Камская Азбука.
(создана способом творческого проектирования учащимися . 1 класса.)
Руководитель проекта: Т.П.Митрофанова-
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории..
С большим увлечением выполняется ребёнком только та деятельность , которая выбрана им свободно.
Активное участие ребят в разработке проектов даёт им возможность осваивать новые способы действий в социокультурной среде. Конечно, возраст детей начальных классов определяет некоторые ограничения по организации проектной деятельности, но начинать вовлекать младших школьников в данный вид деятельности нужно.
Работая по У.М.К. «Планета знаний», я начала включать своих первоклассников в проектную деятельность уже в период обучения грамоте. Мои первоклассники с помощью родителей создали комплект картин на каждую букву алфавита «Камская азбука»
Проектная работа включала 5 ступеней (этапов).
На первом этапе проектной работы нами была поставлена задача создания собственной азбуки. Этому способствовали задания в « Букваре» по теме « Необычные азбуки», а также имеющиеся в учебнике проекты по теме « Алфавит». Проанализировав тексты в учебнике , а также различные варианты современных азбук , ребята пришли к выводу, что нам необходимо создать « Камскую азбуку» и посвятить её 300-летию нашего посёлка Алексеевское, расположенного на берегах Камы.
НА втором этапе при обсуждении идей и путей реализации поставленной цели ребята предложили на каждую букву русского алфавита придумать стих или текст о любом обитателе Камы, а также о памятных местах , связанных с речкой.
На третьем этапе каждый ребёнок самостоятельно решал, как будет выглядеть оформление его буквы.
В реализации четвёртого этапа проекта участвовали родители первоклассников: они поддерживали детей советом, помогали в оформлении работы.
На пятом заключительном этапе состоялась презентация проекта.
1чтец: Буквы – значки , как бойцы на парад
В чётком порядке построены в ряд
Каждый в условленном месте стоит
И называется всё - алфавит.
Наш алфавит создан нами способом творческого проектирования , посвящён 300 – летию посёлка.
2 чтец: В азбуке этой –
Увидите сами
Буквы живые
С хвостами , с усами
Плавать умеют они и нырять ,
Крякать, резвиться, играть и молчать
3 чтец: Буквы чешуйчатые
Буквы пернатые
Стройные буквы
И даже усатые
Добрые . злые . наземные , водные
Все они связаны с речкою Камою
С водной артерией
Кормилицей нашею.
4 чтец : Здесь , где нивы и поляны
Воздух рыбою пропах
Мы живём у речки Камы
На красивых её берегах.
Нашему посёлку 300 – лет
Я хочу оградить его от всех бед
Здесь я играю , учиться могу.
Красавицу Каму с детства берегу.
В Каме рыбы разные живут.
Как хорошо , как радостно тут!
Парад живых букв . Слово К А М А .
А. Азбука наша с Алексеевского начинается
Родины малой каждого из нас.
Б. Берш в реке у нас живёт
Пятидесятисантиметровая рыбка
Это вам не бегемот.
Берш – родственник судака
Отличается отсутствием клыков на челюстях.
В. Я камская волна
По речке быстро я иду
А до берега дойду –
Сразу пропаду.
Г. По берегу Камы
Он важно бродит
Из воды сухим выходит.
Носит красные ботинки
Дарит мягкие перинки.
Д. Букву Д на дне реки
Отыскали раки
С той поры у них беда
То и дело драки.
Е. Снимай ерша с крючка не спеша.
Наварила щука щей
Пригласила трех ершей
Говорили всем ерши
Щи у щуки хороши.
Ё. Я ёрш – драчун и забияка
Живу в камской воде
Кости мои на спине.
Ж. Я жерех – единственный хищник в миролюбивой травоядной семье карповых.
Охочусь так : глушу мелкую рыбу ударами хвоста , а затем собираю оглушенную добычу.
З. Заливов на Каме много
Рыбки здесь весело резвятся
В чистой тёпленькой воде
То сожмутся , разожмутся,
То зароются в песке.
И. Ива плакучая в Каму глядится
Спрашивает милая , чиста ли водица.
Серебристый и игривый
Над рекою листик ивы.
Й. Стой ! Умой своё лицо
В нашей речке Каме.
Щука чует йод
В море не идёт
В Каме живёт.
К. Там карась хозяин
Где щуки нет.
Л. В нашей Каме в камышах ,
Где не очень мелко
Бродят жирные лещи
Шириной с тарелку.
М. Я над Камой поперек
На 1 км 526 метров врастяжку лёг.
Мост через реку Каму называют мостом
Надежды и мостом в будущее.
Он соединяет Центральную часть России
С югом , с Казахстаном и Средней Азией.
Н. Жил в Каме один налим
Два ерша дружили с ним
Прилетали к ним три утки
По четыре раза в сутки.
И учили их считать:
Раз , два , три , четыре , пять.
О. Ой! Воскликнул , окунёк.
Я попался на крючок.
Сом сердито проворчал:
« Из – за шалости попал ».
П. Плыл у берега пескарик
Потерял воздушный шарик
Помоги ему найти
Сосчитай до 10.
Р. Все движутся вперёд
А я наоборот
Я – рак – могу два часа подряд
Всё пятиться назад.
С. На дне , где тихо и темно
Лежит усатое бревно.
Узнали вы меня.?
Я – сом – хозяин глубины
Имею я огромный рот.
А глазки чуть видны.
Т. Тростником в заводях покрыта Кама
Сом приплывает сюда утром рано.
У. С буквы у нас , ребята ,
Угорь, удочка , утята.
Устала утка на реке
Учить своих утят
Утята плавать на виду
У мамы не хотят.
Ф. Фонари над мостом горят
Освещая всё подряд
Машины по мосту бегут
Фрукты разные везут.
Х. Храм в Алексеевском построен на новом месте. А на месте старого храма близко находится камская вода. Назван в честь, Воскресения Христова. Идея строительства Храма принадлежит Боровикову Герману Сергеевичу. Над храмом возвышается 9 куполов.
Специально для нашего храма на Урале были отлиты 11 колоколов.
Ц. Цапля сторожем в заливе Камы
На одной ноге стоит.
Цыц! Куда вы в грязь идёте
Всем зверёнышам кричит.
Ч. Чайка над Камой летала
Рыбу на лету хватала
Чаек много над рекой
Я машу им рукой.
Ш. Мудрости великая страна
Это наша школа №2
Быть может , есть на свете краше
И двор , и сад и яблонь цвет.
Да только лучше школы нашей
Для нас и не было и нет.
Щ. Я щука – всю жизнь зубы меняю
Щука хищная страшней
Чем страшилище кощей.
Хватать , глотать умеют щуки –
Другой не нужно им науки.
Ь. Три буквы в школу идут
Ы. Ранцы несут
Ъ. Каждая буква нужна в алфавите.
Вы их запомните и заучите!
Хочешь рыбку съесть
Надо в речку лезть.
Э. К дальним сёлам , городам
Кто идёт по проводам?
Светлое величество
Это электричество
На Каме электростанции есть.
Их много , но можно перечесть.
Заинская ГРЭС , Нижнекамская ГЭС.
Ю. Откровенно признаю
В Каме рыбы , нет на букву Ю.
Юнга – молодой матрос
С юга рыбок нам привёз.
Я. Я никакой – нибудь карась
А рыбка желтоглазая – язь.
В Каме обитаю я
У меня очень мелкая чешуя.
5 чтец: Электричество на Э
Экология на Э.
Экологическую сказку мы вам покажем.
О чистоте камских вод расскажем.
Сказка ложь – но в нем намёк
Добрым молодцам урок.
Сказку эту посмотрите !
Матушку Каму – всегда берегите !
Ребята показывают сказку «О нефтяной рыбке»
Презентация Православного календаря.
(создан способом творческого проектирования учащимися 4 класса)
Руководитель проекта:
Т.П.Митрофанова-
учитель начальных классов
высшей категории.
Ученик.
Наша группа создала Православный календарь « Ангел – хранитель». При рождении каждый человек получает от Бога Ангела - хранителя. Ангел – Хранитель – самый близкий и верный друг. Он подаёт добрые мысли и желания. Своей молитвой удерживает нас от всякого зла. Помогает нам в добрых делах. Внимательно наблюдает за нами, честно ли мы ведём себя по отношению друг к другу. В Православии существует обычай давать при Крещении имена в честь христианских святых.
Стихотворение Ангел – Хранитель.
Когда гремит гроза шальная.
Когда вокруг одни враги
Я плачу, Ангела, взывая,
Приди, заступник, помоги!
Приди мой Ангел, мой Хранитель
Утешь меня и успокой
И отведи все беды сразу
Своей рукой ,своей рукой.
Когда приходит искушенье
На сердце снова благодать
И чистота и умиленье
Дай бог, вам это испытать.
Спасибо Ангел, мой Хранитель
За тишину и за покой!
За то, что ты отвёл все беды
Своей рукой, своей рукой.
Как будто крылья за спиною
Сейчас возьму и полечу
И сердце теплится любовью
Я больше плакать не хочу!
Песня.
Праздник, праздник!
Празднуем с тобой,
Самый лучший, самый дорогой!
Пасха! Пасха! Наконец – ты!
К нам не мог бы день Пасхальный не прийти!
Припев.
Бабушка рядышком с дедушкой
Мамочка, папа с сестрёнкой
Рады Воскресшему всей душой
Вместе поём мы звонко!
Шли к тебе мы весь Великий пост
Пост для нас – ведь это просто мост
Чтоб достичь Пасхальной чистоты
Покаяния принесли и я и ты.
Припев.
А теперь вот празднуем все мы
Праздник жизни среди зла и тьмы
Упразднит Христос и нашу смерть
Если будем мы не тлеть , а пламенеть.
Припев.
Со мною Ангел мой – хранитель
Со мною радость и печаль
Он нас с тобой соединяет
Своей рукой, своей рукой!
В своём календаре мы одну страницу посвятили покровителю нашего посёлка Святому Алексию, месточтимой иконе Ахтырской Божьей Матери. Красным цветом в своём календаре мы отметили Дни Ангела наших детей, все православные праздники. Самым главным праздником у православных является Пасха.
Ведущая: Многие традиции мы утеряли, но традиция празднования Пасхи жива, потому что основана на самых светлых чистых порывах души.
Ученик: В народе существовало множество поверий, связанных с Пасхой. Охотники стреляли в воздух, надеясь, что этим выстрелами обеспечат себе удачную охоту. Девушки шептали: «Дай, Бог, жениха хорошего, в сапогах да с галошами», «не на корове, а на лошади».
Дети на зорьке смотрели, как солнышко играет.
Ведущая: Христос Воскрес! И земля воскресла. Исстари первый день Пасхи называется Светлым Воскресением Великоднём. И конечно, как большой праздник, Пасха была заполнена частушечными наигрышами.
Дети исполняют частушки.
Ой, девчата – хохотушки,
Запевайте – кА, частушки,
Запевайте поскорей,
Чтоб порадовать гостей!
Начинаю я припевку
Первую, начальную
Я хочу развеселить
Публику печальную.
Чтобы печка разгорелась
Надо жару поддавать
Чтобы песня лучше пелась
Надо пляской помогать.
У меня коса большая,
Ленточка коротенька,
Про меня не думай, парень,
Я ещё молоденька.
На окошке два цветочка
Голубой и аленький
Я парнишка боевой,
Хоть и ростом маленький.
Я плясал на три ноги,
Потерял я сапоги.
Оглянулся назад –
Сапоги мои лежат.
За частушки, друг мой милый
Три рубля тебе я дам.
По глазам по вашим видно,
Что понравились мы вам.
Ученик: Девочки – беляночки, где вы набелились?
Ученица: Мы вчера коров доили
Молоком умылись.
Ученик: Запрягу я кошку в дрожки
А котёнка в тарантас,
Повезу свою подружку
Всем соседям на показ.
Ученица: У меня на сарафане косолапы петухи,
Я сама не косолапа, косолапы женихи.
Ученик: Пели, пели , петухи , потом запели курицы.
Ученица: Не пора ли вам , ребята,
Уметаться с улицы.
Ведущая: Но, конечно, главное место в пасхальных обрядах занимает яйцо. Крашеное или расписное оно стало знаком, символом Праздника.
Ребята демонстрируют групповые проектные работы «Пасхальное яйцо».