Цель: Формировать у детей представления о свойствах воды
Задачи:
Образовательные: обогатить представления детей о разнообразных свойствах воды (прозрачная, текучая, одни предметы в воде тонут, а другие плавают, вода может изменять свой цвет); в процессе экспериментирования стимулировать использование исследовательских и поисковых действий.
Развивающие: развивать любознательность, мышление, воображение, представление об окружающем мире; развивать умение мыслить логически, обосновывать свои ответы, сопоставлять факты, побуждать познавательную активность детей; развивать речь детей, обогащать словарный запас.
Воспитательные: воспитывать интерес к познанию окружающего мира, интерес к экспериментированию; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, организованность.
Интеграция образовательных областей: познавательное, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное развитие, физическое.
Методы и приемы:
Методы: игровые, практические, поисково-исследовательские, сюрпризный момент.
Приемы: постановка цели, вопросы, указания, дополнения, поощрение, экспериментирование.
Оборудование: ИКТ, компьютер, видеопроектор, экран, магнитофон, центр воды; тазики для воды, резиновые мячи, деревянные брусочки, камни; игрушка-мельница; лейки; банки с горячей и холодной водой, стаканчики с водой, баночки с краской, салфетки, фартуки
Словарная работа: прозрачная, окрасилась, плавает, тонет.
Предварительная работа: игры-эксперименты с водой; просмотр мультфильма «Приключения капельки», беседа по его содержанию.
Структура:
1. Сюрпризный момент.
2. Напоминание правил на занятиях экспериментирования.
3. Вопросы о знакомых свойствах воды.
4. Экспериментирование за столами.
5. Упражнение «Мельница»
6. Окрашивание воды.
Ход:
Дети входят в зал и здороваются с гостями.
Восп: Ой, ребята, а что это там за звук? (ответы детей)
Да это же к нам в гости пришла Капитошка, хотите с ней познакомиться?
Слайд 1
- Ребята, давайте поздороваемся с Капитошкой. Для этого нужно вытянуть вперед ручку (воспитатель капает из груши каждому ребенку по капельке воды)
- Теперь у каждого из вас на ладошке своя капелька воды. Давайте с ней поиграем: покатаем капельку по ладони, подуем на нее. Ребята, после того как капелька посидела у нас на руке, она стала мокрая – вот мы с ней и познакомились. Капелька была очень веселая, постоянно улыбалось, и очень любила играть. Больше всего Капелька любила играть в прятки со своими подружками Капельками.
- Ребята, посмотрите, какая она грустная. Она потеряла своих подружек и поэтому грустит. Поможем ей найти своих подружек? (Ответы детей)
- И сейчас у нас в группе они спрятались. А давайте мы поищем их.
(Пройтись по группе и найти воду: в тазу, стакане, лейке, чайнике).
- Ой, ребята, а капельки соединились и стали водой. Сегодня мы с вами по больше узнаем о воде и познакомимся с ней поближе.
- Ребята, а как вы думаете, для чего нам нужна вода?
(Ответы детей). Сейчас мы с вами превратимся в исследователей и узнаем о том, что такое вода. Вы готовы?
(Ответы детей)
- Вспомним правила занятий с водой – закатать длинные рукава, не толкаться, не брызгаться водой, внимательно слушать указания. А сейчас оденем фартуки.
Опыт 1.
Показываю воду в стакане. Какая вода? Какого цвета? (Ответы детей)
Опустите пальчики в воду, почувствуйте, какая вода? (теплая): а какой вода еще бывает?
(Ответы детей)
У меня есть баночки с водой, потрогайте их. Что вы чувствуете? (Ответы детей)
Значит, вода бывает разной температуры – теплая, приятная для рук, холодная и горячая.
Опыт 2.
Ребята, подойдем к столу и рассмотрим, что у нас там есть.
- Как вы думаете, резиновый мячик утонет в воде или будет плавать? (Ответы детей) Давайте проверим. Возьмите мячи в руки, подержите их, тяжелые они или легкие? (легкие).
Опустите их в воду. Что происходит? (мячи плавают, не тонут)
(Ответы детей)
- А сейчас возьмите деревянные брусочки. Какие они тяжелые или легкие? (легкие)
Опустите их в воду. Что происходит? (плавают, не тонут)
(Ответы детей)
- Возьмите в руки камушки. Какие камушки (тяжелые) Как вы думаете, что будет, если их опустить в воду? Аккуратно опустите камушки. Что случилось с камнями (они утонули, опустились на дно). Мы с вами убедились, что разные предметы по-разному ведут себя в воде: резиновые, деревянные предметы легкие, они плавают, а тяжелые предметы тонут, опускаются на дно.
- Ребята, а вы видите камушки на дне? Почему? (вода прозрачная, сквозь воду можно разглядеть предметы)
Физкультминутка.
Раз, два, три, четыре, пять любят капельки играть.
Мы ногами топ-топ, мы руками хлоп-хлоп
Мы глазами миг-миг, мы плечами чик, чик
Раз присели, два привстали
Руки кверху все подняли
Раз, два, раз, два (хлопают в ладоши)
Вот и кончилась игра.
- Вода волшебница: она может обернуться облаком, снегом, дождем! А еще вода очень сильная. Говорят, капля камень точит. Хотите проверить.
Упражнение «Мельница»
Предлагаю детям подойти к столу, на котором стоит «мельница» и лейки с водой. Я сейчас налью воду на мельницу. Что я делаю? (лью воду)
Молодцы, вы уже знаете, что вода льется, ее можно переливать. Сила воды заставляет мельницу крутиться, работать. А теперь возьмите лейки и тоже налейте воду на мельницу. Что делает мельница?
- Молодцы, ребята, вот как много важного и интересного про воду мы с вами узнали.
Опыт 3.
- Ребята, а теперь мы с вами будем волшебниками и узнаем, что воду можно окрашивать в разные цвета. Посмотрите, на столе баночки с красками разных цветов и стаканчики с водой.
Возьмите любую краску и вылейте эту краску в стаканчик с водой и посмотрим, что произойдет. Давайте попробуем.
Дети берут краски и выливают их, каждый раз наблюдая, как меняется вода. Возьмите палочки и помешайте.
- Ребята, а сейчас берите камушки и опустите в воду. Вы видите камушки в водичке? Почему?
Водичка наша стала цветной, непрозрачной и поэтому камушек не видно. Вот какой волшебницей может быть обыкновенная вода.
Опыт 4.
Ребята, подойдем к столу. У меня есть пластиковая бутылка. Натянем шарик на горлышко бутылки и поместим в посуду с горячей водой. Посмотрите, внимательно, что произойдет?
(Ответы детей)
Воздух в бутылки нагревается и в результате надувается шарик.
А сейчас эту же бутылку поместим в посуду с холодной водой и подождем. Что случилось?
(Ответы детей)
Воздух охлаждается, в результате шарик сдувается.
- Ой, ребята посмотрите на Капитошку. Какая она сейчас стала? (ответы детей). Да, правильно она очень обрадовалось, потому что мы нашли ей подружек.
Слайд 2
- Ребята, что вам сегодня понравилось? Что вы сегодня нового узнали? Что вам больше всего запомнилось?
(Ответы детей)
- И очень много нового узнали о воде: водичка льется, она может быть холодной, теплой, горячей, предметы могут в ней плавать или тонуть, вода прозрачная, мы с вами сами можем менять цвет воды.
- А сейчас попрощаемся с Капитошкой и с ее подружками.
Планируемый результат: дети знают, что вода прозрачная, вода льется, может быть холодной, теплой и горячей. Некоторые предметы могут в ней плавать или тонуть.
МБДОУ «Чепчуговский детский сад «Ромашка»
Капитошка с друзьями
Открытая образовательная деятельность
по проблеме: «Детское
экспериментирование – основа
познавательно-исследовательской деятельности»
в младшей группе
На базе МБДОУ «Чепчуговский
детский сад «Ромашка» в рамках районного
методического объединения для воспитателей
Высокогорского муниципального района РТ
Подготовила: воспитатель I – кв. категории
Ибрагимова З.Г
с. Чепчуги 2020 г