СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование по литературе для 6 класса по учебнику В.Я. Коровиной

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал может быть полезен практикующим учителям литературы

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование по литературе для 6 класса по учебнику В.Я. Коровиной»

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 6 классе


п.п.

Наименова

ние раздела

программы

Тема урока

Количество ча

сов

Тип урока

Основное содержание и виды деятельности учащихся

Вид контроля

Дата проведения

план

факт

1.

Введение

(1 ч.)

Введение. Художественное произведение.

1

Усвоение новых знаний

Знать: о роли книги в жизни человека.

Уметь: подтверждать высказывания писателей собственными примерами из прочитанных книг.




2.

Русский фольклор

(3 ч.)

Урок внеклассного чтения.

Устное народное творчество. Обрядовый фольклор.

Р.к. Обрядовый фольклор.

1

Комбинированный

Знать: определе­ние понятий «фольклор», «об­рядовый фольк­лор», виды обря­довых песен. Понимать: их эсте­тическую и художе­ственную ценность, как различаются песни по содержа­нию, характеру исполнения, ритму, мелодии. Уметь: соотносить календарно-обрядовые песни с событиями народ­ного календаря, анализировать их тематику.




3.

Устное народное творчество. Пословицы и поговорки как жанр фольклора.

Р.к. Адыгейские пословицы и поговорки.

1

Комбинированный

Знать: определе­ние понятий «ма­лые жанры фольк­лора», «послови­ца», «поговорка»; их отличительные особенности, «за­коны», по которым они строятся, средства художе­ственной вырази­тельности.

Понимать образ­ный язык народной мудрости: прямой и переносный смысл пословиц и погово­рок, афористич­ность, меткость и выразительность слога.

Уметь: объ­яснять смысл и толковать значение пословиц и погово­рок, уместно упот­реблять их в соб­ственной речи.




4.

Устное народное творчество. Загадки как малый жанр фольклора. Афористичность загадок.

1

Комбинированный

Знать: определе­ние понятий «ма­лые жанры фольк­лора», «загадки»; их особенности, «за­коны», по которым они строятся, средства художе­ственной вырази­тельности.

Уметь уместно упот­реблять их в соб­ственной речи.




5.

Древнерусская литература (1 ч.)

Русские летописи. «Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе».

1

Комбинированный

Знать: определение понятий «древнерусская литература», «летопись», «летописание», «летописец», «сказание», исторические сведения о принятии на Руси христианства, характерные черты литературы Древней Руси, содержание статьи учебника.

Понимать значение летописи в формировании всей русской литературы, насколько интересны летописи современному читателю.

Уметь отличать летописные сказа­ния от произведе­ний устного народ­ного творчества.




6.

Литература XVIII века (3 ч.)

Русские басни. И.И.Дмитриев «Муха».

1

Усвоение новых знаний

Знать: понятие басня, структуру басни; художественные приёмы, используемые в баснях.

Уметь анализировать басню, определять проблематику произведения.




7.

И.А.Крылов. «Листы и корни», «Ларчик».

1

Комбинированный




8.

И.А.Крылов. «Осел и Соловей». Конкурс инсценированной басни.

1

Комбинированный




9.

Русская литература XIX века

(27 ч. + 2 ч.)

А.С.Пушкин. Стихотворение «Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта.

1

Комбинированный

Знать: факты биографии и творческой деятельности поэта, определение понятий «композиция», «интонация стихотворения»; понимать чувства и переживания лирического героя, вольнолюбивый характер стихотворения. Уметь использовать «слово-образ», «контраст», «мотив неволи» при анализе стихотворения, определять.




10.

А.С.Пушкин. «Зимнее утро» (домашнее сочинение анализ стихотворения.)

1

Комбинированный

Знать: какие художественные средства использует поэт, передавая приметы зимнего пейзажа.




11.

А.С.Пушкин. Тема дружбы в стихотворении «И.И.Пущину». Изображение действительности и внутреннего мира человека в стихотворении «Зимняя дорога»

1

Комбинированный

Знать: факты биографии А.С. Пушкина и периоды его творчества, историю создания стихотворения, посвященного лицейскому другу, художественные особенности жанра стихотворного послания, определение понятия «эпитет»; понимать, что светлое чувство дружбы – помощь в суровых жизненных испытаниях.

Уметь: определять средства художественной выразительности и их роль, находить в стихотворении признаки жанра послания, прослеживать эволюцию чувств лирического героя.




12.

А.С.Пушкин. Повесть «Дубровский». Конфликт Андрея Дубровского и Кириллы Троекурова.

Р.к. Жанр повести в адыгейской литературе.

1

Усвоение новых знаний

Знать: историю создания романа; понимать зависимость поведения человека от социальной среды.

Уметь: составлять план в соответствии с рассказом; сравнивать образы главных героев, правильно оценивать поведение героев.




13.

Протест Владимира Дубровского против несправедливых порядков, произвола и деспотизма.

1

Комбинированный

Знать содержание анализируемых глав.

Уметь: анализировать эпизод как часть целого, объяснять его роль в романе.




14.

Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой.

1

Комбинированный

Знать: содержание анализируемых глав.

Понимать причины отказа Владимира от мести Троекурову, отношение автора к своим героям; Уметь: составлять устное описание портрета героя, включая в него цитаты из романа.




15.

Р.р. Подготовка к сочинению по повести А.С. Пушкина «Дубровский».

1

Развитие речи

Знать: содержание романа, последо­вательность рас­крытия темы.

Уметь: находить в тексте описания помещиков, отби­рать материал для сочинения (воз­раст, сословие, воспитание, семья, поместье, образ жизни, поступки, отношение к дру­гим людям, черты характера); делать вывод: чего боль­ше между двумя помещиками: сход­ства или различий; определять цель сравнения и осно­вание для сравне­ния; анализировать варианты вступле­ния и заключения сочинения.




16.

Р.р. Сочинение по повести А.С. Пушкина «Дубровский».

1




17.

А.С.Пушкин. Цикл «Повести Белкина». Сюжет и герои повести «Барышня-крестьянка».

1

Внеклассное чтение

Знать: сюжет и героев повести Пушкина. Понимать позицию Пушкина-гуманиста: простые и естественные качества - самый короткий и самый прямой путь от че­ловека к человеку, залог дружбы и любви.

Уметь: анализировать роль эпиграфа («Во всех ты, ду­шенька, нарядах хороша»), антитезы и случая в компо­зиции повести, инсценировать эпизоды повести, передавая харак­тер, чувства героев.




18.

Двусложные размеры стиха.


Усвоение новых знаний

Знать определение понятий: «ямб» и «хорей», «ударение», «ритм», «слог», «стопа», «стих». Уметь: оп­ределять размер, расставляя ударе­ния в отдельной строке стихотворе­ния, определяя ударные и без­ударные слоги; со­ставлять схему расположения ударных и без­ударных слогов в строках и строфе стихотворения.




19.

М.Ю.Лермонтов. Основное настроение и композиция стихотворения «Тучи».

1

Комбинированный

Знать: автора, факты его биогра­фии и творческой деятельности ука­занного периода, историю появления стихотворения «Тучи»; определе­ние понятий «эпи­тет», «художест­венное сравне­ние», «антитеза», «инверсия», «лек­сический повтор».

Понимать: в чем поэт находит сход­ство своей участи с «судьбой» тучек; как меняется ха­рактер отношения лирического героя к тучам; каковы осо­бенности компози­ции стихотворения, настроение и ком­позицию стихотво­рения.

Уметь: связно рас­сказывать о поэте, выразительно чи­тать, определять художественные средства языка, указывая их роль в поэтическом тек­сте, отмечать осо­бенности поэтиче­ской интонации стихотворения.




20.

Антитеза как основной композиционный прием в стихотворениях М.Ю.Лермонтова «Листок», «Утес», «На севере диком».

1

Комбинированный

Знать: определе­ние понятий «ком­позиция», «поэти­ческий образ», «образ-символ», «эпитет», «олице­творение», «анти­теза», «аллего­рия», «художест­венное сравне­ние», «инверсия».

Понимать на­строение стихотво­рений.

Уметь: определять средства художе­ственной вырази­тельности в тексте, объяснять их роль в композиции сти­хотворения, сопос­тавлять черновые варианты стихотворения с его окончательной ре­дакцией и стихо­творением другого поэта, выявляя в них общие и свое­образные черты.




21.

М.Ю.Лермонтов. «Три пальмы».

(домашнее сочинение «Мое любимое стихотворение М.Ю.Лермонтова»)

1

Комбинированный

Знать: определе­ние понятий «лиро-эпическое произ­ведение» (началь­ные представле­ния), «сюжет», «тема», «компози­ция», «инверсия», «эпитет», «олице­творение», «алли­терация», «поэти­ческая интонация».

Понимать: сюжет, соединивший эпи­ческое изображе­ние событий с ли­рическим пережи­ванием, основную мысль стихотво­рения, проникнутую глубоким фило­софским смыслом: разрушение красо­ты и гармонии че­ловека с миром природы.

Уметь: определять в поэтическом тексте художественные средства языка, их роль, особенности поэтических инто­наций стихотворе­ния, выразительно читать, соблюдая интонационный строй речи, эмоцио­нальное своеобра­зие, личное отно­шение к событиям каждого эпизода стихотворения.




22.

Трехсложные размеры стиха

1

Усвоение новых знаний

Знать определе­ние понятий: «сто­па» (двусложная, трехсложная), «дактиль», «ана­пест», «амфибра­хий».

Уметь структури­ровать основные положения статьи учебника, опреде­лять размер стихо­творений.




23.

И.С.Тургенев. Духовный мир крестьянских детей в рассказе «Бежин луг».

Р.к. Жанр рассказа в адыгейской литературе.

1

Усвоение новых знаний

Знать: факты био­графии и творчест­ва писателя, свое­образие цикла «Записки охотни­ка», исторически реальные детали, изображенные в рассказе, содержа­ние рассказа «Бе­жин луг»; понимать автор­ское отношение к героям.

Уметь: связно рас­сказывать о героях, характерах, опи­сывать их по иллю­страциям и вооб­ражению, выбороч­но пересказывать эпизоды, коммен­тировать их




24.

Роль картин природы в рассказе «Бежин луг».

Р.к. Роль картин природы в произведениях адыгейских писатей.

1

Комбинированный

Знать: содержание рассказа Тургенева, определение понятий «пейзаж», «пейзажная зарисовка».

Понимать: почему описаниям природы в рассказе уделено особое внимание.

Уметь: сопоставлять словесное и художественное повествование, выразительно читать текст.




25.

Ф.И.Тютчев. «Листья».

1

Комбинированный

Знать особенности построения поэтического произведения.

Уметь при чтении выражать тему, идею произведения, чувства автора, свое видение, выявлять художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка поэта.




26.

Природа как воплощение прекрасного в стихотворении А.А.Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила».

1

Комбинированный

Знать: автора и факты его био­графии, литера­турной деятельно­сти; определение понятий «лирика», «лирический ге­рой», «лирический образ», «эпитет», «метафора», «строфа», «олицетворение» и др.

Понимать: мысль поэта о безыскус­ственности лирики, стремление Фета остановить мгнове­ние и запечатлеть его в слове, пони­мать, какие чувст­ва испытывает ли­рический герой стихотворения при восприятии картин природы.

Уметь: объяснять роль восклицания, слышать музы­кальный ритм по­этической речи Фе­та, определять средства художе­ственной вырази­тельности и объяс­нять их роль в сти­хотворении.




27.

А.А.Фет. «Еще майская ночь», «Учись у них - у дуба, у березы…»

1

Усвоение новых знаний




28.

Психологизм, гармоничность и музыкальность поэтической речи Ф.И.Тютчева и А.А.Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.

1

Комбинированный




29.

Картины подневольного труда и мысль о величии народа – созидателя в стихотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога». Своеобразие композиции стихотворения Н.А.Некрасова «Железная дорога»

1

Усвоение новых знаний

Знать: автора и факты его биогра­фии, литературной деятельности; оп­ределение понятий «сюжет», «фабула» и др.

Понимать мысль писателя о тяже­лейшем каторжном труде рабочих, со­чувствии им авто­ра.

Уметь: связно рас­сказывать о поэте, отбирать материал в соответствии с поставленными вопросами.




30.

Урок внеклассного чтения.

Историческая поэма Н.А.Некрасова «Дедушка».

Р.к. Жанр поэмы в адыгейской литературе.

1

Внеклассное чтение

Знать: содержание поэмы, события, положенные в основу поэмы, прототип главного героя; понимать: почему Некрасова волновала декабристская тема.

Уметь выразительно читать лирическое повествование.




31.

Контрольное тестирование по творчеству М.Ю.Лермонтова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, И.С.Тургенева, Н.А.Некрасова.

1

Урок контроля

Уметь: определять по фрагментам произведений ав­тора, персонажа, название произве­дения, связно от­вечать на вопрос проблемного ха­рактера, оформ­лять собственное высказывание в форме сочинения-рассуждения.




32.

Трудолюбие, талант, патриотизм русского человека из народа из сказа Н.С.Лескова «Левша».

1

Усвоение новых знаний

Знать: автора и факты его биогра­фии, литературной деятельности; оп­ределение понятий «сказ» (начальное представление), «эпическое повест­вование», содер­жание рассказа «Левша».

Понимать, как со­четается эпическое повествование (автор) с народной простотой (Пла­тов), заковыристы­ми намеками (Лев­ша) и доверитель­ной таинственно­стью.

Уметь связно рас­сказывать о писа­теле, воссоздавать портрет главного героя.




33.

Урок внеклассного чтения.

Н.С. Лесков «Человек на часах».

1

Комбинированный

Уметь составлять инсценировку под руководством учителя, составлять цитатный план письменного высказывания.




34.

Урок контроля. Контрольная итоговая ра­бота по сказу Н.С. Лескова.

1

Комбинированный

Уметь давать крат­кий и развернутый ответы на вопросы; обосновывать свою точку зрения в не­большом сочине­нии-рассуждении.




35.

Разоблачение лицемерия в рассказе А.П.Чехова «Толстый и тонкий».

1

Комбинированный

Знать: факты биографии писателя, содержание рассказа, определение понятий «юмор», «художественная деталь», «антоним». Понимать смысл названия рассказа.

Уметь: делать наблюдения над речью героев, внешним обликом, поведением, выделяя художественные детали описания.




36.

Урок внеклассного чтения.

Рассказ А.П. Чехова «Смерть чиновника»

1

Комбинированный

Знать: содержание рассказа, определение понятий «юмор», «сатира».

Понимать смысл названия рассказа.

Уметь сопоставлять рассказы.




37.

Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века.

Р.к. Родная природа в стихотворениях адыгейских писателей.

1

Комбинированный

Знать: определение понятий «лирика», «лирический ге­рой», «лирический образ», «эпитет», «метафора», «олицетворение», «строфа» и др.

Уметь: объяснять роль восклицания, слышать музы­кальный ритм по­этической речи, определять средства художе­ственной вырази­тельности и объяс­нять их роль в сти­хотворении.




38.

Русская литература XX века

(21 ч. + 2 ч.)

Душевная чистота главных героев книги А.С.Грина «Алые паруса».

1

Усвоение новых знаний

Знать: автора, факты его биографии, творческой деятельности; объяснять смысл понятия «феерия».

Уметь: составлять тезисный план прочитанной ста­тьи, находить в ро­мане яркие, не­обычные события, элементы фанта­стики, образы-символы; анализи­ровать авторский стиль, отмечая его ритмичность, музы­кальность, обилие эпитетов, метафор, сравнений и т.д.




39.

Прекрасное - вокруг нас в сказке-были А.П.Платонова «Неизвестный цветок».

1

Усвоение новых знаний

Знать: автора, факты его жизни и творческой деятельности, историю создания сказки-были. Понимать: почему автор назвал свое произведение сказ­кой-былью, чем сказка Платонова отличается от на­родных сказок, ска­зок Пушкина, Ер­шова, Погорельско­го и чем напомина­ет «Attalea princes» Гаршина; размыш­ления автора о не­прерывности жиз­ни, необходимости постоянного труда для ее продолже­ния; авторское от­ношение к героям повествования.

Уметь: отмечать сказочные и реаль­ные моменты пове­ствования, сравни­вать сказку-быль А.Платонова с на­родными литера­турными сказками, определять их об­щее и отличное.




40.

М.М.Пришвин. Слово о писателе. Нравственная суть взаимоотношений Митраши и Насти в сказке-были «Кладовая солнца».

1

Усвоение новых знаний

Знать автора, содержание сказки-были. Понимать: смысл понятий «сказка-быль», «философ­ская притча», от­ношение рассказ­чика к леснику Антипычу; смысл слов Антипыча. Уметь: выделять сказочные и реали­стические моменты повествования, анализировать предложенные эпи­зоды произведе­ния, выборочно выразительно чи­тать их и переска­зывать.




41.

А.И.Куприн «Чудесный доктор».

1

Усвоение новых знаний

Знать: автора, факты его биографии, творческой деятельности.

Уметь: составлять тезисный план прочитанной ста­тьи, находить в рассказе яркие, не­обычные события; анализи­ровать авторский стиль, отмечая его ритмичность, музы­кальность, обилие эпитетов, метафор, сравнений и т.д.




42.

Тема служения людям в рассказе «Чудесный доктор»

1

Комбинированный




43.

Р.р. Стихи русских поэтов о Великой Отечественной войне. К. М. Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»

1

Комбинированный

Знать: авторов стихотворений, факты их биогра­фии, творческой деятельности. Понимать, о каких событиях расска­зывают стихотво­рения, какими чув­ствами проникну­ты произведения поэтов-фронтовиков.

Уметь выразитель­но читать, переда­вая при помощи интонации слож­ную гамму чувств - от скорбного вос­поминания до гор­дости за милую Родину.




44.

Д.С. Самойлов. «Сороковые».

1

Комбинированный




45.

Внеклассное чтение. Рассказ Ю. Нагибина «Мой первый друг, мой друг бесценный...»

1

Внеклассное чтение

Знать: автора, факты его биографии и творческой деятельности, со­держание рассказа; Понимать, что истинная дружба одно из самых цен­ных явлений жизни человека;

Уметь: составлять словесный портрет о герое, анализи­ровать характеры и поступки персона­жей, соотносить изображенное на иллюстрации с со­держанием расска­за.




46.

Картины жизни и быта сибирской деревни в послевоенные годы в рассказе В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой».

1

Комбинированный

Знать: автора, факты его жизни и творческой деятельности, содержание рассказа; определение поня­тий «эпизод», «фабула». Понимать, каково авторское отноше­ние к героям рас­сказа

Уметь: выборочно рассказывать о детстве героев, анализировать эпизоды, просле­живать развитие действия, отбирать наиболее яркие эпизоды, отвечать на проблемные во­просы.




47.

Яркость и самобытность героев рассказа. Юмор в рассказе В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой».

1

Комбинированный




48.

Нравственные проблемы рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой».

1

Комбинированный




49.

Герой рассказа и его сверстники в произведении В.Г.Распутина «Уроки французского». Отражение трудностей военного времени.

1

Усвоение новых знаний

Знать: автора, содержание рассказа; понятия: «герой-повествователь», «рассказ», «посвящение», «предисловие», «приемы характеристики героя».

Понимать, в каких трудных послево­енных обстоятельствах развиваются события рассказа, какие испытания выпадают на долю главного героя.

Уметь: анализиро­вать и сопостав­лять эпизоды, де­лать выводы, как пейзажная зари­совка помогает по­нять характер ге­роя




50.

Нравственные проблемы рассказа В.Г.Распутина «Уроки французского».

1

Комбинированный

Понимать скрытый смысл названия рассказа, мотивы поведения Лидии Михайловны, ре­шившей помочь мальчику; смысл посвящения и пре­дисловия.

Уметь сопостав­лять рассказы В.Распутина и В.Астафьева, на­ходить черты сход­ства.




51.

Нравственные проблемы рассказа В.Г.Распутина «Уроки французского».

1

Комбинированный




52.

Р.р. Нравственный выбор моего ровесника в произведениях В.П.Астафьева и В.Г.Распутина.

1

Урок контроля.


Знать трехчастную композицию сочи­нения (вступление, основная часть, заключение).

Уметь создавать собст­венное высказыва­ние на заданную тему в соответст­вии с темой и ос­новной мыслью.




53.

В.М.Шукшин. Рассказ «Срезал». Особенности героев Шукшина.

1

Усвоение новых знаний

Знать содержание рассказа.

Понимать смысл его названия.

Уметь: анализиро­вать характер Гле­ба Капустина, под­тверждать свой ответ цитатами из текста, читать по ролям заданный эпизод, интонаци­онно передавая чувства героев рассказа.




54.

Ф.Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла».

1

Усвоение новых знаний

Знать: автора, фак­ты его биографии, сюжет рассказа.

Понимать смысл названия рассказа, нравственный и философский смысл шутки учи­теля: как смешно и жалко может смот­реться человек, не понимающий раз­личия между тем, что он думает сам о себе и каковым является на самом деле.

Уметь: выражать впечатления от прочитанного, ана­лизировать юмори­стические эпизоды повествования, психологический поединок двух пер­сонажей, языковые средства иронии.




55-56.

Родная природа в русской поэзии XX века. А.А. Блок

2

Комбинированный

Знать: автора, оп­ределение понятий «лирический ге­рой», «эпитет», «художественный образ», «антите­за». Понимать, как ли­рика А. Блока пере­дает трагическое мироощущение человека начала 20 века.

Уметь: находить в стихотворениях поэта художест­венные средства языка, передавать состояние души лирического героя, определять ключе­вые слова, харак­теризующие мироощущение героя (печаль, сожале­ние, забота и проч.), вырази­тельно читать сти­хотворения, инто­национно переда­вая настроение и чувства лирическо­го героя




57-58.

С. А. Есенин «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша».

2

Усвоение новых знаний

Знать: сведения об авторе, основные мотивы его творче­ства (родина, при­рода, русская ду­ша). Понимать, что ти­хо произнесенные, сокровенные, вы­разительные чув­ства поэта сильны искренней любо­вью к родине; ка­кие чувства испы­тывает лирический герой С.А.Есенин.

Уметь: интонаци­онно передавать песенные напевы лирики: задушев­ность, мелодич­ность; устно опи­сывать образы, возникающие при чтении стихотво­рений; соотносить названия стихо­творений с их со­держанием; опре­делять особенно­сти композиции, художественные приемы, помогаю­щие передавать эмоции лирическо­го героя.




59.

А.А.Ахматова. «Перед весной бывают дни такие…»

1

Усвоение новых знаний

Знать автора.

Понимать, как в одном развернутом сложном предло­жении А.Ахматова передает ощуще­ние весеннего про­буждения природы; мир ее образов (видимых, слыши­мых, осязаемых, обоняемых), осо­бенность лирики поэтессы - ассо­циативность (не говорить о чувствах прямо, а только намекать на них) и доверительность.

Уметь: выражать впечатления от прочитанного, ус­танавливать ассо­циативные связи, выразительно чи­тать, передавая интонационно чув­ства лирического героя.




60.

Тема Родины в поэзии Н.М.Рубцова. Человек и природа в его «тихой» лирике.

1

Усвоение новых знаний

Знать: сведения об авторе, основные мотивы его творче­ства (родина, при­рода, русская ду­ша), постоянные образы (свет, звез­да, огонек). Понимать, что ти­хо произнесенные, сокровенные, вы­разительные чув­ства поэта сильны искренней любо­вью к родине; ка­кие чувства испы­тывает лирический герой Н.Рубцова.

Уметь: интонаци­онно передавать песенные напевы лирики: задушев­ность, мелодич­ность; устно опи­сывать образы, возникающие при чтении стихотво­рений; соотносить названия стихо­творений с их со­держанием; опре­делять особенно­сти композиции, художественные приемы, помогаю­щие передавать эмоции лирическо­го героя.




61.

Зарубежная литература (10 ч.)

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла.

1

Комбинированный

Знать: определе­ние понятий «миф», «мифоло­гия», «герой в древнегреческой мифологии», «ки­фара», «певцы-рапсоды»; время появления мифов; о фразеологизмах древнегреческого происхождения; авторов Н.А.Куна и Р.Грейвса, англий­ского поэта и ми­фолога.

Понимать смысл мифов, образ иде­ального героя: му­жественного, вы­носливого, изобре­тательного, уважающего волю богов; мировосприя­тие древнего чело­века, его понима­ние добра и зла; отличие мифа от сказки.

Уметь давать ха­рактеристику ге­рою, анализиро­вать его поступки.




62.

Урок внеклассного чтения.

Мир древнегреческих мифов.

Геродот. «Легенда об Арионе».

1

Внеклассное чтение

Знать: определе­ние понятий «Ле­генда», «миф», «реальность».

Понимать, в чем отличие мифа от легенды.

Уметь находить в легенде черты ре­альности (путеше­ствие в Италию, попытка убийства с целью ограбления, спасение и др.) и черты мифа (сын Посейдона, возне­сение на небо в виде созвездия и др.); уметь состав­лять художествен­ный рассказ о ге­рое.




63.

«Илиада» и «Одиссея» Гомера как героические эпические поэмы.

1

Усвоение новых знаний

Знать: понятие «героического эпо­са» (начальные представления), признаки и отличи­тельные особенно­сти героического эпоса, определе­ние понятий «ги­пербола», «посто­янный эпитет», «гекзаметр», «ан­тичная мифоло­гия».

Понимать, как со­четается в эпосе Гомера восхвале­ние богов, покло­нение им - с юмо­ром, смехом, ко­мизмом; значение поэм Гомера. Уметь: определять в тексте средства художественной выразительности, особенности стихотворной речи, оп­ределять их роль, давать характери­стику героям, ана­лизировать их по­ступки; вырази­тельно читать, ин­тонационно пере­давая торжествен­ность, плавность звучания стиха.




64.

М.Сервантес Сааведра. Дон Кихот – герой, живущий в воображаемом мире.

1

Усвоение новых знаний

Знать: автора, факты его биогра­фии и творческой деятельности; понимать смысл понятий «пародия», «рыцарский ро­ман».

Уметь: сравнивать героев, выявляя их глубокое внутрен­нее сходство и не­похожесть; соотно­сить содержание прочитанных глав романа со стихо­творением Д.С.Мережковского «Дон Кихот» и ил­люстрацией Е.Моисеенко «Ла­манч»; выражать авторское отноше­ние к героям и свое собственное.




65.

Проблемы благородства, достоинства и чести в балладе Ф.Шиллера «Перчатка».

1

Усвоение новых знаний

Знать: автора, сведения о его био­графии и творче­ской деятельности; определение поня­тия «баллада как литературный жанр», ее отличие от былины и песни; понимать пробле­мы, поставленные поэтом в балладе (благородство, дос­тоинство, честь), поступок героя.

Уметь: соотносить жанровые особен­ности повести, рас­сказа и баллады и определять жанр произведения; со­относить содержа­ние баллады с ил­люстрацией худож­ника, сравнивать переводы баллады и выявлять свое­образие каждого.




66.

Конфликт естественной жизни и цивилизованного общества в новелле П.Мериме «Маттео Фальконе».

1

Усвоение новых знаний

Знать: автора, сведения о его жизни, творческой деятельности; оп­ределение понятия «новелла».

Понимать смысл заглавия новеллы.

Уметь рассказы­вать о героях, ана­лизировать их по­ступки и поведение.




67.

Урок внеклассного чтения.

М.Твен. «Приключения Гекльберри Финна».

1

Урок ознакомления с новым материалом

Знать: автора, факты его биогра­фии и творческой деятельности; оп­ределение понятий «комическое», «юмористическое».

Понимать смысл высказывания Э.Хемингуэя. Уметь сравнивать поведение Тома и Гека с точки зрения сходства и разли­чия.




68.

Философская сказка-притча А.де Сент-Экзюпери «Маленький принц».

1

Усвоение новых знаний

Знать: автора, факты его биогра­фии и творческой деятельности; оп­ределение понятий «философская сказка», «притча», «символ» (началь­ные представле­ния).

Понимать фило­софский смысл сказки; что бывает, когда дети откры­вают мир взрос­лым, когда взрос­лые умеют слы­шать детей.

Уметь определять сказочные и реаль­ные элементы сказ­ки.




69.

Контрольное тестирование.

1

Урок контроля

Уметь: определять по фрагментам произведений ав­тора, персонажа, название произве­дения, связно от­вечать на вопрос проблемного ха­рактера, оформ­лять собственное высказывание в форме сочинения-рассуждения.




70.

Итоги года. Задания для летнего чтения.

1

Комбинированный

Уметь: определять по фрагментам произведений ав­тора, персонажа, название произве­дения, связно от­вечать на вопрос проблемного ха­рактера, оформ­лять собственное высказывание в форме сочинения-рассуждения.