СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"камские зори 2017"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект "Камские зори"- эффективное средство в приобщении воспи танников к истокам национальной культуры и формированию толерантности средствами музейной педагогики и культуры в среде социального партнерства.

Просмотр содержимого документа
«"камские зори 2017"»

Проект

Эффективное средство в приобщении воспитанников к истокам национальной культуры и формированию толерантности

средствами музейной педагогики икультуры в среде социального партнерства.

О наличии у человека истинных моральных чувств,нравственных чувств или достоинств можносудить по тому, как человек свои частные интересыили все благополучие жизни подчиняетморальному долгу — требованиям совести.

Нравственное учение И. Канта

Краткая справка-аннотация проекта

В приюте реализуются проекты, участвовавшие в конкурсах - в 2015 году «О Родине любимой свое мы скажем слово» и в 2016 году «Словно радуги цвета мы едины навсегда», занявшие призовые места в «Республиканском конкурсе эффективных практик по воспитанию детей и подростков в духе уважения к культуре, традициям и обычаям народов, проживающих в Татарстане, в специализированных учреждениях для несовершеннолетних».

Проект «Мини-музей как эффективное средство в приобщении воспитанников к истокам национальной культуры и формированию толерантности средствами искусства в среде социального партнерства» направлен на ведущее направление воспитания детей - духовно-нравственное, формирование духовно-нравственной культуры и духовно-нравственных ценностей.

Назначение проекта – развивать познавательный интерес, любовь к историческим и художественным памятникам, нравственную и гражданскую ответственность за судьбу родного края и Родины, предполагает обобщение имеющейся практики духовно-нравственного воспитания молодёжи на основе духовного наследия Русской культуры.

Понимание огромных возможностей образования и "воспитания историей" привело к осознанию активного участия самих педагогов приюта и их воспитанников в краеведческих исследованиях. Тематика краеведческих исследований обширна: история семьи, семейные традиции, история улиц, сёл, деревень, погостов, храмов, предприятий, учреждений. Как сохранить этот уникальный материал для современников и потомков, как использовать итог поисковой деятельности для формирования знаний, умений, ценностных ориентаций, как на основе его развивать творческие способности своих воспитанников, воспитывать у них уважение к культуре и истории родного края? Мы считаем, что достойным местом хранения, использования, популяризации, экспонирования, изучения итогов поисковой, краеведческой деятельности является приютский музей. Совместная деятельность воспитанников и педагогов по созданию приютского музея облекается в определённые организационные формы, которые в педагогике обозначены как формы воспитательной работы.

Идея создать музейный уголок в приюте возникла в 2015 году к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Тогда был собран большой материал о земляках, участниках войны. С тех пор наш уголок пополняется, но не так плодотворно как бы хотелось нам.

В перспективе планируется оформить музейную комнату в приюте - «Патриотический калейдоскоп», материал для экспозиций по направлениям – «По страницам Боевой Славы», «Предания старины далекой».

Академик Д.С. Лихачёв говорил: "Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит памяти о них - значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, - значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, - он, как правило, равнодушен к своей стране".

Социальное партнерство понимается нами как особый вид совместной деятельности между субъектами воспитательного процесса, характеризующийся доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием взаимной ответственности сторон за результат их сотрудничества и развития.

Социальное партнерство – не самоцель, а, в первую очередь, средство для развития социальной компетентности воспитанников приюта, формирования способности к нравственному выбору, обеспечения духовного развития подростков.

Проект рассчитан на воспитанников в возрасте от 5 до 18 лет, по продолжительности – краткосрочный, Период разработки и реализации проекта 2015-2017 гг..

Актуальность:

Нормативно – правовые основы Программы:

1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020годы»;

2. Концепции патриотического воспитания детей и молодежи Республики Татарстанреспубликанской подпрограммой «Патриотическое воспитание молодежи РТ на 2014-2016 годы», ПатриотическоевоспитаниемолодёжиМенделеевскогомуниципальногорайонана2017-2020годы»;

3. Конвенция ООН о Правах Ребенка

4. Конституция Российской Федерации;

5. Федеральный Закон РФ «Об образовании»;

6. Федеральный Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»;

7. Семейный Кодекс РФ


Известно, что современное человечество очень многообразно по своему составу. Оно имеет две - три тысячи этнических общностей. Существующие сегодня на земле государства (их около двухсот) полиэтничны. Это заставляет смотреть на этнические проблемы как на наиболее приоритетные в политике любого государства, в том числе и России.

«Российская Федерация - одно из крупнейших многонациональных государств в мире, где проживает более 190 народов, которые говорят более чем на 239 языках и диалектах. Преобладающее большинство народов страны на протяжении веков сложились как этнические общности на территории России. Многообразие национального, религиозного и языкового состава населения, многовековой опыт межкультурного взаимодействия, традиции учёта государством интересов всех народов, проживающих в Российской Федерации, высокая степень участия институтов гражданского общества в реализации государственной национальной политики, определяют основные особенности современного этнокультурного развития народов Российской Федерации» - из речи Председателя Комитета Государственной Думы по делам национальностей Гаджимета Сафаралиева на Международном Форуме народов России.

Нужно иметь в виду, что этнические особенности характеризуют не отдельного человека, а многочисленные группы - нации. Формируются они в течение веков и даже тысячелетий под влиянием природно-географической среды, экономических, социальных, религиозных и других обстоятельств, в которых проживает тот или иной этнос.

Этнос как фактор социализации подрастающих поколений нельзя игнорировать, но не следует, и абсолютизировать его влияние.

Менделеевский муниципальный район находится в северо-восточной части Республики Татарстан, на правом берегу р. Кама. В состав района входят 14 сельских поселений. Центр района – город Менделеевск. Город Менделеевск расположен на берегу рек Кама и Тойма, в 238 км к востоку от столицы Республики Татарстан – г.Казань, в 7 км к востоку от железнодорожной станции Тихоново, в 70 км к югу от железнодорожной станции Можга. Географическая широта - 55º54´, географическая долгота - 52º21´. В настоящее время г.Менделеевск – административный, промышленный, культурный центр Менделеевского муниципального района, а также центр химической и нефтехимической промышленности Республики Татарстан.

Согласно экономическому районированию Республики Татарстан, проведенному в рамках программы «Развитие и размещение производительных сил Республики Татарстан на основе кластерного подхода до 2020 года и на период до 2030 года», город Менделеевск и Менделеевский муниципальный район входят в состав Камского экономического района Республики Татарстан, по своему потенциалу занимающего второе место после Столичного экономического района.

На территории менделеевского района проживают 30377 человек. Из них:

Татары – 14723ч. 48,5% Чуваши – 195 ч. 0,6%

Русские – 10811 ч. 35,65 Башкиры – 168 ч. 0,5%

Удмурты – 1332 ч. 4,4% Украинцы – 125 ч. 0,4%

Кряшены – 1310 ч. 4,3% Армяне – 150 ч. 0,5%

Марийцы – 1227 ч. 4% Азербайджанцы – 0,37%

Прочие – 223 ч. 0,83%

Этнокультурное воспитание молодежи - это не кампания и не разовая акция, а, как и всякий воспитательный процесс - большая и длительная работа. Участвующим в ней юридическим и физическим лицам, представляющим все сферы социально-культурные институты, необходимо обладать культурой межнационального, межэтнического и межконфессионального общения, умением формировать гуманистические нормы межличностного общения, создавать обстановку уважения и дружелюбия по отношению к национальным и культурным традициям окружающих, предотвращать конфликты с учетом их конкретной локальной специфики.

Социально-культурная сфера располагает достаточной инфраструктурой и необходимыми институтами - от СМИ, рекреационной, образовательной и исследовательской деятельности до изобразительного искусства, музыки, кино, театра, словесности и других видов творчества - для того, чтобы распространить и закрепить эти ценности и идеи в культурных моделях поведения детей, подростков и молодежи. В выработке у каждого человека толерантности, особого типа положительной рефлексии в отношении каждой из национальных культур, устойчивого защитного механизма против любых попыток принижения или искажения подлинных ценностей культуры мира и ненасилия.

Все мы говорим о возрождении России, но ведь оно невозможно без возрождения культа семьи и народных традиций. Ведь с момента крещения Руси люди жили по законам духовности и нравственности. Так жила и семья, признававшаяся главной человеческой ценностью.

Наблюдаемый в последние десятилетия неуклонный интерес к прошлому выдвигает перед системой воспитательных учреждений новые требования по подготовке молодежи к жизни в условиях многонациональной и поликультурной среды, по более глубокому изучению культурного наследия народов, включающего разнообразные традиции и обычаи, нормы взаимоотношений, специфические методы формирования национального самосознания.

Первичная диагностика:

Проводя анкетирование, на вопрос «Кем Вы себя ощущаете?» было важно выяснить, считают ли респонденты разных национальностей себя частью единой многонациональной страны. Ответы были следующими. В категории с 19 до 30 лет - 13 человек считают себя Гражданином Российской Федерации, 12 человек - представителем своей этнической группы. В большей степени такой ответ дали респонденты не титульной нации (азербайджанцы, армяне). Это говорит о том, что для данных представителей все-таки очень важно отождествление себя только со своей национальностью и только 2 человека считают себя жителем своего населенного пункта, не причисляя себя к жителям единой страны.

В возрастной категории с 14 до 18 лет 8 респондентов отождествляют себя с представителями своей этнической группы, 1 респондент считает себя жителем своего населенного пункта, 5 респондентов считают себя Гражданами Российской Федерации, 3 респондента не отнесли себя ни к какой категории. Это, наверное, говорит о еще не сформировавшемся мировоззрении подростков. В данном возрасте еще не все люди могут определить свое место в мире.

Проведенная диагностика уровня взаимодействия воспитанников и родителей в семье, а так же уровня эмоционально-волевой сферы воспитанников и выявили, что уровень развития эмоциональной сферы: низкий у – 52% опрошенных.

Уровень взаимоотношений в семье: низкий у -80% (ребята не могут и не умеют общаться с родителями, родители в свою очередь, остаются «глухими» к своим детям.

На основании данных диагностики- можно сделать выводы:

1.Ребята не интересуются окружающим их социумом. Не испытывают потребности в эмоциональном саморазвитии.

2. Уровень детско-родительских отношений в семьях низкий. Члены семьи не испытывают потребности в общении, не умеют организовывать совместный досуг.

3. Усилить работу, направленную на приобщение детей и их родителей к совместной деятельности и развитию духовно-нравственной сферы.

Промежуточная диагностика:

1.У воспитанников и их родителей появился интерес к краю, городу, в котором они живут. Этот интерес проявляется не только в беседах, но и в детских рассказах, рисунках, несколько семей самостоятельно посетили Аллею героев, театр.Воспитывается гордость за свою малую родину, желание приносить пользу обществу.

2.У воспитанников проявляется интерес к духовно-нравственным традициям и укладу жизни в семье. Воспитывается любовь, уважение и милосердное отношения к ближним, формируется умение понимать свое место в семье, деятельно участвовать в домашних делах.

3. Воспитанники учатся соблюдать православные праздники и традиции, следовать православным традициям.

4. Воспитываются ценностные отношения к прекрасному, представления об эстетических идеалах и ценностях. Формируется интерес к произведениям искусства, к занятиям художественным творчеством.



Духовный потенциал нации – основа, на которой с давних времён держалась мощь государства. А сегодня формируется национальная идея, цель и стратегия развития общества в целом и каждого человека в отдельности. Поэтому необходимо переосмыслить сложные и противоречивые явления жизни, чтобы увидеть неразрывную связь настоящего и прошлого. Это тем более необходимо в условиях стремительного научно-технического развития. Вот почему воспитание детей становится в последнее время важным направлением деятельности коррекционно-воспитательных учреждений.

Инновация проекта заключается в том,чтопланирование деятельности в мини-музеенаправлено на сотрудничество приюта с семьей и социумом, в формировании нового типа взаимодействия и возрождение традиций, культуры взаимоотношений внутри семьи (обрядов, обычаев, праздников), характеризующаяся доверительными отношениями педагогов, специалистов с родителями и способствующая максимально бережному и ненавязчивому влиянию на воспитательную позицию семьи.


Описание проекта:

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Постепенно утрачиваются формы коллективной деятельности.

Сейчас возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина. Такую работу лучше проводить коллективом единомышленников, который может решить эту задачу комплексно. Такой коллектив и сложился в приюте. Работа строилась, систематизировано по нескольким направлениям и включала в себя несколько этапов. В воспитательно-коррекционной деятельности мы опираемся на молодую отрасль педагогической науки - музейную педагогику, тесно связанную с такими дисциплинами, как музееведение, искусствоведение, история, краеведение. Музейная педагогика помогает развить у воспитанников приюта интерес к истории и культуре своего народа, учит уважать его традиции, воспитывает патриота.

В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, Слово "музей" происходит от греческого слова museion и латинского museum - храм муз, место, посвященное наукам и искусствам. Музей- учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и показом предметов и документов, характеризующих развитие природы и человеческого общества и представляющих историческую, научную или художественную ценность.

В условиях приюта невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музеи в приютемы назвали «мини-музеем» или музейной комнатой. Часть слова «мини» в нашем случае отражает мировоззрениевоспитанников, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики. Назначение музея – патриотическое воспитание, суть которого, с нашей точки зрения, состоит в том, чтобы взрастить в душе воспитанников семена любви к родной природе, родному дому и семье, истории и культуре своей страны, к традициям и обычаям народов проживающих в городе и Республике, ко всему, что создано трудом родных и близких людей – тех, кого зовут соотечественниками.

Важная особенность мини-музеев — совместное участие в их создании педагогов, детей и родителей. Воспитанники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут: участвовать в обсуждении его тематики, по возможности приносить из дома экспонаты, воспитанники из старших групп проводить экскурсии для малышей, пополнять их своими рисунками.

В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять творец экспозиции. Причем не только сам воспитанник, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, воспитанники и их семей.

Тематику мини-музея мы первоначально выбрали:

- «Мой родной город» -знакомство с историей города,его интересными местами, воспитание патриотических чувств, любви к своему городу; знакомство с особенностями своего района, его историей, памятными местами, составление рассказов о городе, районе, создание серии собственных рисунков, сравнение их с фотографиями, открытками;

на следующем этапе добавилась:

Композиция - «Наша родина — Россия» -знакомство с историей,культурой,природными особенностями нашей страны, воспитание патриотизма, знакомство с народными промыслами, с бытом россиян в разное время, с историческими и памятными местами; развитие речи; формирование представлений об историческом времени, связи со своими предками;

затем:

Композиция - «Воинской доблести и славы» -Великая отечественная война 1941-45 годов, выявила на Бондюжской земле целую плеяду героев -это семь героев Советского Союза, учеников школы №1.

Мини-музей(музейная комната) постоянно пополняется новыми экспонатами. Здесь же размещаются работы воспитанников, выполненные совместно со взрослыми.

Важное место в воспитании будущеймолодежи и в становлении личности воспитанников приюта отводится духовно-нравственному воспитанию, которое способствует приобретению положительных привычек, формированию характера, развитию инициативы и активной жизненной позиции,формирование навыков поисковой, исследовательской и проектной деятельности в области краеведения, развитию творческих задатков, способностей, дарований и талантов. Это направление работы включает в себя духовное, нравственное, этическое, художественно-эстетическое воспитание. Культурное наследие России, народов в ней проживающих богато и разнообразно. Это то, чем мы можем гордиться. Писатели, поэты художники, архитекторы, режиссеры создавали свои шедевры, внося огромный вклад в общую копилку гордости нашей страны, ее культурное богатство. Благодаря частным коллекциям бесценных полотен, которые были переданы государству, создавались музеи. И любой желающий мог созерцать этот дар. Музеи Москвы и Санкт Петербурга, Тулы, Оренбурга, Тамбова, Рязани и других городов России являются хранителями наследия. Организация выставочной деятельности в учреждениях несет в массы, просветительскую функцию. Каждый желающий может совершить экскурсию по музеям страны. Но не каждый имеет такую возможность по причине недостатка свободного времени или средств.

Альтернативой виртуального путешествия в разные уголки мира, страны, времени, науки и даже фантастики всегда являлись музеи и книга. Находясь в своем городе, в своем доме человек открывает для себя невиданные миры. Музеи и книги - это сохраненная память тысяч людей и несколько поколений.

Что значит любить Родину? Значит,ведать её прошлое,жить её настоящим,болеть имолиться о её будущем. Трепетная любовь к Родине, умение дорожить Отечеством – вот то, без чего человек не может считать себя личностью. А как«заставить»ребёнка полюбить Родину, народ? Мой многолетний педагогический опыт доказывает, что только через личные чувства и переживания детей.

Для того чтобы воспитанник почувствовал радость познания, приобрел умения трудиться, научился любить близких, беречь природу, приобрел уверенность в своих способностях и возможностях, необходимо организовать площадку социального партнерства.Необходимо: наладить систему партнерских отношений в пространстве приюта разного уровня и характера: внутри педагогического коллектива, внутри коллектива воспитанников и в разновозрастных группах, в системе «педагог-воспитанник»; сформировать духовно-нравственные качества личности воспитанника, а также организовать совместную деятельность с внешними партнерами: родителями, волонтерами, социальными партнерами. Как мы знаем,социальный опыт ребёнка –это не то,что он знает и помнит,а то,что он пережил,и этот опытпостоянно определяет его действия и поступки.

Проект предусматривает целенаправленную работу над изучением и пополнением краеведческого материала различной тематики и направленности, организацию поисковой и исследовательской деятельности, а также обработку, обобщение и систематизацию материала.

Цель проекта:создать условия формирования духовно-нравственной культуры,развития познавательного интереса и уважения к культурному наследию, формирования представлений о жизни предков, изучения специфики традиций, фольклора и обычаев народов, проживающих в республике Татарстанпосредством соединенияпознавательно-развивающего пространства с пространством социального партнерства.

Задачи проекта:

- интегрировать содержание различных видов деятельности воспитанников в рамках проекта направленное на духовно-нравственное развитие и воспитание осуществляющееся на основе воспитательных идеалов и ценностей;

- оказать помощь семьям в формировании ценностной сферы личности ребенка на основе приобщения к традиционному укладу жизни, любви к родному краю, к своей малой Родине;

- ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей (ознакомление родителей и лиц их замещающих с основами семейной педагогики и психологии, сформировать представления о формах традиционного семейного уклада);

- привлечь воспитанников и их семьи к активному усвоению исторического и культурного наследия своего народа, родного края, России;

- изучая традиции русской культуры формировать нравственные идеалы, убеждения, стойкие навыки и привычки нравственного поведения через развитие творческих способностей, практического опыта в производстве культурного продукта;

- воспитывать отзывчивость на красоту русской природы и народного искусства, художественно-творческую активность воспитанников;

Этапы реализации программы

I этап: проектный

Срок реализации: 2015г. – 2016г.

Цель: подготовка условий создания системы нравственно-патриотического воспитания.

Задачи:

Изучить нормативную базу, подзаконные акты.

Разработать, обсудить и утвердить проект по нравственно-патриотическому воспитанию.

Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации проекта.

Подобрать диагностические методики по основным направлениям проекта.

II этап: практический

Срок реализации: 2016г. – 2017годы

Цель: реализация программы по нравственно-патриотическому воспитанию «Карусель дружбы».

Задачи:

Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия.

Разработать методические рекомендации по нравственно-патриотическому воспитанию.

Расширять и укреплять связи и отношения учреждений дополнительного образования воспитанников и культуры, спортивными школами города.

Вовлекать в систему нравственно-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной, воспитательной и развивающей деятельности.

Проводить мониторинг реализации проекта.

Принимать участие в конкурсах по нравственно-патриотическому воспитанию.

III этап: аналитический

Срок реализации: 2017г.

Цель: анализ итогов реализации программы.

Задачи:

Обобщить результаты работы учреждения.

Провести коррекцию затруднений в реализации проекта.

Спланировать работу на следующий период.

Работа в рамках программы строится по следующим принципам:

  1. Принцип адресного подхода – предполагает использование особых форм и методов патриотической работы с учетом возрастных, социальных, культурных и других особенностей воспитанников;

  2. Принцип демократизации означает предоставление воспитанникам определенных свобод для саморазвития, саморегуляции и самоопределения, самообучения и самовоспитания.

  3. Принцип культуросообразности предполагает максимальное использование в проекте культуры той национально-территориальной среды, в которой проживают воспитанники приюта.

  4. Принцип уникальности и самоценности развития ребенка - один из принципов личностного подхода в воспитании. В соответствии с этим принципом наши воспитанники получают возможность познавать мир через те виды деятельности, которые для них наиболее привлекательные.

  5. Принцип универсальности данного направления нравственно-патриотическоговоспитания, предполагающий целостный и комплексный подход с использованием опыта прошлых поколений, национальных традиций в быту и внутрисемейных отношениях, подходах к труду, методах творчества.

  6. Принцип преемственности – построение содержания, методов и форм всех мероприятий в программе последовательны, взаимосвязаны и взаимообусловлены.

  7. Принцип результативности, предполагает обязательность общения воспитателя с ребенком, выяснения того, что и как он понял, почувствовал.

При проведении исследования применялись следующиеметоды:

Эмпирические -изучение литературы, педагогические наблюдения;

Теоретические – знакомство с историей и культурой родного края, его прошлым и настоящим,сравнение результатов, обобщение, моделирование, систематизация;

Познавательные – предполагает формирование краеведческого мировоззрения, ориентацию на изучение, сохранение ценностей истории и культуры родного края,наблюдение за процессом, мониторинг уровня знаний, анализ, обобщение собственного опыта;

Практические – способствует формированию разнообразных видов деятельности и становлению через них культуросообразного поведения воспитанников, творческая деятельность воспитанников, использование современных образовательных технологий, сравнительный анализ результатов, исследовательских умений, самообразования.

Программа составлена с учётом межпредметных связей по направлениям:

  1. Музыкально-эстетическое направление. Посещение концертов в музыкальной школе и ДК Гассара, РДК «Юность», участие в массовых театрализованных праздниках, гуляниях и развлечения проходящих в городе и районе. Участие в литературно – музыкальных композициях, посвящённых народным праздникам и обрядам разных национальностей.

  2. Литературно-краеведческое направление. Встречи с писателями Менделеевска, Менделеевского района и близлежащих городов в стенах краеведческого музеяУчастие в литературных праздника, посвящённых писателям и поэтам проживающим в родном городе (Бондюжские родники, и т.д.). Привлечение старших воспитанников для проведения читательских дней и тематических недель в приюте. Организация, посещение и участие в выставках творчества художников города и Республики, интеллектуальных викторинах, конкурсах чтецов (Художников четы Фадеевых). Экскурсии в библиотеку: «Этот волшебный книжный мир».

  3. Духовно-нравственное и патриотическое направление. Привитие чувства гордости за свою Родину, любви и интереса к истории родного края, истории государства. Экскурсии в мусульманские и православные храмы города и республики. Беседы, встречи с интересными людьми. Посещение музеев города, района и Республики, Дома Дружбы народов.

  4. Изобразительно-прикладное направление. Участиев городских и республиканских тематических выставках национальных костюмов; изобразительное творчество – участие в конкурсах рисунков на разнообразную тематику.Викторины, КВНы, конкурсные, игровые программы, беседы и диспуты краеведческого, экологического, этическо-нравственного направления.

  5. Техническое направление. Изготовление видеороликов, создание CD-диска с произведениями, оформление альбома «Моя малая РОДИНА». Издания сборников стихов собственного сочинения.

Ресурсное обеспечение проекта:

Техническое обеспечение:

В приюте созданы достаточные материально-технические условия для реализации задач, поставленных данным проектом. В приюте имеются актовый зал, библиотека, читальный зал, спортивный стадион, музей, гостевая комната, медицинский кабинет.Туристическое снаряжение (палатки, спальные мешки, костровое оборудование).

Группы и учебный класс оснащены современным оборудованием, имеются современные технические средства обучения: аудио-видеотехника, компьютерный класс, группы оборудованные нетбуками, проекторы, экран, средства наглядности. В достаточном количестве просветительская, учебная, художественная и методико-педагогическая литература.

Для успешной реализации, намеченных данным проектом мероприятий, в приюте имеется достаточная материально- техническая база, которая постоянно расширяется.

Методическое обеспечение:

В библиотеке имеется книжный фонд по литературному краеведению, насчитывает почти 300 экземпляров книг, брошюр, периодических изданий. Это литературоведческие документы, в том числе издания произведений современных авторов района. Источники печатных изданий по литературному краеведению: издания местной периодической печати, библиографические указатели и календари знаменательных дат и праздников народов проживающих в городе. Использование комплекса методик по организации и проведению духовно-нравственного воспитания, использование всего многообразия педагогических форм и методов работы.Активное использование метода коллективно-творческого дела, метода социально-значимой деятельности, метода поддержки и успеха, сотворчества и сотрудничества, партнерства, развивающего обучения, метода творческой и учебно-исследовательской, поисковой деятельности, различные методики изучения личности, изучение среды и ее влияние на воспитание (анкетирование).

Информационное обеспечение:

Функционирование сайта приюта, освещение работы учреждения по реализации проекта и мероприятий на сайте министерства, газеты «Менделеевские новости», «Моя газета».

Возможные риски и пути их преодоления:

Риски при реализации проекта

Способы преодоления

Нарушение договоров с соц.партнерами

Соблюдение обязательств договора

Низкая заинтересованность родителей в реализации задач проекта

Индивидуальная работа с родителями, привлечение к проведению мероприятий.




План мероприятий по реализации проекта:


Направления

Мероприятия

Сроки

По тропинкам родного края

  • Экскурсионно-туристическая деят-сть

- организация различных видов походов (пешие, на лыжах, велосипедные) с целью изучения истории и культуры родного края, его природных достопримечательностей,

национальных культур,

- экспедиции по родному краю, посещение музеев

    • Экскурсии по музеям города и Республики, изучение памятников архитектуры, истории, культуры (выпуск, буклетов, путеводителей, видеофильмов, роликов, фотоальбомов);

    • Экскурсии с использованием учебных презентаций;

    • Путешествия-экскурсии: «Татарстан – наша Родина», «Святыни земли Менделеевской», «Земля под белыми крыльями»;

    • Исследовательская работа « Служить Отечеству»

В течение года

Землю от предков наследую я

  • Проектная деятельность

- оформление и систематизация собранных материалов путем осуществления краткосрочных и долгосрочных проектов: рефераты, доклады, буклеты, презентации, сочинения, фотоотчеты, статьи в газету, тематические стенды.

Развитие интеллектуального потенциала воспитанников

Нетрадиционные занятия:

    • Конкурс рефератов и презентаций;

    • Занятия-семинары

    • Праздники: «Праздник Покрова Божией Матери», «Свет Матери сияет во Вселенной», «День именинника»;

    • Урок нравственности «Служение людям» и другие.

    • Участие в районных конкурсах на лучший музей.

    • Конкурс на лучшее знание государственной символики России среди воспитанников.

    • -Научно-практическая конференция « Я- гражданин России»,

    • «Волонтерские отряды»

    • -Оформление экспозиций в музее по памятным датам Отечества, региона и приюта,

    • -Уход за памятниками,

    • -Участие в игре «Зарница»

    • -Проведение фестиваля «Салют, Победа!»

    • - Участие в акциях «День призывника», месячник добрых дел.

На протяжении всего срока реализации проекта

По дорогам войны шли мои земляки

-


«Великая Отечественная война»

Конкурс фотодокументов на тему

«Священная память истории», посвященный 72-летию Победы в ВОВ

Сбор материала с воспоминаниями о жизни жителей города в годы Великой Отечественной войны

«Родословная»

Исследовательская работа «Династии химического завода »


Земли моей лицо живое

  • Развитие партнерских отношений и культурно-познавательная деятельность

Встречи с интересными людьми:

    • Взаимодействие с "Менделеевской картинной галереей"

    • Взаимодействие с библиотечной системой г.Менделеевска:

    • Как это было «От частной коллекции Третьяковых к народному достоянию» история создания Третьяковской галереи.

    • Урок живописи «С мольбертом по России» о шедеврах русских художниках.

    • Видеолекторий «Жизнь замечательных художников» о русских художниках»

    • Виртуальное путешествие «Час в Третьяковке».

    • Музеи под открытым небом «Булгар», «Свияжск».

В течение года


  • Поисково-образовательная и научно-исследовательская деятельность в мини-музее:

- работа с документами, СМИ,интернет-ресурсами, архивными и фотоматериалами,

- запросы и их обработка,


Летопись родного края:

  • Конкурс фотодокументов «Герои своего времени» посвященный 50-летию Менделеевска.

  • Поисковая, исследовательская работа (подготовка рефератов, устных сообщений и др.).

  • а) Летопись селаТихие горы «Не исчезай село мое родное»

- буклет «На поэтической волне –Менделеевские родники»

-дайджест «И светлых мыслей красота…»

  • б) шорт-лист «Менделеевск: вчера, сегодня, завтра»

  • в) дайджест «Памятные даты в истории Менделеевского района: хроника основных событий»

  • г) «Галерея знаменитых людей Менделеевского района»

  • д) Литературный вернисаж «Пускай поют поэты во все свои земные голоса»

Исследовательская работа:

  • - Творческо-поисковая «Мои родные в годы ВОВ»

  • -Творческо-поисковая работа «История моей семьи»

  • -Исследование истории химических профессий

  • -Исследование «Моя малая Родина»

  • -«Говорят Менделеевские улицы»

  • -«Твои люди, Менделеевск»

На протяжении всего срока реализации проекта

  • Деятельность направленная на развитие творческих возможностей

Воспитывать интерес и уважение к фольклору, традициямнародов:

    • Сентябрь «Эх, лапти, да лапти, да лапти мои»Формировать потребность в познании рукотворного мира.

    • Октябрь «Сия прялка изрядна - хозяюшка обрядна» Знакомить с народными традиционнымивидами женскими рукоделия – прядением, плетением.

    • Ноябрь«Путешествие в прошлое одежды» Познакомить с изменениями и преобразованиями одежды человека; развивать ретроспективный и перспективный взгляд на вещи, развивать познавательный интерес к прошлому.

    • Декабрь Праздник «Капустник» Расширять представления об сезонных явлениях в природе, о работе крестьян в хозяйстве.

    • Январь «Фока воду кипятит и как зеркало блестит» Познакомить с историей возникновения чайника, его предшественником - самоваром; расширять словарный запас, используя малые формы фольклора; воспитывать культуру поведения за столом.

    • Февраль «Госпожа честная Масленица» Знакомить с традициями русского народа (обрядовым праздником Масленица).

    • Март «Народная игрушка» Расширять и закреплять представления онародных промыслах, изготовлении игрушки из дерева. Побуждать восхищатьсянароднымиумельцами и предметами их творчества.

    • Апрель «Народная игрушка-кукла – самоделка» Знакомить с процессом изготовления куклы-самоделки, закрутки, их ролью в жизни человека. Развивать интерес кнародной игрушке, изготовить игрушку самостоятельно.

    • Май Устное народное творчество - потешки, считалки, небылицы. Знакомить с устным народным творчеством: потешками, считалками, небылицами» дать понять добрый юмор. Учить новую считалку, практически применять в игровых ситуациях. Воспитыватьинтерес к малым формам фольклора.

«Музейный час» (в рамках приюта)

Изучение жизни и творчества местных писателей разных национальностей, родившихся в крае и тесно с ним связанных, отражение региона в художественно-краеведческой литературе.

Тематические недели.

Уже много лет тематические недели являются традиционными. Проходили тематические недели:

  • посвящённые временам года: «Здравствуй, золотая осень!», «Чудеса из лукошка», «Весна красна», «Зимние праздники» и т.д.;

  • посвященные городам-героям: «Ленинград», «Севастополь», «Москва» и т.д.

  • посвященные юбилеям писателей и поэтов: «Лермонтов», «Пушкин», «Лингренд» и т.д.

  • посвященные истории семьи, родственных отношениях «Семья. Моя родословная», «Я не гость в своей семье» и т.д.

  • посвященные истории возникновения, символике и памятных местах родного города «Моя малая Родина», «Здравствуй, город! Я – твой житель!» и т.д.

  • посвященные победе в ВОВ, героям – уроженцам города Менделеевска «Никто не забыт, ничто не забыто», «Верность земле бондюжской» и т.д.

  • посвященные многонациональному населению города Менделеевска «Многоликий Менделеевск», «Мы разные, но мы дружные» и т.д.

  • посвященные народным промыслам и традициям «Россия моя мастеровая», «Необыкновенное чудо» и т. д.

Тематические концерты и мероприятия в приюте и городе:

Творческие конкурсы рисунков и поделок «Рождественская звезда», «Пасхальный звон», «Мамин день», «Мир вокруг меня».

    • Всероссийский конкурс «Салют, победа!»: конкурс сочинений о войне

    • Всероссийская олимпиада по краеведению «Предания старины далекой».

    • Областные фестивали детского творчества «Светлый праздник» и «Рождественский подарок»: рисунки.

    • Уроки Мужества.

    • Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны.

    • Экскурсии по местам Боевой Славы.

    • Семейный альбом «Фотографии родственников – участников Великой отечественной войны!»

На протяжении всего срока реализации проекта

  • Образовательно-просветительская деятельность – литературный дворик

Информирование родителей об основных направлениях реализации проекта:

  • Дни открытых дверей;

  • Ознакомление родителей с итогами поисковой деятельности воспитанников, результатами достижений;

  • родительские собрания на нравственные темы;

  • вечера вопросов и ответов на запросы;

  • проведение совместных мероприятий (выставки, конкурсы, родительские семинары-собеседования на диалоговой основе);

  • индивидуальные консультации;

наглядные виды работы:

  • информационные стенды для родителей, выставки работ, литературы;

  • экскурсии;

  • совместные с родителями праздники, спектакли, именины детей;

  • помощь родителей приюту (совместная работа с детьми в облагораживании территории, участие в подготовке праздников, мелкий ремонт, хозяйственные работы и т.п.).

На протяжении всего срока реализации проекта

Здесь отчий дом и здесь мое начало

  • Деятельность на базе мини-музея

Воспитывать уважение к культурам через творческие мероприятия в мини-музее.

  • - Знакомство с виртуальным этнографическим музеем.

  • - Групповые часы по пропаганде культур народов Поволжья, литературы, искусства, музыки и т.п.

  • - Знакомство с жилищем. Познакомить воспитанников страдиционно-бытовой культурой народов.

  • - Печь кормилица. Познакомить детей с печью.

  • - Хозяйкины помощницы. Познакомить детей со странной домашней утварью.

  • - Посидим у самовара. Познакомить детей с крестьянским досугом в зимний период.

  • - Продолжать знакомить детей с домашней утварью.

  • «Сошью Дуне сарафан». Познакомить детей снародным костюмом мужским и женским.

  • - Формировать понятия «праздничная» и «будняя» (домашняя (штаны, рубаха - косоворотка, сарафан, сорочка)одежда.

  • - Продолжать знакомить с народными традициямивидами женского рукоделия: прядением, плетением.

  • - Золотое веретено. Познакомить детей с женскимнародным ремеслом - прядением, орудием труда: прялкой, веретеном.

  • - Волшебная дудочка. Знакомить с народнымидуховыми музыкальными инструментами.

  • - Давайте жить дружно. Познакомить детей с устным творчеством народов Поволжья.

  • - Развивать образное восприятие сказок народов проживающих в районе.

  • - Донести до сознания детей, что творчество русского и других народовРоссии имеют общие черты.

  • - Групповые часы: «Встречи с интересными людьми».

  • - Выставки семейного творчества разных национальностей.

  • - Проведение творческого вечера «Карусель талантов»среди общин города.

  • Духовное краеведение в виртуальном формате.

Краеведческие часы:

  • Мой город в названиях улиц»

  • «Земли моей нетленная краса»

  • «Всему начало здесь, в краю моем любимом»

  • «О малой Родине моей»;

  • «Пейзажныемотивывкартинаххудожниковкрая»;

  • «Храни любовь к отеческой земле»

  • «О малой Родине моей»

  • «Мой маленький город с названьем неброским»

  • «С чувством Родины по жизни»

  • «Светлый родник обычаев, поверий и традиций»

  • «Летопись березового края»

  • «И края в мире нет дороже»

  • «Тұғаң жерім-толбесігім»

  • «Я на этой земле родился»

  • «Мой край отеческий – моя глубинка»

Тематическиевечера,вечера-встречи:

  • «Праздникдобрыхсоседей»;

  • «Всемыкакоднасемья»

  • (праздникулицы).

  • «В земле наши корни»

  • «Край родной – родные дали»

  • «Степная земля бесконечна как время»

  • «Улица, улица, улица родная»

  • «Я на этой земле родился»

  • «Мой край отеческий – моя глубинка»

  • «Воздух Родины – он особенный»

  • «Не исчезай село мое родное»

  • «Мудрость народа в пословицах»

  • «Наши земляки – наша гордость»

  • «Славлю тебя, мой край березовый»

  • «Здесь милой отчизны околица»

  • «С малой родины жизнь начинается»

Праздники сел:

  • «Мой край отеческий – моя глубинка»

  • «Я вырос здесь, и край мне этот дорог»

  • «Я на этой земле родился»

  • «Не исчезай село мое родное»

Устные журналы:

  • «Нет милей родного края»

  • «Село мое, ты песня и легенда»

Конкурс знатоков истории края:

  • Кто лучше знает о крае родном, тот больше расскажет о нем»

Час национальных культурвикторина:

  • «Прекрасен край, в котором я живу»

  • «Знаешь ли ты историю Казахстана»

  • «Листая страницы истории»

  • «Люби и знай свой край родной»

Конкурс рисунков:

  • «Здесь Родина моя»

На протяжении всего срока реализации проекта

Организационно - досуговая деятельностьв рамках реализации проектов участвовавших в конкурсах - в 2015 году «О Родине любимой свое мы скажем слово» и в 2016 году «Словно радуги цвета мы едины навсегда» и занявших призовые места в «Республиканском конкурсе эффективных практик по воспитанию детей и подростков в духе уважения к культуре, традициям и обычаям народов, проживающих в Татарстане, в специализированных учреждениях для несовершеннолетних».


Воспитывать уважение к народным традициям:

  • Сентябрь. В гостях у хозяюшки. Продолжать знакомить воспитанников снародными традициямивидами женскогорукоделия: прядением, плетением.

  • Октябрь. Эволюция вещей. Учить отличать старинные вещи и их современные аналоги.

  • Ноябрь. «Как рубашка в поле выросла». Знакомство с технологией изготовления крестьянами одежды.

  • Декабрь. О соборах и церквях. Продолжать знакомить детей с православием на Руси, устройством и убранством храмов.

  • Январь. «Светит, да не горит». Формировать представления о «прошлом» лампочки (костёр, факел, лучина, свеча, керосиновая лампа)

  • Февраль. Богатыри. Дать понятие, что былинный богатырь- символ несгибаемого духа, славный защитникродной земли.

  • Март. Великий праздник -Пасха Знакомить снароднымобрядовым праздником Пасхой, её обычаями,традициями.

  • Апрель. Рабочие руки не знают скуки. Знакомство с трудом хлебороба в прошлом, показать его сложность и многоступенчатость.

  • Май. Люби свой край ивоспевай. Продолжать знакомить детей с природой России, с устным творчествомрусского народа.

На протяжении всего срока реализации проекта

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Мы созданы все разными по характеру, темпераменту и национальности. То, что мы разные, не означает, что кто-то лучше, а кто-то хуже.

Природа создала красивый разнообразный мир. И наша задача сохранить и развить это разнообразие. Убедить наших воспитанников в том, что любой другой человек нравственно равен тебе самому, у него нет преимуществ перед тобой, и – наоборот, у тебя нет преимуществ перед другим.

Необходимо воспринимать другого таким, каким он есть, с его традициями, обычаями, темпераментом, настроением, характером и вероисповеданием. Воспринимать боль каждого народа как свою боль, как боль всего человечества. Собственно это и есть принципы демократического будущего.

Руководству страны, политическим партиям, общественным организациям необходимо осознать качественное изменение роли и функций человечества в биосфере Земли в результате возрастающего научного и технологического могущества человека, вытекающей из этого факта ответственности его за будущее планеты и цивилизации.

Принять в качестве цели формирование системы национального и международного непрерывного миротворческого образования и воспитания, выражая убеждение в том, что трагический опыт предшествующих тысячелетий и мировых войн создал у человеческого сообщества основы неприятия войн и насилия как средств решения возникающих проблем, а позитивный опыт предотвращения и разрешения крупных конфликтов во второй половине ХХ века показал реальную возможность мирной жизни в XXI веке и в третьем тысячелетии

Мы утверждаем, что воспитание в современном мире должно строиться на признании прав и основных свобод человека, независимо от каких-либо различий по признакам расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и иных убеждений, по национальному или социальному происхождению, имущественному положению или иным обстоятельствам, учитывая должным образом важность традиций, культурного наследия, духовных, социальных и материальных ценностей каждого народа при осуществлении идей миротворческого воспитания.



Список литературы

  1. Бурлаков А.И., Похилюк А.В. О некоторых особенностях современных условий формирования патриотического сознания молодежи// Современный патриотизм: борьба идей и проблемы формирования. СПб., 2002.

  2. Быков А. Организационно-педагогические вопросы патриотического воспитания в школе/ А. Быков // Воспитание школьников. – 2006. – № 6. – С. 5 – 11.

  3. Игнатьева Е. Е. Духовно-нравственное воспитание школьников / Е. Е. Игнатьева // Воспитание школьников. – 2010. – № 9. – С. 8 – 11.

  4. Информационно-методическое издание для преподавателей “Основы безопасности жизнедеятельности”, № 1-12, М.2000 г.

  5. Левашов В.К. Патриотизм в контексте современных социально-политических реалий//Социс, №8,2006

  6. Лукьянова В.П. Педагогические условия патриотического воспитания старшеклассников в учебно-воспитательном процессе современной школы: Дис. канд. пед. наук. М., 2003.

  7. Малякова Н. Школа, где все мальчики готовятся служить в Армии / Н. Малякова // Воспитание школьников. – 2008. – № 2. – С. 12 – 15.

  8. Микрюков В. Патриотизм: к определению понятия / В. Микрюков // Воспитание школьников. – 2007. – № 5. – С. 2 – 8.

  9. Научно-популярный журнал “Военные знания” № 1-12, 2000 г. М.

  10. Нечаев М. П. Воспитывающий потенциал образовательной среды современной школы: проблемы и пути развития / М. П. Нечаев // Воспитание школьников. – 2010. – № 7. – С. 20 – 26.

  11. Савина Н. Н. Социально-психологический портрет современных подростков / Н. Н. Савина // Воспитание школьников. – 2010. – № 8. – С. 28 – 33.

  12. Семенов В.Е. Ценностные ориентации современной молодежи// Социс, №4,2007; с. 37-43

  13. Тяжельникова Е. Ю. «Граждановедение» как средство социализации школьников: воспитание в учебном процессе / Е. Ю. Тяжельникова // Воспитание школьников. – 2010. – № 8. – С. 25 – 27.

  14. Устякин В.Н. Патриотическое и нравственно-эстетическое воспитание учащихся при изучении предметов гуманитарного цикла. Дис. канд. пед. наук. М., 2006.

  15. Кудрявцев Л.Д.Современное общество и нравственность. М., “Наука”, 2000 г.

  16. Гаврилюк В.В. Гражданственность, патриотизм и воспитание молодежи,200г.

  17. Крючков Ю.А.Теория и методы социального проектирования. - М., 1992.

  18. Аплетаев М.Н. Система воспитания личности в процессе обучения: Монография/Омск.гос.пед.ун-т – Омск: Изд-во ОмГПУ, 1998.

  19. Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. - М.: Просвещение, 1979.

  20. Бабанский Ю.К. Педагогика: Курс лекций. - М.: Просвещение, 1988.

  21. Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей// Вопросы психологии. - М.: Просвещение, 1975.

  22. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников. - М.: Просвещение, 1979.. рекомендации/Ом.гос.пед.ин-т им. Горького – Омск:ОГПИ, 1991

  23. Даведьянова Н.С. О понимании духовности в современном обществе.// Православная педагогика: Традиции и современность. – Сборник лекций и докладов ВГПУ, 2000

  24. Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности. - М.: Просвещение,1977.

  25. Козлов Э.П. Воспитание нравственного сознания школьников. Изд-во Ростовского ун-та, 1983.

  26. Краткий словарь по философии -М: 1982.

  27. Осипов, А.И. Духовно-нравственное воспитание в системе современного образования / А.И. Осипов Наука и образование на пороге III тысячелетия. Минск, 2000

  28. Священник Алексий Уминский – Размышления о школе и детях.http://www.wco.ru/biblio/books/pedagog1 /

  29. Сурова Л. В. - Православная педагогика как общественное и духовное явление.http://pedagog.eparhia.ru/for_pedagog /

  30. Уледов А.К. Нравственное воспитание. - М.: Мысль, 1979.

  31. Якобсон П.М. Психология художественного творчества / П.М. Якобсон - М.:Знание,1971