№ п/п | Примерная дата проведения урока | Тема урока | Тип урока Количество часов | Элементы содержания. Контроль. | Планируемые результаты (Личностные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД Регулятивные УУД) | Использование компьютерного оборудования, программного обеспечения, дидактических средств, учебного оборудования, цифровых образовательных ресурсов и т.д. | Домашнее задание |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Введение (6 часов) |
1 | | Биология — наука о живой природе | Изучение нового материала 1 | Биология как наука. Значение биологии. | Личностные: формируют любовь и бережное отношение к родной природе, элементы экологической культуры. Познавательные: владеть таким видом изложения текста как повествование. Коммуникативные: уметь самостоятельно определять общие цели и распределять роли при работе в группе Регулятивные: составлять план текста | Портреты ученых-естествоиспытателей | П.1 |
2 | | Методы исследования в биологии | Комбинированный 1 | Методы познания в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение. Источники биологической информации, ее получение, анализ и представление его результатов. Техника безопасности в кабинете биологии. | Личностные: постепенное выстраивать собственное мировоззрение Познавательные: получать биологическую информацию из различных источников Коммуникативные: овладение умением работать с учебной и внешкольной информацией Регулятивные: составлять план текста | Таблицы, рисунки, изображающие явления природы; термометр, секундомер, лупа. | П.2 |
3 | | Биологические приборы и инструменты. Правила работы в кабинете биологии. | Комбинированный 1 | Правила работы в кабинете биологии, правила работы с биологическими приборами и инструментами | Личностные: формируется ответственное отношение к соблюдению правил техники безопасности. Познавательные: начато практическое ознакомление с методами проведения научных исследований и оформлением их результатов. Коммуникативные: уметь самостоятельно определять общие цели и распределять роли при работе в группе Регулятивные: оформлять отчет, включающий описание наблюдения | | П.3 |
4 | | Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого от неживого | Комбинированный 1 | Царства: Бактерии, Грибы, Растения и Животные. Признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение. | Личностные: формируют научное мировоззрение на основе знаний об отличительных признаках живого от неживого. Познавательные: воспринимать смысл познавательного текста Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и позицию Регулятивные: составлять план текста | Таблицы, рисунки представителей разных царств. | П.4 |
5 | | Среды обитания живых организмов. | Комбинированный 1 | Водная среда. Наземно-воздушная среда. Почва как среда обитания. Организм как среда обитания. | Личностные: самостоятельно организовывают учебное взаимодействие в группе Познавательные: определять отношения объекта с другими объектами Коммуникативные: уметь договариваться друг с другом Регулятивные: работая по плану, сверять свои действия с целью | Таблицы с изображением растений и животных в природе. | П.5 |
6 | | Экскурсия «Осенние явления в жизни растений и животных» | Комбинированный 1 | Осенние явления растений и животных, многообразие растений и животных. | Личностные: Воспитывают чувство любви к родной природе, формируются элементы экологической культуры. Познавательные: под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение Коммуникативные: уметь договариваться друг с другом Регулятивные: работая по плану сравнивать свои действия с целью | Блокнот, карандаши, компас. | Повторить п.4-5 |
Раздел 1. Клеточное строение организмов (10 часов) |
7 | | Устройство увеличительных приборов Лабораторная работа № 1 «Рассматривание строение растения с помощью лупы» | Изучение нового материала 1 | Увеличительные приборы (лупа, микроскоп). Правила работы с микроскопом. | Личностные: формируется познавательный мотив на основе интереса к работе с новым оборудованием и проведения простейших исследований. Познавательные: оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради Коммуникативные: уметь распределять роли при выполнении лабораторной работы в парах Регулятивные: сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их | Микроскоп, лупа | П.6 |
8 | | Химический состав клетки. Вода и минеральные вещества, их роль в клетке. | Комбинированный урок 1 | Методы изучения клетки. Химический состав клетки. Вода и минеральные вещества, их роль в клетке. | Личностные: формируется научное мировоззрение на основании установления сходства химического состава клеток как одного из доказательств единства живой природы. Познавательные: работать с текстом и иллюстрациями учебника Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию Регулятивные: работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. | Таблица «Строение растительной и животной клетки», | П.7, с.26 |
9 | | Органические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки. | Комбинированный урок 1 | Органические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки. Обнаружение органических веществ в клетках растений. | Личностные: формируется научное мировоззрение на основании установления сходства химического состава клеток как одного из доказательств единства живой природы. Познавательные: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей Коммуникативные: определять общие цели Регулятивные: определять цель учебной деятельности | Таблица «Строение растительной и животной клетки», семена пшеницы, держатель для пробирок, спички. | П.7, с.27 |
10 | | Строение клетки | Комбинированный урок 1 | Строение клетки: клеточная мембрана, клеточная стенка, цитоплазма, ядро, вакуоли | Личностные: формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов Познавательные: различают на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки. Коммуникативные: выслушивают мнение других Регулятивные: корректируют свои знания о строении клетки | Микроскопы, микропрепараты «Клетки кожицы лука», таблицы «Строение растительной клетки». Презентация «Клетка как структурно-функциональная единица» | П.8 |
11 | | Лабораторная работа №2 «Строение клеток кожицы чешуи лука» | Урок совершенствования ЗУН 1 | Строение клетки: клеточная мембрана, клеточная стенка, цитоплазма, ядро, вакуоли | Личностные: формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов. Познавательные: умение выделять существенные признаки строения клетки. Коммуникативные: уметь распределять роли при выполнении лабораторной работы в парах Регулятивные: развиваются навыки выполнения лабораторной работы по инструктивной карточке и оформления ее результатов | Микроскопы, микропрепараты «Клетки кожицы лука», таблицы «Строение растительной клетки». | Повтор. п.8 |
12 | | Пластиды. Хлоропласты. Лабораторная работа №3 «Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томата, рябины, шиповника» | Комбинированный урок 1 | Строение клетки. Пластиды. Хлоропласты. | Личностные: формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов. Познавательные: умение выделять существенные признаки строения клетки. Коммуникативные: уметь распределять роли при выполнении лабораторной работы в парах Регулятивные: развиваются навыки выполнения лабораторной работы по инструктивной карточке и оформления ее результатов | Микроскопы, микропрепараты клетки элодеи | Повтор. п.8 |
13 | | Жизнедеятельность клетки (дыхание, питание, транспорт веществ, выделение) | Комбинированный урок 1 | Жизнедеятельность клетки. Раздражимость. Движение цитоплазмы. | Личностные: формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов. Познавательные: выделять существенные признаки жизнедеятельности клетки. Коммуникативные: выслушивать мнение других Регулятивные: работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно | Микроскопы, микропрепараты клетки элодеи | П.9, с.36 |
14 | | Деление клетки | Комбинированный урок 1 | Генетические аппарат, ядро, хромосомы | Личностные: формируется научное мировоззрение в связи с развитием у учащихся представления о делении клеток как основе размножения, роста и развития всех живых организмов. Познавательные: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей Коммуникативные: выслушивают мнение других Регулятивные: определять цель учебной деятельности | Таблица «Строение растительной и животной клетки», «Деление клеток». | П.9, с.37 |
15 | | Лабораторная работа №4 «Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей» | Комбинированный урок 1 | Ткань, определение, виды. | Личностные: формируется научное мировоззрение в связи с развитием у учащихся представления о ткани как следующем уровне организации организмов из клеток. Познавательные: выделять признаки, характерные для различных видов тканей Коммуникативные: уметь распределять роли при выполнении лабораторной работы в парах Регулятивные: развиваются навыки выполнения лабораторной работы по инструктивной карточке и оформления ее результатов | Таблица «Строение растительной и животной клетки», «Ткани растений» Презентация «Ткани растений и их виды» | С.38-39 |
16 | | Обобщающий урок по теме «Клеточное строение организмов» | Урок систематизации и обобщения знаний и умений 1 | Систематизация и обобщение понятий раздела. Контроль знаний и умений работать с микроскопом и приготовления микропрепаратов | Личностные: формируется научное мировоззрение в связи с развитием у учащихся представления о единстве живого. Познавательные: работать с текстом и иллюстрациями учебника Коммуникативные: владение различными формами устных выступлений Регулятивные: развивается умение анализировать и обобщать имеющиеся знания. | | Повтор. п.7-9 |
Раздел 2. Многообразие организмов (18 часов) |
17 | | Классификация организмов. Отличительные признаки представителей разных царств природы. | Изучение нового материала 1 | Классификация организмов. Отличительные признаки представителей разных царств природы. | Личностные: формируется научное мировоззрение Познавательные: структуирование информации, выбор критериев для сравнения, классификации живых объектов, формирование целостного мировоззрения, умение формулировать выводы Коммуникативные: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками. Регулятивные: развитие навыков самооценки и самоанализа. | Рисунки учебника, таблицы с изображением представителей разных царств. | |
18 | | Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность. Роль бактерий в природе и жизни человека | Комбинированный урок 1 | Бактерии, особенности строения и жизнедеятельности. Формы бактерий. Разнообразие бактерий, их распространение. Роль бактерий в природе. Роль бактерий в хозяйственной деятельности человека | Личностные: формируется научное мировоззрение на основе изучения строения бактерий. Формируется интерес к предмету и положительная познавательная мотивация на основе проведения самостоятельного биологического исследования. Познавательные: выделяют существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов их роль в природе и жизни человека. Различают на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы. Знакомы с приемами оказания первой медицинской помощи при отравлении ядовитыми грибами. Коммуникативные: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками. Регулятивные: умение организовывать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. | Рисунки учебника с изображением прокариотических организмов. | |
19 | | Грибы, их общая характеристика, многообразие. Съедобные и ядовитые грибы. Оказание первой помощи при отравлении ядовитыми грибами | Комбинированный урок 1 | Грибы, особенности строения и жизнедеятельности. Многообразие грибов. Роль грибов в природе и жизни человека | Личностные: Формируется научное мировоззрение на основе изучения строения и роли грибов. Формируется понимание ценности здорового и безопасного образа жизни; усваиваются правила безопасного поведения в ситуациях, угрожающих жизни и здоровью при отравлении ядовитыми грибами. Познавательные: знать строение плесневых грибов и дрожжей, их роль в природе и жизни человека. Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность, работать индивидуально, осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, отстаивать мнение. Регулятивные: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, корректировать свои действия относительно заданного эталона | Плодовые тела шляпочных грибов, модели грибов. Презентация «Ядовитые и съедобные грибы» | |
20 | | Лабораторная работа №5 «Особенности строения мукора и дрожжей» | Комбинированный урок 1 | Особенности строения мукора и дрожжей | Личностные: формируется познавательная самостоятельность и мотивация на изучение объектов природы. Познавательные: определение цели своего обучения, структурирование информации, самостоятельный информационный поиск, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Установление причинно-следственных связей строения и свойств организмов и их роли в природе и жизни человека. Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность, контролировать действия партнера. Регулятивные: Развивается умение самостоятельно проводить исследования в ходе лабораторной работы и на основе анализа полученных результатов делать выводы. | Мукор на хлебе или овощах, предметные и покровные стекла, микроскопы; рисунки с изображением плесневых грибов. | |
21 | | Характеристика царства Растения. Одноклеточные и многоклеточные. Низшие и высшие. | Комбинированный урок 1 | Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль растений в биосфере. Охрана растений. | Личностные: формируется экологическая культура на основе понимания важности охраны растений. Познавательные: давать определение понятию на основе изученного материала Коммуникативные: владеть приемами гибкого чтения. Регулятивные: определять и формулировать цель индивидуальной деятельности на уроке | Гербарные экземпляры, таблицы, рисунки с изображением растений (дикорастущих и культурных). | |
22 | | Водоросли – одноклеточные и многоклеточные. Строение, жизнедеятельность, размножение, многообразие. | Комбинированный урок 1 | Водоросли: одноклеточные и многоклеточные. Строение, жизнедеятельность, размножение, среда обитания зеленых, бурых и красных водорослей. Роль зеленых, бурых и красных водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей | Личностные: формируются элементы коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с одноклассниками в процессе образовательной деятельности. Познавательные: выделяют существенные признаки водорослей как представителей низших растений, объясняют роль водорослей в природе и жизни человека Коммуникативные: владеть письменной и устной речью на основе представления о тексте. Регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной деятельности | Таблицы, рисунки с изображением одноклеточных и многоклеточных водорослей, гербарные экземпляры. | П.14 |
23 | | Лишайники – симбиотические организмы. Многообразие и распространение лишайников | Комбинированный урок 1 | Многообразие и распространение лишайников. Строение, питание и размножение лишайников. Значение лишайников в природе и жизни человека | Личностные: формируется экологическая культура на основании изучения лишайников и вывода о состоянии окружающей среды. Познавательные: имеют представление о лишайниках как симбиотических организмах. Коммуникативные: владеть письменной и устной речью на основе представления о тексте, как о продукте речевой деятельности. Регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной деятельности | Таблицы, рисунки с изображением лишайников | П.15 |
24 | | Мхи, папоротники, хвощи, плауны. | Комбинированный урок 1 | Высшие споровые растения. Мхи, папоротники, хвощи, плауны, их отличительные особенности, многообразие, распространение, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана. | Личностные: формируется научное мировоззрение на основе сравнения низших и высших растений и установления усложнений в их строении в процессе эволюции. Познавательные: выделяют существенные признаки высших споровых растений. Коммуникативные: отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. Регулятивные: определение последовательности действий при работе с учебником. | Гербарные экземпляры, рисунки с изображением мхов, плаунов, хвощей, папоротников, коллекция «Каменный уголь и продукты его переработки». | П.16 |
25 | | Лабораторная работа№6 «Строение мха (на местных видах) Строение спороносящего хвоща Строение спороносящего папоротника» (на усмотрение учителя) | Урок совершенствования ЗУН 1 | Мхи, папоротники, хвощи, плауны, их отличительные особенности. | Личностные: Развитие познавательных интересов. Познавательные: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей Коммуникативные: уметь распределять роли при выполнении лабораторной работы в парах Регулятивные: развиваются навыки выполнения лабораторной работы по инструктивной карточке и оформления ее результатов | Гербарные экземпляры, рисунки с изображением мхов, плаунов, хвощей, папоротников | |
26 | | Голосеменные растения. Лабораторная работа№7 «Строение хвои и шишек хвойных» (на примере местных видов) | Комбинированный урок 1 | Голосеменные растения, особенности строения. Многообразие и распространение голосеменных растений, их роль в природе, использование человеком, охрана. | Личностные: формируется научное мировоззрение на основе сравнения голосеменных и высших растений и установления усложнения в их строении. Познавательные: имеют представление о характерных признаках и многообразии голосеменных растений, освоили понятие «семенные растения» Коммуникативные: уметь распределять роли при выполнении лабораторной работы в парах Регулятивные: развиваются навыки выполнения лабораторной работы по инструктивной карточке и оформления ее результатов | Коллекция голосеменных растений, гербарные экземпляры сосны, ели, лиственницы, таблицы, рисунки с изображением голосеменных растений. | П.17, с.62 |
27 | | Покрытосеменные растения. | Комбинированный урок 1 | Покрытосеменные растения, особенности строения, многообразие, значение в природе и жизни человека. | Личностные: формируется научное мировоззрение на основе сравнения голосеменных и покрытосеменных растений и установления усложнений в их строении. Познавательные: выделяют существенные признаки покрытосеменных растений, многообразие покрытосеменных растений. Оперируют понятиями: «плод», «цветок», «жизненные формы». Коммуникативные: отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. Регулятивные: развитие умения выделять существенные признаки покрытосеменных растений, проводить лабораторную работу по инструктивной карточке | Гербарные экземпляры цветковых растений, таблицы, рисунки с изображением разных видов покрытосеменных, строения цветка, схемы развития цветкового растения. | П.17 |
28 | | Лабораторная работа №8 «Строение цветкового растения» | Урок совершенствования ЗУН 1 | Покрытосеменные растения, особенности строения, многообразие, значение в природе и жизни человека. | Личностные: формируется научное мировоззрение на основе изучения основных этапов развития растительного мира и установления усложнений в строении растений в процессе эволюции. Познавательные: выделяют существенные признаки покрытосеменных растений, многообразие покрытосеменных растений. Коммуникативные: уметь распределять роли при выполнении лабораторной работы в парах Регулятивные: развиваются навыки выполнения лабораторной работы по инструктивной карточке и оформления ее результатов | Гербарные экземпляры, таблицы, рисунки с изображением растений (дикорастущих и культурных). | |
29 | | Общая характеристика царства Животные. Одноклеточные и многоклеточные животные. Охрана животного мира. | Комбинированный урок 1 | Общая характеристика царства Животные, разнообразие животного мира. | Личностные: развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению животных, формируются ценностно-смысловые установки по отношению к животному миру, осознание необходимости бережного отношения к животным и их охраны. Познавательные: исследование, поиск и отбор информации, ее структурирование, речевое развитие, выделение признаков простейших, выбор критериев для сравнения Коммуникативные: сотрудничество с учителем и учащимися; выражение своих мыслей при ответах на вопросы. Регулятивные: определение последовательности действий при работе с учебником. | Таблицы разных представителей царства Животные, чучела. Презентация «Подцарство Одноклеточные» | П.18 |
30 | | Особенности строения одноклеточных животных, их многообразие. Роль одноклеточных животных в природе и жизни человека. | Комбинированный урок 1 | Особенности строения одноклеточных животных, их многообразие. Корненожки. Амёбоидное движение. Роль одноклеточных животных в природе и жизни человека. | Личностные: развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению одноклеточных животных. Познавательные: исследование, поиск и отбор информации, ее структурирование, речевое развитие, выделение признаков простейших, выбор критериев для сравнения Коммуникативные: сотрудничество с учителем и учащимися; выражение своих мыслей при ответах на вопросы. Регулятивные: определение последовательности действий при работе с учебником. | Таблицы, рисунки с изображением одноклеточных животных. | П.19 |
31 | | Беспозвоночные животные, особенности их строения. Многообразие беспозвоночных животных. | Комбинированный урок 1 | Многообразие беспозвоночных животных. Губки. Кишечнополостные Иглокожие. Черви. Моллюски. Членистоногие: ракообразные, паукообразные, насекомые. | Личностные: развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению животных, формируются ценностно-смысловые установки по отношению к животному миру, происходит осознание необходимости бережного отношения к животным и их охране. Познавательные: выделяют существенные признаки многоклеточных животных, различать беспозвоночных животных среди биологических объектов, на рисунках и таблицах. Коммуникативные: отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. Регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности. | | П.20 |
32 | | Позвоночные животные, особенности их строения. Многообразие позвоночных животных. | Комбинированный урок 1 | Особенности строения позвоночных животных, их многообразие. Холоднокровные позвоночные животные: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся. | Личностные: развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению животных, формируются ценностно-смысловые установки по отношению к животному миру, происходит осознание необходимости бережного отношения к животным и их охране. Познавательные: выделяют существенные признаки холоднокровных животных, обосновывать необходимость охраны животного мира Коммуникативные: отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами, в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль Регулятивные: уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности. | | П.21,с.80-81 |
33 | | Теплокровные позвоночные животные. | Комбинированный урок 1 | Теплокровные позвоночные животные, особенности их строения. Птицы, млекопитающие. | Личностные: развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению животных, формируются ценностно-смысловые установки по отношению к животному миру, происходит осознание необходимости бережного отношения к животным и их охране. Познавательные: выделять существенные признаки птиц, млекопитающих, различать представителей этих групп животных на рисунках и таблицах; Коммуникативные: умение задавать вопросы, сотрудничать в паре при выполнении исследовательских заданий, инициативное сотрудничество в сборе информации на основе практических опытов Регулятивные: умение осуществлять взаимоконтроль при работе в паре, действие целеполагания, умение преобразовывать практическую задачу в познавательную | | П.21, с.82-83 |
34 | | Обобщающий урок за год | Урок систематизации и обобщения знаний и умений 1 | Систематизация и обобщение понятий раздела. Подведение итогов за год. Летние задания | Личностные: развитие познавательных интересов. Познавательные: сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения. Коммуникативные: договариваться с одноклассниками, согласуя с ними свои интересы и взгляды Регулятивные: работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно или при помощи педагога. | | П.22 |