Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности («Праздники, традиции и ремёсла народов России») в 3 классе (34часа по 1 часу в неделю) |
№ п/п | Наименование разделов и тем | Характеристика основных видов деятельности учащихся | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения |
Раздел 1. «Старинный русский быт» (9часов) |
1. | Роль орнамента-оберега. Символы добра и счастья. Игра на развитие музыкальной памяти «Метелица». | Ознакомление с ролью оберегов в жизни людей, изображение символов добра и счастья. | 06.09 | |
2. | Кушак. Головные уборы девушек и женщин. | Назначение кушака. Знакомство с видами головных уборов для женщин. Зарисовка нескольких головных уборов. | 13.09 | |
3. | Боярские палаты. | Представление о боярских палатах, сравнение их с русской избой. | 20.09 | |
4. | Терема. | Представление о тереме, сравнение его с боярскими палатами и русской избой. | 27.09 | |
5. | Блины. Пироги. Мёд. Взвары Игра «Курочки и петушки» | Ознакомление с традициями изготовления русских блинов и пирогов, о символичес -ком значении круглой формы блинов. | 04.10 | |
6. | Распорядок дня. Игры в шахматы, шашки. Игра «Звонарь» | Ознакомление с традиционном распорядком дня жизни людей в прошлом; с правилами игры в шашки и шахматы. | 11.10 | |
7. | Слушание сказок (роль сказителя, «бахаря»). Игра «Время года». | Узнавание о роли сказок в воспитании детей в прошлом, о роли сказителя. | 18.10 | |
8. | Школы при церквях и монастырях. Игра с Солнцем. | Знакомство с видами школ, сравнение устройства школы при церквях и монастырях с устройством светской школы. | 25.10 | |
9. | Учебные предметы.Игра с платочком. | Узнавание о школьных предметах в прошлом, сравнение с преподаванием предметов в нынешней школе. | 08.11 | |
| Итого: 9 часов. | | | |
Раздел 2. « Новый русский быт» (6 часов) |
10. | Одежда дворян - мужчин. Игра «Ловишка». | Знакомство с одеждой дворян мужчин, сравнение её с одеждой крестьян. Зарисовки одежды | 15.11 | |
11. | Одежда купчих, мещанок, крестьянок. Игра «Карусели». | Знакомство с одеждой купчих, мещанок, крестьян. Сравнение их одежды между собой. Зарисовки. | 22.11 | |
12. | Убранство спален господ. Игра «Жмурки» | Знакомство с устройством и убранством спален господ, сравнение жилищ господ с русской избой. | 29.11 | |
13. | Камины. Изразцовые печи. Игра «Пройди в воротца». | Знакомство с устройством и назначением каминов и печей. Зарисовки камина. | 06.12 | |
14. | Литературно-музыкальные салоны. Игра с «козликом». | Знакомство с назначением и устройством литературно - музыкальных салонов. Знакомство с несколькими музыкальными пьесами, которые могли звучать в салонах. | 13.12 | |
15. | Институты благородных девиц. Кадетские корпуса. Игра «Колечко» | Знакомство с назначением, устройством института благородных девиц и кадетского корпуса. Знакомство с изучаемыми учебными предметами. | 20.12 | |
| Итого: 6 часов. | | | |
Раздел 3. «Русские народные праздники» (8часов) |
16. | Сочетание языческих и христианских праздников. Игра «Жмурки с колокольчиком» | Возникновение современных праздников, связанных с языческими и христианскими праздниками. | 27.12 | |
17. | Святки — весёлое время года. Хоровод-игра «Со вьюном я хожу». | Знакомство с некоторыми традициями, связанными со Святками | 17.01 | |
18. | Вербное воскресенье. Игра «Веселые музыканты». | Знакомство с историей возникновения и празднования Вербного воскресенья. Зарисовка праздничной веточки вербы. | 24.01 | |
19. | Пасха — главный христианский праздник. Игра «Заря-заряница» | Знакомство с историей и традициями празднования светлой Пасхи. | 31.01 | |
20. | День Петра и Павла — 12 июля. Игра «Двойные горелки». | Знакомство с историей и традициями празднования дня Петра и Павла. | 07.02 | |
21. | Праздник Петровки. «Жмурки «Ваня» и «Маня». | Знакомство с историей и традициями праздника Петровки. | 14.02 | |
22. | Спожинки — окончание жатвы. Игра «Земля – вода – небо». | Знакомство с традициями празднования славянского праздника урожая | 21.02 | |
23. | Покров Богородицы | Ознакомление с историей и традициями празднования Покрова Богородицы. | 28.02 | |
| Итого: 8 часов. | | | |
Раздел 4. «Русские народные промыслы» (5часов) |
24. | Стиль гжели: синие и голубые узоры. Игра «Испорченный телефончик». | Уточнение своих знаний о центре русской керамики, узнавание произведения Гжели | 07.03 | |
25. | Растительный орнамент Хохломы Игра «Золотые ворота». | Уточнение знаний о хохломском орнаменте, составление таблицы «Орнаменты Хохломы» | 14.03 | |
26. | Производство набивных платков. Игра «Жмурки наоборот». | Ознакомление с производством набивных платков, составление и зарисовка орнамента платка. | 21.03 | |
27. | Вятские матрёшки. Игры со скороговорками. | Роспись макета матрёшки элементами, характерными для вятской игрушки | 04.04 | |
28. | Бытовой жанр игрушек. | Зарисовка игрушки «Барыня», составление орнамента и роспись фигурки. | 11.04 | |
| Итого: 5 часов. | | | |
Раздел 5. «Русские народные игры». (2часа) |
29. | Командные игры. | Осознание значимости игры в жизни детей. Знание правил народных игр. Разучить народные командные игры. | 18.04 | |
30. | Горелки. Прятки. Жмурки | Ознакомление с правилами игр «Горелки», «Жмурки» | 25.04 | |
| Итого: 2 часа. | | | |
Раздел 5. «Песни для детей» (2часа) |
31. | Загадки, пословицы, поговорки. | Знакомство с пословицами и поговорками о хлебе, дружбе. | 02.05 | |
32. | Сочиняем загадки. Учимся отгадывать | Разгадывание и сочинение загадок. | 16.05 | |
| Итого: 2 часа. | | | |
Раздел 6. «Народные танцы» (2часа) |
33. | Пляски парные. Переплясы. | Разучивание танцевальных движений, характерных для парных плясок и переплясов. Различие русских народных танцев, запоминание их названий. | 23.05 | |
34. | Показ музыкальной сказки. | Развитие желания выступать перед родителями, участниками детского театра. | 30.05 | |
| Итого: 2 часа. | | | |
| Итого: 34 часа. | | | |
Протокол №___ от «____» __________2016 г.
__________Мельникова Е. Л.
«___» __________2016 г.