СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Капитанская дочка" А.С. Пушкин

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока литературы 

Просмотр содержимого документа
«"Капитанская дочка" А.С. Пушкин»

УМК: Литература 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений/ под ред. В.Я. Коровина, В.П. Журавлева. В 2 ч. Ч. 2. – М., 2013. – 305 с.

Тема: «Загадки повести А.С. Пушкина “Капитанская дочка»

Место: четвертый урок из пяти в системе уроков по данной теме

Тип урока: комбинированный

Цели урока:

воспитывающие:

– способствовать нравственному воспитанию обучающихся;

– создавать условия для приобщения обучающихся к духовному миру литературы;

– способствовать формированию художественного вкуса у обучающихся, интереса к творчеству А.С. Пушкина и к чтению в целом;

– формировать положительную мотивацию обучения;

– способствовать осознанию потребности в образовании и самообразовании;

развивающие:

– способствовать развитию связной устной монологической и диалогической речи у обучающихся;

– способствовать развитию умения рассуждать, делать выводы, извлекать нужную информацию из текста;

– создавать условия для развития коммуникативных навыков у обучающихся;

обучающие:

– способствовать развитию умения выразительного чтения, интерпретации, анализа произведения на примере повестиА.С. Пушкина «Капитанская дочка»;

– формировать у обучающихся представление об особенностях творчества А.С. Пушкина;

– способствовать развитию умения пользоваться следующими литературоведческими терминами: тема произведения, повесть.

Личностные результаты:

– приобщение к духовному миру литературы;

– осознание нравственных проблем, поднимаемых А.С. Пушкиным в повести «Капитанская дочка»(гуманность, стремление к лучшему, осознание выбора, принятие ошибок);

– пробуждение в обучающихся нравственных качеств (доброта, сострадание, бережное отношение к чувствам других);

– осознание потребности в развитии и саморазвитии, осознание ответственности за результаты своей учебы;

– формирование своего взгляда на мир с собственной аргументацией;

Предметные результаты:

– обучающиеся имеют целостное представление о личности и творчестве А.С. Пушкина, об особенностях его творчества;

– обучающиеся умеют интерпретировать повесть «Капитанская дочка»,анализировать образы героев, подтверждая характеристики цитатами из текста;

– обучающиеся умеют пользоваться следующими литературоведческими терминами: тема произведения, повесть.Метапредметные результаты:

– способность осознавать цели учебной деятельности и пояснять их;

– умение поставить цель и организовать ее достижение;

– владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами русского литературного языка;

– рефлексивное мышление, самооценка и самоанализ.

Методы: наглядный метод, словесный метод, метод самостоятельной работы, метод деятельностного обучения, метод эмоционально-образного постижения художественного произведения, частично-поисковый метод.

Предварительная работа: прочитать повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Оборудование: презентационный материал, компьютер, проектор, интерактивная доска.

План урока:

1. Организационный момент (1 мин.);

2. Проверка домашнего задания (5 мин.);
3. Мотивация учебной деятельности обучающихся (8 мин.);

4. Беседа по произведению (8 мин.)
5. Чтение и анализ (10 мин.);
6. Рефлексия (6 мин.);
7. Задавание домашнего задания (2 мин.).

Ход урока

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

I. Организационный момент

Цель этапа: подготовить обучающихся к работе на уроке

Приветствие обучаюихся.

Дети готовятся к уроку, сообщают об отсутствующих, приветствуют учителя.


Регулятивные: самоконтроль;

Коммуникативные: взаимодействие с учителем и сверстниками;

II. Проверка домашнего задания

Цель этапа: проверить правильность выполнения домашнего задания, его наличие, а также закрепление усвоенного материала

Каким было ваше домашнее задание?

Какие сказки Пушкина вы знаете? Назовите их.


Что такое сказка? Какие виды сказок бывают?


(Сказка - это народно-поэтическое повествовательное произведение, рассказывающее о вымышленных событиях и героях. Часто с участием фантастических и волшебных явлений.

Виды сказок:

- народная

- литературная.

Сказки А.С. Пушкина – литературные.)



Предполагаемые ответы:

1. Руслан и Людмила (1818—1820; в сборники сказок обычно включается в виде отрывка У лукоморья дуб зелёный)

2. Сказка о попе и о работнике его Балде (1830)

3. Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе ГвидонеСалтановиче и о прекрасной царевне Лебеди (1831)

4. Сказка о рыбаке и рыбке (1833)

5. Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях (1833)

6. Сказка о золотом петушке (1834)



III. Мотивация учебной деятельности обучающихся

1.Подготовка к восприятию

2. Постановка целей и задач урока

Цель этапа: заинтересовать обучающихся, подготовить к восприятию и беседе по тексту произведения,сформулировать тему урока, определить цели и задачи


А.С. Пушкин увлекался историей. Посмотрите на слайд.

«Не приведи бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!»

(слова Петра Андреевича Гринева)

Из какого произведения взята эта строчка?

Как вы понимаете смысл этой фразы?


Мы прочли последнее большое произведение А.С. Пушкина, которое было завершено 19 октября 1836 года. Кому-то из вас книга показалась сложной, кому-то простой. А все ли так просто в повести, как кажется на первый взгляд?

Наша задача - разгадать некоторые загадки «Капитанской дочки», загадки человеческой жизни, истории, над которыми размышлял Пушкин в конце своего творческого пути.





Предполагаемые ответы:


«Капитанская дочка»

А.С. Пушкин



Личностные:

нравственно-этическая ориентация;

интерес к личности и творчеству автора и к чтению в целом;

Регулятивные:

контроль и самоконтроль;
формулирование цели, задач урока;

Коммуникативные: взаимодействие с учителем и сверстниками; соблюдение правил речевого поведения;

умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Познавательные:

построение логической цепи рассуждений, ее доказательство.

IV. Беседа по произведению

Цель этапа:выделение главных героев, основной темы произведения и жанра


«Чудом совершенства» назвал «Капитанскую дочку» Пушкина русский критик В.Г.Белинский. Обращаясь к истории, Пушкин не только осмысливал минувшее, но и показывал личную сопричастность героев к воссоздаваемым событиям пугачевского восстания.

-Кто является рассказчиком в романе? 


-Что представляет собой повествование?



Итак, «Капитанская дочка», что это- повесть? роман? исторический роман? семейные записки?





















Запишите определение повести.

Повесть – это произведение эпической прозы, тяготеющее к последовательному изложению сюжета, ограниченное минимумом сюжетных линий.





Предполагаемые ответы:


(Петр Андреевич Гринев)


(Повествование представляет собой воспоминания, предназначенные внуку)

Выступление ученика 1

«Капитанскую дочку» с полным правом можно назвать и романом, и повестью. Действительно такие определения в литературоведении существуют. Но можно о ней говорить как об историческом романе, семейных записках или мемуарах? Наверное, в строгом смысле слова «Капитанская дочка» не является ни хроникой, не мемуарами, так как в произведении есть художественный вымысел. Но она написана в форме воспоминаний, семейных записок, показывает былые судьбы, жизнь частных людей, вместе с тем даны изображения исторического события и исторических лиц (а именно Е. Пугачева и Екатерины II), а поэтому содержит в себе особенности всех названных жанров.

Но все же, это повесть. В ней тесно переплетены темы личных взаимоотношений героев с изображением исторических событий. Все изображенные картины жизни и события ставят перед нами проблему чести, долга. О жанре произведения можно спорить; но мы видим в ней и то, и другое, и третье, как в жизни. Пушкин помогает увидеть эту жизнь во всей ее полноте, понять, что в ней хорошо и плохо, осознать жизнь как течение истории. А разве мы привыкли задумываться над ходом истории? Не всегда. А надо: и вы, и ваше будущее зависят от того, что происходит в настоящем.


Личностные:

нравственно-этическая ориентация;

интерес к творчеству автора, любовь и уважение к своему языку;

Регулятивные:

контроль и самоконтроль;

Коммуникативные: взаимодействие с учителем и сверстниками; соблюдение правил речевого поведения;

умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Познавательные:

развитие умения рассуждать, делать выводы, извлекать нужную информацию из текста произведения;

построение логической цепи рассуждений, ее доказательство;

V. Чтение и анализ

Цель урока: организовать работу с текстом, беседу по произведению, его анализ, выполнение обучающимися заданий

Сформулируйте основную тему произведения. Какие проблемы затрагивает Пушкин в повести?











-Почему Пушкин именно Гринева делает

повествователем?












-Как вы понимаете эпиграф к повести «Береги честь смолоду»? Что имел в виду поэт, когда говорил о чести? Только ли верность воинской присяге?



Вопрос: Назовите главных героев произведения (2-х)








Назовите отрицательных персонажей в этой повести.



Следующее задание: на слайде перед вами даны качества личности и 3 героя повести. Ваша задача: вписать в эту таблицу те качества, которые присущи герою.

Вы согласны с тем, что Швабрин и Гринев – антиподы?

Антипод, что это? (слайд)

Заполним следующую таблицу, чтобы доказать, что эти 2 персонажа – антиподы. (слайд).

Почему Швабрин вызывает наше презрение? Есть ли в его характере хотя бы одно «светлое пятнышко»?

Каких душевных качеств, в отличие от Гринева, начисто лишен Швабрин?

Жаль вам Швабрина или нет?

В литературоведении высказана мысль о том, что причиной измены Швабрина стала его страстная любовь к Маше Мироновой, нежелание «уступить» ее Гриневу. Согласны ли вы с этой мыслью? Свой ответ обоснуйте.



Пушкин широко использует в «Капитанской дочке» народнопоэтическое творчество. Чаще всего для создания образа Пугачева. Назовите эти жанры фольклора.





Просмотр калмыцкой сказки. В чем ее смысл?













Иногда Пугачев ведет себя воистину по-царски. В каком эпизоде находят свое выражение и его великодушие и душевная широта, и подлинно русский размах?


Почему же повесть названа «Капитанская дочка»?

Видимо потому, что Маша становится центром лирического сюжета. Несмотря на свою скромность и незаметность, она становится предметом любви и обожания всех, кто встречается с нею. Из-за Маши сражаются на дуэли Гринёв и Швабрин. Ради неё Гринёв отправляется в ставку Пугачева на верную смерть, ей Екатерина оказывает царскую милость. Именно Маша вызволяет Гринева из тюрьмы.

Предполагаемые ответы:

-Основной темой повести является народное восстание. В ней ставятся и вопросы внутренней политики, столкновение дворянства и крестьян. А поскольку это не только историческая, но и семейная повесть, Пушкин поднимает проблемы, связанные с темой человеческого счастья, любви, истинного благородства.


-Петр Гринев – истинный дворянин, убежденный противник насильственных потрясений – в то же время чувствовал себя обязанным рассказать правду о восстании и о его руководителе Пугачеве.Таким образом, выбор рассказчика продиктован стремлением Пушкина объективно показать развитие исторических событий.



Береги честь смолоду… Это значит, что честь не забывает прошлых ошибок. Оступившись один раз в молодости, ты уже не сможешь полностью очистить свою совесть от темных пятен минувших дней. Вся зрелая жизнь – по большому счету, взращивание плодов юности. Гринев, по моему мнению, вступает в зрелость с хорошей духовной почвой, готовой для добрых дел и справедливых решений.



Швабрин.




Приложение 1























- сказки (калмыцкая 11 глава);

- песни (эпиграфы, 8 глава – про виселицу);

- пословицы и поговорки (Казнить так казнить, миловать так миловать; тайный разговор во 2 главе)


 Смысл сказки заключается в том, что лучше прожить короткую, но яркую жизнь, чем долгую и скучную. Первое в этом случае символизирует орел, живущий 30 лет и питающийся живой кровью, второе – ворон, которые в течение 3 веков довольствуется мертвечиной. Орел в этой сказке попытался пожить, как ворон, но не смог и сделал вывод, что «лучше раз напиться живой кровью, а там что бог даст!»



Милует Петра Гринева, спасая его от смерти.


Выступление ученика 2

По этому поводу литературоведы высказывают различные мнения:

- Таким названием Пушкин хотел отвлечь внимание от темы Пугачевского восстания;

- Вокруг Маши, ее судьбы развертываются все события повести, героиня стоит в центре сюжета;

- Маша выступает в повести как носительница высокой нравственности и чести. И эпиграф к повести относится и к ней.

Назвав повесть "Капитанская дочка”, Пушкин привлек внимание цензоров, читателей, критиков к семейной теме произведения, к любовной линии повести, и "отвлек” от "запрещенной” темы – восстания Пугачева. Этим Пушкин содействовал появлению повести в печати.

Впервые у Пушкина появилась героиня, борющаяся за счастье. И эта борьба была лишена эгоистического начала. Она была достойной дочерью своего отца – преданного солдата и показала силу характера, спасая Гринева.)



Личностные: освоение новых видов деятельности, делая выводы, осознавая себя как индивидуальность и одновременно как члена общества.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия операции, действовать по плану.

Познавательные: понимать информацию, представленную в изобразительной форме, использовать знаково-символические средства для решения различных учебных задач.

Коммуникативные: вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.


VI. Рефлексия

Цель этапа: подвести итог, оценить свою работу на уроке


Итак, ребята, роман Пушкина внешне прост – как наша жизнь. Пушкин помогает понять за внешним, бытовым лицом жизни – человечную, мудрую суть происходящих событий, разгадать жизненные загадки.

Какие же загадки мы пытались сегодня разгадать?



Что нового вы узнали на уроке?

Что у вас вызвало затруднения?


Таким образом, загадки романа – это загадки жизни, которую Пушкин учит нас видеть и понимать.



Загадки жанра произведения, характера героев: Маши Мироновой, Пугачева, Гринева; учились отличать истинное великодушие от показного, учились видеть настоящую красоту за внешней простотой.













Личностные:

нравственно-этическая ориентация;

интерес к творчеству автора;

Регулятивные:

самоконтроль, самооценивание;

Коммуникативные: взаимодействие с учителем и сверстниками; соблюдение правил речевого поведения;

умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Познавательные:

поиск и выделение необходимой информации;

развитие умения извлечь главное, подвести итог.

VII. Задавание домашнего задания

Цель этапа: продолжить знакомство с творчеством автора дома, закрепить материал

Сравнительная характеристика Марии Мироновой и Екатерины 2. Описать внешность, черты характера. Ответить на вопрос: для чего вводит А.С. Пушкин эти женские образы?

Учитель дает инструкции по выполнению ДЗ.

Обучающиеся записывают домашнее задание. При необходимости задают вопросы

Регулятивные: самоконтроль;

Коммуникативные: взаимодействие с учителем и сверстниками;



























Швабрин

Гринев

Пугачев

подлость

впечатлительность

жестокость

предательство

смелость

великодушие

жестокость

храбрость

смелость

властолюбие

решительность

доброта

слабость духа

преданность

вспыльчивость

трусость

верность

одиночество

хитрость

искренность

властность

изворотливость

потребность в любви

милосердие






3