Критерии | Способ выполнение ребенком |
| 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | 5 класс | 6 класс | 7 класс | 8 класс | 9 класс |
Развитие крупной и мелкой моторики |
Броски в цель | | | | | | | | | |
Ходьба по «дорожке следов» | | | | | | | | | |
Повороты вправо, влево | | | | | | | | | |
Наклоны | | | | | | | | | |
Пальчиковая гимнастика | | | | | | | | | |
Удержание предметов, различных по тяжести, объему, форме | | | | | | | | | |
Нанизывание крупных бусин | | | | | | | | | |
Нанизывание мелких бусин | | | | | | | | | |
Завязывание шнурков | | | | | | | | | |
Завязывание бантиков | | | | | | | | | |
Застегивание молнии | | | | | | | | | |
Застегивание и расстегивание крупных пуговиц | | | | | | | | | |
Застегивание и расстегивание мелких пуговиц | | | | | | | | | |
Обводка по пунктирным линиям | | | | | | | | | |
Штриховка по трафарету ( грибочек, листик, яблоко, груша, облако) | | | | | | | | | |
Умение выполнять аппликацию из бумаги | | | | | | | | | |
Работа с ножницами | | | | | | | | | |
Работа с линейкой | | | | | | | | | |
Копирование печатных букв | | | | | | | | | |
Копирование цифр | | | | | | | | | |
Копирование письменных букв | | | | | | | | | |
Тактильно-двигательное восприятие |
Определение на ощупь формы предмета | | | | | | | | | |
Определение на ощупь величины предмета | | | | | | | | | |
Определение на ощупь размера предмета | | | | | | | | | |
Узнавание плоских предметов | | | | | | | | | |
Узнавание контурных предметов | | | | | | | | | |
Работа с пластилином (раскатывание) | | | | | | | | | |
Игры с крупной мозаикой | | | | | | | | | |
Игры с мелкой мозаикой | | | | | | | | | |
Кинестетическое и кинетическое развитие |
Игра на музыкальных инструментах | | | | | | | | | |
Имитация повадок зверей | | | | | | | | | |
Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов |
Узнавание и называние геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) | | | | | | | | | |
Классификация предметов по одному признаку | | | | | | | | | |
Работа с геометрическим конструктором | | | | | | | | | |
Сопоставление двух предметов контрастных величин по высоте, длине, ширине, толщине | | | | | | | | | |
Выделение основных цветов (красный, желтый, зеленый, синий) | | | | | | | | | |
Выделение цветов (черный, белый) | | | | | | | | | |
Выделение оттенков ( розовый, голубой, оранжевый, фиолетовый) | | | | | | | | | |
Выделение цветов (серый, коричневый) | | | | | | | | | |
Конструирование фигур и предметов из составляющих частей (2-3 детали) | | | | | | | | | |
Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (2-3 детали) | | | | | | | | | |
Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти |
Нахождение отличительных признаков предметов | | | | | | | | | |
Нахождение общих признаков предметов | | | | | | | | | |
Определение изменений в предъявленном ряду | | | | | | | | | |
Описание предмета ( по форме, величине, размеру, вкусу, тяжести) | | | | | | | | | |
Нахождение «лишней» игрушки, картинки | | | | | | | | | |
Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений) |
Контрастные температурные ощущения (холодный – горячий) | | | | | | | | | |
Различение на вкус (кислый, сладкий, горький, солёный). | | | | | | | | | |
Различение и сравнение разных предметов по признаку веса (тяжёлый – лёгкий) | | | | | | | | | |
Развитие слухового восприятия и слуховой памяти |
Различение звуков окружающей среды (стук, стон, звон, гудение, жужжание) | | | | | | | | | |
Различение музыкальных звуков ( барабана, дудочки, фортепиано, гармошки, бубена) | | | | | | | | | |
Различение речевых и неречевых звуков. | | | | | | | | | |
Подражание неречевым и речевым звукам. | | | | | | | | | |
Восприятие пространства |
Ориентировка на собственном теле: дифференциация правой/левой руки; правой/левой ноги; правой/левой части тела. | | | | | | | | | |
Определения расположения предметов в пространстве (справа – слева, вверху – внизу и др.). | | | | | | | | | |
Движения в заданном направлении в пространстве (вперёд, назад…) | | | | | | | | | |
Ориентировка в помещении по инструкции педагога | | | | | | | | | |
Ориентировка в линейном ряду (порядок следования). | | | | | | | | | |
Пространственная ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ, правая, левая сторона). | | | | | | | | | |
Восприятие времени |
Сутки. Части суток. | | | | | | | | | |
Обозначение в речи временных представлений. | | | | | | | | | |
Последовательность событий (смена времени суток). | | | | | | | | | |
Вчера, сегодня, завтра. | | | | | | | | | |
Дни недели. | | | | | | | | | |
Динамика развития | | | | | | | | | |
0 – не выполняет, помощь не принимает.
1 – выполняет совместно с педагогом при значительной тактильной помощи.
2 – выполняет совместно с педагогом с незначительной тактильной помощью или после частичного выполнения педагогом.
3 – выполняет самостоятельно по подражанию, показу, образцу.
4 – выполняет самостоятельно по словесной пооперациональной инструкции.
5 – выполняет самостоятельно по вербальному заданию.
На основании наблюдения педагог-психолог делает вывод о динамике развития обучающегося с УО за год по каждому показателю по следующей шкале:
0 – отсутствие динамики или регресс.
1 – динамика в освоении минимум одной операции.
2 – минимальная динамика.
3 – средняя динамика.
4 – выраженная динамика.
5 – полное освоение действия.