№ п/п, количество часов | Дата проведения: Плпн/факт | Тема урока. (Содержание урока) | Требования к уровню подготовки | Вид контроля Вид деятельности. | Планируемые результаты: (УУД) | Примечание (элементы допол-нительного Содержания) |
личностные | регулятивные | коммуникативные |
Раздел 1. Введение (2 часа) |
1 | | География – наука о природе Земли. | Знать основные научные и социально-экономические предпосылки Великих географических открытий. | Работа с текстом учебника, знакомство с картами атласа – изучение кругосветного плавания Ф. Магеллана и открытие Америки Х. Колумбом, | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи | Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности | Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие с учителем, умение добывать недостающую информацию в электронном приложении. | Краеведение. Экология Подготовка к ГИА А1 § 1, №2,4 |
2 | | Земля – планета Солнечной системы | Развитие знаний о Земле, форма и размеры Земли, объяснять главное отличие Земли от других планет. | Умение работать с географическими картами и атласом. | формирование целостного мировоззрения, | применять методы информационного поиска. | добывать недостающую информацию с помощью карт атласа. | Подготовка к ГИА А17 § 2, №1,2 |
Раздел 2. Виды изображений поверхности Земли (11 часов) Тема 1. ПЛАН МЕСТНОСТИ (5 ч) |
3 | | Понятие о плане местности. | Знать понятия топографический план, численный, именованный, линейный масштабы; ориентирование, азимут; абсолютная и относительная высота, горизонтали, нивелир, бергштрих; глазомерная , полярная и маршрутная съемки местности. Уметь работать с планом местности, с условными обозначениями, с масштабом плана и карты; определять абсолютную и относительную высоту местности; ориентироваться на местности и по плану, определять азимут; выполнять простейшую съемку местности. | Работа с условными знаками, чтение простейших планов местности, сравнивать планы местности, делать описание местности с помощью условных знаков. | формирование познавательного интереса к предмету изучения. | самостоятельно искать и выделять необходимую информацию | организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. | Подготовка к ГИА А19 § 3, №1,2 |
4 | | Масштаб. | ПР 1 Изображение здания школы в масштабе. Умение определять различные виды масштаба. | осознание, необходимости умения ориентироваться - сохранение жизни и здоровья. | планировать свою деятельность под руководством учителя; выявлять причинно-следственные связи. | ставить учебную задачу под руководством учителя; уметь вести диалог, вырабатывая общее решение. | Подготовка к ГИА А19 § 4, №1,2,3 |
5 | | Стороны горизонта. Ориентирование. | ПР 2. Определение направления, расстояния и азимута по плану местности. | понимание значимости жизненно важного умения ориентироваться в пространстве; | контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. | Краеведение. Подготовка к ГИА А20 § 5, № 3 |
6 | | Изображение на плане неровностей земной поверхности. | Топографический диктант . | осознавать себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий | умение оценивать правильность выполненной работы. | работать индивидуально и в группах, уметь оценивать правильность выполненной работы. | Краеведение.Экология Подготовка к ГИА А21, 22 § 6, №2,3 |
7 | | Составление простейших планов местности. Глазомерная съемка местности. | ПР 3 Маршрутная съемка. местности | установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом | составление плана и последовательности действий; | организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. | Краеведение. Экология Подготовка к ГИА А19 – 22 Составить вопросы к §4, 5 |
Тема 2. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТА (6 ч) |
8 | | Форма и размеры Земли | Знать форму Земли, иметь представление о ее размерах. Понятия «меридиан, параллель, экватор,географическая карта, географическая широта, географическая долгота». Уметь доказывать шарообразность Земли, с помощью градусной сетки определять направление сторон горизонта; определять географические координаты; определять высоту и глубину по географической карте, читать карту. | Работа с глобусом и картой | Формирование новых знаний и умений, работая в коллективе. | внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия | управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера; | Подготовка к ГИА А17 Составить вопросы к § 8 |
9 | | Географическая карта | Работа с глобусом и картой | положительное отношение к школе, понимание необходимости учения, | составление плана и последовательности действий; | постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации | Подготовка к ГИА А17 § 9, № 5 |
10 | | Градусная сеть на глобусах и картах. | Работа с глобусом и картой | понимание необходимости учения, выраженного в преобладани учебно-познавательных мотивов | контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | формулирование собственного мнения и позиции; | Краеведение. § 10, № 3 |
11 | | Географическая широта. | Работа с глобусом и картой | формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи | внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия | управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера; | Краеведение. § 11, № 3 |
12 | | Географическая долгота. Географические координаты. | ПР 4 Определение географических координат. | ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; | оценивание качества и уровня усвоения знаний и умений | ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; | Краеведение Подготовка к ГИА А1,2 § 12, № 4, 6 |
13 | | Изображение на картах высот и глубин. | Итоговый тест по теме «План и карта». Работа с картой. | положительное отношение к школе, понимание необходимости учения, | оценивание качества и уровня усвоения знаний и умений | обоснование собственной позиции или точки зрения; | Краеведение. § 13, № 1, 2, 3 |
Раздел 3. Строение Земли. Земные оболочки ( 18 ч) Тема1. ЛИТОСФЕРА (5 ч) |
14 | | Земля и ее строение. Горные породы и минералы. | Знать внутреннее строение Земли, характеристики и свойства ядра, мантии и земной коры; способы их изучения. Виды движения земной коры, условия залегания слоев горных пород, сейсмические пояса Земли, явления, связанные с вулканизмом. Основные формы рельефа и причины рельефообразования. Уметь описывать горные породы и минералы, объяснять их происхождение, описывать по типовому плану форму рельефа, называть и показывать крупные формы рельефа на материках и на дне Мирового океана. | Фронтальный опрос. Работа с таблицами. Практикум. | положительное отношение к школе, понимание необходимости учения, | планирует (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно) необходимые действия, операции, | задавать вопросы, высказывать и обосновывать свою точку зрения | Экология Подготовка к ГИА А24 § 14, № 1 |
15 | | Движение земной коры. Вулканизм. | Работа с картой – определение географических координат вулканов мира. Фронтальный опрос. | понимание необходимости учения, выраженного в преобладани учебно-познавательных мотивов | оценивание качества и уровня усвоения знаний и умений | формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения | Экология § 15, № 1, 2, |
16 | | Рельеф суши. Горы. | ПР 5 Описание гор по плану. (план – с. 59, вопрос 7) | ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности | составляет последовательность действий, составляет план | ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; | Краеведение. Экология Подготовка к ГИА А4 § 16, № 1, 2 |
17 | | Равнины суши. | ПР 6. Описание форм рельефа. | формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи | оценивание качества и уровня усвоения знаний и умений | Формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения | Краеведение.Экология Подготовка к ГИА А4, 15 § 17, № 1, 2 |
18 | | Рельеф Мирового океана. | Работа с картой. Итоговый тест по теме. | понимание необходимости учения, выраженного в преобладани учебно-познавательных мотивов | оценивание качества и уровня усвоения знаний и умений | постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации | Краеведение Подготовка к ГИА А4, 16 § 18, № 1 ,5 |
Тема 2. ГИДРОСФЕРА (7 ч) |
19 | | Вода на Земле. | Знать значение воды для жизни на Земле, части гидросферы и Мирового океана, свойства океанической воды и их зависимость от географического положения, части вод суши, элементы реки, зависимость режима питания рек от климата, происхождение озерных котловин, снеговую границу, покровные и горные ледники. Уметь составлять схемы большого и малого кругооборота воды на Земле, определять географическое положение моря, показывать элементы речной системы, крупные реки, озера мира на карте. | Составление схемы «Состав гидросферы». «Мировой круговорот воды в природе», работа с картой. | положительно относится к учению, познавательной деятельности, желает приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся | проявляеь познавательную инициативу в учебном сотрудничестве | задаёт вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, | Экология Подготовка к ГИА А 14,16 § 19, № 1, 2 |
20 | | Части Мирового океана. Свойства вод океана. | Характеристика карты океанов. Определение ГП океана. Работа с к/к. | понимание необходимости учения, выраженного в преобладани учебно-познавательных мотивов | оценивание качества и уровня усвоения знаний и умений | формулировать собственное мнение и позицию; | Экология Подготовка к ГИА А12 § 20, № 4 |
21 | | Движение воды в океане. | Характеристика карты океанов Изучение течений в океане. | устойчивый интерес к новым общим способам решения задач; | проявляет познавательную инициативу в учебном сотрудничестве | аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве | Краеведение Подготовка к ГИА А15 § 21, № 7 |
22 | | Подземные воды. | Умение рисовать схемы, объяснять рисунки к теме. | понимание необходимости учения, выраженного в преобладани учебно-познавательных мотивов | | умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли | Краеведение § 22, № 2 |
23 | | Реки. | Работа с картой. Практикум. | осознание ответственности человека за общее благополучие | осуществление итогового и пошагового контроля по результату | определять цели, и функции участников, способов их взаимодействия; | Краеведение. Экология Подготовка к ГИА А15, 7 § 23, № 2 |
24 | | Озера. | ПР 7. Изучение внутренних вод своей местности. Работа с картой. | ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности | оценивание качества и уровня усвоения знаний и умений | ориентация на позицию партнера в общении и взаимодействии; | Краеведение. Экология § 24, №1,2, 3 |
25 | | Ледники. | Итоговый тест по теме. | понимание необходимости учения, выраженного в преобладани учебно-познавательных мотивов | оценивание качества и уровня усвоения знаний и умений | высказывает и обосновывает свою точку зрения | § 25, № 2 |
Тема 3. АТМОСФЕРА (6 ч) |
26 | | Атмосфера, ее строение, значение, изучение. | Знать строение, значение, изучение атмосферы; состав, температура, атмосферное давление, влажность воздуха и его охрана; причины образования ветра, осадков и облаков; причину изменения погоды; знать приборы, помогающие изучать погоду. Высота Солнца над горизонтом и влияние ее на климат территории. Уметь определять амплитуду колебания температуры, абсолютную и относительную влажность, работать с климатическими диаграммами, описывать погоду и климат своей местности. Уметь объяснять зависимость температуры и давления воздуха от высоты места и ГП местности; зависимость силы ветра и образования осадков от величины атмосферного давления воздуха, зависимость климата от высоты падения солнечных лучей. | Работа с термометром, построение графиков годового хода температуры, умение составлять схему «Строение атмосферы» | положительно относится к учению, познавательной деятельности, желает приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся | понимает и сохраняет учебную задачу; планирует в сотрудничестве с учителем составляет последовательность действий | задаёт вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения | Экология Подготовка к ГИА А 12 § 26, № 1 |
27 | | Температура воздуха.. | ПР 8. Построение графика « Годовой ход температуры воздуха» | ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности | оценивание качества и уровня усвоения знаний и умений | аргументирует свою позицию и координирует ее с позициями партнеров в сотрудничестве | Подготовка к ГИА А 12 § 27, №1,2 |
28 | | Атмосферное давление. Ветер | ПР 9. Построение розы ветров» | формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи | прогнозирование результата и уровня усвоения | задает вопросы – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации | ГИА А13 § 28, №1,2 |
29 | | Водяной пар в атмосфере. Облака. Атмосферные осадки | ПР 10. Построение диаграммы количества осадков» | осознание ответственности человека за общее благополучие | оценивание качества и уровня усвоения знаний и умений | аргументирует свою позицию и координирует ее с позициями партнеров в сотрудничестве | Краеведение. Экология § 29, № 1, 4 |
30 | | Погода. Климат. | Анализ наблюдений за погодой, природой. | установки на здоровый образ жизни, устойчивый интерес к новым общим способам решения задач; | прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик | формулирует собственное мнение и позицию; | Подготовка к ГИА А12 § 30, № 1 |
31 | | Причины, влияющие на климат. | Определение климатообразующих факторов своей местности. Итоговый тест по теме. | ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности | оценивание качества и уровня усвоения знаний и умений | аргументирует свою позицию и координирует ее с позициями партнеров в сотрудничестве | Краеведение. Экология Подготовка к ГИА 27 § 31, № 2 |
Тема 4. БИОСФЕРА. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА, (1 час) |
32 | | Разнообразие и размещение организмов на Земле Природный комплекс. | Разнообразие и распространение живых организмов на Земле | Практикум. Определение закона широтной зональности по карте «Природные зоны Земли» ПР 11 Характеристика природного комплекса. | осознание ответственности человека за общее благополучие | осуществление итогового и пошагового контроля по результату | задает вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; | Краеведение. Экология Подготовка к ГИА А27 § 32, №1,2 § 33, №1 |
Раздел 4. Население Земли (1 ч) Тема /.ЧИСЛЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ ЗЕМЛИ. РАСОВЫЙ СОСТАВ |
33 | | Население Земли. | Знать о численности населения Земли, о расах и признаках рас; особенностях изображения государств на карте мира. Уметь читать политическую карту мира, определять положение своей страны и своего города на карте мира. | Фронтальный опрос. Практикум. | понимание необходимости учения, выраженного в преобладани учебно-познавательных мотивов | осуществление итогового и пошагового контроля по результату | формулирует собственное мнение и позицию; | Краеведение. Экология § 34, №1,4 |
Раздел 5.Влияние природы на жизнь и деятельность человека. (1 ч) |
34 | | Стихийные природные явления. Влияние природы на жизнь человека. Главные особенности географических комплексов своей местности. Годовая контрольная работа. | Умение определять главные особенности географических комплексов своей местности. Обобщающий урок по курсу. | Итоговый тест по начальному курсу географии. | ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности | прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик | задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; | |
Всего: 34 практических работ – 11, уроков краеведения – 19, уроков экологии - 16 |