СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Каменная одежда земли"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Непорсредственная образовательная деятельность. Неживая природа. Каменная одежда земли.

Просмотр содержимого документа
«"Каменная одежда земли"»

Ознакомление с окружающим миром по теме: "Неживая природа. Каменная одежда земли"

Программные задачи:

  • продолжать знакомство с телами неживой природы (камни);

  • экспериментировать (классифицировать камни по разным признакам), выявлять их свойства и особенности;

  • расширять перспективу развития поисково-познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;

  • развивать у детей представления о самоценности природы;

  • воспитывать эмоционально-положительное отношение к ней;

  • вырабатывать первоначальные навыки экологически грамотного поведения в природе.

Предварительная работа:

Сбор коллекции камней, игры с камнями. Рассматривание картинок, иллюстраций, альбомов, книг, наборов открыток, марок. Беседы о профессиях (геолог, каменщик).

Художественная литература:

А.И. Никитов “Полезные ископаемые”, “Охрана недр земли”, “Заповедник камней”, “Памятники неживой природы”. Просмотр видеофильмов “Саяны”, “Водопады”, “Байкал”, сказок П. Бажова, В. Волкова “Волшебник изумрудного города”. Экскурсии в этнографический музей, музей Природы, в лес, на стройку, на речку.

Материал: плакаты, иллюстрации, картинки, “ящик ощущений”, коллекция камней, карта-план комнаты, глобус, физические карты полушарий, луны, емкости с водой, молоток, краски, кисточки, салфетки.

Обогащение словаря: искусственный, шероховатый, гладкий, галька, облицовка, гранит.

Ход занятия

Беседа-рассказ “Камень”.

У Земли есть каменная одежда. Там, где эта одежда видна на поверхности, где очень много камней, возвышаются горы.

Вопросы: Кто из вас был в горах? Какими они бывают?

Рассматривание иллюстраций, картинок, открыток, фотографий горных ландшафтов.

Многие камни из нашей коллекции - это как бы кусочки гор.

Задание: Найти и показать горы на глобусе, на физической карте полушарий.

Каким цветом показаны горы? Сложно ли найти камни?

В природе камней много, есть природные: гранит, гравий, мрамор, щебень и другие; и искусственные: керамзит, кусочек асфальта, кирпича, бетонной плиты.

Вопрос: Где используется камень? Высказывания детей.

Камень используется в строительстве набережных, мостов, для облицовки домов, фонтанов. Замечательную облицовку из мрамора мы видим на многих станциях в метро, вокзалах, во дворцах культуры, в музеях. Скульптор из камня высекает различные фигуры - скульптуры. Если каменная глыба большая, то каменщики из нее нарезают куски-блоки и укладывают один на другой - получается стена, колона моста. Это похоже на то, как мы складываем домик из кубиков. Из мелких разноцветных камней художники создают прекрасные изображения - мозаики.

Делают украшения для женщин, вазы, панно и многое другое. Большое распространение имеет камень искусственный, который научился делать человек. Кирпич, бетонные блоки, панели - из них строят дома, здания, кладут печи. Рабочие, которые работают с камнем на стройке, называются каменщики.

Задание: Сравнить камни (природный и искусственный). Определить их прочность (твердые или хрупкие).

Работа с “ящиком ощущений”.

Определить камни на ощупь и объяснить, по каким признакам вы это сделали (гладкий, шершавый, угловатый, с острыми краями, теплый, холодный, тяжелый, легкий и т.д.)

Задание: Что будет, если мы положим камешек в воду? Он утонет или будет плавать? Бросим камешек в воду и будем наблюдать, что происходит (на воде образуются круги).

Попробуем их на ощупь в воде и достанем. Что изменилось? Какого цвета мокрые камешки по сравнению с сухими? Какие из них красивее теперь?

Версии детей.

Игра “Мы геологи”.

Найти по карте-плану комнаты спрятанные камни. Условное обозначение места камешков: символ - гора. Рассказать, что нашли (искусственный, природный камень), описать свою находку: форма, цвет, размер, есть ли трещины, узоры, кристаллики (используя луну).

Самостоятельная работа с камешками “сувенир”. Роспись камней красками. По ходу работы воспитатель помогает затрудняющимся детям, объясняя всем детям, что когда высохнут рисунки на камнях, мы их покроем лаком в свободное от занятий время.