СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование по ОП.10 "Практикум по выразительному чтению"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно-тематическое планирование ОП.10 "Практикум по выразительному чтению" предназначено для студентов 2 курса по специальности "Дошкольное образование".

Просмотр содержимого документа
«календарно-тематическое планирование по ОП.10 "Практикум по выразительному чтению"»

ОП 10. Практикум по выразительному чтению.


занятия


Наименование тем и занятий



Обязательная

учебная нагрузка


Коды форм. компетенций

Матер. и информ.

обеспеч. занятий


Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся


Формы и методы контроля

Кол-во час., дата



Вид занятия


ОК


ПК


вид задания

Информ

обеспеч.

Кол-во часов


1

Тема 1. Теоретические основы работы над выразительностью речи.

Роль выразительного чтения в развитии речевой деятельности дошкольников. Связь выразительного чтения с решением педагогических задач.


1


практическое

занятие


1, 2, 5


2.4,


2.7


ОИ 1


ОИ 2


И-Р1





Устный опрос


2

Роль исполнительской задачи, искренности переживаний, воображения, веры в предлагаемые обстоятельства.

Задачи чтеца (по К.С.Станиславскому).


1


практическое

занятие


1, 2,


3, 4


2.4,


2.7


ОИ 1


ОИ 2


И-Р2





Рецензирование ответа


3

Тема 2. Средства выразительности устной речи.

Техника речи. Дыхание, его типы. Правильное использование дыхания в речи. Упражнения для развития диафрагмо – реберного дыхания.


1


практическое

занятие


1, 2,


4, 9


2.4,


5.3


ОИ 1


ОИ 2


ДИ 2


И-Р1


Основы техники речи в трудах К.С.Станиславского.



2


Презентация по заданной теме


4

Голос. «Атака» звука. Полетность голоса. Правила гигиены голоса.

Упражнения для совершенствования голоса педагога и его воспитанников.


1


практическое

занятие


1, 2,


4, 9


2.1,


5.1


ОИ 1


ОИ 2


И-Р3





Выполнение упражнений для совершенствования голоса


5

Дикция. Артикуляционная гимнастика.

Организация работы над фонематическим слухом и дикцией дошкольников.


1


практическое

занятие


1, 2,


5, 11


2.4,


2.7


ОИ 1


ОИ 2



ДИ 1


И-Р2





Дикционный тренинг


6

Соблюдение орфоэпических норм. Интонация в совокупности ее компонентов.


1


практическое

занятие


1, 2,

8


2.4,


5.4,


ОИ 1


И-Р1

Соблюдение орфоэпических норм в речи воспитателя дошкольной организации.



2


Защита реферата


7

Сила голоса, проявляющаяся в громкости звучания и логических ударениях. Типичные ошибки в расстановке логических ударений. Виды работы с детьми над логическими ударениями.


1


практическое

занятие


1, 2,

7


2.1,


2.2,


2.7


ОИ 1


И-Р3





Творческая работа в парах


8

Паузы: логические, психологические, построчные (ритмические).


Темп и ритм, правила, определяющие их выбор.


1



практическое

занятие


1, 2, 5


2.4,


2.7


ОИ 1


ДИ 2


И-Р2





Выразительное чтение отрывка из русской народной сказки


9

Мелодика речи. Монотон. Упражнения, развивающие способность движения голоса по звукам разной высоты.


1


практическое

занятие


1, 2,


4, 6


2.1,


2.4,


5.1


ОИ 1


ДИ 1


И-Р1





Выполнение упражнений, творческих заданий


10

Тон голоса. Методика работы над эмоциональным тоном с детьми.


Тембр, возможности его использования в целях выразительности речи.


1


практическое

занятие


1, 2,


4, 5, 6


2.1,


2.7,


5.3


ОИ 1


ДИ 2


И-Р3





Работа в группах по инструктивным карточкам


11 - 12

Неязыковые средства выразительности устной речи: мимика, телодвижения, жесты, поза. Оптимальное использование педагогом неязыковых средств общения как условие выразительности речи.


2


практическое

занятие


1, 2,


3, 4, 9


2.1,


2.4,


5.2


ОИ 1


ДИ 1


И-Р3




Расшифровка значений жестов, мимики, позы, телодвижений на картине


13 - 14

Тема 3. Подготовка воспитателя к исполнению литературных произведений.


Знакомство с произведением. Литературоведческий анализ текста, его последовательность.



2



практическое

занятие


1, 2,


4, 5, 8


2.1,


5.4,

5.5


ОИ 1


ОИ 2


ДИ 2


И-Р1


Литературоведческий анализ рассказа Ф.М.Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке».



4


Выступление на занятии


15 -16

Правила чтения различных композиционных звеньев текста. Составление «партитуры» чтения. Тренировочное чтение, сопровождающееся анализом.


2



практическое

занятие


1, 2,


4, 5, 8


2.1,


5.4,

5.5


ОИ 1


ОИ 2


ДИ 2


И-Р1





Выполнение упражнений и заданий по теме


17 - 18

Тема 4. Особенности исполнения литературных произведений разных жанров.

Малые фольклорные формы: анализ содержания и формы, специфика их выразительного чтения.


2


практическое

занятие

1, 2,


8

2.1,


3.2

ОИ 1


ДИ 2


И-Р2





Творческая работа в парах


19 - 20

Фольклорная сказка: ее особенности, выбор приемов чтения и рассказывания.


2


практическое

занятие


1, 2,


8


2.1,


3.2


ОИ 1


ДИ 1


И-Р2





Исполнительское чтение фольклорной сказки


21 - 22

Литературная сказка: особенности жанровой формы, приемы повествования, своеобразие композиции, сюжета и системы образов, осознанный выбор исполнительских приемов.


2


практическое

занятие


1, 2,


9


2.4,


2.7


ОИ 2


ДИ 1


И-Р3





Презентация по заданной теме


23 - 24

Басня: специфика жанра и языка, особенности чтения.


2


практическое

занятие


1, 2,


9


2.4,


2.7


ОИ 1


ДИ 2


И-Р2





Выразительное чтение басни наизусть


25 - 26

Поэзия: особенности лирического героя, лирических мотивов, их влияние на исполнение; влияние стихотворного размера, расположения и характера рифм; соблюдение построчных пауз, цензуры.


2


практическое

занятие


1, 2,


4, 5, 8


2.1,


5.4,


5.5


ОИ 1


ОИ 2


ДИ 2


И-Р1





Выступление на занятии с элементами чтения стихотворений наизусть


27 - 28

Рассказ: взаимосвязь идейно-эмоционального содержания с выбором исполнительских средств: создание образа рассказчика и образов героев; приемы выделения узловых сюжетно-композиционных элементов.


2


практическое

занятие


1, 2,


4, 5, 8


2.1,


5.5


ОИ 2


ДИ 1


И-Р3





Исполнительское чтение рассказа


29 - 30

Драматургия: отличия в чтении при сравнении с эпическими произведениями.


2


практическое

занятие


1, 2,


9


2.4,


2.7


ОИ 1


ДИ 2


И-Р2


Исполнение литературных произведений разных жанров.



4


Конкурс-концерт


31

Тема 5. Формирование выразительной речи дошкольников.

Работа над выразительностью на разных этапах литературного текста: при подготовке к восприятию, первичном восприятии, элементарном анализе, проведении творческих работ по прочитанному.


1


практическое

занятие


1, 2,


8, 9


2.1,


2.4,


2.7,


5.1.


ОИ 1


ОИ 2


ДИ 2


И-Р1





Деловая игра


32

Пересказ, его виды.

Методика проведения графического, словесного, музыкального иллюстрирования.


1


практическое

занятие


1, 2,


4, 5, 6


2.1,


2.7,


5.3


ОИ 1


ДИ 2


И-Р3





Устный опрос


33 - 34

Прослушивание и анализ образцового исполнения литературного произведения при непосредственной подготовке к выразительному рассказыванию.

Роль тренировочных упражнений в работе над выразительностью речи, их разновидности.


2


практическое

занятие


1, 2,


4, 5,


6, 9


2.1,


2.7,


5.3


ОИ 1


ДИ 1


ДИ 2


И-Р3


Исполнительский анализ рассказа Л.Н.Толстого «Филипок»



2


Творческая работа


35

Тема 6. Инсценирование художественных произведений.

Принципы составления сценария. Особенности сценария по фольклорным и литературным произведениям.


1


практическое

занятие


1, 2,


3, 4,


5, 9


2.4,


2.6,


5.1


ОИ 2


ДИ 1


И-Р3





Инсценирование драматической сказки


36


Литературно-музыкальные композиции.


1


практическое

занятие


1, 2,


3, 4,


5, 9


2.4,


2.6,


5.1


ОИ 2


ДИ 2


И-Р3




Демонстрация фрагментов литературно- музыкальных композиций


37 - 38


Составление сценария праздника в дошкольной организации и семье.


2


практическое

занятие


1, 2,


3, 4,


5, 9


2.4,


2.6,


5.1


ОИ 2


ДИ 2


И-Р1


Составление сценария праздника в дошкольной организации



4


Конкурс на лучший сценарий


39

Тема 7. Театральная деятельность.

Роль театрально-игровой деятельности в развитии детей дошкольного возраста.

Виды театрализованных игр: настольные (театр игрушек, театр картинок); стендовые (теневой театр, стенд-книжка и др.); игры – драматизации (с куклами и марионетками).


1


практическое

занятие


1, 2,


3, 4,


5, 6,


7, 8, 9


2.4,


2.6,


5.1,


5.3


ДИ 2


И-Р1


Театрализованные игры в детском саду.




2


Мини-спектакль


40

Создание воспитателем условий и предметной среды, стимулирующей ребенка к творческой деятельности.


1


практическое

занятие


1, 2,


3, 4,


5, 9


2.4,


2.6,


5.2


ДИ 2


И-Р1


И-Р3





Индивидуальные выступления


41


Участие детей в импровизации на заданную тему.


1


практическое

занятие


1, 2,


3, 4,


5, 9


2.6,


5.2,


5.3


ДИ 2


И-Р1


И-Р2





Импровизация на заданную тему


42


Пантомима как одно из средств создания образа.


1


практическое

занятие


1, 2,


3, 4,


5, 8, 9


2.6,


5.2,


5.3


ДИ 2


И-Р2


И-Р3





Творческая мастерская



43 - 44

Совместная деятельность воспитателя и детей в подготовке атрибутов и декораций спектакля.


2


практическое

занятие


1, 2,


3, 4,


5, 8, 9


2.6,


5.2,


5.3


ДИ 2


И-Р1


И-Р2





Экспресс-опрос

3.2. Информационное обеспечение обучения. Перечень учебных изданий

Основные источники:


  • Аванесов, Р.И. Русское литературное произношение [Текст]: учебник, 6-е изд. перераб. и доп. / Р.И. Аванесов. - М.: Либроком, 2009. – 383с.

  • Аксенов, В.Н. Искусство художественного слова [Текст]: учебник / В.Н. Аксенов. - М.: Просвещение, 2002. – 163 с.

  • Дмитриева, Е.Д. Практикум по выразительному чтению [Текст]: учеб. пособие / Е.Д. Дмитриева. - М.: Просвещение, 1981. – 79 с.

  • Завадская, Т.Ф. Внеклассные занятия выразительным чтением. Методика выразительного чтения [Текст]: учеб. пособие / Т.Ф. Завадская, Р.Р. Майман. - М.: Дело, 2007. – 102 с.

  • Козлянинова, И.П. Произношение и дикция [Текст]: учебник, 2-е изд. доп. / И.П. Козлянинова. - М.: Просвещение, 1977. – 152 с.

  • Коренюк, Л.Ю. О специальных занятиях по выразительному чтению [Текст]: учеб. пособие / Л.Ю. Коренюк. - М.: Дело, 2007. – 140 с.

  • Кубасова, О.В. Выразительное чтение [Текст]: пособие для студентов средних педагогических учебных заведений, 3-е изд., стереотип / О.В. Кубасова. - М.: Дело, 2001. - 144 с.

  • Майман, Р.Р. Выразительное чтение [Текст]: практикум для студентов-заочников 1-го курса факультетов русского языка и литературы пед. институтов / Р.Р. Майман, Е.Д. Дмитриева, Б.С. Найденов. - М.: Просвещение, 2000. – 125 с.

  • Майман, Р.Р. Авторское исполнение при обучении выразительному чтению [Текст]: учеб. пособие / Р.Р. Майман. - М.: Дело, 2005. – 135 с.

  • Найденов, Б.С. Выразительное чтение [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. институтов, 2-изд. испр. / Б.С. Найденов, Т.Ф. Завадская, Н.М. Соловьева.- М.: Просвещение, 1972. - 184 с.

  • Найденов, Б.С. Методика выразительного чтения [Текст]: учеб. пособие / Б.С. Найденов, Л.Ю. Коренюк. - М.: Просвещение, 2007. - 176 с.

  • Рыжкова, Т.В. Детская литература. Выразительное чтение: практикум [Текст]: учебное пособие для студентов средних профессиональных учебных заведений / Т.В. Рыжкова. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 271 с.

  • Соловьева, Н.М. Практикум по выразительному чтению [Текст]: учеб. пособие / Н.М. Соловьева. - М.: Просвещение, 1976. – 94 с.


Дополнительные источники:

  • Введенская, М.А. Культура и искусство речи [Текст]: учебник / М.А. Введенская. – М.: Феникс, 1995. – 576с.

  •  Горбушина, Л.А. Выразительное чтение и рассказывание [Текст]: учебник / Л.А. Горбушина. – М.: Просвещение, 1975.- 144с.

  • Горбушина, Л.А. Выразительное чтение и рассказывание детям дошкольного возраста [Текст]: учеб. пособие / Л.А. Горбушина. - М.: Просвещение, 1983. – 144с.

  • Найденов, Б.С. Выразительность речи и чтения [Текст]: учебник / Б.С. Найденов. - М., 1969. – 264 с.

  • Савкова, З.В. Как сделать голос сценическим: практические приемы, упражнения для развития голоса [Текст]: учеб. пособие / З.В. Сявкова. - М.: Искусство, 1968. – 128 с.

  • Шварц, А.И. В лаборатории чтеца [Текст]: учеб. пособие / А.И. Шварц. - М.: Искусство, 1960. – 208 с.

  • Язовицкий, Е.В. Говорите правильно [Текст]: учебник / Е.В. Язовицкий. – М.: Просвещение, 1969. – 302 с.