№ урока по п/п | дата | Название темы | Тип урока | Межпредметные связи | Виды контроля и обратной связи | Демонстрации, дидактический материал | Основные виды деятельности | ДЗ |
Теоретический модуль 1 (12 часов) |
| | Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена. Их становление и методы исследования. Самонаблюдение Проведение антропологических измерений: рост, масса, установление корреляций размеров отдельных частей тела. | УНЗ | Физика, химия, медицина – связь с науками, изучающими организм человека | Беседа | интерактивный модуль ОМС, Интерактивная схема «Науки, изучающие организм человека», иллюстрации «Портрет Галена», «Портрет Гиппократа» и тексты биографий. | Определять понятия «биосоциальная природа человека», «анатомия», «физиология», «гигиена». Объяснять роль анатомии и физиологии в развитии научной картины мира. Описывать современные методы исследования организма человека. Объяснять значение работы медицинских и санитарно-эпидемиологических служб в сохранении здоровья населения. | Введение, §1 §2 |
| | Место человека в живой природе | КУ | Физика: сила тяжести, | Фронтальная беседа о двойственной природе человека. | Интерактивная схема «Систематическое положение человека». Иллюстрации «Руки шимпанзе и человека», «Череп человека и шимпанзе», «Стопа обезьяны и человека», «Череп, позвоночник и таз шимпанзе и человека». | Называть части тела человека. Сравнивать человека с другими млекопитающими по морфологическим признакам. Называть черты морфологического сходства и отличия человека от других представителей отряда Приматы и семейства Человекообразные обезьяны | § 3 |
| | Строение, химический состав и жизнедеятельность клетки | КУ | Физика: упругость, диффузия Химия: раствор, концентрация, вещества, реакции синтеза, распада | Устный текущий индивидуальный, опрос | Интерактивная схема «Химический состав клеток». Таблица «Жизнедеятельность клетки». Интерактивный рисунок «Строение животной клетки». | Называть основные части клетки. Описывать функции органоидов. Объяснять понятие «фермент». Различать процесс роста и процесс развития. Описывать процесс деления клетки. Выполнять лабораторный опыт, наблюдать происходящие явления, фиксировать результаты наблюдения, делать выводы. | §7 ДЛР «Действие каталазы на пероксид водорода» |
| | Ткани организма человека | КУ | Физика: электрические явления | Индивидуальный письменный опрос, фронтальный устный опрос | Интерактивные схемы «Типы мышечной ткани», «Организация нервной ткани». Иллюстрации «Эпителий кубический», «Ткань соединительная. Эластический хрящ», «Ткань соединительная. Гиалиновый хрящ». | Определять понятия «ткань», «синапс», «нейроглия». Называть типы и виды тканей позвоночных животных. Различать разные виды и типы тканей. Описывать особенности тканей разных типов. | §8 |
| | Общая характеристика систем органов организма человека. Регуляция работы внутренних органов | УНЗ | Химия: неорганические, органические вещества, реакции синтеза и распада | СР (тест), фронтальный письменный опрос | Интерактивные схемы «Механизмы регуляции функций организма», «Типы нейронов». Таблица «Регуляция деятельности внутренних органов». Портрет и биография И.М. Сеченова. | Раскрывать значение понятий «орган», «система органов», «гормон», «рефлекс». Описывать роль разных систем органов в организме. Объяснять строение рефлекторной дуги. Объяснять различие между нервной и гуморальной регуляцией внутренних органов. Классифицировать внутренние органы на две группы в зависимости от выполнения ими исполнительной или регуляторной функции. Выполнять лабораторный опыт, наблюдать результаты и делать выводы | §6 |
| | Строение, состав и типы соединения костей | УНЗ | Физика: упругость, трение, сила тяжести Химия: органические, неорганические вещества | СР (тест), фронтальный письменный опрос | Интерактивная схема «Типы соединения костей». Интерактивный рисунок «Строение трубчатой кости». Иллюстрации «Функции опорно-двигательной системы», «Картина Рембрандта «Урок анатомии». Анимация «Химический состав кости». Кости | Называть части скелета. Описывать функции скелета. Описывать строение трубчатых костей и строение сустава. Раскрывать значение надкостницы, хряща, суставной сумки, губчатого вещества, костномозговой полости, жёлтого костного мозга. Объяснять значение составных компонентов костной ткани. Выполнять лабораторные опыты, фиксировать результаты наблюдений, делать вывод. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием | §10,12 |
| | Скелет головы и туловища | КУ | Физика: сила тяжести, простые механизмы, трение | Устный текущий индивидуальный, фронтальный письменный опрос | Интерактивные рисунки «Строение позвонков», «Тазовые кости, сочленённые с крестцом», «Грудная клетка», «Соединения позвонков». | Описывать с помощью иллюстрации в учебнике строение черепа. Называть отделы позвоночника и части позвонка. Раскрывать значение частей позвонка. Объяснять связь между строением и функциями позвоночника, грудной клетки | §11, 12 |
| | Скелет конечностей | КУ | Физика: сила тяжести, простые механизмы, трение | Устный текущий индивидуальный, фронтальный письменный опрос | Интерактивные рисунки «Скелет руки», «Скелет ноги», «Скелет руки и плечевого пояса», «Соединение ключицы, лопатки и плечевой кости», «Стопа», «Строение кисти», «Демонстрация способа соединения костей в суставе большого пальца», «Движение костей плечевого пояса при подъеме руки выше горизонтальной плоскости», | Называть части свободных конечностей и поясов конечностей. Описывать с помощью иллюстраций в учебнике строение скелета конечностей. Раскрывать причину различий в строении пояса нижних конечностей у мужчин и женщин. Выявлять особенности строения скелета конечностей в ходе наблюдения натуральных объектов | |
| | Первая помощь при повреждениях опорно-двигательной системы | КУ | Физика: сила тяжести, простые механизмы, трение | Устный текущий индивидуальный, фронтальный письменный опрос | Видеофрагменты «Рентгенограмма перелома», «Модель вывиха», «Изготовление и наложение шины», «Фиксация руки с помощью косынки», «Рентгеновское обследование скелета». | Определять понятия «растяжение», «вывих», «перелом». Называть признаки различных видов травм суставов и костей. Описывать приёмы первой помощи в зависимости от вида травмы. Анализировать и обобщать информацию о травмах опорно-двигательной системы и приёмах оказания первой помощи в ходе разработки и осуществления годового пр. | |
| | Строение, основные типы и группы мышц Самонаблюдение Изучение расположения мышц головы» | КУ | | фронтальный письменный опрос (тест) | Интерактивные рисунки «Строение поперечно-полосатой, гладкой и сердечной мышечной ткани», «Типы мышц и особенности их строения», «Мышцы туловища и конечностей», «Изменение просвета кровеносных сосудов и пищеварительной трубки, тонуса бронхов в результате сокращения гладких мышц», | Раскрывать связь функции и строения на примере различий между гладкими и скелетными мышцами, мимическими и жевательными мышцами. Описывать с помощью иллюстраций в учебнике строение скелетной мышцы. Описывать условия нормальной работы скелетных мышц. Называть основные группы мышц. Раскрывать принцип крепления скелетных мышц разных частей тела. Выявлять особенности расположения мимических и жевательных мышц в ходе наблюдения натуральных объектов | §13 |
| | Работа мышц | КУ | Физика: механическая работа, энергия | Устный текущий индивидуальный, фронтальный письменный опрос | Анимации «Сгибание и разгибание плеча под действием группы мышц-сгибателей и разгибателей», «Приведение и отведение плеча под действием мышц», «Вращение плеча под действием группы мышц-сгибателей и разгибателей». Интерактивные рисунки «Сокращение мышечных волокон», «Движение нижней челюсти при сокращении жевательных мышц». Видеофрагмент «Статическая и динамическая работа мышц». Механизм сокращения мышечного волокна | Определять понятия «мышцы-антагонисты», «мышцы-синергисты». Объяснять условия оптимальной работы мышц. Описывать два вида работы мышц. Объяснять причины наступления утомления мышц и сравнивать динамическую и статическую работу мышц по этому признаку. Формулировать правила гигиены физических нагрузок | §14 |
| | Нарушение осанки и плоскостопие Развитие опорно-двигательной системы Самонаблюдение «Проверка правильности осанки», «Выявление плоскостопия», «Оценка гибкости позвоночника» | КУ | Физика: сила тяжести, амортизация | Устный текущий индивидуальный, фронтальный письменный опрос | Интерактивный рисунок «Скелет нормальной стопы и его изменения при плоскостопии». Иллюстрации «Позвоночник человека с правильной осанкой, сутулого и с боковым искривлением», «Отпечаток ноги человека с плоскостопием». Интерактивные тестовые задания по теме «Нарушения осанки и плоскостопие». Поражение костей (остеопороз) Переломы | Раскрывать понятия «осанка», «плоскостопие», «гиподинамия», «тренировочный эффект». Объяснять значение правильной осанки для здоровья. Описывать меры по предупреждению искривления позвоночника. Обосновывать значение правильной формы стопы. Формулировать правила профилактики плоскостопия. Выполнять оценку собственной осанки и формы стопы и делать выводы. Различать динамические и статические физические упражнения. Раскрывать связь между мышечными нагрузками и состоянием систем внутренних органов. Называть правила подбора упражнений для утренней гигиенической гимнастики | §15 |
Практический модуль1 (5 часов) |
| 1 | Лабораторная работа №1 «Клетки и ткани под микроскопом» | УПЗ | | ФО, ИР | Оборудование для ЛР, раздаточный материал ММТ | Соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами, правила работы в кабинете биологии. Наблюдать части и органоиды клетки под микроскопом и описывать. Наблюдать и описывать клетки и ткани на готовых микропрепаратах | |
| 2 | Лабораторная работа №2 Антропометрический метод определения уровня роста и развития организма | УПЗ | | ФО, ИР | Оборудование для ЛР, раздаточный материал ММТ | Соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами, правила работы в кабинете биологии. Измерять и описывать состояние физического развития | |
| 3 | Лабораторная работа №3 Строение и свойства костей | УПЗ | | ФО, ИР | Оборудование для ЛР, раздаточный материал ММТ | Соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами, правила работы в кабинете биологии. Изучать прчинно-следственные связи между химическим составом, строением костей | |
| 4 | Лабораторная работа №4 Определение местоположения определенных мышц и костей | УПЗ | | ФО, ИР | Оборудование для ЛР, раздаточный материал ММТ | Визуальным методом и определять местоположение отдельных мышц и костей. Рассматривать их функциональную зависимость | |
| 5 | Контрольная работа № 1 | УКЗ | | КР (тест) | Раздаточный материал | Определять место человека в живой природе. Характеризовать процессы, происходящие в клетке. Характеризовать идею об уровневой организации организма Характеризовать особенности строения опорно-двигательной системы в связи с выполняемыми функциями | |
Теоретический модуль 2 (10 часов) |
| 1 | Значение крови и её состав | УНЗ | Химия: вещества, биохимические характеристики крови Физика: диффузия, осмос | фронтальный устный опрос | Интерактивные рисунки «Движение крови, тканевой жидкости и лимфы в организме человека», «Расслоившаяся кровь», «Образование тромба», «Созревание эритроцита человека». Интерактивная схема «Классификация форменных элементов крови». Иллюстрации «Микропрепарат крови человека», «Микропрепарат крови лягушки». | Определять понятия «гомеостаз», «форменные элементы крови», «плазма», «антиген», «антитело». Объяснять связь между тканевой жидкостью, лимфой и плазмой крови в организме. Описывать функции крови. Называть функции эритроцитов, тромбоцитов, лейкоцитов. Описывать вклад русской науки в развитие медицины. Описывать с помощью иллюстраций в учебнике процесс свёртывания крови и фагоцитоз. | §17 |
| 2 | Иммунитет. Тканевая совместимость. Переливание крови | КУ | Химия: органические вещества | Устный текущий индивидуальный, фронтальный письменный опрос | Интерактивная схема «Классификация иммунитета». Интерактивные рисунки «Органы иммунной системы», «Получение сыворотки против оспы». Портреты Л. Пастера и Эрлиха. | Определять понятия «иммунитет», «иммунная реакция». Раскрывать понятия «вакцина», «сыворотка», «отторжение (ткани, органа)», «групповая совместимость крови», «резус-фактор». Называть органы иммунной системы, критерии выделения четырёх групп крови у человека. Различать разные виды иммунитета. Называть правила переливания крови | §18,19 |
| 3 | Сердце. Круги кровообращения | КУ | Физика: капиллярные явления | Устный текущий индивидуальный, фронтальный письменный опрос | Интерактивные рисунки «Схема кровообращения», «Строение кровеносных сосудов», «Кровообращение и превращение артериальной крови в венозную». Анимации «Фазы сердечной деятельности», «Работа клапанов во время сердечного цикла». | Описывать с помощью иллюстраций в учебнике строение сердца и процесс сердечных сокращений. Сравнивать виды кровеносных сосудов между собой. Описывать строение кругов кровообращения. Понимать различие в использовании термина «артериальный» применительно к виду крови и к сосудам | §21 |
| 4 | Движение лимфы Самонаблюдение «Изучение явления кислородного голодания» | УНЗ | Физика: гидродинамика, капиллярные явления | СР (тест) фронтальный письменный опрос | Анимация «Лимфатическая система», «Расположение лимфатических узлов», «Образование лимфы», «Последствия перетяжки указательного пальца». Интерактивная схема «Функции лимфатической системы». Артерии и вены Сердце | Описывать путь движения лимфы по организму. Объяснять функции лимфатических узлов. Выполнять лабораторный опыт, наблюдать происходящие явления и сопоставлять с их описанием в учебнике | §20 |
| 5 | Движение крови по сосудам Самонаблюдение «Определение ЧСС, скорости кровотока», «Исследование рефлекторного притока крови к мышцам, включившимся в работу» | КУ | Физика: закон Бернули, давление | Устный текущий индивидуальный, фронтальный письменный опрос | Интерактивный рисунок «Места, где можно прощупать пульс». Видеофрагменты «Измерение пульса», «Измерение артериального давления», «Изменение артериального давления в зависимости от физической нагрузки». | Определять понятие «пульс». Различать понятия «артериальное кровяное давление», «систолическое давление», «диастолическое давление». Различать понятия «инфаркт» и «инсульт», «гипертония» и «гипотония». Выполнять наблюдения и измерения физических показателей человека, производить вычисления, делать выводы по результатам исследования | §23 |
| 6 | Регуляция работы органов кровеносной системы Заболевания кровеносной системы. Первая помощь при кровотечениях Практическая работа «Доказательство вреда табакокурения» | КУ | | Устный текущий индивидуальный, фронтальный письменный опрос | Интерактивный рисунок «Влияние на сердце и сосуды активации симпатической, парасимпатической системы, адреналина и ацетилхолина». Интерактивная схема «Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов». Интерактивные тестовые задания по теме «Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов». | Определять понятие «автоматизм». Объяснять принцип регуляции сердечных сокращений нервной системой. Раскрывать понятие «гуморальная регуляция». Выполнять опыт, наблюдать результаты и делать выводы по результатам исследования | 24,25 |
| 7 | Значение дыхательной системы. Органы дыхания | УНЗ | | Устный текущий индивидуальный, фронтальный письменный опрос | Интерактивные рисунки «Трахея», «Бронхи и их ветвление», «Строение гортани и формирование звуков», «Дыхательная система», анимация «Легочное и тканевое дыхание». Система дыхания | Раскрывать понятия «лёгочное дыхание», «тканевое дыхание». Называть функции органов дыхательной системы. Описывать с помощью иллюстраций в учебнике строение дыхательных путей | §26,27 |
| | Строение лёгких. Газообмен в лёгких и тканях | КУ | Физика: давление, диффузия, объем | Устный текущий индивидуальный, фронтальный письменный опрос | Интерактивные рисунки «Строение легких», «Схема дольки легкого», «Строение альвеолы (разрез)», «Состав воздуха на вдохе и выдохе», анимация «Газообмен в легочной альвеоле и тканях». Механизм дыхания человека | Описывать строение лёгких человека. Объяснять преимущества альвеолярного строения лёгких по сравнению со строением лёгких у представителей других классов позвоночных животных. Раскрывать роль гемоглобина в газообмене. Описывать функции диафрагмы. Называть органы, участвующие в процессе дыхания. Раскрывать понятие «жизненная ёмкость лёгких». | §28 |
| 8 | Дыхательные движения | КУ | Физика | Устный текущий индивидуальный, фронтальный письменный опрос | Анимации «Дыхательное движение при нормальном дыхании», «Дыхательные движения при глубоком дыхании», интерактивный рисунок «Модель Дондерса». Интерактивные тестовые задания по теме «Дыхательные движения». | Описывать функции диафрагмы. Называть органы, участвующие в процессе дыхания. Выполнять лабораторный опыт на готовой (или изготовленной самостоятельно) модели, наблюдать происходящие явления и описывать процессы вдоха и выдоха. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием | 29 |
| 9 | Регуляция дыхания Практическая работа «Измерение обхвата грудной клетки» | КУ | | Устный текущий индивидуальный, фронтальный письменный опрос | Интерактивные рисунки «Дыхательный акт, обусловленный приходом нервных импульсов из продолговатого мозга», «Влияние на дыхание высших дыхательных центров, защитных рефлексов, физической нагрузки, эмоций», «Гуморальная регуляция дыхания с помощью СО2». Интерактивные тестовые задания по теме «Регуляция дыхания». | Описывать механизмы контроля вдоха и выдоха дыхательным центром. На примерах защитных рефлексов чихания и кашля объяснять механизм бессознательной регуляции дыхания. Называть факторы, влияющие на интенсивность дыхания. Выполнить измерения и по результатам измерений сделать оценку развитости дыхательной системы | 30 |
| 10 | Заболевания дыхательной системы. Первая помощь при повреждении дыхательных органов Практическая работа «Определение запылённости воздуха | КУ | | Устный текущий индивидуальный, фронтальный письменный опрос | Видеофрагменты «Аэрозольные ингаляции», «Лазеротерапия носоглотки», «Ультрафиолетовое облучение носоглотки», фотография «Рентгеновское изображение грудной клетки, заснятое при флюорографии», интерактивное тестовое задание по теме «Дыхание». | Раскрывать понятие «жизненная ёмкость лёгких». Объяснять суть опасности заболевания гриппом, туберкулёзом лёгких, раком лёгких. Называть факторы, способствующие заражению туберкулёзом лёгких. Называть меры, снижающие вероятность заражения болезнями, передаваемыми через воздух. Раскрывать способ использования флюорографии для диагностики патогенных изменений в лёгких. Объяснять важность гигиены помещений и дыхательной гимнастики для здоровья человека. Проводить опыт, фиксировать результаты и делать вывод по результатам опыта. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием | 31 |
3Практический модуль 2 (6 часов) |
| 1 | Лабораторная работа №5 Микроскопическое строение крови человека и лягушки | УПЗ | | ФО, ИР | Оборудование для ЛР, раздаточный материал ММТ | Наблюдать и описывать клетки крови на готовых микропрепаратах, сравнивать их функции и строение | |
| 2 | Лабораторная работа №6 Строение и работа сердца человека | УПЗ | | ФО, ИР | Оборудование для ЛР, раздаточный материал ММТ | Выявлять особенности строения сердца человека в связи с выполняемыми функциями. Расшифровывать запись сердечного цикла на электрокардиограмме. | |
| 3 | Лабораторная работа №7 Подсчет пульса и артериального давления до и после дозированной нагрузки | УПЗ | | ФО, ИР | Оборудование для ЛР, раздаточный материал ММТ | Выполнять опыт — брать функциональную пробу; фиксировать результаты; проводить вычисления и делать оценку состояния сердца по результатам опыта. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием | |
| 4 | Лабораторная работа №8 Первая медицинская помощь при кровотечениях | УПЗ | | ФО, ИР | Оборудование для ЛР, раздаточный материал ММТ | Освоить приемы измерения пульса, кровяного давления, оказания первой помощи при кровотечениях | |
| 5 | Лабораторная работа № 9 Механизм вдоха и выдоха. Дыхательные движения | УПЗ | | ФО, ИР | Оборудование для ЛР, раздаточный материал ММТ | Выполнять лабораторный опыт на готовой (или изготовленной самостоятельно) модели, наблюдать происходящие явления и описывать процессы вдоха и выдоха. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием | |
| 6 | Контрольная работа №2 по темам «Внутренняя среда организма. Кровеносная и лимфатическая системы организма» | УКЗ | | КР (тест) | Раздаточный материал | Характеризовать особенности строения кровеносной в связи с выполняемыми функциями | |
Теоретический модуль3 (8 часов) |
| 1 | Значение пищеварения. Органы пищеварительной системы. Пищеварительные железы. Практическая работа «Определение местоположения слюнных желёз» | УНЗ | | ФБ | ММТ, презентация | Определять понятие «пищеварение». Описывать с помощью иллюстраций в учебнике строение пищеварительной системы. Называть функции различных органов пищеварения. Называть места впадения пищеварительных желёз в пищеварительный тракт. Выполнять опыт, сравнивать результаты наблюдения с описанием в учебнике | 32 |
| 2 | Зубы | КУ | | стный текущий индивидуальный, фронтальный письменный опрос | Интерактивный рисунок "Виды зубов и расположение их в челюсти". Фотографии "Кабинет зубного врача", "Рентген зуба", "Здоровая десна", "Быстропрогрессирующий пародонтит". | Называть разные типы зубов и их функции. Описывать с помощью иллюстрации в учебнике строение зуба. Называть ткани зуба. Описывать меры профилактики заболеваний зубов | 33 |
| 3 | Пищеварение в ротовой полости и желудке | КУ | Физика: давление Химия: ферменты, катализаторы, реакции расщепления крахмала, органические вещества углеводы | Устный текущий индивидуальный, фронтальный письменный опрос | Таблицы "Состав и функции слюны", "Состав и функции желудочного сока". Интерактивный рисунок "Строение желудка". Видеофрагмент "Действие слюны на крахмал". Интерактивное тестовое задание по теме "Пищеварение". Уход за полостью рта | Раскрывать функции слюны. Описывать строение желудочной стенки. Называть активные вещества, действующие на пищевой комок в желудке, и их функции. Выполнять лабораторные опыты, наблюдать происходящие явления и делать вывод по результатам наблюдений. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием | §30,31 |
| 4 | Пищеварение в кишечнике | КУ | Химия: кислотность (рН) среды, катализаторы, реакции расщепления, органические вещества – белки, жиры, углеводы, НК Физика: диффузия | Устный текущий индивидуальный, фронтальный письменный опрос | Интерактивная схема «Система органов пищеварения», интерактивный рисунок «Ротовая полость», видеофрагмент «Проглатывание и прохождение пищевого комка по пищеводу». Интерактивные тестовые задания по теме «Органы пищеварения». | Называть функции тонкого кишечника, пищеварительных соков, выделяемых в просвет тонкой кишки, кишечных ворсинок. Описывать с помощью иллюстрации в учебнике строение кишечных ворсинок. Различать пищевые вещества по особенностям всасывания их в тонком кишечнике. Раскрывать роль печени и аппендикса в организме человека. Описывать механизм регуляции глюкозы в крови. Называть функции толстой кишки | §33 |
| 5 | Регуляция пищеварения. Гигиена питания. Значение пищи и её состав. Заболевания органов пищеварения | КУ | | | Портрет и биография И.П. Павлова. Таблица "Типы рефлексов". Интерактивные тестовые задания по теме "Пищеварение". | Раскрывать с помощью иллюстрации в учебнике понятия «рефлекс» и «торможение» на примере чувства голода. Различать понятия «условное торможение» и «безусловное торможение». Называть рефлексы пищеварительной системы. Объяснять механизм гуморальной регуляции пищеварения. Раскрывать вклад русских учёных в развитие науки и медицины. Раскрывать понятия «правильное питание», «питательные вещества». Описывать правильный режим питания, значение пищи для организма человека. Называть продукты, богатые жирами, белками, углеводами, витаминами, водой, минеральными солями. Называть необходимые процедуры обработки продуктов питания перед употреблением в пищу | 34 |
| 6 | Обменные процессы в организме | КУ | Физика: энергия Химия: реакции синтеза и распада | ПР (тест) фронтальный письменный опрос | Интерактивные схемы "Общая схема обмена веществ", "Этапы обмена веществ". Таблицы "Функции белков в организме", "Функции жиров в организме", "Функции углеводов в организме". Холестерин Высококалорийная диета и ожирение | Раскрывать понятия «обмен веществ», «пластический обмен», «энергетический обмен». Раскрывать значение обмена веществ в организме. Описывать суть основных стадий обмена веществ | §36 |
| 7 | Нормы питания. Практическая работа «Определение тренированности организма по функциональной пробе с максимальной задержкой дыхания до и после нагрузки» | КУ | Физика: энергия | Устный текущий индивидуальный, фронтальный письменный опрос | ортрет и биография Макса Рубнера. Интерактивная схема "Принципы здорового питания". Таблицы "Химический состав (в %) и калорийность пищевых продуктов (содержание в 100 г)", "Значение правил соблюдения режима питания". | Определять понятия «основной обмен», «общий обмен». Сравнивать организм взрослого и ребёнка по показателям основного обмена. Объяснять зависимость между типом деятельности человека и нормами питания. Проводить оценивание тренированности организма с помощью функциональной пробы, фиксировать результаты и делать вывод, сравнивая экспериментальные данные с эталонными | §38 |
| 8 | Витамины. | КУ | Химия: ферменты (биологические катализаторы) | Устный текущий индивидуальный, фронтальный письменный опрос | Портрет и биография Н.И. Лунина. Таблица "Содержание витаминов в продуктах питания". Фотографии "Лимон", "Апельсин". Авитаминозы | Определять понятия «гипервитаминоз», «гиповитаминоз», «авитаминоз». Объяснять с помощью таблицы в тексте учебника необходимость нормального объёма потребления витаминов для поддержания здоровья. Называть источники витаминов A, B, C, D и нарушения, вызванные недостатком этих витаминов. Называть способы сохранения витаминов в пищевых продуктах во время приготовления пищи. Собирать, анализировать и обобщать информацию в процессе создания презентации проекта о витаминах — важнейших веществах пищи | §38 |
Практический модуль 3 (4 часа) |
| 1 | Лабораторная работа № 10 «Действие ферментов слюны и желудочного сока» | УПЗ | | ФО, ИР | Оборудование для ЛР, раздаточный материал ММТ | Показать и доказать способность ферментов слюны желудочного сока переваривать те или иные вещества. Объяснять зависимость действия ферментов от условий. | |
| 2 | Лабораторная работа №11 Состав пищевых продуктов. Рациональное питание | УПЗ | | ФО, ИР | Оборудование для ЛР, раздаточный материал ММТ | Рассчитывать калорийность питания и расход энергии на различные виды деятельности. Составлять пищевой суточный паек с учетом расхода ккал (вида физического труда). | |
| 3 | Лабораторная работа №12 Определение витаминов в продуктах питания | УПЗ | | ФО, ИР | Оборудование для ЛР, раздаточный материал ММТ | Доказывать наличие витаминов в продуктах питания с помощью качественных реакций. Объяснять условия сохранения витаминов в зависимости от условий | |
| 4 | Контрольная работа №3 | УКЗ | | КР (тест) | Раздаточный материал | Характеризовать особенности строения пищеварительной системы в связи с выполняемыми функциями. Характеризовать человека как представителя позвоночных животных, методы наук о человеке, в том числе применяемые учащимися в ходе изучения курса биологии. Выявлять связь строения органов и систем органов и выполняемых функций. Обосновывать значение знаний о гигиене и способах оказания первой помощи при травмах и повреждениях различных органов | |
Теоретический модуль 4 (13 часов) |
| 1 | Строение и функции почек | КУ | Физика: диффузия, , давление Химия: биохимические показатели мочи | ФО (устный) ИО (письм.) | Интерактивные рисунки «Строение мочевыделительной системы», «Макростроение почки», «Микростроение почки». Анимация «Образование первичной и вторичной мочи». Фотография «Почка левая». | Раскрывать понятия «органы мочевыделительной системы», «первичная моча». Называть функции разных частей почки. Объяснять с помощью иллюстрации в учебнике последовательность очищения крови в почках от ненужных организму веществ. Сравнивать состав и место образования первичной и вторичной мочи | §41, 42 |
| 2 | Заболевания органов мочевыделения. Питьевой режим | КУ | | ФО (устный) ИО (письм.) | Таблицы «Гигиенические требования к качеству питьевой воды», «Содержание воды в пище». Видеофрагмент «Очистка воды». Учебный текст «Обезвоживание организма». Интерактивное тестовое задание по теме «Мочевыделительная система». | Определять понятие ПДК. Раскрывать механизм обезвоживания, понятие «водное отравление». Называть факторы, вызывающие заболевания почек. Объяснять значение нормального водно-солевого баланса. Описывать медицинские рекомендации по потреблению питьевой воды. Называть показатели пригодности воды для питья. Описывать способ подготовки воды для питья в походных условиях | |
| 3 | Значение кожи и её строение | КУ | Физика: трение, диффузия | Фронтальный письменный опрос | Интерактивные рисунки «Строение кожи», «Строение ногтя». Иллюстрации «Рецептор боли», «Рецептор давления», «Рецептор тепла». Кожа | Называть слои кожи. Объяснять причину образования загара. Различать с помощью иллюстрации в учебнике компоненты разных слоёв кожи. Раскрывать связь между строением и функциями отдельных частей кожи (эпидермиса, гиподермы, волос, желёз и т. Д.) | §39 |
| 4 | Заболевания кожных покровов и повреждения кожи. Гигиена кожных покровов | КУ | Физика: диффузия, испарение, тепловая энергия | Индивидуальный письменный опрос, фронтальный устный опрос | Видеофрагменты «Лазеротерапия кожи», «Продвижение чесоточного зудня в коже человека». Учебные тексты «Обморожение и оказание первой помощи», «Химические ожоги и оказание первой помощи», «Термические ожоги и оказание первой помощи». Терморегуляция кожей | Классифицировать причины заболеваний кожи. Называть признаки ожога, обморожения кожи. Описывать меры, применяемые при ожогах, обморожениях. Описывать симптомы стригущего лишая, чесотки. Называть меры профилактики инфекционных кожных заболеваний. Определять понятие «терморегуляция». Описывать свойства кожи, позволяющие ей выполнять функцию органа терморегуляции. Раскрывать значение закаливания для организма. Описывать виды закаливающих процедур. Называть признаки теплового удара, солнечного удара. Описывать приёмы первой помощи при тепловом ударе, солнечном ударе. | §39,40 |
| 5 | Железы и роль гормонов в организме | КУ | | ФО (устный) ИО (письм.) | Интерактивный рисунок «Железы внутренней секреции». Анимация «Работа желёз внешней и внутренней секреции». Интерактивная схема «Типы желёз». Интерактивные тестовые задания по теме «Железы внешней, внутренней и смешанной секреции». Таблица «Эндокринные железы, их гормоны и воздействие на организм». Иллюстрации «Щитовидная железа», «Надпочечники». | Раскрывать понятия «железа внутренней секреции», «железа внешней секреции», «железа смешанной секреции», «гормон». Называть примеры желёз разных типов. Раскрывать связь между неправильной функцией желёз внутренней секреции и нарушениями ростовых процессов и полового созревания .Объяснять развитие и механизм сахарного диабета. Описывать роль адреналина и норадреналина в регуляции работы организма | |
| 6 | Значение, строение и функция нервной системы Практическая работа «Изучение действия прямых и обратных связей» Самонаблюдение Определение индивидуального профиля асимметрии головного мозга | КУ | | ФО (устный) ИО (письм.) | Интерактивный рисунок «Центральная нервная система». Интерактивные схемы «Строение нервной системы», «Строение нейрона», «Типы нервов», «Прямые и обратные связи рефлекторной деятельности». | Раскрывать понятия «центральная нервная система» и «периферическая нервная система». Различать отделы центральной нервной системы по выполняемой функции. Объяснять значение прямых и обратных связей между управляющим и управляемым органом. Выполнять опыт, наблюдать происходящие явления и сравнивать полученные результаты опыта с ожидаемыми (описанными в тексте учебника) | |
| 7 | Автономный отдел нервной системы. Нейрогуморальная регуляция Практическая работа «Штриховое раздражение кожи» | КУ | | ФО (устный) ИО (письм.) | Интерактивные схемы «Строение автономного отдела нервной системы», «Подотделы автономной нервной системы». Таблица «Регуляция деятельности внутренних органов». Интерактивные тестовые задания по теме «Автономный (вегетативный) отдел нервной системы». | Называть особенности работы автономного отдела нервной системы. Различать с помощью иллюстрации в учебнике симпатический и парасимпатический подотделы автономного отдела нервной системы по особенностям строения. Различать парасимпатический и симпатический подотделы по особенностям влияния на внутренние органы. Объяснять на примере реакции на стресс согласованность работы желёз внутренней секреции и отделов нервной системы, различие между нервной и гуморальной регуляцией по общему характеру воздействия на организм. Выполнять опыт, наблюдать происходящие процессы и сравнивать полученные результаты опыта с ожидаемыми (описанными в тексте учебника) | |
| 8 | Спинной мозг | КУ | Физика: электрические явления | ФО (устный) ИО (письм.) | Интерактивный рисунок «Строение спинного мозга». Интерактивная схема «Функции спинного мозга», «Вещество мозга». Интерактивные тестовые задания по теме «Спинной мозг». Муляж спинного мозга Спинной мозг | Описывать с помощью иллюстраций в учебнике строение спинного мозга. Раскрывать связь между строением частей спинного мозга и их функциями. Называть функции спинного мозга. Объяснять различие между спинномозговыми и симпатическими узлами, лежащими вдоль спинного мозга. Описывать с помощью иллюстрации в учебнике различие между вегетативным и соматическим рефлексом. Раскрывать понятия «восходящие пути» и «нисходящие пути» спинного мозга | §44 |
| 9 | Головной мозг | КУ | | ФО (устный) | Интерактивные рисунки «Отделы головного мозга», «Большие полушария и зоны коры», «Доли больших полушарий головного мозга». Фотографии «Основание мозга», «Мозг (вид слева)». Головной мозг (анатомия и функции) | Называть отделы головного мозга и их функции. Называть способы связи головного мозга с остальными органами в организме. Описывать с помощью иллюстрации в учебнике расположение отделов и зон коры больших полушарий головного мозга. Называть функции коры больших полушарий. Называть зоны коры больших полушарий и их функции. | §45 |
| 10 | Принцип работы органов чувств и анализаторов Орган зрения и зрительный анализатор. Самонаблюдение «Исследование реакции зрачка на освещённость», «Исследование принципа работы хрусталика, обнаружение слепого пятна» | КУ | Физика: оптические явления, линза, фокус, преломление | ФО (устный) Заполнение таблицы | Интерактивные рисунки «Внешнее строение глаза», «Внутреннее строение глаза», «Строение зрительного анализатора», «Аккомодация хрусталика». Иллюстрация «Изображение на сетчатке и зрительный образ». Анатомия и физиология глаза | Раскрывать роль зрения в жизни человека. Описывать строение глаза. Называть функции разных частей глаза. Раскрывать связь между особенностями строения и функциями зрачка, хрусталика, сетчатки, стекловидного тела. Описывать путь прохождения зрительного сигнала к зрительному анализатору. Называть места обработки зрительного сигнала в организме. Выполнять опыты, наблюдать происходящие явления, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми (описанными в тексте учебника) | §49 |
| 11 | Заболевания и повреждения органов зрения | КУ | Физика: оптические явления, линзы двояковогнутые и выпуклые | ФО (устный) ИО (письм.) | Интерактивный рисунок «Дефекты зрения и их исправление». Учебный текст «Первая помощь при попадании инородных тел в глаза». Интерактивные тестовые задания по теме «Заболевания и повреждения глаз». | Определять понятия «дальнозоркость», «близорукость». Называть факторы, вызывающие снижение остроты зрения. Описывать меры предупреждения заболеваний глаз. Описывать приёмы оказания первой медицинской помощи при повреждениях органа зрения | §50 |
| 12 | Органы слуха, равновесия и их анализаторы Самонаблюдение «Оценка состояния вестибулярного аппарата» | КУ | Физика: звуковая волна, длина волны, механическая работа | ФО (устный) ИО (письм.) | Интерактивный рисунок «Строение слухового анализатора». Таблица «Схема передачи звуковых волн на слуховые рецепторы». Учебный текст «Оказание помощи при нарушении равновесия». Интерактивные тестовые задания по теме «Орган слуха и равновесия». Механизм слуха | Раскрывать роль слуха в жизни человека. Описывать с помощью иллюстраций в учебнике строение наружного, среднего и внутреннего уха. Объяснять значение евстахиевой трубы. Описывать этапы преобразования звукового сигнала при движении к слуховому анализатору. Раскрывать риск заболеваний, вызывающих осложнения на орган слуха, и вред от воздействия громких звуков на орган слуха. Описывать с помощью иллюстрации в учебнике механизм восприятия сигнала вестибулярным аппаратом. Выполнять опыт, наблюдать происходящие явления и делать вывод о состоянии своего вестибулярного аппарата | §51 |
| 13 | Органы осязания, обоняния и вкуса Самонаблюдение Исследование тактильных рецепторов» | КУ | Физика: | ФО (устный) ИО (письм.) | Интерактивные рисунки «Орган вкуса», «Вкусовые зоны языка», «Орган обоняния». Иллюстрации «Рецептор холода», «Рецептор прикосновения». Язык – орган вкуса | Описывать значение органов осязания, обоняния и вкуса для человека. Сравнивать строение органов осязания, обоняния и вкуса. Описывать путь прохождения осязательных, обонятельных и вкусовых сигналов от рецепторов в головной мозг. Раскрывать понятие «токсикомания» и опасность вдыхания некоторых веществ. Называть меры безопасности при оценке запаха ядовитых или незнакомых веществ. Выполнять опыт, наблюдать происходящие явления и сравнивать наблюдаемые результаты с описанием в тексте учебника | §52 |
Практический модуль 4 (5 часов) |
| 1 | Лабораторная работа №13 Строение кожи, волос, ногтей | УПЗ | | ФО, ИР | Оборудование для ЛР, раздаточный материал ММТ | Описывать внешнее строение кожи и ее производных, объяснять взаимосвязь с выполняемыми функциями. Соблюдать правила работы с увеличительными приборами. | |
| 2 | Лабораторная работа № 14 Определение рефлексов и функций различных отделов головного мозга | УПЗ | | ФО, ИР | Оборудование для ЛР, раздаточный материал ММТ | Проводить функциональные пробы и раскрывать функции различных отделов головного мозга. | |
| 3 | Лабораторная работа №15 Измерение интенсивности и концентрации внимания. Выявление объема кратковременной памяти | УПЗ | | ФО, ИР | Оборудование для ЛР, раздаточный материал ММТ | Изучить физиологические основы внимания. Определять величину колебания внимания. Выявлять объема кратковременной памяти. | |
| 4 | Лабораторная работа № 16 Определение остроты и поля зрения Костная и воздушная проводимость | УПЗ | | ФО, ИР | Оборудование для ЛР, раздаточный материал ММТ | Определить остроту зрения и поле зрения для разных цветов. Сравнивать эффективность костной и воздушной проводимости. | |
| 5 | Контрольная работа №4 | УКЗ | | КР (тест) | Раздаточный материал | Характеризовать особенности строения нервной и сенсорной систем в связи с выполняемыми функциями. Выявлять особенности функционирования нервной системы | |
Теоретический модуль 5 (6 часов) |
-
| | Врождённые формы поведения | УНЗ | | ФО (устный) | Интерактивные схемы "Типы безусловных рефлексов и инстинктов", "Примеры безусловных рефлексов". Учебный текст "Опыт Лоренца". Биография и портрет Конрада Лоренца. | Определять понятия «инстинкт», «запечатление». Сравнивать врождённый рефлекс и инстинкт. Раскрывать понятия «положительный инстинкт (рефлекс)», «отрицательный инстинкт (рефлекс)». Объяснять значение инстинктов для животных и человека. Описывать роль запечатления в жизни животных и человека | 53 |
-
| | Приобретённые формы поведения. Закономерности работы головного мозга Практическая работа «Перестройка динамического стереотипа» | КУ | | ФО (устный) ИО (письм.) | Интерактивная схема "Типы условных рефлексов". Учебный текст "Динамический стереотип". Фотографии "Овладение навыком игры на музыкальных инструментах", "Овладение навыком катания на роликовых коньках". Интерактивное тестовое задание по теме "Приобретенные формы поведения". | Определять понятие «динамический стереотип». Раскрывать понятия «условный рефлекс», «рассудочная деятельность». Объяснять связь между подкреплением и сохранением условного рефлекса. Описывать место динамических стереотипов в жизнедеятельности человека. Различать условный рефлекс и рассудочную деятельность. Выполнять опыт, фиксировать результаты и сравнивать их с ожидаемыми (текстом и иллюстрацией в учебнике) | |
-
| | Сложная психическая деятельность: речь, память, мышление. Психологические особенности личности | КУ | | ФО (устный) ИО (письм.) | Интерактивные схемы "Виды памяти", "Познавательные процессы", "Процессы памяти", "Разновидности памяти". Интерактивное тестовое задание по теме "Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательные процессы". | Определять понятия «физиология высшей нервной деятельности», «память», «воображение», «мышление», «впечатление». Называть факторы, влияющие на формирование речи в онтогенезе. Называть познавательные процессы, свойственные человеку. Называть процессы памяти. Раскрывать понятия «долговременная память» и «кратковременная память». Различать механическую и логическую память. Объяснять связь между операцией обобщения и мышлением. Описывать роль мышления в жизни человека | |
| 4 | Режим дня. Работоспособность. Сон и его значение | КУ | | ФО (устный ИО (письм.) | Таблицы "Значение питательных веществ", "Состав пищи", "Типы загрязнений пищи". Фотографии "Фрукты", "Мясо". Таблица "Работоспособность". Фотографии "Пример активного отдыха. Горные лыжи", "Пример активного отдыха. Скалолазание". Интерактивные тестовые задания по теме "Динамика работоспособности. Режим дня". | Определять понятия «работоспособность», «режим дня». Описывать стадии работоспособности. Раскрывать понятие «активный отдых». Объяснять роль активного отдыха в поддержании работоспособности. Раскрывать понятия «медленный сон», «быстрый сон». Раскрывать причину существования сновидений. Объяснять значение сна. Описывать рекомендации по подготовке организма ко сну | §55 |
| 5 | Половая система человека. Заболевания наследственные, врождённые, передающиеся половым путём. Развитие организма человека | КУ | | ФО (устный) ИО (письм.) | Интерактивные схемы "Значение оплодотворения", "Наборы хромосом в клетках". Интерактивный рисунок "Этапы оплодотворения". Иллюстрация "Определение пола ребёнка". Интерактивное тестовое задания по теме "Половая система человека". Анатомия женской репродуктивной системы Мужская половая система (анатомия и физиология) | Называть факторы, влияющие на формирование пола, и факторы, влияющие на формирование мужской и женской личности. Раскрывать связь между хромосомным набором в соматических клетках и полом человека. Описывать с помощью иллюстраций в учебнике строение женской и мужской половой системы. Объяснять связь между менструацией и созреванием яйцеклетки, поллюцией и созреванием сперматозоидов. Описывать с помощью иллюстраций в учебнике процесс созревания зародыша человека, строение плода на ранней стадии развития. Называть последовательность заложения систем органов в зародыше. Раскрывать понятие «полуростовой скачок». Описывать особенности роста разных частей тела в организме ребёнка. Различать календарный и биологический возраст человека. | §60,61 |
-
| 6 | Итоговый контроль знаний по разделу «Человек и его здоровье» | УКЗ | | КР | Раздаточный материал | Характеризовать функции различных систем органов. Выявлять взаимосвязь строения и функций различных систем органов. Объяснять участие различных систем органов в важнейших процессах роста, развития и обмена веществ в организме | |