№ занятия | Наименование тем и занятий | Обязательная учебная нагрузка | Коды форм. компетенций | Матер. и информ. обеспеч. занятий | Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся | Формы и методы контроля |
Кол-во час., дата | Вид занятия | ОК | ПК | вид задания | Информ обеспеч. | Кол-во часов |
1 | Тема 1. Теоретические основы работы над выразительностью речи. Роль выразительного чтения в развитии речевой деятельности дошкольников. Связь выразительного чтения с решением педагогических задач. | 1 | практическое занятие | 1, 2, 5 | 2.4, 2.7 | ОИ 1 ОИ 2 И-Р1 | | | | Устный опрос |
2 | Роль исполнительской задачи, искренности переживаний, воображения, веры в предлагаемые обстоятельства. Задачи чтеца (по К.С.Станиславскому). | 1 | практическое занятие | 1, 2, 3, 4 | 2.4, 2.7 | ОИ 1 ОИ 2 И-Р2 | | | | Рецензирование ответа |
3 | Тема 2. Средства выразительности устной речи. Техника речи. Дыхание, его типы. Правильное использование дыхания в речи. Упражнения для развития диафрагмо – реберного дыхания. | 1 | практическое занятие | 1, 2, 4, 9 | 2.4, 5.3 | ОИ 1 ОИ 2 ДИ 2 И-Р1 | Основы техники речи в трудах К.С.Станиславского. | | 2 | Презентация по заданной теме |
4 | Голос. «Атака» звука. Полетность голоса. Правила гигиены голоса. Упражнения для совершенствования голоса педагога и его воспитанников. | 1 | практическое занятие | 1, 2, 4, 9 | 2.1, 5.1 | ОИ 1 ОИ 2 И-Р3 | | | | Выполнение упражнений для совершенствования голоса |
5 | Дикция. Артикуляционная гимнастика. Организация работы над фонематическим слухом и дикцией дошкольников. | 1 | практическое занятие | 1, 2, 5, 11 | 2.4, 2.7 | ОИ 1 ОИ 2 ДИ 1 И-Р2 | | | | Дикционный тренинг |
6 | Соблюдение орфоэпических норм. Интонация в совокупности ее компонентов. | 1 | практическое занятие | 1, 2, 8 | 2.4, 5.4, | ОИ 1 И-Р1 | Соблюдение орфоэпических норм в речи воспитателя дошкольной организации. | | 2 | Защита реферата |
7 | Сила голоса, проявляющаяся в громкости звучания и логических ударениях. Типичные ошибки в расстановке логических ударений. Виды работы с детьми над логическими ударениями. | 1 | практическое занятие | 1, 2, 7 | 2.1, 2.2, 2.7 | ОИ 1 И-Р3 | | | | Творческая работа в парах |
8 | Паузы: логические, психологические, построчные (ритмические). Темп и ритм, правила, определяющие их выбор. | 1 | практическое занятие | 1, 2, 5 | 2.4, 2.7 | ОИ 1 ДИ 2 И-Р2 | | | | Выразительное чтение отрывка из русской народной сказки |
9 | Мелодика речи. Монотон. Упражнения, развивающие способность движения голоса по звукам разной высоты. | 1 | практическое занятие | 1, 2, 4, 6 | 2.1, 2.4, 5.1 | ОИ 1 ДИ 1 И-Р1 | | | | Выполнение упражнений, творческих заданий |
10 | Тон голоса. Методика работы над эмоциональным тоном с детьми. Тембр, возможности его использования в целях выразительности речи. | 1 | практическое занятие | 1, 2, 4, 5, 6 | 2.1, 2.7, 5.3 | ОИ 1 ДИ 2 И-Р3 | | | | Работа в группах по инструктивным карточкам |
11 - 12 | Неязыковые средства выразительности устной речи: мимика, телодвижения, жесты, поза. Оптимальное использование педагогом неязыковых средств общения как условие выразительности речи. | 2 | практическое занятие | 1, 2, 3, 4, 9 | 2.1, 2.4, 5.2 | ОИ 1 ДИ 1 И-Р3 | | | | Расшифровка значений жестов, мимики, позы, телодвижений на картине |
13 - 14 | Тема 3. Подготовка воспитателя к исполнению литературных произведений. Знакомство с произведением. Литературоведческий анализ текста, его последовательность. | 2 | практическое занятие | 1, 2, 4, 5, 8 | 2.1, 5.4, 5.5 | ОИ 1 ОИ 2 ДИ 2 И-Р1 | Литературоведческий анализ рассказа Ф.М.Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке». | | 4 | Выступление на занятии |
15 -16 | Правила чтения различных композиционных звеньев текста. Составление «партитуры» чтения. Тренировочное чтение, сопровождающееся анализом. | 2 | практическое занятие | 1, 2, 4, 5, 8 | 2.1, 5.4, 5.5 | ОИ 1 ОИ 2 ДИ 2 И-Р1 | | | | Выполнение упражнений и заданий по теме |
17 - 18 | Тема 4. Особенности исполнения литературных произведений разных жанров. Малые фольклорные формы: анализ содержания и формы, специфика их выразительного чтения. | 2 | практическое занятие | 1, 2, 8 | 2.1, 3.2 | ОИ 1 ДИ 2 И-Р2 | | | | Творческая работа в парах |
19 - 20 | Фольклорная сказка: ее особенности, выбор приемов чтения и рассказывания. | 2 | практическое занятие | 1, 2, 8 | 2.1, 3.2 | ОИ 1 ДИ 1 И-Р2 | | | | Исполнительское чтение фольклорной сказки |
21 - 22 | Литературная сказка: особенности жанровой формы, приемы повествования, своеобразие композиции, сюжета и системы образов, осознанный выбор исполнительских приемов. | 2 | практическое занятие | 1, 2, 9 | 2.4, 2.7 | ОИ 2 ДИ 1 И-Р3 | | | | Презентация по заданной теме |
23 - 24 | Басня: специфика жанра и языка, особенности чтения. | 2 | практическое занятие | 1, 2, 9 | 2.4, 2.7 | ОИ 1 ДИ 2 И-Р2 | | | | Выразительное чтение басни наизусть |
25 - 26 | Поэзия: особенности лирического героя, лирических мотивов, их влияние на исполнение; влияние стихотворного размера, расположения и характера рифм; соблюдение построчных пауз, цензуры. | 2 | практическое занятие | 1, 2, 4, 5, 8 | 2.1, 5.4, 5.5 | ОИ 1 ОИ 2 ДИ 2 И-Р1 | | | | Выступление на занятии с элементами чтения стихотворений наизусть |
27 - 28 | Рассказ: взаимосвязь идейно-эмоционального содержания с выбором исполнительских средств: создание образа рассказчика и образов героев; приемы выделения узловых сюжетно-композиционных элементов. | 2 | практическое занятие | 1, 2, 4, 5, 8 | 2.1, 5.5 | ОИ 2 ДИ 1 И-Р3 | | | | Исполнительское чтение рассказа |
29 - 30 | Драматургия: отличия в чтении при сравнении с эпическими произведениями. | 2 | практическое занятие | 1, 2, 9 | 2.4, 2.7 | ОИ 1 ДИ 2 И-Р2 | Исполнение литературных произведений разных жанров. | | 4 | Конкурс-концерт |
31 | Тема 5. Формирование выразительной речи дошкольников. Работа над выразительностью на разных этапах литературного текста: при подготовке к восприятию, первичном восприятии, элементарном анализе, проведении творческих работ по прочитанному. | 1 | практическое занятие | 1, 2, 8, 9 | 2.1, 2.4, 2.7, 5.1. | ОИ 1 ОИ 2 ДИ 2 И-Р1 | | | | Деловая игра |
32 | Пересказ, его виды. Методика проведения графического, словесного, музыкального иллюстрирования. | 1 | практическое занятие | 1, 2, 4, 5, 6 | 2.1, 2.7, 5.3 | ОИ 1 ДИ 2 И-Р3 | | | | Устный опрос |
33 - 34 | Прослушивание и анализ образцового исполнения литературного произведения при непосредственной подготовке к выразительному рассказыванию. Роль тренировочных упражнений в работе над выразительностью речи, их разновидности. | 2 | практическое занятие | 1, 2, 4, 5, 6, 9 | 2.1, 2.7, 5.3 | ОИ 1 ДИ 1 ДИ 2 И-Р3 | Исполнительский анализ рассказа Л.Н.Толстого «Филипок» | | 2 | Творческая работа |
35 | Тема 6. Инсценирование художественных произведений. Принципы составления сценария. Особенности сценария по фольклорным и литературным произведениям. | 1 | практическое занятие | 1, 2, 3, 4, 5, 9 | 2.4, 2.6, 5.1 | ОИ 2 ДИ 1 И-Р3 | | | | Инсценирование драматической сказки |
36 | Литературно-музыкальные композиции. | 1 | практическое занятие | 1, 2, 3, 4, 5, 9 | 2.4, 2.6, 5.1 | ОИ 2 ДИ 2 И-Р3 | | | | Демонстрация фрагментов литературно- музыкальных композиций |
37 - 38 | Составление сценария праздника в дошкольной организации и семье. | 2 | практическое занятие | 1, 2, 3, 4, 5, 9 | 2.4, 2.6, 5.1 | ОИ 2 ДИ 2 И-Р1 | Составление сценария праздника в дошкольной организации | | 4 | Конкурс на лучший сценарий |
39 | Тема 7. Театральная деятельность. Роль театрально-игровой деятельности в развитии детей дошкольного возраста. Виды театрализованных игр: настольные (театр игрушек, театр картинок); стендовые (теневой театр, стенд-книжка и др.); игры – драматизации (с куклами и марионетками). | 1 | практическое занятие | 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 | 2.4, 2.6, 5.1, 5.3 | ДИ 2 И-Р1 | Театрализованные игры в детском саду. | | 2 | Мини-спектакль |
40 | Создание воспитателем условий и предметной среды, стимулирующей ребенка к творческой деятельности. | 1 | практическое занятие | 1, 2, 3, 4, 5, 9 | 2.4, 2.6, 5.2 | ДИ 2 И-Р1 И-Р3 | | | | Индивидуальные выступления |
41 | Участие детей в импровизации на заданную тему. | 1 | практическое занятие | 1, 2, 3, 4, 5, 9 | 2.6, 5.2, 5.3 | ДИ 2 И-Р1 И-Р2 | | | | Импровизация на заданную тему |
42 | Пантомима как одно из средств создания образа. | 1 | практическое занятие | 1, 2, 3, 4, 5, 8, 9 | 2.6, 5.2, 5.3 | ДИ 2 И-Р2 И-Р3 | | | | Творческая мастерская |
43 - 44 | Совместная деятельность воспитателя и детей в подготовке атрибутов и декораций спектакля. | 2 | практическое занятие | 1, 2, 3, 4, 5, 8, 9 | 2.6, 5.2, 5.3 | ДИ 2 И-Р1 И-Р2 | | | | Экспресс-опрос |
Аванесов, Р.И. Русское литературное произношение [Текст]: учебник, 6-е изд. перераб. и доп. / Р.И. Аванесов. - М.: Либроком, 2009. – 383с.
Аксенов, В.Н. Искусство художественного слова [Текст]: учебник / В.Н. Аксенов. - М.: Просвещение, 2002. – 163 с.
Дмитриева, Е.Д. Практикум по выразительному чтению [Текст]: учеб. пособие / Е.Д. Дмитриева. - М.: Просвещение, 1981. – 79 с.
Завадская, Т.Ф. Внеклассные занятия выразительным чтением. Методика выразительного чтения [Текст]: учеб. пособие / Т.Ф. Завадская, Р.Р. Майман. - М.: Дело, 2007. – 102 с.
Козлянинова, И.П. Произношение и дикция [Текст]: учебник, 2-е изд. доп. / И.П. Козлянинова. - М.: Просвещение, 1977. – 152 с.
Коренюк, Л.Ю. О специальных занятиях по выразительному чтению [Текст]: учеб. пособие / Л.Ю. Коренюк. - М.: Дело, 2007. – 140 с.
Кубасова, О.В. Выразительное чтение [Текст]: пособие для студентов средних педагогических учебных заведений, 3-е изд., стереотип / О.В. Кубасова. - М.: Дело, 2001. - 144 с.
Майман, Р.Р. Выразительное чтение [Текст]: практикум для студентов-заочников 1-го курса факультетов русского языка и литературы пед. институтов / Р.Р. Майман, Е.Д. Дмитриева, Б.С. Найденов. - М.: Просвещение, 2000. – 125 с.
Майман, Р.Р. Авторское исполнение при обучении выразительному чтению [Текст]: учеб. пособие / Р.Р. Майман. - М.: Дело, 2005. – 135 с.
Найденов, Б.С. Выразительное чтение [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. институтов, 2-изд. испр. / Б.С. Найденов, Т.Ф. Завадская, Н.М. Соловьева.- М.: Просвещение, 1972. - 184 с.
Найденов, Б.С. Методика выразительного чтения [Текст]: учеб. пособие / Б.С. Найденов, Л.Ю. Коренюк. - М.: Просвещение, 2007. - 176 с.
Рыжкова, Т.В. Детская литература. Выразительное чтение: практикум [Текст]: учебное пособие для студентов средних профессиональных учебных заведений / Т.В. Рыжкова. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 271 с.
Соловьева, Н.М. Практикум по выразительному чтению [Текст]: учеб. пособие / Н.М. Соловьева. - М.: Просвещение, 1976. – 94 с.