№ | Тема урока | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки учащихся | Учебные действия | НРК |
1 | Политика и власть | ИНМ | Формы проявления влияния: сила, власть и авторитет. Становление власти в качестве политического института общества. Разделение властей. Властные отношения и социальная иерархия. Борьба за власть | Знать, какие существуют формы проявления влияния в обществе. Уметь: - высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий; - пояснять, что представляет собой власть, ее виды; - анализировать конкретные жизненные ситуации, связанные с борьбой за власть | Работать с определениями, лекционным материалом, материалом учебника | |
2 | Государство | К | Определение политической системы общества. Общие признаки государства. Понятие и значение суверенитета. Внешние и внутренние функции государства. Причины и условия появления государства. Виды монополии государства: общие и частные | Знать: -что такое политическая система общества, какова роль государства в ней; -основные функции государства; -какие причины могут лежать в основе зарождения государства. Уметь: -анализировать виды монополий государства; -давать разъяснение слову «государство», употребляемому в различных значениях, знать основные признаки государства | Работа со схемой и текстом учебника, составление рассказа по схеме | |
3 | Форма государства | ИНМ | Сущность и классификация форм правления, территориального устройства государства, политических режимов. Характеристика и исторические формы авторитаризма. Природа и сущность диктатуры. Происхождение и особенности парламентского режима. Парламент как защитник демократических свобод и борьба за его учреждение. Структура парламента | Знать, что такое политический режим, форма правления, какие существуют их типы. Уметь анализировать разновидности политических режимов, подтверждая ответ конкретными примерами из истории и современности | Работа со схемой и материалом учебника, составление рассказа по схеме. | |
4 | Политические режимы | К | |
5 | Правовое государство | К | Понятие о правовом государстве и история его становления. Признаки правового государства. Черты тоталитарного государства | Знать: -что такое правовое государство, каковы его основные признаки. Уметь анализировать взаимоотношения государства и общества | Самостоятельная работа с текстом учебника, с вопросами и заданиями автора к параграфу. | |
6 | Гражданское общество и государство | К | Два значения гражданского общества. Признаки гражданского общества. История развития и сущность гражданства. Избирательное право и его происхождение. Борьба за гражданские права. Понятие о правовом государстве и история его становления. Признаки правового государства. Черты тоталитарного государства | Знать: -что такое гражданское общество; -что представляет собой институт гражданства, а также кто такие граждане и каков их правовой статус; -что такое правовое государство, каковы его основные признаки. Уметь анализировать взаимоотношения государства и общества | Беседа, работа с обществовед-ческими задачами и ситуациями. | |
7 РК | Участие граждан в политической жизни | К | Голосование как форма участия граждан в политической жизни страны. Составные части процедуры голосования. Активность электората. Политические предпочтения людей. Электорат политических партий России. Конкуренция политических партий за электорат. Роль референдума в политической жизни | Знать: -что представляет собой голосование, референдум и каков их механизм; -каким образом люди могут участвовать в политической жизни страны и оказывать реальное воздействие на власть и принимаемые ею решения. Объяснять сущность активного и пассивного избирательного права. Анализировать собственные и чужие политические симпатии, определять факторы, способствующие политической активности населения. Уметь объяснять противоречия реальной жизни и находить возможный вариант их разрешения | Беседа, участие в ролевой игре | Процедура проведения выборов в нашем городе. |
8 РК | Политические партии | ИНМ | Определение и признаки политической партии. Понятие о политической программе партии. Однопартийная и многопартийная системы, их особенности, преимущества и недостатки. Классификация политических партий. Роль политических партий и политических движений в жизни общества | Знать: -что такое политическая партия, какие функции она выполняет; основные подходы к классификации партий (по способу организации, по отношению к власти, по отношению к обществу) - какими признаками наделена политическая партия. - знать отличия политической партии и политического движения | Работа со схемой, беседа, выполнение творческого движения в группах | Политические партии и движения нашего региона. |
9 | Политические движения. | К | |
10 | Контрольная работа. Тема: «Политика» | КУ | | Уметь применять полученные теоритические знания для выполнения практических заданий. | Выполнение тестовых заданий. | |
11 | Право, его роль в жизни общества и государства. | ИНМ | Социальные нормы. Функции и сущность права. Представление о юридической ответственности. Права и обязанности. Понятие о естественных и гражданских правах. Уровень и содержание правосознания. Правовая культура. Разновидности правовых норм. Основные отрасли права. Иерархия нормативно-правовых актов | Знать: -что представляют собой социальные нормы и каково их видовое разнообразие; -сущность понятий: правосознание и правовая культура личности. Уметь: -разъяснять сущность права, а также различные его значения; -правильно употреблять понятие «право» в вариативных контекстах; -пояснить систему права, раскрывая сущность основных отраслей российского права; определить, нормами каких отраслей права регулируется определенная жизненная ситуация и куда следует обратиться, чтобы узнать модель верного поведения участников правоотношений | Работа с лекционным материалом, беседа | |
12 | Правоотношения и субъекты права. | К | Имущественные отношения. Принцип равенства участников гражданских правоотношений. Физическое и юридическое лицо. Право собственности на имущество. Сделка и договор. Потребитель и его права. Правовое регулирование трудовых отношений. Кодекс законов о труде РФ. Трудоустройство и его регулирование. Заключение трудового договора между работником и работодателем. Расторжение трудового контракта с администрацией и увольнение. Защита детского труда | Знать: - что представляют собой имущественные правоотношения, каким должно быть поведение их участников; основные виды договоров, сущность института права собственности. Уметь: -разъяснять правила поведения участников договорных отношений; защищать свои имущественные права и знать, в каких случаях это можно сделать в судебном порядке | Работа с текстом учебника, составление простого плана. | |
13 | Правонарушения | ИНМ | Правовая ответственность. Виды юридической ответственности. Правонарушение. Право и закон. Право, мораль, государство, договорная теория права, теологическая теория, теория естественного права, признаки права | Знать: -что мораль и право неразрывно взаимосвязаны; -что право связано с юридическими законами и государством; -что право - это система общеобязательных правил поведения, установленных государством. Называть основные признаки права. Объяснять отличие права от других социальных норм. Комментировать некоторые определения права. Характеризовать теории права. Аргументировать свою точку зрения | Работа в группах с правовыми ситуациями, составление схемы, подготовка ситуаций в пример к схеме. | |
14 | Юридическая ответственность. | К | |
15 | Контрольная работа. Тема: «Право» | КУ | | Уметь применять полученные теоритические знания для выполнения практических заданий. | Выполнение тестовых заданий и решение правовых задач | |
16 | Правоохранительные органы. | ИНМ | Правоохранительные органы государства. Понятие правоохранительных органов. Судебные органы страны. Конституционный суд РФ, Высший Арбитражный суд, верховный суд РФ. Роль суда присяжных заседателей в системе правосудия. Органы прокуратуры, их компетенция и назначение. Органы внутренних дел. Нотариат. Адвокатура и ее функции | Знать основные положения урока, понятия. Уметь: -анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; -высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные; -работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач | Составление схемы, беседа. Решение правовых задач. | |
17 | Конституция Российской Федерации. | ИНМ | Конституция как основной закон государства. Признаки и особенности Конституции как основного закона страны Понятие основ конституционного строя. Формы правления, государственного устройства. | Знать основные положения урока, понятия. Уметь: -анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; -работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач | Работа с текстом Конституции РФ, работа с документами, беседа | |
18 | Основы конституционного строя. | К | |
19 | Права и свободы человека и гражданина. | К | Гражданин - человек, имеющий права. Конституция РФ. Конституция США. Декларация независимости. Декларация прав человека и гражданина. Обеспечение прав и свобод человека и гражданина | Анализировать текст. Объяснять смысл понятий. Определять различия между гражданином и обывателем | Беседа, изготовление коллажа в группах | |
20 РК | Я и мои права. | К | Защита прав человека в нашем регионе |
21 | Гражданские правоотношения. | ИНМ | Имущественные отношения. Право собственности | Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы | Работа с лекционным материалом, решение правовых задач | |
22 | Право на труд. Трудовые правоотношения. | К | Роль труда в жизни человека. Трудовые правоотношения. Трудовой договор. Работник и работодатель. Предпринимательство | Знать: -основания возникновения трудовых отношений; -стороны трудовых отношений; -рабочее время и время отдыха. Решать практические задачи | Беседа, работа с правовыми ситуациями, работа с документами | |
23 | Семейные правоотношения. | К | Потребность человека в семье. Правовые основы семейно- брачных отношений. Принципы счастливого детства. Права и обязанности супругов. Имущественные отношения супругов | Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы | |
24 | Гражданские, трудовые, семейные правоотношения. | ПОУ | |
25 | Контрольная работа. Тема: «Право» | КУ | | Уметь применять полученные теоритические знания для выполнения практических заданий. | Выполнение тестовых заданий и работа с ситуациями. | |
26 | Административные правоотношения. | ИНМ | Формы совершения преступления: действие и бездействие. Три признака преступления. Умысел или неосторожность как формы выражения вины. Соучастники преступления и преступная организация. Причины совершения преступления. Ответственность. Понятие административного проступка. Субъекты применения взысканий. Разнообразие мер воздействия. Представление о гражданском правонарушении. Нарушения трудовой дисциплины. Материальная ответственность. Принцип презумпции невиновности. Дознание и следствие. Основные виды наказания. Лишение свободы и меры воспитательного воздействия | Знать: -что представляют собой проступки и преступления, совершаемые людьми; -что такое юридическая ответственность, какие виды ответственности существуют; -что представляет собой принцип презумпции невиновности; -наказания, которым могут подвергаться лица, совершившие преступления. Уметь анализировать состав преступления и определять, является ли содеянное преступлением | Беседа, работа с правовыми ситуациями, работа с документами | |
27 | Уголовно – правовые отношения. | К | |
28 | Уголовная ответственность несовершеннолетних | К | |
29 | Социальные права. | ИНМ | | | Беседа, составление схемы | |
30 | Виды социальных прав. | К | |
31 | Международно – правовая защита жертв вооруженных конфликтов. | ИНМ | Основные положения международного гуманитарного права. Источники международного гуманитарного права. I-IV Женевские конвенции. Комбатанты. Международный комитет Красного Креста. Права человека. Всеобщая декларация прав человека. Правовой статус человека. Классификация прав человека. Три поколения прав | Знать основные положения раздела. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные. Умение работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач | Работа с текстом учебника, составление тезисов. | |
32 РК | Правовое регулирование отношений в сфере образования. | ИНМ | Закон РФ «Об образовании». Конвенция о правах ребенка. Конституция РФ о праве на образование | Знать основные положения раздела. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные. Умение работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач | Беседа, работа с документами | Областной закон «Об образовании» |
33 | Контрольная работа. Тема: «Право» | КУ | | Применять полученные теоретические знания для выполнения практических заданий | Выполнение тестовых заданий и работа с правовыми ситуациями | |
34 | Итоговый урок | И | Обобщение пройденного материала. | | |