КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по дисциплине «Химия»
профессия 35.01.14 «Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка»
Календарно-тематическое планирование учебной дисциплины «Химия» разработано в соответствии с ФГОС СПО по профессии
«Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка», предназначено для изучения дисциплины в ГБПОУ «Профессиональное училище с. Домашка», реализующего образовательную программу среднего профессионального образования для подготовки квалифицированных рабочих и специалистов.
Основной целью является формирование у обучающихся: умений:
составлять: электронные и графические формулы строения электронных оболочек атомов; составлять названия соединений по систематической номенклатуре, структурные формулы органических соединений, схемы реакций;
называть: изученные вещества по международной номенклатуре;
определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, принадлежность веществ к разным классам неорганических и органических соединений;
характеризовать: элементы малых периодов по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства органических соединений;
выполнять химический эксперимент: по распознаванию важнейших неорганических и органических соединений;
проводить: самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
связывать: изученный материал со своей профессиональной деятельностью;
решать: расчетные задачи по химическим формулам и уравнениям;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
экологически грамотного поведения в окружающей среде.
Знаний:
важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем газообразных веществ, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология; основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава веществ, Периодический закон Д.И. Менделеева.
Основные теории химии, строения органических и неорганических соединений.
Важнейшие вещества и материалы: важнейшие металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; благородные газы, водород, кислород, галогены, щелочные металлы; основные, кислотные и амфотерные оксиды и гидроксиды, щелочи, углекислый и угарный газы, сернистый газ, аммиак, вода, природный газ, метан, этан, этилен, ацетилен, хлорид натрия, карбонат и гидрокарбонат натрия, карбонат и фосфат кальция, бензол, метанол и этанол, сложные эфиры, жиры, мыла, моносахариды (глюкоза), дисахариды (сахароза), полисахариды (крахмал и целлюлоза), анилин, аминокислоты, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы.
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Самарской области
Министерство образования и науки Самарской области
Министерство имущественных отношений Самарской области
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Самарской области
«Профессиональное училище с. Домашка»
УТВЕРЖДАЮ:
заместитель директора по УПР
_____________М. К. Воробьёва
«___»____________20____г
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
на семестр 1 2017-2018 учебный год группа 17 курс 1
на семестр 2 2017-2018 учебный год группа 17 курс 1
на семестр 3 2018-2019 учебный год группа 27 курс 2
Наименование дисциплины ____химия____
Преподаватель: Егорова Наталья Петровна, первая категория
Максимальное количество часов по учебному плану на дисциплину ____171___ часов, в том числе:
1. Обязательная учебная нагрузка ____114___ час.
2. Самостоятельная работа: 57 час.
Форма итогового контроля: дифференцированный зачет
КТП рассмотрен и обсужден методической комиссией по ___общеобразовательным _____дисциплинам
наименование комиссии
«____»__август____20 г. Протокол №________ Председатель МК __Кувшинова Н. А.___/________
1 курс
№ заня тий | Наименование разделов, тем занятий | Количество часов обязательных | Вид занятий (лекция, лабораторная(практическая) работа, контрольная работа, зачет) | Задания для самостоятельной работы обучающихся | примечание | |
Максимальные | Аудиторные (лекции) | Практические, лабораторные | Самостоятельная работа | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |
-
| Основные понятия химии.Введение. | 1 | 1 | | | | | | |
-
| Значение химии при освое- нии профессий. | 1 | 1 | | | | | | |
| Раздел 1. Общая и неорганическая химия. | 30 | 24 | 12 | | | | |
| Тема 1. 1. Основные понятия и законы химии . | 12 | 8 | 4 | | | | |
-
| Научные методы познания веществ и химических явлений. | 2 | 1 | | 1 | лекция | Привести по 5 примеров простых и сложных веществ. | | |
-
| Практическое занятие (П.з.) №1: «Изготовление моделей простейших атомов и молекул». | 1 | | 1 | | Практическое занятие | | | |
-
| Относительные атомная и молекулярная массы. | 2 | 1 | | 1 | лекция | Решение расчетных задач на нахождение относительной молекулярной массы веществ. | | |
-
| П. з. № 2: Решение задач. | 1 | | 1 | | Практическое занятие | | | |
-
| Валентность химических элементов. | 2 | 1 | | 1 | лекция | Нахождение валентности химических элементов. | | |
-
| П. з. № 3. «Нахождение валентности по химическим формулам». | 1 | | 1 | | Практическое занятие | | | |
-
| Основные законы химии. | 2 | 1 | | 1 | лекция | Решение задач. | | |
-
| П. з. № 4: «Решение задач». | 1 | | 1 | | Практическое занятие | | | |
| Тема 1. 2. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Строение атома . | 6 | 4 | 2 | | | | |
-
| Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. | 2 | 1 | | 1 | лекция | Рефераты: « В поисках элементов» «Жизнь и деятельность Д.И. Менделеева». | | |
-
| П. з. № 5: «Работа с таблицей. Периодическое изменение свойств элементов: радиуса атома». | 1 | | 1 | | Практическое занятие | | | |
-
| Строение атома. | 2 | 1 | | 1 | лекция | Реферат: «Периодическому закону будущее не грозит разрушением…». | | |
-
| П. з. № 6: «Распределение электронов по энергетическим уровням, подуровням и орбиталям». | 1 | | 1 | | Практическое занятие | | | |
| Тема 1. 3. Строение вещества. | 13 | 9 | 4 | | | | |
-
| Электроотрицательность. | 2 | 1 | | 1 | лекция | Написать по три примера со всеми видами химической связи. | | |
-
| Виды химической связи. | 1 | 1 | | | лекция | | | |
-
| П. з. № 7: «Определение видов химической связи». | 1 | | 1 | | Практическое занятие | | | |
-
| Строение вещества. Виды кристаллических решеток. | 1 | 1 | | | лекция | | | |
-
| П. з. № 8: «Изготовление моделей различных кристаллических решеток». | 1 | | 1 | | Практическое занятие | | | |
-
| Агрегатные состояния вещества. | 3 | 1 | | 2 | лекция | Р: «Строение вещества. Виды химической связи» | | |
-
| П. з. № 9: «Решение задач». | 1 | | 1 | | Практическое занятие | | | |
-
| Чистые вещества и смеси. Дисперсные системы. | 2 | 1 | | 1 | лекция | Написать план разделения данных смесей. | | |
-
| П. з. № 10: «Очистка веществ фильтрованием и дистилляцией». | 1 | | 1 | | Практическое занятие | | | |
| Тема 1. 4. Вода. Растворы. Электролитическая диссоциация. | 12 | 8 | 4 | | | | |
-
| Вода. Растворы. | 1 | 1 | | | лекция | | | |
-
| П. з. № 11: «Приготовление раствора заданной концентрации». | 1 | | 1 | | Практическое занятие | | | |
-
| Растворение. | 3 | 1 | | 2 | лекция | Р: «Косметические гели». | | |
-
| П. з. № 12: «Написание уравнений реакций». | 2 | | 1 | | Практическое занятие | | | |
-
| Электролитическая диссоциация. | 3 | 1 | | 2 | лекция | Р: «Грубодисперсные системы, их классификация и использование в профессиональной деятельности». | | |
-
| Основные положения теории электролитической диссоциации. | 1 | 1 | | | лекция | | | |
-
| П. з. № 13: «Решение задач». | 1 | | 1 | | Практическое занятие | | | |
-
| Контрольная работа № 1. | 1 | | 1 | | Контрольная работа | | | |
| Тема 1. 5. Классификация неорганических соединений и их свойства. | 7 | 5 | 2 | | | | |
-
| Оксиды, основания - классификация и свойства. | 1 | 1 | | | лекция | | | |
-
| П. з. № 14: «Химические свойства оснований и оксидов». | 1 | | 1 | | Практическое занятие | | | |
-
| Кислоты, соли - классификация и свойства. | 3 | 1 | | 2 | лекция | Реферат: «Серная кислота – хлеб химической промышленности». Использование минеральных кислот на предприятиях различного профиля. | | |
-
| П. з. № 15: «Химические свойства кислот и солей». | 1 | | 1 | | Практическое занятие | | | |
-
| Гидролиз солей. | | | | | | | | |
| Тема 1. 6. Химические реакции. | 11 | 7 | 4 | | | | |
-
| Классификация химических реакций. | 3 | 1 | | 2 | лекция | Р: «Реакция горения на производстве и в быту» | | |
-
| П. з. № 16: «Написание различных видов химических реакций». | 1 | | 1 | | Практическое занятие | | | |
-
| Окислительно-восстановительные реакции. | 3 | 1 | | 2 | лекция | Р: «Электролиз растворов и расплавов электролитов. | | |
-
| П. з. № 17: «Написание окислительно-восстановительных реакций». | 1 | | 1 | | Практическое занятие | | | |
-
| Скорость химических реакций. | 1 | 1 | | | лекция | | | |
-
| П. з. № 18: «Нахождение степени окисления». | 1 | | 1 | | Практическое занятие | | | |
-
| Контрольная работа № 2. | 1 | | 1 | | Контрольная работа | | | |
| Тема 1. 7. Металлы и неметаллы. | 16 | 12 | 4 | | | | |
-
| Металлы. Особенности строения атомов и кристаллов. | 3 | 1 | | 2 | лекция | Р: « История получения и производства алюминия. Роль металлов в истории человеческой цивилизации». | | |
-
| П. з. № 19: «Знакомство с коллекцией металлов». | 1 | | 1 | | Практическое занятие | | | |
-
| Свойства металлов. | 3 | | 1 | 2 | лекция | Р: « Современное металлургическое производство. Роль металлов и сплавов в научно-техническом прогрессе» | | |
-
| П. з. № 20: «Химические свойства металлов». | | | | | Практическое занятие | | | |
-
| Общие способы получения металлов. | | | | | лекция | | | |
-
| П. з. № 21: «Горение металлов». | | | | | Практическое занятие | | | |
-
| Виды коррозии металлов и способы их защиты от коррозии. | | | | | лекция | | | |
-
| Неметаллы. Особенности строения атомов. | 1 | 1 | | | лекция | | | |
-
| Неметаллы — простые вещества. | 1 | | 1 | | лекция | | | |
-
| Галогены. | 1 | | 1 | | лекция | | | |
-
| Окислительные и восстановительные свойства неметаллов | 1 | 1 | | | лекция | | | |
-
| Контрольная работа № 3 по теме: «Металлы и неметаллы». | 1 | | 1 | | Контрольная работа | | | |
| Раздел 2. Органическая химия | 27 | 19 | 9 | | | | |
| Тема 2.1. Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений | 6 | 4 | 2 | | | | |
-
| Предмет органической химии. | 2 | 1 | | 1 | лекция | Р: « История возникновения и развития органической химии». « Жизнь и деятельность А.М. Бутлерова». | | |
-
| П. з. № 22: «Изготовление моделей молекул органических веществ. | 1 | | 1 | | Практическое занятие | | | |
-
| Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова. | 1 | 1 | | | лекция | | | |
-
| П. з. № 23: «Решение задач». | 2 | | 1 | 1 | Практическое занятие | Решение задач. | | |
| Тема 2.2. Углеводороды и их природные источники | 20 | 13 | 7 | | | | |
-
| Алканы. | 2 | 1 | | 1 | лекция | Р: Роль предельных углеводородов в нашей жизни. | | |
-
| П. з. № 24: «Решение задач». | 1 | | 1 | | Практическое занятие | | | |
-
| Алкены. | 1 | 1 | | | лекция | | | |
-
| П. з. № 25: «Получение предельных углеводородов». | 2 | | 1 | 1 | Практическое занятие | Составить характеристику этилена и пропилена. | | |
-
| Диены и каучуки. | 2 | 1 | | 1 | лекция | Составить структурные формулы непредельных углеводородов, дать им название. | | |
-
| Ацетилен. | 1 | 1 | | | лекция | | | |
-
| П. з. № 26: «Решение задач». | 1 | | 1 | | Практическое занятие | | | |
-
| Арены. Бензол. | 1 | 1 | | | лекция | | | |
-
| Контрольная работа № 4 по теме: Предельные и непредельные углеводороды. | 1 | | 1 | | контрольная работа | | | |
-
| Природные источники углеводородов. | 3 | 1 | | 2 | лекция | Р: История открытия и разработки газовых и нефтяных месторождений в Российской Федерации. | | |
-
| Нефть. Состав и переработка нефти. | 2 | 1 | | 1 | лекция | Р: Химия углеводородного сырья и моя будущая профессия. | | |
-
| П. з. № 27: «Ознакомление с коллекцией образцов нефти и продуктов ее переработки и с коллекцией каучуков и образцами изделий из резины». | 2 | | 1 | 1 | Практическое занятие | Записать основные месторождения природного газа, нефти и каменного угля. | | |
-
| Контрольная работа по № 5 теме : Углеводороды их природные источники и их переработка. | 1 | | 1 | | контрольная работа | | | |
| Тема 2.3. Кислородсодержащие органические соединения | | 24 | 16 | | | | |
-
| Спирты, получение и свойства этанола. | 1 | 1 | | | лекция | | | |
-
| П. з. № 28: «Изготовление моделей молекул спиртов». | 1 | | 1 | | Практическое занятие | | | |
-
| Применение этанола. Алкоголизм, его последствия и предупреждение. | 3 | 1 | | 2 | лекция | Р: Этанол: величайшее благо и страшное зло. Алкоголизм и его профилактика. | | |
-
| П. з. № 29: «Получение спиртов». | 1 | | 1 | | Практическое занятие | | | |
-
| П. з. № 31: «Химические свойства спиртов». | 1 | | 1 | | Практическое занятие | | | |
-
| Глицерин, свойства и применение. | 2 | 1 | | 1 | лекция | Охарактеризуйте физические свойства этиленгликоля и глицерина. | | |
-
| П. з. № 32: «Качественные реакции на многоатомные спирты». | 1 | | 1 | | Практическое занятие | | | |
-
| Итоговая контрольная работа № 6. | 1 | 1 | | | Контрольная работа | | | |
| 2 курс | | | | | | | | |
-
| Фенол, свойства и применение. | 3 | 1 | | 2 | лекция | Р: Роль фенолформальдегидных смол в современном строительстве и приборостроении. | | |
-
| П. з. № 33: « Получение фенола». | 1 | | 1 | | Практическое занятие | | | |
-
| П. з. № 34: «Химические свойства фенола» | 1 | | 1 | | Практическое занятие | | | |
-
| Альдегиды, свойства и применение. | 1 | 1 | | | лекция | | | |
-
| П. з. № 35: «Получение и свойства альдегидов». | | | | | Практическое занятие | | | |
-
| Карбоновые кислоты, получение. | 1 | | 1 | | лекция | | | |
-
| П. з. № 36: «Получение карбоновых кислот». | 3 | 1 | | 2 | Практическое занятие | Р: Муравьиная кислота в природе, науке и производстве. История уксуса. | | |
-
| Свойства и применение карбоновых кислот. | 1 | 1 | | | лекция | | | |
-
| П. з. № 37: «Решение задач». | 1 | | 1 | | Практическое занятие | | | |
-
| Сложные эфиры. Жиры. Мыла. | 3 | 1 | | 2 | лекция | Р: Сложные эфиры и их значение в природе, быту и производстве. | | |
-
| П. з. № 38: «Получение и химические свойства эфиров». | 3 | | 1 | 2 | Практическое занятие | Р: Жиры как продукт питания и химическое сырье. Замена жиров в технике непищевым сырьем. Синтетические моющие средства (СМС): достоинства и недостатки. | | |
-
| Контрольная работа № 7 по теме: «Кислородсодержащие органические соединения». | 1 | | 1 | | Контрольная работа | | | |
-
| Глюкоза. | 3 | 1 | | 2 | лекция | Р: Углеводы и их роль в живой природе. | | |
| П. з. № 39: «Химические свойства глюкозы». | 1 | | 1 | | Практическое занятие | | | |
-
| Сахароза. | 3 | 1 | | 2 | лекция | Р: Развитие сахарной промышленности в России. | | |
-
| Крахмал. | 1 | 1 | | | лекция | | | |
-
| П. з. № 40: «Химические свойства крахмала». | | | | | Практическое занятие | | | |
-
| Целлюлоза. | 1 | 1 | | | лекция | | | |
-
| Контрольная работа № 8 по теме: « Углеводы» | 1 | | 1 | | Контрольная работа | | | |
| Тема 2.4. Азотсодержащие органические соединения. Полимеры. | 16 | 15 | 8 | | | | |
-
| Амины. Анилин. | 3 | 1 | | 2 | лекция | Рефераты по темам : «Жизнь это способ существования белковых тел…» Биологические функции белков. | | |
-
| П. з. № 41. «Изготовление объёмных моделей изомерных аминов». | 1 | | 1 | | Практическое занятие | | | |
-
| П. з. № 42. «Получение солей аналина». | 1 | | 1 | | Практическое занятие | | | |
-
| Аминокислоты, свойства и применение. | 3 | 1 | | 2 | лекция | Р: Белковая основа иммунитета. СПИД и его профилактика. | | |
-
| П. з. № 43. « Получение аминокислот». | 1 | | 1 | | Практическое занятие | | | |
-
| П. з. № 44. « Химические свойства аминокислот». | 1 | | 1 | | Практическое занятие | | | |
-
| Белки. | 3 | 1 | | 2 | лекция | Р: Дефицит белка в пищевых продуктах и его преодоление в рамках глобальной продовольственной программы. | | |
-
| П. з. № 45. «Изучение структур белков». | 1 | | 1 | | Практическое занятие | | | |
-
| П. з. № 46. «Решение задач». | 1 | | 1 | | Практическое занятие | | | |
-
| Биологические функции белков. | 1 | 1 | | | лекция | | | |
-
| П. з. № 47. «Химические свойства белков». | 3 | | 1 | 2 | Практическое занятие | Р: Роль химии в жизни человека. | | |
-
| Пластмассы и волокна. | 1 | 1 | | | лекция | | | |
-
| Волокна, их классификация. Получение волокон. | 1 | 1 | | | лекция | | | |
-
| Контрольная работа № 9 по теме: « Азотсодержащие органические соединения. Полимеры». | 1 | | 1 | | Контрольная работа | | | |
-
| П. з. № 48. Дифференцированный зачет. | 1 | | 1 | | Дифференцированный зачет. | | | |
| Форма итогового контроля – дифференцированный зачет. | | | |
Литература:
Основные источники:
1. О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов « Химия» Москва, Издат. Центр «Академия» 2010 г.
2. Г. Е. Рудзитис, Ф. Г.: Фельдман «Химия 10», «Химия 11», « Химия 7 – 11 (ч.1.)», «Химия 7–11(ч. 2)», «Основы общей химии » Москва Издат. Центр « Академия» 2004 г.
3. А. А. Цветков: «Органическая химия» Москва « Просвещение» 2000 г.
4. Ю. В. Ходаков «Неорганическая химия» Москва « Просвещение» 2000 г.
Дополнительные источники:
1. Я. Гольдфорд «Сборник задач по химии» Москва « Просвещение» 2000 г.
2. В. М. Потапов «Строение и свойства органических веществ» Москва « Просвещение» 2000 г.
3. Г. П. Хомченко «Задачи по химии» Москва « Новая Волна» 2003 г.
4. Н. Л. Глинка «Общая химия» Москва « Просвещение» 2000 г.
5. Н. С. Ахметов «Неорганическая химия» Москва « Просвещение» 2000 г.
6. Н. П. Хомченко «Химия для поступающих в ВУЗы» Москва « Просвещение» 2000 г.
7. Н. П. Гаврусенко «Проверочные работы по химии» Москва « Просвещение» 2000 г.
8. Т. С. Назаров «Химические эксперименты в школе» Москва « Просвещение» 2001 г.
9. В. И. Дайнеко «Как научить школьников решать задачи по химии» Москва
« Просвещение» 2000 г.
10. Ю. В. Васильева «Практические работы по органической химии» Москва «Знание» 2007.