СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Календарно-тематическое планирование по литературе 8 класс по УМК Коровиной. 2 часа в неделю. Включает планируемые результаты, деятельность учащихся
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ СОШ №2
___________Г.В. Витман
ФГОС КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 8А КЛАСС ЛИТЕРАТУРА (Коровина) 2016-2017 учебный год | |||||||
№ | Раздел | Тема учебного занятия (урока) | Сроки | Планируемые результаты | Деятельность учащихся | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |||||
1 | Введение | Русская литература и история | 1 неделя | Воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку | Воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты – тексты | Формирование «стартовой» мотивации к обучению | Осознанное чтение статьи, отклик на прочитанное, выражение личного читательского отношения к прочитанному. Составление плана |
2 | УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО | Отражение жизни народа в народных песнях, частушках. Особенности художественной формы фольклорного произведения. | 1 неделя | Понимание фольклора как особого способа познания русской истории; воспитание квалифицированного читателя, способного участвовать в обсуждении прочитанного, оформлять своё мнение в устных и письменных высказываниях, сопоставлять фольклор с произведениями других искусств.
| Развитие умений планировать пути достижения целей, работать индивидуально и в группе, осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, создавать и применять таблицы и схемы для решения учебных задач.
| Воспитание уважения к русскому фольклору и истории, развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия русского народа.
| Объяснение специфики происхождения, форм бытования, жанрового своеобразия двух основных ветвей словесного искусства — фольклорной и литературной. Чтение и составление тезисов статьи учебника. Восприятие народных песен, частушек и их выразительное чтение (исполнение). Прослушивание и рецензирование актёрского исполнения песен. Составление лексических и историко-культурных комментариев. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятия народная песня, частушка. Обсуждение иллюстраций учебника. |
3 |
| Предания как исторический жанр русской народной прозы. | 2 неделя | Предметные: воспитание читателя, способного осуществлять смысловой и эстетический анализ текста; осознание художественной картины жизни, отражённой в преданиях; умение сопоставлять их с произведениями других искусств. | Метапредметные: умение организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; работать в группе; определять способы действий в рамках предложенных условий; формулировать и аргументировать своё мнение. | Личностные: воспитание уважения к русскому фольклору и истории, развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия русского народа.
| Восприятие преданий из учебника, их выразительное чтение и обсуждение. Рецензирование актёрского исполнения преданий. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Работа со словарём литературоведческих терминов. Обсуждение картины В. Сурикова «Покорение Сибири Ермаком». |
4 | ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ | Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы. «Житие Александра Невского» (фрагменты). | 2 неделя | Предметные: умение осознавать художественную картину прошлого, отражённую в литературе; воспринимать, анализировать и интерпретировать прочитанное, участвовать в его обсуждении; создавать развёрнутые высказывания; сопоставлять литературу с произведениями других искусств. | Метапредметные: умение определять способы действий в рамках предложенных условий; работать индивидуально ив группе; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, выбирать основания для сопоставления и делать выводы. | Личностные: воспитание уважения к русской истории и культурному наследию Древней Руси, патриотизма и уважения к Родине.
| Чтение и обсуждение статьи учебника. Письменный ответ на вопрос. Восприятие и выразительное чтение по ролям фрагментов «Жития...». Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Составление лексических и историко-культурных комментариев. Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге. Соотнесение содержания жития с требованиями житийного канона. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятие воинская повесть. Обсуждение картины П. Корина «Александр Невский». |
5 |
| «Шемякин суд» как сатирическое произведение XVII века. Сатирический пафос произведения. | 3 неделя | Предметные: осознание художественной картины жизни, отражённой в сатирической повести, развитие умения участвовать в обсуждении прочитанного, отстаивать своё мнение и создавать развёрнутые устные и письменные высказывания.
| Метапредметные: умение работать в группе; создавать и применять таблицы и схемы для решения учебных задач; выбирать основания для сопоставления и делать выводы; развитие умений смыслового чтения и ИКТ-компетенции.
| Личностные: воспитание уважения к русской истории и культурному наследию России; развитие морального сознания и нравственных чувств личности.
| Чтение и составление тезисов статьи учебника. Восприятие и выразительное чтение сатирической повести (в том числе по ролям). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии). Составление лексических и историко-культурных комментариев. Обсуждение древнерусских иллюстраций. Характеристика героя сатирической повести. Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятие сатирическая повесть. |
6
| ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА | Классицизм в русской Литературе. Д.И.Фонвизин «Недоросль» Социальная и нравственная проблематика комедии. | 3 неделя | Предметные: понимание литературы как особого способа познания жизни; воспитание читателя, способного участвовать в обсуждении прочитанного, аргументировать своё мнение и оформлять его. словесно в развёрнутых устных и письменных высказываниях.
| Метапредметные: развитие умения определять способы действий в рамках предложенных условий, организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, работать в группе.
| Личностные: формирование гражданской позиции, ответственного отношения к учению, уважительного отношения к труду; развитие морального сознания и формирование нравственных чувств.
| Чтение статьи учебника и составление её тезисов. Устный рассказ о писателе. Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии и творчестве Д. И. Фонвизина. Восприятие и выразительное чтение комедии (по ролям). Составление лексических и историко-культурных комментариев. Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге. |
7 | | Д.И.Фонвизин. "Недоросль": Речевые характеристики персонажей как средство создания комической ситуации | 4 неделя | Предметные: осознание коммуникативно-эстетических возможностей языка русской литературы; овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста; формирование умений осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении. | Метапредметные: развитие навыков смыслового чтения и ИКТ-компетенции, умения выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и позна- вательных задач, создавать для этого таблицы и схемы; определять способы действий в рамках предложенных условий. | Личностные: формирование гражданской позиции, воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками. | Чтение статьи учебника «Фонвизин и классицизм» и выявление в комедии канонов классицизма, национальной самобытности русского классицизма. Выявление в комедии характерных для произведений русской литературы XVIII века тем, образов и приёмов изображения человека. Анализ различных форм выражения авторской позиции. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятие классицизм. |
8 | | Подготовка к домашнему сочинению (письменный ответ на вопрос) по комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль» | 4 неделя | Предметные: овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе знаний по теории литературы; развитие умения аргумен- тировать своё мнение и оформлять его в письменных высказываниях на литературную тему аналитического и интерпретирующего характера. | Метапредметные: умение планировать пути достижения целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач, осуществлять контроль своей деятельности, строить логическое рассуждение и делать выводы. | Личностные: формирование ответственного отношения к учению; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия русской литературы.
| Участие в коллективном диалоге. Редактирование черновых вариантов планов письменных ответов на вопросы. |
9 | ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА | И.А.Крылов. Слово о баснописце. Басня «Обоз», ее историческая основа. Мораль басен. Сатирическое изображение человеческих и общественных пороков | 5 неделя | Предметные: понимание литературы как особого способа познания жизни; осознание коммуникативно-эстетических возможностей русского языка; овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста; развитие умения планировать своё досуговое чтение. | Метапредметные: развитие умения выбирать эффективные способы решения учебных и познавательных задач, создавать для этого таблицы и схемы, организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, работать в группе; развитие умений смыслового чтения и ИКТ-компетенции. | Личностные: воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к историческому прошлому России; развитие морального сознания и формирование нравственных чувств.
| Устный рассказ о писателе и истории создания басни. Восприятие и выразительное чтение басни (в том числе наизусть). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии). Характеристика сюжета басни, её тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания. Выявление в басне признаков эпического произведения.
|
10 | | И.А.Крылов — поэт и мудрец. Многогранность личности баснописца. Отражение в баснях таланта Крылова — журналиста, музыканта, писателя, философа. | 5 неделя | Предметные: понимание литературы как особого способа познания жизни; осознание коммуникативно-эстетических возможностей русского языка; овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста; развитие умения планировать своё досуговое чтение. | Метапредметные: развитие умения выбирать эффективные способы решения учебных и познавательных задач, создавать для этого таблицы и схемы, организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, работать в группе; развитие умений смыслового чтения и ИКТ-компетенции. | Личностные: воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к историческому прошлому России; развитие морального сознания и формирование нравственных чувств.
| Составление лексических и историко-культурных комментариев. Выявление характерных для басен тем, образов и приёмов изображения человека. Устный ответ на вопрос (с использованием цитирования). |
11 | | Историческая тема думы «Смерть Ермака» К.Ф.Рылеева | 6 неделя | Овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе знаний по теории литературы; формирование умений осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, участвовать в его обсуждении; сопоставлять литературу с произведениями других искусств.
| Метапредметные: развитие умения работать в группе, находить общее решение на основе согласования позиций; овладение устной и письменной речью для выражения своих чувств и мыслей; развитие умений смыслового чтения и ИКТ-компетенции | воспитание уважения к Отечеству и его истории; развитие исторического и эстетического сознания через освоение художественного наследия русской литературы. | Составление тезисов статьи учебника. Устный рассказ о писателе и истории создания произведения. Восприятие и выразительное чтение думы (в том числе наизусть). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Составление лексических и историко-культурных комментариев. Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге. Анализ различных форм выражения авторской позиции. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятие дума. Обсуждение иллюстраций учебника. |
12 |
| А. С. Пушкин и история. Историческая тема в творчестве Пушкина | 6 неделя | Предметные: воспитание читателя, способного участвовать в обсуждении прочитанного, аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в развёрнутых устных и письменных высказываниях, планировать своё до- суговое чтение.
| Метапредметные: развитие навыков смыслового чтения и ИКТ- компетенции, умения работать в группе и определять способы действий в рамках предложенных условий. | Личностные: воспитание уважения к Отечеству и его истории; развитие исторического и эстетического сознания через освоение художественного наследия русской литературы.
| Составление тезисов статьи учебника. Устный рассказ о Пушкине-историке (на основе ранее изученного). Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии и творчестве Пушкина. Восприятие и выразительное чтение фрагментов «Истории Пугачёва». Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге.
|
13 |
| А. С. Пушкин. «История Пугачева» (отрывки). История пугачевского восстания в творчестве Пушкина | 7 неделя | Предметные: воспитание читателя, способного участвовать в обсуждении прочитанного, аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в развёрнутых устных и письменных высказываниях, планировать своё до- суговое чтение.
| Метапредметные: развитие навыков смыслового чтения и ИКТ- компетенции, умения работать в группе и определять способы действий в рамках предложенных условий. | Личностные: воспитание уважения к Отечеству и его истории; развитие исторического и эстетического сознания через освоение художественного наследия русской литературы.
| Сопоставление заглавий к историческому труду о Пугачёве Пушкина и царя Николая I. Обсуждение материалов «Об исторических воззрениях А. С. Пушкина» |
14 |
| А. С. Пушкин. «Капитанская дочка». История создания произведения. Герои и их исторические прототипы. | 7 неделя | Предметные: осознание коммуникативно-эстетических возможностей русского языка; развитие умения участвовать в обсуждении прочитанного, аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в развёрнутых устных и письменных высказываниях.
| Метапредметные: развитие умения выбирать эффективные способы решения учебных и познавательных задач, создавать для этого таблицы и схемы, работать в группе.
| Личностные: воспитание уважения к Отечеству, его прошлому, чувства ответственности и долга перед Родиной; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре.
| Устный рассказ об истории создания романа. Восприятие и выразительное чтение фрагментов романа (в том числе по ролям). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Составление лексических и историко-культурных комментариев. Различные виды пересказов. Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге. Характеристика сюжета романа, его тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания. Толкование эпиграфов к главам романа. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятия историзм, реализм, роман |
15 |
| Гринев: жизненный путь героя. Нравственная оценка его личности. Гринев и Швабрин. Гринев и Савельич. | 8 неделя | Предметные: развитие умения участвовать в обсуждении прочитанного, аргументировать своё мнение; овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста и создания высказываний аналитического и интерпретирующего характера.
| Метапредметные: развитие навыков смыслового чтения и ИКТ-компетенции, умения работать в группе и определять способы действий в рамках предложенных условий. | Личностные: воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной, уважения к культуре других народов; развитие морального сознания и нравственных чувств, компетентности в решении моральных проблем; формирование осознанного отношения к собственным поступкам. | Различные виды пересказов. Характеристика отдельного персонажа и средств создания его образа. Сопоставительная характеристика героев. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. |
16 | | Семья капитана Миронова. Маша Миронова — нравственный идеал Пушкина. | 8 неделя
| Предметные: воспитание читателя, способного участвовать в обсуждении прочитанного, сопоставлять героев и события, аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в развёрнутых устных и письменных высказываниях.
| Метапредметные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; осознанно использовать речевые средства в соответствии с учебной задачей. | Личностные: развитие морального сознания и формирование нравственных чувств, компетентности в решении моральных проблем; осознание значения семьи в жизни человека и общества.
| Устное рецензирование исполнения актёрами фрагментов романа (см. задания фонохрестоматии). Различные виды пересказов. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Составление плана сравнительной характеристики героинь романа. Устная характеристика героинь романа и средств создания их образов. |
17 | | Пугачев и народное восстание в романе и в историческом труде Пушкина. Народное восстание в авторской оценке. | 9 неделя | Предметные: формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное; осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении.
| Метапредметные: умение создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для сопоставления; устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение и делать выводы; работать индивидуально и в группе; овладение устной и письменной речью для выражения своих чувств и мыслей | Личностные: воспитание уважение к Отечеству, его истории; развитие морального сознания и формирование нравственных качеств личности..
| Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Составление плана характеристики литературного героя. Анализ различных форм выражения авторской позиции. |
18 | | Гуманизм и историзм А. С. Пушкина в романе «Капитанская дочка. Подготовка к сочинению по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка» | 9 неделя | Предметные: развитие умения создавать развёрнутые устные и письменные высказывания аналитического и интерпретирующего характера; самостоятельно планировать досуговое чтение.
| Метапредметные: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять и корректировать способы действий в рамках предложенных условий. | Личностные: развитие эстетического сознания через освоение творческой деятельности эстетического характера.
| Составление плана письменного ответа на проблемный вопрос. Редактирование черновых вариантов собственных письменных работ. |
19 | | А. С. Пушкин. Тема «дружества святого» в стихотворении «19октября» Человек и природа в стихотворении А.С.Пушкина «Туча».
| 10 неделя | Предметные: овладение процедурами смыслового и эстетического анализа художественного текста; развитие умений создавать развёрнутые устные и письменные высказывания. | Метапредметные: развитие умения выбирать основания и критерии для сопоставления и делать выводы; навыки работать индивидуально и в группе; развитие ИКТ-компетенции.
| Личностные: формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, готовности и способности вести диалог с другими людьми.
| Устные сообщения о поэте и истории создания стихотворений. Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии и творчестве Пушкина. Восприятие и выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть). Составление лексических и историко-культурных комментариев. Выявление характерных для стихотворений Пушкина тем, образов и приёмов изображения человека. Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге. |
20 | | Любовная лирика А.С.Пушкина. «Память сердца» в стихотворении «К ***» | 10 неделя | Предметные: овладение процедурами смыслового и эстетического анализа художественного текста; развитие умения выбирать основания и критерии для сопоставления, делать выводы, планировать досуговое чтение.
| Метапредметные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе, осознанно использовать речевые средства в соответствии с учебной задачей. | Личностные: формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного отношения к своим поступкам, готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
| Восприятие и выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохре-стоматии). Составление лексических и историко-культурных комментариев. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Игровые виды деятельности: конкурс на лучшее исполнение стихотворения или романса, ответы на вопросы викторины |
21 | | Контрольная работа по творчеству А. С. Пушкина | 11 неделя | Предметные: развитие умения создавать развёрнутые устные и письменные высказывания аналитического и интерпретирующего характера; самостоятельно планировать досуговое чтение.
| Метапредметные: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять и корректировать способы действий в рамках предложенных условий. | Личностные: развитие эстетического сознания через освоение творческой деятельности эстетического характера.
| Выполнение контрольной работы |
22 |
| М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. Воплощение исторической темы в творчестве М. Ю. Лермонтова | 11 неделя | Предметные: овладение процедурами смыслового и эстетического анализа художественного текста; развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции.
| Метапредметные: развитие навыков смыслового чтения и ИКТ-компетенции, умения выбирать основания для сопоставления и делать выводы; работать индивидуально и в группе; выбирать эффективные способы решения учебных и познавательных задач, создавать для этого таблицы и схемы. | Личностные: воспитание патриотизма, уважения к Отечеству, его истории; формирование основы для понимания особенностей разных культур и воспитания уважения к ним.
| Восприятие и выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохре-стоматии). Составление лексических и историко-культурных комментариев. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Игровые виды деятельности: конкурс на лучшее исполнение стихотворения или романса, ответы на вопросы викторины |
23 |
| М.Ю.Лермонтов. «Мцыри». Мцыри как романтический герой. Воспитание в монастыре. | 12 неделя | Предметные: овладение процедурами смыслового и эстетического анализа художественного текста; развитие умений сопоставлять героев и события, аргументировать своё мнение, создавать развёрнутые устные и письменные высказывания, сопоставлять литературу с произведениями других искусств. | Метапредметные: развитие навыков смыслового чтения и ИКТ-компетенции, умения выбирать основания для сопоставления и делать выводы, работать индивидуально и в группе, выбирать эффективные способы решения учебных и познавательных задач, создавать для этого таблицы и схемы.
| Личностные: развитие эстетического сознания в процессе освоения художественного наследия русской литературы; осознание значения семьи в жизни человека и общества.
| Составление тезисов статьи учебника «Михаил Юрьевич Лермонтов». Устный рассказ о поэте и истории создания поэмы. Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии и творчестве Лермонтова. Восприятие и выразительное чтение фрагментов поэмы. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Составление лексических и историко-культурных комментариев. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Характеристика сюжета поэмы, её тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания. Соотнесение содержания поэмы с романтическими принципами изображения жизни и человека. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятие романтическая поэма |
24 |
| Особенности композиции поэмы «Мцыри». Роль описаний природы в поэме. | 12 неделя | Предметные: овладение процедурами смыслового и эстетического анализа литературного произведения; развитие умения участвовать в обсуждении прочитанного, воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать художественный текст | Метапредметные: развитие умения выбирать основания для сопоставления и делать выводы, работать индивидуально и в группе, создавать таблицы и схемы для решения учебных задач; развитие ИКТ-компетенции.. | Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем; формирование нравственных качеств личности.
| Выявление в поэме признаков лирики и эпоса. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Анализ различных форм выражения авторской позиции. Анализ портрета Мцыри, кавказского пейзажа и речевых особенностей героя. Выявление художественно значимых изобразительно-выразительных средств языка поэта (поэтический словарь, тропы, поэтический синтаксис, фоника и др.) и определение их художественной функции. Ответы на вопросы викторины. |
25 |
| Анализ эпизода из поэмы «Мцыри» М.Ю. Лермонтова (по выбору учащегося). | 13 неделя | Предметные: воспитание читателя, способного аргументировать своё мнение и создавать высказывания аналитического и интерпретирующего характера | Метапредметные: умение осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять и корректировать способы действий в рамках предложенных условий, делать выводы, создавать таблицы и схемы для решения учебных задач; развитие ИКТ-компетенции | Личностные: формирование ответственного отношения к учению, развитие эстетического сознания в процессе творческой деятельности.
| Составление плана ответа на проблемный вопрос. Написание сочинения на литературном |
26 |
| Н. В. Гоголь. "Ревизор" как социально-историческая комедия «со злостью и солью». История создания комедии | 13 неделя | Предметные: развитие умения участвовать в обсуждении прочитанного, аргументировать своё мнение, оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях, делать выводы и обобщения. | Метапредметные: умение самостоятельно ставить для себя новые задачи и учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности, работать в группе, создавать таблицы и Схемы для решения учебных задач; развитие навыков смыслового чтения. | Личностные: воспитание уважения к Отечеству, его истории; развитие морального сознания и формирование нравственных чувств.
| Составление тезисов статей учебника. Устный рассказ о писателе и истории создания комедии. Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии и творчестве писателя. Мосприятие и выразительное чтение фрагментов пьесы (по ролям). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников. Составление лексических и историко-культурных комментариев. Устный или письменный Ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Работа со словарём литературоведческих терминов. Подбор примеров, иллюстрирующих понятие комедия. |
27 |
| Разоблачение пороков чиновничества в пьесе Н.В.Гоголя "Ревизор" | 14 неделя | Предметные: овладение процедурами смыслового и эстетического анализа художественного текста; развитие умений участвовать в обсуждении прочитанного, создавать развёрнутые устные и письменные высказывания | Метапредметные: развитие умения работать в группе, создавать таблицы и схемы, осознанно выбирать наиболее эффективные способы для решения учебных задач; развитие ИКТ-компетенции.
| Личностные: воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной, развитие морального сознания и формирование нравственных качеств личности.
| Характеристика сюжета пьесы, её тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания. Соотнесение содержания пьесы с реалистическими принципами изображения жизни и человека. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Анализ различных форм выражения авторской позиции. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятия сатира и юмор. |
28 |
| Н.В.Гоголь. "Ревизор": сюжет и композиция комедии | 14 неделя | Предметные: формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, сопоставлять литературу с произведениями других искусств, планировать своё досуговое чтение. | Метапредметные: развитие ИКТ:компетенции и умения работать в группе, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации.
| Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; развитие эстетического сознания в процессе творческой деятельности.
| Чтение и обсуждение статьи учебника «О новизне "Ревизора"». Выделение этапов развития сюжета комедии. Составление сообщения о композиционных особенностях комедии. Анализ различных форм выражения авторской позиции. Сопоставление комедий «Ревизор» Гоголя и «Недоросль» Фонвизина. Выполнение заданий практикума «Читаем, думаем, спорим...». Обсуждение иллюстраций к пьесе. |
29 |
| Н. В. Гоголь. "Ревизор". Образ Хлестакова. Хлестаковщина как нравственное явление | 15 неделя | Предметные: понимание литературы как особого способа познания жизни; воспитание читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного участвовать в обсуждении прочитанного, аргументировать своё мнение и создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера. | Метапредметные: развитие умения формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. | Личностные: развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем; формирование нравственных качеств личности и ответственного отношения к собственным поступкам.
| Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохрестома-тии). Устная характеристика Хлестакова и средств создания его образа. Объяснение жизненной основы и художественной условности, индивидуальной неповторимости и типической обобщённости художественного образа Хлестакова. |
30 | | Н. В. Гоголь «Шинель»: своеобразие реализации темы "Маленького человека" | 15 неделя | Предметные: понимание литературы как особого способа познания жизни; воспитание читателя, способного участвовать в обсуждении прочитанного, аргументировать своё мнение, создавать развёрнутые высказывания, планировать своё досуговое чтение. | Мотапредметные: умение организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, работать в группе, устанавливать аналогии, выбирать основания и критерии для сопоставления и делать выводы. | Личностные: формирование уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; развитие компетентности в решении моральных проблем и формирование нравственных качеств личности.
| Восприятие и выразительное чтение помести. Составление лексических и историко-культурных комментариев. Умный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Выявление характерных для повести первой половины XIX века тем, образов и приёмов изображения человека. Устная характеристика героя и средств создания его образа. |
31 | | Мечта и реальность в повести «Шинель». Образ Петербурга. Роль фантастики в повествовании | 16 неделя | Предметные: осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития, коммуникативно-эстетических возможностей языка художественной литературы; формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное; сопоставлять литературу с произведениями других искусств. | Метапредметные: умение создавать обобщения, устанавливать аналогии, самостоятельно выбирать основания и критерии для сопоставления, строить лексическое рассуждение и делать выводы; развитие навыков смыслового чтения и ИКТ-компетенции. | Личностные: формирование готовности обучающихся к саморазвитию и образованию на основе мотивации к обучению и познанию; развитие аскетического сознания через освоение художественного наследия русской литературы и творческой деятельности эстетического характера.
| Выявление признаков реалистического и фантастического произведения. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятия символ и фантастический реализм. Обсуждение иллюстраций и киноверсии повести. |
32 | | Классное сочинение по творчеству Н.В.Гоголя | 16 неделя | Предметные: воспитание читателя, способного аргументировать своё мнение и оформлять его в устных и письменных высказываниях, создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, сопоставлять литературу с произведениями других искусств.
| Метапредметные: умение осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий, оценивать правильность выполнения учебной задачи, владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. | Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
| Устный и письменный ответ на один из проблемных вопросов (по выбору учащихся). Составление плана ответа на проблемный вопрос. Написание сочинения на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта. Нахождение ошибок и редактирование черновых вариантов собственных письменных работ. |
33 | ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА | М.Е.Салтыков – Щедрин. Слово о писателе, редакторе, издателе. «История одного города» (отрывок).. | 17 неделя | Предметные: формирование потребности в систематическом чтении как средстве гармонизации отношений человека и общества; овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста; развитие умения участвовать в обсуждении прочитанного, планировать своё досуговое чтение. | Метапредметные: умение организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, работать в группе, устанавливать аналогии, выбирать основания и критерии для сопоставления и делать выводы, составлять таблицы и схемы для решения учебных задач; развитие ИКТ-компетенции. | Личностные: воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; формирование ответственного отношения к учению, уважительного отношения к труду.
| Составление тезисов статьи учебника «Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин». Сообщение о писателе. Восприятие и выразительное чтение фрагмента романа. Составление лексических и историко-культурных комментариев. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Характеристика тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания фрагмента романа. |
34 |
| Р/Р Обучение анализу эпизода из романа «История одного города». | 17 неделя | Предметные: понимание литературы как особого способа познания жизни: воспитание читателя, способного аргументировать своё мнение; создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного. | Метапредметные: развитие умения работать в группе, составлять таблиць и схемы для решения учебных задач, использовать речевые средства в со- I ответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью, развитие ИКТ-компетенции. | Личностные: воспитание уважения к Отечеству, его истории; формирование уважительного отношения к труду, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре. | Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге Анализ различных форм выражения авторской позиции. Обсуждение статье «Уроки Щедрина». Викторина по творчеству писателя |
35 |
| Н. С. Л е с к о в. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений». Защита обездоленных. Художественная деталь как средство создания художественного образа | 18 неделя | Предметные: понимание литературы как особого способа познания жизни; воспитание читателя, способного аргументировать своё мнение, создавать устные и письменные высказывания, участвовать в обсуждении прочитанного.
| Метапредметные: развитие умения работать в группе, находить основания для сопоставления и делать выводы, составлять таблицы и схемы для решения учебных и познавательных задач.
| Личностные: формирование уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению; освоение норм социальной жизни; развитие морального сознания, нравственных чувств и нравственного поведения.
| Составление тезисов статьи учебника разительное чтение рассказа. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Составление лексических и историко-культурных комментариев. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Анализ различных форм выражения авторской позиции. |
36 |
| Л.Н.Толстой. Социально-нравственные проблемы в рассказе «После бала». Автор и рассказчик в произведении | 18 неделя | Предметные: понимание литературы как особого способа познания жизни; | Метапредметные: развитие умения работать в группе, соотносить свои действия с планируемыми результатами, формулировать, аргументировать своё мнение, создавать устные и письменные высказывания, участвовать в обсуждении прочитанного. | Личностные: воспитание уважения к Отечеству, его прошлому и настоящему; формирование уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку; формирование нравственных чувств и качеств личности.
| Составление тезисов статьи учебника «Лев Николаевич Толстой». Устный рассказ о писателе. Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии и творчестве писателя. Восприятие и выразительное чтение рассказа. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Составление лексических и историко-культурных комментариев. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Соотнесение содержания рассказа с реалистическими принципами изображения жизни и человека. Устная и письменная характеристика героев и средств создания их образов. |
37 |
| Мастерство Л. Н. Толстого в рассказе «После бала». Особенности композиции. Приемы изображения внутреннего состояния героев. | 19 неделя | Предметные: осознание значимости изучения литературы как средства гармонизации отношений человека и общества и эстетических возможностей русского языка | Метапредметные: развитие умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии и делать выводы, осуществлять учебное сотрудничество, работать индивидуально и в группе, составлять таблицы и схемы для решения учебных и познавательных задач. | Личностные: формирование готовности обучающихся к саморазвитию и самообразованию; формирование нравственных качеств личности, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.
| Характеристика сюжета, тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания рассказа. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятия контраст, антитеза, композиция, художественная деталь. Обсуждение иллюстраций к рассказу. |
38 |
| Поэзия родной природы в творчестве А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, А.Н. Майкова. | 19 неделя | Предметные: воспитание читателя, способного создавать развёрнутые устные и письменные высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сопоставлять литературу с произведениями других искусств.
| Метапредметные: развитие умения осуществлять учебное сотрудничество, работать индивидуально и в группе, создавать обобщения, устанавливать аналогии и делать выводы, использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации.
| Личностные: воспитание уважения к Отечеству, его природе и культуре; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия русской поэзии.
| Восприятие и выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Выявление общности в восприятии природы русскими поэтами. Игровые виды деятельности: конкурс на лучшее исполнение стихотворения, литературная викторина. |
39 |
| Поэзия родной природы в творчестве А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, А.Н. Майкова. | 20 неделя | Предметные: воспитание читателя, способного создавать развёрнутые устные и письменные высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сопоставлять литературу с произведениями других искусств.
| Метапредметные: развитие умения осуществлять учебное сотрудничество, работать индивидуально и в группе, создавать обобщения, устанавливать аналогии и делать выводы, использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации. | Личностные: воспитание уважения к Отечеству, его природе и культуре; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия русской поэзии.
| |
40 |
| История о любви и упущенном счастье в рассказе А.П. Чехова «О любви» | 20 неделя | Личностные: осознание значимости самостоятельного решения моральных и нравственных проблем, ответственного отношения к своим поступкам. | Метапредметные: развитие умения работать в группе, определять понятия, выбирать основания для классификации, создавать обобщения и делать выводы, составлять таблицы и схемы для решения учебных задач, использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации. | Предметные: понимание литературы как особого способа познания жизни; развитие умения аргументировать своё мнение и создавать устные и письменные высказывания, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать своё досуговое чтение. | Устный рассказ о писателе. Подбор и обобщение дополнительного материала о его биографии и творчестве. Восприятие и выразительное чтение рассказа. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Характеристика сюжета, тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания рассказа. |
41 |
| Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях в рассказе И.А. Бунина «Кавказ» | 21 неделя | Личностные: осознание значимости самостоятельного решения моральных нравственных проблем, ответственного отношения к своим поступкам. | Метапредметные: развитие умения работать в группе, делать выводы и обобщения, выбирать основания для классификации, составлять таблицы и схемы для решения учебных задач; совершенствование ИКТ-компетенции. | Предметные: осознание значимости чтения и изучения литературы как средства познания мира и себя в этом мире; воспитание читателя, способного аргументировать своё мнение и создавать устные и письменные высказывания; участвовать в обсуждении прочитанного; сопоставлять литературу с произведениями других искусств | Устный рассказ о писателе. Восприятие и выразительное чтение рассказа. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Характеристика сюжета, тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания рассказа. Анализ различных форм выражения авторской позиции. |
42 |
| А. И. Куприн. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». Представления о любви и счастье в семье. Понятие о сюжете и фабуле | 21 неделя | Личностные: формирование нравственных качеств личности, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни.
| Метапредметные: развитие умения работать в группе, составлять таблицы и схемы для решения учебных задач, определять понятия, делать выводы и обобщения, устанавливать аналогии; развитие ИКТ-компетенции. | Предметные: воспитание читателя, способного участвовать в обсуждении прочитанного, аргументировать своё мнение и создавать устные и письменные высказывания; планировать своё досуговое чтение. | Составление тезисов статьи учебника «Александр Иванович Куприн». Устный рассказ о писателе. Восприятие и выразительное чтение рассказа. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Характеристика сюжета, тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания рассказа. Анализ различных форм выражения авторской позиции. Обсуждение иллюстраций к рассказу. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятия сюжет и фабула. |
43 |
| Урок-диспут «Что значит быть счастливым?». Подготовка к домашнему сочинению по рассказам Н. С. Лескова, Л.Н.Толстого, А. П. Чехова, И. А. Бунина, А. И. Куприна | 22 неделя
| Личностные: формирование готовности обучающихся к саморазвитию с учётом устойчивых познавательных интересов; совершенствование нравственных качеств личности; развитие умения вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.
| Метапредметные: развитие умения осознанно выбирать эффективные способы решения учебных задач, использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; совершенствование ИКТ-компетенции | Предметные: осознание значимости чтения и изучения литературы как средства познания мира и себя в этом мире; формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, создавать развёрнутые высказывания разных жанров. | Участие в коллективном диалоге. Аргументирование своей позиции. Составление плана ответа на проблемный вопрос. Устный или письменный ответ на проблемный вопрос (с использованием цитирования). |
44 |
| А. А. Блок. "На поле Куликовом", "Россия": история и современность | 22 неделя | Личностные: воспитание уважения к Отечеству и его прошлому, чувства ответственности и долга перед Родиной; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия русской поэзии.
| Метапредметные: развитие навыков смыслового чтения и умения работать в группе, определять понятия, выбирать основания для классификации, делать выводы и обобщения, составлять таблицы для решения учебных задач | Предметные: понимание литературы как особого способа познания жизни воспитание читателя, способного аргументировать своё мнение и оформ лять его словесно в устных и письменных высказываниях аналитической и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного
| Составление тезисов статьи учебника. Устный рассказ о поэте и истории создания стихотворений. Чтение и обсуждение глав из книги Д. С. Лихачёва о Куликовской битве и статьи «Россия Александра Блока». Восприятие и выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть) Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Устный или письменный otbgi на вопрос. Участие в коллективном диалоге. Определение общего и индивидуального, неповторимого в литературном образе Родины в творчестве поэта. Анализ различных форм выражения авторской позиции. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятие лирический цикл. |
45 | | А. А. Блок. "На поле Куликовом", "Россия": история и современность | 23 неделя | Личностные: воспитание уважения к Отечеству и его прошлому, чувства ответственности и долга перед Родиной; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия русской поэзии.
| Метапредметные: развитие навыков смыслового чтения и умения работать в группе, определять понятия, выбирать основания для классификации, делать выводы и обобщения, составлять таблицы для решения учебных задач | Предметные: понимание литературы как особого способа познания жизни воспитание читателя, способного аргументировать своё мнение и оформ лять его словесно в устных и письменных высказываниях аналитической и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного | |
46 |
| С.А.Есенин. Слово о поэте. «Пугачев» — поэма на историческую тему. | 23 неделя | Личностные: воспитание уважения к Отечеству и его прошлому; формирование нравственных чувств и нравственного поведения. | Метапредметные: развитие умения планировать пути достижения целей, работать в группе, составлять таблицы и схемы для решения учебных задач, определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать; совершенствование ИКТ-компетенции. | Предметные: воспитание читателя, способного осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, аргументировать своё мнение и создавать устные и письменные высказывания, участвовать в обсуждении прочитанного. | Составление тезисов статьи учебника "Сергей Александрович Есенин». Устный рассказ о поэте и истории создания поэмы. Восприятие и выразительное чтение фрагментов поэмы. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятие драматическая поэма. |
47 |
| Урок-конференция. Образ Пугачева в фольклоре, произведениях А. С. Пушкина и С. А. Есенина. | 24 неделя | Личностные: воспитание уважения к Отечеству и его прошлому; форми-оование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и учителем.
| Метапредметные: развитие умения работать в группе, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, составлять таблицы и схемы для их решения, делать выводы и обобщения. | Предметные: понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей; развитие умения аргументировать своё мнение, создавать устные и письменные высказывания, воспринимать, анализировать и интерпретировать прочитанное, участвовать в его обсуждении. | Чтение и обсуждение статьи «Пушкин и Есенин о Пугачёве» и выполнение заданий практикума. Составление плана ответа на проблемный вопрос. Устный или письменный ответ на проблемный вопрос (с использованием цитирования). |
48 | | И. С. Шмелев. Слово о писателе. «Как я стал писателем» — рассказ о пути к творчеству | 24 неделя | Личностные: воспитание уважения к Отечеству, чувства ответственности и долга перед Родиной; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия русской литературы.
| Метапредметные: развитие умения ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, определять способы действий в рамках предложенных условий, работать в группе. | Предметные: осознание значимости изучения литературы как средства познания мира5 и себя в этом мире; развитие умений воспринимать, анализировать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении. | Составление тезисов статьи учебника «Иван Сергеевич Шмелёв». Устный рассказ о писателе. Восприятие и выразительное чтение рассказа. Составление лексических и историко-культурных комментариев. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге. Анализ различных форм выражения авторской позиции. |
49 |
| М. А. Осоргин. Сочетание фантастики и реальности в рассказе «Пенсне» | 25 неделя | Личностные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с одноклассниками и учителем; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия русской литературы.
| Метапредметные: развитие умения работать в группе, составлять таблицы и схемы для решения учебных задач, определять понятия, устанавливать аналогии, выбирать основания для классификации, делать выводы. | Предметные: понимание литературы как особого способа познания жизни; овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста; развитие умений создавать устные и письменные высказывания, участвовать в обсуждении прочитанного, планировать своё досуговое чтение. | Составление тезисов статьи учебника. Устный рассказ о писателе и истории создания рассказа. Восприятие и выразительное чтение рассказа. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге. Восприятие художественной условности как специфической характеристики искусства в различных формах — от правдоподобия до фантастики. Характеристика сюжета и героев рассказа, его идейно-эмоционального содержания. |
50 |
| Журнал «Сатирикон». «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. | 25 неделя | Личностные: усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей российского общества; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия русской литературы.
| Метапредметные: развитие умения выбирать эффективные способы решения учебных и познавательных задач, работать в группе, определять понятия, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы и обобщения. | Предметные: воспитание читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение и участвовать в обсуждении прочитанного; создавать устные и письменные высказывания разных жанров.
| Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Составление лексических и историко-культурных комментариев. Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге. |
51 |
| Ироническое повествование в рассказах Тэффи «Жизнь и воротник». М.М.Зощенко «История болезни» | 26 неделя | Личностные: формирование готовности к самообразованию; развитие компетентности в решении моральных проблем, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.
| Метапредметные: развитие умения работать в группе, составлять таблицы для решения учебных задач, делать выводы и обобщения; совершенствование ИКТ-компетенции.
| Предметные: понимание литературы как особого способа познания жизни; осознание коммуникативно-эстетических возможностей языка художественной литературы; совершенствование навыков смыслового и эстетического анализа текста; развитие умений участвовать в обсуждении прочитанного, создавать устные и письменные высказывания. | Восприятие и выразительное чтение рассказов. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Составление лексических и историко-культурных комментариев. Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге. Характеристика сюжетов и героев рассказов, их идейно-эмоционального содержания. Восприятие художественной условности как специфической характеристики искусства в различных формах — от правдоподобия до фантастики. |
52 | | А. Т. Твардовский «Василий Теркин»: человек и война | 26 неделя | Личностные: воспитание патриотизма, уважения к Отечеству и его истории, чувства ответственности и долга перед Родиной.
| Метапредметные: развитие умения организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, устанавливать аналогии, делать выводы, работать в группе; совершенствование ИКТ-компетенции.
| Предметные: понимание литературы как особого способа познания жизни; развитие умения осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, создавать устные и письменные высказывания, воспринимать, анализировать и интерпретировать прочитанное. | Составление тезисов статьи учебника. Устный рассказ о поэте и истории создания поэмы «Василий Тёркин». Восприятие и выразительное чтение фрагментов поэмы (в том числе наизусть). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге. Характеристика сюжета и героев поэмы, её идейно-эмоционального содержания. |
53 |
| А. Т. Твардовский «Василий Теркин»: образ главного героя | 27 неделя | Личностные: усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей российского общества; воспитание осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.
| Метапредметные: развитие умения выбирать эффективные способы решения учебных задач, составлять таблицы и схемы для их решения, использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, работать в группе. | Предметные: осознание коммуникативно-эстетических возможностей языка художественной литературы; формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное.
| Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге. Составление плана характеристики героя. Устная и письменная характеристики героев поэмы. Обсуждение иллюстраций к поэме. |
54 | | А. Т. Твардовский «Василий Теркин»: особенности композиции поэмы | 27 неделя | Личностные: развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия русской литературы, творческой деятельности эстетического характера.
| Метапредметные: развитие умений определять понятия, делать выводы и обобщения; работать в группе, определять способы действий в рамках предложенных условий. | Предметные: развитие умений аргументировать своё мнение, создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера.
| Сообщение об особенностях композиции поэмы. Выявление черт фольклорной традиции в поэме, определение в ней художественной функции фольклорных мотивов, образов, поэтических средств. Анализ различных форм выражения авторской позиции. |
55 | | Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов | 28 неделя | Личностные: воспитание патриотизма, уважения к Отечеству и его истории, чувства ответственности и долга перед Родиной.
| Метапредметные: развитие умений организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать в группе, определять способы действий в рамках предложенных условий.
| Предметные: осознание значимости чтения как средства познания мира и себя в этом мире; воспитание читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного участвовать в обсуждении прочитанного, создавать развёрнутые высказывания, сознательно планировать своё досуговое чтение. | Восприятие и выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть), прослушивание и исполнение песен. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Структурирование и предъявление собранных материалов (по группам). Игровые виды деятельности: конкурс на лучшее исполнение стихотворений и песен, литературная викторина и др |
56 | | Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов | 28 неделя | Личностные: воспитание патриотизма, уважения к Отечеству и его истории, чувства ответственности и долга перед Родиной.
| Метапредметные: развитие умений организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать в группе, определять способы действий в рамках предложенных условий. | Предметные: осознание значимости чтения как средства познания мира и себя в этом мире; воспитание читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного участвовать в обсуждении прочитанного, создавать развёрнутые высказывания, сознательно планировать своё досуговое чтение. | Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Структурирование и предъявление собранных материалов (по группам). Игровые виды деятельности: конкурс на лучшее исполнение стихотворений и песен, литературная викторина и др |
57 | | В. П. Астафьев. Тема детства в его творчестве. «Фотография, на которой меня нет». Отражение довоенного времени в рассказе | 29 неделя | Личностные: осознание значимости чтения как средства познания мира и себя в этом мире; развитие морального сознания и ответственного отношения к собственным поступкам.
| Метапредметные: развитие умения осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, работать в группе, составлять таблицы и схемы для решения учебных задач. | Предметные: развитие умения осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении; овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста. | Составление тезисов статьи учебника «Виктор Петрович Астафьев». Устный рассказ о писателе и истории создания рассказа. Восприятие и выразительное чтение фрагментов рассказа. Устный или письменный ответ на вопрос. |
58 | | Мечты и реальность довоенного детства в рассказе В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет» | 29 неделя | Личностные: осознание значимости чтения как средства познания мира и себя в этом мире; развитие морального сознания и ответственного отношения к собственным поступкам.
| Метапредметные: развитие умения осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, работать в группе, составлять таблицы и схемы для решения учебных задач. | Предметные: развитие умения осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении; овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста. | Участие в коллективном диалоге. Характеристика сюжета и героев рассказа, его идейно-эмоционального содержания. |
59 |
| Классное сочинение «Великая Отечественная война в литературе XX века» (произведение по выбору учащегося) | 30 неделя | Предметные: воспитание читателя, способного аргументировать своё мнение и оформлять его в устных и письменных высказываниях, создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, сопоставлять литературу с произведениями других искусств.
| Метапредметные: умение осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий, оценивать правильность выполнения учебной задачи, владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. | Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
| Устный и письменный ответ на один из проблемных вопросов (по выбору учащихся). Составление плана ответа на проблемный вопрос. Написание сочинения на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта. Нахождение ошибок и редактирование черновых вариантов собственных письменных работ. |
60 | | Русские поэты о Родине, родной природе. Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Мотивы воспоминаний, грусти, надежды | 30 неделя | Личностные: воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к Отечеству; осознание своей этнической принадлежности; воспитание чувства ответственности перед Родиной.
| Метапредметные: развитие умений организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать в группе, составлять таблицы и схемы для решения учебных задач.
| Предметные: обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей языка художественной литературы; развитие умений анализировать и интерпретировать поэтические произведения, создавать устные и письменные высказывания разных жанров. | Восприятие и выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Устный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. |
61 | | Русские поэты о Родине, родной природе. Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Мотивы воспоминаний, грусти, надежды | 31 неделя | Личностные: воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к Отечеству; осознание своей этнической принадлежности; воспитание чувства ответственности перед Родиной.
| Метапредметные: развитие умений организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать в группе, составлять таблицы и схемы для решения учебных задач.
| Предметные: обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей языка художественной литературы; развитие умений анализировать и интерпретировать поэтические произведения, создавать устные и письменные высказывания разных жанров. | Определение общего и индивидуального, неповторимого в литературном образе Родины в творчестве русских поэтов. Выявление художественно значимых изобразительно-выразительных средств языка писателя (поэтический словарь, тропы, поэтический синтаксис, фоника и др.) и определение их художественной функции. |
62 | ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ | Семейная вражда и любовь героев в трагедии «Ромео и Джульетта» У. Шекспира. | 31 неделя | Личностные: формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки о литературе; формирование нравственных качеств личности; осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни.
| Метапредметныесовершенствование ИКТ-компетенции; умение определять понятия, создавать обобщения, строить логическое рассуждение и делать выводы; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; создавать развёрнутые письменные высказывания. | Предметные: овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста, формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное. | Составление тезисов статьи учебника «Уильям Шекспир». Устный рассказ о писателе и истории создания трагедии. Восприятие и выразительное чтение фрагментов трагедии. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге.. Поиск примеров, иллюстрирующих понятие конфликт. |
63 | | Ромео и Джульетта — символ любви и верности. Тема жертвенности | 32 неделя | Личностные: формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки о литературе; формирование нравственных качеств личности; осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни.
| Метапредметныесовершенствование ИКТ-компетенции; умение определять понятия, создавать обобщения, строить логическое рассуждение и делать выводы; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; создавать развёрнутые письменные высказывания. | Предметные: овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста, формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное. | Характеристика сюжета и героев трагедии, её идейно-эмоционального содержания. Работа со словарём литературоведческих терминов |
64 | | Сонеты У. Шекспира. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сонет как форма лирической поэзии | 32 неделя | Личностные: развитие эстетического сознания через освоение литературного наследия народов мира, творческой деятельности эстетического характера.
| Метапредметные: развитие умений определять понятия, устанавливать аналогии, строить логическое рассуждение, делать обобщения и выводы, работать в группе.
| Предметные: понимание литературы как особого способа познания жизни; осознание коммуникативно-эстетических возможностей языка при изучении произведений мировой литературы; формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное. | Восприятие и выразительное чтение сонетов. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Игровые виды деятельности: конкурс на лучшее исполнение сонета, литературная викторина. |
65 |
| Ж.-Б. Мольер. «Мещании во дворянстве» (сцены) Сатира на дворянство. | 33 неделя | Личностные: формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.
| Метапредметные: развитие умений организовывать совместную деятельность с учителем и сверстниками, определять понятия, аргументировать и отстаивать своё мнение, создавать развёрнутые письменные высказывания. | Предметные: развитие способности понимать литературные произведения, отражающие разные культурные традиции, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, создавать развёрнутые письменные высказывания. | Составление тезисов статьи учебника. Устный рассказ о драматурге и истории создания комедии. Восприятие и выразительное чтение фрагментов комедии. Характеристика сюжета и героев комедии, её идейно-эмоционального содержания. Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге. Подбор примеров, иллюстрирующих понятия комедия, сатира. |
66 |
| Черты классицизма в комедии Мольера. Общечеловеческий смысл комедии | 33 неделя | Личностные: формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.
| Метапредметные: развитие умений организовывать совместную деятельность с учителем и сверстниками, определять понятия, аргументировать и отстаивать своё мнение, создавать развёрнутые письменные высказывания. | Предметные: развитие способности понимать литературные произведения, отражающие разные культурные традиции, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, создавать развёрнутые письменные высказывания. | Выявление черт фольклора в комедии, определение художественной функции фольклорных мотивов, образов, поэтических средств. Работа со словарём литературоведческих терминов. |
67 |
| Вальтер Скотт. «Айвенго» как исторический роман
| 34 неделя | Личностные: осознание основ культурного наследия разных народов; воспитание уважения к истории и культуре народов мира.
| Метапредметные: совершенствование ИКТ-компетенции; развитие умений определять понятия, делать выводы и обобщения, использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, работать в группе. | Предметные: понимание литературы как одной из национально-культурных ценностей народов мира; развитие умения понимать литературные произведения, отражающие разные культурные традиции, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать своё досуговое чтение. | Составление тезисов статьи учебника и статьи из практикума «Читаем, думаем, спорим...». Устный рассказ о писателе и истории создания романа. Восприятие и выразительное чтение фрагментов романа. Составление лексических и историко-культурных комментариев. Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге. |
68 | | Вальтер Скотт. «Айвенго» как исторический роман
| 34 неделя | Личностные: осознание основ культурного наследия разных народов; воспитание уважения к истории и культуре народов мира.
| Метапредметныесовершенствование ИКТ-компетенции; развитие умений определять понятия, делать выводы и обобщения, использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, работать в группе. | Предметные: понимание литературы как одной из национально-культурных ценностей народов мира; развитие умения понимать литературные произведения, отражающие разные культурные традиции, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать своё досуговое чтение. | Характеристика сюжета и героев романа, его идейно-эмоционального содержания. |
69 |
| Итоговая контрольная работа за 9 класс | 35 неделя | Научиться проектировать и корректировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах | Формирование навыков исследовательской и диагностической деятельности | Уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели, определять понятия, выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно- следственные связи, строить монологические высказывания в письменной форме | Выполнение контрольной работы |
70 |
| Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе. Итоги года и задание на лето | 35 неделя |
|
|
| Подведение итогов. Рекомендации книг для летнего чтения |
71-72 | Резервные часы |
|
|
|
|
|
|