СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Календарно-тематическое планирование по технологии (индустриальные технологии) 5 класс составлено на основании Федерального государственного стандарта основного общего образования (ФГОС), утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г..
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа №167»
Рассмотрено на заседании «УТВЕРЖДАЮ»:
педагогического совета директор школы Л.И.Шишкина_______________
Протокол № __ от 29.08.2015г. Приказ № _____ от ___.09.2015г
Рабочая программа
Технология (индустриальные технологии)
(5 класс)
срок реализации программы 2015-2016 учебный год,
составлена на основе примерной программы
по технологии ФГОС, 2010г., (для 5-9 классов)
Сычевой Ларисой Михайловной,
учителем высшей квалификационной категории.
г.Новосибирск
2015г
Пояснительная записка
1. Нормативно-правовые документы.
Рабочая программа составлена на основании нормативно- правовых документов:
- Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный стандарт основного общего образования (ФГОС), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г.;
- Примерные программы основного общего образования по учебным предметам. Технология 5-8 классы. 2011.
- Учебного плана МБОУ СОШ №167 на 2015-2016 учебный год.
2 Цель и задачи, решаемые при реализации рабочей программы :
Цели обучения:
формирование у обучающихся целостного представления о техносфере, основанного на приобретённых знаниях, умениях и способах деятельности;
формирование у подростков системы социальных ценностей: понимание ценности технологического образования, значимости прикладного знания для каждого человека, общественной потребности в развитии науки, техники и технологий, отношения к технологии как возможной области будущей практической деятельности;
становление системы технических и технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств личности;
приобретение опыта разнообразной практической деятельности с техническими объектами, опыта познания и самообразования, опыта созидательной, преобразующей, творческой деятельности;
формирование готовности и способности к выбору индивидуальной траектории последующего профессионального образования для деятельности в сфере промышленного производства;
становление у школьников целостного представления о современном мире и роли техники и технологии в нем; умение объяснять объекты и процессы окружающей действительности природной, социальной, культурной, технической среды, используя для этого технико-технологические знания.
Задачи обучения:
овладение необходимыми в повседневной жизни базовыми приемами ручного и механизированного труда с использованием распространенных инструментов, механизмов и машин, способами управления отдельными видами распространенной в быту техники, необходимой в обыденной жизни и будущей профессиональной деятельности;
развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них толерантных отношений и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности;
приобретение опыта созидательной и творческой деятельности, опыта познания и самообразования; навыков, составляющих основу ключевых компетентностей и имеющих универсальное значение для различных видов деятельности.
Приоритетными методами обучения индустриальным технологиям являются упражнения, лабораторно-практические и практические работы, выполнение творческих проектов. Лабораторно-практические работы выполняются преимущественно по материаловедению и машиноведению. Все практические работы направлены на освоение различных технологий обработки материалов, выполнение графических и расчётных операций, освоение строительно-отделочных, ремонтных, санитарно-технических, электромонтажных работ и выполнение проектов.
3.Общая характеристика учебного предмета «Технология»
Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, информации, объектов природной среды.
Независимо от вида изучаемых технологий содержанием примерной программы предусматривается освоение материала по следующим сквозным образовательным линиям:
• технологическая культура производства;
• распространенные технологии современного производства;
• культура, эргономика и эстетика труда;
• получение, обработка, хранение и использование технической и технологической информации;
• основы черчения, графики, дизайна;
• элементы домашней и прикладной экономики, предпринимательства;
• знакомство с миром профессий, выбор учащимися жизненных, профессиональных планов;
• влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;
• методы технической, творческой, проектной деятельности;
• история, перспективы и социальные последствия развития технологии и техники.
В процессе обучения технологии учащиеся:
познакомятся:
• с предметами потребления, потребительной стоимостью продукта труда, материальным изделием или нематериальной услугой, дизайном, проектом, конструкцией;
• с механизацией труда и автоматизацией производства; технологической культурой производства;
• с информационными технологиями в производстве и сфере услуг; перспективными технологиями;
• с функциональными и стоимостными характеристиками предметов труда и технологий; себестоимостью продукции; экономией сырья, энергии, труда;
• с производительностью труда; реализацией продукции;
• с рекламой, ценой, налогом, доходом и прибылью; предпринимательской деятельностью; бюджетом семьи;
• с экологичностью технологий производства;
• с экологическими требованиями к технологиям производства (безотходные технологии, утилизация и рациональное использование отходов; социальные последствия применения технологий);
• с устройством, сборкой, управлением и обслуживанием доступных и посильных технико-технологических средств производства (приборов, аппаратов, станков, машин, механизмов, инструментов);
• с понятием о научной организации труда, средствах и методах обеспечения безопасности труда; культурой труда; технологической дисциплиной; этикой общения на производстве;
Базисный учебный план образовательного учреждения на этапе основного общего образования должен включать 204 учебных часа для обязательного изучения каждого направления образовательной области «Технология». В том числе: в 5, 6, 7 классах — 68 ч из расчёта 2 ч в неделю; в 8 классах — 34 ч из расчёта 1 ч в неделю.
Рабочая программа рассчитана на 70 часов в год. Количество часов в неделю - 2 часа.
5. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
В результате обучения учащиеся овладеют:
трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов, энергии, информации, необходимыми для создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими показателями;
умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы;
навыками применения распространённых ручных инструментов и приспособлений, бытовых электрических приборов; планирования бюджета домашнего хозяйства; культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда.
В результате изучения технологии обучающийся, независимо от изучаемого направления, получает возможность ознакомиться:
с основными технологическими понятиями и характеристиками;
технологическими свойствами и назначением материалов;
назначением и устройством применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;
видами и назначением бытовой техники, применяемой для повышения производительности домашнего труда;
видами, приёмами и последовательностью выполнения технологических операций, влиянием различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека;
профессиями и специальностями, связанными с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции;
со значением здорового питания для сохранения своего здоровья; выполнять по установленным нормативам следующие
трудовые операции и работы:
рационально организовывать рабочее место;
находить необходимую информацию в различных источниках;
применять конструкторскую и технологическую документацию;
составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия, выполнения работ или получения продукта;
выбирать сырьё, материалы, пищевые продукты, инструменты и оборудование для выполнения работ;
конструировать, моделировать, изготавливать изделия;
выполнять по заданным критериям технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования, электроприборов;
соблюдать безопасные приёмы труда и правила пользования ручными инструментами, приспособлениями, машинами, электрооборудованием;
осуществлять визуально, а также доступными измерительными средствами и приборами контроль качества изготовляемого изделия или продукта;
находить и устранять допущенные дефекты;
проводить разработку творческого проекта по изготовлению изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов;
планировать работы с учётом имеющихся ресурсов и условий;
■ распределять работу при коллективной деятельности;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни в целях:
понимания ценности материальной культуры для жизни и развития человека; формирования эстетической среды бытия;
развития творческих способностей и достижения высоких результатов преобразующей творческой деятельности;
получения технико-технологических сведений из разнообразных источников информации;
организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности;
создания и ремонта изделий или получения продукта с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;
изготовления изделий декоративно-прикладного искусства для оформления интерьера;
контроля качества выполняемых работ с применением измерительных инструментов и приспособлений;
выполнения безопасных приёмов труда и правил электробезопасности, санитарии, гигиены;
оценки затрат, необходимых для создания объекта труда или оказания услуги;
построения планов профессионального самоопределения и трудоустройства.
6. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
При изучении технологии в основной школе обеспечивается достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты освоения обучающимися предмета «Технология» в основной школе:
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; проявление познавательной активности в области предметной технологической деятельности;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; овладение элементами организации умственного и физического труда;
самооценка умственных и физических способностей при трудовой деятельности в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;
развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности; выражение желания учиться для удовлетворения перспективных потребностей;
осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе осознанного
ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду;
становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности, планирование образовательной и профессиональной карьеры, осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; умение общаться при коллективном выполнении работ или проектов с учётом общности интересов и возможностей членов трудового коллектива;
проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;
самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технологий, к рациональному ведению домашнего хозяйства;
формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления; бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера; формирование индивидуально-личностных позиций учащихся.
Метапредметные результаты освоения учащимися предмета «Технология» в основной школе:
самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых задач в учёбе и познавательной деятельности;
алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них; поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость; самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий и продуктов;
виртуальное и натурное моделирование технических объектов, продуктов и технологических процессов; проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;
осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ); выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками; согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими её участниками; объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственных возможностей её решения; диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям; обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;
соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда; соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты освоения учащимися предмета «Технология» в основной школе: в познавательной сфере:
осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда; классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, природных объектов, а также соответствующих технологий промышленного производства; ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;
практическое освоение обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности; проведение наблюдений и экспериментов под руководством учителя; объяснение явлений, процессов и связей, выявляемых в ходе исследований;
уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта; распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах; оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;
развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания, рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации, овладение методами чтения технической, технологической и инструктивной информации;
формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач; применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности; применение элементов экономики при обосновании технологий и проектов;
овладение алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач; овладение элементами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства; в трудовой сфере:
планирование технологического процесса и процесса труда; подбор материалов с учётом характера объекта труда и технологии; подбор инструментов, приспособлений и оборудования с учётом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;
овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования; проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений; соблюдение трудовой и технологической дисциплины; соблюдение норм и правил безопасного труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
выбор средств и видов представления технической и технологической информации в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов; выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
документирование результатов труда и проектной деятельности; расчёт себестоимости продукта труда; примерная экономическая оценка возможной прибыли с учётом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг; в мотивационной сфере:
оценивание своей способности к труду в конкретной предметной деятельности; осознание ответственности за качество результатов труда;
согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;
формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда; направленное продвижение к выбору профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или будущей профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального образования;
выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг; оценивание своей способности и готовности к предпринимательской деятельности;
стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств, труда; наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ; в эстетической сфере:
овладение методами эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда, дизайнерского проектирования изделий; разработка варианта рекламы выполненного объекта или результата труда;
рациональное и эстетическое оснащение рабочего места с учётом требований эргономики и элементов научной организации труда;
умение выражать себя в доступных видах и формах художественно-прикладного творчества; художественное оформление объекта труда и оптимальное планирование работ;
рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды;
участие в оформлении класса и школы, озеленении пришкольного участка, стремление внести красоту в домашний быт; в коммуникативной сфере:
практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации;
установление рабочих отношений в группе для выполнения практической работы или проекта, эффективное сотрудничество и способствование эффективной кооперации; интегрирование в группу сверстников и построение продуктивного взаимодействия со сверстниками и учителями;
сравнение разных точек зрения перед принятием решения и осуществлением выбора; аргументирование своей точки зрения, отстаивание в споре своей позиции невраждебным для оппонентов образом;
адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач; овладение устной и письменной речью; построение монологических контекстных
высказываний; публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги; в физиолого-психологической сфере:
развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов; достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
соблюдение необходимой величины усилий, прилагаемых к инструментам, с учётом технологических требований;
сочетание образного и логического мышления в проектной деятельности.
7. Содержание учебного курса
Распределение учебных часов по разделам Разделы программ, темы | Количество часов | Количество часов | Количество часов | Количество часов |
| 5 класс | 6 класс | 7 класс |
|
1.Вводное занятие | 1 | 1 | 1 | 1 |
2.Технология в жизни человека и общества | 1 | - | - | - |
3.Основы проектирования | 12 | 5 | 5 | 3 |
4.Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов | 52 | 54 | 52 | - |
4.1.Технология обработки древесины с элементами машиноведения | 28 | 22 | 20 | - |
4.2.Технология обработки металла с элементами машиноведения | 24 | 20 | 20 | - |
4.3.Художественная обработка материалов. Традиционные виды декоративно – прикладного творчества | - | 12 | 12 | - |
5.Технология ведения домашнего хозяйства | 4 | 10 | 12 | 12 |
5.1.Интерьер жилых помещений | 2 | 6 | 4 | - |
5.2.Обычаи, традиции, правила поведения | 2 | 4 | 2 | - |
5.3.Экономика домашнего хозяйства. Бюджет семьи | - | - | 6 | - |
5.4.Простейший ремонт элементов систем водоснабжения и канализации | - | - | - | 6 |
5.5.Технология ремонта и отделки жилых помещений | - | - | - | 6 |
6.Электротехнические работы | - | - | - | 8 |
7.Черчение и графика* | - | - | - | - |
8.Современное производство и профессиональное образование | - | - | - | 12 |
8.1.Сферы современного производства и их составляющие | - | - | - | 4 |
8.2.Основы предпринимательства | - | - | - | 6 |
8.3Пути получения профессионального образования | - | - | - | 2 |
Итого | 70 | 70 | 70 | 35 |
Содержание программы
5класс (70 часов)
Тема: Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов
Теоретические сведения. Древесина как природный конструкционный материал, её строение, свойства и области применения. Пиломатериалы, их виды, области применения. Виды древесных материалов, свойства, области применения.
Понятия «изделие» и «деталь». Графическое изображение деталей и изделий. Графическая документация: технический рисунок, эскиз, чертёж. Линии и условные обозначения. Прямоугольные проекции на одну, две и три плоскости (виды чертежа).
Столярный верстак, его устройство. Ручные инструменты и приспособления для обработки древесины и древесных материалов.
Последовательность изготовления деталей из древесины. Технологический процесс, технологическая карта.
Разметка заготовок из древесины. Виды контрольно-измерительных и разметочных инструментов, применяемых при изготовлении изделий из древесины.
Основные технологические операции ручной обработки древесины: пиление, строгание, сверление, зачистка деталей и изделий; контроль качества. Приспособления для ручной обработки древесины. Изготовление деталей различных геометрических форм ручными инструментами.
Сборка деталей изделия из древесины с помощью гвоздей, шурупов, саморезов и клея. Отделка деталей и изделий тонированием и лакированием.
Правила безопасного труда при работе ручными столярными инструментами.
Лабораторно-практические и практические работы. Распознавание древесины и древесных материалов.
Чтение чертежа. Выполнение эскиза или технического рисунка детали из древесины.
Организация рабочего места для столярных работ.
Разработка последовательности изготовления деталей из древесины.
Разметка заготовок из древесины; способы применения контрольно-измерительных и разметочных инструментов.
Ознакомление с видами и рациональными приёмами работы ручными инструментами при пилении, строгании, сверлении, зачистке деталей и изделий. Защитная и декоративная отделка изделий.
Изготовление деталей и изделий по техническим рисункам, эскизам, чертежам и технологическим картам. Соединение деталей из древесины с помощью гвоздей, шурупов (саморезов), клея. Выявление дефектов в детали и их устранение. Соблюдение правил безопасной работы при использовании ручных инструментов, приспособлений и оборудования. Уборка рабочего места.
Тема: Технологии ручной обработки металлов и искусственных материалов
Теоретические сведения. Металлы и их сплавы, область применения. Чёрные и цветные металлы. Основные технологические свойства металлов. Способы обработки отливок из металла. Тонколистовой металл и проволока. Профессии, связанные с производством металлов.
Виды и свойства искусственных материалов. Назначение и область применения искусственных материалов. Особенности обработки искусственных материалов. Экологическая безопасность при обработке, применении и утилизации искусственных материалов.
Рабочее место для ручной обработки металлов. Слесарный верстак и его назначение. Устройство слесарных тисков. Инструменты и приспособления для ручной обработки металлов и искусственных материалов, их назначение и способы применения.
Графические изображения деталей из металлов и искусственных материалов. Применение ПК для разработки графической документации.
Технологии изготовления изделий из металлов и искусственных материалов ручными инструментами. Технологические кар ты.
Технологические операции обработки металлов ручными инструментами: правка, разметка, резание, гибка, зачистка, сверление. Особенности выполнения работ. Основные сведения об имеющихся на промышленных предприятиях способах правки, резания, гибки, зачистки заготовок, получения отверстий в заготовках с помощью специального оборудования.
Основные технологические операции обработки искусственных материалов ручными инструментами.
Точность обработки и качество поверхности деталей. Контрольно-измерительные инструменты, применяемые при изготовлении деталей из металлов и искусственных материалов.
Сборка изделий из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов. Соединение заклёпками. Соединение тон ко листового металла вальцевым швом.
Способы отделки поверхностей изделий из металлов и искусственных материалов.
Профессии, связанные с ручной обработкой металлов.
Правила безопасного труда при ручной обработке металлов.
Лабораторно-практические и практические работы. Ознакомление с образцами тонколистового металла и проволоки, исследование их свойств.
Ознакомление с видами и свойствами искусственных материалов.
Организация рабочего места для ручной обработки металлов. Ознакомление с устройством слесарного верстака и тисков. Соблюдение правил безопасного труда. Уборка рабочего места.
Чтение чертежей. Графическое изображение изделий из тонколистового металла, проволоки и искусственных материалов. Разработка графической документации с помощью ПК.
Разработка технологии изготовления деталей из металлов и искусственных материалов.
Правка заготовок из тонколистового металла и проволоки. Инструменты и приспособления для правки.
Разметка заготовок из тонколистового металла, проволоки, пластмассы. Отработка навыков работы с инструмента ми для слесарной разметки.
Резание заготовок из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов.
Зачистка деталей из тонколистового металла, проволоки, пластмассы.
Гибка заготовок из тонколистового металла, проволоки. Отработка навыков работы с инструментами и приспособлениями для гибки.
Получение отверстий в заготовках из металлов и искусственных материалов. Применение электрической (аккумуляторной) дрели для сверления отверстий.
Соединение деталей из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов.
Отделка изделий из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов.
Изготовление деталей из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов по эскизам, чертежам и технологическим картам. Визуальный и инструментальный контроль качества деталей. Выявление дефектов и их устранение.
Тема: Технологии машинной обработки металлов и искусственных материалов
Теоретические сведения. Понятие о машинах и механизмах. Виды механизмов. Виды соединений. Простые и сложные детали. Профессии, связанные с обслуживанием машин и механизмов.
Сверлильный станок: назначение, устройство. Организация рабочего места для работы на сверлильном станке. Инструменты и приспособления для работы на сверлильном станке. Правила безопасного труда при работе на сверлильном станке.
Изготовление деталей из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов по эскизам, чертежам и технологическим кар там.
Лабораторно-практические и практические работы. Ознакомление с механизмами, машинами, соединениями, деталями.
Ознакомление с устройством настольного сверлильного станка, с приспособления ми и инструментами для работы на станке.
Отработка навыков работы на сверлильном станке. Применение контрольно-измерительных инструментов при сверлильных работах
Тема: Технологии художественно прикладной обработки материалов
Теоретические сведения. Традиционные виды декоративно-прикладного творчества и народных промыслов при работе с древесиной. Единство функционального назначения, формы и художественного оформления изделия.
Технологии художественно-прикладной обработки материалов (Для учащихся 5 класса, кроме рассмотренных в программе, могут быть рекомендованы следующие технологии художественно-прикладных работ: плетение из соломки, изготовление изделий из глины, различные виды вязания, роспись ткани (батик) и др. (два вида технологий по выбору учителя). Выпиливание лобзиком. Материалы, инструменты и приспособления для выпиливания. Организация рабочего места. Приёмы выполнения работ. Правила безопасного труда.
Технология выжигания по дереву. Материалы, инструменты и приспособления для выжигания. Организация рабочего места. Приёмы выполнения работ. Правила безопасного труда.
Лабораторно-практические и практические работы. Выпиливание изделий из древесины и искусственных материалов лобзиком, их отделка. Определение требований к создаваемому изделию.
Отделка изделий из древесины выжиганием. Разработка эскизов изделий и их декоративного оформления.
Изготовление изделий декоративно-прикладного творчества по эскизам и чертежам. Отделка и презентация изделий.
Тема: Эстетика и экология жилища
Теоретические сведения. Требования к интерьеру жилища: эстетические, экологические, эргономические.
Оценка и регулирование микроклимата в доме. Современные приборы для поддержания температурного режима, влажности и состояния воздушной среды. Роль освещения в интерьере.
Подбор на основе рекламной информации современной бытовой техники с учётом потребностей и доходов семьи. Правила пользования бытовой техникой.
Лабораторно-практические и практические работы. Оценка микроклимата в помещении. Под бор бы то вой техники по рекламным проспектам.
Разработка плана размещения осветительных приборов. Разработка планов размещения бытовых приборов.
Изготовление полезных для дома вещей (из древесины и металла).
Раздел «Технологии исследовательской и опытнической деятельности»
Тема: Исследовательская и созидательная деятельность
Теоретические сведения. Понятие творческого проекта. Порядок выбора темы проекта. Выбор тем проектов на основе потребностей и спроса на рынке товаров и услуг. Формулирование требований к выбранному изделию.
Обоснование конструкции изделия. Методы поиска информации в книгах, журналах и сети Интернет. Этапы выполнения проекта (поисковый, технологический, заключительный).
Технические и технологические задачи при проектировании изделия, возможные пути их решения (выбор материалов, рациональной конструкции, инструментов и технологий, порядка сборки, вариантов отделки).
Подготовка графической и технологической документации. Расчёт стоимости материалов для изготовления изделия. Окончательный контроль и оценка проекта.
Портфолио (журнал достижений) как показатель работы учащегося за учебный год.
Способы проведения презентации проектов. Использование ПК при выполнении и презентации проекта.
Практические работы. Обоснование выбора изделия на основе личных потребностей. Поиск необходимой информации с использованием сети Интернет.
Выбор видов изделий. Определение состава деталей. Выполнение эскиза, модели изделия. Составление учебной инструкционной карты.
Изготовление деталей, сборка и отделка изделия. Оценка стоимости материалов для изготовления изделия. Подготовка пояснительной записки. Оформление проектных материалов. Презентация проекта
Варианты творческих проектов из древесины и поделочных материалов: предметы обихода и интерьера (подставки для ручек и карандашей, настольная полочка для дисков, полочки для цветов, подставки под горячую посуду, разделочные доски, подвеска для отрывного календаря, домики для птиц, декоративные панно, вешалки для одежды, рамки для фотографий), стульчик для отдыха на природе, головоломки, игрушки, куклы, модели автомобилей, судов и самолётов, раздаточные материалы для учебных занятий и др.
Варианты творческих проектов из металлов и искусственных материалов: предметы обихода и интерьера (ручки для дверей, подставки для цветов, декоративные подсвечники, подставки под горячую посуду, брелок, подставка для книг, декоративные цепочки, номерок на дверь квартиры), отвёртка, подставка для паяльника, коробки для мелких деталей, головоломки, блёсны, наглядные пособия и др.
8.Требования к уровню подготовки выпускников
Должны овладеть:
• навыками созидательной, преобразующей, творческой деятельности;
• навыками чтения и составления технической и технологической документации, измерения параметров технологического процесса и продукта труда, выбора, моделирования, конструирования, проектирования объекта труда и технологии с использованием компьютера;
• основными методами и средствами преобразования и использования материалов, энергии и информации, объектов социальной и природной среды;
• умением распознавать и оценивать свойства конструкционных и природных поделочных материалов;
• умением ориентироваться в назначении, применении ручных инструментов и приспособлений;
• навыками подготовки, организации и планирования трудовой деятельности на рабочем месте; соблюдения культуры труда;
• навыками организации рабочего места;
• умением соотносить с личными потребностями и особенностями требования, предъявляемые различными массовыми профессиями к подготовке и личным качествам человека.
иметь представление о путях предупреждения негативных последствий трудовой деятельности человека на окружающую среду и здоровье человека.
В результате изучения технологии 5 класса ученик независимо от изучаемого раздела должен:
знать:
что такое технический рисунок, эскиз и чертеж;
основные параметры качества детали: форма, шероховатость и размеры каждой элементарной поверхности и их взаимное расположение; уметь осуществлять их контроль;
пути предупреждения негативных последствий трудовой деятельности человека на окружающую среду и собственное здоровье;
особенности межсезонной обработки почвы, способы удобрения почвы;
о видах посадок и об уходе за растениями, о видах размножения растений;
что такое текстовая и графическая информация;
какие свойства материалов необходимо учитывать при их обработке;
общее устройство столярного верстака, уметь пользоваться им при выполнении столярных операций;
назначение, устройство и принцип действия простейшего столярного инструмента (разметочного, ударного и режущего) и приспособлений для пиления (стусла); уметь пользоваться ими при выполнении соответствующих операций;
основные виды механизмов по выполняемым функциям, а также по используемым в них рабочим частям;
виды пиломатериалов;
возможности и умения использовать микрокалькуляторы и ЭВМ в процессе работы для выполнения необходимых расчетов, получения необходимой информации о технологии обработки деталей и сборки изделий;
источники и носители информации, способы получения, хранения и поиска информации;
технику безопасности при работе с сельскохозяйственным инвентарем;
принципы ухода за одеждой и обувью.
уметь:
рационально организовывать рабочее место и соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при выполнении всех указанных работ;
выполнять основные операции по обработке древесины ручными налаженными инструментами, изготавливать простейшие изделия из древесины по инструкционно-технологическим картам;
обрезать штамповую поросль;
читать простейшие технические рисунки и чертежи плоских и призматических деталей и деталей типа тел вращения;
понимать содержание инструкционно-технологических карт и пользоваться ими при выполнении работ;
графически изображать основные виды механизмов передач;
находить необходимую техническую информацию;
осуществлять контроль качества изготавливаемых изделий;
читать чертежи и технологические карты, выявлять технические требования, предъявляемые к детали;
выполнять основные учебно-производственные операции и изготавливать детали на сверлильном станке;
соединять детали склеиванием, на гвоздях, шурупах;
владеть простейшими способами технологии художественной отделки древесины (шлифовка, выжигание, отделка поверхностей материалов красками и лаками);
применять политехнические и технологические знания и умения в самостоятельной практической деятельности;
набирать и редактировать текст;
создавать простые рисунки;
работать на ПЭВМ в режиме калькулятора.
Должны владеть компетенциями:
ценностно-смысловой;
деятельностной;
социально-трудовой;
познавательно-смысловой;
информационно-коммуникативной;
межкультурной;
учебно-познавательной.
Способны решать следующие жизненно-практические задачи:
вести экологически здоровый образ жизни;
использовать ПЭВМ для решения технологических, конструкторских, экономических задач и как источник информации;
планировать и оформлять интерьер: проводить уборку квартиры, ухаживать за одеждой и обувью, соблюдать гигиену, выражать уважение и заботу членам семьи, принимать гостей и правильно вести себя в гостях;
проектировать и изготавливать полезные изделия из конструкционных и поделочных материалов.
9. УМК
Для реализации программного содержания используется учебник – Тищенко А.Т., В.Д.Симоненко. «Технология. Индустриальные технологии». 5 класс. «Вентана-Граф», 2012
Учебник интересен тем, что позволяет дать учащимся цельное и полное представление о школьном курсе технологии в 5 классе. Материал учебника развивает умения анализировать, сопоставлять, группировать и обобщать.
Содержание и логика изложения программного материала в учебнике полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта общего образования по технологии. Учебник входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2015/2016 учебный год.
Программы начального и основного общего образования./ Под ред. Хохлова М.В., Самородский П.С., Синицина Н.В., Симоненко В.Д., «Вентана-Граф», 2010.
Рабочая тетрадь по технологии. 5 класс. Вариант для девочек. Саратов; Лицей, 2012. – 2 ч.
– Коваленко, В. И. Объекты труда. 5 кл. Обработка древесины и металла: пособие для учителя / В. И. Коваленко, В. В. Куленёнок. – М.: Просвещение, 1990.
Учебно-тематическое планирование.
5 класс
№ | Разделы курса | Кол-во часов |
1 | Вводный урок | 1 |
1 | Технология ручной обработки древесины и древесных материалов | 25 |
2 | Технология ручной и машинной обработки металлов и искусственных материалов | 20 |
3 | Технологии домашнего хозяйства | 5 |
4 | Технология художественно-прикладной обработки материалов | 8 |
5 | Творческий проект | 11 |
| Итого | 70 |
№
| Наименова ние раздела Тема урока | Кол-во час. | Тип урока | Элементы содержания
| Основные виды учебной деятельности | Планируемые результаты | Д/з | Вид контроля (практ. р., с/р, л/р) | Дата | |||
Предметные | Метапредметные | Личност ные | ||||||||||
1 | Вводное занятие | 1 | Введение новых знаний | Содержание курса «Технология». Задачи и программные требования по предмету. Правила безопасной работы в мастерской | Распознавать понятия технология, задачи и цели технологии | Знать: сущность понятия технология, задачи и программные требования по предмету «Технология», правила поведения в мастерской | прогнозирование – предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач. знаково-символические – создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; логические – устанавливать причинно-следственные связи. планирование учебного сотрудничества – задавать вопросы, обращаться за помощью; формулировать собственное мнение
| Л: Освоить индивидуаль ный режим
|
| Ответы на вопросы |
| |
Технология ручной обработки древесины и древесных материалов | ||||||||||||
2 | Оборудование рабочего места для ручной обработки древесины | 1 | Комбинированный урок | Организация рабочего места: рациональное размещение инструментов и заготовок. Устройство верстака. Установка и закрепление заготовок в зажимах верстака | Распознавать материалы по внешнему виду. Читать и оформлять графическую документацию. Организовывать рабочее место. Составлять последовательность выполнения работ. Выполнять измерения. Выполнять работы ручными инструментами. Изготовлять детали и изделия по техническим рисункам, эскизам, чертежам и технологическим картам. | Знать: виды древесных материалов, пиломатериалов; области их применения, способы рационального использования. Уметь: определять виды древесных материалов по внешним признакам; выявлять природные пороки древесных материалов и заготовок | целеполагание – формулировать учебную задачу; планирование – адекватно использовать речь для планирования и регуляции с воей деятельности. обще учебные – самостоятельно формулировать познавательную цель; логические – подводить под понятие на основе распознания объектов, выделения существенных признаков. нициативное сотрудничество – обращаться за помощью, ставить вопросы, выполня ть учебные действия
| Л: Самоопредел ение – самостоятель ность и личная ответственно сть за свои поступк и, установка на здоровый обр аз жизни | §1 | Ответы на вопросы. Контроль |
| |
3,4 | Древесина как природный конструкцион- ный материал | 2 | Комбинированный урок | Древесина и её применение. Лиственные и хвойные породы древесины. Характерные признаки и свойства. Природные пороки древесины | Знать: сферу применения древесины; породы древесины, их характерные признаки и свойства; природные пороки древесины. Уметь: распознавать лиственные и хвойные породы древесины по внешним признакам: цвету и текстуре | Самостоятельное определение цели своего обучения.
| Формирование целостного мировоззрения
| §2 | Ответы на вопросы. Распознава- ние пород древесины |
| ||
5,6 | Древесные материалы. Пиломатериалы | 2 | Комбинированный урок | Виды древесных материалов: пиломатериалы, шпон, фанера. Области применения древесных материалов. Виды пиломатериалов. Отходы древесины и их рациональ- ное использование | Знать: виды древесных материалов, пиломатериалов; области их применения, Уметь: определять виды древесных материалов по внешним признакам; выявлять природные пороки древесных материалов и заготовок | Алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности. | Формирование способности к саморазвитию и самообразованию | §3 | Ответы на вопросы. Лабораторная работа «Распознавание видов древесных материалов по внешним признакам» |
| ||
7,8 | Понятие об изделии и детали. Графическая документация | 2 | Комбинированный урок | Понятие об изделии и детали. Типы графических изображений: технический рисунок, эскиз, чертёж. Масштаб. Основные сведения о линиях чертежа. Чертёж плоскостной детали. Правила чтения чертежа | Знать: отличие изделия от детали; типы графических изображений; сущность по- нятия масштаб; основные сведения о линиях чертежа. Уметь: различать разные типы графических изображений; виды проекций; читать чертёж плоскостной детали | Самостоятельное определение цели своего обучения. | Самооценка умственных и физических способностей. | §4 | Ответы на вопросы. Зарисовка эскиза детали. Чтение чертежа детали |
| ||
9,10 | Этапы создания изделий из древесины. Технологиче- ская карта | 2 | Комбинированный урок | Основные этапы технологического процесса. Технологическая карта, её назначение. Основные технологические операции | Знать: основные этапы технологического процесса; назначение технологической карты, её содержание; основные технологические операции. Уметь: определять последовательность изготовления детали по технологической карте | Алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности. | Развитие трудолюбия и ответственности. | §5 | Ответы на вопросы |
| ||
11,12 | Разметка из древесины | 2 | Комбинированный урок | Разметка заготовок с учётом направления волокон и наличия поро- ков материала. Инстру- менты для разметки | Знать: правила работы с измерительным инструментом; правила разметки заготовок из древесины. Уметь: выполнять размет- ку заготовок из древесины по чертежу с учётом направ- ления волокон, наличия пороков материала | Комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества. | Самооценка умственных и физических способностей.
| §6 | Ответы на вопросы. Разметка по чертежу |
| ||
13,14 | Пиление ножовкой | 2 | Комбинированный урок | Пиление как технологическая операция. Инструменты для пиления. Правила безопасной работы ножовкой. Визуальный и инструментальный контроль качества выполненной операции | Знать: инструменты для пиления; их устройство; назначение стусла; правила безопасной работы ножовкой; способы визуального и инструментального контроля качества выполненной операции. Уметь: выпиливать заго- товки столярной ножовкой; контролировать качество выполненной операции | Самостоятельное определение цели своего обучения. | Формирование способности к саморазвитию и самообразованию | §7 | Ответы на вопросы. Выпиливание заготовки |
| ||
15,16 | Строгание древесины | 2 | Комбинированный урок | Строгание как технологическая операция. |
| Знать: устройство и назначение инструментов для стро- гания; правила безопасной работы при строгании. Уметь: выполнять сборку, разборку и регулировку рубанка; строгание деталей с соблюдением безопасных приёмов работы | Организация учебного сотрудничества совместной деятельности с учителем и сверстниками. | Проявление познавательной активности.
| §8 | Ответы на вопросы. Словарный диктант |
| |
17,18 | Сверление отверстий | 2 | Комбинированный урок | Сверление как технологическая операция. ления, их устройство. Виды свёрл. Правила безопасной работы при сверлении | Знать: виды свёрл; типы отверстий; устройство инст- рументов для сверления; правила безопасной работы при сверлении; последова- тельность действий при сверлении. Уметь: закреплять свёрла в коловороте и дрели; разме- чать отверстия; просверливать отверстия нужного диаметра | Самостоятельное определение цели своего обучения. | Формирование способности к саморазвитию и самообразованию | §9 | Ответы на вопросы. Сверление отверстий в заготовках |
| ||
19,20 | Соединение деталей гвоздями и шурупами | 2 | Комбинированный урок | Способы соединения деталей из древесины. Виды гвоздей и шурупов. Инструменты для соеди- нения деталей гвоздями и шурупами. Правила безопасной работы | Знать: виды гвоздей и шурупов; правила выбора гвоздей и шурупов для соединения деталей; правила безопасной работы. Уметь: выбирать гвозди и шурупы для соединения деталей из древесины; выполнять соединение деталей из древесины гвоздями и шурупами | Самостоятельное определение цели своего обучения.
| Формирование целостного мировоззрения
| §10, 11 | Ответы на вопросы. Контроль качества соединения деталей |
| ||
21,22 | Соединение деталей изде- лия на клей. Зачистка изде- лий из древесины | 2 | Комбинированный урок | Соединение деталей изделия на клей. Виды клея. Правила безопасной работы с ним. Зачистка как отделочная операция. Инструменты для опиливания и зачистки. Виды наждачных шкурок | Знать: виды клея и области их применения; правила безопасной работы с клеем; инструменты для опиливания и зачистки; назначение опиливания и зачистки. Уметь: выполнять операции опиливания и зачистки поверхности изделия; соединять детали изделия клеем | Алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности. | Проявление познавательной активности. | §12, 13 | Ответы на вопросы. Контроль качества |
| ||
23,24 | Защитная изделия | 2 | Комбини- рованный урок | Защитная и декоративная отделка изделия. Выжигание. Выпиливание лобзиком. Лакирование изделий из дерева. Правила безопасной работы с инструментами, материалом при художественной обработке древесины | Знать: различные приёмы художественной обработки древесины; инструменты для такой обработки; виды лобзиков; правила безопасной работы. Уметь: выполнять защитную и декоративную отделку изделий с соблюдением правил безопасной работы | Организация учебного сотрудничества совместной деятельности с учителем и сверстниками.
| Формирование способности к саморазвитию и самообразованию
| §16 | Ответы на вопросы. Контроль качества выполненных операций |
| ||
25,26 | Понятие о механизме и машинах | 2 | Введение новых знаний | Механизмы и их назначение. Детали механизмов. Машина и её виды. Типовые детали. Типовые соединения деталей. Условные обозначения деталей и узлов механизмов на кинематических схемах | Знать: сущность понятий машина, механизм, деталь; типовые детали; типовые соединения; условные обозначения деталей, узлов механизмов на кинематических схемах. Уметь: читать кинематические схемы; строить простые кинематические схемы
| целеполагание преобразовывать практическую задачу в познавательную. обще -учебные – использовать общие приемы решения задач. планирование учебного сотрудничества – определять цели, обязанности участников, способы взаимодействия
| Самоопредел ние – принятие образа хорош его ученика
| §17 | Ответы на вопросы. Построение кинематических схем и чтение кинематических схем |
| ||
Технологии ручной и машинной обработки металлов и искусственных материалов | ||||||||||||
27,28 | Рабочее место для ручной обработки металла. Контрольная работа | 2 | Комбинированный урок | Слесарный верстак; его назначение и устройство. Устройство слесарных тисков. Профессии, связанные с обработкой металла. Правила безопасности труда при ручной обработке металла | Распознавать металлы, сплавы и искусственные материалы. Организовывать рабочее место для слесарной обработки. Знакомиться с устройством слесарного верстака и тисков. Убирать рабочее место. Читать техническую документацию. Разрабатывать эскизы изделий из тонколистового металла, проволоки и искусственных материалов. Разрабатывать технологии изготовления деталей из металлов и искусственных материалов. Изготовлять детали из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов по эскизам, чертежам и технологическим картам. Выполнять сборку и отделку изделий из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов. Контролировать качество изделий, выявлять и устранять дефекты. Соблюдать правила безопасного труда | Знать: устройство и назна- чение слесарного верстака и слесарных тисков; правила безопасности труда. Уметь: регулировать высоту верстака в соответствии со своим ростом; рациональ- но размещать инструменты и заготовки на слесарном верстаке; закреплять заготовки в тисках | Организация учебного сотрудничества совместной деятельности с учителем и сверстниками.
| Формирование целостного мировоззрения | §18 | Регулировка высоты верстака в соот- ветствии с ростом |
| |
29,30 | Тонколистовой металл и проволока | 2 | Комбинированный урок | Металлы: их основные свойства и область применения. Чёрные и цветные металлы. Виды и способы получения листового металла: листовой металл, жесть, фольга. Проволока и способы её получения. Профессии, связанные с добычей и производством металлов | Знать: основные свойства металлов и область применения; виды и способы получения тонколистового металла; способы получения проволоки; профессии, связанные с добычей и производством металлов. Уметь: различать цветные и чёрные металлы; виды листового металла и проволоки | Алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности. | Формирование способности к саморазвитию и самообразо-ванию | §19 | Ответы на вопросы. Распознава- ние видов металла |
| ||
31,32 | Графическое изображение деталей из тонколистового металла и проволоки | 2 | Комбинированный урок | Типы графических изображений: технический рисунок, эскиз, чертёж. Чертёж (эскиз) деталей из тонколистового металла и проволоки. Графическое изображение конструктивных элементов деталей: отверстий, пазов и т. п. Правила чтения чертежей. Технологическая карта | Знать: различия технологического рисунка, эскиза, чертежа графическое изображение конструктивных элементов деталей; правила чтения чертежей; содержание технологической карты. Уметь: читать чертежи деталей из тонколистовогометалла | целеполагание – формулировать учебную задачу; планирование – адекватно использовать речь для планирования и регуляции с воей деятельности. обще учебные – самостоятельно формулировать познавательную цель; логические – подводить под понятие на основе распознания объектов, выделения существенных признаков. нициативное сотрудничество – | Самоопредел ение – самостоятельность и личная ответственность за свои поступк и, установка на здоровый образ жизни | §20 | Ответы на вопросы. Терминологический диктант |
| ||
33,34 | Правка заготовок из тонколистового металла и проволоки | 2 | Комбинированный урок | Правка как технологическая операция. Ручные инструменты для правки тонколистового металла и проволоки. Правила безопасной работы | Знать: назначение операции правки; устройство и назначение инструментов и приспособлений для правки тонколистового металла и проволоки; правила безопасной работы. Уметь: править тонколистовой металл и проволоку | Самостоятельное определение цели своего обучения. | Формирование целостного мировоззрения. | §21, 22 | Ответы на вопросы. Контроль за выполнением практической работы |
| ||
35,36 | Разметка заготовок из тонколистового металла и проволоки | 2 | Комбинированный урок | Разметка заготовок из тонколистового | Знать: правила разметки заготовок из тонколистового металла и проволоки; назна- чение и устройство ручных инструментов и приспособлений для разметки; правила безопасной работы при разметке. Уметь: выполнять разметку заготовок из тонколистового металла и проволоки | Алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности. | Проявление познавательной активности | §23 | Ответы на вопросы. Контроль качества выполнения операции разметки |
| ||
37,38 | Приёмы резания и зачистка деталей из тонколистового металла и про- волоки | 2 | Комбинированный урок | Резание и зачистка: осо- бенности выполнения данных операций. Инст- рументы для выполнения операций резания и зачи- стки. Правила безопасной работы | Знать: назначение операций резания и зачистки; назначение и устройство ручных инструментов для выполнения операций резания и зачистки; правила безопасной работы при выполнении данных операций. Уметь: выполнять резание заготовок; зачистку (опили- вание) заготовок из тонколи- стового металла и проволоки | Комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества. | Самооценка умственных и физических способностей. | §24, 25 | Ответы на вопросы. Контроль качества операций резания и зачистки |
| ||
39,40 | Сгибание тонколистово- го металла и проволоки | 2 | Комбинированный урок | Сгибание как технологи- ческая операция. Приёмы её выполнения. Ручные инструменты и приспособления для выполнения операции сгибания. Правила безопасной работы | Знать: о процессе сгибания тонколистового металла и проволоки; назначение и устройство инструментов и приспособлений для выполнения операции сгибания; правила безопасной работы. Уметь: выполнять операцию сгибания тонколистового металла и проволоки | целеполагание – ставить новые задачи в сотрудничестве с учителем. общеучебные – контролировать и оценивать процесс в ходе выполнения задания. планирование учебного сотрудничества – задавать вопросы, обращаться за помощью
| Смыслообразование– самооценка на основе крите риев успешной деятельности | §26 | Ответы на вопросы. Контроль качества операции сгибания |
| ||
41,42 | Пробивание и сверление отверстий | 2 | Комбинированный урок | Пробивание и сверление отверстий в тонколистовом металле. Ручные инструменты и приспособления для выполнения операций пробивания и сверления отверстий. Правила безопасной работы | | Знать: приёмы выполнения операций пробивания и сверления отверстий; назначение и устройство инструментов для пробивания и сверления отверстий; правила безопасной работы. Уметь: пробивать и сверлить отверстия в тонколистовом металле | Организация учебного сотрудничества совместной деятельности с учителем и сверстниками. | Проявление познавательной активности. | §27 | Ответы на вопросы. Контроль качества операций сверления и пробивания |
| |
43,44 | Устройство сверлильного станка и приё- мы работы на нём | 2 | Комбинированный урок | Назначение и устройство сверлильного станка. Приёмы работы на стан- ке. Правила безопасной работы | Знать: устройство сверлильного станка; правила безопасной работы. Уметь: выполнять операцию сверления на сверлильном станке | Комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества. | Проявление познавательной активности. | §28 | Ответы на вопросы. Контроль качества сверления |
| ||
45,46 | Соединение деталей из тонколистового металла. Отделка изделий из металла | 2 | Комбинированный урок | Способы соединения деталей из тонколисто- вого металла. Защитная и декоративная отделка изделий из металла. Правила безопасности труда | Знать: способы соединения деталей из тонколистового металла; способы защитной и декоративной отделки изделий из металла; правила безопасной работы. Уметь: выполнять соединение деталей фальцевым швом и заклёпочным соединением; отделку изделия | Организация учебного сотрудничества совместной деятельности с учителем и сверстниками. | Проявление познаватель-ной активности. | §29, 30 | Ответы на вопросы. Контроль качества работы |
| ||
Технологии домашнего хозяйства | ||||||||||||
47 | Интерьер дома | 1 | Комбинированный урок | Интерьер жилых помещений. Требования к интерьеру. Предметы интерьера. Рациональное размещение мебели и оборудования в комнатах различного назначения | Выполнять мелкий ремонт одежды, чистку обуви, восстановление лакокрасочных покрытий на мебели. Осваивать технологии удаления пятен с одежды и обивки мебели. Соблюдать правила безопасного труда и гигиены. Изготовлять полезные для дома вещи | Знать: понятие интерьер; требования, предъявляемые к интерьеру; предметы интерьера; характеристики основных функциональных зон. Уметь: анализировать дизайн интерьера жилых помещений на соответствие требованиям эргономики, гигиены, эстетики | целеполагание – формулировать и удерживать учебную задачу. общеучебные – контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. инициативное сотрудничество – ставить вопросы, обращаться за помощью; взаимодействие – формулировать собственное мнение и позицию | Смыслообраз ование– мотивация у чебной деятельности | §31, 32 | Ответы на вопросы. Творческие задания |
| |
48 | Уход за одеждой и книгами | 1 | Комбинированный урок | Выбор и использование современных средств ухода за одеждой, обувью и мебелью. Способы удаления пятен с одежды, мебели, обивки. Выбор технологий длительного хранения одежды и обуви. Способы ухода за книгами. Уборка жилого помещения. Современная бытовая техника для вы- полнения домашних работ | Знать: последовательность операций во время уборки помещений; правила ухода за мебелью, одеждой, обувью, книгами; условные обозначения ухода за текстиль-ными изделиями; современную бытовую технику для выполнения домашних работ, её устройство и назначение. Уметь: выполнять уборку помещений; ухаживать за мебелью, одеждой, обувью, книгами с использованием современных средств уходаи бытовой техники | контроль и самоконтроль – осуществлять пошаговый и итоговый результаты. обще-учебные – самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. инициативное сотрудничество – предлагать помощь в сотрудничестве; управление коммуникацией – осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать свое поведение
| Самоопредел ение – сознание ответствен ости человека за о бщее благополучие | §33 | Ответы на вопросы. Разработка предмета интерьера |
| ||
49 | Организация труда и отдыха. Питание. Гигиена | 1 | Введение новых знаний | Режим дня – основа здорового образа жизни. Основы рационального питания. Личная гигиена | Знать: основные требования к режиму дня школьника; основы рационального питания школьника; правила личной гигиены. Уметь: планировать свой день; рационально питаться; ухаживать за телом, зубами, волосами | целеполагание – формулировать и удерживать учебную задачу. общеучебные – использовать общие приемы решения поставленных задач. инициативное сотрудничество – ставить вопросы, обращаться за помощью; взаимодействие – формулировать
| Самоопредел ение – принятие образа хорош его ученика | §34 | Ответы на вопросы |
| ||
50 | Культура в семье | 1 | Введение новых знаний | Этикет. Культура общения. Взаимоотношения в семье, школе | Знать: понятие этикет; правила поведения при общении с членами семьи, свер- стниками и взрослыми. Уметь: использовать знания правил поведения на практике | контроль и самоконтроль – осуществлять пошаговый и итоговый результаты. обще-учебные – самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. инициативное сотрудничество – предлагать помощь в сотрудничестве; управление коммуникацией – осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать свое поведение | Самоопредел ение – сознание ответствен ости человека за о бщее благополучие | §35 | Ответы на вопросы. Тестирование |
| ||
51 | Семейные праздники. Подарки. Переписка | 1 | Введение новых знаний | Семейные праздники. Правила приёма гостей. Правила поведения в гостях, в театре, кино. Правила выбора подарка. Правила переписки | Знать: правила приглашения и приёма гостей; правила поведения в гостях, в театре, кино; правила выбора подарка; правила переписки. Уметь: принимать гостей; выбирать подарок; правильно вести себя в гостях; дарить подарки | §36, 37 | Ответы на вопросы. Тестирование. Ситуативные задачи |
| ||||
Технологии художественно-прикладной обработки материалов | ||||||||||||
52-59 | Роспись по дереву | 9 | Комбинированный | Правила безопасной работы , последовательность выполнения росписи по дереву | Отделывать изделия из древесины. Изготовлять изделия декоративно-прикладного творчества по эскизам и чертежам. Соблюдать правила безопасного труда. Представлять презентацию результатов труда | Знать: правила безопасной работы с красками по дереву. Уметь: пользоваться красками по дереву | Алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности. | Проявление познавательной активности | За Кон чить текущую работу | Качество выполненной работы |
| |
Творческий проект | ||||||||||||
60, 61
| Тематика и этапы выполнения творческого проекта | 2 | КУ | Тематика и этапы выполнения творческого проекта. Организационно-подготовительный этап | Обосновывать выбор изделия на основе личных потребностей. Находить необходимую информацию с использованием сети Интернет. Выбирать вид изделия. Определять состав деталей. Выполнять эскиз, модель изделия. Составлять учебную инструкционную карту. Изготовлять детали, собирать и отделывать изделия. Оценивать стоимость материалов для изготовления изделия. Подготавливать пояснительную записку. Оформлять проектные материалы. Проводить презентацию проекта | Знать: проект, история, цель проекта; этапы выполнения. Уметь: формировать идею (проблему) проекта исходя из потребностей и ограниченности ресурсов; погружаться в идею, осознавать ее, разрабатывать альтернативные варианты; выполнять дизайн листов. | прогнозирование – предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач. знаково-символические – создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; логические – устанавливать причинно-следственные связи. : планирование учебного сотрудничества – задавать вопросы, обращаться за помощью; формулировать собственное мнение
| Освоить индивидуальный режим | За кон чить гла ву про екта | Выполнение практической работы. |
| |
62 63
| Выбор оборудования, инструментов и приспособлений, составление технологической последовательности выполнения проекта | 2 | КУ | Организация рабочего места, оборудование и приспособления для различных видов работ, составление последовательности выполнения, поиск сведений в литературе | Уметь пользоваться необходимой литературой, подбирать все необходимое для выполнения идеи; определять критерии оценки проекта (уникальность, превосходство, экономность, технологичность, экологичность, габаритность, вес, полезность и др.); разрабатывать план реализации идеи; проектировать изделие;
| целеполагание преобразовывать практическую задачу в познавательную. общеучебные – использовать общие приемы решения задач. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества – определять цели,. | Самоопределение – принятие образа хорошего ученика | За кон чить гла ву про екта | Выполнение практической работы. |
| ||
64-68 | Технологический этап выполнения проекта | 5 | КУ | Конструирование, моделирование, изготовление изделия | Уметь конструировать, моделировать, выполнять намеченные работы; соблюдать требования ГОСТа, дизайна, технологическую культуру, охрану труда и правила техники безопасности | Алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности. | Формирование целостного мировоззрения
| За кон чить гла ву про екта | Выполнение практической работы. |
| ||
69 70 | Оценка проделанной работы, защита проекта | 2 | КУ | Критерии оценки работ и выполнение рекламного проспекта изделия | Уметь Расчитывать примерные затраты и прибыли в соответствии с ценами местного рынка и покупательной способностью населения, оценивать результаты своей деятельности (положительные, отрицательные) и защищать ее. | Алгоритмизированное планирование процесса презентации-трудовой деятельности. | Формирование целостного мировоззрения
|
| Выполнение практической работы. Защита проекта |
| ||
| Итого |
| 70
|
|
|
|
|
|
|
|
|