№ п.п. | Наименова ние раздела программы | Тема урока | Количество ча сов | Тип урока | Основное содержание и виды деятельности учащихся | Вид контроля | Дата проведения |
план | факт |
1. | Введение (1 ч.) | Введение. Художественное произведение. | 1 | Усвоение новых знаний | Знать: о роли книги в жизни человека. Уметь: подтверждать высказывания писателей собственными примерами из прочитанных книг. | | | |
2. | Русский фольклор (3 ч.) | Урок внеклассного чтения. Устное народное творчество. Обрядовый фольклор. Р.к. Обрядовый фольклор. | 1 | Комбинированный | Знать: определение понятий «фольклор», «обрядовый фольклор», виды обрядовых песен. Понимать: их эстетическую и художественную ценность, как различаются песни по содержанию, характеру исполнения, ритму, мелодии. Уметь: соотносить календарно-обрядовые песни с событиями народного календаря, анализировать их тематику. | | | |
3. | Устное народное творчество. Пословицы и поговорки как жанр фольклора. Р.к. Адыгейские пословицы и поговорки. | 1 | Комбинированный | Знать: определение понятий «малые жанры фольклора», «пословица», «поговорка»; их отличительные особенности, «законы», по которым они строятся, средства художественной выразительности. Понимать образный язык народной мудрости: прямой и переносный смысл пословиц и поговорок, афористичность, меткость и выразительность слога. Уметь: объяснять смысл и толковать значение пословиц и поговорок, уместно употреблять их в собственной речи. | | | |
4. | Устное народное творчество. Загадки как малый жанр фольклора. Афористичность загадок. | 1 | Комбинированный | Знать: определение понятий «малые жанры фольклора», «загадки»; их особенности, «законы», по которым они строятся, средства художественной выразительности. Уметь уместно употреблять их в собственной речи. | | | |
5. | Древнерусская литература (1 ч.) | Русские летописи. «Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе». | 1 | Комбинированный | Знать: определение понятий «древнерусская литература», «летопись», «летописание», «летописец», «сказание», исторические сведения о принятии на Руси христианства, характерные черты литературы Древней Руси, содержание статьи учебника. Понимать значение летописи в формировании всей русской литературы, насколько интересны летописи современному читателю. Уметь отличать летописные сказания от произведений устного народного творчества. | | | |
6. | Литература XVIII века (3 ч.) | Русские басни. И.И.Дмитриев «Муха». | 1 | Усвоение новых знаний | Знать: понятие басня, структуру басни; художественные приёмы, используемые в баснях. Уметь анализировать басню, определять проблематику произведения. | | | |
7. | И.А.Крылов. «Листы и корни», «Ларчик». | 1 | Комбинированный | | | |
8. | И.А.Крылов. «Осел и Соловей». Конкурс инсценированной басни. | 1 | Комбинированный | | | |
9. | Русская литература XIX века (27 ч. + 2 ч.) | А.С.Пушкин. Стихотворение «Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта. | 1 | Комбинированный | Знать: факты биографии и творческой деятельности поэта, определение понятий «композиция», «интонация стихотворения»; понимать чувства и переживания лирического героя, вольнолюбивый характер стихотворения. Уметь использовать «слово-образ», «контраст», «мотив неволи» при анализе стихотворения, определять. | | | |
10. | А.С.Пушкин. «Зимнее утро» (домашнее сочинение анализ стихотворения.) | 1 | Комбинированный | Знать: какие художественные средства использует поэт, передавая приметы зимнего пейзажа. | | | |
11. | А.С.Пушкин. Тема дружбы в стихотворении «И.И.Пущину». Изображение действительности и внутреннего мира человека в стихотворении «Зимняя дорога» | 1 | Комбинированный | Знать: факты биографии А.С. Пушкина и периоды его творчества, историю создания стихотворения, посвященного лицейскому другу, художественные особенности жанра стихотворного послания, определение понятия «эпитет»; понимать, что светлое чувство дружбы – помощь в суровых жизненных испытаниях. Уметь: определять средства художественной выразительности и их роль, находить в стихотворении признаки жанра послания, прослеживать эволюцию чувств лирического героя. | | | |
12. | А.С.Пушкин. Повесть «Дубровский». Конфликт Андрея Дубровского и Кириллы Троекурова. Р.к. Жанр повести в адыгейской литературе. | 1 | Усвоение новых знаний | Знать: историю создания романа; понимать зависимость поведения человека от социальной среды. Уметь: составлять план в соответствии с рассказом; сравнивать образы главных героев, правильно оценивать поведение героев. | | | |
13. | Протест Владимира Дубровского против несправедливых порядков, произвола и деспотизма. | 1 | Комбинированный | Знать содержание анализируемых глав. Уметь: анализировать эпизод как часть целого, объяснять его роль в романе. | | | |
14. | Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой. | 1 | Комбинированный | Знать: содержание анализируемых глав. Понимать причины отказа Владимира от мести Троекурову, отношение автора к своим героям; Уметь: составлять устное описание портрета героя, включая в него цитаты из романа. | | | |
15. | Р.р. Подготовка к сочинению по повести А.С. Пушкина «Дубровский». | 1 | Развитие речи | Знать: содержание романа, последовательность раскрытия темы. Уметь: находить в тексте описания помещиков, отбирать материал для сочинения (возраст, сословие, воспитание, семья, поместье, образ жизни, поступки, отношение к другим людям, черты характера); делать вывод: чего больше между двумя помещиками: сходства или различий; определять цель сравнения и основание для сравнения; анализировать варианты вступления и заключения сочинения. | | | |
16. | Р.р. Сочинение по повести А.С. Пушкина «Дубровский». | 1 | | | |
17. | А.С.Пушкин. Цикл «Повести Белкина». Сюжет и герои повести «Барышня-крестьянка». | 1 | Внеклассное чтение | Знать: сюжет и героев повести Пушкина. Понимать позицию Пушкина-гуманиста: простые и естественные качества - самый короткий и самый прямой путь от человека к человеку, залог дружбы и любви. Уметь: анализировать роль эпиграфа («Во всех ты, душенька, нарядах хороша»), антитезы и случая в композиции повести, инсценировать эпизоды повести, передавая характер, чувства героев. | | | |
18. | Двусложные размеры стиха. | | Усвоение новых знаний | Знать определение понятий: «ямб» и «хорей», «ударение», «ритм», «слог», «стопа», «стих». Уметь: определять размер, расставляя ударения в отдельной строке стихотворения, определяя ударные и безударные слоги; составлять схему расположения ударных и безударных слогов в строках и строфе стихотворения. | | | |
19. | М.Ю.Лермонтов. Основное настроение и композиция стихотворения «Тучи». | 1 | Комбинированный | Знать: автора, факты его биографии и творческой деятельности указанного периода, историю появления стихотворения «Тучи»; определение понятий «эпитет», «художественное сравнение», «антитеза», «инверсия», «лексический повтор». Понимать: в чем поэт находит сходство своей участи с «судьбой» тучек; как меняется характер отношения лирического героя к тучам; каковы особенности композиции стихотворения, настроение и композицию стихотворения. Уметь: связно рассказывать о поэте, выразительно читать, определять художественные средства языка, указывая их роль в поэтическом тексте, отмечать особенности поэтической интонации стихотворения. | | | |
20. | Антитеза как основной композиционный прием в стихотворениях М.Ю.Лермонтова «Листок», «Утес», «На севере диком». | 1 | Комбинированный | Знать: определение понятий «композиция», «поэтический образ», «образ-символ», «эпитет», «олицетворение», «антитеза», «аллегория», «художественное сравнение», «инверсия». Понимать настроение стихотворений. Уметь: определять средства художественной выразительности в тексте, объяснять их роль в композиции стихотворения, сопоставлять черновые варианты стихотворения с его окончательной редакцией и стихотворением другого поэта, выявляя в них общие и своеобразные черты. | | | |
21. | М.Ю.Лермонтов. «Три пальмы». (домашнее сочинение «Мое любимое стихотворение М.Ю.Лермонтова») | 1 | Комбинированный | Знать: определение понятий «лиро-эпическое произведение» (начальные представления), «сюжет», «тема», «композиция», «инверсия», «эпитет», «олицетворение», «аллитерация», «поэтическая интонация». Понимать: сюжет, соединивший эпическое изображение событий с лирическим переживанием, основную мысль стихотворения, проникнутую глубоким философским смыслом: разрушение красоты и гармонии человека с миром природы. Уметь: определять в поэтическом тексте художественные средства языка, их роль, особенности поэтических интонаций стихотворения, выразительно читать, соблюдая интонационный строй речи, эмоциональное своеобразие, личное отношение к событиям каждого эпизода стихотворения. | | | |
22. | Трехсложные размеры стиха | 1 | Усвоение новых знаний | Знать определение понятий: «стопа» (двусложная, трехсложная), «дактиль», «анапест», «амфибрахий». Уметь структурировать основные положения статьи учебника, определять размер стихотворений. | | | |
23. | И.С.Тургенев. Духовный мир крестьянских детей в рассказе «Бежин луг». Р.к. Жанр рассказа в адыгейской литературе. | 1 | Усвоение новых знаний | Знать: факты биографии и творчества писателя, своеобразие цикла «Записки охотника», исторически реальные детали, изображенные в рассказе, содержание рассказа «Бежин луг»; понимать авторское отношение к героям. Уметь: связно рассказывать о героях, характерах, описывать их по иллюстрациям и воображению, выборочно пересказывать эпизоды, комментировать их | | | |
24. | Роль картин природы в рассказе «Бежин луг». Р.к. Роль картин природы в произведениях адыгейских писатей. | 1 | Комбинированный | Знать: содержание рассказа Тургенева, определение понятий «пейзаж», «пейзажная зарисовка». Понимать: почему описаниям природы в рассказе уделено особое внимание. Уметь: сопоставлять словесное и художественное повествование, выразительно читать текст. | | | |
25. | Ф.И.Тютчев. «Листья». | 1 | Комбинированный | Знать особенности построения поэтического произведения. Уметь при чтении выражать тему, идею произведения, чувства автора, свое видение, выявлять художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка поэта. | | | |
26. | Природа как воплощение прекрасного в стихотворении А.А.Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила». | 1 | Комбинированный | Знать: автора и факты его биографии, литературной деятельности; определение понятий «лирика», «лирический герой», «лирический образ», «эпитет», «метафора», «строфа», «олицетворение» и др. Понимать: мысль поэта о безыскусственности лирики, стремление Фета остановить мгновение и запечатлеть его в слове, понимать, какие чувства испытывает лирический герой стихотворения при восприятии картин природы. Уметь: объяснять роль восклицания, слышать музыкальный ритм поэтической речи Фета, определять средства художественной выразительности и объяснять их роль в стихотворении. | | | |
27. | А.А.Фет. «Еще майская ночь», «Учись у них - у дуба, у березы…» | 1 | Усвоение новых знаний | | | |
28. | Психологизм, гармоничность и музыкальность поэтической речи Ф.И.Тютчева и А.А.Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике. | 1 | Комбинированный | | | |
29. | Картины подневольного труда и мысль о величии народа – созидателя в стихотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога». Своеобразие композиции стихотворения Н.А.Некрасова «Железная дорога» | 1 | Усвоение новых знаний | Знать: автора и факты его биографии, литературной деятельности; определение понятий «сюжет», «фабула» и др. Понимать мысль писателя о тяжелейшем каторжном труде рабочих, сочувствии им автора. Уметь: связно рассказывать о поэте, отбирать материал в соответствии с поставленными вопросами. | | | |
30. | Урок внеклассного чтения. Историческая поэма Н.А.Некрасова «Дедушка». Р.к. Жанр поэмы в адыгейской литературе. | 1 | Внеклассное чтение | Знать: содержание поэмы, события, положенные в основу поэмы, прототип главного героя; понимать: почему Некрасова волновала декабристская тема. Уметь выразительно читать лирическое повествование. | | | |
31. | Контрольное тестирование по творчеству М.Ю.Лермонтова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, И.С.Тургенева, Н.А.Некрасова. | 1 | Урок контроля | Уметь: определять по фрагментам произведений автора, персонажа, название произведения, связно отвечать на вопрос проблемного характера, оформлять собственное высказывание в форме сочинения-рассуждения. | | | |
32. | Трудолюбие, талант, патриотизм русского человека из народа из сказа Н.С.Лескова «Левша». | 1 | Усвоение новых знаний | Знать: автора и факты его биографии, литературной деятельности; определение понятий «сказ» (начальное представление), «эпическое повествование», содержание рассказа «Левша». Понимать, как сочетается эпическое повествование (автор) с народной простотой (Платов), заковыристыми намеками (Левша) и доверительной таинственностью. Уметь связно рассказывать о писателе, воссоздавать портрет главного героя. | | | |
33. | Урок внеклассного чтения. Н.С. Лесков «Человек на часах». | 1 | Комбинированный | Уметь составлять инсценировку под руководством учителя, составлять цитатный план письменного высказывания. | | | |
34. | Урок контроля. Контрольная итоговая работа по сказу Н.С. Лескова. | 1 | Комбинированный | Уметь давать краткий и развернутый ответы на вопросы; обосновывать свою точку зрения в небольшом сочинении-рассуждении. | | | |
35. | Разоблачение лицемерия в рассказе А.П.Чехова «Толстый и тонкий». | 1 | Комбинированный | Знать: факты биографии писателя, содержание рассказа, определение понятий «юмор», «художественная деталь», «антоним». Понимать смысл названия рассказа. Уметь: делать наблюдения над речью героев, внешним обликом, поведением, выделяя художественные детали описания. | | | |
36. | Урок внеклассного чтения. Рассказ А.П. Чехова «Смерть чиновника» | 1 | Комбинированный | Знать: содержание рассказа, определение понятий «юмор», «сатира». Понимать смысл названия рассказа. Уметь сопоставлять рассказы. | | | |
37. | Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века. Р.к. Родная природа в стихотворениях адыгейских писателей. | 1 | Комбинированный | Знать: определение понятий «лирика», «лирический герой», «лирический образ», «эпитет», «метафора», «олицетворение», «строфа» и др. Уметь: объяснять роль восклицания, слышать музыкальный ритм поэтической речи, определять средства художественной выразительности и объяснять их роль в стихотворении. | | | |
38. | Русская литература XX века (21 ч. + 2 ч.) | Душевная чистота главных героев книги А.С.Грина «Алые паруса». | 1 | Усвоение новых знаний | Знать: автора, факты его биографии, творческой деятельности; объяснять смысл понятия «феерия». Уметь: составлять тезисный план прочитанной статьи, находить в романе яркие, необычные события, элементы фантастики, образы-символы; анализировать авторский стиль, отмечая его ритмичность, музыкальность, обилие эпитетов, метафор, сравнений и т.д. | | | |
39. | Прекрасное - вокруг нас в сказке-были А.П.Платонова «Неизвестный цветок». | 1 | Усвоение новых знаний | Знать: автора, факты его жизни и творческой деятельности, историю создания сказки-были. Понимать: почему автор назвал свое произведение сказкой-былью, чем сказка Платонова отличается от народных сказок, сказок Пушкина, Ершова, Погорельского и чем напоминает «Attalea princes» Гаршина; размышления автора о непрерывности жизни, необходимости постоянного труда для ее продолжения; авторское отношение к героям повествования. Уметь: отмечать сказочные и реальные моменты повествования, сравнивать сказку-быль А.Платонова с народными литературными сказками, определять их общее и отличное. | | | |
40. | М.М.Пришвин. Слово о писателе. Нравственная суть взаимоотношений Митраши и Насти в сказке-были «Кладовая солнца». | 1 | Усвоение новых знаний | Знать автора, содержание сказки-были. Понимать: смысл понятий «сказка-быль», «философская притча», отношение рассказчика к леснику Антипычу; смысл слов Антипыча. Уметь: выделять сказочные и реалистические моменты повествования, анализировать предложенные эпизоды произведения, выборочно выразительно читать их и пересказывать. | | | |
41. | А.И.Куприн «Чудесный доктор». | 1 | Усвоение новых знаний | Знать: автора, факты его биографии, творческой деятельности. Уметь: составлять тезисный план прочитанной статьи, находить в рассказе яркие, необычные события; анализировать авторский стиль, отмечая его ритмичность, музыкальность, обилие эпитетов, метафор, сравнений и т.д. | | | |
42. | Тема служения людям в рассказе «Чудесный доктор» | 1 | Комбинированный | | | |
43. | Р.р. Стихи русских поэтов о Великой Отечественной войне. К. М. Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...» | 1 | Комбинированный | Знать: авторов стихотворений, факты их биографии, творческой деятельности. Понимать, о каких событиях рассказывают стихотворения, какими чувствами проникнуты произведения поэтов-фронтовиков. Уметь выразительно читать, передавая при помощи интонации сложную гамму чувств - от скорбного воспоминания до гордости за милую Родину. | | | |
44. | Д.С. Самойлов. «Сороковые». | 1 | Комбинированный | | | |
45. | Внеклассное чтение. Рассказ Ю. Нагибина «Мой первый друг, мой друг бесценный...» | 1 | Внеклассное чтение | Знать: автора, факты его биографии и творческой деятельности, содержание рассказа; Понимать, что истинная дружба одно из самых ценных явлений жизни человека; Уметь: составлять словесный портрет о герое, анализировать характеры и поступки персонажей, соотносить изображенное на иллюстрации с содержанием рассказа. | | | |
46. | Картины жизни и быта сибирской деревни в послевоенные годы в рассказе В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой». | 1 | Комбинированный | Знать: автора, факты его жизни и творческой деятельности, содержание рассказа; определение понятий «эпизод», «фабула». Понимать, каково авторское отношение к героям рассказа Уметь: выборочно рассказывать о детстве героев, анализировать эпизоды, прослеживать развитие действия, отбирать наиболее яркие эпизоды, отвечать на проблемные вопросы. | | | |
47. | Яркость и самобытность героев рассказа. Юмор в рассказе В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой». | 1 | Комбинированный | | | |
48. | Нравственные проблемы рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой». | 1 | Комбинированный | | | |
49. | Герой рассказа и его сверстники в произведении В.Г.Распутина «Уроки французского». Отражение трудностей военного времени. | 1 | Усвоение новых знаний | Знать: автора, содержание рассказа; понятия: «герой-повествователь», «рассказ», «посвящение», «предисловие», «приемы характеристики героя». Понимать, в каких трудных послевоенных обстоятельствах развиваются события рассказа, какие испытания выпадают на долю главного героя. Уметь: анализировать и сопоставлять эпизоды, делать выводы, как пейзажная зарисовка помогает понять характер героя | | | |
50. | Нравственные проблемы рассказа В.Г.Распутина «Уроки французского». | 1 | Комбинированный | Понимать скрытый смысл названия рассказа, мотивы поведения Лидии Михайловны, решившей помочь мальчику; смысл посвящения и предисловия. Уметь сопоставлять рассказы В.Распутина и В.Астафьева, находить черты сходства. | | | |
51. | Нравственные проблемы рассказа В.Г.Распутина «Уроки французского». | 1 | Комбинированный | | | |
52. | Р.р. Нравственный выбор моего ровесника в произведениях В.П.Астафьева и В.Г.Распутина. | 1 | Урок контроля. | Знать трехчастную композицию сочинения (вступление, основная часть, заключение). Уметь создавать собственное высказывание на заданную тему в соответствии с темой и основной мыслью. | | | |
53. | В.М.Шукшин. Рассказ «Срезал». Особенности героев Шукшина. | 1 | Усвоение новых знаний | Знать содержание рассказа. Понимать смысл его названия. Уметь: анализировать характер Глеба Капустина, подтверждать свой ответ цитатами из текста, читать по ролям заданный эпизод, интонационно передавая чувства героев рассказа. | | | |
54. | Ф.Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла». | 1 | Усвоение новых знаний | Знать: автора, факты его биографии, сюжет рассказа. Понимать смысл названия рассказа, нравственный и философский смысл шутки учителя: как смешно и жалко может смотреться человек, не понимающий различия между тем, что он думает сам о себе и каковым является на самом деле. Уметь: выражать впечатления от прочитанного, анализировать юмористические эпизоды повествования, психологический поединок двух персонажей, языковые средства иронии. | | | |
55-56. | Родная природа в русской поэзии XX века. А.А. Блок | 2 | Комбинированный | Знать: автора, определение понятий «лирический герой», «эпитет», «художественный образ», «антитеза». Понимать, как лирика А. Блока передает трагическое мироощущение человека начала 20 века. Уметь: находить в стихотворениях поэта художественные средства языка, передавать состояние души лирического героя, определять ключевые слова, характеризующие мироощущение героя (печаль, сожаление, забота и проч.), выразительно читать стихотворения, интонационно передавая настроение и чувства лирического героя | | | |
57-58. | С. А. Есенин «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша». | 2 | Усвоение новых знаний | Знать: сведения об авторе, основные мотивы его творчества (родина, природа, русская душа). Понимать, что тихо произнесенные, сокровенные, выразительные чувства поэта сильны искренней любовью к родине; какие чувства испытывает лирический герой С.А.Есенин. Уметь: интонационно передавать песенные напевы лирики: задушевность, мелодичность; устно описывать образы, возникающие при чтении стихотворений; соотносить названия стихотворений с их содержанием; определять особенности композиции, художественные приемы, помогающие передавать эмоции лирического героя. | | | |
59. | А.А.Ахматова. «Перед весной бывают дни такие…» | 1 | Усвоение новых знаний | Знать автора. Понимать, как в одном развернутом сложном предложении А.Ахматова передает ощущение весеннего пробуждения природы; мир ее образов (видимых, слышимых, осязаемых, обоняемых), особенность лирики поэтессы - ассоциативность (не говорить о чувствах прямо, а только намекать на них) и доверительность. Уметь: выражать впечатления от прочитанного, устанавливать ассоциативные связи, выразительно читать, передавая интонационно чувства лирического героя. | | | |
60. | Тема Родины в поэзии Н.М.Рубцова. Человек и природа в его «тихой» лирике. | 1 | Усвоение новых знаний | Знать: сведения об авторе, основные мотивы его творчества (родина, природа, русская душа), постоянные образы (свет, звезда, огонек). Понимать, что тихо произнесенные, сокровенные, выразительные чувства поэта сильны искренней любовью к родине; какие чувства испытывает лирический герой Н.Рубцова. Уметь: интонационно передавать песенные напевы лирики: задушевность, мелодичность; устно описывать образы, возникающие при чтении стихотворений; соотносить названия стихотворений с их содержанием; определять особенности композиции, художественные приемы, помогающие передавать эмоции лирического героя. | | | |
61. | Зарубежная литература (10 ч.) | Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла. | 1 | Комбинированный | Знать: определение понятий «миф», «мифология», «герой в древнегреческой мифологии», «кифара», «певцы-рапсоды»; время появления мифов; о фразеологизмах древнегреческого происхождения; авторов Н.А.Куна и Р.Грейвса, английского поэта и мифолога. Понимать смысл мифов, образ идеального героя: мужественного, выносливого, изобретательного, уважающего волю богов; мировосприятие древнего человека, его понимание добра и зла; отличие мифа от сказки. Уметь давать характеристику герою, анализировать его поступки. | | | |
62. | Урок внеклассного чтения. Мир древнегреческих мифов. Геродот. «Легенда об Арионе». | 1 | Внеклассное чтение | Знать: определение понятий «Легенда», «миф», «реальность». Понимать, в чем отличие мифа от легенды. Уметь находить в легенде черты реальности (путешествие в Италию, попытка убийства с целью ограбления, спасение и др.) и черты мифа (сын Посейдона, вознесение на небо в виде созвездия и др.); уметь составлять художественный рассказ о герое. | | | |
63. | «Илиада» и «Одиссея» Гомера как героические эпические поэмы. | 1 | Усвоение новых знаний | Знать: понятие «героического эпоса» (начальные представления), признаки и отличительные особенности героического эпоса, определение понятий «гипербола», «постоянный эпитет», «гекзаметр», «античная мифология». Понимать, как сочетается в эпосе Гомера восхваление богов, поклонение им - с юмором, смехом, комизмом; значение поэм Гомера. Уметь: определять в тексте средства художественной выразительности, особенности стихотворной речи, определять их роль, давать характеристику героям, анализировать их поступки; выразительно читать, интонационно передавая торжественность, плавность звучания стиха. | | | |
64. | М.Сервантес Сааведра. Дон Кихот – герой, живущий в воображаемом мире. | 1 | Усвоение новых знаний | Знать: автора, факты его биографии и творческой деятельности; понимать смысл понятий «пародия», «рыцарский роман». Уметь: сравнивать героев, выявляя их глубокое внутреннее сходство и непохожесть; соотносить содержание прочитанных глав романа со стихотворением Д.С.Мережковского «Дон Кихот» и иллюстрацией Е.Моисеенко «Ламанч»; выражать авторское отношение к героям и свое собственное. | | | |
65. | Проблемы благородства, достоинства и чести в балладе Ф.Шиллера «Перчатка». | 1 | Усвоение новых знаний | Знать: автора, сведения о его биографии и творческой деятельности; определение понятия «баллада как литературный жанр», ее отличие от былины и песни; понимать проблемы, поставленные поэтом в балладе (благородство, достоинство, честь), поступок героя. Уметь: соотносить жанровые особенности повести, рассказа и баллады и определять жанр произведения; соотносить содержание баллады с иллюстрацией художника, сравнивать переводы баллады и выявлять своеобразие каждого. | | | |
66. | Конфликт естественной жизни и цивилизованного общества в новелле П.Мериме «Маттео Фальконе». | 1 | Усвоение новых знаний | Знать: автора, сведения о его жизни, творческой деятельности; определение понятия «новелла». Понимать смысл заглавия новеллы. Уметь рассказывать о героях, анализировать их поступки и поведение. | | | |
67. | Урок внеклассного чтения. М.Твен. «Приключения Гекльберри Финна». | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Знать: автора, факты его биографии и творческой деятельности; определение понятий «комическое», «юмористическое». Понимать смысл высказывания Э.Хемингуэя. Уметь сравнивать поведение Тома и Гека с точки зрения сходства и различия. | | | |
68. | Философская сказка-притча А.де Сент-Экзюпери «Маленький принц». | 1 | Усвоение новых знаний | Знать: автора, факты его биографии и творческой деятельности; определение понятий «философская сказка», «притча», «символ» (начальные представления). Понимать философский смысл сказки; что бывает, когда дети открывают мир взрослым, когда взрослые умеют слышать детей. Уметь определять сказочные и реальные элементы сказки. | | | |
69. | Контрольное тестирование. | 1 | Урок контроля | Уметь: определять по фрагментам произведений автора, персонажа, название произведения, связно отвечать на вопрос проблемного характера, оформлять собственное высказывание в форме сочинения-рассуждения. | | | |
70. | Итоги года. Задания для летнего чтения. | 1 | Комбинированный | Уметь: определять по фрагментам произведений автора, персонажа, название произведения, связно отвечать на вопрос проблемного характера, оформлять собственное высказывание в форме сочинения-рассуждения. | | | |