№ п/п
№ урока в теме
Раздел, тема
Тип занятия
/формы работы, формы диагностики и контроля
Планируемые результаты
дата
д/з
примечание
личностные
предметные
метапредметные
1
1
Введение.
Повторение
ОДНВНР
Средства создания характера, лирический герой.
Диагностика уровня литературного развития учащихся
Автор – рассказчик – герой произведения – лирический геройл
приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры
Уметь пересказывать статью учебника, пользоваться аппаратом книги, знать и понимать цели и задачи предмета, структуру учебника-хрестоматии,
умение решать тесты
Познавательные: умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Страницы классики. Литература XIX в. (22 часов)
А.С. Пушкин (10 ч.)
2
1
А.С. Пушкин. Из биографии (Пушкин в Царскосельском лицее — по воспоминаниям современников).
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народа
Давать общую характеристику художественного мира произведения, писателя, литературного направления (романтизм, реализм).
Выразительно читать наизусть лирические стихотворения и фрагменты произведений русской литературы первой половины XIX в.
Познавательные: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать
Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе.
3
2
«Прощанье», «Разлука», «Простите, верные дубравы!..»
Культ возвышенной дружбы и верность «святому братству».
Автобиографизм и условность в поэзии Пушкина. Многоголосие ранней лирики: ироническое и лирическое начала, ирония и подлинный лиризм. Традиционная, бытовая и сниженная поэтическая лексика.
Гуманизм Пушкина. Сила творческого воображения.
Осознавать важность восприятия текста литературного произведения для развития личности
4
3
«19 октября 1825 года»
Дружба как одна из высших человеческих ценностей. Образы лицейских друзей поэта. Гимн Лицею и лицейскому братству.
5
4
«Няне».
Эмоциональность стихотворения, средства его создания.
Метафора. Стихотворная речь, двусложные и трёхсложные размеры стиха
Совершенствова
ние духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного
отношения к русской литературе, к культурам других народов.
Выразительно читать наизусть лирические стихотворения и фрагменты произведений
Познавательные: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать
6
5
Повесть «Дубровский»
Замысел и история создания произведения.
Повесть как эпический жанр. Рассказ и повесть
Искусство построения сюжета. Столкновение правды и несправедливости как завязка конфликта.
Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
7
6
Образ романтического героя Владимира Дубровского.
Романтический герой. Характеристика героя повествователем, другими героями; монологи героя.
Развязка повести. Открытый финал
Художественный вымысел в литературе
уважительное
отношение к русской литературе, к культурам других народов.
Выразительно читают заучивают наизусть, иллюстрируют.
Познавательные: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать
Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность со
сверстниками; работа в группе.
делают выводы, пишут сочинеие на литеартурном материале
8
7
Ключевые моменты развития сюжета: пожар в Кистенёвке, Дубровский-Дефорж у Троекурова, любовь к Маше (анализ эпизода)
9
8
Нравственный выбор героев.
10 - 11
9 - 10
Развитие речи
Контрольное сочинение № 1. «Благородство против подлости».
.Давать письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования
Познавательные: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать
Ф. Шиллер. «Разбойники» (сцены по выбору учителя)
(1час)
12
1
Выбор главного героя, его борьба за справедливость, обречённость на одиночество и непонимание.
Карл и Амалия. Трагический финал произведения. Развенчание романтического героя и его гибель
Отмечают особенности русского романтизма нать определение термина драма, трагедия, романтическая трагедия.
Знать текст произведения.
Уметь составлять сравнительную характеристику.
Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе.,
М.Ю. Лермонтов. Из биографии (Кавказ в жизни поэта).
(7 часов)
13
1
Из биографии (Кавказ в жизни поэта).
«Кавказ», «Парус», «Тучи», «Ветка Палестины», «Казачья колыбельная», «На севере диком стоит одиноко…»
Тема одиночества и разлуки. Символический смысл стихотворений.
Средства создания характера, лирический герой
Знание истории языка, основ культурного наследия человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей
Отмечать особенности поэзии русского романтизма на уровне языка, композиции, образа времени и пространства, образа романтического героя.
Давать общую характеристику художественного мира произведения, писателя, литературного направления (романтизм, реализм).
Познавательные: сопоставляют литературные произведения, принимают решение и осуществляют осознанный выбор
Коммуникативные: умеют организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе.
14
2
Противоречивость переживаний поэта. Живописность поэзии Лермонтова: роль сравнений и эпитетов.
Стихотворная речь, двусложные размеры мтиха
Регулятивные: Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока. В диалоге с учителями вырабатывать критерии оценки своей работы.
15
3
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
Историческая тема и фольклорные мотивы в творчестве Лермонтова
Романтический герой
Составлять план, в том числе цитатный, литературного произведения.
Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание.
Регулятивные: Самостоятельно составлять план решения учебной проблемы.
16
4
Приём сопоставления в изображении героев «Песни…». Утверждение человеческого достоинства и правды.
Герой и его характеристика
Знание истории языка, основ культурного наследия человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей
Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме
Выступать с развёрнутыми сообщениями, обобщающими наблюдения. Письменно оформляют результаты выступления.
17
5
Образы гусляров-рассказчиков как выразителей авторской оценки изображаемого
Знание истории языка, основ культурного наследия человечества;
Знать: основные характеристики героев
Уметь: выразительно читать текст.
Коммуникативные: умеют организовывать учебное сотрудничество и
работать в группе.
18 - 19
6 - 7
Контрольная работа № 2. Сочинение
Н.В. Гоголь. Из биографии писателя (по воспоминаниям современников). «Тарас Бульба»
(5 часов)
20
1
Историческая основа произведения. Изображение нравов и обычаев Запорожской Сечи. Любовь к родине и чувство товарищества в повести.
Язык произведения: эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения
Осознают важность патриотического начала героев произведения
Определяют тематику и проблематику произведения,
Определять характерные признаки лирических и лиро-эпических жанров на примерах изучаемых произведений
Ведут возможную полемику с другими произведениями близкой тематики.
Дают письменный и устный ответ на вопрос
21
2
Патриотизм главных героев: Тараса и Остапа.
Проблема нравственного выбора.
Необыкновенные характеры как олицетворение героической эпохи. Два типа характеров: Остап и Андрий.
22
3
Эмоциональность повествования, лирическое начало в повести
Чувства автора, средства их выражения. Картина степи, художественная роль фрагмента
выявлять авторскую самобытность в постановке и решении существенно значимых проблем,
23 - 24
4 - 5
Развитие речи. Контрольное сочинение № 3 «Почему Тараса Бульбу можно назвать национальным героем»
Лирическое начало, выразительные средства языка, художественные образы
Уметь выражать мысли в письменной форме
П. Мериме. «Маттео Фальконе» (3 часа)
25
1
Проблема нравственного выбора в новелле: долг и предательство.
Русская литература в контексте мировой.
Национальные черты характера героев
Формирование осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.
Осознают важность общечеловеческих ценностей
Выполнять сопоставительный анализ произведений
Знать определение новеллы, биографию писателя, текст произведения.
Cоставляют словесный портрет героев (словесное рисование)
оценивают и анализируют поступки героев
Сопоставляют сюжеты, персонажей литературных произведений
освоение социальных норм, правил поведения, развивают мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
. Выявлять особенности русской реалистической литературы в сопоставлении с отечественной литературой предшествующих эпох и зарубежной литературой в форме развёрнутых устных или письменных ответов, сочинений литературоведческого характера
26
2
Развитие речи. Тема для обсуждения. Общечеловеческие проблемы и их решение в творчестве Н.В. Гоголя и П. Мериме.
27
3
Творческое задание. Герои Гоголя и Мериме: национальные общие черты характеров, общечеловеческие ценности
ОДНВНР
Проект
Русская лирика середины XIX в. Основные темы и мотивы — (7 часов)
28
1
Н.А. Некрасов. Из биографии поэта (по воспоминаниям современников) Образ народа и тема народных страданий в лирике Некрасова. «Перед дождём», «Несжатая полоса», «Железная дорога»
Образ рассказчика в стихотворениях.
Своеобразие стиховой инструментовки: ритмичность и эмоциональная напряжённость поэзии.
Особенности некрасовской лирики: голоса героев, гражданская проблематика, публицистичность
Осознают важность приобщения к поэтическому настроению
Определять характерные признаки лирических и лиро-эпических жанров на примерах изучаемых произведений
Знать факты биографии поэта
Читают и заучивают наизусть, обмениваются впечатлениями
29
2
«Саша»
Сюжет и тема становления человеческого характера в поэме
Роль пейзажа в раскрытии образа главной героини произведения
Усвоение и активизация литературоведческих терминов: стиховая инструментовка, антитеза.
Читают и заучивают наизусть., обмениваются впечатлениями
30
3
Ф.И. Тютчев. Из биографии поэта. «Весенняя гроза», «С поляны коршун поднялся…», «Есть в осени первоначальной…»
Мастерство поэта в создании картин природы.
Живописность и красочность поэзии Тютчева. Олицетворение как основное средство изображения природы. Природа и человек. Величие и одухотворённость образов природы
Осознанно и ответственно относятся к собственным поступкам.
Формирование нравственных чувств и нравственного поведения
Отличать стихотворную речь от прозаической, находить основные признаки стихотворной речи, Определять виды рифм и способы рифмовки двусложных и трёхсложных размеров стиха на примере изучаемых стихотворных произведений, созданных в рамках силлабо-тонической системы стихосложения
Познавательные: Выявлять черты мастерства поэта в создании картин природы определять художественные особенности поэтических средств в литературном произведении.
Выявлять признаки художественной традиции фольклора и литературы предшествующих эпох в творчестве писателя,
31
4
А.К. Толстой. Из биографии поэта. «Вот уж снег последний в поле тает…», «Острою секирой ранена берёза…», «Осень. Обсыпается весь наш белый сад…» (по выбору учителя)
Пейзаж в лирике А.К. Толстого. Фольклорные традиции в изображении природы. Эмоциональность лирического героя поэзии А.К. Толстого, его способность к сочувствию и сопереживанию
32
5
А.А. Фет. Из биографии поэта. «Чудная картина…», «Печальная берёза…», «Я пришёл к тебе с приветом…», «Облаком волнистым…», «Ласточки пропали…», «Вечер», «Какая грусть! Конец аллеи…», «Учись у них — у дуба, у берёзы…» (по выбору учителя).
Состояние природы и человеческой души, запечатлённое в единстве.
Параллелизм в пейзажной лирике Фета. Выразительность детали в создании пейзажа. Взволнованность и недосказанность повествования. Музыкальность лирики Фета: звукопись, лексические повторы
Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения
Выявлять художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка писателя (поэтический словарь, тропы, поэтический синтаксис, фоника и др.) и определять их художественную функцию в произведении.
Выразительно читать стихотворный текст
Познавательные: Анализировать различные формы выражения авторской позиции в произведении, характеризовать формы проявления авторской позиции в произведениях различных родов литературы.
Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, об истории создания произведения, о прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета
1
33
6
А.Н. Майков. Из биографии поэта. «Осень», «Осенние листья по ветру кружат…» (другие — по выбору учителя)
Лирический герой в пейзажной лирике Майкова.
Изобразительно-выразительные средства и их роль в создании читательского настроения: эпитеты, сравнения.
34
7
Тема для обсуждения. Пейзаж в лирике поэтов середины XIX в.: Некрасова, Тютчева, Фета. ОДНВНР
Страницы классики. Литература рубежа XIX–XX вв. (7 часов)
35
1
А.П. Чехов. Вехи биографии писателя. «Хамелеон», Картина нравов в рассказе.
Приёмы создания комического эффекта.
Авторская ирония в рассказе. Деталь в ранней прозе Чехова
Характеризовать героя русской литературы второй половины XIX в.
Выявлять характерные для произведений русской литературы второй половины XIX в. темы, образы и приёмы изображения человека.
Формулировать вопросы по тексту произведения.
Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание
Соотносить содержание произведений русской литературы второй половины XIX в. с романтическим и реалистическим принципами изображения жизни и человека.
36
2
Средства юмористической характеристики:
Анекдотические ситуации в ранних рассказах писателя. сюжетные повторы, нагнетание деталей, неожиданная развязка.
Формирование осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам, формирование нравственных чувств
Познавательные: Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение.
Коммуникативные: сотрудничают в группе, слушают друг друга, делают вывод
37
3
Внекл. Чтение. Рассказы Чехова. «Злоумышленник», «Тоска», «Размазня»
38
4
А.И. Куприн. Вехи биографии писателя. «Чудесный доктор»
Тема служения людям и добру. Образ доктора.
Образ, персонаж, композиция
Понимать значение литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа
Коммуникативные: Формулировать вопросы по тексту произведения
Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования.
39
5
Мотив чудесного в рассказе «Чудесный доктор»
40
6
Л.Н. Андреев. Вехи биографии писателя. «Баргамот и Гараська»
Влияние духовной литературы. Идея человеческого братства и милосердия.
Жанр «пасхального рассказа».
Творческое задание. А.П. Чехов, А.И. Куприн, Л.Н. Андреев в воспоминаниях современников: портрет писателя (по выбору)
Осознают значимость чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития
Сопоставлять сюжеты, персонажей литературных произведений.
конкретного писателя
Коммуникативные: Делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведений
41
7
О. Генри. «Дары волхвов»
Джим и Делла, способность к самопожертвованию.
Черты рождественского рассказа. Символический смысл названия.
Формулировать горизонт своих интересов
Составлять план, в том числе цитатный, литературного произведения.
Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме.
Писать сочинение на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта
Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, об истории создания произведения, о прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.
42
2
Развитие речи. Тема для обсуждения. Поэтизация человеческих отношений и поиски добрых начал в человеке (на материале рассказов рубежа XIX– XX вв.)
Страницы классики. Литература XX в. (3 часа)
43
1
И.А. Бунин. Вехи биографии писателя. «Родина», «Ночь и даль седая…», «Листопад», «Шумели листья, облетая…», «Огонь», «Слово» (по выбору учителя)
Природа в изображении И.А. Бунина.
Предметность и красочность образов
воспитание патриотизма, уважения к Отечеству, осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа
Знать: определение понятий: «ямб»и «хорей», «ударение», «ритм»,«слог», «стопа»,
«стих»; уметь определять размер,
Читать выразительно произведение с учётом его жанровой специфики
Соотносить содержание произведений русской литературы первой половины XX в. с романтическими и реалистическими принципами изображения жизни и человека
Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, уметь работать с разными источниками информации
44
2
Развитие речи. Анализ стихотворения
Познавательные: Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, об истории создания произведения, о прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета
45
3
Н.А. Заболоцкий. Вехи биографии поэта. «Журавли», «Одинокий дуб»
Природа и человек. Природа и творчество
Персонаж, герой, лирика, строфа
Наедине с поэтом. Тема войны в русской поэзии ХХ в. (6 часов)
46
1
А.А. Ахматова. «Клятва», «Мужество», «Победителям»; О.Ф. Берггольц. «…Я говорю с тобой под свист снарядов…»; Ю.В. Друнина. «Я только раз видала рукопашный…», «Всё грущу о шинели…», «Запас прочности»;
Исповедальность, патриотический пафос
Тема памяти в лирике
Размер стиха, односложные, двусложные размеры
приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры,
осознание себя патриотами
формирование ответственного отношения к учению,
стремиться к саморазвитию, совершенствованию духовно-нравственных качеств
Уметь характеризовать идейно-эмоциональное содержание произведения.
Передавать личное отношение к произведению в процессе выразительного чтения (эмоциональная окраска, интонирование, ритм чтения), характеризовать образ персонажа через чтение его монологов, реплик, описаний внешности, действий, размышлений и т. д. (элементы исполнительской интерпретации произведения).
Познавательные: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации
Регулятивные: планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей, оценивают правильность выполнения действий
Рецензировать устно выразительное чтение одноклассников, чтение актёров
Коммуникативные: уметь самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов
47
2
С.П. Гудзенко. «Перед атакой»; С.С. Орлов. «Его зарыли в шар земной…»;
48
3
Д.С. Самойлов. «Сороковые, роковые…»; М.М. Джалиль. «Смерть девушки», «Радость весны»;
49
4
»; А.А. Сурков. «Бьётся в тесной печурке огонь…»; К.М. Симонов. «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины...», «Жди меня, и я вернусь…»
50 - 51
5 - 6
Развитие речи Выразительное чтение стихотворений. Защита проектов
Национальный характер в литературе ХХ в. (15 часов)
52
1
А.Т. Твардовский. Вехи биографии поэта. «Василий Тёркин» (главы по выбору учителя). «Я убит подо Ржевом», «Я знаю, никакой моей вины…»
Своеобразие жанра («книга про бойца»). Автор и герой.
Образ солдата-победителя.
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.
Знать: факты биографии и творческой деятельности поэта, определение понятий «композиция», «интонация стихотворения»; понимать чувства и переживания лирического героя,
Познавательные: работать с разными источниками информации, находить
ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности;
формулировать выводы
Соотносить героя и прототип, образы автора и биографического автора, лирического героя и поэта.
53
2
Народный герой в поэме: Василий Тёркин как собирательный образ
54
3
Изображение подвига народа. Тема памяти
55
4
М.А. Шолохов. Вехи биографии писателя. «Судьба человека»
Андрей Соколов — воплощение национального характера...
Особенность композиции: рассказ в рассказе; роль пейзажа
Жанровое различие рассказа, повести и романа на конкретных примерах изучаемых произведений.
Писать сочинение-описание
Осознавать значимость чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития
Уметь выделять этапы развития сюжета, определять художественную функцию внесюжетных элементов композиции произведения.
Характеризовать отдельного героя и средства создания его образа,
Проводить индивидуальную работу по подготовке рефератов и докладов по проблемам русской литературы XX в. с последующим рецензированием несколькими учащимися и обсуждением наиболее интересных работ в классе.
Коммуникативные: Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью
Регулятивные: оценивают правильность выполнения действий
56
5
Отражение судьбы всего народа в судьбе героя произведения Тема нравственных испытаний и военного подвига.
57 - 58
6 - 7
Контрольное сочинение № 4 "А был он лишь солдат. Солдатами не рождаются"
формирование осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.
Характеризовать отдельного героя и средства создания его образа, а также владеть навыками сопоставительной характеристики персонажей.
59
8
В.Г. Распутин. Вехи биографии писателя. «Уроки французского»
События, рассказанные от лица мальчика, авторская оценка.
Автор и его герой
60
9
Образ учительницы как символ человеческой отзывчивости
61
10
Развитие речи. Сочинение № 5
Обосновывать жанровое различие рассказа, повести и романа на конкретных примерах изучаемых произведений.
Определять жанровые разновидности эпических произведений (приключенческий рассказ, автобиографическая повесть, исторический роман и т. п.).
62
11
В.М. Шукшин. Вехи биографии писателя. «Космос, нервная система и шмат сала», «Микроскоп» (другие — по выбору учителя)
Самоирония и провозглашение ценности поэтического творчества
63
12
«Сокровенный» герой рассказов Шукшина. Доброта, доверчивость и душевная красота «маленьких людей». Столкновение с миром грубости и практической приземлённости. Внутренняя сила героя.
Какое впечатление произвело на вас стихотворение?
Регулятивные: оценивают правильность выполнения действий
64
13
Развитие речи. Тема для обсуждения. Своеобразие национального характера в русской литературе XX в.: традиции и новаторство.
Творческое задание. Историческая реальность и художественный вымысел в русской литературе
усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей
Характеризовать отдельного героя и средства создания его образа, а также владеть навыками сопоставительной характеристики персонажей.
Познавательные. Проводить индивидуальную работу по подготовке рефератов и докладов по проблемам русской литературы XX в. с последующим рецензированием несколькими учащимися и обсуждением наиболее интересных работ в классе.
Писать сочинение-описание
65
14
Ф. А. Абрамов. «Поездка в прошлое»
Встречи, переворачивающие всю жизнь.
Таинственный незнакомец на Курзии — метафора судьбы.
Творческое задание. Психологический портрет на основе внутреннего
монолога
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию
Уметь выделять этапы развития сюжета, определять художественную функцию внесюжетных элементов композиции произведения.
Характеризовать отдельного героя и средства создания его образа, а также владеть навыками сопоставительной характеристики персонажей.
Соотносить героя и прототип, образы автора и биографического автора, лирического героя и поэта.
66
15
Моральная ответственность за поступки. Является ли жестокое время оправданием для предательства?
усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей
Сопоставительная характеристика персонажей.
67 - 68
16 - 17
Повторение и обобщение изученного в 7 классе. Читательская конференция. Защита проектов
Резерв – 2 часа