СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование по музыке с 1-4 класс В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

                 Рабочая программа ориентирована на использование  учебно-методического комплекта :

1. В.В. Алеев, Т.Н. Кичак. «Музыка» Учебник для общеобразовательных учреждений 1кл. - М.: Дрофа, 2013.

2.  В.В. Алеев, Т.Н. Кичак. «Музыка» Учебник для общеобразовательных учреждений 2 кл. - М.: Дрофа, 2013.

3. В.В. Алеев, Т.Н. Кичак. «Музыка» Учебник для общеобразовательных учреждений 3 кл. - М.: Дрофа, 2013.

 4. В.В. Алеев, Т.Н. Кичак. «Музыка» Учебник для общеобразовательных учреждений 4 кл. - М.: Дрофа, 2013. 

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование по музыке с 1-4 класс В.В. Алеев, Т.Н. Кичак»















Рабочая программа


по МУЗЫКЕ

начальная ступень обучения

базовый уровень











Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе Федерального

государственного образовательного стандарта начального общего образования Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина, Фундаментального ядра содержания общего образования по музыке, Примерной программы начального образования«Музыка. Начальные классы»-М.Дрофа. 2010г., на основе авторской программы «Музыка» В. В. Алеева, Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак для 1-4 классов общеобразовательных учреждений 2011.с 16-25.,и в соответствии с базисным учебным планом МКОУ «Верхнерагозецкая основная общеобразовательная школа».

При отборе и выстраивании музыкального репертуара в программе

предусматривается его ориентация: на развитие эмоциональной

отзывчивости учащихся на музыку и их личностного отношения к искусству;

на раскрытие содержания музыки через ее интонационную сущность; на

последовательное и целенаправленное расширение музыкально-слухового

фонда знакомой учащимся музыки, включения в него музыки различных

направлений, стилей и школ.

В рабочей программе учитываются концептуальные положения программы,

разработанной под научным руководством Д. Б. Кабалевского, в частности

тот ее важнейший объединяющий момент, который связан с введением темы

года.

Рабочая программа показывает, как с учетом конкретных условий,

образовательных потребностей и особенностей развития обучающихся

учитель создает индивидуальную модель образования на основе

государственного образовательного стандарта.

В соответствии с Базисным учебным планом предмет «Музыка» в начальной школе

изучается в течение четырех лет — с 1 по 4 класс. Количество часов в неделю — 1. В первом классе курс рассчитан на33 учебные недели; во 2—4 классах — на 34 учебные

недели.


Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта :

1. В.В. Алеев, Т.Н. Кичак. «Музыка» Учебник для общеобразовательных учреждений 1кл. - М.: Дрофа, 2013.

2. В.В. Алеев, Т.Н. Кичак. «Музыка» Учебник для общеобразовательных учреждений 2 кл. - М.: Дрофа, 2013.

3. В.В. Алеев, Т.Н. Кичак. «Музыка» Учебник для общеобразовательных учреждений 3 кл. - М.: Дрофа, 2013.

4. В.В. Алеев, Т.Н. Кичак. «Музыка» Учебник для общеобразовательных учреждений 4 кл. - М.: Дрофа, 2013.

ЦЕЛЬ предмета «Музыка» в начальной школе заключается в формировании основ духовно-нравственного воспитания школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармоничного развития личности.

ЗАДАЧИ предмета «Музыка» заключаются в следующем:

— привить интерес, любовь и уважение к музыке как предмету искусства;

— научить воспринимать музыку как важную часть жизни каждого человека;

— способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру;

— воспитывать и развивать нравственно-патриотические чувства: любви к Родине, уважения к ее истории и традициям;

— привить основы художественного вкуса;

— воспитывать эмоционально-ценностное отношение к музыкальному искусству;

— научить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства (в первую очередь литературой и изобразительным искусством);

— обогатить знаниями о музыкальном искусстве;

— научить практическим умениям и навыкам в учебно-творческой деятельности;

— сформировать потребность в общении с музыкой.

Реализация задач осуществляется через различные виды музыкальной деятельности: слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, музыкально-пластическое движение, драматизацию музыкальных произведений.

Общая характеристика учебного предмета

Характерная тенденция, присущая стандартам второго поколения, связана с «усилением общекультурной направленности общего образования, универсализации и интеграции знаний» Широкий интегративный контекст программы(имеются в виду многочисленные содержательные связи с предметами «Литературное чтение», «Изобразительное искусство», «Русский язык», «Окружающий мир») не снижает самоценности предмета. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос.акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2009. — С. 18. —(Стандарты второго поколения). «Музыка», а лишь придает больший «стереофонический» объем в восприятии и усвоении его содержания.

Также интегративность обусловливает и особенности формирования результатов образования. «В результате изучения всех без исключения предметов начальной школе у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться».Музыкальную основу программы составляют произведения композиторов-классиков, охватывающие временной диапазон от эпохи барокко до наших дней, народная музыка России и стран ближнего и дальнего зарубежья, образцы духовной музыки, а также значительно обновленный репертуар композиторов-песенников. Особо отметим, что песенный материал нестолько выполняет вспомогательную, «иллюстративную» функцию, сколько играет самоценную смысловую роль в освоении содержания программы. Отбор музыкальных произведений осуществлен с учетом их доступности, художественной выразительности, очевидной образовательной и воспитательной направленности. Академический материал подобран в соответствии с реальной возможностью его освоения в рамках урочной деятельности; песенный репертуар дан в расширенном варианте с целью его вариативного использования. Сочинения (или их фрагменты), предназначенные для прослушивания, звучат не более одной, двух минут в 1, 2 классах и две, три минуты в 3 и 4 классах.

В качестве главных методов программы избраны метод междисциплинарных взаимодействий (В. Алеев), стилевой подход, творческий метод (Л. Предтеченская), системный подход, метод восхождения от частного к общему.

Программа имеет трехуровневую иерархическую структуру. Подобная структура раскрывается в опоре на принципы систематичности и последовательности (метод «шаг за шагом»); «развития по спирали»(многократные повторения тем на разных этапах, в разных классах на более обогащенном смысловом уровне); сквозного развития (непрерывное развитие тем внутри каждого класса).

Формы контроля

Формы проверки по теме или разделу зависят от усвоенного обучающимися материала и могут варьироваться в зависимости от ситуации. Это может быть:

  • фронтальный опрос,

  • контрольная викторина,

  • тесты по музыкальному и теоретическому материалу,

  • устные выступления учащихся,

  • участие их в концертах и театральных постановках,

  • сочинения и рефераты.


Нормы оценивания

Функция оценки - учет знаний

Проявление интереса (эмоциональный отклик, высказывание со своей

жизненной позиции).

Умение пользоваться ключевыми и частными знаниями.

Проявление музыкальных способностей и стремление их проявить.

Отметка «5» ставится:

- если присутствует интерес (эмоциональный отклик, высказывание со своей жизненной позиции);

- умение пользоваться ключевыми и частными знаниями;

- проявляются музыкальные способности и стремление их проявить.

Отметка «4» ставится:

- если присутствует интерес (эмоциональный отклик, высказывание своей

жизненной позиции);

- проявление музыкальных способностей и стремление их проявить;

- умение пользоваться ключевыми и частными знаниями.

Место курса в учебном плане

Настоящий курс «Музыка. 1—4 классы» полностью соотносится с инвариантной частью Базисного учебно­го плана МБОУ Шумаковская основная общеобразовательная школа», реализующего основную образовательную программу начального общего обра­зования. Содержание образования, определенное ин­вариантной частью, обеспечивает приобщение обучаю­щихся к общекультурным ценностям, формирует сис­тему предметных навыков и личностных качеств, соответствующих требованиям стандарта.

В соответствии с Базисным учебным планом пред­мет «Музыка» в начальной школе изучается в тече­ние четырех лет — с 1 по 4 класс. Количество часов в неделю— 1. В первом классе курс рассчитан на 33 учебные недели; во 2—4 классах — на 34 учебные недели.


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса


  1. класс

В области личностных результатов:

  • наличие широкой мотивационной основы учеб­ной деятельности, включающей социальные, учебно­познавательные и внешние мотивы;

  • ориентация на понимание причин успеха в учеб­ной деятельности;

  • наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству;

  • реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;

  • позитивная самооценка своих музыкально-твор­ческих способностей.

В области метапредметных результатов:

  • умение строить речевые высказывания о музыке (музыкальных произведениях) в устной форме (в со­ответствии с требованиями учебника для 1 класса);

  • умение проводить простые сравнения между музыкальными произведениями, а также произведе­ниями музыки и изобразительного искусства по за­данным в учебнике критериям;

  • умение устанавливать простые аналогии (образ­ные, тематические) между произведениями музыки и изобразительного искусства;

  • наличие стремления находить продуктивное со­трудничество (общение, взаимодействие) со сверст­никами при решении музыкально-творческих задач;

  • участие в музыкальной жизни класса (школы, города).

В области предметных результатов:

  • наличие интереса к предмету «Музыка». Этот интерес отражается в стремлении к музыкально­творческому самовыражению (пение, игра на детских музыкальных инструментах, участие в импровиза­ции, музыкально-пластическое движение, участие в музыкально-драматических спектаклях);

  • умение определять характер и настроение му­зыки с учетом терминов и образных определений, представленных в учебнике для 1 класса;

  • владение некоторыми основами нотной грамо­ты: названия нот, темпов (быстро — медленно), ди­намики (громко — тихо);

  • узнавание по изображениям некоторых музы­кальных инструментов (рояль, пианино, скрипка, флейта, арфа), а также народных инструментов (гармонь, баян, балалайка);

  • проявление навыков вокально-хоровой деятель­ности (вовремя начинать и заканчивать пение, уметь петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные ударения, четко и ясно произносить сло­ва при исполнении, понимать дирижерский жест).

2 класс

В области личностных результатов:

  • наличие широкой мотивационной основы учеб­ной деятельности, включающей социальные, учеб­но-познавательные и внешние мотивы;

  • ориентация на понимание причин успеха в учеб­ной деятельности;

  • наличие учебно-познавательного интереса к но­вому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

  • выражение чувства прекрасного и эстетиче­ских чувств на основе знакомства с произведениями мировой и отечественной музыкальной культуры;

  • наличие эмоционально-ценностного отноше­ния к искусству;

  • развитие этических чувств;

  • реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;

  • позитивная самооценка своих музыкально-твор­ческих способностей.

В области метапредметных результатов:

  • осуществление поиска необходимой информа­ции для выполнения учебных заданий с использова­нием учебника и рабочей тетради для 2 класса;

  • умение строить речевые высказывания о музы­ке (музыкальных произведениях) в устной и пись­менной форме (в соответствии с требованиями учеб­ника и рабочей тетради для 2 класса);

  • умение проводить простые аналогии и сравне­ния между музыкальными произведениями, а также произведениями музыки, литературы и изобрази­тельного искусства по заданным в учебнике крите­риям;

  • осуществление элементов синтеза как состав­ление целого из частей (на примере материала меж­дисциплинарных тем учебника для 2 класса);

  • осуществление простых обобщений между от­дельными произведениями искусства на основе вы­явления сущностной связи (на примере материала междисциплинарных тем учебника для 2 класса);

  • наличие стремления находить продуктивное со­трудничество (общение, взаимодействие) со сверст­никами при решении музыкально-творческих задач;

  • участие в музыкальной жизни класса (школы, города).

В области предметных результатов:

  • наличие интереса к предмету «Музыка». Этот интерес отражается в стремлении к музыкально-твор­ческому самовыражению (пение, игра на детских музыкальных инструментах, участие в импровиза­ции, музыкально-пластическое движение, участие в музыкально-драматических спектаклях);

  • умение определять характер и настроение му­зыки с учетом терминов и образных определений, представленных в учебнике для 2 класса;

  • понимание главных отличительных особен­ностей музыкально-театральных жанров — оперы и балета;

  • владение основами теории музыки и музыкаль­ной грамоты: мажорный и минорный лады (весело — грустно), мелодия, нотные размеры 2/4, 3/4, 4/4, аккомпанемент;

  • узнавание по изображениям и различение на слух тембров музыкальных инструментов, пройден­ных в 1 классе, а также органа и клавесина;

  • проявление навыков вокально-хоровой деятель­ности (стремление к передаче характера песни, уме­ние исполнять lеgаtо, non lеgаtо, правильное распре­деление дыхания во фразе, умение делать кульми­нацию во фразе).

3 класс

В области личностных результатов:

  • наличие широкой мотивационной основы учеб­ной деятельности, включающей социальные, учеб­но-познавательные и внешние мотивы;

  • ориентация на понимание причин успеха в учеб­ной деятельности;

  • наличие учебно-познавательного интереса к но­вому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;


  • наличие основы гражданской идентичности личности в форме осознания «я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственнос­ти человека за общее благополучие;

  • наличие основы ориентации в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;

  • наличие эмпатии как понимания чувств дру­гих людей и сопереживания им;

  • выражение чувства прекрасного и эстетиче­ских чувств на основе знакомства с произведениями мировой и отечественной музыкальной культуры;

  • наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству;

  • развитие этических чувств;

  • реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;

  • позитивная самооценка своих музыкально­творческих способностей.

В области метапредметных результатов:

  • осуществление поиска необходимой информа­ции для выполнения учебных заданий с использова­нием учебника и рабочей тетради для 3 класса;

  • умение строить речевые высказывания о музы­ке (музыкальных произведениях) в устной и пись­менной форме (в соответствии с требованиями учеб­ника и рабочей тетради для 3 класса);

  • умение ориентироваться на разнообразие спо­собов решения смысловых и художественно-творче­ских задач (в соответствии с требованиями учебника для 3 класса);

  • умение использовать знаково-символические средства, представленные в нотных примерах учеб­ника, для решения задач;

  • владение основами смыслового чтения художе­ственных и познавательных текстов;

  • умение выде­лять существенную информацию из текстов разных видов;

  • осуществление элементов синтеза как состав­ление целого из частей (на примере материала меж­дисциплинарных тем учебника для 3 класса);

  • осуществление простых обобщений между от­дельными произведениями искусства на основе вы­явления сущностной связи (на примере материала междисциплинарных тем учебника для 3 класса);

  • подведение под понятие на основе существен­ных признаков музыкального произведения и их син­теза (в соответствии с требованиями учебника для 3 класса);

  • наличие стремления находить продуктивное со­трудничество (общение, взаимодействие) со сверст­никами при решении музыкально-творческих задач;

  • участие в музыкальной жизни класса (школы, города).


В области предметных результатов:

  • наличие интереса к предмету «Музыка». Этот интерес отражается в стремлении к музыкально­творческому самовыражению (пение, игра на детских музыкальных инструментах, участие в импровиза­ции, музыкально-пластическое движение, участие в музыкально-драматических спектаклях);

  • умение определять характер и настроение му­зыки с учетом терминов и образных определений, представленных в учебнике для 3 класса;

  • знание имен выдающихся отечественных и за­рубежных композиторов (П. Чайковский, В. А. Мо­царт, Н. Римский-Корсаков, М. Глинка, А. Бородин, С. Прокофьев);

  • умение воспринимать музыку различных жан­ров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека;

  • умение соотносить простые образцы народной и профессиональной музыки;

  • наблюдение за процессом и результатом музы­кального развития на основе сходства и различияние проводить простые аналогии и сравне­ния между музыкальными произведениями, а так­ развитие этических чувств;

  • реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;

  • позитивная самооценка своих музыкально-твор­ческих способностей.


В области метапредметных результатов:

  • осуществление поиска необходимой информа­ции для выполнения учебных заданий с использова­нием учебника и рабочей тетради для 4 класса;

  • умение строить речевые высказывания о музы­ке (музыкальных произведениях) в устной и пись­менной форме (в соответствии с требованиями учеб­ника и рабочей тетради для 4 класса);

  • умение ориентироваться на разнообразие спо­собов решения смысловых и художественно-творче­ских задач (в соответствии с требованиями учебника для 4 класса);

  • умение формулировать собственное мнение и позицию;

  • умение использовать знаково-символические средства, представленные в нотных примерах учеб­ника, для решения задач;

  • понимание основ смыслового чтения художест­венных и познавательных текстов; умение выделять существенную информацию из текстов разных видов;

  • умение проводить простые аналогии и сравне­ния, устанавливать простые классификации между музыкальными произведениями, а также произве­дениями музыки, литературы и изобразительного искусства по заданным в учебнике критериям;

  • установление простых причинно-следственных связей (в соответствии с требованиями учебника для 4 класса);

  • осуществление элементов синтеза как состав­ление целого из частей (на примере материала меж­дисциплинарных тем учебника для 4 класса);

  • осуществление простых обобщений между от­дельными произведениями искусства на основе вы­явления сущностной связи (на примере материала междисциплинарных тем учебника для 4 класса);

  • интонаций, тем, образов (с учетом требований учеб­ника для 3 класса);

  • умение распознавать художественный смысл различных форм строения музыки (формы — трех­частная, рондо, вариации);

  • знание музыкальных инструментов, входящих в группы струнных смычковых и деревянных ду­ховых;

  • проявление навыков вокально-хоровой деятель­ности (умение исполнять более сложные длитель­ности и ритмические рисунки — ; J. ^; J.J J, а также несложные элементы двухголосия — подголоски).



  1. класс

В области личностных результатов:

  • наличие широкой мотивационной основы учеб­ной деятельности, включающей социальные, учеб­но-познавательные и внешние мотивы;

  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

  • наличие учебно-познавательного интереса к но­вому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

  • наличие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

  • наличие основы гражданской идентичности личности в форме осознания «я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственнос­ти человека за общее благополучие;

  • наличие основы ориентации в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;

  • наличие эмпатии как понимания чувств дру­гих людей и сопереживания им;

  • выражение чувства прекрасного и эстетиче­ских чувств на основе знакомства с произведениями мировой и отечественной музыкальной культуры;

  • наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству;

  • развитие этических чувств;

  • реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;

  • позитивная самооценка своих музыкально-твор­ческих способностей.


В области метапредметных результатов:

  • осуществление поиска необходимой информа­ции для выполнения учебных заданий с использова­нием учебника и рабочей тетради для 4 класса;

  • умение строить речевые высказывания о музы­ке (музыкальных произведениях) в устной и пись­менной форме (в соответствии с требованиями учеб­ника и рабочей тетради для 4 класса);

  • умение ориентироваться на разнообразие спо­собов решения смысловых и художественно-творче­ских задач (в соответствии с требованиями учебника для 4 класса);

  • умение формулировать собственное мнение и позицию;

  • умение использовать знаково-символические средства, представленные в нотных примерах учеб­ника, для решения задач;

  • понимание основ смыслового чтения художест­венных и познавательных текстов; умение выделять существенную информацию из текстов разных видов;

  • умение проводить простые аналогии и сравне­ния, устанавливать простые классификации между музыкальными произведениями, а также произве­дениями музыки, литературы и изобразительного искусства по заданным в учебнике критериям;

  • установление простых причинно-следственных связей (в соответствии с требованиями учебника для 4 класса);

  • осуществление элементов синтеза как состав­ление целого из частей (на примере материала меж­дисциплинарных тем учебника для 4 класса);

  • осуществление простых обобщений между от­дельными произведениями искусства на основе вы­явления сущностной связи (на примере материала междисциплинарных тем учебника для 4 класса);

  • подведение под понятие на основе существен­ных признаков музыкального произведения и их син­теза (в соответствии с требованиями учебника для 4 класса);

  • наличие стремления находить продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверст­никами при решении музыкально-творческих задач;

  • участие в музыкальной жизни класса (школы, города).


В области предметных результатов:

  • наличие интереса к предмету «Музыка». Этот интерес отражается в музыкально-творческом само­выражении (пение, игра на детских музыкальных инструментах, участие в импровизации, музыкаль­но-пластическое движение, участие в музыкально­драматических спектаклях);

  • знание имен выдающихся отечественных и за­рубежных композиторов: венских классиков, ком­позиторов — представителей «Могучей кучки», а также И. С. Баха, Ф. Шуберта, Ф. Шопена, Э. Гри­га, Дж. Верди;

  • умение узнавать характерные черты музыкаль­ной речи вышеназванных композиторов;

  • умение воспринимать музыку различных жан­ров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека;

  • умение соотносить простые образцы народной и профессиональной музыки;

  • умение распознавать художественный смысл различных форм строения музыки (двухчастная, трехчастная, рондо, вариации);

  • знание названий различных видов оркестров;

  • знание названий групп симфонического орке­стра;

  • умение соотносить выразительные и изобра­зительные музыкальные интонации;

  • проявление навыков вокально-хоровой деятель­ности (некоторые элементы двухголосия — фрагмен­тарное пение в терцию, фрагментарное отдаление и сближение голосов — принцип «веера»).

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА


1 класс (33 ч)

Тема года: «МУЗЫКА, МУЗЫКА ВСЮДУ НАМ СЛЫШНА...»


«Нас в школу приглашают задорные звонки...».

«Музыка, музыка всюду нам слышна...».

«Я хочу увидеть музыку, я хочу услышать му­зыку...».

Краски осени.

«Что ты рано в гости, осень, к нам пришла?».

Музыкальное эхо.

Мои первые в жизни каникулы: будем веселиться!

«Встанем скорей с друзьями в круг — пора тан­цевать...».

Ноги сами в пляс пустились.

Русские народные музыкальные инструменты.

Оркестр русских народных музыкальных инстру­ментов.

Марш деревянных солдатиков.

«Детский альбом» П. И. Чайковского.

Волшебная страна звуков. В гостях у сказки.

«Новый год! Новый год! Закружился хоровод...». Зимние игры.

«Водят ноты хоровод...».

«Кто-кто в теремочке живет?».

Веселый праздник Масленица.

Где живут ноты?

Весенний вальс.

Природа просыпается.

В детском музыкальном театре.

Мелодии и краски весны.

Мелодии дня.

Музыкальные инструменты. Тембры-краски.

Легко ли стать музыкальным исполнителем?

На концерте.

«Но на свете почему-то торжествует доброта...» (музыка в мультфильмах).

«Давайте сочиним оперу», или Музыкальная ис­тория про Чиполлино и его

друзей.


  1. класс (34 ч)


Тема года: «МУЗЫКАЛЬНАЯ ПРОГУЛКА»

Прогулка.

«Картинки с выставки».

Осенины.

Композитор-сказочник Н. А. Римский-Корсаков. В оперном театре.

Осень: поэт — художник — композитор.

Весело — грустно.

Озорные частушки.

«Мелодия — душа музыки».

«Вечный солнечный свет в музыке — имя тебе Моцарт!».

Музыкальная интонация.

Ноты долгие и короткие.

Величественный орган.

«Балло» означает «танцую».

Рождественский балет П. И. Чайковского «Щел­кунчик».

Зима: поэт — художник — композитор.

Для чего нужен музыкальный размер.

Марш Черномора.

Инструмент-оркестр. Фортепиано.

Музыкальный аккомпанемент.

Праздник бабушек и мам.

«Снегурочка» — весенняя сказка Н. А. Римско­го-Корсакова.

Диезы, бемоли, бекары.

«Где это видано...» (смешные истории о музыке). Весна: поэт — художник —

композитор. Звуки-краски.

Звуки клавесина.

Тембры-краски.

«Эту музыку легкую... называют эстрадною».

Музыка в детских кинофильмах.

Музыкальные театры мира.

  1. класс (34 ч)


Тема года: «О ЧЕМ РАССКАЗЫВАЕТ МУЗЫКА»


Картины природы в музыке.

Может ли музыка «нарисовать» портрет?

В сказочной стране гномов.

Многообразие в единстве: вариации.

«Дела давно минувших дней...».

«Там русский дух... там Русью пахнет!».

«На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...».

Бег по кругу: рондо.

Какими бывают музыкальные интонации.

Знаки препинания в музыке.

«Мороз и солнце; день чудесный!..».

«Рождество Твое, Христе Боже наш...».

Колокольные звоны на Руси.

Музыка в храме.

М. И. Глинка — основоположник русской клас­сической музыки.

Что такое патриотизм.

Русский национальный герой Иван Сусанин.

Прощай, Масленица!

Музыкальная имитация.

Композиторы детям.

Картины, изображающие музыкальные инстру­менты.

«Жизненные правила для музыкантов» Р. Шу­мана.

Струнные смычковые инструменты.

С. Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк».

Вечная память героям. День Победы.

Легко ли быть музыкальным исполнителем? Выдающиеся музыканты-

исполнители. Концертные залы мира.


  1. класс (34 ч)


Тема года: «МУЗЫКАЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ»


«Россия — любимая наша страна...».

Великое содружество русских композиторов.

Тема Востока в творчестве русских композиторов.

Музыка Украины.

Музыка Белоруссии.

Музыкант из Желязовой Воли.

Блеск и мощь полонеза.

Музыкальное путешествие в Италию.

«Народный» композитор Италии Джузеппе Верди.

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики.

Знаменитая Сороковая.

Героические образы Л. Бетховена.

Песни и танцы Ф. Шуберта.

«Не ручей — море ему имя».

Суровая красота Норвегии. Музыка Э. Грига.

«Так полюбил я древние дороги...».

Ноктюрны Ф. Шопена.

«Музыка Шопена — это пушки, прикрытые цве­тами».

Арлекин и Пьеро.

В подводном царстве.

Цвет и звук: «музыка витража».

Вознесение к звездам.

Симфонический оркестр.

Поэма огня «Прометей».

«Жизненные правила для музыкантов» Р. Шу­мана.

Джазовый оркестр.

Что такое мюзикл?

Под небом Парижа.

Петербург. Белые ночи.

«Москва... как много в этом звуке...».

«Россия — священная наша держава, Россия — любимая наша страна».





Тематическое планирование

1 класс (33ч)

Тема года «МУЗЫКА, МУЗЫКА ВСЮДУ НАМ СЛЫШНА…»




Название раздела (темы)



Кол-во часов



Основные виды деятельности

1.«Нас в школу приглашают задорные звонки…»

1

1.Наблюдать за музыкой в жизни человека.

2.Разучивать и исполнять песенный репертуар

2.«Музыка, музыка всюду нам слышна...»

1

Рассуждать об истоках возникновения музыки

3.«Я хочу увидеть музыку, я хочу услышать музыку...»

1

Наблюдать за звучанием природы

4. Краски осени

1

  1. Наблюдать за звучанием осенней природы.

  2. Осуществлять первые опыты музыкально-ритми­ческих, игровых движений

5. «Что ты рано в гости, осень, к нам пришла?»


2

  1. Сравнивать радостные и грустные настроения в музыке.

  2. Передавать в собственном исполнении (пении) раз­личные образные состояния

6. Музыкальное эхо

1

  1. Распознавать динамические отличия в музыке

  2. Выражать динамические противопоставления (f — p) в исполнении (пении)


7. Мои первые в жизни каникулы: будем весе­литься!

2

1.Различать темповые отличия в музыке (быстро — медленно).

2.Осуществлять ударения в тексте песни в процессе исполнения

8. «Встанем скорей с друзья­ми в круг — пора танцевать...»


1.

1.Выявлять простые харак­терные особенности танце­вальных жанров — вальса, польки.

2.Осуществлять первые опыты музыкально-ритми­ческих, игровых движений

9. Ноги сами в пляс пустились

1

1.Определять характерные особенности русской народ­ной пляски и хоровода,

а также их отличия.

2.Воплощать первые опыты творческой деятельности — в игре на детских музыкаль­ных инструментах

10.Русские народные музыкальные инструменты.

Оркестр русских народных музыкальных инструментов.






1

1.Распознавать русские народные инструменты по изображению,

а также их звучание на слух.

2.Осуществлять первые опыты творческой деятельности — в игре на детских музыкальных инструментах


11. Марш дере­вянных солда­тиков

11

1.Выявлять первичные характерные особенности жанра марша.

2.Воплощать характер музыки в музыкально­ритмическом движении

12. «Детский альбом»

П. И. Чайков­ского

1

1Сравнивать настроения музыкальных произведений.

2Осуществлять первые опыты сочинения (слова в запеве песни)

13. Волшебная

страна звуков.

В гостях у сказки

11

1.Соотносить художествен­но-образное содержание между образами литера­турного и музыкального произведений.

2Соотносить характеры образов живописного и му­зыкального произведений.

3Разучивать заклички и прибаутки. 4Осуществлять музыкаль­но-ритмические движения


14. «Новый год! Новый год! Закружился хоровод...»

1

1.Эмоционально откли­каться на выразительные и изобразительные свойства музыки.

2.Определять выразитель­ные и изобразительные свойства тембра челесты.

3. Выражать свое эмоцио­нальное отношение к произведению в музы­кально-ритмическом дви­жении

15. Зимние игры

22

1.Устанавливать простые музыкально-изобразитель­ные ассоциации в процессе слушания.

2.Передавать в музыкаль­но-пластическом движении впечатления от музыкаль­ных образов

16.«Водят ноты хоровод...»

1

Приобретать опыт в пости­жении нотной грамоты

17.«Кто-кто в теремочке живет?»

1

Приобретать опыт музыкально-творческой деятельности (в игре на детских музыкальных инструментах)

18. Веселый праздник Масленица

2

1.Соотносить характеры образов между музыкаль­ными и живописными произведениями.

2.Осуществлять первые опыты по созданию рит­мического аккомпанемента к песне (попевке)

19. Где живут ноты?

11

1.Приобретать опыт в по­стижении нотной грамоты.

2.Играть на детских музы­кальных инструментах

20. Весенний вальс

1

Различать настроения, чувства и характер музыки

21. Природа просыпается

11

1.Соотносить настроения, чувства и характеры между музыкальными и живопис­ными произведениями.

2Играть на детских музы­кальных инструментах

22. В детском музыкальном театре

1

1.Узнавать по изображению представителей состава детского музыкального театра.

2.Соблюдать важнейшие правила поведения в театре.

3.Играть на детских музы­кальных инструментах

23. Мелодии и краски весны


1

1. Сравнивать настроения и чувства, выраженные

в различных музыкальных произведениях.

2. Выражать в жесте настро­ение музыкального произ­ведения.

3. Выражать в цвете (раскра­шивание «музыкального» рисунка)эмоциональное отношение к музыкальному образу


24. Мелодии дня

1

1.Соотносить настроения музыкальных и живопис­ных произведений.

2.Находить ассоциации между настроениями челове­ка и настроениями музыки

25. Музыкаль­ные инструмен­ты. Тембры- краски .

1

1.Узнавать по изображению музыкальные инструменты: арфу, флейту, пианино, скрип­ку, а также узнавать на слух их тембровую окраску.

  1. Определять по тембру голоса своих товарищей в процессе пения.

3. Играть на детских музы­кальных инструментах

26. Легко ли стать музыкаль­ным исполните­лем?

11

1.Определять и понимать важные качества, необхо­димые для музыкального исполнителя.

2.Разыгрывать песню

27. На концерте.

11

1.Определять по изображе­нию участников концерта — исполнителей, дирижера.

2.Соблюдать важнейшие правила поведения на концерте

28. «Но на свете почему-то торжествует доброта...» (музыка в мультфиль­мах)

1

Иметь представления о выразительных и изобразительных возмож­ностях музыки в мульт­фильмах

29. «Давайте сочиним оперу», или Музыкаль­ная история про Чиполлино и его друзей .

11

1.Иметь первоначальные представления о понятиях опера, хор, солисты; музыкальный образ.

2.Инсценировать фрагмен­ты из произведений музы­кально-театральных жанров



2 класс (34 ч)

Тема года: «МУЗЫКАЛЬНАЯ ПРОГУЛКА»



1. Прогулка

1

1.Устанавливать простые ассоциации между звуками природы и звуками музыки.

2.Осуществлять музыкаль­но-ритмические движения

2. «Картинки с выставки»

1

1.Определять характер му­зыкальных произведений.

2.Распознавать выразитель­ные и изобразительные особенности музыки.

3.Передавать в пении раз­личные интонации

3. Осенины

1

1.Иметь представления о праздновании Осенин на Руси.

2.Воплощать художествен­но-образное содержание народной музыки в пении

и танце

4. Композитор- сказочник Н. А. Римский- Корсаков

1

1.Иметь представления о воплощении сказочных сю­жетов в оперном творчестве Н. Римского-Корсакова.

2.Играть на детских музыкальных инструментах.

  1. Воплощать образное со­держание музыки в рисунке

5. В оперном театре

1

1.Понимать главные от­личительные особенности оперного жанра.

2Определять характер музыки с учетом терминов и образных определений, представленных в учебнике.

3.Иметь первоначальные представления о музы­кальном сопровождении

6. Осень: поэт —

художник —

композитор


1

1. Иметь представления

о роде деятельности

представителей искусства —

поэтов, художников, ком-

позиторов.

2. Сравнивать образное

содержание произведений

музыки, поэзии, живописи

на уровне темы,


7.Весело-грустно.

2

1.Выявлять ладовый контраст (мажор — минор).

2. Передавать в цветовом изображении радостное на­строение

8. Озорные частушки

1

1.Иметь представления о жанре частушки.

2.Воплощать характер содержания частушек в пении

9. «Мелодия — душа музыки»

1

1.Понимать художественно­выразительное значение мелодии как важнейшего средства музыкального языка.

2.Воплощать выразитель­ность мелодии в пении

10. «Вечный солнечный свет в музыке — имя тебе Моцарт!»


1

1.Устанавливать связь между характером мелодии и характером содержания му­зыкального произведения.

2.Сравнивать характеры мелодий в музыкальных произведениях разных ком­позиторов.

3.Играть на детских музы­кальных инструментах

11. Музыкальная интонация

1

1.Осуществлять первые опыты постижения инто­национно-образной природы музыки.

2.Сравнивать музыкальные и речевые интонации, опре­делять их сходство

и различия.

3.Передавать в пении различные музыкальные интонации

12. Ноты долгие и короткие

1

  1. Понимать художественно­выразительное значение нот­ных длительностей в музы­кальных произведениях.

  2. Отражать интонационно­мелодические особенности музыки в пении

13. Величествен­ный орган

1

1.Узнавать по изображению музыкальный инструмент орган, отличать на слух его тембровую окраску.

2.Иметь представления

о роли органа в творчестве И. С. Баха

14. «Балло» означает «тан­цую»

1

1.Понимать главные от­личительные особенности жанра балета.

2.Наблюдать за процессом развития в балетной музыке

15. Рождествен-

ский балет

П. Чайковского

«Щелкунчик»








1

  1. Устанавливать ассоциации между музыкальными

и изобразительными образа-

ми.

2. Проявлять основы ориен­тации в нравственном содер­жании и смысле поступков музыкальных персонажей

16. Зима: поэт —

художник —

композитор.

1

  1. Сравнивать образное

содержание произведений

музыки и живописи на уров­не темы, выявлять признаки сходства и отличия.

2. Выражать эмоциональное отношение к музыкальным образам в рисунке

17. Для чего нужен музыкальный размер

2

  1. Соотносить метрические характеристики с жанровыми особенностями музыкаль­ных произведений (танце­вальные жанры).


18. Марш Черномора

1

1.Соотносить метрические характеристики с жанровы­ми особенностями музыкаль­ных произведений (марше­вые жанры).

2.Определять образное сход­ство и различия разделов одного музыкального произ­ведения

19. Инструмент-­оркестр. Фортепиано




1

1.Распознавать звучание разных регистров фортепиано.

2.Проводить тембровые аналогии между звучанием

20. Музыкаль­ный аккомпане­мент

1

1.Определять выразитель­ные и изобразительные особенности музыкального аккомпанемента в процессе слушания.

2.Сравнивать различные ритмические рисунки в музыкальных произведени­ях по заданным критериям, обнаруживать их вырази­тельные отличия.

3.Осуществлять музыкаль­но-ритмические движения.

4.Играть на детских музы­кальных инструментах

21. Праздник бабушек и мам.

1

1.Определять авторов изу­ченных музыкальных про­изведений.

2.Выражать эмоциональное отношение к музыкальному образу в пении

22. «Снегуроч­19А» — весенняя сказка

Н. А. Римского- Корсакова

2


1.Устанавливать музыкаль­но-зрительные ассоциации при прослушивании музыкального произведения.

2.Исполнять ритмический аккомпанемент к песне

23. Диезы, бемо­ли, бекары

1

1.Различать особенности зна­ков альтерации в музыке.

2.Выражать в музыкаль­но-пластическом движении характер мелодии

24. «Где это вида­но…» (смешные истории о музыке)

1

1.Оценивать выразитель­ность исполнения.

2.Разыгрывать песню

25. Весна: поэт — художник — композитор

1

1.Сравнивать содержание произведений музыки, поэзии и живописи на уровне темы; устанавливать момен­ты сходства.

2.Выражать в цветовом воплощении эмоциональное отношение к музыкальному образу


26. Звуки-краски

1

1.Распознавать и эмоцио­нально откликаться на вы­разительные и изобразитель­ные особенности музыки.

2.Наблюдать за контраста­ми состояний в музыкаль­ном произведении

27. Звуки клавесина

1

1.Узнавать по изображению музыкальный инструмент клавесин, а также узнавать на слух его тембровую окра­ску.

2.Определять черты общнос­ти между различными клавишными инструментами

28. Тембры- краски

1

Узнавать по изображению музыкальные инструменты: орган, клавесин, фортепи­ано, арфу, колокольчики, а также узнавать на слух их звучание

29. «Эту музыку легкую… назы­вают эстрад­ною»

1

Узнавать по изображению музыкальные инструменты: саксофон, электрогитару, а также узнавать на слух их звучание

30. Музыка в детских кино­фильмах

1

Наблюдать за звучанием музыки, ее развитием в детских кинофильмах









  1. класс (34 ч)

Тема года: «О ЧЕМ РАССКАЗЫВАЕТ МУЗЫКА»



1.Картины природы в музыке




1
















1. Наблюдать за звучанием

Природы различать настрое-

ния и чувства, выраженные

в узыке.

2 Выражать эмоциональное

отношение к музыкальному

образу в движении

2. Может ли музыка «нарисовать» портрет?

1

1.Распознавать и эмоцио­нально откликаться на выразительные и изобрази­тельные особенности музы­ки.

2.Применять знания основ­ных средств музыкальной выразительности при анали­зе прослушанного музыкаль­ного произведения

3. В сказочной стране гномов

1

1.Наблюдать за процессом

и результатом музыкального развития на основе сходства и различия тем, образов.

2.Распознавать художест­венный смысл трехчастной формы.

3. Импровизировать в форме театрализации в соответст­вии с заданным музыкаль­ным образом

4. Многообразие в единстве: вариации

1

1.Наблюдать за процессом

и результатом музыкального развития на основе сходства и различия тем, образов.

2.Распознавать художест­венный смысл вариационной формы

5. «Дела давно минувших дней...»

1

1.Соотносить художествен­но-образное содержание му­зыкального произведения с формой его воплощения.

2.Применять знания основ­ных средств музыкальной выразительности при ана­лизе прослушанного про­изведения.

3.Выражать в цветовом воплощении эмоциональное отношение к художествен­ному образу

6. «Там русский дух... там Русью пахнет!»

1

1.Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке.

2.Размышлять, рассуждать об отечественной музыке

и многообразии фольклора.

3.Обнаруживать общность истоков народной и про­фессиональной музыки

7. «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

1

1.Наблюдать за процессом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов.

2.Применять знания основ­ных средств музыкальной выразительности при анали­зе прослушанного произве­дения

8. Бег по кругу: рондо

2

1.Соотносить художествен­но-образное содержание музыкального произведения с формой его воплощения.

2.Распознавать художест­венный смысл формы рондо.

3. Импровизировать в форме театрализации в соответст­вии с заданным музыкаль­ным образом

9. Какими бывают музыкальные интонации

3

1.Исследовать интонацион­но-образную природу музы­кального искусства.

2.Определять жизненную основу музыкальных инто­наций в рамках произведе­ний драматического и лири­ческого характера.

3.Импровизировать в соответствии с заданными критериями (исполнять ритм барабанной дроби или сигнала)

10. Знаки препинания в музыке

1

1.Распознавать и оценивать выразительность музыкаль­ной речи, ее смысл.

2.Сравнивать музыкальные и речевые интонации, опре­делять их сходство и разли­чия

11. «Мороз и солнце; день чудесный!..»

1

1.Наблюдать за звучанием природы; различать настрое­ния и чувства, выраженные в музыке.

2.Применять знания основ­ных средств музыкальной выразительности при анали­зе прослушанного музыкаль­ного произведения.

3.Ориентироваться в нотном письме как графическом изо­бражении музыкальной речи.

4.Импровизировать

в соответствии с заданным музыкальным образом (музыкально-ритмические движения, танцевальная импровизация)

12. «Рождество Твое, Христе Боже наш...»


2

1.Определять жизненную основу музыкальных инто­наций.

2.Воплощать художествен­но-образное содержание музыкального народного творчества в песнях.

  1. Обнаруживать общность истоков народной и профес­сиональной музыки.

  2. Выражать свое эмоци­ональное отношение к обра­зам исторического прошлого в рисунке

13. Колокольные звоны на Руси

1

Выражать свое эмоциональ­ное отношение к музыкаль­ным образам исторического прошлого в слове, пении

14. Музыка в храме

1

  1. Выражать свое эмоцио­нальное отношение к му­зыкальным образам истори­ческого прошлого в слове, пении.

2. Различать настроения и чувства, выраженные в музыке

15. М. И. Глин­ка — осно­воположник русской классической музыки

1

1.Рассуждать об отечествен­ной музыке с учетом крите­риев, приведенных в учеб­нике.

2.Обнаруживать общность истоков народной и про­фессиональной музыки.

3.Участвовать в коллектив­ном музицировании на дет­ских музыкальных инструментах

16. Что такое патриотизм

1

  1. Наблюдать за музыкой в жизни человека и зву­чанием природы.

  2. Рассуждать об отечествен­ной музыке и музыкальном фольклоре России

17. Русский национальный герой Иван Сусанин

1

1.Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке.

2.Сравнивать произведения разных жанров на основе кри­териев, заданных в учебнике.

3.Соотносить основные образно-эмоциональные сферы музыки.

4.Участвовать в коллектив­ном музицировании на дет­ских музыкальных инструментах

18. Прощай, Масленица!

1

1.Наблюдать за музыкой в жизни человека.

2.Различать настроения и чувства человека, выра­женные в музыке.

3.Выявлять по жанровым признакам различные музыкальные интонации

19. Музыкальная имитация

2

1.Определять полифониче­скую форму в музыке.

2.Разыгрывать простые музыкальные пьесы, осно­ванные на приеме имитации

20. Композиторы детям

1

1.Различать настроения, выраженные в музыке.

2.Различать маршевость в музыке

21. Картины, изображающие музыкальные инструменты

1

1.Узнавать по изображению музыкальные инструменты: лютню, виолу да гамба, гита­ру, а также узнавать на слух звучание лютни и гитары.

2.Сравнивать содержание живописных и музыкальных произведений на уровне темы, сюжета, настроения

22. «Жизненные правила для музыкантов»

Р. Шумана

1

Участвовать в коллективном обсуждении музыкальных вопросов проблемного содер­жания

23. Струнные смычковые инструменты

1

  1. Узнавать по изображению музыкальные инструменты, входящие в группу струнных смычковых; определять их выразительные особенности.

2. Определять на слух звуча­ние струнного ансамбля

24. С. Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк»

2

1.Узнавать по изображению инструменты, составляющие группу деревянных духовых, а также некоторые ударные инструменты: большой бара­бан, литавры; определять на слух их тембровую окраску.

2.Распознавать выразитель­ные и изобразительные особенности музыки.

3.Сравнивать различные музыкальные интонации.

4.Различать маршевость в музыке

25. Вечная память героям. День Победы

1

1.Размышлять о роли музы­ки в жизни человека.

2.Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке.

3.Выражать свое эмоцио­нальное отношение к музыкальным образам исто­рического прошлого в пении.

4.Проявлять личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений

26. Легко ли быть музыкаль­ным исполни­телем?

1

1.Передавать в собственном исполнении (пении) различ­ные музыкальные образы.

2.Участвовать в совместной деятельности при воплоще­нии различных музыкаль­ных образов.

3.Импровизировать (танце- вальная, театральная импро­визации) при воплощении музыкальных образов.

4.Узнавать по изображениям названия ранее изученных произведений и их создателей

27. Выдающиеся музыканты-исполнители

1

1.Узнавать по звучанию и называть выдающихся отечественных музыкальных исполнителей.

2.Осуществлять первые опы­ты анализа исполнительских интерпретаций

28. Концертные залы мира

1

1.Узнавать по изображениям ведущие концертные залы мира.

2.Проявлять эмоциональную отзывчивость при воспри­ятии музыкальных произ­ведений.

3.Определять жанровые особенности инструменталь­ного концерта в соответствии с критериями, представлен­ными в учебнике



4 класс (34 ч)

Тема года: «МУЗЫКАЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ»

1. «Россия — любимая наша страна...»





1

1.Различать настроения, чувства и характер челове­ка, выраженные в музыке.

2.Анализировать художест­венно-образное содержание музыкальных произведений в соответствии с критерия­ми, представленными

в учебнике

2. Великое содружество русских ком­позиторов







2

1.Определять по изобра­жениям имена композито­ров — членов «Могучей кучки».

2.Выражать свое эмоцио­нальное отношение к му­зыкальным образам истори­ческого прошлого в слове.

3.Обнаруживать общность истоков народной и про­фессиональной музыки.

4.Исследовать интонацион­но-образную природу музы­кального искусства

3. Тема Востока в творчестве русских ком­позиторов

1

1.Соотносить особенности музыкальной речи разных композиторов.

2.Наблюдать за процессом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов

4.Музыка Украины

1

1.Наблюдать и оценивать интонационное богатство музыкального мира.

2.Анализировать художест­венно-образное содержание, музыкальный язык произве­дений мирового музыкально­го искусства.

3.Исполнять различные по образному содержанию образцы музыкального твор­чества народов мира.

4.Исполнять мелодии народ­ных песен в современных стилях (хип-хоп, диско)

5.Музыка Белоруссии

1

1.Наблюдать и оценивать интонационное богатство музыкального мира.

2.Исполнять различные по образному содержанию образцы музыкального творчества народов мира

6. Музыкант

железной воли










1

1. Воспринимать на эмоцио-

нально-образном уровне про-

фессиональное и народное

музыкальнее творчество

разных стран мира.

2. Анализировать художест-

венно-образное содержание,

музыкальный язык произве-

дений мирового музыкально-

го искусства

7. Блеск и мощь полонеза











1

1.Воспринимать на эмоцио­нально-образном уровне про­фессиональное и народное музыкальное творчество разных стран мира.

2.Анализировать художест­венно-образное содержание, музыкальный язык произве­дений мирового музыкально­го искусства.

3.Сравнивать характеры разных произведений в рам­ках одного жанра.

4.Импровизировать в соот­ветствии с заданным музы­кальным образом (танце­вальная импровизация)

8. Музыкальное путешествие в Италию

1

1.Воспринимать на эмоцио­нально-образном уровне про­фессиональное и народное музыкальное творчество разных стран мира.

2.Анализировать художест­венно-образное содержание, музыкальный язык произве­дений мирового музыкально­го искусства.

3.Воплощать художествен­но-образное содержание на­родной музыки в пении

9. «Народный» композитор Италии Джузеп­пе Верди

1

1.Воспринимать на эмоцио­нально-образном уровне про­фессиональное музыкальное творчество народов мира.

2.Распознавать особенности музыкальной речи компози­торов (на примере творчест­ва Дж. Верди).

3.Узнавать по характерным стилевым признакам изучен­ные музыкальные сочинения

10. Музыкальная Австрия. Вен­ские музыкаль­ные классики

1

1.Анализировать жанрово­стилистические особенности музыкальных произведений.

2.Наблюдать и оценивать интонационное богатство музыкального мира (на при­мере произведений компо­зиторов — венских классиков)

11. Знаменитая Сороковая

1

1.Анализировать и обобщать жанрово-стилистические особенности композиторов — венских классиков (в соот­ветствии с критериями, пред­ставленными в учебнике).

2.Обнаруживать и выявлять характерные свойства музыки В. А. Моцарта.

3.Исполнять ритмический аккомпанемент к вокальной партии

12. Героические образы Л. Бетховена

1

1.Наблюдать за интонацион­ной образностью музыкаль­ных произведений.

2.Обнаруживать и выявлять характерные свойства музыки Л. Бетховена

13. Песни и танцы Ф. Шуберта


1

1.Различать песенные, танцевальные истоки в му­зыкальных произведениях Ф. Шуберта.

2.Распознавать художест­венный смысл простой двухчастной формы.

3.Соотносить художествен­но-образное содержание музыкального произведения с формой его воплощения

14. «Не ручей — море ему имя»


1

1.Выявлять характерные свойства музыки И. С. Баха.

2.Распознавать и эмоцио­нально откликаться на вы­разительные особенности музыки.

3.Исполнять мелодии с ори­ентацией на нотную запись

4.Определять форму музы­кального произведения

15. Суровая красота Норве­гии. Музыка Э. Грига

1

1.Выявлять характерные свойства музыки Э. Грига.

2.Распознавать и эмоцио­нально откликаться на вы­разительные и изобра­зительные особенности музыки.

3.Применять знания основ­ных средств музыкальной выразительности при анали­зе прослушанного музыкаль­ного произведения.

4.Распознавать художест­венный смысл двухчастной формы.

5.Определять по фрагментам нотной записи музыкальные сочинения и называть их ав­торов

16. «Так полю­бил я древние дороги...»

1

1.Различать настроения, чувства и характер челове­ка, выраженные в музыке.

2.Анализировать и соотно­сить выразительные и изо­бразительные свойства музыки в их взаимосвязи

и взаимодействии

17. Ноктюрны Ф. Шопена

1

1.Наблюдать за музыкой в жизни человека и зву­чанием природы.

2.Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии музыкальных произведений.

3.Применять знания основ­ных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкаль­ного произведения.

4. Исполнять мелодию песни с ориентацией на нотную запись

18.«Музыка Шопена — это пушки, прикры­тые цветами»


1

  1. Проявлять эмоциональ­ную отзывчивость, личност­ное отношение при восприя­тии музыкальных произве­дений.

  2. Сравнивать музыкальные произведения разных жанров.

  3. Применять знания основ­ных средств музыкальной выразительности при анали­зе прослушанного музыкаль­ного произведения.

  4. Распознавать художест­венный смысл музыкальной формы (на примере песни Б. Броневицкого «Сердце Шопена»)

19. Арлекин и Пьеро

1

1.Наблюдать за музыкой в жизни человека и зву­чанием природы.

2.Различать настроения, чувства и характер челове­ка, выраженные в музыке.

3.Сравнивать музыкальные произведения по заданным в учебнике критериям

20. В подводном царстве

1

1.Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов.

2. Сравнивать процесс и ре­зультат музыкального разви­тия в произведениях разных форм и жанров

21. Цвет и звук: «музыка витра­жа»

1

1.Распознавать и эмоцио­нально откликаться на вы­разительные и изобразитель­ные особенности музыки.

2.Наблюдать за процессом развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов.

3.Выражать свое эмоцио­нальное отношение к му­зыкальным образам истори­ческого прошлого в рисунке

22. Вознесение к звездам

1

  1. Наблюдать за музыкой в жизни человека и зву­чанием природы.


23. Симфониче­ский оркестр

2

1.Узнавать по изображению и определять звучание сим­фонического оркестра, а так­же входящих в него четырех инструментальных групп — струнной смычковой, дере­вянной духовой, медной духовой, ударной.

2.Наблюдать за развитием музыкального образа, пред­ставленного в звучании различных музыкальных инструментов симфониче­ского оркестра.

3. Импровизировать при воп­лощении музыкального обра­за (инструментальная импро­визация)

24. Поэма огня «Прометей»

1

1.Анализировать и соотно­сить выразительные и изо­бразительные интонации, свойства музыки в их взаи­мосвязи, взаимодействии.

2.Анализировать стилисти­ческие особенности музыкальных произведений.

3.Выражать свои зритель­ные впечатления от прослу­шанного музыкального произведения в рисунке

25.«Жизненные правила для музыкантов»

Р. Шумана

1

1. Участвовать в коллектив­ном обсуждении «жизнен­ных правил для юных му­зыкантов»

26. Джазовый оркестр

1

1.Узнавать по изображени­ям инструменты джазового оркестра, а также узнавать на слух их звучание.

2.Импровизировать при воплощении музыкального образа (ритмическая импро­визация).

3.Выражать свои зритель­ные впечатления от прослу­шанного музыкального произведения в рисунке

27. Что такое мюзикл?

1

1.Размышлять о модифика­ции жанров в современной музыке.

2.Соотносить основные эмо­ционально-образные сферы музыки, специфические особенности жанра.

3. Воплощать в звучании голоса настроения, выражен­ные в музыке. Инсцениро­вать фрагменты мюзикла

28. Под небом Парижа

1

1.Проявлять эмоциональ­ную отзывчивость, личност­ное отношение при восприя­тии и исполнении музы­кальных произведений.

2.Сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей

29. Петербург.

Белые ночи

1

1. Наблюдать за музыкой в жизни человека и зву чанием природы.

2. Соотносить и сравнивать содержание произведений литературы и музыки на уровне образа.



3. Отражать наблюдения за процессом музыкального развития в рисунке в соот- ветствии с критериями, представленными в рабочей тетради

30. «Москва...

как много в этом

звуке...»

1

1. Выражать свое эмоциональное отношение к музыкальным образам исторического прошлого в слове, пении.

2.Соотносить выразитель­ные и изобразительные осо­бенности музыки.

3.Соотносить интонационно­мелодические особенности музыкального творчества своего народа и народов других стран мира

31. «Россия — священная наша держава, Рос­сия — любимая наша страна»


2

Знать гимн Российской Федерации и участвовать в его хоровом исполнении

Итого:

135




УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

Литература для учителя

  1. Алеев В.В, Кичак Т.Н,. - Музыка. 1 класс. Нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя: учебно-методическое пособие , 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010.

  2. Алеев В.В., Кичак Т.Н. - Музыка. 1класс. Фонохрестоматия (2 диска) /. – М.: Дрофа, 2010.

  3. Алеев В.В, Кичак Т.Н,. - Музыка. 2 класс. Нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя: учебно-методическое пособие , 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010.

  4. Алеев В.В., Кичак Т.Н. - Музыка. 2 класс. Фонохрестоматия (2 диска) /. – М.: Дрофа, 2010.

  5. Алеев В.В, Кичак Т.Н,. - Музыка. 3 класс. Нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя: учебно-методическое пособие , 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010.

  6. Алеев В.В., Кичак Т.Н. - Музыка. 3 класс. Фонохрестоматия (2 диска) /. – М.: Дрофа, 2010.

  7. Алеев В.В, Кичак Т.Н,. - Музыка. 4 класс. Нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя: учебно-методическое пособие , 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010.

  8. Алеев В.В., Кичак Т.Н. - Музыка. 4 класс. Фонохрестоматия (2 диска) /. – М.: Дрофа, 2010.

  9. Замятина Т.А. - Современный урок музыки: методика конструирования, сценарии проведения, тестовый контроль; учебно-метод. пособие , 3-е изд. – М: Издательство «Глобус», 2010. – 170 с. (Уроки мастерства).

  10. Уроки музыки: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2010. – 288 с. – (Мастерская учителя).

  11. Золотина Л.В. - Уроки музыки с применением информационных технологий. 1 – 8 классы. Методическое пособие с электронным приложением / – 2-е изд., стереотип. – М:Планета, 2010. – 176 с. – (Современная школа)

Литература для учащихся.

  1. Алеев В.В., Кичак Т.Н. - Музыка. Рабочая тетрадь. 1 класс / М.: Дрофа,

2010.

  1. Алеев В.В., Кичак Т.Н. - Музыка. Рабочая тетрадь. 2 класс / М.: Дрофа,

2010.

  1. Алеев В.В., Кичак Т.Н. - Музыка. Рабочая тетрадь. 3 класс / М.: Дрофа,

2010.

  1. Алеев В.В., Кичак Т.Н. - Музыка. Рабочая тетрадь. 4 класс / М.: Дрофа,

2010.

  1. Болучевский Ю., Фомин В. Краткий музыкальный словарь для учащихся

изд. «Ленинград» Музыка, изд 11, дополненное 2010г.

  1. Газарян С., В мире музыкальных инструментов. М.: «Просвещение». 3 изд.,

2010

  1. Куберский И.Ю., Минина Е.В. – Спб.: ООО «Диамант», 2010. – 576с., ил. –

( Книга в подарок) .

  1. Самин Д.К. – 100 великих композиторов. М.: «Вече», 2010



Технические средства обучения

  • Аудиовоспроизводящая аппаратура

  • Видеовоспроизводящая аппаратура



ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ, М/МЕДИА

1. Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/

2. Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164

3. Музыкальный класс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн».

4. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий»

5. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»

6. Мультимедийная программа «Соната» Лев Залесский и компания (ЗАО) «Три сестры» при издательской поддержке ЗАО «ИстраСофт» и содействии Национального Фонда подготовки кадров (НФПК)

7. Мультимедийная программа «Музыка. Ключи»

8. Мультимедийная программа "Музыка в цифровом пространстве"

9. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009г.»

10.Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»

11. Мультимедийная программа «Учимся понимать музыку»

12.Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/

13. Уроки музыки 1-8 классы. Мультимедийное приложение к урокам ООО «Глобус» 2008 г.

14. Уроки музыки с дирижером Скрипкиным. Серия «Развивашки». Мультимедийный диск (CD ROM) М.: ЗАО «Новый диск», 2008.

15. ФЦИОР Электронный образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП) 2008 г.

16. Энциклопедия Классической музыки «Интерактивный мир» 2002 г.

17. Электронный образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения)



Планируемые результаты

В результате изучения музыки в начальной школе у выпускников будут сформированы основы музыкальной культуры; воспитаны нравственные и эстетические чувства, художественный вкус; развит интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности, образное и ассоциативное мышление и воображение, музыкальная память и слух, певческий голос, учебно-творческие способности в различных видах музыкальной деятельности. Школьники смогут открыто выражать свое отношение к искусству, проявлять ценностно-смысловые ориентации, позитивную самооценку, самоуважение, жизненный оптимизм.

Выпускники начальной школы научатся воспринимать музыку и размышлять о ней; воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, разучивании и исполнении вокально-хоровых произведений, игре на элементарных детских музыкальных инструментах; импровизировать в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности. Дети будут способны встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Они смогут реализовать собственный творческий потенциал, применяя музыкальные знания и представления о музыкальном искусстве для выполнения учебных и художественнопрактических задач, действовать самостоятельно при разрешении проблемно-творческих ситуаций в повседневной жизни.

Раздел «Музыка в жизни человека»

Выпускник научится:

  • воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности; • ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;

  • воплощать художественно-образное содержание и интонационно-мелодические особенности профессионального (в пении, слове, движении и др.) и народного творчества (в песнях, играх, действах).

Выпускник получит возможность научиться:

  • реализовывать собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации);

  • использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;

  • владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов.

Раздел « Музыкальная картина мира»

Выпускник научится:

  • исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);

  • определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;

  • оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.

Выпускник получит возможность научиться:

    • адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира;

    • оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности (пение, инструментальное музицирование, драматизация и др.), собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).