СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Карта обследования детей с общим недоразвитием речи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Карта обследования детей с общим недоразвитием речи»

КАРТА ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Ф.И.О._______________________________________________________________________

Дата рождения_______________Домашний адрес___________________________________

Дата поступления____________Откуда поступил___________________________________

Заключение специалистов:

Невропатолога________________________________________________________________

Окулиста____________________________________________________________________

Отоларинголога_______________________________________________________________

Психолога__________________________________________________________________

Сведения о семье:

Мать/ФИО_____________________________________________________Возраст________

Образование______________ Место работы, должность_____________________________

Отец/ФИО_____________________________________________________Возраст________

Образование______________ Место работы, должность _____________________________

Речь родителей и других членов семьи____________________________________________

Наличие других детей в семье___________________________________________________

АНАМНЕЗ

Наследственные и хронические заболевания родителей______________________________

_____________________________________________________________________________

Возраст матери при рождении ребенка ______От какой беременности ребенок__________

Протекание беременности: токсикоз 1половины, 2 половины, травмы, интоксикации, заболевания_(краснуха, сахарный диабет, бр.астма, анемия, заболевания печени, почек, грипп, гипертония, гипотония)___________________________________________________

Травмы ______________________________________________________________________

Роды: досрочные, срочные, стремительные, обезвоженные, норма_____________________

Стимуляция: механическая, химическая, электростимуляция __________ ________

Травмы во время родов________________________________________________________ Асфиксия: белая, синяя ___________Крик: был, нет_________

Резус-фактор(положительный, отрицательный)

Вес при рождении_________________

Перенесенные заболевания: до 1 месяца___________________________________________

до года _____________________________после года_________________________________

до 3 лет _____________________________после 3 лет________________________________

Ушибы, травмы головы, судороги при высокой температуре__________________________

Раннее физическое развитие

Стал держать голову______(1,5м)Ползать______(5м) Сидеть_____(6м)Ходить______(до1)

Первые зубы______(6-8м) Правша, левша, амбидекстр. Характер моторики: излишне подвижен, не координирован в движениях, двигательно беспокоен, заторможен, неповоротлив, несвоевременная переключаемость движений_________________________

_____________________________________________________________________________

Раннее речевое развитие

Гуление______(2-3м) Лепет______(4-8) Первые слова________(1г.) Первая фраза_______

Прерывалось ли речевое развитие и по какой причине _______________________________

_____________________________________________________________________________

Использование жестов __________________Наличие двуязычия в семье________________

Обращались ли к логопеду, результат _____________________________________________

__________________________________________________________________

Строение и подвижность артикуляторного аппарата

Параметры изучения

Возраст ребенка

5-6 лет

6-7 лет

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Мимические движения

(под счет: 5 раз а возрасте 5 и 6 лет)

Поднять брови





Нахмурить брови





Прищурить глаза





Надуть-втянуть щеки





Губы: толстые, тонкие, неполное смыкание, расщелина, шрамы

Улыбка-трубочка





Оскал





Вибрация – «тпру»





Зубы: норма, редкие, кривые, вне челюстной дуги, отсутствуют

Качественная

характеристика





Язык: массивный, географический, маленький, девиация кончика влево-вправо, нарушение функции смыкания

Широкий удержание «лопаткой»





Узкий удержание 5 сек «жало»





Узкий: влево-вправо





Широкий: вверх-вниз





Кончиком обвести губы





«Цоканье»





Итого баллов:






Качественная характеристика

Объем движений: полный, неполный_____________________________________________________________

Точность движений: сохранна, нарушена__________________________________________________________

Тонус: сохранен, повышенный, пониженный_______________________________________________________

Темп движений: нормальный, медленный, быстрый_________________________________________________

Переключаемость движений: нормальная, замедление темпа, персеверации, замены движений _____________________________________________________________________________________________

Длительность (способность удерживать язык в заданном положении)__________________________________

Тремор: увеличение гиперкинеза при повторных движениях и удержании позы, синкинезии, слюнотечение _____________________________________________________________________________________________

Прикус (прогнатия, прогения, открытый передний, боковой, перекрестный_____________________________

Твердое небо: высокое, узкое, плоское, расщелина, сумбукозная щель_________________________________

Мягкое небо: укороченное, раздвоенное, отсутствует, девиация вправо-влево, нарушение функции смыкания _____________________________________________________________________________________________


Общее звучание речи

(качественная характеристика)

Параметры изучения

Возраст ребенка

5 -6лет

6-7 лет

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Речевой выдох: достаточный, укороченный, речь на вдох





Голос: норма, высокий, низкий, громкий, тихий, затухающий, монотонный, с носовым оттенком





Темп, ритм речи: норма, замедленный, ускоренный, дисритмия





Паузация: правильная, нарушенная- деление слов паузой на слоги, деление слогов на звуки





Ручная моторика (объем движений, темп, переключаемость движений, ведущая рука, амбидекстр)

Параметры изучения

Возраст ребенка

5-6 лет

6 -7лет

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Покажи ушки(2 – 3 пальчика)

правая





левая





обе





Покажи рожки (2 – 5 пальчиков)

правая





левая





обе





Сложи кольцо

1-2,3,4,5

правая





левая





обе

х



«Игра на рояле»

правая





левая





обе





Кулак, ребро, ладонь

правая

Х



левая



Застежка





Шнуровка





Итого баллов:






Состояние звукопроизношения (качественная характеристика)


Звуки

Возраст ребенка

5-6 лет

6-7лет

Начало года

Конец года

Начало год

Конец года

Б-М-П





В-Ф





Т-Д-Н





К-Г-Х





Й (Е-Ё-Ю-Я)





С





СЬ





З





ЗЬ





Ц





Ш





Ж





Щ





Ч





Л





ЛЬ





Р





РЬ






Фонематическое восприятие (повтори, покажи)


Речевой материал

Возраст ребенка

5-6 лет

6-7лет

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

па-ба

ба-па





та-да

да-та





ка-га

га-ка





та-да-та

да-та-да


Х



ка-га-ка

га-ка-га



са-ша

за-жа



мишка – мышка





бочка – почка





лук-люк





трава – дрова





крыса – крыша





жар-шар





коса – коза





рожки-ложки





Итого балов:







Языковой анализ и синтез


Речевой материал

Возраст ребенка

5 -6лет

6-7 лет

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года


Какой первый звук в слове?

облако, иголки, аист





Какой звук в конце слова?

пила, грибы, очки





Какой звук в конце слова ?

Кошка, автобус, дом





Х



Какой звук в начале слова?

танк ,коза, санки



Сколько звуков в слове?

кот, стул, лимон



Составь слово из звуков:

К,о,т; ш,у,б,а; ш,а,п,к,а.



Итого баллов:






Воспроизведение звуко-слоговой структуры слова

(не нарушена; нарушения: парафазии (замены звуков, слогов); элизии (пропуски букв, слогов); итерации (повторение звуков, слогов); контаминации (часть одного слова соединяется с частью другого); персеверации (отсроченное повторение); перестановка звуков, слогов; антиципации)


Речевой материал

Возраст ребенка

5-6 лет

6-7 лет

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

пуговица





кукуруза





гусеница





самокаты





милиционер



Х



велосипед



сковорода



телевизор



Мальчики слепили снеговика





Водопроводчик чинит водопровод


Х



На перекрестке стоит регулировщик



Итого баллов:






Состояние лексико- грамматического строя речи

Импрессивная речь

Параметры изучения

Возраст ребенка

5-6лет

6-7лет

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Выполнение

инструкций

Закрой

книгу





Достань

ручку





Достань ручку и положи ее на тетрадь





Понимание предложений с причинно-следственной связью

Петя ударил Васю. Кому больно?





Володя сломал карандаш, который ему подарила Оля. Что было раньше?

Х



Понимание

изменения числа сущ-х

в предложении

Покажи, где самолеты летят,

где самолет летит





Покажи, где ракета взлетает, где ракеты взлетают

Понимание падежных окончаний существитель-ных

Покажи карандашом ручку





Покажи карандаш ручкой





Покажи дочку мамы

Х



Покажи маму дочки



Понимание предлогов

(покажи где:)

Кот идет к дому





Кот в доме





Кот перед домом





Кот вылезает из трубы


Х



Кот выглядывает из-за крыльца



Итого баллов:






Экспрессивная речь

Активный словарь

Параметры изучения

Возраст ребенка

5 -6лет

6-7лет

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Словарь существительных


«посуда»





«Мебель»





«Овощи»





«Фрукты»





«Дикие, домашние животные»





«Транспорт»



Х



«деревья»



«инструменты»



«Бытовая техника»



«школьные принадлежности»



Называние и показ частей объектов

Части тела: а)голова, ноги, руки, грудь, живот, шея, нос, рот, глаза





б) локоть, колено, ноготь





в) затылок, запястье, подбородок

Х



Стул: спинка, сиденье, ножка





Чайник: донышко, носик, крышка, ручка

Х




Глагольный словарь



Назвать действие предмета

(что делает?)



летит





скачет





стучит





рисует





умывается





шьет




Х



вяжет



вышивает



варит



жарит



печет





Словарь признаков



Подбор антонимов

Черный - белый





Сладкий -кислый





Твердый -мягкий





Большой -маленький





Высокий -низкий



Х



Длинный -короткий



Широкий -узкий



Толстый -тонкий




Какой по форме?


Треугольный





Овальный





Круглый





Квадратный





Прямоугольный





Какой по цвету?

Основные цвета





Оттенки цветов


Х




Какой по вкусу?


Лимон





Клубника





Рябина





Итого баллов:






Грамматический строй речи

Обследование словообразовательных навыков

Параметры изучения

Возраст ребенка

5-6 лет

6-7лет

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Образование сущ-х с уменьшительно-ласкательным значением

ключ-ключик





Звезда-звездочка





Пуговица-пуговичка






С увеличитель-ным значением

дом



Х



рука



усы



Образование

Притяжатель-ных прилагатель-ных


Чей хвост?





Чья голова?





Чьи уши?





Образование прилагатель-ных от существи-тельных (из чего сделано?)


Шкаф из дерева





Машина из железа





Чашка из фарфора



Х



Шапка из шерсти



Образование глаголов с помощью приставок:

ехать,бе-жать, лететь

При-





У-





За-





Пере-

Х



Итого баллов:









Словоизменение

Параметры изучения

Возраст ребенка

5-6 лет

6-7лет

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года



Изменение

сущ-х по падежам

(с. 237-247)*

И.п.





Р.п.





Д.п.





В.п.





Т.п.





П.п.





Изменение прилагательных по родам (249)*

Ж.р.





М.р.





Ср.р.





Изменение

сущ-х по числам

(253-260)*

Лампа -лампы





Стол -столы





Яйцо -яйца





Лоб -лбы

Х



Ухо -уши



Мн. число

сущ-х в родительном падеже

(нет чего?)

вишня





ведра





блюдца





парты

Х



Согласование сущ-х с числительными

(1, 2, 5) с.261*

карандаш





яблоко





тетрадь

Х



Итого баллов:





Исследование связной речи

Связная речь: однословное предложение, двухсоставное предложение, простое предложение из нескольких слов, сложное предложение


Параметры изучения

Возраст ребенка

5-6 лет

6-7лет

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Составить предложения по картинке (с.271)*





Составить рассказ по картинке (с.273)*





Составить рассказ по серии картинок (с.275)*





Пересказ: «Белочка и зайчик»

Летом подружились белочка и зайчик. Белочка была рыженькая. А зайчик был серенький. Каждый день они прибегали на полянку и угощали друг друга. Белочка приносила шишки, орехи, а зайчик – морковку, капусту.

Прошло лето. Наступила зима. Выпал белый снег. Белочка спряталась в дупле, а зайчик – под елкой.










Х



Качество пересказа



Уровень необходимой помощи



Итого баллов:





Познавательные процессы


Параметры изучения

Возраст ребенка

5-6 лет

6-7 лет

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года



Счетные операции



Счет прямой и обратный





Сосчитать сколько предметов нарисовано (225)*





Назвать по порядку(227)*





Сколько лап у кошки?





Сколько лап у петуха?





Ориентировка в пространстве

высоко





низко





далеко





близко





слева





справа





Слева внизу



Х



Слева вверху



Справа внизу



Справа вверху



Ориентировка во времени

Какое время года?(217)*





В какое время суток дети идут в детский сад?(223)*





Когда ребята идут гулять?





Когда дети ложатся спать?





Назвать дни недели

Х



Мышление

Составление из частей целого

Из 6-8

Из 8-10





Выделение лишнего предмета





Итого баллов:






* «Альбом для логопеда» О.Б. Иншаковой


Средний балл:_________

Логопедическое заключение

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Дата______________ Логопед_____________________















ГОРОДСКОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ УЧИТЕЛЕЙ-ЛОГОПЕДОВ, УЧИТЕЛЕЙ-ДЕФЕКТОЛОГОВ


СОДЕРЖАНИЕ:


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



1.

ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ



ПРИЛОЖЕНИЕ


2.

КАРТА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ

С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТЕМ РЕЧИ.









































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Методическое пособие «Карта логопедического обследования детей дошкольного возраста c тяжелыми нарушениями речи» (далее – карты) предназначены для учителей-логопедов муниципальных дошкольных образовательных учреждений.

Карты составлены с учетом разделов программы Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной «Коррекционное обучение и воспитание детей с ОНР»: лексика, грамматика, связная речь.

В качестве основного наглядного диагностического материала рекомендован «Альбом для логопеда» О.Б. Иншаковой.

Для сбора более полной информации по результатам обследования предложена качественная и количественная характеристика состояния речевых процессов.

В разделах карт «Анамнез», «Строение и подвижность артикуляционного аппарата», «Голосовая и дыхательные функции», «Состояние звукопроизношения» рекомендована только качественная характеристика, которая учитывает специфику органических нарушений речи. В других разделах карт дана количественная характеристика результатов исследования.

Все разделы в картах, за исключением раздела «Анамнез» оформлены графически, что позволяет накапливать сведения об особенностях развития ребенка на протяжении двух-трех лет логопедической работы и обеспечивает наблюдение за динамикой речевого развития на протяжении всего коррекционного периода.

Для оценки состояния уровня речевого нарушения детей предложена следующая система:

- 3 балла - самостоятельное выполнение тестового задания;

- 2 балла - выполнение с помощью взрослого (либо с ошибкой);

- 1 балл - тестовое задание не выполнено.

По каждому разделу карт (количественная характеристика) выводится средний балл по формуле:

Сумма баллов

Количество заданий

По итогам обследования разделов определяется уровень общего недоразвития речи по формуле:

Сумма средних баллов по разделам

Количество разделов


Критериями определения уровня общего недоразвития речи являются:

- 1 балл – ОНР 1 уровня;

- более 1 менее 2 баллов – ОНР 2 уровня;

- 2 менее 2,5 балла – ОНР 3 уровня;

-2,5 менее 3 баллов – ОНР 4 уровня.


Логопедическое заключение по итогам обследования оформляется с учетом использования клинико-педагогической и психолого-педагогической классификаций по Р.Е.Левиной (например):

ОНР (1,2 ур.), моторная алалия

ОНР (2,3,4 ур.), дизартрия или стертая форма дизартрии

ОНР (3,4 ур.), ринолалия


Использование карт логопедического обследования детей дошкольного возраста c тяжелыми нарушениями речи позволяют обеспечить:

  • качественный анализ результатов обследования (учет допускаемых ошибок, степень самостоятельности, особенности выполнения заданий и т.д.);

  • интерпретацию полученных данных в количественной форме;

  • подбор заданий в соответствии с возрастной нормой;

  • построение индивидуального речевого профиля, который позволяет наглядно уточнить структуру речевого нарушения и составить план коррекционной работы;

  • отслеживание динамики речевого развития и эффективности коррекционного воздействия (начало - конец учебного года);

  • компактность заполнения;

  • возможность специалистам МБДОУ осуществить анализ динамики устранения речевого нарушения и наметить пути корректировки коррекционно-педагогического воздействия.


1. ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.


При изучении анамнеза в первую очередь обращается внимание на выявление неврологических и психопатологических синдромов в раннем анамнезе - перинатальной энцефалопатии, минимальной мозговой дисфункции, задержки моторного развития, а также хронических соматических заболеваний: сердечно-сосудистой системы, верхних дыхательных путей и т.д. Анализ особенностей речевого развития направлен не только на выявление сроков появления речи, но и дисгармонии ее развития.

При обследовании строения, подвижности артикуляторного аппарата следует отметить помимо количественной характеристики строения наличие качества объема движений, точности, темпа, переключаемости. Это же касается и оценки состояния ручной моторики.

Следующие разделы карты содержат задания для обследования
состояния звукопроизношения, фонематических процессов,

воспроизведения звуко-слоговой структуры слов.

При обследовании состояния звукопроизношения необходимо обратить внимание на принципиальный методологический характер - разрыв в изучении фонетической и смысловой сторон речи.

Поэтому только с помощью тщательного сопоставления проявлений, характеризующих строение и функцию артикуляционного аппарата, уровень фонематического восприятия и качественные особенности дефектов звукопроизношения, можно установить конкретную патологию и найти адекватные коррекционные приемы.

При изучении импрессивной речи дается не так много тестовых заданий. Трудно обследовать раздельно экспрессивную и импрессивную речь ребенка. Это обусловлено тем, что при изучении экспрессивной речи отмечаются одновременно понимание и употребление грамматических форм, объем и характеристика активного и пассивного словаря, степень осведомленности ребенка. Проводя обследование, логопед должен учитывать, что в зависимости от того, какие стороны речи окажутся наиболее нарушенными, дефект речи ребенка будет квалифицироваться по-разному и направления коррекционной работы будут также различными.

Большое внимание уделяется изучению состояния связной речи, ее правильному лексико-грамматическому оформлению, а также умению устанавливать причинно-следственные связи. С этой целью предлагается использовать прием составления предложения по предлагаемой ребенку картинке. Прежде всего, выявляется умение ребенка построить простое нераспространенное предложение; затем - умение пользоваться простым распространенным предложением, состоящим из 3-4 слов, т.е. с определением. Дополнением, обстоятельством (с предлогами и без предлогов). С помощью этого же приема выявляется умение детей строить предложения с однородными членами.

Далее дается задание с усложнением: составление рассказа по серии сюжетных картинок. Здесь необходимо правильно воспринять картинки и вычленить типовую ситуацию, построить и проверить гипотезу о смысле серии. Далее нужно построить программу высказывания, найти нужные синтаксические и лексические средства и реализовать высказывание.

Пересказ текста «Белочка и зайчик». Это задание требует восприятия и удержания слухоречевой информации, выделения смысла текста и его воспроизведения, оно провоцирует множественные лексические, грамматические ошибки.

В карте отводится соответствующее место для исследования уровня умственного развития ребенка и проведения анализа нарушений его познавательной деятельности.


12