизни и свободе творчества | Рассказ учителя. Беседа | 4.3 |
16 | Из русской литературы XІX века А.С.Пушкин. Слово о поэте. Интерес Пушкина к истории России. «Полтава» (отрывок). Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Петр I и Карл XII. | Рассказ учителя. Беседа | 5.5 |
17 | А.С.Пушкин. «Медный всадник» (отрывок). Выражение чувства любви к Родине. Прославление деяний Петра. Образ автора. | Рассказ учителя. Беседа | 5.5 |
18 | А.С.Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» и ее летописный источник. Смысл сопоставления Олега и волхва. | Беседа | |
19 | Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси в «Песни о вещем Олеге». Особенности содержания и формы баллады Пушкина. Особенности композиции. Своеобразие языка | Практикум | 1.6 1.4 |
20 | «Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре. Образ летописца Пимена. Значение труда летописца в истории культуры | Урок развития речи | 1.2 |
21 | Рр История России в произведениях А.С.Пушкина | Урок развития речи | |
22 | «Станционный смотритель» - произведение из цикла «Повести Белкина». Изображение маленького человека», его положения в обществе. Гуманизм повести. | Беседа | 5.8 |
23 | Дуня и Минский. Анализ эпизода «Самсон Вырин у Минского». Развитие понятия о повести | Практикум | 5.8 1.4 |
24 | М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. «Песня про … купца Калашникова». Картины быта XVI века и их роль в понимании характеров и идеи поэмы | Рассказ учителя. Беседа. Обучение устному пересказу | 5.11 1.6 |
25 | Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита человеческого достоинства и нравственных идеалов | Беседа | 1.6 |
26 | Фольклорные начала в «Песне про царя Ивана Васильевича…». Особенности сюжета и художественной формы поэмы. Образы гусляров и образ автора. | Практикум | 1.3 1.2 1.6 |
27 | «Когда волнуется желтеющая нива…». Проблемы гармонии человека и природы. | Практикум | 5.10 |
28 | «Молитва», «Ангел». Мастерство поэта в создании художественных образов | Практикум | 5.10 |
29 | Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова | Урок контроля | |
30 | Н.В.Гоголь. Слово о писателе. «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести. Нравственный облик Тараса Бульбы и его товарищей. | Рассказ учителя. Беседа | 1.6 |
31 | Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Патриотический пафос повести. | Обучение устному рассказу | 1.6 |
32 | Особенности изображения природы и людей в повести «Тарас Бульба». Развитие понятия о литературном герое. | Обучение устному рассказу | 1.6 |
33 | Рр Подготовка к сочинению по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» | Урок развития речи | |
34 | Рр Сочинение по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» | Урок развития речи | |
35 | И.С.Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных. | Рассказ учителя. Беседа | 6.2 |
36 | Нравственные проблемы рассказа «Бирюк». Мастерство Тургенева в изображении картин природы и внутреннего состояния человека. | Беседа | 6.2 |
37 | Стихотворения в прозе. «Русский язык». «Близнецы». «Два богача». Авторские критерии нравственности в стихотворениях в прозе. Особенности жанра | Беседа | 1.4 |
38 | Рр Выразительное чтение стихотворения в прозе | Урок развития речи | |
39 | Н.А.Некрасов. Слово о поэте. «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Величие духа русской женщины | Рассказ учителя. Беседа | 6.5 |
40 | Анализ эпизода «Встреча княгини Трубецкой с губернатором Иркутска» | Практикум | 6.5 |
41 | Н.А.Некрасов. «Размышления у парадного подъезда» и другие стихи о судьбе народа. Образ Родины. | Урок внеклассного чтения | 6.5 |
42 | А.К.Толстой. Слово о поэте. Исторические баллады «Василий Шабанов» и «Михайло Репнин». Правда и вымысел. Конфликт «рыцарства» и самовластья | Урок внеклассного чтения | 1.6 |
43 | М.Е Салтыков-Щедрин. Слово о писателе. «Сказки для детей изрядного возраста». «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Сатирическое изображение нравственных пороков общества | Рассказ учителя. Беседа | 6.6 1.7 |
44 | Смысл противопоставления генералов и мужика. Нравственное превосходство человека из народа и авторское осуждение его покорности в «Повести…». | Беседа | 1.2 |
45 | «Дикий помещик». Смысл названия сказки. Понятие о гротеске | Урок развития речи | 6.6 |
46 | Рр Подготовка к домашнему сочинению по сказкам М.Е. Салтыкова-Щедрина | Урок развития речи | |
47 | Литературный ринг «Проблемы и герои произведений Н.В.Гоголя, И.С.Тургенева, Н.А.Некрасова, М.Е.Салтыкова-Щедрина» | Урок контроля | |
48 | Л.Н.Толстой. Слово о писателе. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести. | Рассказ учителя. Беседа | 6.8 |
49 | Л.Н.Толстой. «Детство» (главы). Сложность взаимоотношений детей и взрослых | Беседа | 6.8 |
50 | Духовный мир, чувства и поступки главного героя повести Л.Н.Толстого «Детство». | Обучение устному рассказу | 6.8 1.2 |
51 | И.А.Бунин. Слово о писателе. «Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых. Авторское решение этой проблемы. | Рассказ учителя. Беседа | 7.1 |
52 | Рр Нравственный смысл рассказа «Лапти». Мастерство Бунина – прозаика и поэта. | Урок развития речи | 1.6 |
53 | Рр Подготовка к сочинению «Золотая пора детства» в произведениях И.А.Бунина и Л.Н.Толстого» | Урок развития речи | |
54 | А.П.Чехов. Слово о писателе. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние душевных пороков. Смысл названия рассказа. | Рассказ учителя. Беседа | 6.10 |
55 | Средства создания комического в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон». Развитие понятий о юморе и сатире. | Практикум | |
56 | Два лица России в рассказе А.П.Чехова «Злоумышленник». | Беседа | 6.10 |
57 | Смех и слезы в рассказах А.П.Чехова «Тоска», «Размазня» и другие. | Урок внеклассного чтения | 6.10 |
58 | «Край ты мой, родимый край!» Стихи русских поэтов XIX века о родной природе. | Практикум | 1.8 |
59 | Рр Обучение анализу лирического текста. Подготовка к домашнему сочинению по русской поэзии XIX века. | Урок развития речи | |
60 | Из русской литературы XX века М.Горький. Слово о писателе. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести. | Рассказ учителя. Беседа | 1.6 |
61 | Изображение «свинцовых мерзостей жизни» в повести М.Горького «Детство». Дед Каширин. Изображение быта и характеров. | Беседа | 1.6 |
62 | «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» в повести М.Горького «Детство». | Беседа | 1.2 |
63 | «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» в повести М.Горького «Детство». | Беседа | 1.2 |
64 | Обучение анализу эпизода из повести М.Горького «Детство». | Практикум | 1.7 |
65 | «Легенда о Данко» из рассказа М.Горького. Романтический характер легенды. | Урок внеклассного чтения | 1.2 1.4 |
66 | В.В.Маяковский. Слово о поэте. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Юмор автора. Роль фантастики. | Рассказ учителя. Беседа | 7.3 1.7 |
67 | Своеобразие художественной формы стихотворения «Необычайное приключение…». Смысловая роль ритма и рифмы. | Беседа | 1.8 |
68 | В.В.Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир. Понятие о лирическом герое. Гуманизм и сочувствие всему живому. | Урок внеклассного чтения | 7.3 1.6 |
69 | Л.Н.Андреев. Слово о писателе. «Кусака». Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека | Беседа | 1.6 |
70 | Гуманистический пафос произведения «Кусака». | Беседа | |
71 | А.П.Платонов. Слово о писателе. «Юшка». Друзья и враги главного героя | Беседа | 1.6 |
72 | Внешняя и внутренняя красота человека в рассказе А.П.Платонова «Юшка». Призыв к состраданию и уважению к человеку. | Беседа | 1.2 |
73 | А.П.Платонов. «В прекрасном и яростном мире». Вечные нравственные ценности | Урок внеклассного чтения | 1.6 |
74 | А.П.Платонов. «В прекрасном и яростном мире». Вечные нравственные ценности | Урок внеклассного чтения | 1.6 |
75 | Рр Подготовка к домашнему сочинению «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?» (по произведениям писателей XX века) | Урок развития речи | |
76 | Б.Л.Пастернак. Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в доме…». Своеобразие картин природы в лирике Пастернака | Рассказ учителя. Беседа | 7.10 |
77 | Способы создания поэтических образов в лирике Пастернака | Практикум | 1.8 1.7 |
78 | Контрольная работа. Письменный анализ эпизода или одного стихотворения | Урок контроля | |
79 | Интервью с поэтом – участником Великой Отечественной войны. Интервью как жанр публицистики | Урок внеклассного чтения | |
80 | Трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях А.Ахматовой, К.Симонова, А.Суркова, А.Твардовского, Н.Тихонова и других | Урок внеклассного чтения | 7.10 |
81 | Ф.А.Абрамов. Слово о писателе. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы рассказа. | Рассказ учителя. Беседа | 7.9 |
82 | Литературные традиции в рассказе Ф.А.Абрамова «О чем плачут лошади» | Рассказ учителя. Беседа | 7.9 |
83 | Е.И.Носов. Слово о писателе. «Кукла» («Акимыч»). Нравственные проблемы рассказа. | Рассказ учителя. Беседа | 7.9 |
84 | Е.И.Носов. «Живое пламя». Обучение целостному анализу эпического произведения | Практикум | 7.9 1.6 |
85 | Ю.П.Казаков. Слово о писателе. «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки. Взаимовыручка как мерило нравственности человека | Урок внеклассного чтения | 7.9 1.2 |
86 | Ю.П.Казаков. «Тихое утро». Взаимовыручка как мерило нравственности человека | Урок внеклассного чтения | 7.9 |
87 | «Тихая моя Родина» Стихи поэтов XX века о Родине, родной природе, восприятии окружающего мира. Единство человека и природы. Общее и индивидуальное в восприятии природы русскими поэтами. | Урок внеклассного чтения | 7.10 |
88 | А.Т.Твардовский. Слово о поэте. «Снега потемнеют синие…», «Июль – макушка лета…», «На дне моей жизни…». Философские проблемы в лирике Твардовского | Беседа | 7.5 |
89 | Философские проблемы в лирике Твардовского. Развитие понятия о лирическом герое | Беседа | 1.6 |
90 | Д,С.Лихачев. Слово о писателе, ученом, гражданине. «Земля родная» (главы) как духовное напутствие молодежи | Урок внеклассного чтения | 7.9 |
91 | Писатели улыбаются, или Смех Михаила Зощенко М.М.Зощенко. Слово о писателе. «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя | Беседа | 1.6 |
92 | Песни на слова русских поэтов XX века Песни на слова русских поэтов XX века. Лирические размышления о жизни, времени, вечности | Урок внеклассного чтения | 7.10 |
93 | Из литературы народов России Расул Гамзатов. Рассказ о поэте. «Опять за спиною родная земля…», «Я вновь пришел сюда и сам не верю…», «О моей Родине». Размышления поэта об истоках и основах жизни | Беседа | 7.10 |
94 | Из зарубежной литературы Р.Бернс. Слово о поэте. «Честная бедность» и другие стихотворения. Представления поэта о справедливости и честности | Беседа | |
95 | Дж.Г.Байрон. Слово о поэте. «Ты кончил жизни путь, герой…» как прославление подвига во имя свободы Родины | Практикум | |
96 | Японские хокку (хайку). Особенности жанра | Практикум | |
97 | О.Генри. Слово о писателе. «Дары волхвов». Преданность и жертвенность во имя любви | Рассказ учителя. Беседа | |
98 | Нравственные проблемы в произведениях зарубежных писателей. | Семинар | |
99 | Р,Д.Бредбери. Слово о писателе. «Каникулы». Фантастический рассказ-предупреждение. | Урок внеклассного чтения | |
100 | Мечта о победе добра в рассказе Р,Д.Бредбери. «Каникулы». | Урок внеклассного чтения | |
101 | Контрольная работа. Выявление уровня литературного развития учащихся 7 класса | Урок контроля | |
102 | Итоги года. Задание на лето | Урок внеклассного чтения | |
Всего: 102 ч., из них сочинения – 6 (среди них 2 контрольных), контрольная работа -3.