Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Тавричанская средняя общеобразовательная школа»
Согласовано Зам. директора по УВР _________ Климко А.В. «____»________2016 г. |
| Утверждаю Приказ № _________ от «____»_______2016 г. И.О.директора школы _________ Динер Э.Д. |
Рабочая программа
по изобразительному искусству
во 2 классе
на 2016-2017 учебный год
Составитель: Потешкина Марина Викторовна.
Тавричанка -2016
Пояснительная записка
Рабочая программа и система уроков по предметному курсу «Изобразительное искусство" для 2 класса составлены в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основании авторской программы, разботанной Б. М. Неменским.
Целями уроков изобразительного искусства в начальной школе являются: формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира; активизация самостоятельной творческой деятельности; развитие интереса к природе и потребности в общении с искусством; формирование духовных начал личности; воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного (изобразительного) искусства, нравственных и эстетических чувств, любви к родной природе, своему народу, многонациональной культуре.
Общая характеристика учебного предмета
Содержание предметного курса ориентировано на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.
Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Учащиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении, поэтому темы программы формулируются так, что избежать излишней детализации, расчлененности и препарирования явлений, фактов, coбытий. Это дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к технологической стороне.
Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности учащимися: восприятие произведений искусства (ученик - зритель) и собственную художественную творческую деятельность (ученик - художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материалу. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведением искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.
Наряду с основной формой организации учебного процесса - уроком - рекомендуется проводить экскурсии в художественные и краеведческие музеи, архитектурные заповедники; использовать видеоматериалы о художественных музеях и картинных галереях.
Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературного чтения, а также окружающего мира и математики.
На каждом занятии педагог формирует нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное и безобразное, художественно-творческую активность, интерес к внутреннему миру, со своих личных связей с искусством; развивает умения и навыки художественной деятельности, приобщает детей к миру профессионального искусства, красоте природы, человека. Умения и навыки изображения усваиваются в процессе создания художественного образа, решения творческой задачи.
В основе лежит четкая последовательность приобщения ребенка к связям искусства с его личностью: от понимания образности самих художественных материалов к осознанию их как средства художественного языка, то есть способов выражения своих чувств и отношения к жизни.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Курс изобразительного искусства представлен в предметной области «Искусство», изучается с 1 по 4 класс по одному часу в неделю. Во 2 классе курс рассчитан на 34 часа .
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета
Личностные результаты :
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
сформированность эстетических потребностей: в общении с искусством, природой; творческом отношении к окружающему миру; самостоятельной практической творческой деятельности;
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств их выражения.
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД:
овладение умением творческого видения с позиций художника, то есть умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
КоммуникативныеУУД:
овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы; использование средств информационных технологий для решения различных учебно- творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала; выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т. д.;
Регулятивные УУД:
умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность; организовывать место занятий;
осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты:
знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
понимание образной природы искусства;
эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать великие произведения русского и мирового искусства;
умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, графической грамоты;
овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, изображения средствами аппликации и коллажа;
умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, - свидетелей нашей истории;
умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
Содержание учебного предмета
Чем и как работают художники? (9 ч)
Три основные краски создают многоцветие мира. Цветочная поляна.
Гуашь. Добавление белой и черной краски. Природная стихия.
Выразительные возможности восковых мелков. Букет осени.
Выразительные возможности восковых мелков. Золотая рыбка.
Выразительные возможности аппликации. Аппликация из осенних листьев (по замыслу ученика).
Выразительные возможности графических материалов. Линия-выдумщица.
Выразительные возможности графических материалов. Волшебный лес.
Выразительность материалов для работы в объеме. Пингвинчик на льдине.
Для художника любой материал может стать выразительным. Изображение родного города с помощью неожиданных материалов.
Реальность и фантазия (7 ч)
Изображение и реальность. Павлин
Изображение и фантазия. Сказочная птица
Украшение и реальность. Паутинка. Узор на стекле
Украшение и фантазия. Украшаем кокошники сарафан.
Постройка и реальность. Подводный мир.
Постройка и фантазия. Сказочный город(индивидуально- групповой проект)
О чем говорит искусство? (9 ч)
Выражение отношения к окружающему миру через изображение природы. Море.
Выражение отношения к окружающему миру через изображение животных.
Образ человека и его характер (женский образ).
Образ человека и его характер (в объеме мужской образ).
Выражение характера человека через украшение.
Совместно Мастера Изображения, Украшения, Постройки создают дома для сказочных героев.
Как говорит искусство? (9 ч)
Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета. Чудо- коврик.
Цвет как средство выражения. Тихие и звонкие цвета.
Пятно как средство выражения. Силуэт.
Ритм и движение пятен как средство выражения. Мыльные пузыри.
Линия как средство выражения. Ритм линий. Весенняя поляна.
Линия как средство выражения. Характер линий. Дерево.
Ритм линий и пятен, композиция - средства выразительности. Весна идет .
В музее у веселого художника.
Средства контроля: тест, проект.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
1. Е. И. Коротеева. Изобразительное искусство. Искусство и ты. 2 класс;
2. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 2 класс
3. Изобразительное искусство. Методическое пособие. 1—4 классы.
4. Компьютер, проектор.
Календарно-тематическое планирование.
№ п\п | Тема урока. | Кол-во часов на изучение | План | Факт. |
-
| Три основные краски создают много цветне мира. Цветочная поляна. | 1 | | |
-
| Гуашь. Добавление белой и черной краски. Природная стихия | 1 | | |
-
| Выразительные возможности восковых мелков. Букет осени | 1 | | |
-
| Выразительные возможности восковых мелков. Золотая рыбка | 1 | | |
-
| Выразительные возможности аппликации. Аппликация из осенних листьев | 1 | | |
-
| Выразительные возможности аппликации. Аппликация из осенних листьев | 1 | | |
-
| Выразительные возможности графических материалов. Линия-выдумщица | 1 | | |
-
| Выразительные возможности графических материалов. Волшебный лес | 1 | | |
-
| Выразительность материалов для работы в объеме. Пингвинчик на льдине. | 1 | | |
-
| Для художника любой материал может стать выразительным. Изображение родного города с помощью неожиданных материалов . Тест.(обобщение и систематизация знаний) | 1 | | |
-
| Изображение и реальность. Павлин | 1 | | |
-
| Изображение и реальность. Павлин | 1 | | |
-
| Изображение и фантазия. Сказочная птица | 1 | | |
-
| Изображение и фантазия. Сказочная птица | 1 | | |
-
| Украшение и реальность. Паутинка. Узор на стекле | 1 | | |
-
| Украшение и фантазия. Украшаем кокошник и сарафан | 1 | 2 gjkeujlbt/ | |
-
| Постройка и реальность. Подводный мир | 1 | | |
-
| Постройка и фантазия. Сказочный город | 1 | | |
-
| Выражение отношения к окружающему миру через изображение природы. Море | 1 | | |
-
| Выражение отношения к окружающему миру через изображение животных | 1 | | |
-
| Образ человека и его характер (женский образ) | 1 | | |
-
| Образ человека и его характер (в объеме мужской образ) | 1 | | |
-
| Выражение характера человека через украшение | 1 | | |
-
| Выражение характера человека через украшение | 1 | | |
-
| Совместно Мастера Изображения, Украшения, Постройки создают дома для сказочных героев. Проект. | 1 | | |
-
| Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета. Чудо- коврик Тест. | 1 | 3 xtndthnm | |
-
| Цвет как средство выражения. Тихие и звонкие цвета | 1 | | |
-
| Пятно как средство выражения. Силуэт | 1 | | |
-
| Ритм и движение пятен как средство выражения. Мыльные пузыри | 1 | | |
-
| Линия как средство выражения. Ритм линий. Весенняя поляна Тест. | 1 | | |
-
| Линия как средство выражения. Характер линий. Дерево | 1 | | |
-
| Линия как средство выражения. Характер линий. Дерево | 1 | | |
-
| Ритм линий и пятен, композиция - средства выразительности. Весна идет. | 1 | | |
-
| Ритм линий и пятен, композиция - средства выразительности. Весна идет. | 1 | | |
18