Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности предназначена для учащихся 3 классов, рассчитана на 34 часа (1 часа в неделю), но так как в 2017-2018 учебном году 33 учебных недели и 1 день (33 часа), программа сокращена за счет резервных занятий. Рабочая программа составлена на основе Федерального образовательного государственного стандарта и на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
Учебный план образовательного учреждения на 2017/2018 учебный год Введение федеральных государственных образовательных стандартов требует развития новых методов и форм образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, ее творческой инициативы, с формированием навыка самостоятельного движения в информационных полях, универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем в профессиональной деятельности, в самоопределении.
Для того, чтобы выполнить социальный заказ, школе необходимо формировать у обучающихся исследовательское поведение, способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах. Чем раньше погружать ребенка в эту деятельность, тем больше вероятность получить желаемый результат.
Реализация программы «Я – умею, я - смогу» направлена на создание условий для становления гражданской идентичности личности, для проявления потребности в социальной активности детей и их творческом самовыражении. В процессе работы формируются такие личностные характеристики как любознательность, целеустремленность, способность к организации собственной деятельности, к взаимодействию с другими детьми, стремление делать полезные дела, ответственность, доброжелательность, развивается чувство эмпатии.
Актуальность программы состоит также в том, что дети, участвуя в проекте, разработанном ими самими, получают ценный опыт общественного действия, удовлетворяют свои духовные, познавательные, творческие, социальные потребности. Используя разные виды деятельности, инициированные педагогом и предложенные самими учениками, обучающиеся не только формируют компетентности в различных областях знания, но и самостоятельно создают продукт, имеющий значимость для других. Реализуя программу, педагог создает такие условия для творчества, что становятся востребованными любые способности и увлечения детей, что многократно повышает их мотивацию и интерес к совместной деятельности.
Цель программы – формирование у обучающихся опыта социального общественного действия через включение их в самостоятельную общественную практику.
Задачи программы:
- формирование познавательных потребностей детей;
- формирование у обучающихся компетенций, необходимых для исследовательской деятельности;
- формирование навыков взаимодействия с одноклассниками и педагогом;
- воспитание доброжелательности, ответственности, чувства эмпатии;
- воспитание осознанного стремления трудиться на благо других;
- формирование регулятивных качеств личности.
Общая характеристика курса
Программа внеурочной деятельности предназначена для обучающихся 3 классов и ориентирована на формирование социальной компетентности детей, их готовности к саморазвитию, к активной совместной творческой деятельности на благо себе и других. Она актуализирует проблему совершенствования и самосовершенствования личности ребенка на основе принципов гуманизма, формируя общечеловеческие ценности. Содержание учебных занятий, методы работы педагога должны способствовать воспитанию у обучающихся любви к своей школе, своему краю, заботы, ответственности, чувства долга, толерантности, а также стремления к познанию и истине, целеустремлённости, настойчивости, бережливости, трудолюбия, экологическое сознания.
Учебный курс строится на принципах системно-деятельностного, рефлексивного, проблемно-ситуативного подходов, диалогического общения. Программа имеет комплексный характер.
Направление программы – социальное.
Объем программы – 34 часа. Программа является единой учебно-воспитательной системой, носит комплексный характер и состоит из следующих модулей: «Коллективное творчество» (12 часов), «Из следопытов в исследователи» (10 часов), «Наш проект» (12часов). Все они согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения содержания курса, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс, осуществляемый с учетом возрастных особенностей и возможностей младших школьников в рамках отведенного времени.
Занятия первого модуля «Коллективное творчество» способствуют развитию у обучающиеся умений межличностного взаимодействия в группе, формированию навыков коллективного планирования, анализа личной и групповой работы, рефлексии. Педагог создает условия для формирования адекватной объективной самооценки.
На занятиях второго модуля «Из следопытов в исследователи» даются первоначальные представления об учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности, ее методах и формах, формируются умения сохранять, принимать учебную задачу и выполнять ее в индивидуальной и совместной деятельности. Обучающиеся планируют свою деятельность, действуют по составленному плану. Педагог создает условия для формирования внутренней позиции школьника, его положительной «Я-концепции».
Модули необходимо реализовывать в строгой последовательности, т.к. курс построен по принципу – от простого к сложному, а основы универсальных учебных действий, формирующихся в процессе подготовки и реализации проекта (третий модуль), закладываются на занятиях первых двух модулей.
Программа «Я – умею, я - смогу» является также пропедевтическим курсом для осуществления исследовательской деятельности в 4-м классе и основной школе.
Место программы в основной образовательной программе НОО
Программа продолжает урочную деятельность, т. к. развивает у обучающихся умение учиться и организовывать свою деятельность – формулировать с помощью учителя цели и задачи предстоящей деятельности, планировать работу, осуществлять ее контроль и оценку, формировать навыки взаимодействия с одноклассниками и педагогом. Она преемственна по отношению к 5 курсам основной образовательной программы для начальной школы: «Технология», «Окружающий мир», «Русский язык», «Риторика», «Изобразительное искусство». Опираясь на знания детей, полученные на уроках, она расширяет и углубляет их, дополняет занятиями практической направленности.
Учебный курс «Я – умею, я - смогу» призван реализовывать все направления программы духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся, так как способствует воспитанию гражданственности и патриотизма, нравственных чувств и этического сознания, трудолюбия и творческого отношения к труду, учебе и жизни, ценностного отношения к природе, ценностного отношения к прекрасному.
Ценностные ориентиры программы: любовь к России, своему краю, служение Отечеству, забота, помощь, ответственность, чувство долга, толерантность, стремление к познанию и истине, целеустремлённость, настойчивость, бережливость, трудолюбие, экологическое сознание, красота, эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и в искусстве.
Результаты освоения программы.
Личностные универсальные учебные действия.
У обучающиеся будут сформированы:
- самостоятельность в разных видах деятельности, навыки самоанализа и самоконтроля,
- уважение и принятие ценностей микроколлектива и микросоциума, где они проживают
часть своей жизни,
- уважительное отношение к иному мнению,
- положительное отношение к школе,
- навыки взаимодействовия со взрослыми и сверстниками через участие в совместной деятельности.
В результате освоения программы обучающиеся получат возможность:
- овладеть начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире,
- развить личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах,
- ориентироваться в нравственном содержании и смысле собственных поступков и поступков окружающих людей,
- сформировать эстетические ценности и чувства,
- развить доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость,
- научиться оценивать себя по критериям, предложенным взрослыми,
- сформировать элементарные основы экологической культуры.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающиеся научатся:
- принимать и сохранять учебную задачу,
- в сотрудничестве с учителем учитывать выделенные педагогом ориентиры действий в новом учебном материале,
- переносить навыки построения внутреннего плана действий из игровой деятельности в учебную.
В результате освоения программы обучающиеся получат возможность научиться:
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации,
- оценивать правильность выполнения действия на уровне оценки соответствия результатов требованиям данной задачи,
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей и родителей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
В результате освоения программы обучающиеся научатся:
- первоначальным навыкам работы в группе: распределять роли, обязанности, выполнять работу, осуществлять контроль деятельности,
- задавать вопросы,
- учитывать в общении и во взаимодействии возможность существования у людей различных точек зрения.
В результате освоения программы обучающиеся получат возможность научиться:
- адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, владеть диалогической формой общения,
- формулировать собственное мнение и позицию,
- развить навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Познавательные универсальные учебные действия
В результате освоения программы обучающиеся научатся:
- слушать и понимать речь других людей,
- работать по предложенному учителем плану,
- выделять и формулировать познавательную цель и проблемы с помощью учителя, включаться в творческую деятельность под руководством учителя.
В результате освоения программы обучающиеся получат возможность научиться:
- строить сообщения в устной и письменной форме,
- устанавливать причинно – следственные связи в изучаемом круге явлений,
- обобщать,
- устанавливать аналогии,
- использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями.
Содержание программы «Я – умею, я - смогу»
Модуль № 1 «Коллективное творчество» состоит из 6 тем. Объем модуля – 12 часов.
Задачи модуля:
- формировать навыки коллективного и группового взаимодействия с одноклассниками и педагогом,
- воспитывать доброжелательность, ответственность, чувство эмпатии,
- воспитывать осознанное стремление трудиться на благо других,
- формировать навыки планирования и анализа своей деятельности,
- формировать умения адекватно оценивать свою работу.
Занятие № 1. Коллективная творческая игра «Наша любимая сказка».
Цель: развивать умения межличностного взаимодействия участников игры в группе, формировать навыки коллективного планирования, развивать творческие способности детей, создавать условия для формирования адекватной объективной самооценки.
Содержание: беседа о любимых сказках и героях, объединение обучающихся, выразивших свои симпатии к одной сказке в пары, тройки и т. д. Перед детьми ставится задача – каждой группе нарисовать картину на листах ватмана, изобразив любимых героев. Анализ индивидуальной и совместной деятельности.
Форма: коллективная творческая игра.
Занятие № 2. Коллективная творческая игра «Сочинение рассказов».
Цель: развивать умения межличностного взаимодействия в процессе коллективной игры, формировать навыки коллективного планирования, создавать условия для формирования адекватной объективной самооценки.
Содержание: обучающиеся делятся на группы по 5 - 6 человек. Перед каждой группой лежат карточки изображением вниз. Члены микроколлектива должны составить групповой рассказ так, чтобы каждый участник сказал несколько слов о предмете на карточке, не теряя общую сюжетную линию и продолжая рассказ за товарищами. Анализ индивидуальной и совместной деятельности. Выбор лучших сюжетов.
Форма: коллективная творческая игра.
Занятие № 3. Коллективная творческая игра «В заповедном лесу».
Цель: познакомить обучающихся с правилами групповой работы, формировать навыки коллективного планирования, создавать условия для формирования адекватной объективной самооценки.
Содержание: беседа о назначении заповедников, о их обитателях. Коллективная работа по размещению в них животных. Игра «Экскурсия по нашему заповеднику». Анализ индивидуальной и совместной деятельности.
Форма занятия: коллективная творческая игра.
Занятие № 4. Коллективная творческая игра «Кони на лугу».
Цель: развивать умения межличностного взаимодействия в процессе коллективной игры, формировать навыки коллективного планирования, создавать условия для формирования адекватной объективной самооценки.
Содержание: беседа о конях, об особенностях их внешнего облика и поведения. Индивидуальная работа по созданию образа своего животного. Создание общей композиции «Кони на лугу». Подготовка к представлению групповой работы. Анализ индивидуальной и совместной деятельности.
Форма занятия: коллективная творческая игра.
Занятие № 5. Коллективная творческая игра «Подводное царство».
Цель: развивать умения межличностного взаимодействия участников игры в группе, формировать навыки коллективного планирования, развивать творческие способности детей, создавать условия для формирования адекватной объективной самооценки.
Содержание: создание игровой ситуации, коллективная беседа об обитателях моря. Деление обучающихся на группы и распределение обязанностей между ними. Самостоятельная работа по изображению морских обитателей. Составление общей композиции по коллективно спланированному сюжету. Анализ индивидуальной и совместной деятельности.
Форма: коллективная творческая игра.
Занятие № 6. Коллективная творческая игра «Поезд нашего класса».
Цель: развивать умения межличностного взаимодействия в паре и в коллективе в процессе игры, формировать навыки коллективного планирования, развивать творческие способности детей, создавать условия для формирования адекватной объективной самооценки.
Содержание: знакомство с сюжетом игры – путешествием учащихся класса на сказочном поезде. Объединение детей в пары. Распределение вагончиков сказочного поезда. Подготовка изображения своего товарища и украшение вагончиков поезда. Создание общей композиции поезда. Анализ индивидуальной, парной и коллективной деятельности.
Форма: коллективная творческая игра.
Модуль № 2 «Из следопытов в исследователи» состоит из 5 тем. Объем модуля – 10 часов.
Задачи модуля:
- дать первоначальные представления о учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности, ее методах и формах,
- формировать умения сохранять, принимать учебную задачу и выполнять ее в индивидуальной и совместной деятельности,
- формировать умения планировать свою деятельность, действовать по составленному плану,
- формировать внутреннюю позицию школьника, положительную «Я-концепцию ребенка».
Занятия № 1–4 «Удивительная наша планета».
Цель: мотивация детей к исследовательской деятельности, развитие познавательного интереса обучающихся в области естественных наук.
Содержание: Многообразие мира растений Земли. Приспособление растений к разному климату. Строение растений. Экскурсия в ботанический сад.
Многообразие мира животных. Приспособление их к условиям окружающей жизни. Экскурсия в зоопарк.
Формы: беседа, проектная деятельность, экскурсии.
Занятие № 5 «Научные исследования. Зачем человек исследует мир?»
Цель: формировать представление об исследовании как способе познания окружающего мира, формировать мотивацию для развития в себе качеств исследователя, создавать условия для развития конвергентного и дивергентного мышления.
Содержание: Работа в группах с детской энциклопедией. Постановка проблемы. Дискуссия «Способы решения проблемы». Беседа «Зачем человеку нужны исследования? Что такое исследование?».
Форма: беседа, дискуссия.
Занятия № 6–8 «Методы исследования».
Цель: формировать представления о методах исследования, формировать элементарные исследовательские умения и навыки.
Содержание: беседа о способах познания окружающего мира. Продуктивная игра «Как мы познаем окружающий мир».
Форма: продуктивная игра.
Занятие № 9 «Учимся работать с научно-познавательной литературой».
Цель: формировать навыки работы с текстом.
Содержание: знакомство с научно-познавательной литературой. Виды
научно-познавательной литературы, ее классификация. Подготовка презентации научно-популярной статьи.
Форма: творческий проект.
Занятие № 10 «Методы анкетирования и опроса».
Цель: формировать представления о методах анкетирования и опроса, отрабатывать умения проводить опрос и анкетирование.
Содержание: Методы анкетирования и опроса. Обработка результатов. Практикум по группам.
Форма: тренинговая форма.
Модуль № 3 «Наш проект» состоит из 8 тем. Объем модуля – 12 часов.
Задачи модуля:
- формировать гражданскую идентичность личности,
- формировать навыки социализации: коллективного и группового взаимодействия с одноклассниками и педагогом,
- воспитывать доброжелательность, ответственность, чувство эмпатии,
- воспитывать осознанное стремление трудиться на благо других,
- формировать навыки индивидуальной и групповой рефлексии.
Занятие № 1 «Подготовка учащихся к работе над проектом».
Цель: познакомить детей со спецификой социального проекта, замотивировать детей на участие в разработке и реализации проекта.
Содержание: Знакомство обучающихся с проектом «Гражданин». Обсуждение проблем класса и школы. Подведение итогов о необходимости осуществления деятельности по улучшению окружающей жизни.
Форма: дискуссия.
Занятия № 2–3 «Выбор проблемы».
Цель: выбрать объект социального проектирования.
Содержание: Экскурсия по школе. Социологический опрос учащихся и родителей.
Обсуждение проблем, имеющих место в школе. Игра «Ящик предложений».
Форма: экскурсия, игра, социологический опрос.
Занятия № 4–5 «Сбор и анализ информации по проблеме».
Цель: собрать и проанализировать информацию по выбранной проблеме, касающуюся разных ее аспектов.
Содержание зависит от той проблемы, какую выберут дети. Например, дети хотят благоустроить школьный участок и хотят оформить клумбу. Они, исходя из личных предпочтений, делятся на 4 группы.
Первая группа «Аналитики» изучает то, как подобная проблема решалась другими детьми в своей школе или в других школах. Они могут использовать метод интервьюирования или изучения материалов средств массовой информации.
Вторая группа «Натуралисты» изучает декоративные растения: их внешний вид, период цветения, особенности ухода.
Третья группа «Дизайнеры» продумывает, как будет выглядеть клумба, рисует эскизы.
Четвертая группа «Финансисты» продумывает проблему привлечения денежных средств с целью приобретения семян и рассады. Например, с помощью сдачи макулатуры или, участвуя в ярмарке, можно заработать деньги и вложить их в дело.
Учитель по своему усмотрению исходя из особенностей и активности класса может уменьшать или увеличивать количество групп.
Форма: групповая работа.
Занятия № 6–7 «Разработка собственного варианта решения проблемы».
Цель: принять собственный вариант решения проблемы, обработать и систематизировать полученный материал, распределив его по соответствующим разделам проекта.
Содержание: обработка и представление наработанных материалов по разделам:
- актуальность проблемы для школы,
- информация о различных подходах к решению данной проблемы, ее анализ,
- программа действий, разработанная и принятая командой.
Форма: презентация творческого продукта, дискуссия.
Занятия № 8 «Реализация плана действий команды».
Цель: реализовать на практике полностью или частично свой вариант решения проблемы.
Содержание: дети могут начать реализацию проекта со сбора средств, полученных от продажи макулатуры, от участия в весенней ярмарке. Оформление клумбы по составленному эскизу. В работе по приобретению семян, рассады, по оформлению клумбы могут принимать участие родители, учителя биологии, технологии, старшеклассники.
Форма: практическая деятельность.
Занятия № 9«Подготовка к защите проекта».
Цель: сгруппировать весь собранный материал, который наработан 4 творческими группами, в 2 блока: демонстрационный и документальный, подготовить устное выступление группы из 4 человек.
Содержание: весь собранный материал дети группируют в 2 блока: демонстрационный и документальный.
Демонстрационный состоит из 4 планшетов разметом 80x100 см. На стендах располагаются фотографии, рисунки, плакаты. Одновременно готовится папка документов, в которой логика работы представлена наиболее полно.
1 раздел – материалы, демонстрирующие аргументы учащихся в выборе проблемы проекта. Ребятам нужно доказать актуальность выбранной для решения проблемы. Дети используют анализ интервью с обучающимися и родителями, а также подборки журнальных статей и материалы других средств массовой информации.
2 раздел – обзор информационных ресурсов решения данной проблемы. Здесь представляются найденные материалы о том, как школьный дворик оформляется в других школах и в данной школе в прошедшие годы.
3 раздел поясняет реализацию плана действий, разработанного обучающимися. Здесь содержатся материалы о путях решения проблемы:
- материалы, полученные в ходе поисковой деятельности о растениях, которые будут высажены на клумбу с информацией об особенностях их физиологии, периодов цветения.
Форма: работа в группах.
Занятие № 10 «Презентация проекта».
Цель: представление обучающимся других классов и параллелей информации о важности проблемы, объяснить пути решения проблемы, продемонстрировать имеющиеся для этого ресурсы, замотивировать других детей для продолжения и развития проекта.
Содержание: презентация проекта детской и взрослой аудитории и ответы нам вопросы слушателей.
Форма: презентация.
Занятие № 11 «Рефлексия».
Цель: анализ обучающимися основных этапов подготовки, реализации, и представления проекта.
Содержание: обсуждение проделанной работы может проходить в нескольких вариантах.
1 вариант: всех участников можно разделить на несколько групп, так, чтобы в каждой группе были представители, работающие в командах дизайнеров, финансистов, аналитиков и натуралистов. Им дается перечень вопросов, которые они коллективно обсуждают, а затем отвечают.
2 вариант: дети письменно отвечают на предложенные вопросы.
Возможный перечень вопросов:
- Чему вы научились, работая над проектом?
- Какие умения приобрели?
- Что у вас получилось хорошо?
- Какие вы видите недоработки?
Форма: коллективное обсуждение.
Тематическое планирование
Дата | Название модулей и тем | Количество часов | Теоретическое | Практическое занятие |
| 1. Коллективная творческая игра «Наша любимая сказка». | 2 | | 2 |
| 2. Коллективная творческая игра «Сочинение рассказов». | 2 | | 2 |
| 3. Коллективная творческая игра «В заповедном лесу». | 2 | | 2 |
| 4. Коллективная творческая игра «Кони на лугу». | 2 | | 2 |
| 5. Коллективная творческая игра «Подводное царство». | 2 | | 2 |
| 6. Коллективная творческая игра «Поезд нашего класса». | 2 | | 2 |
| 1. Занятия № 1–4 «Удивительная наша планета». | 4 | 2 | 2 |
| 2. Занятие № 5 «Научные исследования. Зачем человек исследует мир?» | 1 | | 1 |
| 3. Занятия № 6–8 «Методы исследования». | 3 | | 3 |
| 4. Занятие № 9 «Учимся работать с научно-познавательной литературой». | 1 | | 1 |
| 5. Занятие № 10 «Методы анкетирования и опроса». | 1 | | 1 |
| 1. Занятие № 1 «Подготовка учащихся к работе над проектом». | 1 | | 1 |
| 2. Занятия № 2–3 «Выбор проблемы». | 2 | | 2 |
| 3. Занятия № 4–5 «Сбор и анализ информации по проблеме». | 2 | | 2 |
| 4. Занятия № 6–7 «Разработка собственного варианта решения проблемы». | 2 | | 2 |
| 5. Занятия № 8 «Реализация плана действий команды». | 1 | | 1 |
| Занятия № 13–15 «Подготовка к защите проекта». | 1 | | 1 |
| Занятие № 10 «Презентация проекта». | 1 | | 1 |
| Занятие № 11 «Рефлексия». | 1 | | 1 |
| | | | |
Материально-технического обеспечения образовательного процесса
Для реализации программы «Легко, если вместе» необходимы следующие объекты и средства материально-технического обеспечения:
- настенные классные и магнитные доски для вывешивания демонстрационного материала,
- экран для демонстрации презентаций и видеофрагментов,
- демонстрационное оборудование (компьютер, музыкальный центр, мультипроектор,
- вспомогательное оборудование для осуществления проектной и исследовательской деятельности (принтер, сканер, фото и видеотехника).
А также экранно-звуковые пособия:
- мультимедийные образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации.
Библиотечный фонд:
- энциклопедическая и справочная литература,
- научно-популярные книги, содержащие дополнительный познавательный материал развивающего характера по различным темам курса.
Библиографический список
1. Белобородова О.Г. Программа внеурочной деятельности в начальной школе // Справочник классного руководителя, 2011. № 9. С. 44–56.
2. Белобородова О.Г. Программа внеурочной деятельности в начальной школе // Справочник классного руководителя, 2011. № 10. С. 54–62.
3. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010.
4. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
5. Классному руководителю. Учебно-методическое пособие / Под ред. М.И. Рожкова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. (Воспитание и дополнительное образование детей).
6. Методика социально-образовательного проекта «Гражданин»/ Составитель Пахомов В.П. – 2-е изд. доп. и перераб. – Самара: Изд-во «НТЦ», 2006.