Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности («Праздники, традиции и ремёсла народов России») в 4 классе (34 часа по 1 часу в неделю) |
№ п/п | Наименование разделов и тем | Характеристика основных видов деятельности учащихся | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения |
Раздел 1. «Старинный русский быт» (9часов) |
1. | Крестьянская и боярская обувь. Игра на развитие музыкальной памяти «Метелица». | Сравнение обуви бояр и крестьян; зарисовка обуви. | 01.09 | |
2. | Летники, душегреи, шубы. Игра «Курочки и петушки» | Знакомство с особенностями одежды бояр, зарисовки. | 08.09 | |
3. | Терема. Светёлки. Игра «Это вы можете». | Знакомство с устройством терема и светёлки. | 15.09 | |
4. | Крытые галереи для прогулок. Игра «Звонарь». | Знакомство с устройством крытых галерей для прогулок боярынь. | 22.09 | |
5. | Традиции заготовки на зиму. Игра «Время года». | Знакомство с традициями заготовок на зиму, записывание 2-3 рецептов. | 29.09 | |
6. | Летние забавы: качели; ярмарочные карусели. | Знакомство с традициями летнего отдыха. | 06.10 | |
7. | Девичьи посиделки. Игра с Солнцем. | Знакомство с традициями времяпровождения девушек в прошлом. | 13.10 | |
8. | Учебные книги «Букварь», ««Псалтырь» | Знакомство с учебными книгами «Букварь», «Псалтырь» | 20.10 | |
9. | Учитель-мастер. Игра «Ловишка». | Знакомство с работой учителя в церковных школах | 27.10 | |
| Итого: 9 часов. | | | |
Раздел 2. « Новый русский быт» (6часов) |
10. | Одежда крестьян и мещан. Игра «Карусели». | Сравнение одежды бояр и традиционной крестьянской одежды | 10.11 | |
11. | Пословицы и поговорки об одежде. Игра «Жмурки» | Знакомство и запоминание пословиц и поговорок об одежде. | 17.11 | |
12. | Картинные галереи. Домашний театр. Игра «Пройди в воротца». | Знакомство с устройством и назначением картинных галерей и домашних театров. | 24.11 | |
13. | Пансионы и гимназии. Игра с «козликом». | Знакомство с устройством и назначением пансионов и гимназий. Сравнение обучения в пансионах и современных школах. | 01.12 | |
14. | Смольный институт благородных девиц. Игра «Колечко» | Знакомство с устройством и назначением институтов благородных девиц. | 08.12 | |
15. | Строгий распорядок дня в институтах и пансионатах. Игра «Жмурки с колокольчиком» | Сравнение обучения в институтах благородных девиц и современных высших заведений. | 15.12 | |
| Итого: 6 часов. | | | |
Раздел 3. «Русские народные праздники» (8часов) |
16. | Рождественские колядки. Хоровод-игра «Со вьюном я хожу». | Разучивание колядок. | 22.12 | |
17. | Традиционные кушанья в Рождество. Игра «Веселые музыканты». | Знакомство с пословицами и поговорками о Рождестве. | 29.12 | |
18. | Крещение Господне. Игра «Заря-заряница» | Знакомство с пословицами и поговорками о Крещении. | 12.01 | |
19. | Пасхальные торжества. Игра «Двойные горелки». | Знакомство с традициями празднования Пасхи, изготовления пасхальных блюд. | 19.01 | |
20. | Красная горка. «Жмурки «Ваня» и «Маня». | Знакомство с традициями празднования Красной горки. | 26.01 | |
21. | Ильин день. Игра «Земля – вода – небо». | Знакомство с традициями празднования Ильина дня. | 02.02 | |
22. | Народные приметы осени. Игра «Золотые ворота». | Запоминание 5-6 народных примет осени | 09.02 | |
23. | Покров Богородицы. | Знакомство с историей возникновения праздника Покров Богородицы. | 16.02 | |
| Итого: 8 часов. | | | |
Раздел 4. «Русские народные промыслы» (5часов) |
24. | Жостовские подносы | Составление орнамента для росписи подноса на основе жостовских элементов | 23.02 | |
25. | Павлово - Посадские шали. | Составление орнамента для шали на основе элементов Павлово- Посадских шалей | 02.03 | |
26. | Всадники, барыни - скульптуры малых форм | Уточнение знаний о дымковской игрушке. Лепка из глины фигуры всадника. | 09.03 | |
27. | Богородская деревянная игрушка. | Уточнение знаний о богородской игрушке. Рисование богородской игрушки. | 16.03 | |
28. | Современная игрушка, с элементами народных деревянных игрушек. | Придумывание современной игрушки, с элементами народных деревянных игрушек. | 23.03 | |
| Итого: 5 часов. | | | |
Раздел 5. «Русские народные игры» (2часа) |
29. | Подвижные игры «Костромушка», «Бояре», «Море волнуется». | Разучивание правил игр «Костромушка», «Бояре», «Море волнуется». | 06.04 | |
30. | Игры с пасхальными яйцами. | Разучивание игр с катанием пасхальных яиц. | 13.04 | |
| Итого: 2 часа. | | | |
Раздел 6. «Песни для детей» (2часа) |
31. | Загадки и считалки. | Знакомство и запоминание загадок о временах года. | 20.04 | |
32. | Знакомство с народной мудростью | Знакомство с пословицами и поговорками о труде, учёбе, родине. | 27.04 | |
| Итого: 2 часа. | | | |
Раздел 7. «Народные танцы» (2 часа) |
33. | Кадрили. Народные танцы, сопровождаемые игрой на баяне. | Разучивание элементов танца «Кадриль» Знакомство и разучивание плясок, сопровождаемых игрой на баяне. | 04.05 | |
34. | Показ музыкальной сказки. . | Развитие желания выступать перед родителями, участниками детского театра | 11.05 | |
| Итого: 2 часа. | | | |
| Итого: 34 часа. | | | |
Протокол №___ от «____» __________2016 г.
__________Мельникова Е. Л.
«___» __________2016 г.