СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
«Ибо и крестьянки любить умеют»
«…если всему горестному, всему угнетенному, всему слезящемуся открыт путь во чувствительную грудь твою; если душа твоя может возвыситься до страсти к добру, может питать в себе святое… желание всеобщего блага: тогда смело призывай богинь парнасских….»
(Н.М.Карамзин)
Цели урока: развить понятие о лейтмотивах, подробно остановиться на основных мотивах повести; воспитать вдумчивого читателя, правильное отношение к материальным ценностям, любовь к матери.
Словарная работа: сентиментализм, сентиментальный, чувственный, эмоциональный. Бедный – нищий, несчастный, сердечный. Антонимы: богатый, состоятельный, обеспеченный, имущий, зажиточный, крепкий, денежный.
Оборудование:
картина Л.В.Боровиковского «Портрет М.И.Лопухиной»;
иллюстрации учащихся к повести;
картина И.М.Долматова «Портрет сестры»;
запись пьесы П.И.Чайковского «Времена года».
ХОД УРОКА
1. Проверка степени осмысления повести по вопросам:
– Каков жанр произведения?
– От какого лица идет повествование?
– Какой мы видим главную героиню в родительской семье? Чему смогли научить ее отец с матерью?
– Какими эпитетами наделяет Карамзин свою героиню? Как назвал ее Эраст? Какое значение слова «бедная» для нее больше подходит?
– Обратите внимание. Что общего между героиней картины и героиней повести?
– Что вы знали об Эрасте? Каким он был до встречи с Лизой?
– Как вы понимаете слова героя: «Натура призывает меня в свои объятия….»?
– Как Карамзин показывает развитие чувства между молодыми людьми?
– Когда и почему отношение Эраста к Лизе резко переменилось?
– Как понимать финальную фразу повести?
– Какие слова стали афоризмом? Кто в повести их произносит? («Ибо и крестьянки любить умеют»).
– Какое отношение к повести имеют следующие предметы: ландыш, стакан (нектар из рук Гебы), клубок шерсти, пять копеек, рубль, сто рублей, свеча, розовая вода, карты, образ богоматери? (Учитель показывает предметы, учащиеся отвечают на вопросы.)
– Почему так часто употребляется слово «слезы»? Какая антитеза употребляется писателем? (Деревня – город).
– Какие темы развивает автор?
– Какова, на ваш взгляд, главная мысль этого произведения и какими словами из текста ее можно выразить?
2. Формируем итоговый вопрос творчески – исследовательского характера
Часто пришлось бы вносить изменения в повесть Карамзина, если бы вам было дано задание отредактировать ее с точки зрения эстетики классицизма?
Классицизм | Сентиментализм |
Культура разума | Культ чувств |
3. Слово учителя
Николай Михайлович Карамзин… Повесть «Бедная Лиза»… Самая знаменитая и едва ли не самая короткая из всех карамзинских повестей. В современном издании она занимает от силы десять страниц печатного текста. Но эти десять страниц потрясли литературный мир. Почему именно повесть «Бедная Лиза» открывает череду замечательных книг, на которых выросло множество поколений русских читателей?
4. Исследование лейтмотивов повести
Работа в группах
1-я группа. Найти в тексте эпизоды, связанные с цветами.
2-я группа. Проанализировать лейтмотив «лучи солнца», характеризующий душевное состояние героини.
3-я группа. Рассказать о губительной силе денег.
4-я группа. Доказать, что слезы тоже являются лейтмотивом повести.
5-я группа. Мотив несчастной любви. Отказавшись от любви, герой не находит личного счастья. Причиной отказа послужила разница в социальном положении.
1. Информация о ландышах
Латинское название ландыша а дословном переводе означает «лилия долин, цветущая в мае».
Прекрасный весенний цветок издавна привлекал внимание людей и о его происхождении сложено множество поэтических легенд.
В христианской мифологии ландыш – это слезы Богородицы, которые она проливала, стоя у креста распятого сына. Слезы эти, падая на землю, превращались в чистые прекрасные цветы, которые, отцветая, становились красными, похожими на кровь плодами.
Любовь к ландышу осветила творчество многих поэтов и писателей. Как о самом любимом цветке отзывались о нем А.И.Куприн, С.Ковалевская, П.И.Чайковский, А.А.Фет и другие.
В поэтических произведениях цветы ландыша всегда олицетворяли чистоту, нежность, любовь, верность, невинность.
Чтение стихотворения «О, первый ландыш» А.А.Фета.
2. Избранный нами мотив («Лучи солнца») может показаться поначалу второстепенным и бледным, но стоит представить себе главную героиню, как лучи солнца хлынут целыми потоками, раскрывая душевное состояние Лизы.
3. Если цветы и лучи солнца являются символом чистоты, света, то деньги – это символ богатства, власти, алчности и корысти.
В связи с этим вспоминается еще одно пушкинское произведение – «Пиковая дама». Бедная Лиза надеется на любовь и счастье. Главный герой Герман расчетлив, играет в карты, ради денег идет на компромисс с совестью.
4. Сценка «Первая встреча»
Одним из домашних заданий было творческое задание: написать письмо Лизе, в котором нужно выразить свое отношение к ней. Было ли у вас желание помочь ей, поддержать, предостеречь?
5. Заключительное слово учителя
Таким образом, Николай Карамзин до сих пор изумляет и поражает читателей своей философской и литературной дерзостью, новаторством, ибо он впервые осмелился изобразить трагическую судьбу своей героини через призму таких лейтмотивов, как цветы, лучи солнца, слезы, деньги. И именно его перу принадлежат следующие строки: «…если всему горестному, всему угнетенному, всему слезящемуся открыт путь во чувствительную грудь твою; если душа твоя может возвыситься до страсти к добру, может питать в себе святое….желание всеобщего блага: тогда смело призывай богинь парнасских…»
6. Чтение стихотворения А.С.Пушкина «Если жизнь тебя обманет…»
7. Звучит музыка П.И.Чайковского
Поделиться…
© 2003–2015 ИД «Первое сентября»
Адрес: ул. Киевская, 24, Москва, Россия, 121165, ИД «Первое сентября», Оргкомитет фестиваля «Открытый урок»
Эл. почта: festival@1sept
Цели:
На примере повести Карамзина «Бедная Лиза» познакомить учащихся с литературным направлением – сентиментализм.
Развивать навык сотрудничества в группе.
Способствовать воспитанию такого нравственного качества, как ответственность за свои поступки перед людьми.
Способствовать развитию критического мышления
Словарная работа: сентиментализм, сентиментальный, чувствительный, эмоциональный, демократичный, прогрессивный.
Оборудование: иллюстрации учащихся к повести Карамзина Н.И.
Музыка из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь» (Е.Дога)
ХОД УРОКА
Николай Михайлович Карамзин…
Повесть «Бедная Лиза»… Самая знаменитая и едва ли не самая короткая из всех карамзинских повестей. В современном издании она занимает от силы десять страниц печатного текста. Но эти десять страниц потрясли литературный мир. Почему именно «Бедная Лиза» открывает череду замечательных книг, на которых выросло множество поколений русских читателей? Чем она интересна современному читателю, насколько она актуальна сегодня? Давайте же продолжим работу над произведением.
Для начало вспомним об авторе.
Слайды 4-5
Факт или мнение.
Детство прошло в имении отца около г.Симбирска (факт)
В 17 лет начинает военную карьеру в чине поручика (факт)
Он свидетель важнейшего исторического события – Великой французской революции (факт).
Огромная заслуга в том, что он вслед за Ломоносовым предпринял попытку реформы русского литературного языка (факт)
Карамзин в 1789 году отправляется в путешествие по Казахстану (мнение)
В своей повести Карамзин описал местность близ Симонова монастыря в Москве (факт)
Чтение стихотворения.
– Как вы думаете, почему урок по повести Карамзина мы начали с этого стихотворения? (Похожие сюжеты)
– Как стихотворение Пушкина перекликается с повестью Карамзина? (Темы «твердого ума и нежнейшего чувства»)
– В повести речь идет о любви и о том вечном, что волнует сердце, заставляет порой терять разум.
– В каком литературном направлении обращается внимание на внутренний мир лирического героя, его чувства?(Сентиментализм)
Работа в группах
Ключи мудреца (слайд 7)
1 группа. Чего никогда не будет в литературе сентиментализма: признания античного искусства высшем образцом, культа разума, строгой сюжетно-композиционной организации.
2 группа. То, что присутствует в литературе сентиментализма: стремление представить личность в движениях души, мыслях, переживаниях, утверждения нравственной чистоты, не испорченности простых людей.
На слайде 8: набор слов
Чувственность, порядок, разум, душевность, слезы, ах, долг, природа, служенье, честь, убеждение, мечтанья, античность, гармония, надежда, потрясение, страдание, пропорциональность, оде, герой.
1 группа работает по течению «сентиментализм», вторая по течению «классицизм».
1. Чувственность, душевность, слезы, ах, природа, мечтанья, надежда, потрясенье, страдания(Сентиментализм)
2. Разум, порядок, долг, честь, служенье, убеждение, античность, гармония, пропорциональность, оде, герой.(Классицизм)
Слайд 9
Беседа
– Как часто Вам приходилось читать произведения такого характера, ведь повесть необычная?
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
– Легко ли было читать? Почему? |
|
– Посмотрим как в повести прослеживается тема «Рассудка и любви». Давайте обратимся к героям повести. Предлагаю Вам тест для эрудитов. Ваша задача ответить на вопрос: Что не так на званом обеде?
На обед по поводу выхода в свет второй (первой), сентиментальной повести в русской литературе были приглашены Карамзин, Жуковский, Муравьев, Ломоносов, Державин. Туда же явился и Эраст, довольно бедный (богатый) дворянин, живший в Москве.
Приехали и родители Лизы, они прибыли из Симонова монастыря. (Саженях в семидесяти от монастырской стены в пустой хижине)
По казенной надобности была проездом (жила в Москве) и пожилая богатая вдова, влюбленная в Эраста
Анюта, которая находилась здесь тоже, была очень грустна и печальна.
Мозговой штурм
– Набросайте пожалуйста всех персонажей этой повести. А теперь посмотрим, правы ли вы?
Слайд – герои.
Работа в группах
Группа 1
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Расскажите о Лизе. Какой мы видим главную героиню в родительской семье? Чему научили ее родители? 2. Какими эпитетами наделяет автор свою героиню. 3. Каковы взаимоотношения между матерью и дочерью 4. В чем Лиза видит свой долг перед матерью. 5. Сравните отношение Лизы к матери с отношениями героини из рассказа «Телеграмма». Чем занималась Лиза целыми днями? 6. А почему Лизе пришлось работать? 7. Что вы можете сказать о матери Лизы? Задание. Составить акростих по образу Лизы. | 1. Лиза была последний дочерью, во всем помогала матери. Была скромной, совестливой, не была жадной к деньгам. 2. «Плачевная судьба бедной Лизы» «прекрасная, любезная Лиза» 3. «Ты кормила меня грудью и ходила за мною, когда я была ребенком, теперь пришла моя очередь за тобой смотреть» 4. «Бог дал мне руки, чтобы работать». 5. Дочь Настя 3 года не приезжала к матери и даже после прихода письма не поехала. 6. Потому что отец умер. До смерти он много работал, был зажиточным поселянином. 7. Добрая старушка, чувствительная. Горестная вдова, ей пошел 6-ой десяток. Дочь воспитывала правильно, не позволяла брать лишних денег, а лишь то, что честно заработала. «Лиза, лучше кормиться трудом своим и ничего не брать даром» |
Слайд по образу Лизы.
Группа 2
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1. Расскажите об Эрасте. Каким он предстал перед Вами, перед матерью Лизы? 2. Что мы узнаем об Эрасте до встречи с Лизой? 3. При каких обстоятельствах произошла встреча Эраста и Лизы? 4. Как Вы думаете, почему Эраст не захотел, чтобы мать Лизы знала об их встречах? 5. Вы тоже считаете, что родители не должны знать о таких встречах? 6. Какие помыслы были у Эраста? Хотел ли он ей навредить? Задание. Составить ассоциативную карту по образу Эраста. | 1. Молодой человек, довольно богатый дворянин; с разумом; добрым сердцем, но слабым и ветреным. Матери казался хорошим добрым барином. 2. Вел рассеянный образ жизни. Думая о своем удовольствии, искал его в светских забавах, но не находил; скучал и жаловался на судьбу. 3. Лиза продавала в городе ландыши. 4. Ей не надобно ничего сказывать. Старые люди бывают подозрительными. 6. Самые добрые «Я буду жить с Лизой как брат с сестрой, не употреблю во зло любви ее и буду всегда счастлив» |
– О чем предупреждает автор Лизу? Каков Эраст на самом деле?
«Безрассудный молодой человек! Знаешь ли ты свое сердце? Всегда ли можешь отвечать за свои движения? Всегда ли рассудок есть царь чувств твоих»
Группировка: проверка знания содержания повести. (разрезается и ищут пару) работа в парах.
Ландыши | Лиза продает |
Ландыши | Эраст покупает |
Сердце | Эраст, разбив сердце Лизе несчастлив |
Сердце | Лиза трагически кончает жизнь самоубийством |
Деньги | Эраст покупает цветы, пытаясь заплатить за них больше, чем они того стоят |
Деньги | Лиза дает матери |
Деньги | Считает, что ими можно купить даже любовь |
Деньги | Лиза передаст подругой матери |
Лучи солнце | Раскрывает душевное состояние героини |
Состояние природы | Даст оценку поступкам героев |
История любви | Написана на лоне природы |
Слезы | Они упоминаются в тексте несколько раз |
В ее образе много черт | Которых, лишен он |
Отказавшись от любви | Он не находит личного счастья |
1. Какая тема здесь не затронута? (Тема страсти)
2. Разбейте на эпизоды по содержанию
(– Хотят выдать замуж;
– Встреча с Эрастом;
– Объятия, поцелуй;
– и…)
3. Как развивается тема рассудка? (Лиза вспоминает о том, что у нее есть мать)
4. Какой момент повести вы считаете кульминационным? (Встреча Лизы с Эрастом спустя 2 месяца)
5. Как разрешается конфликт в повести? (Трагически)
6. Почему когда уже все совершилось, у Эраста изменилось отношение к Лизе?
7. Для кого написана эта повесть?
8. В чьих уста вкладывает автор рассуждения? (Это мать Лизы, ее разумный взгляд на выбор друзей)
9. Почему рассудку Лизы не суждено взять вверх над чувствами? (Чувства не поддаются контролю. Они сильнее разума)
10. Какова позиция автора? Осуждает ли он своих героев за «падение»? (Не осуждает, он испытывает по отношению к Лизе – сочувствие, по отношению к Эрасту – сожаление)
Вывод.
Автор не осуждает, он не судья. По его мнению существует сила, которая выносит приговор, что это за сила. (природа). В чем особенность образа природы? (он делает ее полноправным героем повести)
Какие образы, взятые из природы характеризуют героев повести? (Лиза сравнивается с зарей, с майским утром. Можно провести параллель, Лиза – ландыш. Они белые, хрупкие)
Чем закончились отношения героев? (Эраст сообщает, что жениться на другой, дает Лизе 100 рублей и просит слугу вывести Лизу из кабинета)
Какова судьба героев? (Лиза бросается в пруд, так как Эраст обманул ее, воспользовавшись ее молодостью и доверчивостью. А Эраст, обанкротившись, был вынужден был жениться на старой вдове).
Назовите причины самоубийства Лизы?
Работа в группах
1 группа: Колесо последствий
2 группа: Стратегия Исиковы
Слайд
– Как вы думаете, осуждает ли автор свою героиню за самоубийство? (Нет, он жалеет ее)
– А ваша позиция по поводу самоубийства Лизы? Можно ли было найти другой выход?
– Вернемся к тому стихотворению, с которого начали свой урок.
– Так что же у поэта Пушкина побеждает рассудок или любовь? (Любовь)
– Чем же, по-вашему, нужно руководствоваться: рассудком или любовью?
Вывод.
Для Карамзина как писателя-сентименталиста, чувства важнее и сильнее разума. Именно они делают человека, человеком, если они чисты и благородны.
Может быть и Вам предстоит в жизни делать выбор между рассудком и чувствами. В наш практичный век часто побеждает рассудок, еще чаще расчет. Старая добрая классика напоминает нам, что без настоящих чувств человек теряет душу и вряд ли будет счастлив (что и произошло с Эрастом).
Карамзин и предупреждает: исполнение всех желаний есть самая опасное искушение любви, помните об этом. Писатели часто затрагивают проблему чувств и разума, но не дают ответа, ведь в этом и есть тайна, а выбор всегда за вами. И мой вам совет: прежде чем что-то совершить всегда включайте свой рассудок, что бы вам ни пришлось отвечать за последствия.
Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение «Рассудок и любовь»
Литература:
Использовалась статья фестиваля «Открытый урок» 538039 (2008-2009)
Урок начинается с формулировки цели и задач. Проверка домашнего задания помогает актуализировать опорные знания. На данном этапе урока использование кластера помогает провести устное тестирование по биографии Н.М.Карамзина.
Далее следует основная часть урока. Объяснение нового материала начинается со знакомства с литературоведческим термином «сентиментализм». Проводится работа с портретами Екатерины II, выявляются отличия полотен, созданные классицистом и сентименталистом. Для обобщения основных сведений о классицизме и сентиментализме как литературных направлениях XVIII века ученики самостоятельно заполняют сравнительную таблицу, которую чертят в своих тетрадях и заполняют пустые графы. Одна группа заполняет графу «Классицизм», другая группа - графу «Сентиментализм». Ответы высвечиваются на слайде поэтапно.
Далее ученики знакомятся с историей создания повести «Бедная Лиза». Продолжается работа над литературоведческой терминологией: рассматривается понятие «эпигонство».
Непосредственно анализ текста художественного произведения начинается с заочной экскурсии по окрестностям Москвы, так как именно здесь происходили события, описанные Карамзиным в повести «Бедная Лиза». Вслед за писателем отправляемся на экскурсию по окрестностям Москвы: Симонов монастырь, Москва-река, Данилов монастырь, Воробьёвы горы, Село Коломенское.
Анализ повести включает вопросы о роли пейзажа в повести, об образе повествователя. Рассмотрение темы любви и социального неравенства начинается с проблемного задания: назвать известные произведения, в которых авторы затрагивают эту же тему, и найти соответствие между указанными авторами и названиями произведений. Проверяем: появляются стрелочки, соединяющие произведение с его автором.
Обращаемся к социальному статусу героини, который обозначен словом «бедная» в названии произведения. Это слово может быть понято двояко: указание на социальное положение героини и отношение к ней автора. Далее задается проблемный вопрос: «Только ли сословные барьеры разделяют героев?» Ученики сопоставляют героев и заполняют таблицу, делают вывод.
Обращаемся к тексту повести. Работа с текстом помогает определить основные мотивы: мотив чистоты и мотив денег. Образу Лизы неизменно сопутствует мотив белизны, чистоты и свежести. Обращаемся к сцене первой встречи. В отношениях Эраста автор всегда подчёркивает мотив денег. Ученики приводят примеры сцен, где Эраст пытается в сфере чувств действовать при помощи денег. Выясняем отношение автора и других героев повести к Лизе. Делаем вывод: душа Лизы отличается богатством и глубиной. «И крестьянки любить умеют!» Обращаемся к сцене расставания героев: для Лизы потеря Эраста равнозначна утрате жизни. Дальнейшее существование становится бессмысленным, и она накладывает на себя руки.
Подводятся итоги урока. В качестве домашнего задания ученикам предлагается письменно ответить на вопрос: Какие чувства вызвала повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»?
Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление знаний.
Цель урока: (слайд 2) Познакомить учащихся с повестью Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» как ярким образцом произведений сентиментализма.
Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление знаний.
Цель урока: (слайд 2) Познакомить учащихся с повестью Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» как ярким образцом произведений сентиментализма.
Задачи:
Образовательные:
закрепить знания о биографии Н.М.Карамзина;
дать понятие сентиментализма как литературного направления;
представить повесть «Бедная Лиза» Н.М.Карамзина как образец сентиментализма;
развивать навык выразительного чтения и анализа прозаического произведения;
Воспитательные:
способствовать воспитанию духовно развитой личности, формированию гуманистического мировоззрения.
воспитывать отношение к любви как к внесословной ценности человека.
Развивающие:
расширять словарный запас;
способствовать развитию критического мышления, интереса к литературе сентиментализма.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация Microsoft Power Point.
Используемые технологии: информационно – коммуникационная, проблемное обучение.
Форма организации познавательной деятельности: коллективная, самостоятельная, групповая.
Методы: проблемный, эвристический, аналитический, сравнительный, обобщающий.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
– Сегодня мы продолжаем знакомиться с творчеством Николая Михайловича Карамзина, блестящего литератора, историка, публициста, его повестью «Бедная Лиза», которая является образцом русского сентиментализма.
II. Актуализация опорных знаний: проверка домашнего задания
Устное тестирование по биографии Н.М.Карамзина (кластер) (слайд 4)
– Когда и где родился Карамзин? (Симбирская губерния, 1766 г.)
– Из какой семьи вышел писатель? (Небогатая, родовитая)
– Какое получил образование? (Московский пансион, знание иностранных языков)
– Какой службе посвятил себя вначале Карамзин? (Военная служба, Преображенский полк)
– Кому обязан Карамзин приходом в литературные круги? (И.П.Тургеневу – московскому писателю и переводчику)
– Когда Карамзин отправился в путешествие по Европе, сколько оно длилось? (1789 г., полтора года)
– Какой журнал издавал Карамзин? («Московский журнал»)
– Над каким произведением до конца жизни работает Карамзин? («История Государства Российского»)
– Какие ещё произведения написал Карамзин? (Письма русского путешественника», «Наталья, дочь боярская», «Бедная Лиза»)
III. Мотивация к учебной деятельности: объяснение нового материала
Н.М.Карамзин утвердил в русской литературе художественное противопоставление увядающему классицизму – сентиментализм. (слайд 5) Сентиментализм – это художественное направление в искусстве и литературе конца XVIII – начала XIX вв. Понятие «сентиментализм» (от англ. sentimental – чувствительный) указывает на то, что чувство – центральная эстетическая категория этого направления.
Поэт П.А.Вяземский определил сентиментализм как«изящное изображение основного и повседневного». Как вы понимаете слова «изящное», «основное и повседневное»?
Более наглядно показать отличительные признаки сентиментализма нам помогут произведения живописи. Перед нами два портрета Екатерины II. (слайд 6) Автор одного из них – художник-классицист, автор другого – сентименталист. Определите, к какому направлению принадлежит каждый портрет, и попытайтесь обосновать свою точку зрения. (Портрет, выполненный Ф.Рокотовым, классицистический, а портрет В.Боровиковского можно отнести к сентиментализму).
IV. Самостоятельная работа в группах: составление сравнительной таблицы
Для того чтобы обобщить основные сведения о классицизме и сентиментализме как литературных направлениях XVIII в. заполним таблицу. Начертите её в своих тетрадях и заполните пустые графы. (1 группа заполняет графу «Классицизм», 2 группа – «Сентиментализм», ответы высвечиваются на слайде 7 поэтапно)
Сравнительная таблица
Классицизм | Линия сравнения | Сентиментализм |
Воспитание в духе верности государству, культ разума | Основные идеи | Стремление представить личность в движении души |
Гражданская, общественная | Основная тематика | Любовная |
Деление на положительных и отрицательных героев | Герои и характеры | Нет прямолинейности в оценке, внимание к простым людям |
Вспомогательная, условная | Роль пейзажа | Средство психологической характеристики |
Трагедия, ода, комедия, басня, | Основные жанры | Повесть, путешествие, роман в письмах, дневник, элегия, послание |
V. История создания повести «Бедная Лиза»
Сентиментализм – литературное направление, отмеченное повышенным интересом к чувствам человека, эмоциональному восприятию окружающего мира. (слайд 8)
Повесть «Бедная Лиза» была напечатана в «Московском журнале» в 1792 г., принесла автору известность и популярность, переиздавалась шесть раз. Волна подражаний захлестнула русскую литературу на рубеже XVIII—XIX вв.: появляются произведения, повторяющие карамзинский сюжет («Даша, деревенская девушка» П. Львова, «Бедная Маша» А. Измайлова, «История бедной Марьи» Н. Брусилова, «Обольщенная Генриетта» И. Свечинского, «Прекрасная Татьяна» В. Измайлова).
Это явление в литературоведении называется эпигонством (от др. греч. – родившееся после) (слайд 9) – нетворческое следование традиционным образам и назойливое повторение и варьирование известных литературных тем, сюжетов, мотивов, в частности – подражание писателям.
VI. Анализ текста художественного произведения
Почему нас привлекает сентиментальная повесть? Почему заставляет переживать за героев? Повесть как будто заставляет сострадать ближнему, сопереживать, заставляет задуматься об ответственности человека за свои чувства.
1) Заочная экскурсия по окрестностям Москвы
Повесть «Бедная Лиза» начинается с описания окрестностей Симонова монастыря. Мы с вами отправимся вслед за писателем на экскурсию по окрестностям Москвы. (слайд 10) «Может быть, никто из живущих в Москве не знает так хорошо окрестностей города сего, как я, потому что никто чаще моего не бродит пешком, без плана, без цели – куда глаза глядят – по лугам и рощам, по холмам и равнинам. Автор указывает, что действие происходит в Москве и её окрестностях. Читатели восприняли историю Лизы как реальную трагедию своей современницы. Пруд около Симонова монастыря получил название Лизина пруда. (слайд 11) Симонов монастырь: «Но всего приятнее для меня то место, на котором возвышаются мрачные готические башни Си…нова монастыря».(слайд 12) Москва-река: «На другой стороне реки видна дубовая роща, подле которой пасутся многочисленные стада: там молодые пастухи, сидя под тению дерев, поют простые, унылые песни и сокращают тем летние дни, столь для них однообразные». (слайд 13) Данилов монастырь: «…подалее, в густой зелени древних вязов, блистает златоглавый Данилов монастырь» (слайд 14) Воробьёвы горы: «… ещё далее, почти на краю горизонта, синеются Воробьёвы горы». (слайд 15) Село Коломенское: «…вдали село Коломенское с высоким дворцом своим».
2) Анализ повести
Роль пейзажа в повести
История любви Лизы и Эраста погружена в картину жизни природы, постоянно меняющуюся и соответствующую стадиям развития любви героев. Примеры эмоциональной наполненности пейзажа: осенний пейзаж вступления, предвещающий трагическую развязку, картина ясного майского утра, которым происходит объяснение в любви Лизы и Эраста, картина страшной грозы, сопровождающая начало трагического перелома в судьбе героини.
Пейзаж не обычный фон, а средство психологической характеристики героев. (слайд 16)
Какое настроение создаёт у вас пейзаж? Какова его роль в повести? Автор не только знакомит с местом действия, но и передаёт печальное настроение, предвещающее трагическое развитие событий. Пейзаж имеет духовно-эмоциональный характер.
Почему описание окрестностей предваряет сюжет повести? Что противопоставляет рассказчик в этом пейзаже? Изображая окрестности Москвы, автор противопоставляет Москву с «ужасной громадой домов» и прекрасную естественную природу, описанную при помощи эпитетов «цветущие», «светлая», «легкие». Эта тема получит продолжение в сюжете повести.
Образ рассказчика-повествователя в повести
(слайд 17) Образ рассказчика-повествователявключён в структуру повести на правах ее полноценного героя и действующего лица, поскольку автор-повествователь – единственный посредник между читателем и героями. Рассказчик повести переживает за судьбы героев, его эмоции передаются читателю. Рассказчик вовлечен в отношения героев. Повествователь кажется чувствительным, печальным, радостным.
Тема любви и социального неравенства
Повесть написана на классический сюжет о любви представителей разных сословий: дворянин Эраст и крестьянка Лиза не могут быть счастливы по социальным условиям жизни.
Назовите известные произведения, в которых авторы затрагивают тему «Любовь и социальное неравенство». («Золушка», «Повесть о Петре и Февронии Муромских», «Барышня-крестьянка») Найдите соответствия между авторами и названиями произведений. (слайд 18)
Социальный статус героини
Что означает слово «бедная» в названии произведения? Это слово (слайд 19) указывает на социальное положение героини и на отношение к ней автора.
Сопоставление героев
Только сословные барьеры разделяют героев? Найдите выражения, характеризующие героев. Заполните таблицу. (слайд 20)
Лиза | Эраст |
«Почитающая Бога». Прекрасная душой, телом, красивая, трудолюбивая, любезная, крестьянка. | «Возлюбленный». Богатый дворянин, с умом и добрым сердцем, вёл рассеянную жизнь, думал только о своём удовольствии. |
Мотив белизны, чистоты и свежести
Детали подчёркивают нравственную чистоту героини. (слайд 21) Образу Лизы сопутствует мотив белизны, чистоты и свежести: в день своей первой встречи с Эрастом она появляется в Москве с ландышами в руках; при первом появлении Эраста под окнами Лизиной хижины она поит его молоком, наливая его из «чистойкринки, покрытой чистым деревянным кружком» в стакан, вытертый белым полотенцем; в утро приезда Эраста на первое свидание Лиза, «подгорюнившись, смотрела на белые туманы, которые волновались в воздухе».
Первая встреча героев
(слайд 22) Как ведут себя Лиза и Эраст? Что настораживает в поведении Эраста? При первой встрече с Лизой он хочет заплатить ей за ландыши рубль вместо пяти копеек, в отношениях Эраста автор всегда подчёркивает мотив денег.
Мотив денег
(слайд 23) Каждое появление Эраста на страницах повести связано с деньгами. При первой встрече с Лизой он хочет заплатить ей за ландыши рубль вместо пяти копеек; покупая Лизину работу, он хочет «всегда платить в десять раз дороже назначаемой ею цены»; перед уходом на войну «он принудил ее взять у него несколько денег»; в армии он «вместо того, чтобы сражаться с неприятелем, играл в карты и проиграл почти все свое имение», из-за чего вынужден жениться на «пожилой богатой вдове».)
Эраст измеряет всё деньгами. Деньги – символ неискренних отношений. Лейтмотив денег сопутствует образу дворянина Эраста, а не бедной Лизы. У героини нет никаких корыстных помыслов.
Во время одного из свиданий Лиза сообщает Эрасту, что к ней сватается сын богатого крестьянина из соседней деревни и что ее матушка очень хочет этого брака, «И ты соглашаешься?» — настораживается Эраст, «Жестокий! можешь ли об этом спрашивать?» — упрекает его Лиза. Разбив сердце девушки, Эраст хочет откупиться от нее: «Вот сто рублей — возьми их (он положил ей деньги в карман)».
Герои повести
Автор подчеркнул свое отношение к Лизе и показал отношение к ней других героев повести (слайд 24).
Главный герой повести
Кто же главный герой повести? (слайд 25) Какую характеристику дают ему другие герои?
Характеристика Лизы
Какую характеристику героине дает автор? (слайд 26) Чувства Лизы отличаются глубиной, постоянством, бескорыстием. Она прекрасно понимает, что ей не суждено быть женой Эраста, и даже дважды говорит об этом в повести: «Матушка! матушка! как этому статься? Он барин; а между крестьянами...», «Однако же тебе нельзя быть моим мужем!.. Я крестьянка...». Но любовь оказывается сильнее разума. Признание Эраста наполнило сердце Лизы «чистым и вместе с тем страстным чувством», которое она не может скрыть. Героиня забыла обо всем и отдала всю себя любимому. Душа Лизы отличается богатством, глубиной. «И крестьянки любить умеют!»
Характеристика Эраста
А какое мнение сложилось у вас об Эрасте? Характеру крестьянки противопоставлен характер доброго, избалованного барина, не способного думать о последствиях своих поступков, Лиза привлекла его своей внешностью. Намерение обольстить девушку не входило в его планы: «Ему казалось, что он нашел в Лизе то, что сердце давно искало». Первоначально он думал «о чистых радостях», намеревался «жить с Лизой, как брат с сестрою». Эраст изображен Карамзиным не вероломным обманщиком-соблазнителем («довольно богатый дворянин» с «добрым от природы» сердцем, но «слабым и ветреным, он вел рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии...»).
Любовь героев
Любовь стала испытанием для героя?Он плохо знал свой характер, переоценил свои нравственные силы. Идеалы Эраста сложились под воздействием книг: «Он читывал романы, идиллии; имел довольно живое воображение».Вскоре он «не мог уже доволен быть одними чистыми объятиями. Он желал больше, больше и, наконец, ничего желать не мог». Наступает пресыщение и желание освободиться от наскучившей связи. Его чувство эгоистично.
Сцена расставания героев
(слайд 27) «Лиза рыдала – Эраст плакал – оставил её – она упала – стала на колени, подняла руки к небу и смотрела на Эраста, который удалялся – далее – далее – и, наконец, скрылся, – воссияло солнце, и Лиза, оставленная, бедная, лишилась чувств и памяти». Кем был для Лизы Эраст и кем оказалась для Эраста Лиза? Как разрешается тема любви крестьянки Лизы и дворянина Эраста? Для Лизы потеря Эраста – утрата жизни. Дальнейшее существование лишено смысла! Она накладывает на себя руки!
Причины самоубийства Лизы
– Какова развязка истории любви Лизы и Эраста?
– В чем причины самоубийства Лизы? (слайд 28)
– Осуждает ли автор своего героя?
– Изменилось ли ваше отношение к нему?
– Что узнаем мы об Эрасте из финала повести?
– Произошло ли очищение души? (слайд 29)
Подведение итогов (слайд 30)
– Почему герои не смогли быть счастливы? Только ли социальное неравенство явилось препятствием их счастью?
– Как вы понимаете значение выражения: «И крестьянки любить умеют»?
– Почему повесть Карамзина так полюбилась читателю?
– Как проявляются в повести черты сентиментализма?
– Какие ее эпизоды показались вам особенно трогательными?
– В чем смысл заглавия?
– Какие, на ваш взгляд, чувства воспитывает в читателях повесть Карамзина?
– Могут ли извлечь из нее современные молодые люди нравственные уроки?
VII. Заключительное слово учителя
Н.М.Карамзин утвердил в русской литературе художественное противопоставление увядающему классицизму – сентиментализм. Сентиментальная повесть вызывала неподдельный интерес к человеку. Повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» является образцом русского сентиментализма.
VIII. Домашнее задание (слайд 31)
Письменно ответить на вопрос: Какие чувства вызвала повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»?
Источники:
Галузина Л.В. Уроки литературы в 8-м классе: Развёрнутое планирование. Ярославль, 2003.
Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 8 класс. – М.: ВАКО, 2007. – 512с. – (В помощь школьному учителю).
Марченко Н.А. Карамзин Николай Михайлович. – Уроки литературы. – №7. – 2002/ Приложение к журналу «Литература в школе».
Золотарёва И.В., Беломестных О.Б., Корнеева М.С. Поурочные разработки по литературе. 8-й класс. М., 2002.
rusedu.ru›detail_2259.html
power-point-ppt.narod.ru›biografiya…prezentaciya…
рефак.рф›1726_gotovye_prezentatsii_po…o_karamzine/
ps.1september.ru
"Повесть Н.М. Карамзина "Бедная Лиза". Сентиментализм". 9-й класс
Цели:
1. На примере повести Карамзина «Бедная Лиза» познакомить учащихся с литературным направлением – сентиментализм
2. Развивать навык сотрудничества в группе
3. Способствовать воспитанию такого нравственного качества, как ответственность за свои поступки перед людьми.
Словарная работа: сентиментализм, сентиментальный, чувствительный, эмоциональный; демократичный; прогрессивный
Оборудование: Иллюстрации учащихся к повести Карамзина Н.И.
Музыка: Гайдн (звучит для создания эмоционального настроя в начале урока и во время работы в группе)
Ход урока:
I Обозначение темы, цели урока. Ожидаемые результаты
II. Подход к теме. Повторение материала предыдущих уроков.
Мы изучили творчество Фонвизина, Ломоносова, Державина. Что объединяет этих писателей?
(принадлежность к классицизму)
- Вспомните черты классицизма.
НА доске:
КЛАССИЦИЗМ
- Культ разума, долга
- Общественная и гражданская тематика
- Соблюдение литературных норм и правил
Дома вы читали повесть Карамзина «Бедная Лиза». Отвечает ли это произведение требованиям классицизма? Докажем это во время беседы.
III. Беседа по содержанию повести.
1. Кто герои произведения?
(Главная героиня – Лиза. Автор называет ее прекрасной, любезной, робкой. Отец ее был очень трудолюбивый человек, и семья жила в достатке. Но скоро он умер. Мать Лизы от горя слегла. Пришлось 15- летней Лизе взять все хлопоты о себе и матери на себя. Она ткала холсты, вязала чулки, собирала цветы, ягоды и продавала в Москве.
Эраст – довольно богатый дворянин, вполне умный и с добрым от природы сердцем, но слабый и ветреный. Вел рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии, искал его в светских забавах. Скучал и жаловался на судьбу. Он читал романы, идиллии, был мечтательным. Когда Эраст встретил Лизу, он решил оставить «свет».)
2. Как развивались их отношения?
(Лизе исполнилось 17 лет, когда она однажды встретилась с Эрастом. Он купил у нее цветы. На другой день он пришел к Лизе в дом и заверил старушку – мать, что будет сам покупать все, что продает Лиза. Мать была рада, так как это избавляло ее от волнения за Лизу, когда та уходила в город продавать.
На следующий день Лиза мечтала о новой встрече с Эрастом, сидя на берегу. Вдруг, как в сказке, действительно перед ней появился он. В этот день они признались друг другу в любви и стали встречаться всякий день. Любовь их разгоралась день ото дня.)
3.Какой момент повести вы считаете кульминационным и почему?
(Однажды Эраст объявил Лизе, что едет в поход. Через 2 месяца, Лиза неожиданно встретила его в Москве, куда приехала за лекарством для мамы. Она бросилась к нему. Он привел девушку в свой дом, в кабинет и сказал ей, что он должен жениться на другой, а она должна его забыть. Дал ей 100 рублей и велел слугам выпроводить.)
4. Как разрешается конфликт в повести?
(Лиза, потрясенная обманом Эраста, бросилась в озеро и утонула)
IV. Знакомство с литературным направлением «сентиментализм»
- Итак, можно ли считать, что в этом произведении присутствует культ разума? А что? (чувство) Подберем однокоренные слова (чувствительный). Синонимы к этому слову? (эмоциональный, сентиментальный)
- Какая тематика произведения? (любовная)
- Соблюдены ли литературные нормы? (нет)
- Таким образом, речь идет о литературном направлении – сентиментализм.
Заполняется вторая половина доски:
СЕНТИМЕНТАЛИЗМ
- Культ чувства
- Любовная тематика
- Нарушение литературных норм и правил классицизма
- Итак, на примере повести Карамзина мы можем говорить о новом литературном направлении – сентиментализме. Запишите вторую тему урока.
Откройте учебник на стр. 62 (Работа с учебником)
V. Работа в группе.
1. Задание группы выбирают сами
Решение проблемы: был ли сентиментализм прогрессивным явлением в литературе? Для этого надо вспомнить вновь черты классицизма и, опираясь на полученные знания, материал учебника и текст повести, ответить на вопросы:
Задание 1 группе | Задание 2 группе | Задание 3 группе |
1. Каково социальное положение героев классицизма? | Кто герои произведений Н.И. Карамзина? Каково их социальное положение? | Подумайте над вопросами, предложенными 1 и 2 группам |
2. На какие 2 группы можно разделить героев произведений классицизма? | 2. На какие 2 группы можно разделить героев Карамзина? | Выслушайте ответы товарищей. |
3. Как показаны герои произведений классицизма? | 3. Как показаны герои Карамзина? | Сделайте вывод о значении сентиментализма в развитии литературы |
2. Ответ учащихся
VI Вывод учителя
Да, ребята, демократичность (от «демос» – народ - слово на доске) сентиментализма проявилась не только в том, что героями становятся люди из народа, а в том, что они являются носителями положительных качеств, нравственной чистоты. Те, кто огражден богатством и знатностью от труда, обязанностей, быстро утрачивают природную чувствительность, становятся грубыми и жестокими. Люди, привыкшие заботиться и думать не только о себе, сохраняют и развивают заложенную от природы доброту и чувствительность. В этом заключался прогрессивный характер сентиментализма
VII Тест. (уровневый)
I уровень:
1. По характерным признакам определите идейно-эстетическое направление художественного метода в русской литературе XVIII века:
1) Гражданско-просветительский пафос, утверждение человеческого разума, конфликт между чувством и долгом.
2) Изображение единичной, частной обыденной жизни преимущественно «средней» личности в ее внутренней сущности, в ее повседневности, культ чувства, трогательность, чувствительность, искание идеального образа «жизни вне цивилизации»
А) сентиментализм б) классицизм
2. Каков жанр произведения Карамзина?
А) рассказ б) повесть в) роман г) быль
3. Возле какого монастыря находится место, связанное с именем Лизы из произведения Карамзина?
А) Раифского б) Зилантова в) Симонова
4. Какого цвета глаза у героини Карамзина?
А) голубые б) зеленые в) серые г) карие
5. Где произошло первое свидание Лизы и Эраста?
А) на берегу Москвы – реки б) на берегу озера в) на опушке леса г) в Москве
6. От какого лица ведется повествование?
А) от первого б) от второго в) от третьего
II уровень:
7. Какие эпитеты использует Карамзин, говоря о своей героине? _____________________
8. Чему научили отец и мать Лизу?_______________________________________________
9. Найдите фразу , в которой заключена главная черта сентиментализма?_______________
III уровень
10. Насколько способствует пониманию эмоционального состояния героев пейзаж? (дайте развернутый ответ)_____________________________________________________________
VIII. Подведение итогов урока
№ гр. | № п/п Фамилия , имя учащегося | Иллюстрация | Ответы с места | Монолог. ответ | Работа В группе | Тест | Итого |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
IX Домашнее задание:
Подготовить сообщение о биографии Карамзина, его деятельности как публициста и историка
стр. 76, вопрос 3
Написать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении Карамзина (стр.76, вопрос 4)
Литература:
Орлов П.А. – Русский сентиментализм. - М., 1977
Лотман Ю.М. – Сотворение Карамзина. – М., 1987
Лотман Ю.М. – Карамзин. – М., 1996
Эйдельман Н.Я. – Последний летописец. – М., 1988
Энциклопедия для детей. Т.9 Русская литература. Ч.I — М., Аванта +, 2000
Презентация: «И крестьянки любить умеют!» (по повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза») Предмет: литература Класс: 8 класс Межпредметные связи: литература, культурология Форма проведения урока: урок с использованием ИКТ Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний
Цель урока:
Познакомить учащихся с повестью Н.М.Карамзина
«Бедная Лиза» как ярким образцом произведений
сентиментализма
Задачи:
образовательные:
воспитательные:
развивающие:
Симбирская губерния
Родовитая, но небогатая
дворянская семья
Светское образование
Знание иностранных
языков
Н.М.Карамзин
Путешествие
по Европе
Военная служба
Увлечение масонством
Занятие литературой
Изучение истории
Смерть отца
Отставка
Симбирск
Сентиментализм
Работа с полотном
Ф. Рокотов
В. Боровиковский «Екатерина II»
«Портрет Екатерины II»
Сравнительная таблица
Классицизм
Линия сравнения
Воспитание человека в духе верности государству, культ разума
Сентиментализм
Гражданская , общественная
Основная идея
Стремление представить человеческую личность в движениях души
Основная тематика
Строгое деление на положительных и отрицательных, однолинейность
Любовная
Герои и
Вспомогательная, условная
характеры
Отказ от прямолинейности в оценке характеров, внимание к простым людям
Роль пейзажа
Трагедия, ода, эпопея, комедия, басня, сатира
Основные жанры
Средство психологической характеристики героев
Повесть, путешествие, роман в письмах, дневник, элегия, послание, идиллия
История создания повести
Повесть «Бедная Лиза» написана в 1792 году. В 1796 году повесть вышла отдельной книгой.
Повесть «Бедная Лиза» потому и была принята русской публикой с таким восторгом, что в этом произведении Карамзин первый у нас высказал то «новое слово». Таким «новым словом» было в повести самоубийство героини.
Эпигонство
Эпигонство (от древнегреческого – «родившееся после») - нетворческое следование традиционным образам и назойливое повторение и варьирование известных литературных тем, сюжетов, мотивов, в частности — подражание писателям.
Заочная экскурсия
по окрестностям Москвы
«Может быть, никто из живущих в Москве не знает так хорошо окрестностей города сего, как я, потому что никто чаще моего не бродит пешком, без плана, без цели – куда глаза глядят – по лугам и рощам, по холмам и равнинам»
Симонов монастырь
«Но всего приятнее для меня то место, на котором возвышаются мрачные готические башни Си…нова монастыря».
Москва-река
«На другой стороне реки видна дубовая роща, подле которой пасутся многочисленные стада: там молодые пастухи, сидя под тенью дерев, поют простые, унылые песни и сокращают тем летние дни, столь для них однообразные».
Данилов монастырь
«…подалее, в густой зелени древних вязов, блистает златоглавый Данилов монастырь».
Воробьёвы горы
«…ещё далее, почти на краю горизонта, синеются Воробьёвы горы».
Село Коломенское
«… вдали село Коломенское с высоким дворцом своим».
Роль пейзажа в повести
Пейзаж у Карамзина не только фон действия, но и средство психологической характеристики героя, «зеркало души». Вся история любви Лизы и Эраста погружена в картину жизни природы, постоянно меняющуюся соответственно стадиям развития любовного чувства.
Образ повествователя в повести
Тема любви и
социального неравенства
Ермолай-Еразм
«Золушка»
«Повесть о Петре
и Февронии Муромских»
А.С.Пушкин
Шарль Перро
«Барышня-крестьянка»
Социальный статус героини
бедная
Социальное положение
Отношение автора
небогатая, живущая в бедности
несчастная, горемычная, её жалко
Сопоставление героев
Лиза
Эраст
Имя Елизавета означает «почитающая Бога»
Прекрасная душой и телом, редкой красоты, трудилась день и ночь, любезная…крестьянка.
Имя Эраст означает «возлюбленный»
Довольно богатый дворянин, с изрядным умом и добрым сердцем… но слабым и ветреным. Он вёл рассеянную жизнь, думал только о своём удовольствии…
Героев разделяют не только социальные, но и нравственные барьеры.
Мотив белизны, чистоты и свежести
В день своей первой встречи с Эрастом она появляется в Москве с ландышами в руках; при первом появлении Эраста под окнами Лизиной хижины она поит его молоком , наливая его из « чистой кринки, покрытой чистым деревянным кружком» в стакан, вытертый белым полотенцем; в утро приезда Эраста на первое свидание Лиза, «…смотрела на белые туманы, которые волновались в воздухе».
Художник Кипренский
«Бедная Лиза»
Первая встреча
«…. Лиза пришла в Москву с ландышами. Молодой, хорошо одетый человек, приятного вида, встретился ей на улице. Она показала ему цветы – и закраснелась. «Ты продаешь их, девушка?» – спросил он с улыбкою. – «Продаю», - отвечала она. – «А что тебе надобно?» – «Пять копеек».- «Это слишком дешево…….»
Мотив денег
При первой встрече с Лизой он хочет заплатить ей за ландыши рубль вместо пяти копеек ; покупая Лизину работу, он хочет «всегда платить в десять раз дороже назначаемой ею цены »; перед уходом на войну «он принудил ее взять у него несколько денег »; в армии он «вместо того, чтобы сражаться с неприятелем, играл в карты и проиграл почти все свое имение», из-за чего вынужден жениться на «пожилой богатой вдове».
Герои повести
Эраст
Лиза
автор
мать Лизы
подружка Анюта
богатая вдова
Лиза
кормилица
милая
трудолюбивая
отрада старости
Божеская милость
нежная
любезная
трудолюбивая
любила матушку
прелестная
Лиза
робкая
чистая
услужливая
радостная душа
самоотверженная
Сцена расставания героев
«Лиза рыдала — Эраст плакал — оставил её — она упала — стала на колени, подняла руки к небу и смотрела на Эраста, который удалялся — далее — далее — и, наконец, скрылся, — воссияло солнце, и Лиза, оставленная, бедная, лишилась чувств и памяти».
Причины самоубийства Лизы
Любовь к Эрасту
Обманутое доверие
Легкомыслие Эраста
Потеря смысла жизни
Измена Эраста
«…Теперь, может быть, они уже примирились!»
Итоги
Домашнее задание
Письменно ответить на вопрос:
Какие чувства вызвала повесть Н.М. Карамзина
«Бедная Лиза»?
Источники
Средняя школа №7
г.Каражал
Урок литературы
8 «б» класс
Режим РкМчп
Учитель Черноколенко И.Н.
Рассудок и любовь
в повести
н.м.карамзина
«бедная лиза»
Учитель Черноколенко И.Н.
Эпиграф к уроку
Только влюбленный человек имеет право на звание человека. А.А.Блок
Учитель Черноколенко И.Н.
Симбирская губерния
Родовитая, но небогатая
дворянская семья
Светское образование
Знание иностранных
языков
Н.М.Карамзин
Путешествие
Военная служба
по Европе
Увлечение масонством
Занятие литературой
Изучение истории
Смерть отца
Отставка
Симбирск
Значение Симонова монастыря в повести «Бедная Лиза»
Автор подчёркивает, что действие происходит именно в Москве и её окрестностях, описывает, например, Симонов монастырь, создавая иллюзию достоверности. Для русской литературы того времени это было новаторством: обычно действие произведений разворачивалось «в одном городе». Первые читатели повести восприняли историю Лизы как реальную трагедию современницы — не случайно пруд под стенами Симонова монастыря получил название Лизина пруда, а судьба героини Карамзина — массу подражаний. Росшие вокруг пруда дубы были испещрены трогательными надписями ( «В струях сих бедная скончала Лиза дни; Коль ты чувствителен, прохожий, воздохни!» ).
«….тут образ Богоматери обращает наприятелей в бегство…..но всего чаще привлекает меня к стенам Симонова монастыря воспоминание о плачевной судьбе Лизы, бедной Лизы. Ах!...»
Учитель Черноколенко И.Н.
Факт или мнение
- Детство прошло в имении отца около г.Симбирска
-Огромная заслуга в том, что он вслед за Ломоносовым предпринял попытку реформы русского литературного языка
-Карамзин в 1789 году отправляется в путешествие по Казахстану
-В своей повести Карамзин описал местность близ Симонова монастыря в Москве
Ключи мудреца
1 группа
Чего никогда не будет в литературе сентиментализма
2 группа
То, что присутствует в литературе сентиментализма
Набор слов
1 группа выбирает слова, присущие сентиментализму.
2 группа выбирает слова, присущие классицизму
Чувственность, порядок, разум, душевность, слезы, ах, долг, природа, служенье, честь, убеждение, мечтанья, античность, гармония, надежда, потрясение, страдание, пропорциональность, ода, герой.
Классицизм
Линия сравнения
Воспитание человека в духе верности государству, культ разума
Сентиментализм
Основная идея
Гражданская , общественная
Стремление представить человеческую личность в движениях души
Основная тематика
Строгое деление на положительных и отрицательных, однолинейность
Вспомогательная, условная
Любовная
Герои и
Трагедия, ода, эпопея; комедия, басня, сатира
Роль пейзажа
Отказ от прямолинейности в оценке характеров, внимание к простым людям
характеры
Средство психологической характеристики героев
Основные жанры
Повесть, путешествие, роман в письмах, дневник, элегия, послание, идиллия
Тест для эрудитов.
Ваша задача ответить на вопрос: Кто не мог оказаться на этом званом обеде?
На обед по поводу выхода в свет второй, сентиментальной повести в русской литературе были приглашены Карамзин, Жуковский, Муравьев, Ломоносов, Державин. Туда же явился и Эраст, довольно бедный дворянин, живший в Москве.
Приехали и родители Лизы, они прибыли из Симонова монастыря. По казенной надобности была проездом и пожилая богатая вдова, влюбленная в Эраста.
Анюта, которая находилась здесь тоже, была очень грустна и печальна.
Группировка
Лиза продает
Ландыши
Ландыши
Эраст покупает
Сердце
Эраст, разбив сердце Лизе несчастлив
Сердце
Лиза трагически кончает жизнь самоубийством
Деньги
Эраст покупает цветы, пытаясь заплатить за них больше, чем они того стоят
Деньги
Лиза дает матери
Деньги
Деньги
Считает, что ими можно купить даже любовь
Лиза передаст подругой матери
Лучи солнце
Раскрывает душевное состояние героини
Состояние природы
Даст оценку поступкам героев
История любви
Написана на лоне природы
Слезы
Они упоминаются в тексте несколько раз
В ее образе много черт
Которых, лишен он
Отказавшись от любви
Он не находит личного счастья
Герои повести
Эраст
Лиза
автор
мать Лизы
подружка Анюта
богатая вдова
Учитель Черноколенко И.Н.
Кто же главный герой повести?
Какую характеристику дают ему другие герои?
ЛИЗА
трудолюбивая
милая
отрада старости
кормилица
нежная
Божеская милость
любезная
Учитель Черноколенко И.Н.
Роксана Кордюкова «Бедная Лиза»
Орест Кипренский «Бедная Лиза»
Какую характеристику героине дает автор?
трудолюбивая
любила матушку
прелестная
ЛИЗА
робкая
чистая
услужливая
радостная душа
самоотверженная
Учитель Черноколенко И.Н.
Причины самоубийства Лизы
Любовь к Эрасту
Легкомыслие Эраста
Обманутое доверие
Измена Эраста
Потеря смысла жизни
Домашнее задание
Написать сочинение «Рассудок и любовь»
Учитель Черноколенко И.Н.
Презентация: «И крестьянки любить умеют!» (по повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза») Предмет: литература Класс: 8 класс Межпредметные связи: литература, культурология Форма проведения урока: урок с использованием ИКТ Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний
Цель урока:
Познакомить учащихся с повестью Н.М.Карамзина
«Бедная Лиза» как ярким образцом произведений
сентиментализма
Задачи:
образовательные:
воспитательные:
развивающие:
Симбирская губерния
Родовитая, но небогатая
дворянская семья
Светское образование
Знание иностранных
языков
Н.М.Карамзин
Путешествие
по Европе
Военная служба
Увлечение масонством
Занятие литературой
Изучение истории
Смерть отца
Отставка
Симбирск
Сентиментализм
Работа с полотном
Ф. Рокотов
В. Боровиковский «Екатерина II»
«Портрет Екатерины II»
Сравнительная таблица
Классицизм
Линия сравнения
Воспитание человека в духе верности государству, культ разума
Сентиментализм
Гражданская , общественная
Основная идея
Стремление представить человеческую личность в движениях души
Основная тематика
Строгое деление на положительных и отрицательных, однолинейность
Любовная
Герои и
Вспомогательная, условная
характеры
Отказ от прямолинейности в оценке характеров, внимание к простым людям
Роль пейзажа
Трагедия, ода, эпопея, комедия, басня, сатира
Основные жанры
Средство психологической характеристики героев
Повесть, путешествие, роман в письмах, дневник, элегия, послание, идиллия
История создания повести
Повесть «Бедная Лиза» написана в 1792 году. В 1796 году повесть вышла отдельной книгой.
Повесть «Бедная Лиза» потому и была принята русской публикой с таким восторгом, что в этом произведении Карамзин первый у нас высказал то «новое слово». Таким «новым словом» было в повести самоубийство героини.
Эпигонство
Эпигонство (от древнегреческого – «родившееся после») - нетворческое следование традиционным образам и назойливое повторение и варьирование известных литературных тем, сюжетов, мотивов, в частности — подражание писателям.
Заочная экскурсия
по окрестностям Москвы
«Может быть, никто из живущих в Москве не знает так хорошо окрестностей города сего, как я, потому что никто чаще моего не бродит пешком, без плана, без цели – куда глаза глядят – по лугам и рощам, по холмам и равнинам»
Симонов монастырь
«Но всего приятнее для меня то место, на котором возвышаются мрачные готические башни Си…нова монастыря».
Москва-река
«На другой стороне реки видна дубовая роща, подле которой пасутся многочисленные стада: там молодые пастухи, сидя под тенью дерев, поют простые, унылые песни и сокращают тем летние дни, столь для них однообразные».
Данилов монастырь
«…подалее, в густой зелени древних вязов, блистает златоглавый Данилов монастырь».
Воробьёвы горы
«…ещё далее, почти на краю горизонта, синеются Воробьёвы горы».
Село Коломенское
«… вдали село Коломенское с высоким дворцом своим».
Роль пейзажа в повести
Пейзаж у Карамзина не только фон действия, но и средство психологической характеристики героя, «зеркало души». Вся история любви Лизы и Эраста погружена в картину жизни природы, постоянно меняющуюся соответственно стадиям развития любовного чувства.
Образ повествователя в повести
Тема любви и
социального неравенства
Ермолай-Еразм
«Золушка»
«Повесть о Петре
и Февронии Муромских»
А.С.Пушкин
Шарль Перро
«Барышня-крестьянка»
Социальный статус героини
бедная
Социальное положение
Отношение автора
небогатая, живущая в бедности
несчастная, горемычная, её жалко
Сопоставление героев
Лиза
Эраст
Имя Елизавета означает «почитающая Бога»
Прекрасная душой и телом, редкой красоты, трудилась день и ночь, любезная…крестьянка.
Имя Эраст означает «возлюбленный»
Довольно богатый дворянин, с изрядным умом и добрым сердцем… но слабым и ветреным. Он вёл рассеянную жизнь, думал только о своём удовольствии…
Героев разделяют не только социальные, но и нравственные барьеры.
Мотив белизны, чистоты и свежести
В день своей первой встречи с Эрастом она появляется в Москве с ландышами в руках; при первом появлении Эраста под окнами Лизиной хижины она поит его молоком , наливая его из « чистой кринки, покрытой чистым деревянным кружком» в стакан, вытертый белым полотенцем; в утро приезда Эраста на первое свидание Лиза, «…смотрела на белые туманы, которые волновались в воздухе».
Художник Кипренский
«Бедная Лиза»
Первая встреча
«…. Лиза пришла в Москву с ландышами. Молодой, хорошо одетый человек, приятного вида, встретился ей на улице. Она показала ему цветы – и закраснелась. «Ты продаешь их, девушка?» – спросил он с улыбкою. – «Продаю», - отвечала она. – «А что тебе надобно?» – «Пять копеек».- «Это слишком дешево…….»
Мотив денег
При первой встрече с Лизой он хочет заплатить ей за ландыши рубль вместо пяти копеек ; покупая Лизину работу, он хочет «всегда платить в десять раз дороже назначаемой ею цены »; перед уходом на войну «он принудил ее взять у него несколько денег »; в армии он «вместо того, чтобы сражаться с неприятелем, играл в карты и проиграл почти все свое имение», из-за чего вынужден жениться на «пожилой богатой вдове».
Герои повести
Эраст
Лиза
автор
мать Лизы
подружка Анюта
богатая вдова
Лиза
кормилица
милая
трудолюбивая
отрада старости
Божеская милость
нежная
любезная
трудолюбивая
любила матушку
прелестная
Лиза
робкая
чистая
услужливая
радостная душа
самоотверженная
Сцена расставания героев
«Лиза рыдала — Эраст плакал — оставил её — она упала — стала на колени, подняла руки к небу и смотрела на Эраста, который удалялся — далее — далее — и, наконец, скрылся, — воссияло солнце, и Лиза, оставленная, бедная, лишилась чувств и памяти».
Причины самоубийства Лизы
Любовь к Эрасту
Обманутое доверие
Легкомыслие Эраста
Потеря смысла жизни
Измена Эраста
«…Теперь, может быть, они уже примирились!»
Итоги
Домашнее задание
Письменно ответить на вопрос:
Какие чувства вызвала повесть Н.М. Карамзина
«Бедная Лиза»?
Источники
Средняя школа №7
г.Каражал
Урок литературы
8 «б» класс
Режим РкМчп
Учитель Черноколенко И.Н.
Рассудок и любовь
в повести
н.м.карамзина
«бедная лиза»
Учитель Черноколенко И.Н.
Эпиграф к уроку
Только влюбленный человек имеет право на звание человека. А.А.Блок
Учитель Черноколенко И.Н.
Симбирская губерния
Родовитая, но небогатая
дворянская семья
Светское образование
Знание иностранных
языков
Н.М.Карамзин
Путешествие
Военная служба
по Европе
Увлечение масонством
Занятие литературой
Изучение истории
Смерть отца
Отставка
Симбирск
Значение Симонова монастыря в повести «Бедная Лиза»
Автор подчёркивает, что действие происходит именно в Москве и её окрестностях, описывает, например, Симонов монастырь, создавая иллюзию достоверности. Для русской литературы того времени это было новаторством: обычно действие произведений разворачивалось «в одном городе». Первые читатели повести восприняли историю Лизы как реальную трагедию современницы — не случайно пруд под стенами Симонова монастыря получил название Лизина пруда, а судьба героини Карамзина — массу подражаний. Росшие вокруг пруда дубы были испещрены трогательными надписями ( «В струях сих бедная скончала Лиза дни; Коль ты чувствителен, прохожий, воздохни!» ).
«….тут образ Богоматери обращает наприятелей в бегство…..но всего чаще привлекает меня к стенам Симонова монастыря воспоминание о плачевной судьбе Лизы, бедной Лизы. Ах!...»
Учитель Черноколенко И.Н.
Факт или мнение
- Детство прошло в имении отца около г.Симбирска
-Огромная заслуга в том, что он вслед за Ломоносовым предпринял попытку реформы русского литературного языка
-Карамзин в 1789 году отправляется в путешествие по Казахстану
-В своей повести Карамзин описал местность близ Симонова монастыря в Москве
Ключи мудреца
1 группа
Чего никогда не будет в литературе сентиментализма
2 группа
То, что присутствует в литературе сентиментализма
Набор слов
1 группа выбирает слова, присущие сентиментализму.
2 группа выбирает слова, присущие классицизму
Чувственность, порядок, разум, душевность, слезы, ах, долг, природа, служенье, честь, убеждение, мечтанья, античность, гармония, надежда, потрясение, страдание, пропорциональность, ода, герой.
Классицизм
Линия сравнения
Воспитание человека в духе верности государству, культ разума
Сентиментализм
Основная идея
Гражданская , общественная
Стремление представить человеческую личность в движениях души
Основная тематика
Строгое деление на положительных и отрицательных, однолинейность
Вспомогательная, условная
Любовная
Герои и
Трагедия, ода, эпопея; комедия, басня, сатира
Роль пейзажа
Отказ от прямолинейности в оценке характеров, внимание к простым людям
характеры
Средство психологической характеристики героев
Основные жанры
Повесть, путешествие, роман в письмах, дневник, элегия, послание, идиллия
Тест для эрудитов.
Ваша задача ответить на вопрос: Кто не мог оказаться на этом званом обеде?
На обед по поводу выхода в свет второй, сентиментальной повести в русской литературе были приглашены Карамзин, Жуковский, Муравьев, Ломоносов, Державин. Туда же явился и Эраст, довольно бедный дворянин, живший в Москве.
Приехали и родители Лизы, они прибыли из Симонова монастыря. По казенной надобности была проездом и пожилая богатая вдова, влюбленная в Эраста.
Анюта, которая находилась здесь тоже, была очень грустна и печальна.
Группировка
Лиза продает
Ландыши
Ландыши
Эраст покупает
Сердце
Эраст, разбив сердце Лизе несчастлив
Сердце
Лиза трагически кончает жизнь самоубийством
Деньги
Эраст покупает цветы, пытаясь заплатить за них больше, чем они того стоят
Деньги
Лиза дает матери
Деньги
Деньги
Считает, что ими можно купить даже любовь
Лиза передаст подругой матери
Лучи солнце
Раскрывает душевное состояние героини
Состояние природы
Даст оценку поступкам героев
История любви
Написана на лоне природы
Слезы
Они упоминаются в тексте несколько раз
В ее образе много черт
Которых, лишен он
Отказавшись от любви
Он не находит личного счастья
Герои повести
Эраст
Лиза
автор
мать Лизы
подружка Анюта
богатая вдова
Учитель Черноколенко И.Н.
Кто же главный герой повести?
Какую характеристику дают ему другие герои?
ЛИЗА
трудолюбивая
милая
отрада старости
кормилица
нежная
Божеская милость
любезная
Учитель Черноколенко И.Н.
Роксана Кордюкова «Бедная Лиза»
Орест Кипренский «Бедная Лиза»
Какую характеристику героине дает автор?
трудолюбивая
любила матушку
прелестная
ЛИЗА
робкая
чистая
услужливая
радостная душа
самоотверженная
Учитель Черноколенко И.Н.
Причины самоубийства Лизы
Любовь к Эрасту
Легкомыслие Эраста
Обманутое доверие
Измена Эраста
Потеря смысла жизни
Домашнее задание
Написать сочинение «Рассудок и любовь»
Учитель Черноколенко И.Н.