СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Калндарно-тематическое планирование биология 5 класс ФГОС

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное планирование содержит УУД, расчитано на 1 час

Просмотр содержимого документа
«Калндарно-тематическое планирование биология 5 класс ФГОС»

Календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс.


№ п/п

Примерная дата проведения урока

Тема урока

Тип урока


Количество часов

Элементы содержания. Контроль.

Планируемые результаты (Личностные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД)

Использование компьютерного оборудования, программного обеспечения, дидактических средств, учебного оборудования, цифровых образовательных ресурсов и т.д.

Домашнее задание

1

2

3

4

5

6

7

8

Введение (6 часов)

1


Биология — наука о живой природе

Изучение нового материала


1

Биология как наука. Значение биологии.

Личностные: формируют любовь и бережное отношение к родной природе, элементы экологической культуры.

Познавательные: владеть таким видом изложения текста как повествование.

Коммуникативные: уметь самостоятельно определять общие цели и распределять роли при работе в группе

Регулятивные: составлять план текста

Портреты ученых-естествоиспытателей

П.1

2


Методы исследования в биологии



Комбинированный


1

Методы познания в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение. Источники биологической информации, ее получение, анализ и представление его результатов. Техника безопасности в кабинете биологии.

Личностные: постепенное выстраивать собственное мировоззрение

Познавательные: получать биологическую информацию из различных источников

Коммуникативные: овладение умением работать с учебной и внешкольной информацией

Регулятивные: составлять план текста

Таблицы, рисунки, изображающие явления природы; термометр, секундомер, лупа.

П.2

3


Биологические приборы и инструменты. Правила работы в кабинете биологии.

Комбинированный


1

Правила работы в кабинете биологии, правила работы с биологическими приборами и инструментами

Личностные: формируется ответственное отношение к соблюдению правил техники безопасности.

Познавательные: начато практическое ознакомление с методами проведения научных исследований и оформлением их результатов.

Коммуникативные: уметь самостоятельно определять общие цели и распределять роли при работе в группе

Регулятивные: оформлять отчет, включающий описание наблюдения


П.3

4


Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого от неживого

Комбинированный


1

Царства: Бактерии, Грибы, Растения и Животные. Признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение.

Личностные: формируют научное мировоззрение на основе знаний об отличительных признаках живого от неживого.

Познавательные: воспринимать смысл познавательного текста

Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и позицию

Регулятивные: составлять план текста

Таблицы, рисунки представителей разных царств.

П.4

5


Среды обитания живых организмов.

Комбинированный


1

Водная среда. Наземно-воздушная среда. Почва как среда обитания. Организм как среда обитания.

Личностные: самостоятельно организовывают учебное взаимодействие в группе

Познавательные: определять отношения объекта с другими объектами

Коммуникативные: уметь договариваться друг с другом

Регулятивные: работая по плану, сверять свои действия с целью

Таблицы с изображением растений и животных в природе.

П.5

6


Экскурсия «Осенние явления в жизни растений и животных»

Комбинированный


1

Осенние явления растений и животных, многообразие растений и животных.

Личностные: Воспитывают чувство любви к родной природе, формируются элементы экологической культуры.

Познавательные: под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение

Коммуникативные: уметь договариваться друг с другом

Регулятивные: работая по плану сравнивать свои действия с целью

Блокнот, карандаши, компас.

Повторить п.4-5

Раздел 1. Клеточное строение организмов (10 часов)

7


Устройство увеличительных приборов

Лабораторная работа № 1 «Рассматривание строение растения с помощью лупы»

Изучение нового материала


1

Увеличительные приборы (лупа, микроскоп). Правила работы с микроскопом.


Личностные: формируется познавательный мотив на основе интереса к работе с новым оборудованием и проведения простейших исследований.

Познавательные: оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради

Коммуникативные: уметь распределять роли при выполнении лабораторной работы в парах

Регулятивные: сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их

Микроскоп, лупа

П.6

8


Химический состав клетки. Вода и минеральные вещества, их роль в клетке.

Комбинированный урок


1

Методы изучения клетки. Химический состав клетки. Вода и минеральные вещества, их роль в клетке.

Личностные: формируется научное мировоззрение на основании установления сходства химического состава клеток как одного из доказательств единства живой природы.

Познавательные: работать с текстом и иллюстрациями учебника

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию

Регулятивные: работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

Таблица «Строение растительной и животной клетки»,

П.7, с.26

9


Органические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки.

Комбинированный урок


1

Органические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки. Обнаружение органических веществ в клетках растений.

Личностные: формируется научное мировоззрение на основании установления сходства химического состава клеток как одного из доказательств единства живой природы.

Познавательные: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей

Коммуникативные: определять общие цели

Регулятивные: определять цель учебной деятельности

Таблица «Строение растительной и животной клетки», семена пшеницы, держатель для пробирок, спички.

П.7, с.27

10


Строение клетки

Комбинированный урок


1

Строение клетки: клеточная мембрана, клеточная стенка, цитоплазма, ядро, вакуоли

Личностные: формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов

Познавательные: различают на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки.

Коммуникативные: выслушивают мнение других

Регулятивные: корректируют свои знания о строении клетки


Микроскопы, микропрепараты «Клетки кожицы лука», таблицы «Строение растительной клетки».

Презентация «Клетка как структурно-функциональная единица»

П.8

11


Лабораторная работа №2 «Строение клеток кожицы чешуи лука»

Урок совершенствования ЗУН


1

Строение клетки: клеточная мембрана, клеточная стенка, цитоплазма, ядро, вакуоли

Личностные: формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов.

Познавательные: умение выделять существенные признаки строения клетки.

Коммуникативные: уметь распределять роли при выполнении лабораторной работы в парах

Регулятивные: развиваются навыки выполнения лабораторной работы по инструктивной карточке и оформления ее результатов

Микроскопы, микропрепараты «Клетки кожицы лука», таблицы «Строение растительной клетки».

Повтор. п.8

12


Пластиды. Хлоропласты. Лабораторная работа №3 «Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томата, рябины, шиповника»

Комбинированный урок


1

Строение клетки. Пластиды. Хлоропласты.


Личностные: формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов.

Познавательные: умение выделять существенные признаки строения клетки.

Коммуникативные: уметь распределять роли при выполнении лабораторной работы в парах

Регулятивные: развиваются навыки выполнения лабораторной работы по инструктивной карточке и оформления ее результатов

Микроскопы, микропрепараты клетки элодеи

Повтор. п.8

13


Жизнедеятельность клетки (дыхание, питание, транспорт веществ, выделение)

Комбинированный урок


1

Жизнедеятельность клетки. Раздражимость. Движение цитоплазмы.


Личностные: формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов.

Познавательные: выделять существенные признаки жизнедеятельности клетки.

Коммуникативные: выслушивать мнение других

Регулятивные: работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно

Микроскопы, микропрепараты клетки элодеи

П.9, с.36

14


Деление клетки

Комбинированный урок


1

Генетические аппарат, ядро, хромосомы

Личностные: формируется научное мировоззрение в связи с развитием у учащихся представления о делении клеток как основе размножения, роста и развития всех живых организмов.

Познавательные: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей

Коммуникативные: выслушивают мнение других

Регулятивные: определять цель учебной деятельности

Таблица «Строение растительной и животной клетки», «Деление клеток».

П.9, с.37

15


Лабораторная работа №4 «Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей»

Комбинированный урок


1

Ткань, определение, виды.


Личностные: формируется научное мировоззрение в связи с развитием у учащихся представления о ткани как следующем уровне организации организмов из клеток.

Познавательные: выделять признаки, характерные для различных видов тканей

Коммуникативные: уметь распределять роли при выполнении лабораторной работы в парах

Регулятивные: развиваются навыки выполнения лабораторной работы по инструктивной карточке и оформления ее результатов

Таблица «Строение растительной и животной клетки», «Ткани растений»

Презентация «Ткани растений и их виды»

С.38-39

16


Обобщающий урок по теме «Клеточное строение организмов»

Урок систематизации и обобщения знаний и умений


1

Систематизация и обобщение понятий раздела. Контроль знаний и умений работать с микроскопом и приготовления микропрепаратов

Личностные: формируется научное мировоззрение в связи с развитием у учащихся представления о единстве живого.

Познавательные: работать с текстом и иллюстрациями учебника

Коммуникативные: владение различными формами устных выступлений

Регулятивные: развивается умение анализировать и обобщать имеющиеся знания.


Повтор. п.7-9

Раздел 2. Многообразие организмов (18 часов)

17


Классификация организмов. Отличительные признаки представителей разных царств природы.

Изучение нового материала

1

Классификация организмов. Отличительные признаки представителей разных царств природы.

Личностные: формируется научное мировоззрение

Познавательные: структуирование информации, выбор критериев для сравнения, классификации живых объектов, формирование целостного мировоззрения, умение формулировать выводы

Коммуникативные: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками.

Регулятивные: развитие навыков самооценки и самоанализа.

Рисунки учебника, таблицы с изображением представителей разных царств.


18


Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность. Роль бактерий в природе и жизни человека

Комбинированный урок

1

Бактерии, особенности строения и жизнедеятельности. Формы бактерий. Разнообразие бактерий, их распространение. Роль бактерий в природе. Роль бактерий в хозяйственной деятельности человека

Личностные: формируется научное мировоззрение на основе изучения строения бактерий. Формируется интерес к предмету и положительная познавательная мотивация на основе проведения самостоятельного биологического исследования.

Познавательные: выделяют существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов их роль в природе и жизни человека. Различают на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы. Знакомы с приемами оказания первой медицинской помощи при отравлении ядовитыми грибами.

Коммуникативные: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками.

Регулятивные: умение организовывать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Рисунки учебника с изображением прокариотических организмов.


19


Грибы, их общая характеристика, многообразие. Съедобные и ядовитые грибы. Оказание первой помощи при отравлении ядовитыми грибами

Комбинированный урок

1


Грибы, особенности строения и жизнедеятельности. Многообразие грибов. Роль грибов в природе и жизни человека

Личностные: Формируется научное мировоззрение на основе изучения строения и роли грибов. Формируется понимание ценности здорового и безопасного образа жизни; усваиваются правила безопасного поведения в ситуациях, угрожающих жизни и здоровью при отравлении ядовитыми грибами.

Познавательные: знать строение плесневых грибов и дрожжей, их роль в природе и жизни человека.

Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность, работать индивидуально, осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, отстаивать мнение.

Регулятивные: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, корректировать свои действия относительно заданного эталона

Плодовые тела шляпочных грибов, модели грибов.

Презентация «Ядовитые и съедобные грибы»

20


Лабораторная работа №5 «Особенности строения мукора и дрожжей»


Комбинированный урок

1

Особенности строения мукора и дрожжей

Личностные: формируется познавательная самостоятельность и мотивация на изучение объектов природы.

Познавательные: определение цели своего обучения, структурирование информации, самостоятельный информационный поиск, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Установление причинно-следственных связей строения и свойств организмов и их роли в природе и жизни человека.

Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность, контролировать действия партнера.

Регулятивные: Развивается умение самостоятельно проводить исследования в ходе лабораторной работы и на основе анализа полученных результатов делать выводы.

Мукор на хлебе или овощах, предметные и покровные стекла, микроскопы; рисунки с изображением плесневых грибов.


21


Характеристика царства Растения. Одноклеточные и многоклеточные. Низшие и высшие.

Комбинированный урок

1

Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль растений в биосфере. Охрана растений.

Личностные: формируется экологическая культура на основе понимания важности охраны растений.

Познавательные: давать определение понятию на основе изученного материала Коммуникативные: владеть приемами гибкого чтения.

Регулятивные: определять и формулировать цель индивидуальной деятельности на уроке

Гербарные экземпляры, таблицы, рисунки с изображением растений (дикорастущих и культурных).


22


Водоросли – одноклеточные и многоклеточные. Строение, жизнедеятельность, размножение, многообразие.

Комбинированный урок

1

Водоросли: одноклеточные и многоклеточные. Строение, жизнедеятельность, размножение, среда обитания зеленых, бурых и красных водорослей. Роль зеленых, бурых и красных водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей

Личностные: формируются элементы коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с одноклассниками в процессе образовательной деятельности.

Познавательные: выделяют существенные признаки водорослей как представителей низших растений, объясняют роль водорослей в природе и жизни человека

Коммуникативные: владеть письменной и устной речью на основе представления о тексте.

Регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной деятельности

Таблицы, рисунки с изображением одноклеточных и многоклеточных водорослей, гербарные экземпляры.

П.14

23


Лишайники – симбиотические организмы. Многообразие и распространение лишайников

Комбинированный урок

1

Многообразие и распространение лишайников. Строение, питание и размножение лишайников. Значение лишайников в природе и жизни человека

Личностные: формируется экологическая культура на основании изучения лишайников и вывода о состоянии окружающей среды.

Познавательные: имеют представление о лишайниках как симбиотических организмах. Коммуникативные: владеть письменной и устной речью на основе представления о тексте, как о продукте речевой деятельности.

Регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной деятельности

Таблицы, рисунки с изображением лишайников

П.15

24


Мхи, папоротники, хвощи, плауны.

Комбинированный урок

1

Высшие споровые растения. Мхи, папоротники, хвощи, плауны, их отличительные особенности, многообразие, распространение, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана.


Личностные: формируется научное мировоззрение на основе сравнения низших и высших растений и установления усложнений в их строении в процессе эволюции.

Познавательные: выделяют существенные признаки высших споровых растений.

Коммуникативные: отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

Регулятивные: определение последовательности действий при работе с учебником.

Гербарные экземпляры, рисунки с изображением мхов, плаунов, хвощей, папоротников, коллекция «Каменный уголь и продукты его переработки».

П.16

25


Лабораторная работа№6

«Строение мха (на местных видах)

Строение спороносящего хвоща

Строение спороносящего папоротника» (на усмотрение учителя)

Урок совершенствования ЗУН

1

Мхи, папоротники, хвощи, плауны, их отличительные особенности.

Личностные: Развитие познавательных интересов.

Познавательные: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей

Коммуникативные: уметь распределять роли при выполнении лабораторной работы в парах

Регулятивные: развиваются навыки выполнения лабораторной работы по инструктивной карточке и оформления ее результатов

Гербарные экземпляры, рисунки с изображением мхов, плаунов, хвощей, папоротников


26


Голосеменные растения. Лабораторная работа№7

«Строение хвои и шишек хвойных» (на примере местных видов)

Комбинированный урок

1

Голосеменные растения, особенности строения. Многообразие и распространение голосеменных растений, их роль в природе, использование человеком, охрана.


Личностные: формируется научное мировоззрение на основе сравнения голосеменных и высших растений и установления усложнения в их строении.

Познавательные: имеют представление о характерных признаках и многообразии голосеменных растений, освоили понятие «семенные растения»

Коммуникативные: уметь распределять роли при выполнении лабораторной работы в парах

Регулятивные: развиваются навыки выполнения лабораторной работы по инструктивной карточке и оформления ее результатов

Коллекция голосеменных растений, гербарные экземпляры сосны, ели, лиственницы, таблицы, рисунки с изображением голосеменных растений.

П.17, с.62

27


Покрытосеменные растения.

Комбинированный урок

1

Покрытосеменные растения, особенности строения, многообразие, значение в природе и жизни человека.

Личностные: формируется научное мировоззрение на основе сравнения голосеменных и покрытосеменных растений и установления усложнений в их строении.

Познавательные: выделяют существенные признаки покрытосеменных растений, многообразие покрытосеменных растений. Оперируют понятиями: «плод», «цветок», «жизненные формы».

Коммуникативные: отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

Регулятивные: развитие умения выделять существенные признаки покрытосеменных растений, проводить лабораторную работу по инструктивной карточке

Гербарные экземпляры цветковых растений, таблицы, рисунки с изображением разных видов покрытосеменных, строения цветка, схемы развития цветкового растения.

П.17

28


Лабораторная работа №8

«Строение цветкового растения»

Урок совершенствования ЗУН

1

Покрытосеменные растения, особенности строения, многообразие, значение в природе и жизни человека.

Личностные: формируется научное мировоззрение на основе изучения основных этапов развития растительного мира и установления усложнений в строении растений в процессе эволюции.

Познавательные: выделяют существенные признаки покрытосеменных растений, многообразие покрытосеменных растений.

Коммуникативные: уметь распределять роли при выполнении лабораторной работы в парах

Регулятивные: развиваются навыки выполнения лабораторной работы по инструктивной карточке и оформления ее результатов

Гербарные экземпляры, таблицы, рисунки с изображением растений (дикорастущих и культурных).


29


Общая характеристика царства Животные. Одноклеточные и многоклеточные животные. Охрана животного мира.

Комбинированный урок

1

Общая характеристика царства Животные, разнообразие животного мира.

Личностные: развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению животных, формируются ценностно-смысловые установки по отношению к животному миру, осознание необходимости бережного отношения к животным и их охраны.

Познавательные: исследование, поиск и отбор информации, ее структурирование, речевое развитие, выделение признаков простейших, выбор критериев для сравнения

Коммуникативные: сотрудничество с учителем и учащимися; выражение своих мыслей при ответах на вопросы.

Регулятивные: определение последовательности действий при работе с учебником.

Таблицы разных представителей царства Животные, чучела.

Презентация «Подцарство Одноклеточные»

П.18

30


Особенности строения одноклеточных животных, их многообразие. Роль одноклеточных животных в природе и жизни человека.

Комбинированный урок

1

Особенности строения одноклеточных животных, их многообразие. Корненожки. Амёбоидное движение. Роль одноклеточных животных в природе и жизни человека.

Личностные: развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению одноклеточных животных.

Познавательные: исследование, поиск и отбор информации, ее структурирование, речевое развитие, выделение признаков простейших, выбор критериев для сравнения

Коммуникативные: сотрудничество с учителем и учащимися; выражение своих мыслей при ответах на вопросы.

Регулятивные: определение последовательности действий при работе с учебником.

Таблицы, рисунки с изображением одноклеточных животных.

П.19

31


Беспозвоночные животные, особенности их строения. Многообразие беспозвоночных животных.

Комбинированный урок

1

Многообразие беспозвоночных животных. Губки. Кишечнополостные Иглокожие. Черви. Моллюски. Членистоногие: ракообразные, паукообразные, насекомые.

Личностные: развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению животных, формируются ценностно-смысловые установки по отношению к животному миру, происходит осознание необходимости бережного отношения к животным и их охране.

Познавательные: выделяют существенные признаки многоклеточных животных, различать беспозвоночных животных среди биологических объектов, на рисунках и таблицах.

Коммуникативные: отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.


П.20

32


Позвоночные животные, особенности их строения. Многообразие позвоночных животных.



Комбинированный урок

1

Особенности строения позвоночных животных, их многообразие. Холоднокровные позвоночные животные: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся.

Личностные: развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению животных, формируются ценностно-смысловые установки по отношению к животному миру, происходит осознание необходимости бережного отношения к животным и их охране.

Познавательные: выделяют существенные признаки холоднокровных животных, обосновывать необходимость охраны животного мира

Коммуникативные: отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами, в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль

Регулятивные: уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности.


П.21,с.80-81

33


Теплокровные позвоночные животные.

Комбинированный урок

1

Теплокровные позвоночные животные, особенности их строения. Птицы, млекопитающие.

Личностные: развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению животных, формируются ценностно-смысловые установки по отношению к животному миру, происходит осознание необходимости бережного отношения к животным и их охране.

Познавательные: выделять существенные признаки птиц, млекопитающих, различать представителей этих групп животных на рисунках и таблицах;

Коммуникативные: умение задавать вопросы, сотрудничать в паре при выполнении исследовательских заданий, инициативное сотрудничество в сборе информации на основе практических опытов

Регулятивные: умение осуществлять взаимоконтроль при работе в паре, действие целеполагания, умение преобразовывать практическую задачу в познавательную


П.21, с.82-83

34


Обобщающий урок за год

Урок систематизации и обобщения знаний и умений

1

Систематизация и обобщение понятий раздела. Подведение итогов за год. Летние задания

Личностные: развитие познавательных интересов.

Познавательные: сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения.

Коммуникативные: договариваться с одноклассниками, согласуя с ними свои интересы и взгляды

Регулятивные: работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно или при помощи педагога.


П.22