№ П/П | Дата | Тема урока | Количество часов | Характеристика основных видов деятельности обучающихся |
План | Факт |
Введение (1 час) |
1 | | | Краснодарский край на карте России. | 1 | Определять положение Краснодарского края по отношению к другим регионам, странам. Называть регионы - соседей Краснодарского края. Знать о видах связи (железнодорожной и воздушной) с другими регионами нашей страны. |
Береги землю родимую, как мать любимую (9 часов) |
2 | | | Природные зоны Краснодарского края | 1 | Перечислять природные зоны Краснодарского края (степи, лесостепи, леса, субтропики, субальпийские и альпийские луга, пояс вечных снегов и ледников). Описывать одну из них. Выбирать способ исследования и определять природную зону своей местности, составлять рассказ о природной зоне своей местности, иллюстрируя его рисунками, фотографиями. |
3 | | | Природные зоны Курганинского района. | 1 | Перечислять природные зоны Краснодарского края (степи, лесостепи, леса, субтропики, субальпийские и альпийские луга, пояс вечных снегов и ледников). Описывать зону рйона, где живем Выбирать способ исследования и определять природную зону своей местности, составлять рассказ о природной зоне своей местности, иллюстрируя его рисунками, фотографиями. |
4 | | | Кавказский биосферный заповедник. Заказники. | 1 | Определять по карте территорию Кавказского биосферного заповедника. Рассказывать об охраняемых территориях и их значении для жизни животных. Анализировать действия жителей Кубани по сохранению лесных богатств края. |
5 | | | Естественные и искусственные водоемы Краснодарского края. Использование и охрана водоёмов. | 1 | Называть и показывать водоёмы на карте Краснодарского края. Анализировать их роль в жизни людей (перевозка людей и грузов, ловля рыбы, разведение птицы, отдых людей). Определять пользу водоёмов. Характеризовать понятия «естественный» и «искусственный» водоёмы. Находить и обсуждать причины, которые приводят к загрязнению водоёмов. Определять и анализировать степень своего участия в очистке водоёмов. |
6 | | | Типы почв. Защита и охрана почв. | 1 | Характеризовать основные типы почв, распространённые в Краснодарском крае. Показывать территорию их распространения на карте-схеме. Характеризовать чернозёмные почвы, их значение в жизни человека. Характеризовать значение почв Краснодарского края для региона и всей страны. Анализировать различные меры, принимаемые в борьбе с ветровой и водной эрозией (в том числе лесополосы). Составлять письменный рассказ-заметку в газету об охране и защите почв. |
7 | | | Полезные ископаемые края, использование полезных ископаемых | 1 | Перечислять полезные ископаемые и показывать их местонахождение на карте (нефть, газ, песок, глина, мергель, гипс, известняк). Описывать области применения полезных ископаемых. Показывать на карте районы, где обнаружены целебные источники и грязи. |
8 | | | Значение природных богатств Краснодарского края для жителей России. | 1 | Характеризовать понятие «природные богатства». Анализировать значение богатств природы для жителей страны. Объяснять необходимость бережного отношения человека к ним |
9 | | | Проектная работа «Береги землю родимую, как мать любимую». | 1 | Отвечать на вопросы, выполнять задания, подтверждая свои ответы текстом учебника, наблюдениями и исследованиями. Планировать и реализовывать проект «Книга для гостей нашего края». Оформлять выставку плакатов «Защитим природу родного края». Анализировать скульптуру художника, высказывать своё мнение и аргументировать его. |
10 | | | Проектная работа «Книга для гостей нашего края». | 1 | Отвечать на вопросы, выполнять задания, подтверждая свои ответы текстом учебника, наблюдениями и исследованиями. Планировать и реализовывать проект «Книга для гостей нашего края». Оформлять выставку плакатов «Защитим природу родного края». Анализировать скульптуру художника, высказывать своё мнение и аргументировать его. |
Земля отцов - моя земля (11часов) |
11 | | | Вещественные исторические источники. История Кубани в архитектуре. | 1 | Определять по карте Краснодарского края стоянку древнего человека. Описывать старинные архитектурные здания своего района, рассказывать об одном из них. Описывать жилища древнего человека и современника, сравнивать их. Изготавливать макеты жилищ, которые строили люди в разные времена. Делать записи в альбоме «Моя родословная». |
12 | | | Древние жилища. Современный облик края. | 1 | Определять по карте Краснодарского края стоянку древнего человека. Описывать старинные архитектурные здания своего района, рассказывать об одном из них. Описывать жилища древнего человека и современника, сравнивать их. Изготавливать макеты жилищ, которые строили люди в разные времена. Делать записи в альбоме «Моя родословная». |
13 | | | Вещи рассказывают о прошлом. Предметы быта различных эпох. | 1 | Различать и характеризовать исторические вещественные источники. Сопоставлять предметы быта различных эпох, находить отличия и сходства с предметами кубанского быта. Лепить образцы посуды различных времён. Представлять современные вещи в качестве данного вида источников для будущих исследователей. |
14 | | | Народные ремёсла и промыслы на Кубани. | 1 | Сопоставлять место проживания, географические особенности с видом народно-прикладного искусства, распространённого в данной местности. Составлять вопросы для интервью с народными умельцами. Наблюдать за их работой и описывать её. |
15 | | | Одежда жителей Кубани в прошлом и настоящем. | 1 | Анализировать одежду наших предков, сопоставлять отдельные её части с современными элементами. Анализировать различные национальные костюмы, определяя черты их сходства и различия. Делать записи в альбоме «Моя родословная». |
16 | | | Письменные источники. | 1 | Исследовать и характеризовать письменные исторические источники. Собирать и хранить письменные источники в семейном архиве. |
17 | | | Устная история родного края. Как изучают историю Кубани. | 1 | Определять, каким образом отразились культурно-исторические традиции в устном народном творчестве. Исследовать и характеризовать устные исторические источники. |
18 | | | Обычаи и традиции народов, живущих на Кубани. | 1 | Планировать и реализовывать проект «Мы - дети Кубани» на основе изучения обычаев и традиций народностей, представители которых живут в твоей местности и учатся в данной школе. |
19 | | | Современная административная карта Краснодарского края. Краснодар — административный центр края. Глава администрации края (губернатор). | 1 | Рассказывать об истории главного города Краснодарского края, используя различные исторические источники. Характеризовать понятие «административный центр». Объяснять полномочия губернатора, значение его деятельности. |
20 | | | Проектная работа «Земля отцов – моя земля». | 1 | Отвечать на вопросы, выполнять задания, подтверждая свои ответы текстом учебника, своими наблюдениями и исследованиями. Планировать и реализовывать проект «Письменный исторический источник». Анализировать картину художника, высказывать своё мнение и аргументировать его. |
21 | | | Защита проекта «Письменный исторический источник». | 1 | Отвечать на вопросы, выполнять задания, подтверждая свои ответы текстом учебника, своими наблюдениями и исследованиями. Планировать и реализовывать проект «Письменный исторический источник». Анализировать картину художника, высказывать своё мнение и аргументировать его. |
Жизнь дана на добрые дела (9 часов) |
22 | | | Просветители земли кубанской. | 1 | Фиксировать на «ленте времени» год основания первой школы на Кубани. Сопоставлять школьные предметы, принадлежности, особенности современной школы и той, в которой учились предки. Анализировать причины, изменившие школу |
23 | | | Защитники Отечества. | 1 | Рассказывать о героях Великой Отечественной войны, тыла. Планировать и реализовывать проект «Книга славы». Фиксировать на «ленте времени» дату освобождения края (своего населённого пункта) от захватчиков. |
24 | | | Проект «Книга славы» | 1 | Рассказывать о героях Великой Отечественной войны, тыла. Планировать и реализовывать проект «Книга славы». Фиксировать на «ленте времени» дату освобождения края (своего населённого пункта) от захватчиков. |
25 | | | Труженики полей. | 1 | Составлять рассказ о людях труда. Анализировать качества учёных-селекционеров, позволившие им добиться мировой известности. Составлять статью «Герои кубанских полей» с опорой на СМИ, рассказы очевидцев, свои наблюдения. |
26 | | | Радетели земли кубанской. Наши земляки -гордость страны. | 1 | Характеризовать нравственный смысл понятий «гордость страны», «радетели земли кубанской». Составлять энциклопедическую статью об одном из выдающихся земляков, объединив статьи одноклассников, создавать мини-энциклопедию «Радетели земли кубанской» (по выбору: о выдающихся деятелях науки, образования, искусства, культуры, космонавтах, врачах, спортсменах, политиках). |
27 | | | Энциклопедия «Радетели земли кубанской». Наши земляки -гордость страны. | 1 | Характеризовать нравственный смысл понятий «гордость страны», «радетели земли кубанской». Составлять энциклопедическую статью об одном из выдающихся земляков, объединив статьи одноклассников, создавать мини-энциклопедию «Радетели земли кубанской» (по выбору: о выдающихся деятелях науки, образования, искусства, культуры, космонавтах, врачах, спортсменах, политиках). |
28 | | | Мы - наследники земли отцов. | 1 | Определять и обосновывать цели на будущее. Сопоставлять свои цели с общественными. Осознавать степень ответственности за сохранение культурно-исторического наследия. |
29 | | | Проектная работа «Жизнь дана на добрые дела». | 1 | Отвечать на вопросы, выполнять задания, подтверждая свои ответы текстом учебника, своими наблюдениями и исследованиями. Планировать и реализовывать проект «Письмо моим наследникам». Анализировать картину художника, высказывать своё мнение и аргументировать его. |
30 | | | Проектная работа «Письмо моим наследникам» | 1 | Отвечать на вопросы, выполнять задания, подтверждая свои ответы текстом учебника, своими наблюдениями и исследованиями. Планировать и реализовывать проект «Письмо моим наследникам». Анализировать картину художника, высказывать своё мнение и аргументировать его. |
Духовные истоки Кубани (4 часа) |
31 | | | Библия. Библиотеки. | 1 | Знакомство с Евангелие. Евангелие – главная книга казаков. Составлять рассказ о возникновении библиотек при храмах и монастырях. |
32 | | | Культурное наследие Кубани. | 1 | Знакомство с православными традициями в музейных, художественных, литературных произведениях известных талантливых земляков. |
33 | | | Музеи- хранители материальной и духовной культуры. | 1 | Знакомство с духовными сокровищами краеведческих, художественных музеев. Литературный музей г. Краснодара – сокровищница старинных духовных и исторических книг. |
34 | | | Я как хранитель духовного наследия Кубани. Десять заповедей. | 1 | Подведение итогов исследовательских проектов. |