№ | Дата план. | Дата факт. | К-во часов | Тема урока | Содержание |
Раздел «Где мы живем?» (4 ч) |
-
| | | 1 | Родная страна | Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета – Земля, страна – Россия, название нашего города (села), что мы называем родным краем (район, область и т. д.). Флаг, герб, гимн России. Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные – все это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома – это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему. Экскурсия: Что нас окружает? |
-
| | | 1 | Город и село. Проект «Родной город (село)» |
-
| | | 1 | Природа и рукотворный мир |
-
| | | 1 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живем» |
Раздел «Природа» (20 ч) |
-
| | | 1 | Неживая и живая природа | Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце – источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода. Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях. Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых. Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды от загрязнения. Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними. Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами. Сезонные изменения в природе: осенние явления. Экологические связи между растениями и животными: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений (изучается по усмотрению учителя). Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе. Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны. Экскурсии: Живая и неживая природа. Осенние изменения в природе. Практические работы: Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека. Знакомство с горными породами и минералами. Свойства воды. Распознавание деревьев, кустарников и трав. Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений. Приемы ухода за комнатными растениями. |
-
| | | 1 | Явления природы |
-
| | | 1 | Что такое погода |
-
| | | 1 | В гости к осени (экскурсия) |
-
| | | 1 | В гости к осени (урок) |
-
| | | 1 | Звездное небо |
-
| | | 1 | Заглянем в кладовые Земли |
-
| | | 1 | Про воздух |
-
| | | 1 | Про воду |
-
| | | 1 | Какие бывают растения |
-
| | | 1 | Какие бывают животные |
-
| | | 1 | Невидимые нити |
-
| | | 1 | Дикорастущие и культурные растения |
-
| | | 1 | Дикие и домашние животные |
-
| | | 1 | Комнатные растения |
-
| | | 1 | Животные живого уголка |
-
| | | 1 | Про кошек и собак |
-
| | | 1 | Красная книга |
-
| | | 1 | Будь природе другом! Проект «Красная книга, или Возьмем под защиту» |
-
| | | 1 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа» |
Раздел «Жизнь города и села» (10 ч) |
-
| | | 1 | Что такое экономика | Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории. Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес. Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля – составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные представления об отдельных производственных процессах, например от глиняного карьера до керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т. д. (по усмотрению учителя). Промышленные предприятия своего города (изучается по усмотрению учителя). Строительство в городе (селе). Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города. Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя). Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и т. д. (по выбору учителя). Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя). Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу. Экскурсии: Зимние изменения в природе. Знакомство с достопримечательностями родного города. |
-
| | | 1 | Из чего что сделано |
-
| | | 1 | Как построить дом |
-
| | | 1 | Какой бывает транспорт |
-
| | | 1 | Культура и образование |
-
| | | 1 | Все профессии важны. Проект «Профессии» |
-
| | | 1 | В гости к зиме (экскурсия) |
-
| | | 1 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села» |
Раздел «Здоровье и безопасность» (9 ч) |
| | | 1 | Строение тела человека | Строение тела человека. Здоровье человека – его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение; поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя). Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств). Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Противопожарная безопасность. Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах. Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним покататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д. Практическая работа: Отработка правил перехода улицы. |
-
| | | 1 | Если хочешь быть здоров |
| | | 1 | Берегись автомобиля! |
-
| | | 1 | Школа пешехода |
| | | 1 | Домашние опасности |
| | | 1 | Пожар |
| | | 1 | На воде и в лесу |
| | | 1 | Опасные незнакомцы |
| | | 1 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность» |
Раздел «Общение» (7 ч) |
-
| | | 1 | Наша дружная семья | Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей. Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек. Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.). Практическая работа: Отработка основных правил этикета. |
-
| | | 1 | Проект «Родословная» |
-
| | | 1 | В школе |
-
| | | 1 | Правила вежливости |
-
| | | 1 | Ты и твои друзья |
-
| | | 1 | Мы – зрители и пассажиры |
-
| | | 1 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение» |
Раздел «Путешествия» (19 ч) 3 часа-резерв |
-
| | | 1 | Посмотри вокруг | Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу. Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки. Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом. Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва – столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности столицы. Знакомство с другими городами нашей страны (изучается по усмотрению учителя). Карта мира. Материки и океаны. Страны мира. Экскурсии: Весенние изменения в природе. Формы земной поверхности родного края. Водоемы родного края. Практические работы: Определение сторон горизонта по компасу. Основные приемы чтения карты. |
-
| | | 1 | Ориентирование на местности |
-
| | | 1 | Ориентирование на местности |
-
| | | 1 | Формы земной поверхности |
-
| | | 1 | Водные богатства |
-
| | | 1 | В гости к весне (экскурсия) |
-
| | | 1 | В гости к весне (урок) |
-
| | | 1 | Россия на карте |
-
| | | 1 | Проект «Города России» |
-
| | | 1 | Путешествие по Москве |
-
| | | 1 | Московский Кремль |
-
| | | 1 | Город на Неве |
-
| | | 1 | Путешествие по планете |
-
| | | 1 | Путешествие по материкам |
-
| | | 1 | Страны мира. Проект «Страны мира» |
-
| | | 2 | Впереди лето |
-
| | | 2 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия» |
68-70 | | | 3 | Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира». |