№ | Характеристики опыта | Пояснения |
1 | Тема педагогического опыта | Применение инновационных технологий на уроках в начальной школе |
2 | Условия формирования опыта | Внедрение в систему образования ДНР новых ГОС; Курсы повышения квалификации учителей начальных классов; Опыт передовых учителей; Изучение методической литературы; Участие в вебинарах. |
3 | Теоретическая база опыта | Инновации - это внесение новых методологий и стандартов в процесс. На смену послушанию, повторению, подражанию приходят новые требования: умение видеть проблемы, спокойно принимать их, и самостоятельно решать. Инновационное образование предполагает обучение в процессе создания новых знаний - за счет интеграции фундаментальной науки, непосредственно учебного процесса и производства. Оно несет с собой новые основы развивающего образования, как основной модернизирующий фактор образования. Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося. Целью инновационной деятельности является качественное изменение личности учащегося по сравнению с традиционной системой. Это становится возможным благодаря внедрению в профессиональную деятельность неизвестных практике дидактических и воспитательных программ, предполагающему снятие педагогического кризиса. Развитие умения мотивировать действия, самостоятельно ориентироваться в получаемой информации, формирование творческого нешаблонного мышления - основные цели инновационной деятельности. Инновационная деятельность в образовании как социально значимой практике, направленной на нравственное самосовершенствование человека, важна тем, что способна обеспечивать преобразование всех существующих типов практик в обществе. Это и предопределило выбор моей темы: «Инновационные методы в начальной школе». Анализ источников вопросом новых форм организации учебно-воспитательного процесса занимались Я.А. Коменский, Р. Штейнер (система Вальдорфской педагогики), огромный вклад в педагогику сделал Л.С. Выготский, который открыл множество направлений в педагогике и психологии, теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина и теории деятельности А.Н. Леонтьева. |
4 | Актуальность и перспективность опыта | Человек XXI века должен уметь ориентироваться на знания и использовать новые технологии, активно стремиться расширять свой жизненный горизонт, рационально использовать свое время и уметь проектировать свое будущее, быть финансово грамотным, вести здоровый и безопасный образ жизни. Современное общество находится в состоянии непрерывного развития и изменения. Система образования в таком обществе так же должна изменяться и совершенствоваться, чтобы соответствовать запросам со стороны общества и государства. И одним из таких способов, способностью системы образования отвечать вызовам времени, являются инновации – введения, причем качественно новые, в устоявшуюся систему образования. Необходимость усвоения учащимися большого объёма информации, и выработки практических навыков по её применению ведет к созданию педагогами новых способов подачи информации, новых технологий и способов обучения, заставляет искать творческие подходы к методикам обучения. Актуальность, обусловлена современными требованиями государственного стандарта, Концепции целевой программы развития образования. |
5 | Новизна опыта | Своеобразие и новизна предлагаемого опыта заключается в применении новых подходов и методов во взаимодействии с обучающимися. Главной целью инновационных технологий образования является подготовка человека к жизни в постоянно изменяющемся мире. Моя цель как учителя: 1)создать условия для воспитания нравственно-правовой, эмоционально-эстетической, интеллектуально-информационной и коммуникативной культуры, а также культуры здоровья младшего школьника; 2) способствовать развитию учащихся за счёт максимального раскрытия их природных способностей путем внедрения в учебно-воспитательный процесс новых педагогических технологий. |
6 | Адресность опыта | Применение инновационных технологий на уроках не только могут, а и должны использовать, как молодые, так и опытные педагоги. Считаю, что данный опыт универсальный для всех школьных предметов. Обобщение собственного педагогического опыта реализовано в выступлениях на заседаниях ШМО учителей начальных классов. |
7 | Технология опыта | Проектная деятельность обучающихся – это совместная учебно-познавательная, творческая и игровая деятельность. Главная идея метода проектов – направленность учебно-познавательной деятельности обучающихся на результат, который получается при решении практической и теоретической проблемы. Учебный творческий проект – это самостоятельно разработанный и изготовленный продукт. Метод проектов является довольно трудоемким, поэтому мы считаем, что его место – комплекс воспитательной работы, в которой нет строгих временных ограничений. Обучая учащихся действовать в пределах проектной технологии, учитель стимулирует обучение детей, учит их самостоятельно получать знания из различных источников, пользоваться этими знаниями в жизни, развивает у детей навыки аналитического, критического и творческого мышления. Инновационность в обучении связана с творческим поиском на основе имеющегося опыта, направлена на обеспечение исследовательского характера учебного процесса, организацию поисковой учебно-познавательной деятельности. Инновационные технологии помогают учащимся активно воспринимать изучаемые явления, глубоко осмысливать их, перерабатывать и применять на практике. В то же время эти технологии: - стимулируют у учащихся процесс познания нового, - формируют у них осознанную потребность в приобретении знаний и умений, - порождают стремление к самостоятельной деятельности, - формируют устойчивое внимание к предмету. Главное – это искры радости познания в глазах детей. |
8 | Результативность опыта | Творческая деятельность учащихся не ограничивается приобретением нового. Работа будет творческой, познавательной, когда в ней проявляется замысел учащихся, ставятся новые задачи и самостоятельно решаются при помощи приобретенных знаний. Показателем данной работы являются результаты диагностических работ. Основная масса учащихся усваивает знания на достаточном уровне. Процент качества знаний в классах достигает свыше 75%. Призовые места учащихся в интеллектуальных конкурсах и олимпиадах. 2015 г. - I место в Первом Республиканском конкурсе «Сбереги елочку»; 2016 г. - Дипломы победителей в IV Открытой Московской онлайн-олимпиаде по математике; 2017 г. - I место в Республиканском поэтическом конкурсе, посвященном Международному дню защиты детей, II место в младшей возрастной категории в районном литературном конкурсе «Осенние мотивы» (номинация «Поэзия»), III место в Республиканском фотоконкурсе «Зверье мое». |
9 | Где и кем принято решение об обобщении опыта | Заседание ШМО учителей начальных классов МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ШКОЛА № 58 Г.ДОНЕЦКА» |
10 | Приложение к опыту работы | Презентация опыта. Разработки открытых уроков |
11 | Нормативная база | Конвенция о правах ребенка; Конституция Донецкой Народной Республики; Закон Донецкой Народной Республики «Об образовании»; Концепция патриотического воспитания детей и учащейся молодежи в Донецкой Народной Республике; Локальные акты Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики, управлений (отделов) образования. |