Кол-во часов | коррекция | Тема к/р, сочинения, изложения, к/сл./дикт. | Обязательный минимум | Программа | Словарь |
1 | | Введение в науку о языке Русский язык как объект научного изучения | | Русский язык как объект научного изучения. Лингвистика как наука о языке. Место лингвистики в кругу научных филологических дисциплин. Язык - важнейшее средство человеческого общения, формирования и передачи мысли. Основные функции языка: коммуникативная, когнитивная (познавательная), кумулятивная (культуроносная), эстетическая. Языки естественные и искусственные. Русский язык в современном мире. Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка. 2. Осознание лингвистики как науки, её места в кругу научных филологических дисциплин. Понимание основных функций языка. Осмысление элементарных сведений о происхождении и развитии русского языка, его контактах с другими языками. Ознакомление с элементарными сведениями о развитии русистики. | |
2 | | Язык и его основные функции | | |
3 | | Русский язык в современном мире | | |
4 | | Роль старославянского языка в развитии русского языка | | |
5 Р РК | | Виды нехудожественных произведений словесности (Словесность стр.223). Подготовка реферата на предложенную лингвистическую тему (КР/ДЗ: Реферат) | Написание доклада, реферата. Уметь извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях; | |
6 | | Культура речи Литературный язык и его признаки | | 1. Культура речи как раздел лингвистики. Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический. Коммуникативная целесообразность, уместность, точность, ясность, выразительность речи. Причины коммуникативных неудач, их предупреждение и преодоление. Языковая норма, её основные признаки и функции. Варианты норм. Основные виды языковых норм: орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические нормы русского литературного языка. Орфографические нормы, пунктуационные нормы. Нормативные словари русского языка и справочники. Уместность использования языковых средств в речевом высказывании. 2.Применение в практике речевого общения орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского языка; использование в собственной речевой практике синонимических ресурсов русского языка; соблюдение на письме орфографических и пунктуационных норм. Осуществление выбора наиболее точных языковых средств в соответствии со сферами и ситуациями речевого общения. Оценка точности, чистоты, богатства, выразительности и уместности речевого высказывания, его соответствия литературным нормам. Соблюдение норм речевого поведения в | |
7 | | Речевой этикет как правила речевого общения | Культура публичной речи. Культура учебно-научного и делового общения. | Речевой этикет |
8 | | Основные критерии хорошей речи | использовать основные приёмы информационной переработки текста. | |
9 РК | | Нормы языка художественной литературы.(Словесность.ст.392). Языковая норма и её основные признаки и функции | | Языковая норма |
10 | | Орфоэпические нормы | | |
11 | | Лексические нормы | | |
12 | | Иноязычные слова в современной речи | | |
13 ПР №1 | | Проверочная работа «Лексические нормы» | | |
14 | | Грамматические нормы | | |
15 | | Синонимия грамматических форм и их стилистические и смысловые возможности | Синонимия в системе русского языка. | Синонимия |
16 | | Анализ текста с точки зрения соблюдения грамматических норм | | |
17 ПР № 2 | | Проверочная работа «Грамматические нормы» | | |
18 | | Орфографические нормы | | |
19 | | Трудные случаи орфографии: правописание приставок пре- и при- с неясным значением | | |
20 | | Трудные случаи орфографии: правописание безударных окончаний и суффиксов глаголов и глагольных форм | | социально-культурной, официально-деловой и учебно-научной сферах общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем, на защите реферата, проектной работы. Способность осуществлять речевой самоконтроль, анализировать речь с точки зрения её эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач, владеть разными способами редактирования текста. Использование нормативных словарей русского языка и справочников. | |
21 | | Трудные случаи орфографии: правописание Н и НН во всех частях речи | | |
22 | | Трудные случаи орфографии: правописание НЕ со всеми частями речи | | |
23 | | Трудные случаи орфографии: правописание НЕ со словами на -мый | | |
24 | | Трудные случаи орфографии: различие между НЕ и НИ. | | |
25 | | Трудные случаи орфографии: правописание сложных наречий и предлогов | | |
26 | | Трудные случаи орфографии: отличие союзов и наречий ЗАЧЕМ, ЗАТО, ПРИЧЁМ и др. от омонимичных слов | | |
27 | | Трудные случаи орфографии: отличие союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ от омонимичных слов | | |
28 | | Трудные случаи орфографии: правописание числительных | | |
29 | | Трудные случаи орфографии: правописание сложных существительных | | |
30 | | Трудные случаи орфографии: правописание сложных прилагательных | | |
31 К/д | | Контрольный диктант с грамматическим заданием | | | |
32 | | Анализ КР. Работа над ошибками. Пунктуационные нормы | | |
33 | | Трудные случаи в пунктуации при обособленных членах предложения | | |
34 | | Тире в простом и сложном предложении | | |
35 | | Двоеточие в простом и сложном предложении | | |
36 | | Трудные случаи постановки знаков препинания в сложноподчинённом предложении | | |
37 | | Пунктуация в сложносочинённом предложении | | |
38 | | Пунктуация в предложениях с союзом КАК | | |
39 | | Пунктуация в предложениях с вводными и вставными конструкциями | | |
40 ПР № 3 | | Проверочная работа по пунктуации. Знаки препинания при цитировании | | |
41 к/с | | Контрольный словарный диктант Нормативные словари и справочники современного русского языка | | |
42 | | Анализ речевых высказываний с точки зрения соблюдения пунктуационных норм | | |
43 – 44 И | | Контрольная работа на выявление владения всеми видами языковых норм (изложение) | | |
45 | | Анализ изложения. Типичные ошибки, вызванные отклонением от литературной нормы | | | |
46 | | Проблемы экологии русского языка | | | |
47 РК | | Функциональная стилистика Виды нехудожественных произведений словесности Функциональные разновидности русского языка (Словесность стр.223). | | Функциональная стилистика как учение о функционально-стилистической дифференциации языка. Функциональные стили (научный, официально-деловой, публицистический), разговорная речь и язык художественной литературы как разновидности современного русского языка. Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для разговорного языка, научного, публицистического, официально-делового стилей. Культура публичной речи. Публичное выступление: выбор темы, определение целей, поиск материала. Композиция публичного выступления. Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения. Основные жанры научного (доклад, аннотация, статья, рецензия, реферат…), публицистического (выступление, статья, интервью, очерк…), официально-делового (резюме, характеристика…) стилей. | |
48 РК | | Виды нехудожественных произведений словесности Научный стиль речи (Словесность стр.223). | | |
49 | | Учебно-научный, научно-популярный стили | | |
50 | | Основные жанры научного стиля | | |
51 | | Культура учебно-научного общения | | |
52 | | Анализ текстов научного стиля | Уметь использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи; | |
53 ПРАКТ. | | Практическая работа по анализу текста научного стиля | | |
54 | | Официально-деловой стиль речи | | |
55 | | Основные жанры официально-делового стиля | | |
56 | | Форма делового документа | | |
57 | | Создание официально-деловых текстов | | |
58 | | Публицистический стиль речи | | |
59 | | Основные жанры публицистического стиля | | |
60 | | Анализ публицистических текстов разных жанров | | Язык художественной литературы и его отличия от других разновидностей современного русского языка. Основные признаки художественной речи. Основные изобразительно-выразительные средства языка. 2.Выявление особенностей разговорной речи, языка художественной литературы и функциональных стилей. Сопоставление и сравнение речевых высказываний с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использования языковых средств. Создание письменных высказываний разных стилей и жанров: тезисы, конспект, отзыв, письмо, расписка, заявление, автобиография, резюме и др. выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, дискуссиях с использованием разных средств аргументации. Наблюдение за использованием изобразительно-выразительных средств языка в публицистических и художественных текстах. Проведение стилистического анализа текстов разных стилей и функциональных разновидностей языка. | |
61 | | Культура публичной речи | Культура публичной речи. Культура учебно-научного и делового общения. | |
62- 63 С | | Создание публицистического текста (сочинение) | Совершенствование умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров. | |
64 | | Анализ сочинения. Работа над ошибками. Разговорная речь | | |
65 | | Невербальные средства общения. Культура разговорной речи. | | |
66 | | Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения | | |
67 | | Анализ разговорной речи с точки зрения специфики использования в ней лексических, морфологических, синтаксических средств | | |
68 С | | Сочинение-зарисовка по упр. 489 | создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения; | |
69 | | Анализ сочинения. Работа над ошибками. Язык художественной литературы и его отличия от других разновидностей современного русского языка | | |
70 РК | | Нормы языка художественной литературы Основные изобразительно-выразительные средства языка. (Словесность.ст.392). | | |
71 РК | | Нормы языка художественной литературы Тропы и фигуры речи. (Словесность ст.392). | | Тропы и фигуры речи |
72 – 73 РК РК | | Способы связи частей текста. Анализ фрагментов прозаических и поэтических текстов (Словесность стр.256). | | | |
74 КР | | Анализ стихотворного текста с точки зрения употребления в нём изобразительно-выразительных средств (упр. 516, 518) | применять в практике речевого общения орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; | | |
75 | | Повторение изученного Из раздела «Языковая система» Анализ КР. Работа над ошибками. Фонетика. Интонационные особенности русской речи. | Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков. | Интонационные особенности русской речи. | |
76 | | Изобразительные средства фонетики русского языка. | | Изобразительные средства фонетики русского языка. | |
77 | | Классификация лексических единиц русского языка. | | Классификация лексических единиц русского языка. | |
78 | | Фразеологические единицы русского языка. | | Фразеологические единицы русского языка. | Фразеология |
79 | | Лексические средства выразительности речи. | | Лексические средства выразительности речи. | |
80 | | Морфема и её виды. | | Морфема и её виды. | |
81 | | Система современного русского словообразования. | | Система современного русского словообразования. | |
82 | | Словообразовательные средства выразительности речи. | | Словообразовательные средства выразительности речи. | |
83-84 | | Орфоэпические нормы | соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем; использовать основные приёмы информационной переработки текста. | | |
85 З | | Зачётная работа по орфоэпии Лексические нормы | | Лексические нормы | |
86РК | | Нормы языка художественной литературы Лексические нормы. (Словесность.ст.392). | | | |
87-89 | | Грамматические нормы | | Грамматические нормы | |
90-91 | | Орфографические нормы | | Орфографические нормы | |
92 к/с | | Контрольный словарный диктант Пунктуационные нормы | | Пунктуационные нормы | |
93 РК | | Языковые построения с установкой на чужое слово. (Словесность стр.362). | | | |
94 | | Пунктуационные нормы | | | |
95-96 рр | | Сочинение – рассуждение (обучающее) | | Применение в практике речевого общения норм современного русского литературного языка. Осуществление выбора наиболее точных языковых средств в соответствии со сферами и ситуациями речевого общения. Создание письменных монологических высказываний. | |
97-99 к/т | | Контрольная тестовая работа в форме ЕГЭ | | | |
100-102 | | Резерв | | | |