Календарные планы по русскому языку. 8 класс
Календарное планирование составлено по программе «Російська мова. 5-9 класи: Програма для загальноосвітніх навчальних закладів із російською мовою навчання (зі змінами). / Укладачі: Голобородько Є.П., Озерова Н.Г., Михайловська Г.О., Стативка В.І., Давидюк Л.В., Бикова К.І., Яновська Л.Г., Кошкіна Ж.О. Затверджено Міністерством освіти і науки України. 2015», нацелено на реализацию основной цели обучения – достижении свободного владения учащимися русским языком во всех видах речевой деятельности на основе речевой, языковой, социокультурной и деятельностной компетенций, заложенных в программе.
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Государственные требования к уровню общеобразовательной подготовки учащихся | Межпредметные связи | Речевая деятельность | Повторение | Дата проведения | Примечание |
1 СЕМЕСТР |
Введение (1 ч.) Повторение (2 ч.) |
1. | О развитии русского языка. | 1 | Ученик: понимает язык как развивающееся явление оперирует сведениями о развитии русского языка доказывают тезис: русский язык – явление развивающееся | | Чтение Слушание | | | |
2. | Части речи (самостоятельные и служебные, междометие), их значение и грамматические признаки. | 1 | распознает части речи, указывает их грамматические признаки уместно использует слова разных частей речи в собственных высказываниях определяет роль частей речи и целесообразность их использования в текстах разных стилей, типов и жанров | | Составление высказывания | | | |
3. | Стилистические особенности частей речи. | 1 | | | Стили речи | | |
4. | Рр. Общение, виды и правила общения. Законы общения. Подготовленная и спонтанная речь. | 1 | оперирует усвоенными ранее понятиями: общение, функции общения, виды общения – при анализе ситуаций общения понимает законы общения как объективные процессы, происходящие во взаимодействии людей знает правила общения для слушающего и для говорящего понимает и обосновывает отличие подготовленной речи от спонтанной | | Чтение Слушание Монолог Диалог | | | |
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ (40 ч.) |
Словосочетание и предложение (4 ч.) |
5. | Понятие о синтаксисе и пунктуации. Словосочетание, его назначение в языке. Строение словосочетания. | 1 | знает и понимает содержание и значение синтаксиса пунктуации определяет главное и зависимое слово в словосочетании указывает тип грамматической связи в словосочетании правильно строит, распространяет и употребляет в речи словосочетания, в том числе словосочетания, в которых допускаются ошибки в форме зависимого слова, и словосочетания, различающиеся в русском и украинском языках употребляет синонимичные словосочетания | | | Словосочетание | | |
6. | Виды словосочетаний по типу грамматической связи (систематизация и углубление знаний). | 1 | | | Части речи. | | |
7. | Рр. Слушание-понимание научно-популярного текста о культуре речи. | 1 | воспринимает и понимает фактическую информацию и смысл текста записывает ключевые слова по ходу слушания | | Слушание | | | |
8. | Предложение, его роль в языке. Виды предложений по цели высказывания, по эмоциональной окраске. Предложения двусоставные и односоставные, простые и сложные предложения. | 1 | различает основные виды простого предложения (по цели высказывания, по наличию или отсутствию эмоциональной окраски, по характеру грамматической основы, по количеству грамматических основ) правильно строит и употребляет в речи основные виды простого предложения с учетом разнообразия речевых задач интонационно правильно оформляет и выразительно читает разные виды предложений по цели высказывания, а также восклицательные предложения, передающие различные эмоциональные оттенки значения в устной речи использует логическое ударение для повышения выразительности речи | сходные и несходные языковые явления в русском и украинском языках (украинский язык); инверсия в художественном произведении (литература) | Чтение | ПП, СП, знаки препинания в конце предложения | | |
9. | Логическое ударение (систематизация и углубление знаний). Знаки препинания в конце предложения. | 1 | | | | |
10. | Рр. Чтение-понимание (молча) научно-популярного текста о культуре общения. | 1 | понимает фактическое содержание текста выделяет тематические предложения абзаца находит основную и дополнительную информацию в тексте делает тематические выписки из текста | | Чтение | | | |
11. | К/р. Тестовые задания. | 1 | | | | | | |
ДВУСОСТАВНОЕ ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ГЛАВНЫЕ И ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (6 ч.) |
12. | Двусоставное предложение. Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое. Способы выражения подлежащего. | 1 | различает двусоставные простое предложение и определяет их роль в языке различает в предложении главные и второстепенные члены предложения опознает подлежащее и сказуемое, выраженные разными способами | сходные и несходные языковые явления в русском и украинском языках (украинский язык); эпитет и сравнение как художественные приёмы (литература) | | Словосочетание. Части речи | | |
13. | Рр. Составление диалога о культуре общения. | 1 | ориентируется в ситуации общения ведёт спонтанный диалог, свободно оперируя знаниями о культуре общения учитывает действие законов и правил общения | Составление высказывания Диалог Монолог | | | |
14. | Простое и составное сказуемое (глагольное и именное). | 1 | опознает подлежащее и сказуемое, выраженные разными способами строит и уместно употребляет в речи предложения, в которых главные члены выражены разными способами правильно использует видо-временные формы глаголов-сказуемых | | Видо-временные формы глагола | | |
15. | Понятие о пунктограмме. Тире между подлежащим и сказуемым. | 1 | | Знаки препинания в ПП | | |
16. | Рр. Устное сообщение о культуре речи с элементами сравнения и обобщения. | 1 | отбирает языковые средства и элементы содержания в соответствии с замыслом составляет сложный план и систематизирует отобранный материал строит устное сообщение в соответствии с нормами литературного языка | | Составление высказывания | Текст | | |
17. | Второстепенные члены предложения (систематизация и углубление изученного). Определение, согласованное и несогласованное. | 1 | различает второстепенные члены предложения, в том числе приложение как разновидность определения, разные виды обстоятельств строит предложения, в которых второстепенные члены выражены разными способами | сходные и несходные языковые явления в русском и украинском языках (украинский язык); эпитет и сравнение как художественные приёмы (литература) | | Определение | | |
18. | Приложение как разновидность определения. Написание одиночных приложений через дефис, приложения, выделяемые кавычками. | 1 | | Заглавная буква и кавычки в именах существительных | | |
19. | Рр. Сжатое изложение научно-популярного текста о культуре речи и общении по самостоятельно составленному сложному плану. | 1 | определяет основную и второстепенную информацию составляет сложный план сжатого изложения отбирает материал из текста соответственно плану сжато излагает текст | | Составление высказываний | | | |
20. | Дополнение. | 1 | различает второстепенные члены предложения, в том числе разные виды обстоятельств строит предложения, в которых второстепенные члены выражены разными способами употребляет обстоятельства времени как средство связи в повествовательных текстах и обстоятельства места как средства связи в описательных текстах | | | Дополнение Категория падежа | | |
21. | Обстоятельство. Виды обстоятельств по значению. | 1 | | | Наречие | | |
22. | К/р. Тестовые задания. Контрольный диктант. | 1 | | | | | | |
Односоставные предложения (4 ч.) Неполные предложения (1 ч.) |
23. | Односоставные предложения с главным членом в форме сказуемого: определённо-личные, их роль в языке. | 1 | опознает односоставные предложения и определяет их роль в языке различает виды односоставных предложений, в том числе в составе сложного предложения строит и уместно использует в речи односоставные предложения различает употребление безличных предложений в русском и украинском языках | сходные и несходные языковые явления в русском и украинском языках (украинский язык); эпитет и сравнение как художественные приёмы (литература) | Чтение | Грамматическая основа. Видо-временные формы глагола | | |
24. | Неопределённо-личные предложения, их роль в языке. | 1 | | Видовременные формы глагола | | |
25. | Безличные предложения, их роль в языке. | 1 | | Безличные глаголы | | |
26. | Рр. Текст и его признаки, относительно самостоятельные части текста. Требования к вступлению; виды вступлений Приемы развертывания содержания текста (практически). | 1 | знает и обосновывает назначение каждой структурной части текста: заглавие, вступление, основная часть, заключение осознаёт требования к вступлению знает виды вступлений, определяет вид вступления в данном тексте и обосновывает уместность его использования знает приемы развертывания содержания в тексте осознаёт «разрывы связности» в письменной речи как недочеты | | | | | |
27. | Р/р. Контрольное изложение. | 1 | | | | | | |
28. | Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего (назывные), их роль в языке. | 1 | | сходные и несходные языковые явления в русском и украинском языках (украинский язык); эпитет и сравнение как художественные приёмы (литература) | | Подлежащее Синонимы | | |
29. | Неполные предложения, их роль в языке. Тире в неполных предложениях. | 1 | опознает неполные предложения соблюдает интонацию неполных предложений правильно и уместно использует неполные предложения в диалоге, а также в составе сложных предложений с целью предупреждения неоправданных повторений | Диалог. Чтение | Интонирование текста | | |
30. | К/р. Тестовые задания. | 1 | | | | | | |
31 | Рр. Слушание-понимание текста публицистического стиля речи. | 1 | прогнозирует содержание текста по заглавию формулирует тему и основную мысль текста воспринимает на слух структуру текста выделяет вступление, основную часть, и заключение определяет вид вступления и обосновывает его соответствие авторскому замыслу | | Слушание. Составление высказывания | Текст | | |
32. | Рр. Чтение-понимание (вслух и молча) текста публицистического стиля речи. | 1 | читает, соблюдая нормы произношения понимает фактическое содержание текста устанавливает границы вступления, основной части, заключения обосновывает соответствие вступления авторскому замыслу определяет виды связи между вступлением и заключением, вступлением и основной частью определяет приемы развертывания содержания в тексте, обосновывает уместность их употребления | | Чтение | Текст | | |
2 СЕМЕСТР |
Предложения с однородными членами (4 ч.) |
33. | Однородные члены, их роль в предложении (систематизация и углубление знаний). | 1 | находит однородные члены предложения, разные ряды однородных членов в одном предложении соблюдает интонацию предложений с однородными членами правильно строит предложения с однородными членами, в том числе с союзами не только…, но и…; так…, как и…; не столько…, сколько… уместно использует в речи предложения с однородными членами, с разными рядами однородных членов | сходные и несходные языковые явления в русском и украинском языках (украинский язык); ряды разных по характеру слов в качестве однородных членов предложения как средство художественной выразительности (литература) | Составление высказывания | Однородные члены предложения | | |
34. | Запятая между однородными членами. | 1 | | Знаки препинания между однородными членами | | |
35. | Рр. Подробный пересказ текста публицистического стиля речи. | 1 | определяет тему и основную мысль текста находит границы вступления, основной части, заключения определяет вид вступления и сохраняет его при пересказе сохраняет авторские средства выразительности | | Слушание Чтение | Типы речи | | |
36. | Однородные и неоднородные определения. | 1 | распознает однородные и неоднородные определения правильно строит предложения с однородными членами, в том числе с однородными и неоднородными определениями уместно использует в речи предложения с однородными и неоднородными определениями | | Чтение | Определение | | |
37. | Рр. Подробное изложение текста публицистического стиля речи. | 1 | определяет тему и основную мысль текста составляет сложный план текста подробно излагает основное содержание текста, сохраняя вид вступления, средства связи предложений в тексте | | Составление высказывания | Текст | | |
38. | Обобщающие слова в предложениях с однородными членами. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложении с однородными членами | 1 | находит обобщающие слова при однородных членах соблюдает интонацию предложений с обобщающими словами при однородных членах строит предложения с обобщающими словами при однородных членах уместно употребляет в речи предложения с обобщающими словами при однородных членах | | Чтение Слушание Диалог Составление высказывания | | | |
39 | К/р. Тестовые задания. Аудирование. | | | | | | | |
Предложения с обращениями, вводными словами (словосочетаниями, предложениями) (4 ч.) |
40. | Обращение, его назначение в языке. Нераспространенное и распространенное обращение (систематизация и углубление знаний). | 1 | находит в тексте обращения, распространённые и нераспространённые интонационно правильно оформляет и выразительно читает предложения с обращениями строит предложения с распространёнными и нераспространёнными обращениями уместно использует в речи обращения для привлечения внимания собеседника (читателя) и выражения отношения к нему | сходные и несходные языковые явления в русском и украинском языках (украинский язык); использование вводных слов для связи частей научного текста (математика, физика, история и др.) | Слушание Чтение | Члены предложения | | |
41. | Знаки препинания при обращении. | 1 | Диалог | Обращение | | |
42. | Рр. Построение описания местности, памятников истории и культуры. Публицистический стиль: сфера использования, функции. Слушание-понимание публицистических текстов с элементами описания местности, памятников истории и культуры. | 1 | понимает структуру и содержание текста типа описания местности, памятника истории и культуры знает о сфере применения, основных функциях, языковых средствах публицистического стиля речи определяет тему и основную мысль определяет в тексте элементы описания местности, памятников истории и культуры, называет элементы их содержания и обосновывает их роль в раскрытии авторского замысла | Слушание Составление высказывания | Текст | | |
43. | Вводные слова (словосочетания, предложения), их роль в языке (повторение и углубление знаний). | 1 | находит в тексте вводные слова (словосочетания, предложения), определяет их значение и цель использования интонационно правильно оформляет вводные слова (словосочетания, предложения) и выразительно читает предложения с вводными словами (словосочетаниями, предложениями) строит предложения с вводными словами (словосочетаниями, предложениями), учитывая сферу общения производит синонимическую замену вводных слов правильно и уместно употребляет вводные слова (словосочетания, предложения), в том числе и для связи предложений в тексте | Чтение Слушание | Вводные слова | | |
44. | Знаки препинания при вводных словах словосочетаниях, предложениях. | 1 | | | | |
45. | Рр. Языковые особенности публицистического стиля. Чтение-понимание (вслух) текста публицистического стиля речи с элементами описания местности, памятников истории и культуры. | 1 | знает о сфере применения, основных функциях, языковых средствах публицистического стиля речи читает выразительно текст анализирует структуру текста: определяет основные элементы содержания и устанавливают подчиненность отбора элементов раскрытию темы и основной мысли делает выписки с целью накопления материала для рассказа с внесюжетными элементами в виде описания местности, памятников истории культуры | | Чтение Составление высказывания | | | |
46. | К/р. Тестовые задания. Чтение молча. | 1 | | | | | | |
ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБОСОБЛЕННЫМИ ЧЛЕНАМИ (14 ч.) |
47. | Понятие об обособлении. Обособленные второстепенные члены, их роль в предложении | 1 | находит обособленные члены предложения и определяет их роль строит предложения с обособленными членами интонационно правильно оформляет и выразительно читает предложения с обособленными и уточняющими членами использует в речи обособление в целях смыслового выделения или уточнения части высказывания | сходные и несходные языковые явления в русском и украинском языках (украинский язык); обособление как средство художественной выразительности (литература); использование конструкций с обособленными членами в текстах научного стиля (история, география, литература и др.) | Чтение Слушание | Члены предложения | | |
48. | Рр. Выборочный пересказ публицистического текста с элементами описания местности, памятников истории и культуры. | 1 | отбирает необходимый для выборочного пересказа материал создаёт завершённый текст, соответствующий коммуникативной задаче | Слушание Составление высказывания | Текст | | |
49. | Обособленные определения. | 1 | находит обособленные определения, в том числе выраженные причастным оборотом, и объясняет цель их использования строит предложения с обособленными определениями интонационно правильно оформляет и выразительно читает предложения с обособленными определениями использует в речи обособленные определения в целях смыслового выделения части высказывания | | Определение | | |
50. | Знаки препинания при обособленных определениях | 1 | | Причастный оборот | | |
51. | Обособленные приложения. Знаки препинания при обособленных приложениях. | 1 | находит обособленные приложения и объясняет цель их использования строит предложения с обособленными приложениями интонационно правильно оформляет и выразительно читает предложения с обособленными приложениями использует в речи обособленные приложения в целях смыслового выделения части высказывания | | Приложение | | |
52. | Рр. Сочинение-рассказ с обрамлением на морально-этические темы с элементами описания местности, памятников культуры и истории. | 1 | создаёт обрамление к рассказу систематизирует собранный материал соответственно композиционной форме рассказа пишет текст рассказа с обрамлением в черновике редактирует черновой вариант текста, устраняя всё, что не способствует раскрытию замысла | | Составление высказывания | Текст | | |
53. | Обособленные обстоятельства. Знаки препинания при обособленных обстоятельствах. | 1 | находит обособленные обстоятельства, в том числе выраженные деепричастием и деепричастным оборотом, и объясняет цель их использования строит предложения с обособленными обстоятельствами интонационно правильно оформляет и выразительно читает предложения с обособленными обстоятельствами использует в речи обособленные обстоятельства в целях смыслового выделения части высказывания, а также как средство связи предложений в тексте | сходные и несходные языковые явления в русском и украинском языках (украинский язык); обособление как средство художественной выразительности (литература); использование конструкций с обособленными членами в текстах научного стиля (история, география, литература и др.) | Чтение Слушание | Словосочетание | | |
54. | Обособленные обстоятельства (выраженные деепричастиями и деепричастными оборотами). Знаки препинания при обособленных обстоятельствах. | 1 | Чтение Слушание | Деепричастный оборот | | |
55. | Обособленные обстоятельства (выраженные существительными в косвенном падеже с предлогами). Знаки препинания при обособленных обстоятельствах. | 1 | Чтение Составление высказывания | Словосочетание | | |
56. | Рр. Жанры публицистического стиля: интервью. | 1 | знает о жанре интервью и понимает роль интервью в сборе материала к сочинению, пользуется этим способом при подготовке к сочинению анализирует композиционную структуру интервью формулирует вопросы, создает вступление, излагает содержание в соответствующей жанровой форме использует интервью как способ сбора материала для включения его в текст сочинения | | Составление высказывания | Сюжет композиция | | |
57. | Обособленные дополнения. Знаки препинания при обособленных дополнениях. | 1 | находит обособленные члены предложения и определяет их роль строит предложения с обособленными членами интонационно правильно читает предложения с обособленными членами использует в речи обособление в целях смыслового выделения или уточнения части высказывания | | | Дополнение | | |
58. | Обособленные уточняющие члены предложения. Знаки препинания при них. | 1 | находит обособленные и уточняющие члены предложения и определяет их роль строит предложения с уточняющими членами интонационно правильно читает предложения с уточняющими членами использует в речи обособление в целях смыслового выделения или уточнения части высказывания | | Чтение | Интонирование текста | | |
59. | Знаки препинания при обособленных уточняющих членах предложения. | 1 | | Чтение | Интонирование текста | | |
60. | Повторение и обобщение изученного. | 1 | находит обособленные и уточняющие члены предложения и определяет их роль строит предложения с обособленными и уточняющими членами интонационно правильно читает предложения с обособленными и уточняющими членами использует в речи обособление в целях смыслового выделения или уточнения части высказывания | | | | | |
61. | К/р. Тестовые задания. Контрольный диктант. | 1 | | | | | | |
способы передачи чужой речи (3 ч.) |
62. | Рр. Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему в публицистическом стиле по сложному плану с элементами интервью | 1 | определяет тему, основную мысль сочинения строит публицистический текст-рассуждение в соответствии с составленным планом, уместно подбирая убедительные аргументы находит и исправляет ошибки, нарушающие стилистическое единство текста | | Составление высказывания | Текст | | |
63. | Прямая, косвенная и несобственно прямая речь как способы передачи чужой речи (систематизация и углубление знаний) | 1 | находит слова автора и прямую речь, предложения с косвенной речью, опознает несобственно прямую речь строит предложения с прямой речью, предложения с косвенной речью, использует различные глаголы-синонимы, вводящие прямую речь соблюдает интонацию предложений с прямой речью, предложений с косвенной речью, несобственно прямой речи заменяет прямую речь косвенной и использует в качестве синонимов предложения с чужой речью, переданной различными способами правильно и уместно использует в речи предложения с прямой речью, предложения с косвенной речью, несобственно прямую речь | сходные и несходные языковые явления в русском и украинском языках (украинский язык); речь персонажа в диалоге и слова автора, несобственно прямая речь как способ постижения внутреннего мира героя (литература), использование цитат в текстах научного стиля (история и др.) | Интонирование | Виды дополнений СП | | |
64-65. | Рр. Контрольное сочинение. (Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему в публицистическом стиле по сложному плану.) | 2 | определяет тему, основную мысль собственного высказывания, адресата речи уместно выбирает вид зачина, характерные для публицистического стиля языковые средства использует различные приёмы развёртывания содержания текста составляет сложный план собственного высказывания создаёт текст-рассуждение в публицистическом стиле, подбирая убедительные аргументы для обоснования своей позиции совершенствует написанное, находит и исправляет ошибки, нарушающие стилистическое единство текста | | Составление высказываний | Текст | | |
66. | Знаки препинания при прямой речи. Знаки препинания при диалоге. | 1 | находит слова автора и прямую речь, предложения с косвенной речью, опознает несобственно прямую речь строит предложения с прямой речью, предложения с косвенной речью, использует различные глаголы-синонимы, вводящие прямую речь соблюдает интонацию предложений с прямой речью, предложений с косвенной речью, несобственно прямой речи заменяет прямую речь косвенной и использует в качестве синонимов предложения с чужой речью, переданной различными способами правильно и уместно использует в речи предложения с прямой речью, предложения с косвенной речью, несобственно прямую речь | речь персонажа в диалоге и слова автора (литература) | Диалог | | | |
67. | Цитата. Способы цитирования. Знаки препинания при цитате | 1 | находит цитаты в тексте и объясняет цель их использования правильно и уместно использует цитаты в речи, в том числе для подкрепления и пояснения излагаемой мысли, используя разные способы их оформления | использование цитат в текстах научного стиля (история и др.) | Слушание Чтение | | | |
68. | К/р. Тестовые задания. | | | | | | | |
69. | Рр. Составление диалога с элементами рассуждения на морально-этические темы и включением элементов описания местности, памятников. | 1 | определяет ситуацию общения вступает в диалог на морально-этические темы, включает в реплики описание местности, памятников истории и культуры пользуется синонимичными средствами запроса информации отбирает уместные языковые средства для воздействия на собеседника ведёт диалог с учётом законов и правил общения | | Составление высказывания Диалог | | | |
70. | Повторение в конце года. | 1 | | | | | | |