| Тема урока | Программное содержание | Дата проведения по плану | Дата фактичес кого проведения |
Раздел «О нашей Родине» |
1. | Ф. Савинов «Родина»
| Развитие навыка чтения. Закрепление литературоведческого понятия «стихотворение». Развитие умения слышать тон автора, выразительно читать стихотворение Чтение «про себя». Определение эмоционального состояния героев. Объяснение учителя. Понятие «рифма». | | |
2. | И.Никитин «Русь». | Развитие навыка чтения. Закрепление литературоведческого понятия «стихотворение». Сравнение стихотворений о Родине. Работа над выразительностью чтения. | | |
3. | С.Романовский «Русь». | Развитие навыка чтения про себя. Определение эмоционального состояния героя. Понятие «диалог». | | |
4 | С. Романовский «Слово о Русской земле». | Сравнение жанров: рассказ, стихотворение. Работа с книгой: название, обложка, иллюстрация, тема, жанр. Упражнение в чтении вслух, про себя, выразительно. Определение тона и темпа чтения. Сравнение иллюстраций к стихам о Родине. Понятия «летопись», «летописец». | | |
5. | А.Прокофьев «Родина». Дополнит. чтение: Н.Рубцов «Россия, Русь…» | Чтение стихотворений вслух и про себя. Работа над выразительностью чтения. Определение тона и темпа чтения. Сравнение стихотворений о Родине. | | |
Раздел «Народная мудрость» |
6. | Произведения фольклора. Народная песня «Я с горы на гору шла…». Загадки.
| Проверка читательской эрудиции – работа со схемой «Фольклор». Понятия «фольклор», «загадка». Восприятие на слух текста песни, моделирование обложки, чтение вслух и молча, выразительное чтение. Чтение загадок, определение темы, выделение ключевых слов для поиска отгадки. | | |
7. | Былины. «Как Илья из Мурома богатырем стал». | Слушание произведения. Понятия «былина», «былинный сказ». Составление плана былины. | | |
8. | Былина «Три поездки Ильи Муромца». | Анализ былины в пересказе и отрывка – повторы, напевность, особенности языка. Составление плана. Сравнение былины в пересказе с отрывком из былины в обработке. | | |
9. | Малые жанры русского фольклора. Шутка, считалка, потешка, пословицы | Выразительное чтение диалога. Выделение при чтении главных слов, определение темпа и тона чтения. Чтение считалок. Объяснение смысла пословиц. Сравнение различных жанров фольклора. | | |
10. | Входной контроль техники чтения. Обобщение по теме. Проверь себя. | Проверка уровня обученности – чтение вопросов и поиск ответов в изученном разделе учебника. Самоконтроль и самооценка. | | |
Раздел «О детях и для детей» |
11. | А. Барто «Катя». Дополнит.чт. Б.Заходер «Перемена». | Выразительное чтение. Определение задачи чтения, тона, темпа. Сравнение произведений о детях. Знакомство с понятием «юмор». | | |
12. | Выразительные средства автора. С. Баруздин «Стихи о человеке и его словах». | Слушание произведения. Работа с текстом. | | |
13. | С. Баруздин «Как Алешке учиться надоело». | Работа с произведением до чтения – поиск фамилии автора и заголовка, правильное называние произведения. Чтение по частям, озаглавливание, прогнозирование развития событий. Сравнение произведений С.Баруздина. Определение тем. | | |
14. | Е. Пермяк «Смородинка». Дополнит.чт. С. Михалков «Прогулка». | Чтение про себя. Работа с текстом: деление на части, составление плана. Целостное восприятие текста. Моделирование обложки и сравнение ее с готовым образцом. Сравнение произведений Е.Пермяка и С.Михалкова. | | |
15. | Н. Носов «Заплатка» Г.Сапгир «Рабочие руки». Дополнит.чт. Нанайская народная сказка «Айога». | Восприятие художественного текста – слушание, чтение вслух и молча, выполнение заданий в учебнике. Нахождение рифмующихся строк. Знакомство с понятием «скороговорка». Чтение скороговорок, выделение их особенностей, упражнение в произношении. Выражение своего мнения о поступках героев. | | |
16. | Басни. И. Крылов «Лебедь, Щука и Рак»; Л. Толстой «Страшный зверь». Дополнит.чт. Я. Аким «Жадина». | Понятия «басня», «мораль», «баснописец». Работа с басней, ее структура и форма. Выразительное чтение басен. Сравнение басен И.Крылова и Л.Толстого. Самостоятельная работа с новым произведением – чтение вслух и молча, выполнение заданий в тетради. | | |
17. | М. Зощенко «Самое главное». | Слушание художественного текста, анализ эмоциональной реакции на произведение. Чтение рассказа вслух по частям, составление плана под руководством учителя. | | |
18. | Дополнит.чт. А. Рубинов «Ступенька», П. Воронько «Мальчик Помогай». | Самостоятельная работа с новым произведением – первичное чтение молча, моделирование обложки, чтение по абзацам. | | |
19. | В.Сутеев «Кто лучше?». Дополнит.чт. В. Осеева «Волшебная иголочка». | Работа с новым произведением до чтения – чтение фамилии автора и заголовка, объяснение заголовка. Чтение молча, ответы на вопросы. Чтение по ролям. Первичное чтение сказки по абзацам под руководством учителя, выполнение заданий в учебной хрестоматии и тетради. | | |
20. | А. Митта «Шар в окошке». | Самостоятельная работа с новым произведением – чтение молча, моделирование обложки. Обсуждение нравственного значения поступка друзей Коли. Деление на части по готовому плану в учебнике. | | |
21. | Е. Пермяк «Две пословицы». Дополнит.чт. В.Берестов «Прощание с другом». | Целостное восприятие произведения – слушание чтения учителя, ответы на вопросы, выполнение заданий в учебнике и тетради. Понимание и объяснение духовно-нравственного смысла пословиц в сказке. Слушание стихотворения, объяснение позиции автора. Выражение собственной точки зрения. | | |
22. | А. Пантелеев «Две лягушки». Дополнит.чт. В Катаев «Цветик-семицветик». | Восприятие произведения – слушание чтения одноклассников, ответы на вопросы в учебнике, дополнение ответов. Чтение по абзацам. Подробный пересказ сказки. Слушание чтения одноклассников и одновременное слежение по тексту. Выразительное чтение. | | |
23. | В. Беспальков «Совушка». | Первичное восприятие произведения – слушание чтения учителя, ответы на вопросы в учебнике, дополнение ответов. Самостоятельное выполнение заданий в тетради, проверка и оценка своей работы. | | |
24. | В. Сутеев «Снежный зайчик». | Чтение произведения по частям. Составление плана. | | |
25. | Н. Носов «Затейники» Дополнит.чт. Н. Носов «На горке». | Слушание рассказов. Работа с текстом. Определение главной мысли. | | |
26. | Русская народная сказка «У страха глаза велики». | Знакомство с произведением до чтения (название, структура текста, иллюстрации). Слушание сказки. Чтение молча. Чтение текста по абзацам вслух. | | |
27. | Дополнит. чтение Русская народная сказка «Царевна-лягушка». | Сравнение бытовой сказки с волшебной. Выполнение заданий в учебной хрестоматии и тетради. | | |
28. | Братья Гримм «Маленькие человечки». Дополнительное чтение: Братья Гримм «Три брата». | Понятие «литературная сказка». Работа с произведением до чтения. Сравнение сказок. Краткий пересказ. Самостоятельное ознакомительное чтение Определение вида сказки. Работа в группах: чтение эпизода о мастерстве одного из сыновей. | | |
29. | Х.-К. Андерсен «Пятеро из одного стручка». Дополнит.чт. Х.-К. Андерсен «Принцесса на горошине». | Первичное чтение сказки вслух по частям, слушание чтения одноклассников. Объяснение смысла заголовка и определение вида сказки. Работа с текстом: чтение, ответы на вопросы, выполнение заданий. Самостоятельная работа с новым произведением – первичное чтение, моделирование обложки, ответы на вопросы, выполнение заданий. | | |
30. | Братья Гримм «Семеро храбрецов». | Работа со сказкой – выделение жанровых и национальных особенностей. Выразительное чтение. Сравнение сказок со схожими сюжетами. | | |
31. | Дополнит.чт. Б.Заходер «Серая звёздочка». | Восприятие произведения – слушание сказки. Самостоятельная работа: чтение, выполнение заданий. | | |
32. | Обобщение по теме. Проверь себя. | Повторение изученных сказок, соотнесение иллюстраций с эпизодами из сказок. Работа по рубрике «Проверь себя» - чтение вопросов и учебных задач, поиск ответов и решений с обоснованием. Самостоятельная работа в тетради. Самопроверка и самооценка работы по образцу. | | |
Раздел «Уж небо осенью дышало…» |
33. | А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало».Г.Скребицкий «Осень». Дополнит.чт. М.Пришвин «Осеннее утро». | Слушание стихотворения. Выполнение заданий. Работа с иллюстрацией. Самостоятельная работа с новым произведением Чтение вслух и молча, моделирование обложки, выполнение заданий в тетради. | | |
34. | Э. Шим «Белка и ворон», Е. Трутнева «Осень»
| Самостоятельная работа со сказкой - чтение молча, определение жанра и темы, моделирование обложки. Выразительное чтение по ролям. Слушание стихотворения, наблюдение за текстом, соотнесение текста с иллюстрацией. Сравнение произведении Э.Шима и Е.Трутневой. | | |
35. | Н.Сладков «Эхо». Дополнит.чт. А.Твардовский «Начало осени». | Самостоятельное чтение рассказа. Беседа по содержанию. Выразительное чтение. Сравнение произведений разных жанров – сказки и рассказа. Слушание чтения одноклассников, самостоятельное формулирование вопросов по содержанию, ответы на вопросы и дополнение ответов одноклассников. Чтение наизусть. | | |
36. | Загадки. Н. Рубцов «У сгнившей лесной избушки…». М.Пришвин «Недосмотренные грибы». | Самостоятельное чтение стихотворения. Выполнение заданий под руководством учителя. Упражнение в чтении. Повторение и объяснение понятия «загадка». Чтение рассказа, выполнение заданий, обучение пересказу. | | |
37. | Э. Шим «Храбрый опенок». К.Бальмонт «Осень». Дополнит. чтение: А.Майков «Осень». | Слушание рассказа, выполнение заданий в учебнике и тетради с использованием текста произведения, объяснение ответов. Самостоятельная работа с произведением – чтение молча, моделирование обложки, выполнение заданий в учебнике. Слушание чтения одноклассников (работа в парах). | | |
38. | Обобщение по разделу. Проверь себя. | Обобщение по теме. Выполнение заданий в учебнике. Работа с книгами Н.Сладкова, Г.Скребицкого, М.Пришвина, Э.Шима. | | |
Раздел «Снежок порхает, кружится…» |
39. | З. Александрова «Зима». С. | Восприятие стихотворения: слушание чтения учителя и слежение по тексту, выполнение заданий в учебнике и тетради. Обучение выразительному чтению, моделирование обложки. | | |
40. | С. Иванов «Каким бывает снег». Дополнит. чтение: С.Есенин «Пороша». | Самостоятельное чтение рассказа, составление плана. Обучение подробному пересказу по плану. Чтение стихотворения выразительно. Сравнение произведений: заполнение таблицы. | | |
41. | И.Соколов-Микитов «Зима в лесу». | Самостоятельное чтение рассказа. Деление текста на части. Подробный пересказ. | | |
42. | Э. Шим «Всем вам крышка». К. Ушинский «Мороз не страшен». | Слушание сказки. Комментирование заглавия. Образ Морозко, реальные и сказочные события. | | |
43. | Русская сказка «Дети Деда Мороза». Дополнит. чтение: немецкая народная сказка «Бабушка Метелица». | Самостоятельное чтение сказки. Упражнение в правильном и выразительном чтении. Выполнение заданий. Пересказ по плану. Сравнение народных сказок. | | |
44. | М. Пришвин «Деревья в лесу». Дополнит. чтение: Е.Пермяк «Четыре брата». | Самостоятельная подготовка выразительного чтения, выполнение заданий в тетради. Сравнение произведений по теме и жанру. | | |
45. | И.Суриков «Детство». | Самостоятельное чтение стихотворения, выполнение заданий в тетради. Беседа об отношении к природе. Коллективная творческая работа – рисование картины «Зимние забавы». | | |
46. 47. | В. Даль «Девочка Снегурочка» | Слушание сказки. Выделение зачина, концовки, поиск повторов, песенок. Творческая работа: рассказать сказку от лица одного из героев. Упражнение в выразительном чтении песенки стариков. | | |
48. | Русская народная сказка «Снегурочка» | Чтение сказки по частям, выполнение заданий, составление плана. Сравнение разных сказок о Снегурочке. Творческая работа: сочинение сказки о Снегурочке. | | |
49. | Дополнит. чтение: японская народная сказка «Журавлиные перья» | Самостоятельное чтение – по частям, выполнение заданий в тетради, проверка работы по готовому образцу. Сравнение русской и японской сказок. Определение жанра. | | |
50. 51. | Н. Некрасов «Саша». Дополнительное чтение: (слушание) В.Одоевский «В гостях у дедушки Мороза». | Выразительное чтение отрывка из поэмы. Работа с иллюстрацией. Сравнение произведений (Н.Некрасов «Саша» и И.Суриков «Детство»). Слушание сказки, составление плана, подробный пересказ по плану. | | |
52 | Г.Скребицкий, В. Чаплина «Как белочка зимует» | Чтение рассказа про себя. Выполнение заданий в учебнике и тетради. Сравнение произведений о природе. | | |
53. | И. Соколов-Микитов «Узоры на снегу». И. Беляков «О чем ты думаешь, снегирь?» | Самостоятельное чтение рассказа. Комментирование заглавия. Подготовка подробного пересказа. Слушание. Упражнение в правильном чтении. Поиск сравнений. Обучение выразительному чтению. Выполнение зданий в тетради. | | |
54. | В.Одоевский «Мороз Иванович». | Слушание сказки. Выполнение заданий. Работа по группам: чтение по частям. | | |
55. | Коллективное творчество «Царство Мороза Ивановича» | Проектная деятельность. Определение учебной задачи, распределение работы. Презентация проекта. | | |
56. | Комплексная контрольная работа. | Выполнение работы с использованием учебника, хрестоматии. | | |
Раздел «Здравствуй, праздник новогодний!» |
57. | С. Михалков «В снегу стояла елочка». | Слушание. Выполнение заданий в учебнике и тетради. Выразительное чтение. Сравнение строф: выделение ключевых слов, логических ударений, знаков препинания, рифмующихся слов. Комментирование текста. | | |
58. | Книги А. Гайдара | Работать с библиографическим списком. Использовать разные виды чтенияю | | |
59. 60. | А. Гайдар «Елка в тайге». | Слушание и чтение рассказа по частям, беседа по содержанию. Работа с текстом: деление на части и составление плана. Пересказ по плану. Работа с книгой: А.Гайдар «Чук и Гек». | | |
61. | С. Маршак «Декабрь». | Чтение стихотворения молча. Беседа после чтения. Работа с текстом произведения. Рисование иллюстрации к стихотворению. | | |
62. | Х.-К. Андерсен «Ель» (в сокращении). Дополнительное чтение: Х.-К. Андерсен «Штопальная игла» | Слушание произведения, моделирование обложки. Работа с текстом: чтение вслух по частям, составление плана под руководством учителя, ответы на вопросы к тексту. Знакомство с книгами Х.-К. Андерсена. Самостоятельный выбор и работа с книгой. | | |
63. | Обобщение по теме. «Проверь себя». | Выполнение заданий в учебнике и тетради. | | |
Раздел «Произведения о животных» |
64. | Народная песня «Буренушка». В. Жуковский «Птичка». Дополнительное чтение: К.Коровин «Баран, заяц и еж». | Работа с новым разделом: чтение вступительной статьи, определение учебной задачи. Самостоятельное чтение стихотворения. Слушание чтения одноклассников и учителя, выполнение заданий в тетради. Сравнение произведений: заполнение таблицы в тетради. | | |
65. | К. Ушинский «Кот Васька». Е. Благинина «Голоса леса». Дополнит. чтение: М.Пришвин «Как поссорились кошка с собакой». | Слушание чтения учителя, моделирование обложки, сравнение с готовой моделью. Выразительное чтение описания кота, выполнение заданий в учебнике и тетради. Выразительное чтение считалки и загадки, сравнение их, выделение особенностей. Самостоятельная работа с новым произведением. Выразительное чтение по ролям. | | |
66. | М. Пришвин «Старый гриб». П. Комаров «Олененок». Дополнительное чтение: Н. Рубцов «Про зайца». | Слушание чтения учителя, анализ содержания, выражение своего мнения о произведении после первичного восприятия. Работа с произведением: чтение вслух по абзацам, чтение описаний. Слушание и самостоятельное чтение произведения, выполнение заданий. | | |
67. | К. Ушинский «Лиса Патрикеевна». П. Комаров «Олененок». Слушание: Е.Чарушин «Перепелка». | Чтение текста-описания, определение отношения автора к Лисе Патрикеевне, выразительное чтение. Самостоятельное работа с новым произведением – ознакомительное чтение молча, моделирование обложки. Чтение по строфам. Выразительное чтение. Выполнение заданий. Сравнение моделей обложек прочитанных произведений. | | |
68. | В.Бианки «Еж-спаситель». Скороговорки. Дополнит. чтение: М.Пришвин «Журка». | Знакомство с произведением до первичного восприятия. Самостоятельное чтение молча, определение жанра и темы. Работа со словарем, чтение вслух по абзацам, выполнение заданий в тетради. Читать скороговорки, повторять знания о скороговорке. Самостоятельная работа с новым произведением. | | |
69. | М. Дудин «Тары-бары…». Дополнительное чтение: В. Бианки «Хвосты» | Слушание стихотворения, выражение своего мнения. Самостоятельное чтение текста, выполнение заданий в тетради. Называние известных сказок с присказками. Ознакомительное чтение. Моделирование: составление плана в виде блока-схемы. | | |
70. | К. Ушинский «Плутишка кот». Дополнительное чтение: К. Паустовский «Барсучий нос». | Слушание чтения учителя и слежение по тексту. Условно-схематическое моделирование. Работа со словарем. Самостоятельная работа с новым произведением. Сравнение произведения. | | |
71. | Русская народная сказка «Журавль и цапля». | Самостоятельное чтение сказки. Анализ текста: выделение присказки, повторов, главной мысли. Выполнение заданий в учебнике и тетради. Краткий пересказ. | | |
72. | Дополнит.чтение: Африканская народная сказка «О том, как лиса обманула гиену». | Слушание. Комментирование заглавия. Выполнение заданий в хрестоматии и тетради. Составление плана. Пересказ по плану. | | |
73. | Русская народная сказка в обработке Л.Толстого «Зимовье зверей». Дополнит. чтение: ненецкая народная сказка «Белый медведь и бурый медведь». | Знакомство со сказкой до чтения. Чтение сказок про себя. Самостоятельная работа с текстом. Комментирование заглавия. Оабота с текстом и иллюстрацией. Выполнение заданий в хрестоматии. | | |
74. | Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича». | Упражнение в чтении. Работа с текстом. Выявление реального и вымышленного в произведениях. Определение особенностей построения сказки (сказка-диалог). Выполнение заданий в учебнике и тетради. | | |
75. | Диагностическая работа. | Определение уровня осознанности чтения, а также сформированности некоторых общеучебных умений – правильного восприятия учебной задачи, контроля и корректировки собственных действий в процессе выполнения заданий. | | |
76. | Дополнительное чтение: Р. Киплинг «Откуда у кита такая глотка». | Чтение вслух и молча. Выявление национальных особенностей авторской сказки. Сравнение литературных сказок. | | |
77. | Русская народная сказка: «Белые перышки». | Чтение сказки учителем. Выполнение заданий в учебнике и тетради. Характеристика героев. Подготовка выразительного чтения. Сравнение народных сказок. | | |
78. | Сказки о животных. Обобщение по теме. Проверь себя. | Работа в библиотеке. Выбор книг со сказками о животных. Повторение изученных произведений. Выполнение заданий, классифицирование изученных произведений по жанрам. | | |
Раздел «Зарубежные сказки» |
79. | Украинская сказка «Колосок». Дополнительное чтение: французская сказка «Волк, улитка и осы». | Знакомство с новым разделом, определение учебной задачи. Формирование полноценного восприятия произведения. Работа с произведением: моделирование обложки, анализ формы текста и его особенностей. Самостоятельная работа с новым произведением. | | |
80. | Английская сказка «Как Джек ходил счастье искать». | Самостоятельное чтение. Выполнение заданий. Сравнение английской сказки с русской «Зимовье зверей». Пересаз сказки от лица Джека. | | |
81. | Норвежская сказка «Лис Миккель и медведь Бамсе». | Чтение веселых историй. Образы героев сказки. Выполнение заданий в учебнике и тетради. Сравнение норвежской сказки со сказками других народов. | | |
82. | Дополнит. чтение: Сказка американских индейцев «Как кролик взял койота на испуг». | Самостоятельное чтение сказки. Выполнение заданий в хрестоматии и тетради. | | |
83. | Слушание: Братья Гримм «Бременские музыканты». | Слушание. Образы героев сказки. Выполнение заданий. | | |
84. 85. | Английская народная сказка «Сказка про трех поросят». Дополнит. чт.:Дж.Харрис «Как повстречались Братец Лис и Братец Черепаха». | Самостоятельное моделирование обложки. Чтение сказки по частям. Работа в парах – чтение диалогов Волка и поросят. Сравнение английской сказки и сказки С.Михалкова «Три поросенка». Составление сравнительной таблицы. | | |
86. | Обобщение по теме. Проверь себя. | Литературная игра «Вспомни и назови». Классификация изученных произведений. Презентация своей любимой сказки. | | |
Раздел «Рассказы, стихи, сказки о семье» |
87. | Л. Толстой «Лучше всех». | Слушание рассказа. Ответы на вопросы. Знакомство с жанром «рассказ-быль», объяснение значения слова «быль». | | |
88. | Пословицы. Народная песня «Колыбельная». | Чтение произведений разных жанров о семье. Отработка навыка чтения. Беседа: образ мамы, дочери, сестры. Сочинение рассказа «Вся семья вместе – и душа на месте». | | |
89. | М. Лермонтов «Спи, младенец мой прекрасный…» | Развитие эстетического восприятия художественного произведения – слушать, читать текст колыбельной песни. Определение главной мысли: отношение матери к сыну. | | |
90. | Е. Пермяк «Случай с кошельком». С.Аксаков «Моя сестра». | Целостное восприятие текста – самостоятельное чтение рассказа, ответы на вопросы к тексту. Формирование личностных нравственных установок через поступки героев: аргументированное выражение своего отношения к героям, сравнение их позиций. Самостоятельная работа с новым произведением – чтение молча, ответы на вопросы в учебнике, моделирование обложки, выполнение заданий в тетради. | | |
91. | Л. Осеева «Сыновья». Пословицы. | Самостоятельное чтение рассказа.. Выполнение заданий под руководством учителя. Пересказ по плану. Чтение пословицы, объяснение ее смысла, соотнесение с рассказом. | | |
92. | А. Майков «Колыбельная песня». | Целостное восприятие текста – первичное слушание, выявление первичного восприятия текста.Чтение диалога матери с ветром. Сравнение изученных колыбельных песен. Дополнение таблицы. | | |
93. | Л. Толстой «Отец и сыновья». Дополнит. чтение: И.Панькин «Легенда о матерях». | Чтение молча. Самостоятельная работа с новым произведением, выполнение заданий в учебнике и тетради. Формирование читательского восприятия – слушание произведения. Составление эскизно-модельного плана, пересказ легенды по плану. | | |
94. | А. Плещеев «Дедушка». Л. Воронкова «Катин подарок». | Слушание произведения. Работа с текстом. Формирование целостного восприятия – самостоятельное чтение рассказа, ответы на вопросы к тексту. Моделирование обложки, сравнение с готовой моделью. | | |
95. | Ю. Коринец «Март». А. Плещеев «Песня матери». | Слушание, выявление первичного восприятия произведения. Самостоятельное выполнение заданий в тетради. Сравнение колыбельных песен М. Лермонтова, А. Майкова и А. Плещеева. | | |
96. | Татарская сказка «Три сестры». Дополнит. чтение: С.Михалков «А что у вас?». | Первичное слушание сказки, ответы на вопросы. Слушание. Выполнение заданий в учебной хрестоматии и тетради. | | |
97. | В.Солоухин «Деревья». | Чтение учителем. Выполнение заданий в тетради. Выразительное чтение. Сочинение «Мой дедушка». | | |
98. | Книги о семье. Проверка выразительности чтения. | Формировать умение составлять библиографический список. Проверка умения читать выразительно. | | |
99. | Обобщение. Сказки разных народов. Проверь себя. | Литературная викторина. Обобщение по теме. Выполнение заданий в учебнике под руководством учителя. Самостоятельное выполнение заданий в тетради. | | |
Раздел «Весна, весна красная…» |
100. | Народная песня «Весна, весна красная!». Дополнит. чтение: А.Ахматова «Перед весной бывают дни такие…». | Работа с новым разделом – чтение названия раздела и вступительной статьи. Выразительное чтение народной песни. Выполнение заданий. Сочинение закличек. Слушание стихотворения. Подготовка выразительного чтения. | | |
101. | А. Чехов «Весной». А. Пушкин «Гонимы вешними лучами…» | Слушание. Моделирование обложки, чтение вслух и молча, выполнение заданий в учебнике и тетради. Подготовка выразительного чтения. | | |
102. | Г. Скребицкий «Весна-художник». | Самостоятельная работа с новым произведением. Сравнение произведений А,Чехова, А.Пушкина и Г,Скребицкого по теме и жанру, заполнение табл ицы в тетради. | | |
103. | М. Сладков «Снег и ветер». Дополнительное чтение: М. Сладков Из цикла «Лесные шорохи». | Целостное восприятие произведения – слушание, выполнение заданий в тетради и учебнике. Моделирование обложки и сравнение ее с готовым образцом. Самостоятельная работа с новым произведением – первичное чтение молча, моделирование обложки, выполнение заданий. Сравнение произведений. | | |
104. | С. Маршак «Весенняя песенка». Э. Шим «Чем пахнет весна». | Слушание стихотворения. Подготовка выразительного чтения. Выполнение заданий. Самостоятельное чтение рассказа. Выполнение заданий. Сравнение произведений по жанру. | | |
105. | Е. Боратынский «Весна, весна!». Дополнит. чтение: В. Маяковский «Тучкины штучки». | Самостоятельное чтение стихотворений, моделирование обложки, выполнение заданий в тетради. Практическое освоение литературного понятия «юмор». Сравнение произведений по жанру и теме, заполнение таблицы. | | |
106. | Произведения о Дне Победы. С. Михалков. «Быль для детей». | Беседа о Дне Победы. Слушание произведения. Выразительное чтение третьей части. Работа с иллюстрациями к тексту. | | |
107. | С.Баруздин «Салют». | Слушание стихотворения, ответы на вопросы. Сочинение рассказа «Салют Победы». Рассматривание книг о детях войны. Чтение выбранной книги (работа в группе). | | |
108. | Ф. Тютчев «Зима недаром злится». Дополн. чтение:К. Ушинский «Проказы старухи зимы». | Обучение умению сравнивать произведения о родной природе. | | |
109. | А. Куприн «Скворцы». Н. Сладков «Скворец-молодец». Доплн. чтение: Н. Сладков «Проталина». | Обучение самостоятельному чтению сказки-диалога. Развитие умения моделировать обложку произведения. | | |
110. | Н.Сладков «Апрельские шутки». А. Барто «Апрель». | Самостоятельная работа с новым произведением – чтение текста, моделирование обложки, выполнение заданий. Самопроверка и самооценка. Сравнение произведений. | | |
111. | Г. Скребицкий «Жаворонок». Дополнит. чтение: К. Коровин «Баран, заяц и еж». | Первичное чтение, выражение своего отношения к произведению. Моделирование обложки и сравнивание ее с образцом. Самостоятельная работа – чтение вслух и молча, выполнение заданий в хрестоматии и тетради. | | |
112. | Заклички-веснянки. Загадки. | Слушание чтения учителя. Упражнение в выразительном чтении (работа в парах). Определение понятия «закличка». Сравнение закличек. Чтение загадок, определение тем. Выделение ключевых слов, поиск отгадок и объяснение выбора. Творческая работа – сочинение занадок о птицах. | | |
113. | В. Жуковский «Жаворонок». Дополнит. чтение: В.Бианки «Что увидел Жаворонок, когда вернулся на родину». | Работа с текстом стихотворения. Выполнение заданий в учебнике и тетради. Выразительное чтение. Заучивание наизусть. Восприятие произведения – слушание. Самостоятельная работа с новым произведением – чтение молча, моделирование обложки, выполнение заданий к тексту. | | |
114. | О. Высоцкая «Одуванчик», М. Пришвин «Золотой луг». | Слушание стихотворения, наблюдение за текстом. Выразительное чтение. Поисковая работа по группам: поиск и чтение произведений об одуванчике. Слушание чтение рассказа одноклассниками, объяснение заголовка, составление вопросов по содержанию, ответы на вопросы, дополнение ответов. Поиск сведений об одуванчиках. | | |
115. | П. Дудочкин «Почему хорошо на свете». Дополнит. чтение: Э.Шим «Муравейник». | Работа со сказкой – упражнение в чтении, выполнение заданий в тетради, составление плана. Самостоятельная работа с произведением – чтение молча, моделирование обложки, выполнение заданий в хрестоматии и тетради. | | |
116. | Н. Сладков «Весенний гам», А. Барто «Воробей». Дополнит. чтение: Р. Сеф «Чудо». | Ознакомительное чтение – читают дети и учитель. Моделирование обложки, сравнение созданной модели с готовой. Чтение в соответствии с орфоэпическими нормами, подбор синонимов к словам. Самостоятельная работа с новым произведением. Чтение стихотворения в слух, выполнение заданий в учебнике и тетради. Сравнение произведений Н.Сладкова и А.Барто по теме и жанру. | | |
117. | М. Пришвин «Ребята и утята». Дополнит. чтение:Н. Сладков «Весенний разговор». | Слушание художественного произведения, ответы на вопросы. Работа с текстом произведения: чтение вслух по частям, озаглавливание каждой части, рассматривание иллюстраций и чтение соответствующих отрывков. | | |
118. | Сказки в стихах. Б. Заходер «Птичья школа». Дополнит. чтение: М. Горький «Воробьишко». | Восприятие – слушание текста стихотворения. Работа в группах: подготовка выразительного чтения. Слушание сказки М. Горького «Воробьишко». Знаково–символическое моделирование. Выполнение заданий в учебной хрестоматии. Сравнение произведений. Работа с таблицей в тетради. | | |
119. | К.Ушинский «Утренние лучи». Дополнит. чтение: М. Пришвин «Лесная капель». | Слушание сказки К. Ушинского «Утренние лучи». Моделирование обложки. Выполнение заданий в учебнике и тетради. Создание условий для обучения пересказу по самостоятельно составленному плану. | | |
120. | А.Барто «Весна, весна на улице…». | Работа с произведением до чтения. Первичное восприятие стихотворения. Повторение стихов А.Барто. Моделирование обложки. Работа со схемой. | | |
121. | Промежуточная аттестация (диагностическая работа) | Проверка качества освоения программного материала. | | |
122. | Библиотечный урок «Книги о родной природе». | Работа с книгами – называние книги, характеристика прочитанного, группировка по темам, жанрам, авторской принадлежности. Титульный лист и аннотация. | | |
123. | Обобщение. Проверь себя. Итоговый контроль техники чтения. | Самостоятельное выполнение контрольной работы «Проверь себя» в тетради. Самопроверка по образцу. | | |
Раздел «Волшебные сказки» |
124. | Русская народная сказка «Чудо-чудное, Диво-дивное». Книги с волшебными сказками. | Слушание сказки. Работа с текстом произведения: чтение вслух по частям, составление плана под руководством учителя. | | |
125. | Русская народная сказка «Хаврошечка». | Знакомство с произведением до чтения. Чтение вслух и молча, выполнение заданий в учебнике и тетради. Работа с литературоведческими понятиями. Работа с текстом: чтение, ответы на вопросы, выполнение заданий. | | |
126. 127. 128. | А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Дополнит. чтение: индийская народная сказка «Золотая рыба». | Работа с произведением до чтения – чтение фамилии автора, заголовка, наблюдение за формой текста. Чтение сказки по частям. Ответы на вопросы, дополнение ответов одноклассников. Моделирование обложки и сравнение её с образцом, оценка своей работы. Работа с текстом произведения: выполнение заданий в учебнике. Ознакомительное чтение индийской сказки «Золотая рыбка». Работа в группах: чтение эпизодов и сравнение их с эпизодами сказки А.С.Пушкина. | | |
129. 130. 131. | Ш. Перро «Кот в сапогах». Дополнит. чтение: А.С.Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде». | Первичное чтение сказки вслух по частям. Объяснение смысла заголовка, определение вида сказки. Работа с текстом – чтение, ответы на вопросы, выполнение заданий. Определение главной мысли сказки. Творческая работа: рассказ о Коте в сапогах. Первичное чтение сказки. Объяснение смысла заголовка. Чтение текста сказки по эпизодам. Упражнение в выразительном чтении диалога героев. Оценка поступков героев с точки зрения морали, аргументирование своего ответа. | | |
132. 133. | Л. Кэрролл «Алиса в стране чудес». | Знакомство с произведением до чтения. Слушание первой главы «Вниз по кроличьей норе». Чтение вслух по очереди главы «Море слез». | | |
134. | Обобщение. Проверь себя. | Работа с книгами – правильное называние, определение жанра, темы, авторской принадлежности. Аннотирование прочитанной книги по образцу. Классифицирование изученных сказок. Работа со схемой в тетради или на компьютере. Творческая работа по группам: сочинить волшебную сказку с одним из известных сказочных героев. | | |
135. | Итоговый урок. Летнее чтение. | Оформление дневника читателя по разделам: произведения русских писателей; народные волшебные сказки в обработке писателей; стихи и рассказы о Родине, о семье; книги о приключениях и путешествиях; произведения зарубежных писателей; мои любимые книги. | | |
136. | Резерв. | | |