ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ
1. Пояснительная записка
1. Учебная программа разработана в соответствии с Государственным общеобязательным стандартом среднего образования (начальное, основное среднее, общее среднее образование), утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 года №1080. . По программе, утвержденной приказом Министра образования и науки Республики Казахстан №115 от 3 апреля 2013 года,
2. Основные особенности предмета - формирование знаний о взаимосвязи человека и окружающего мира, понятие о роли деятельности человека в развитии общества, основ технологических умений, навыков. Труд является одним из основных факторов, влияющих на развитие личности учащегося (человеческое, умственное, физическое, эстетическое, экономическое). Формируемые навыки обеспечивают активное восприятие и осмысление полученных знаний и умений.
3. Основные цели:
1) овладение начальными технологическими знаниями, трудовыми умениями и навыками, способами планирования и организации труда;
2) развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения, способностей ориентироваться в информации разного вида;
3) освоение знаний о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира;
4) воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда.
4. Задачи:
1) формирование основ общетрудовых и специальных умений, навыков, трудовой и экологической культуры;
2) использование знаний и умений, полученных в повседневной жизни и практической деятельности для поиска, воспроизведения, сохранения и применения информации;
3) соблюдение правил личной гигиены и правил безопасности труда;
4) самостоятельное конструирование различных изделий;
5) развитие творческих способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического вкуса и конструкторских способностей;
6) организация коллективного труда на уроке.
5. В соответствии с типовым учебным планом объем учебной нагрузки по предмету «Трудовое обучение» составляет: 1 класс - 2 часа в неделю, всего -66 часов; 2-4 классы - 2 часа в неделю, 68 часов.
6. Межпредметная связь осуществляется через применение умений и навыков, полученных на других предметах
1) казахский язык, литературное чтение. При знакомстве с содержанием художественного произведения расширить знания о декоративно-прикладном искусстве, систематизировать, конкретизировать, комментировать результаты своего труда;
2) математика. Применение измерительных единиц при изготовлений изделий;
3) познание мира. Знакомство учащихся с природными материалами во время экскурсии на природе, сбор материала; получение сведений о явлениях природы;
4) изобразительное искусство. Понятия о сочетании, форме, о различии цветов, чертеже, раскрашивании, рисовании, лепке изделий и предметов; развитие эстетического вкуса учащихся; знакомство с историей возникновения изделий;
5) физическая культура. Развитие мелкой моторики и укрепление мышц рук; знакомство с правилами соблюдения санитарно-гигиенических требований во время работы.
4. Базовое содержание учебного предмета для 3 класса
31. Содержание учебного предмета «Трудовое обучение» состоит из двух разделов:
1) технический труд. Работа с природными материалами, бумагой и картоном, текстильными материалами, техническое моделирование.
2) художественный труд. Национальная одежда, виды работ с пластилином и бумагой, приемы конструирования украшений, национальные
изделия, работа с текстильным материалом, конструирование изделий и фигур из различных материалов.
32. Раздел «Технический труд» состоит из 34 часов.
33. Работа с природными материалами (12 часов):
1) подготовка рабочего места. Правила безопасности труда. Правила культуры труда;
2) наблюдение за природой. Учимся у природы. Связь природы и предметов, сделанных руками человека;
3) изготовление из различных природных материалов изделий по образцу. Показ различия конструируемых изделий;
4) особенности конструирования из пера, коры березы (птица, щенок, цветок);
5) аппликация - фантазия. Композиция;
6) мозаика. Конструирование мозаики из семян и зерен;
7) составление аппликации.
34. Работа с бумагой и картоном (12 часов):
1) роль бумаги в деятельности человека. Изготовление бумаги. Сырьё, используемое при изготовлении бумаги. Экономное использование бумаги;
2) чертеж. Профессии, связанные с чертежами. Линии чертежа. Примеры использования линий. Разметка и измерение. Необходимые инструменты: линейка, карандаш, трафарет, циркуль;
3) круг. Конструирование различных изделий с использованием кругов;
4) конструирование движущихся игрушек, поделок и изделий из бумаги. Последовательность конструирования;
5) фольга. Краткие сведения об изготовлении фольги и ее применении в промышленности. Конструирование из фольги игрушек различной формы (жеребенок, снежный барс). Последовательность выполнения работы, инструменты;
6) картон. Работа с картоном. Правила безопасности;
7) конструирование различных тематических композиций, игрушек, геометрических фигур с использованием бумаги и картона;
8) проектная работа.
35. Работа с текстильными материалами (6 часов):
1) повторение пройденного материала (о тканях). Необходимые инструменты при работе с тканью. Изготовление изделий из лоскутков тканей, используемых в быту;
2) виды швов: крестик, тамбур. Последовательность выполнения швов. Правила безопасности;
3) пришивание кнопок, петелек, крючков;
4) изготовление панно. Изготовление изделий, используя различные виды
швов;
5) шитье мягких игрушек.
36. Техническое моделирование (4 часа):
1) краткие сведения об истории изобретения самоката и велосипеда и их роль в жизнедеятельности человека;
2) конструирование игрушек из деталей металлоконструктора. Из истории возникновения летательных аппаратов;
3) краткие сведения о самолетах. Конструирование самолета, ракеты по образцу. Последовательность конструирования. Приемы соединения деталей;
4) коллективная работа (проект).
37. Раздел «Художественный труд» состоит из 32 часов.
38. Национальная одежда (5 часов):
1) праздник Наурыз;
2) национальная одежда. Образцы казахского, русского и уйгурского национального костюма;
3) особенности и различия образцов одежды и орнаментов;
4) конструирование образцов национального костюма из цветной бумаги (картон).
39. Работа с пластилином (6 часов):
1) изготовление посуды. Краткий обзор истории изготовления посуды;
2) дизайн посуды;
3) изготовление посуды в национальном стиле из пластилина, бумаги и картона;
4) конструирование посуды из бумаги.
40. Конструирование украшений (4 часа):
1) краткие сведения из истории бисероплетения. Художники и модельеры, создающие образцы украшений;
2) конструирование украшений из бисера. Необходимые материалы для конструирования украшений и последовательность их изготовления;
3) применение пластилина при изготовлении украшений. Знакомство с работой мастеров ювелирных изделий.
41. Национальные изделия (6 часов):
1) домашняя утварь казахов: коврик, тускииз;
2) использование различных узоров. Расположение простых орнаментов на круге, квадрате и приемы их выполнения.
42. Работа с текстильным материалом (3 часа):
1) художественное конструирование. Изготовление дорбочки по образцу;
2) моделирование одежды для кукол;
3) конструирование композиций.
43. Конструирование изделий и фигур из различных материалов (8 часов):
1) развитие навыков конструирования поделок из проволки, расширить знания о композиции и природных материалах. Выбор необходимых материалов и инструментов. Соблюдение правил безопасности труда;
2) сказочный мир природы. Конструирование разных тематических композиций из природных материалов;
3) плетение подставки для посуды из соломки (по образцу);
4) конструирование букета из засушенных растений. Последовательность конструирования и технология изготовления;
5) конструирование из проволки. Конструирование из проволок силуэтов спортсменов, занимающихся зимними видами спорта и танцовщиц во время танца. Виды используемых материалов;
6) технология выполнения силуэтов.
44. Повторение. Организация самостоятельной работы (2 часа).
8. Требования к уровню подготовки учащихся 3 класса
59. Предметные результаты. По завершении 3 класса учащиеся должны
знать:
1) об изделиях, созданные руками человека и природой;
2) о значении бумаги в жизнедеятельности человека и на производстве;
3) инструменты для чертежа;
4) о тканях;
5) краткие сведения об истории возникновения бисера.
60. По завершении 3 класса учащиеся должны уметь:
1) конструировать из бумаги и картона различные изделия, геометрические фигуры, игрушки, образцы национальных костюмов;
2) конструировать по заданному образцу из деталей конструктора «Лего» (самолет и ракету);
3) лепить из пластилина посуду и украшения в национальном стиле;
4) моделировать одежду для кукол.
63. Личностные результаты должны проявляться в:
1) знании техники безопасности и санитарно-гигиенических требований при изготовлении игрушек, поделок и аппликаций;
2) умении строить взаимоотношения на уроках;
3) умении выражать интерес к труду;
4) уважении к культуре и традициям казахского народа;
5) навыках конструирования изделий, композиции, мозаики на различные темы;
6) знании о народных музыкальных инструментах и предметах быта казахского народа.
64. Системно-деятельностные результаты должны проявляться в:
1) знании различных методов и приемов художественного и технического
труда;
2) знании элементарных приемов конструирования изделий;
3) навыках грамотного применения инструментов и материалов;
4) умении моделировать и конструировать изделия, фигуры из различных материалов;
5) навыках выполнения последовательных действий при изготовлении изделий.
Трудовое обучение. 3 класс.
Издательство «АТАМУРА» 2014г.
Авторы учебника: Т.Ш. Оралбекова, Г. Мураткызы
32. Раздел «Технический труд» состоит из 34 часов.
33. Работа с природными материалами (12 часов):
34. Работа с бумагой и картоном (12 часов):
35. Работа с текстильными материалами (6 часов):
36. Техническое моделирование (4 часа):
37. Раздел «Художественный труд» состоит из 32 часов.
38. Национальная одежда (5 часов):
39. Работа с пластилином (6 часов):
40. Конструирование украшений (4 часа):
41. Национальные изделия (6 часов):
42. Работа с текстильным материалом (3 часа):
43. Конструирование изделий и фигур из различных материалов (8 часов):
44. Повторение. Организация самостоятельной работы (2 часа).
Календарное планирование.
№ урока | Дата | Тема | Примечание |
| | 1 четверть (18 ч) | |
| | Раздел «Технический труд» 34 часа. | |
| | Работа с природными материалами (12 часов) | |
-
| | Подготовка рабочего места и соблюдение правил безопасности труда | |
-
| | Подготовка рабочего места и соблюдение правил безопасности труда | |
-
| | Конструирование из природных материалов. Журавлик. | |
-
| | Конструирование из природных материалов. Журавлик. | |
-
| | Конструирование из природных материалов. Веселый принц. | |
-
| | Моделирование принцессы. | |
-
| | Самостоятельная работа. Конструирование из природных материалов любимого сказочного героя. | |
-
| | Конструирование из различных материалов по схеме. | |
-
| | История мозаика. Мозаика из карандашных стружек. | |
-
| | Составление мозаики из семян. | |
-
| | Конструирование из перьев. | |
-
| | Конструирование из бересты. Аппликация – фантазия. | |
| | Работа с бумагой и картоном (12 часов): | |
-
| | Как изготавливают бумагу. Чертеж – язык техники. Разметка и измерения. Как пользоваться циркулем. | |
-
| | Конструирование с использованием круга. | |
-
| | Конструирование открыток с окошком. | |
-
| | Конструирование из бумажных полосок. | |
-
| | Изготовление цветов из бумаги. | |
-
| | Работа с фольгой. Изготовление фигурок из шариков. | |
| | 2 четверть (14 ч) | |
-
| | Проект «Моделирование прибора по схеме. | |
-
| | Проект «Моделирование прибора по схеме. | |
-
| | Проект «Подготовка к Новому году». Фантазии из воздушных шаров | |
-
| | Проект «Подготовка к Новому году». Фантазии из воздушных шаров | |
-
| | Конструирование поделок – небывальщин. | |
-
| | Самостоятельная работа. Снегурочка и Дед Мороз. | |
| | Работа с текстильными материалами (6 часов) | |
-
| | Конструирование лоскутной мозаики. Салфетка под горячую посуду. | |
-
| | Конструирование лоскутной мозаики. Салфетка под горячую посуду. | |
-
| | Коллективный проект «От проблемы к цели» | |
-
| | Коллективный проект «От проблемы к цели» | |
-
| | Самостоятельная работа. Изготовление змейки из лоскутков. | |
-
| | Тамбурный шов. | |
| | Техническое моделирование (4 часа) | |
-
| | Из истории конструирования самоката и велосипеда. Конструирование из конструктора ЛЕГО | |
-
| | Из истории развития летательных аппаратов. Конструирование бумажной модели самолета по шаблону. Конструирование ракеты по рисункам. | |
| | 3 четверть (20 ч) | |
-
| | Работа с металлическим конструктором. Коллективная работа «Парк техники» | |
-
| | Работа с металлическим конструктором. Коллективная работа «Парк техники» | |
| | Раздел «Художественный труд» 32 часа. | |
| | Национальная одежда (5 часов) | |
-
| | Знакомство с национальной одеждой. Национальная одежда казахского народа. | |
-
| | Знакомство с национальной одеждой. Национальная одежда казахского народа. | |
-
| | Национальный костюм русского народа. | |
-
| | Национальный костюм русского народа. | |
-
| | Уйгурский костюм. | |
| | Работа с пластилином (6 часов) | |
-
| | Лепка посуды из пластилина | |
-
| | Лепка посуды из пластилина | |
-
| | Лепка кувшина из пластилина. Раскрашивание, украшение кувшина. | |
-
| | Лепка кувшина из пластилина. Раскрашивание, украшение кувшина. | |
-
| | Лепка посуды из пластилина | |
-
| | Лепка посуды из пластилина | |
| | Конструирование украшений (4 часа) | |
-
| | Из истории бисероплетения. | |
-
| | Простые украшения из бисера. Учимся у мастеров. | |
-
| | Конструирование украшений из бисера. Цветок из бисера. | |
-
| | Конструирование украшений из бисера. Цветок из бисера. | |
| | Национальные изделия (6 часов) | |
-
| | Из истории ковроткачества. Цветовая композиция ковра. | |
-
| | Украшение сумки орнаментом. | |
-
| | Украшение сумки орнаментом. | |
| | 4 четверть (16 ч) | |
-
| | Расположение узоров в круге. | |
-
| | Расположение узоров в круге. | |
-
| | Порядок составления узора на круге. | |
| | Работа с текстильным материалом (3 часа) | |
-
| | Изготовление дорбочки. | |
-
| | Изготовление дорбочки. | |
-
| | Изготовление дорбочки. | |
| | Конструирование изделий и фигур из различных материалов (8 часов) | |
-
| | Моделирование костюмов для кукол | |
-
| | Моделирование костюмов для кукол | |
-
| | Самостоятельная работа. Вышивание калпака Барсенка | |
-
| | Самостоятельная работа. Вышивание калпака Барсенка | |
-
| | Красота объектов природы. От мира природы - к миру вещей | |
-
| | Художественное конструирование из соломки | |
-
| | Художественное конструирование из соломки | |
-
| | Плетение из чия. | |
| | Повторение. Организация самостоятельной работы (2 часа). | |
-
| | Самостоятельная работа «Музыканты» | |
-
| | Составление букетов из сухих растений. | |