СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование по литературе 8 класс по УМК Коровиной

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно-тематическое планирование по литературе 8 класс по УМК Коровиной. 2 часа в неделю. Включает планируемые результаты, деятельность учащихся

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование по литературе 8 класс по УМК Коровиной»

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ СОШ №2

___________Г.В. Витман


ФГОС КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 8А КЛАСС ЛИТЕРАТУРА (Коровина) 2016-2017 учебный год

Раздел

Тема учебного занятия (урока)

Сроки

Планируемые результаты

Деятельность учащихся

Предметные

Метапредметные

Личностные

1

Введение

Русская литература и история

1 неделя

Воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку

Воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты – тексты

Формирование «стартовой» моти­вации к обучению

Осознанное чтение статьи, отклик на прочитанное, выражение личного читательского отношения к прочитанному. Составление плана

2

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Отражение жизни народа в народных песнях, частушках. Особенности художественной формы фольклорного произведения.

1 неделя

Понимание фольклора как особого способа познания рус­ской истории; воспитание квалифицированного читателя, способного уча­ствовать в обсуждении прочитанного, оформлять своё мнение в устных и письменных высказываниях, сопоставлять фольклор с произведениями других искусств.


Развитие умений планировать пути достижения целей, работать индивидуально и в группе, осознанно использовать речевые сред­ства в соответствии с задачей коммуникации, создавать и применять та­блицы и схемы для решения учебных задач.


Воспитание уважения к русскому фольклору и истории, раз­витие эстетического сознания через освоение художественного наследия русского народа.


Объяснение специфики происхождения, форм бытования, жанрового своеобразия двух основных ветвей словесного искусства — фольклорной и литературной. Чтение и составление тезисов статьи учебника. Восприятие народных песен, частушек и их выразительное чтение (исполнение). Прослушивание и рецензирование актёрского испол­нения песен. Составление лексических и историко-культурных комментари­ев. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятия народная песня, частушка. Об­суждение иллюстраций учебника.

3


Предания как исторический жанр русской народной прозы.

2 неделя

Предметные: воспитание читателя, способного осуществлять смысловой и эстетический анализ текста; осознание художественной картины жизни, отражённой в преданиях; умение сопоставлять их с произведениями других искусств.

Метапредметные: умение организовывать учебное сотрудничество с учите­лем и сверстниками; работать в группе; определять способы действий в рам­ках предложенных условий; формулировать и аргументировать своё мнение.

Личностные: воспитание уважения к русскому фольклору и истории, раз­витие эстетического сознания через освоение художественного наследия русского народа.


Восприятие преданий из учебника, их выразительное чтение и обсуж­дение. Рецензирование актёрского исполнения преданий. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Работа со словарём литературоведческих терминов. Обсуждение картины В. Сурикова «Покорение Сибири Ермаком».

4

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Житийная литература как осо­бый жанр древнерусской лите­ратуры.

«Житие Александра Невского» (фрагменты).

2 неделя

Предметные: умение осознавать художественную картину прошлого, от­ражённую в литературе; воспринимать, анализировать и интерпретировать прочитанное, участвовать в его обсуждении; создавать развёрнутые вы­сказывания; сопоставлять литературу с произведениями других искусств.

Метапредметные: умение определять способы действий в рамках предло­женных условий; работать индивидуально ив группе; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, выбирать основания для сопоставления и делать выводы.

Личностные: воспитание уважения к русской истории и культурному на­следию Древней Руси, патриотизма и уважения к Родине.


Чтение и обсуждение статьи учебника. Письменный ответ на вопрос. Восприятие и выразительное чтение по ро­лям фрагментов «Жития...». Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Со­ставление лексических и историко-культурных комментариев. Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге. Соотнесение содержания жития с требованиями житийного канона. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятие воинская повесть. Обсуждение картины П. Корина «Александр Невский».

5


«Шемякин суд» как сатириче­ское произведение XVII века. Сатирический пафос произведения.

3

неделя

Предметные: осознание художественной картины жизни, отражённой в сатирической повести, развитие умения участвовать в обсуждении прочи­танного, отстаивать своё мнение и создавать развёрнутые устные и пись­менные высказывания.


Метапредметные: умение работать в группе; создавать и применять та­блицы и схемы для решения учебных задач; выбирать основания для со­поставления и делать выводы; развитие умений смыслового чтения и ИКТ-компетенции.


Личностные: воспитание уважения к русской истории и культурному на­следию России; развитие морального сознания и нравственных чувств лич­ности.


Чтение и составление тезисов статьи учебника. Восприятие и выразительное чтение сатирической повести (в том числе по ролям). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии). Составление лексических и историко-культурных комментариев. Обсуждение древнерус­ских иллюстраций. Характеристика героя сатирической повести. Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирую­щих понятие сатирическая повесть.

6


ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА

Классицизм в русской

Литературе. Д.И.Фонвизин

«Недоросль» Социальная и нравственная проблематика комедии.

3 неделя

Предметные: понимание литературы как особого способа познания жизни; воспитание читателя, способного участвовать в обсуждении прочитанного, аргументировать своё мнение и оформлять его. словесно в развёрнутых устных и письменных высказываниях.


Метапредметные: развитие умения определять способы действий в рам­ках предложенных условий, организовывать учебное сотрудничество с учи­телем и сверстниками, работать в группе.


Личностные: формирование гражданской позиции, ответственного отно­шения к учению, уважительного отношения к труду; развитие морального сознания и формирование нравственных чувств.


Чтение статьи учебника и составление её тезисов. Устный рассказ о писателе. Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии и творчестве Д. И. Фонвизина. Восприятие и выразительное чтение комедии (по ролям). Составление лексических и историко-культурных комментариев. Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге.

7


Д.И.Фонвизин. "Недоросль": Речевые характеристики персонажей как средство создания комической ситуации

4

неделя

Предметные: осознание коммуникативно-эстетических возможностей язы­ка русской литературы; овладение процедурами смыслового и эстетиче­ского анализа текста; формирование умений осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении.

Метапредметные: развитие навыков смыслового чтения и ИКТ-компетенции, умения выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и позна-

вательных задач, создавать для этого таблицы и схемы; определять способы действий в рамках предложенных условий.

Личностные: формирование гражданской позиции, воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.

Чтение статьи учебника «Фонвизин и классицизм» и выявление в комедии канонов классицизма, национальной самобытности русского классицизма. Выявление в комедии характерных для произведений русской литературы XVIII века тем, образов и приёмов изображения человека. Анализ различных форм выражения авторской пози­ции. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятие классицизм.

8


Подготовка к домашнему сочинению (письменный ответ на вопрос) по комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»

4 неделя

Предметные: овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе знаний по теории литературы; развитие умения аргумен-

тировать своё мнение и оформлять его в письменных высказываниях на литературную тему аналитического и интерпретирующего характера.

Метапредметные: умение планировать пути достижения целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач, осуществлять кон­троль своей деятельности, строить логическое рассуждение и делать выводы.

Личностные: формирование ответственного отношения к учению; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия русской литературы.


Участие в коллективном диалоге. Ре­дактирование черновых вариантов планов письменных ответов на вопросы.

9

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

И.А.Крылов. Слово о баснописце. Басня «Обоз», ее историческая основа. Мораль басен. Сати­рическое изображение человеческих и обще­ственных пороков

5 неделя

Предметные: понимание литературы как особого способа познания жиз­ни; осознание коммуникативно-эстетических возможностей русского языка; овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста; раз­витие умения планировать своё досуговое чтение.

Метапредметные: развитие умения выбирать эффективные способы ре­шения учебных и познавательных задач, создавать для этого таблицы и схемы, организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, работать в группе; развитие умений смыслового чтения и ИКТ-компетенции.

Личностные: воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к историческому прошлому России; развитие морального сознания и фор­мирование нравственных чувств.


Устный рассказ о писателе и истории создания басни. Восприятие и выразительное чтение басни (в том числе наизусть). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии). Характеристика сюжета басни, её тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания. Выявление в басне признаков эпического произведения.


10


И.А.Крылов — поэт и мудрец. Многогран­ность личности басно­писца. Отражение в баснях таланта Крыло­ва — журналиста, музыканта, писателя, философа.

5 неделя

Предметные: понимание литературы как особого способа познания жиз­ни; осознание коммуникативно-эстетических возможностей русского языка; овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста; раз­витие умения планировать своё досуговое чтение.

Метапредметные: развитие умения выбирать эффективные способы ре­шения учебных и познавательных задач, создавать для этого таблицы и схемы, организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, работать в группе; развитие умений смыслового чтения и ИКТ-компетенции.

Личностные: воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к историческому прошлому России; развитие морального сознания и фор­мирование нравственных чувств.


Составление лекси­ческих и историко-культурных комментариев. Выявление характерных для басен тем, образов и приёмов изображения человека. Устный ответ на во­прос (с использованием цитирования).

11


Истори­ческая тема думы «Смерть Ермака» К.Ф.Ры­леева

6 неделя

Овладение процедурами смыслового и эстетического анали­за текста на основе знаний по теории литературы; формирование умений осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, участвовать в его обсуждении; сопоставлять литературу с произведениями других искусств.


Метапредметные: развитие умения работать в группе, находить общее решение на основе согласования позиций; овладение устной и письменной речью для выражения своих чувств и мыслей; развитие умений смыслового чтения и ИКТ-компетенции

воспитание уважения к Отечеству и его истории; развитие исторического и эстетического сознания через освоение художественного наследия русской литературы.

Составление тезисов статьи учебника. Устный рассказ о писате­ле и истории создания произведения. Восприятие и выразительное чтение думы (в том числе наизусть). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Со­ставление лексических и историко-культурных комментариев. Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге. Анализ раз­личных форм выражения авторской позиции. Работа со словарём литера­туроведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятие дума. Обсуждение иллюстраций учебника.

12


А. С. Пушкин и история. Исто­рическая тема в творчестве Пушкина

6 неделя

Предметные: воспитание читателя, способного участвовать в обсуждении

прочитанного, аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в

развёрнутых устных и письменных высказываниях, планировать своё до-

суговое чтение.


Метапредметные: развитие навыков смыслового чтения и ИКТ-

компетенции, умения работать в группе и определять способы действий в

рамках предложенных условий.

Личностные: воспитание уважения к Отечеству и его истории; развитие

исторического и эстетического сознания через освоение художественного

наследия русской литературы.


Составление тезисов статьи учебни­ка. Устный рассказ о Пушкине-историке (на основе ранее изученного). Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии и творчестве Пушкина. Восприя­тие и выразительное чтение фрагментов «Истории Пугачёва». Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге.


13


А. С. Пушкин. «История Пуга­чева» (отрывки). История пуга­чевского восстания в творчестве Пушкина

7 неделя

Предметные: воспитание читателя, способного участвовать в обсуждении

прочитанного, аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в

развёрнутых устных и письменных высказываниях, планировать своё до-

суговое чтение.


Метапредметные: развитие навыков смыслового чтения и ИКТ-

компетенции, умения работать в группе и определять способы действий в

рамках предложенных условий.

Личностные: воспитание уважения к Отечеству и его истории; развитие

исторического и эстетического сознания через освоение художественного

наследия русской литературы.


Сопоставле­ние заглавий к историческому труду о Пугачёве Пушкина и царя Николая I. Обсуждение материалов «Об исторических воззрениях А. С. Пушкина»

14


А. С. Пушкин. «Капитанская дочка». История создания про­изведения. Герои и их истори­ческие прототипы.

7 неделя

Предметные: осознание коммуникативно-эстетических возможностей рус­ского языка; развитие умения участвовать в обсуждении прочитанного, аргу­ментировать своё мнение и оформлять его словесно в развёрнутых устных и письменных высказываниях.


Метапредметные: развитие умения выбирать эффективные способы ре­шения учебных и познавательных задач, создавать для этого таблицы и схемы, работать в группе.


Личностные: воспитание уважения к Отечеству, его прошлому, чувства от­ветственности и долга перед Родиной; формирование осознанного, уважи­тельного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре.


Устный рассказ об истории создания ро­мана. Восприятие и выразительное чтение фрагментов романа (в том числе по ролям). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Составление лекси­ческих и историко-культурных комментариев. Различные виды пересказов. Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге. Характеристика сюжета романа, его тематики, проблематики, идейно-эмо­ционального содержания. Толкование эпиграфов к главам романа. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстри­рующих понятия историзм, реализм, роман

15


Гринев: жизненный путь героя. Нравственная оценка его лич­ности. Гринев и Швабрин. Гринев и Савельич.

8 неделя

Предметные: развитие умения участвовать в обсуждении прочитанно­го, аргументировать своё мнение; овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста и создания высказываний аналитического и интерпретирующего характера.


Метапредметные: развитие навыков смыслового чтения и ИКТ-компетенции, умения работать в группе и определять способы действий в рамках предложенных условий.

Личностные: воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной, уважения к культуре других народов; развитие морального сознания и нрав­ственных чувств, компетентности в решении моральных проблем; форми­рование осознанного отношения к собственным поступкам.

Различные виды пересказов. Характе­ристика отдельного персонажа и средств создания его образа. Сопостави­тельная характеристика героев. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге.

16


Семья капитана Миронова. Маша Миронова — нравствен­ный идеал Пушкина.

8

неделя



Предметные: воспитание читателя, способного участвовать в обсуждении прочитанного, сопоставлять героев и события, аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в развёрнутых устных и письменных высказываниях.


Метапредметные: умение организовывать учебное сотрудничество и со­вместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; осознанно использовать речевые средства в соответствии с учебной задачей.

Личностные: развитие морального сознания и формирование нравствен­ных чувств, компетентности в решении моральных проблем; осознание зна­чения семьи в жизни человека и общества.


Устное рецензирование исполнения актёрами фрагментов романа (см. задания фонохрестоматии). Различные виды пересказов. Устный или письменный ответ на вопрос (с использова­нием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Составление плана сравнительной характеристики героинь романа. Устная характеристика ге­роинь романа и средств создания их образов.

17


Пугачев и народное восстание в романе и в историческом труде Пушкина. Народное вос­стание в авторской оценке.

9

неделя

Предметные: формирование умений воспринимать, анализировать, крити­чески оценивать и интерпретировать прочитанное; осознавать художествен­ную картину жизни, отражённую в литературном произведении.


Метапредметные: умение создавать обобщения, самостоятельно выби­рать основания и критерии для сопоставления; устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение и делать выводы; работать индивидуально и в группе; овладение устной и письменной речью для выражения своих чувств и мыслей

Личностные: воспитание уважение к Отечеству, его истории; развитие мо­рального сознания и формирование нравственных качеств личности..


Устный или письменный ответ на во­прос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Составление плана характеристики литературного героя. Анализ различных форм выражения авторской позиции.

18


Гуманизм и историзм А. С. Пушкина в романе «Капи­танская дочка. Подготовка к сочинению по роману

А. С. Пушкина «Капи­танская дочка»

9 неделя

Предметные: развитие умения создавать развёрнутые устные и письмен­ные высказывания аналитического и интерпретирующего характера; само­стоятельно планировать досуговое чтение.


Метапредметные: умение соотносить свои действия с планируемыми ре­зультатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе дости­жения результата, определять и корректировать способы действий в рамках предложенных условий.

Личностные: развитие эстетического сознания через освоение творческой деятельности эстетического характера.


Составление плана письменного ответа на проблемный вопрос. Редактирование черновых вариантов собственных письменных работ.

19


А. С. Пушкин. Тема «дружества святого» в стихотворении

«19октября»

Человек и природа в стихотворении

А.С.Пушкина «Туча».


10 неделя

Предметные: овладение процедурами смыслового и эстетического анализа художественного текста; развитие умений создавать развёрнутые устные и письменные высказывания.

Метапредметные: развитие умения выбирать основания и критерии для сопоставления и делать выводы; навыки работать индивидуально и в группе; развитие ИКТ-компетенции.


Личностные: формирование осознанного, уважительного и доброжелатель­ного отношения к другому человеку, его мнению, готовности и способности вести диалог с другими людьми.


Устные сообщения о поэте и истории создания стихотворений. Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии и творчестве Пушкина. Восприятие и выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть). Составление лексических и исто­рико-культурных комментариев. Выявление характерных для стихотворений Пушкина тем, образов и приёмов изображения человека. Устный или пись­менный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге.

20


Любовная лирика А.С.Пушкина. «Память сердца» в стихотворении «К ***»

10 неделя

Предметные: овладение процедурами смыслового и эстетического анализа художественного текста; развитие умения выбирать основания и критерии для сопоставления, делать выводы, планировать досуговое чтение.


Метапредметные: умение организовывать учебное сотрудничество и со­вместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе, осознанно использовать речевые средства в соответствии с учебной задачей.

Личностные: формирование нравственных чувств и нравственного поведе­ния, осознанного отношения к своим поступкам, готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.


Восприятие и выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть). Устное рецензирование выразитель­ного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохре-стоматии). Составление лексических и историко-культурных комментариев. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Игровые виды деятельности: конкурс на лучшее исполнение стихотворения или романса, ответы на вопросы викто­рины

21


Контрольная работа по твор­честву

А. С. Пушкина

11 неделя

Предметные: развитие умения создавать развёрнутые устные и письмен­ные высказывания аналитического и интерпретирующего характера; само­стоятельно планировать досуговое чтение.


Метапредметные: умение соотносить свои действия с планируемыми ре­зультатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе дости­жения результата, определять и корректировать способы действий в рамках предложенных условий.

Личностные: развитие эстетического сознания через освоение творческой деятельности эстетического характера.


Выполнение контрольной работы

22


М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. Воплощение историче­ской темы в творчестве

М. Ю. Лермонтова

11 неделя

Предметные: овладение процедурами смыслового и эстетического анали­за художественного текста; развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные тра­диции.


Метапредметные: развитие навыков смыслового чтения и ИКТ-компетенции, умения выбирать основания для сопоставления и делать вы­воды; работать индивидуально и в группе; выбирать эффективные способы решения учебных и познавательных задач, создавать для этого таблицы и схемы.

Личностные: воспитание патриотизма, уважения к Отечеству, его истории; формирование основы для понимания особенностей разных культур и вос­питания уважения к ним.


Восприятие и выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть). Устное рецензирование выразитель­ного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохре-стоматии). Составление лексических и историко-культурных комментариев. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Игровые виды деятельности: конкурс на лучшее исполнение стихотворения или романса, ответы на вопросы викто­рины

23


М.Ю.Лермонтов. «Мцыри». Мцыри как романтический ге­рой. Воспитание в монастыре.

12 неделя

Предметные: овладение процедурами смыслового и эстетического анализа художественного текста; развитие умений сопоставлять героев и события, аргументировать своё мнение, создавать развёрнутые устные и письменные высказывания, сопоставлять литературу с произведениями других искусств.

Метапредметные: развитие навыков смыслового чтения и ИКТ-компетенции, умения выбирать основания для сопоставления и делать выводы, работать индивидуально и в группе, выбирать эффективные способы решения учебных и познавательных задач, создавать для этого таблицы и схемы.


Личностные: развитие эстетического сознания в процессе освоения ху­дожественного наследия русской литературы; осознание значения семьи в жизни человека и общества.


Составление тезисов статьи учебника «Михаил Юрьевич Лермонтов». Устный рассказ о поэте и истории создания поэмы. Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии и творчестве Лермонтова. Восприятие и выразительное чтение фрагментов поэмы. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, ис­полнения актёров. Составление лексических и историко-культурных комментариев. Устный или письменный ответ на во­прос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Характеристика сюжета поэмы, её тематики, проблематики, идейно-эмо­ционального содержания. Соотнесение содержания поэмы с романтиче­скими принципами изображения жизни и человека. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятие романтическая поэма

24


Особенности композиции поэ­мы «Мцыри». Роль описаний природы в поэме.

12

неделя

Предметные: овладение процедурами смыслового и эстетического анализа литературного произведения; развитие умения участвовать в обсуждении прочитанного, воспринимать, анализировать, критически оценивать и ин­терпретировать художественный текст

Метапредметные: развитие умения выбирать основания для сопоставле­ния и делать выводы, работать индивидуально и в группе, создавать таблицы и схемы для решения учебных задач; развитие ИКТ-компетенции..

Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовно­сти к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем; формирование нравственных качеств личности.


Выявление в поэме признаков лирики и эпоса. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием ци­тирования). Анализ различных форм выражения авторской позиции. Анализ портрета Мцыри, кавказского пейзажа и речевых особенностей героя. Вы­явление художественно значимых изобразительно-выразительных средств языка поэта (поэтический словарь, тропы, поэтический синтаксис, фоника и др.) и определение их художественной функции. Ответы на вопросы вик­торины.

25


Анализ эпизода из поэмы «Мцыри» М.Ю. Лермонтова (по выбору уча­щегося).

13 неделя

Предметные: воспитание читателя, способного аргументировать своё мнение и создавать высказывания аналитического и интерпретирующего

характера

Метапредметные: умение осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять и корректировать способы действий в рамках предложенных условий, делать выводы, создавать та­блицы и схемы для решения учебных задач; развитие ИКТ-компетенции

Личностные: формирование ответственного отношения к учению, развитие эстетического сознания в процессе творческой деятельности.


Составление плана ответа на проблемный вопрос. Написание сочинения на литературном
материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта. Нахождение ошибок и редактирование черновых вариантов собственных письменных работ.

26


Н. В. Гоголь. "Ревизор" как социально-историческая комедия «со злостью и солью». История создания комедии

13 неделя

Предметные: развитие умения участвовать в обсуждении прочитанного, аргументировать своё мнение, оформлять его словесно в устных и пись­менных высказываниях, делать выводы и обобщения.

Метапредметные: умение самостоятельно ставить для себя новые задачи и учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы сво­ей познавательной деятельности, работать в группе, создавать таблицы и Схемы для решения учебных задач; развитие навыков смыслового чтения.

Личностные: воспитание уважения к Отечеству, его истории; развитие мо­рального сознания и формирование нравственных чувств.


Составление тезисов статей учебника. Устный рассказ о писателе и истории создания комедии. Подбор и обоб­щение дополнительного материала о биографии и творчестве писателя. Мосприятие и выразительное чтение фрагментов пьесы (по ролям). Уст­ное рецензирование выразительного чтения одноклассников. Составление лексических и историко-культурных комментариев. Устный или письменный Ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Работа со словарём литературоведческих терминов. Подбор при­меров, иллюстрирующих понятие комедия.

27


Разоблачение пороков чинов­ничества в пьесе Н.В.Гоголя "Ревизор"

14 неделя

Предметные: овладение процедурами смыслового и эстетического анализа художественного текста; развитие умений участвовать в обсужде­нии прочитанного, создавать развёрнутые устные и письменные высказывания

Метапредметные: развитие умения работать в группе, создавать таблицы и схемы, осознанно выбирать наиболее эффективные способы для решения учебных задач; развитие ИКТ-компетенции.


Личностные: воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной, развитие морального сознания и формирование нравственных качеств лич­ности.


Характеристика сюжета пьесы, её тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания. Соотнесение содержания пьесы с реалистическими принципами изображения жизни и человека. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Анализ различных форм выражения авторской позиции. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстриру­ющих понятия сатира и юмор.

28


Н.В.Гоголь. "Ревизор": сюжет и композиция комедии

14 неделя

Предметные: формирование умений воспринимать, анализировать, кри­тически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художе­ственную картину жизни, отражённую в литературном произведении, сопо­ставлять литературу с произведениями других искусств, планировать своё досуговое чтение.

Метапредметные: развитие ИКТ:компетенции и умения работать в груп­пе, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации.


Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готов­ности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обуче­нию и познанию; развитие эстетического сознания в процессе творческой деятельности.


Чтение и обсуждение статьи учебни­ка «О новизне "Ревизора"». Выделение этапов развития сюжета комедии. Составление сообщения о композиционных особенностях комедии. Анализ различных форм выражения авторской позиции. Сопоставление комедий «Ревизор» Гоголя и «Недоросль» Фонвизина. Выполнение заданий практи­кума «Читаем, думаем, спорим...». Обсуждение иллюстраций к пьесе.

29


Н. В. Гоголь. "Ревизор". Образ Хлестакова. Хлестаковщина как нравственное явление

15

неделя

Предметные: понимание литературы как особого способа познания жизни; воспитание читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного участвовать в обсуждении прочитанного, аргументировать своё мнение и создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера.

Метапредметные: развитие умения формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, осознанно использовать речевые средства в со­ответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Личностные: развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем; формирование нравственных качеств личности и от­ветственного отношения к собственным поступкам.


Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохрестома-тии). Устная характеристика Хлестакова и средств создания его образа. Объяснение жизненной основы и художественной условности, индивидуаль­ной неповторимости и типической обобщённости художественного образа Хлестакова.

30


Н. В. Гоголь

«Шинель»: своеобразие реализации темы "Маленького человека"

15 неделя

Предметные: понимание литературы как особого способа познания жизни; воспитание читателя, способного участвовать в обсуждении прочитанного, аргументировать своё мнение, создавать развёрнутые высказывания, пла­нировать своё досуговое чтение.

Мотапредметные: умение организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, работать в группе, устанавливать аналогии, выбирать основания и критерии для сопоставления и делать выводы.

Личностные: формирование уважительного и доброжелательного отноше­ния к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; развитие компетентности в решении моральных проблем и формирование нравствен­ных качеств личности.


Восприятие и выразительное чтение помести. Составление лексических и историко-культурных комментариев. Умный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Выявление характерных для повести первой половины XIX века тем, образов и приёмов изображения человека. Устная характеристика героя и средств создания его образа.

31


Мечта и реальность в повести «Шинель».

Образ Петербурга. Роль фантастики в повествовании

16 неделя

Предметные: осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития, коммуникативно-эстетических возможностей языка художественной литературы; формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное; сопоставлять литературу с произведениями других искусств.

Метапредметные: умение создавать обобщения, устанавливать аналогии, самостоятельно выбирать основания и критерии для сопоставления, строить лексическое рассуждение и делать выводы; развитие навыков смыслового чтения и ИКТ-компетенции.

Личностные: формирование готовности обучающихся к саморазвитию и образованию на основе мотивации к обучению и познанию; развитие аскетического сознания через освоение художественного наследия русской литературы и творческой деятельности эстетического характера.


Выявление признаков реалистического и фантастического произведения. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятия символ и фантастический реализм. Обсуждение иллюстраций и киноверсии повести.

32


Классное сочинение по творчеству Н.В.Гоголя

16 неделя

Предметные: воспитание читателя, способного аргументировать своё мне­ние и оформлять его в устных и письменных высказываниях, создавать раз­вёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, сопоставлять литературу с произведениями других искусств.


Метапредметные: умение осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий, оценивать правильность выполнения учебной задачи, владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.


Устный и письменный ответ на один из проблемных вопросов (по выбору учащихся). Составление плана ответа на проблемный вопрос. Написание сочинения на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта. Нахождение ошибок и редактирование черновых вариантов собственных письменных работ.

33

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

М.Е.Салтыков – Щедрин. Слово о писателе, редакторе, издателе. «История одного го­рода» (отрывок)..

17 неделя

Предметные: формирование потребности в систематическом чтении как средстве гармонизации отношений человека и общества; овладение про­цедурами смыслового и эстетического анализа текста; развитие умения уча­ствовать в обсуждении прочитанного, планировать своё досуговое чтение.

Метапредметные: умение организовывать учебное сотрудничество с учи­телем и сверстниками, работать в группе, устанавливать аналогии, выби­рать основания и критерии для сопоставления и делать выводы, составлять таблицы и схемы для решения учебных задач; развитие ИКТ-компетенции.

Личностные: воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; формирование ответственного отношения к учению, уважительного отно­шения к труду.


Составление тезисов статьи учебника «Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин». Сообщение о писателе. Воспри­ятие и выразительное чтение фрагмента романа. Составление лексических и историко-культурных комментариев. Устное рецензирование выразитель­ного чтения одноклассников, исполнения актёров. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Характеристика тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания фрагмента романа.

34


Р/Р Обучение анализу эпизода из романа

«История одного горо­да».

17 неделя

Предметные: понимание литературы как особого способа познания жизни: воспитание читателя, способного аргументировать своё мнение; создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характе­ра, участвовать в обсуждении прочитанного.

Метапредметные: развитие умения работать в группе, составлять таблиць и схемы для решения учебных задач, использовать речевые средства в со- I ответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью, развитие ИКТ-компетенции.

Личностные: воспитание уважения к Отечеству, его истории; формирова­ние уважительного отношения к труду, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре.

Устный или письменный ответ на во­прос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге Анализ различных форм выражения авторской позиции. Обсуждение статье «Уроки Щедрина». Викторина по творчеству писателя

35


Н. С. Л е с к о в. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений». Защита обездоленных. Худо­жественная деталь как средство создания ху­дожественного образа

18 неделя

Предметные: понимание литературы как особого способа познания жизни; воспитание читателя, способного аргументировать своё мнение, создавать устные и письменные высказывания, участвовать в обсуждении прочитан­ного.


Метапредметные: развитие умения работать в группе, находить основа­ния для сопоставления и делать выводы, составлять таблицы и схемы для решения учебных и познавательных задач.


Личностные: формирование уважительного и доброжелательного отноше­ния к другому человеку, его мнению; освоение норм социальной жизни; развитие морального сознания, нравственных чувств и нравственного по­ведения.


Составление тезисов статьи учебника
Николай Семёнович Лесков». Устный рассказ о писателе. Восприятие и вы-

разительное чтение рассказа. Устное рецензирование выразительного чте­ния одноклассников, исполнения актёров. Составление лексических и историко-культурных комментариев. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Анализ различных форм выражения авторской по­зиции.

36


Л.Н.Толстой. Социаль­но-нравственные про­блемы в рассказе «После бала». Автор и рассказчик в

произведении

18 неделя

Предметные: понимание литературы как особого способа познания жизни;

Метапредметные: развитие умения работать в группе, соотносить свои действия с планируемыми результатами, формулировать, аргументировать

своё мнение, создавать устные и письменные высказывания, участвовать в обсуждении прочитан­ного.

Личностные: воспитание уважения к Отечеству, его прошлому и насто­ящему; формирование уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку; формирование нравственных чувств и качеств личности.


Составление тезисов статьи учебника «Лев Николаевич Толстой». Устный рассказ о писателе. Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии и творчестве писателя. Восприя­тие и выразительное чтение рассказа. Устное рецензирование выразитель­ного чтения одноклассников, исполнения актёров. Составление лексических и историко-культурных комментариев. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Соотнесение содержания рассказа с ре­алистическими принципами изображения жизни и человека. Устная и пись­менная характеристика героев и средств создания их образов.

37


Мастерство Л. Н. Тол­стого в рассказе «Пос­ле бала». Особеннос­ти композиции. Приемы изображе­ния внутреннего состо­яния героев.

19 неделя

Предметные: осознание значимости изучения литературы как средства гармонизации отношений человека и общества и эстетических возможностей русского языка

Метапредметные: развитие умения определять понятия, создавать обоб­щения, устанавливать аналогии и делать выводы, осуществлять учебное сотрудничество, работать индивидуально и в группе, составлять таблицы и схемы для решения учебных и познавательных задач.

Личностные: формирование готовности обучающихся к саморазвитию и самообразованию; формирование нравственных качеств личности, осознан­ного и ответственного отношения к собственным поступкам.


Характеристика сюжета, тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания рассказа. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятия контраст, антитеза, композиция, художественная деталь. Обсуждение иллюстраций к рассказу.

38


Поэзия родной природы в творчестве А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, А.Н. Майкова.

19 неделя

Предметные: воспитание читателя, способного создавать развёрнутые устные и письменные высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сопоставлять литера­туру с произведениями других искусств.


Метапредметные: развитие умения осуществлять учебное сотрудничество, работать индивидуально и в группе, создавать обобщения, устанавливать аналогии и делать выводы, использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации.


Личностные: воспитание уважения к Отечеству, его природе и культуре; развитие эстетического сознания через освоение художественного насле­дия русской поэзии.


Восприятие и выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть). Устное рецензирование вырази­тельного чтения одноклассников, исполнения актёров. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Выявление общности в вос­приятии природы русскими поэтами. Игровые виды деятельности: конкурс на лучшее исполнение стихотворения, литературная викторина.

39


Поэзия родной природы в творчестве А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, А.Н. Майкова.

20 неделя

Предметные: воспитание читателя, способного создавать развёрнутые устные и письменные высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сопоставлять литера­туру с произведениями других искусств.


Метапредметные: развитие умения осуществлять учебное сотрудничество, работать индивидуально и в группе, создавать обобщения, устанавливать аналогии и делать выводы, использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации.

Личностные: воспитание уважения к Отечеству, его природе и культуре; развитие эстетического сознания через освоение художественного насле­дия русской поэзии.


40


История о любви и упущен­ном счастье в рассказе А.П. Чехова «О любви»

20 неделя

Личностные: осознание значимости самостоятельного решения моральных и нравственных проблем, ответственного отношения к своим поступкам.

Метапредметные: развитие умения работать в группе, определять по­нятия, выбирать основания для классификации, создавать обобщения и делать выводы, составлять таблицы и схемы для решения учебных задач, использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации.

Предметные: понимание литературы как особого способа познания жиз­ни; развитие умения аргументировать своё мнение и создавать устные и письменные высказывания, участвовать в обсуждении прочитанного, созна­тельно планировать своё досуговое чтение.

Устный рассказ о писателе. Подбор и обобщение дополнительного материала о его биографии и творчестве. Восприятие и выразительное чтение рассказа. Устное рецензирование вы­разительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Устный или письменный ответ на вопрос (с использовани­ем цитирования). Участие в коллективном диалоге. Характеристика сюжета, тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания рассказа.

41


Повествова­ние о любви в различных ее состояни­ях и в раз­личных жизненных ситуациях в рассказе И.А. Бунина «Кавказ»

21 неделя

Личностные: осознание значимости самостоятельного решения моральных нравственных проблем, ответственного отношения к своим поступкам.

Метапредметные: развитие умения работать в группе, делать выводы и обобщения, выбирать основания для классификации, составлять таблицы и схемы для решения учебных задач; совершенствование ИКТ-компетенции.

Предметные: осознание значимости чтения и изучения литературы как средства познания мира и себя в этом мире; воспитание читателя, спо­собного аргументировать своё мнение и создавать устные и письменные высказывания; участвовать в обсуждении прочитанного; сопоставлять ли­тературу с произведениями других искусств

Устный рассказ о писателе. Восприятие и выразительное чтение рассказа. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитиро­вания). Участие в коллективном диалоге. Характеристика сюжета, тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания рассказа. Анализ различных форм выражения авторской позиции.

42


А. И. Куприн. Слово о писателе. Нравст­венные проблемы рассказа «Куст сирени». Представления о люб­ви и счастье в семье. Понятие о сюжете и фабуле

21 неделя

Личностные: формирование нравственных качеств личности, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни.


Метапредметные: развитие умения работать в группе, составлять таблицы и схемы для решения учебных задач, определять понятия, делать выводы и обобщения, устанавливать аналогии; развитие ИКТ-компетенции.

Предметные: воспитание читателя, способного участвовать в обсуждении прочитанного, аргументировать своё мнение и создавать устные и пись­менные высказывания; планировать своё досуговое чтение.

Составление тезисов статьи учебника «Александр Иванович Куприн». Устный рассказ о писателе. Восприятие и вы­разительное чтение рассказа. Устное рецензирование выразительного чте­ния одноклассников, исполнения актёров. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Характеристика сюжета, тематики, пробле­матики, идейно-эмоционального содержания рассказа. Анализ различных форм выражения авторской позиции. Обсуждение иллюстраций к рассказу. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, ил­люстрирующих понятия сюжет и фабула.

43


Урок-диспут «Что зна­чит быть счастливым?». Подготовка к домаш­нему сочинению по рас­сказам Н. С. Лескова, Л.Н.Толстого, А. П. Че­хова, И. А. Бунина, А. И. Куприна

22

неделя


Личностные: формирование готовности обучающихся к саморазвитию с учётом устойчивых познавательных интересов; совершенствование нрав­ственных качеств личности; развитие умения вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.


Метапредметные: развитие умения осознанно выбирать эффективные способы решения учебных задач, использовать речевые средства в соот­ветствии с задачей коммуникации, формулировать, аргументировать и от­стаивать своё мнение; совершенствование ИКТ-компетенции

Предметные: осознание значимости чтения и изучения литературы как средства познания мира и себя в этом мире; формирование умений вос­принимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать про­читанное, создавать развёрнутые высказывания разных жанров.

Участие в коллективном диалоге. Аргументирование своей позиции. Составление плана ответа на проблемный вопрос. Устный или письменный ответ на проблемный вопрос (с использованием цитирования).

44


А. А. Блок. "На поле Куликовом", "Россия": история и современность

22 неделя

Личностные: воспитание уважения к Отечеству и его прошлому, чувства ответственности и долга перед Родиной; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия русской поэзии.


Метапредметные: развитие навыков смыслового чтения и умения работать в группе, определять понятия, выбирать основания для классификации, делать выводы и обобщения, составлять таблицы для решения учебных задач

Предметные: понимание литературы как особого способа познания жизни воспитание читателя, способного аргументировать своё мнение и оформ лять его словесно в устных и письменных высказываниях аналитической и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного


Составление тезисов статьи учебника. Устный рассказ о поэте и истории создания стихотворений. Чтение и обсуждение глав из книги Д. С. Лихачёва о Куликовской битве и статьи «Россия Александра Блока». Восприятие и выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть) Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Устный или письменный otbgi на вопрос. Участие в коллективном диалоге. Определение общего и индивидуального, неповторимого в литературном образе Родины в творчестве поэта. Анализ различных форм выражения авторской позиции. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирую­щих понятие лирический цикл.

45


А. А. Блок. "На поле Куликовом", "Россия": история и современность

23 неделя

Личностные: воспитание уважения к Отечеству и его прошлому, чувства ответственности и долга перед Родиной; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия русской поэзии.


Метапредметные: развитие навыков смыслового чтения и умения работать в группе, определять понятия, выбирать основания для классификации, делать выводы и обобщения, составлять таблицы для решения учебных задач

Предметные: понимание литературы как особого способа познания жизни воспитание читателя, способного аргументировать своё мнение и оформ лять его словесно в устных и письменных высказываниях аналитической и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного

46


С.А.Есенин. Слово о поэте. «Пугачев» — поэма на истори­ческую тему.

23 неделя

Личностные: воспитание уважения к Отечеству и его прошлому; форми­рование нравственных чувств и нравственного поведения.

Метапредметные: развитие умения планировать пути достижения целей, работать в группе, составлять таблицы и схемы для решения учебных за­дач, определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать; совершенствование ИКТ-компетенции.

Предметные: воспитание читателя, способного осознавать художествен­ную картину жизни, отражённую в литературном произведении, аргумен­тировать своё мнение и создавать устные и письменные высказывания, участвовать в обсуждении прочитанного.

Составление тезисов статьи учебника "Сергей Александрович Есенин». Устный рассказ о поэте и истории создания поэмы. Восприятие и выразительное чтение фрагментов поэмы. Устное ре­цензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятие драматическая поэма.

47


Урок-конференция. Образ Пу­гачева в фольклоре, произве­дениях А. С. Пушкина и С. А. Есенина.

24 неделя

Личностные: воспитание уважения к Отечеству и его прошлому; форми-оование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и учителем.


Метапредметные: развитие умения работать в группе, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, состав­лять таблицы и схемы для их решения, делать выводы и обобщения.

Предметные: понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей; развитие умения аргументировать своё мнение, соз­давать устные и письменные высказывания, воспринимать, анализировать и интерпретировать прочитанное, участвовать в его обсуждении.

Чтение и обсуждение статьи «Пушкин и Есенин о Пугачёве» и выполнение заданий практикума. Составление плана ответа на проблемный вопрос. Устный или письменный ответ на проблемный вопрос (с использованием цитирования).

48


И. С. Шмелев. Слово о писа­теле.

«Как я стал писате­лем» — рассказ о пути к творчеству

24 неделя

Личностные: воспитание уважения к Отечеству, чувства ответственности и долга перед Родиной; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия русской литературы.


Метапредметные: развитие умения ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, опреде­лять способы действий в рамках предложенных условий, работать в группе.

Предметные: осознание значимости изучения литературы как средства познания мира5 и себя в этом мире; развитие умений воспринимать, ана­лизировать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении.

Составление тезисов статьи учебника «Иван Сергеевич Шмелёв». Устный рассказ о писателе. Восприятие и вы­разительное чтение рассказа. Составление лексических и историко-культур­ных комментариев. Устное рецензирование выразительного чтения одно­классников, исполнения актёров Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге. Анализ различных форм выражения авторской позиции.

49


М. А. Осоргин.

Сочетание фантастики и

реальности в рассказе

«Пенсне»

25 неделя

Личностные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с одноклассниками и учителем; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия русской литературы.


Метапредметные: развитие умения работать в группе, составлять таблицы и схемы для решения учебных задач, определять понятия, устанавливать аналогии, выбирать основания для классификации, делать выводы.

Предметные: понимание литературы как особого способа познания жизни; овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста; раз­витие умений создавать устные и письменные высказывания, участвовать в обсуждении прочитанного, планировать своё досуговое чтение.

Составление тезисов статьи учебника. Устный рассказ о писателе и истории создания рассказа. Восприятие и вы­разительное чтение рассказа. Устное рецензирование выразительного чте­ния одноклассников, исполнения актёров. Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге. Восприятие художественной условности как специфической характеристики искусства в различных формах — от правдоподобия до фантастики. Характе­ристика сюжета и героев рассказа, его идейно-эмоционального содержания.

50


Журнал «Сатирикон». «Всеобщая история, обработанная «Сатири­коном» (отрывки). Са­тирическое изображе­ние исторических со­бытий.

25

неделя

Личностные: усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей российского общества; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия русской литературы.


Метапредметные: развитие умения выбирать эффективные способы ре­шения учебных и познавательных задач, работать в группе, определять понятия, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы и обобщения.

Предметные: воспитание читателя со сформированным эстетическим вку­сом, способного аргументировать своё мнение и участвовать в обсуждении прочитанного; создавать устные и письменные высказывания разных жанров.


Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Со­ставление лексических и историко-культурных комментариев. Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге.

51


Ироническое повествование в рассказах Тэффи «Жизнь и во­ротник». М.М.Зо­щенко «История бо­лезни»

26 неделя

Личностные: формирование готовности к самообразованию; развитие ком­петентности в решении моральных проблем, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.


Метапредметные: развитие умения работать в группе, составлять таблицы для решения учебных задач, делать выводы и обобщения; совершенство­вание ИКТ-компетенции.


Предметные: понимание литературы как особого способа познания жизни; осознание коммуникативно-эстетических возможностей языка художествен­ной литературы; совершенствование навыков смыслового и эстетического анализа текста; развитие умений участвовать в обсуждении прочитанного, создавать устные и письменные высказывания.

Восприятие и выразительное чтение рассказов. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Составление лекси­ческих и историко-культурных комментариев. Устный или письменный от­вет на вопрос. Участие в коллективном диалоге. Характеристика сюжетов и героев рассказов, их идейно-эмоционального содержания. Восприятие художественной условности как специфической характеристики искусства в различных формах — от правдоподобия до фантастики.

52


А. Т. Твардовский

«Василий Теркин»: человек и война

26 неделя

Личностные: воспитание патриотизма, уважения к Отечеству и его истории, чувства ответственности и долга перед Родиной.


Метапредметные: развитие умения организовывать учебное сотрудниче­ство с учителем и сверстниками, устанавливать аналогии, делать выводы, работать в группе; совершенствование ИКТ-компетенции.


Предметные: понимание литературы как особого способа познания жизни; развитие умения осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, создавать устные и письменные высказыва­ния, воспринимать, анализировать и интерпретировать прочитанное.

Составление тезисов статьи учебника. Устный рассказ о поэте и истории создания поэмы «Василий Тёркин». Вос­приятие и выразительное чтение фрагментов поэмы (в том числе наизусть). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполне­ния актёров. Устный или письменный от­вет на вопрос. Участие в коллективном диалоге. Характеристика сюжета и героев поэмы, её идейно-эмоционального содержания.

53


А. Т. Твардовский

«Василий Теркин»:

образ главного героя

27 неделя

Личностные: усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей российского общества; воспитание осознанного и ответственно­го отношения к собственным поступкам.


Метапредметные: развитие умения выбирать эффективные способы реше­ния учебных задач, составлять таблицы и схемы для их решения, использо­вать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, работать в группе.

Предметные: осознание коммуникативно-эстетических возможностей язы­ка художественной литературы; формирование умений воспринимать, ана­лизировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное.


Устный или письменный ответ на во­прос. Участие в коллективном диалоге. Составление плана характеристики героя. Устная и письменная характеристики героев поэмы. Обсуждение ил­люстраций к поэме.

54


А. Т. Твардовский

«Василий Теркин»: особенности композиции поэмы

27 неделя

Личностные: развитие эстетического сознания через освоение художе­ственного наследия русской литературы, творческой деятельности эстети­ческого характера.


Метапредметные: развитие умений определять понятия, делать выводы и обобщения; работать в группе, определять способы действий в рамках предложенных условий.

Предметные: развитие умений аргументировать своё мнение, создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера.


Сообщение об особенностях компози­ции поэмы. Выявление черт фольклорной традиции в поэме, определение в ней художественной функции фольклорных мотивов, образов, поэтических средств. Анализ различных форм выражения авторской позиции.

55


Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов

28 неделя

Личностные: воспитание патриотизма, уважения к Отечеству и его истории, чувства ответственности и долга перед Родиной.


Метапредметные: развитие умений организовывать учебное сотрудни­чество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать в группе, определять способы действий в рамках предложенных условий.


Предметные: осознание значимости чтения как средства познания мира и себя в этом мире; воспитание читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного участвовать в обсуждении прочитанного, создавать раз­вёрнутые высказывания, сознательно планировать своё досуговое чтение.

Восприятие и выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть), прослушивание и исполнение песен. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполне­ния актёров. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диало­ге. Структурирование и предъявление собранных материалов (по группам). Игровые виды деятельности: конкурс на лучшее исполнение стихотворений и песен, литературная викторина и др

56


Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов

28 неделя

Личностные: воспитание патриотизма, уважения к Отечеству и его истории, чувства ответственности и долга перед Родиной.


Метапредметные: развитие умений организовывать учебное сотрудни­чество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать в группе, определять способы действий в рамках предложенных условий.

Предметные: осознание значимости чтения как средства познания мира и себя в этом мире; воспитание читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного участвовать в обсуждении прочитанного, создавать раз­вёрнутые высказывания, сознательно планировать своё досуговое чтение.

Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диало­ге. Структурирование и предъявление собранных материалов (по группам). Игровые виды деятельности: конкурс на лучшее исполнение стихотворений и песен, литературная викторина и др

57


В. П. Астафьев. Тема детства в его творчестве. «Фотография, на которой меня нет». Отражение довоенного времени в рассказе

29

неделя

Личностные: осознание значимости чтения как средства познания мира и себя в этом мире; развитие морального сознания и ответственного от­ношения к собственным поступкам.


Метапредметные: развитие умения осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, работать в группе, со­ставлять таблицы и схемы для решения учебных задач.

Предметные: развитие умения осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении; овладение процедурами смыс­лового и эстетического анализа текста.

Составление тезисов статьи учебника «Виктор Петрович Астафьев». Устный рассказ о писателе и истории созда­ния рассказа. Восприятие и выразительное чтение фрагментов рассказа. Устный или письменный ответ на вопрос.

58


Мечты и ре­альность довоенного детства в рассказе В.П. Астафь­ева «Фо­тография, на которой меня нет»

29 неделя

Личностные: осознание значимости чтения как средства познания мира и себя в этом мире; развитие морального сознания и ответственного от­ношения к собственным поступкам.


Метапредметные: развитие умения осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, работать в группе, со­ставлять таблицы и схемы для решения учебных задач.

Предметные: развитие умения осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении; овладение процедурами смыс­лового и эстетического анализа текста.

Участие в коллективном диалоге. Характеристика сюжета и героев рассказа, его идейно-эмоционального со­держания.

59


Классное сочинение

«Великая Отечественная война в литературе XX века» (произведение по выбору учащегося)

30 неделя

Предметные: воспитание читателя, способного аргументировать своё мне­ние и оформлять его в устных и письменных высказываниях, создавать раз­вёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, сопоставлять литературу с произведениями других искусств.


Метапредметные: умение осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий, оценивать правильность выполнения учебной задачи, владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.


Устный и письменный ответ на один из проблемных вопросов (по выбору учащихся). Составление плана ответа на проблемный вопрос. Написание сочинения на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта. Нахождение ошибок и редактирование черновых вариантов собственных письменных работ.

60


Русские поэты о Родине, родной природе. Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Мо­тивы воспоминаний, грусти, надежды

30 неделя

Личностные: воспитание российской гражданской идентичности, патрио­тизма, уважения к Отечеству; осознание своей этнической принадлежности; воспитание чувства ответственности перед Родиной.


Метапредметные: развитие умений организовывать учебное сотрудниче­ство и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать в группе, составлять таблицы и схемы для решения учебных задач.


Предметные: обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей языка художественной литера­туры; развитие умений анализировать и интерпретировать поэтические про­изведения, создавать устные и письменные высказывания разных жанров.

Восприятие и выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть). Устное рецензирование выразитель­ного чтения одноклассников, исполнения актёров. Устный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге.

61


Русские поэты о Родине, родной природе. Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Мо­тивы воспоминаний, грусти, надежды

31 неделя

Личностные: воспитание российской гражданской идентичности, патрио­тизма, уважения к Отечеству; осознание своей этнической принадлежности; воспитание чувства ответственности перед Родиной.


Метапредметные: развитие умений организовывать учебное сотрудниче­ство и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать в группе, составлять таблицы и схемы для решения учебных задач.


Предметные: обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей языка художественной литера­туры; развитие умений анализировать и интерпретировать поэтические про­изведения, создавать устные и письменные высказывания разных жанров.

Определение общего и индивидуального, неповтори­мого в литературном образе Родины в творчестве русских поэтов. Выявле­ние художественно значимых изобразительно-выразительных средств языка писателя (поэтический словарь, тропы, поэтический синтаксис, фоника и др.) и определение их художественной функции.

62

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Семейная вражда и лю­бовь героев в трагедии «Ромео и Джульетта» У. Шекспи­ра.

31 неделя

Личностные: формирование целостного мировоззрения, соответствующе­го современному уровню развития науки о литературе; формирование нрав­ственных качеств личности; осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни.


Метапредметныесовершенствование ИКТ-компетенции; умение опре­делять понятия, создавать обобщения, строить логическое рассуждение и делать выводы; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; создавать развёрнутые письменные высказывания.

Предметные: овладение процедурами смыслового и эстетического анали­за текста, формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное.

Составление тезисов статьи учебника «Уильям Шекспир». Устный рассказ о писателе и истории создания тра­гедии. Восприятие и выразительное чтение фрагментов трагедии. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения ак­тёров. Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге.. Поиск примеров, иллюстрирующих понятие конфликт.

63


Ромео и Джульет­та — символ любви и вер­ности. Тема жертвенно­сти

32 неделя

Личностные: формирование целостного мировоззрения, соответствующе­го современному уровню развития науки о литературе; формирование нрав­ственных качеств личности; осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни.


Метапредметныесовершенствование ИКТ-компетенции; умение опре­делять понятия, создавать обобщения, строить логическое рассуждение и делать выводы; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; создавать развёрнутые письменные высказывания.

Предметные: овладение процедурами смыслового и эстетического анали­за текста, формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное.

Характеристика сюжета и героев трагедии, её идейно-эмоционального содержания. Работа со словарём ли­тературоведческих терминов

64


Сонеты У. Шекспира. Воспевание поэтом любви и дружбы. Со­нет как форма лири­ческой поэзии

32 неделя

Личностные: развитие эстетического сознания через освоение литера­турного наследия народов мира, творческой деятельности эстетического характера.


Метапредметные: развитие умений определять понятия, устанавливать аналогии, строить логическое рассуждение, делать обобщения и выводы, работать в группе.


Предметные: понимание литературы как особого способа познания жиз­ни; осознание коммуникативно-эстетических возможностей языка при изучении произведений мировой литературы; формирование умений вос­принимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать про­читанное.

Восприятие и выразительное чтение сонетов. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием ци­тирования). Участие в коллективном диалоге. Игровые виды деятельности: конкурс на лучшее исполнение сонета, литературная викторина.

65


Ж.-Б. Мольер.

«Мещании во дворянстве» (сцены)

Сатира на дворянство.

33 неделя

Личностные: формирование готовности и способности вести диалог с дру­гими людьми и достигать в нём взаимопонимания.


Метапредметные: развитие умений организовывать совместную деятель­ность с учителем и сверстниками, определять понятия, аргументировать и отстаивать своё мнение, создавать развёрнутые письменные высказы­вания.

Предметные: развитие способности понимать литературные произведе­ния, отражающие разные культурные традиции, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, создавать раз­вёрнутые письменные высказывания.

Составление тезисов статьи учебника. Устный рассказ о драматурге и истории создания комедии. Восприятие и выразительное чтение фрагментов комедии. Характеристика сюжета и ге­роев комедии, её идейно-эмоционального содержания. Устный или пись­менный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге. Подбор примеров, иллюстрирующих понятия комедия, сатира.

66


Черты классицизма в комедии Мольера. Общечеловеческий смысл комедии

33 неделя

Личностные: формирование готовности и способности вести диалог с дру­гими людьми и достигать в нём взаимопонимания.


Метапредметные: развитие умений организовывать совместную деятель­ность с учителем и сверстниками, определять понятия, аргументировать и отстаивать своё мнение, создавать развёрнутые письменные высказы­вания.

Предметные: развитие способности понимать литературные произведе­ния, отражающие разные культурные традиции, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, создавать раз­вёрнутые письменные высказывания.

Выявление черт фольклора в комедии, определение художественной функции фольклорных мотивов, образов, поэтических средств. Работа со словарём литературо­ведческих терминов.

67


Вальтер Скотт. «Айвенго» как исторический роман


34 неделя

Личностные: осознание основ культурного наследия разных народов; вос­питание уважения к истории и культуре народов мира.


Метапредметные: совершенствование ИКТ-компетенции; развитие умений определять понятия, делать выводы и обобщения, использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, работать в группе.

Предметные: понимание литературы как одной из национально-культурных ценностей народов мира; развитие умения понимать литературные произве­дения, отражающие разные культурные традиции, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать своё досуговое чтение.

Составление тезисов статьи учебника и статьи из практикума «Читаем, думаем, спорим...». Устный рассказ о пи­сателе и истории создания романа. Восприятие и выразительное чтение фрагментов романа. Составление лексических и историко-культурных ком­ментариев. Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге.

68


Вальтер Скотт. «Айвенго» как исторический роман


34 неделя

Личностные: осознание основ культурного наследия разных народов; вос­питание уважения к истории и культуре народов мира.


Метапредметныесовершенствование ИКТ-компетенции; развитие умений определять понятия, делать выводы и обобщения, использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, работать в группе.

Предметные: понимание литературы как одной из национально-культурных ценностей народов мира; развитие умения понимать литературные произве­дения, отражающие разные культурные традиции, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать своё досуговое чтение.

Характеристика сюжета и героев романа, его идейно-эмоцио­нального содержания.

69


Итоговая контрольная работа за 9 класс

35 неделя

Научиться про­ектировать и кор­ректировать индивидуальный маршрут восполне­ния проблемных зон в изученных темах

Формирование навыков иссле­довательской и диагностической деятельности

Уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выби­рать текст для чтения в зависимости от по­ставленной цели, определять понятия, выполнять учебные дей­ствия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно- следственные связи, строить монологиче­ские высказывания в письменной форме

Выполнение контрольной работы

70


Литература и история в произведениях, изу­ченных в 8 классе. Итоги года и задание на лето

35 неделя




Подведение итогов. Рекомендации книг для летнего чтения

71-72

Резервные часы