СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Карта- схема характеристики.

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Психолого-педагогическая характеристика ученика

 

Раздел 1. Общие сведения о ребенке

 

    1. Анкетные данные.

 

                          1. Дата и место рождения ____________________________________

                                                 2. Домашний адрес __________________________________________

                                                 3. сведения о родителях ______________________________________

                                                      ________________________________________________________                                     1.2. Сведения  о  состоянии здоровья

           1. Часто ли болеет (часто, средне, редко);

           2. Хронические заболевания (какие); _________________________________

           3.  Особенности функционирования нервной системы:

  • быстро утомляется; утомляется после длительной нагрузки; неутомим;
  • быстро переходит от радости к грусти без видимой причины; неадекватная смена настроений;
  • стабилен  в проявлении настроения;
  • преобладает возбуждение;
  • возбуждение и торможение уравновешены;
  • преобладает торможение.

1.3. Успеваемость (отличная, хорошая, удовлетворительная, неудовлетворительная)

   

1.4. Внешкольные занятия (систематические)

           1.Занятия общественно-полезным трудом (каким) ________________________________

         2. Занятия художественной самодеятельностью (какой);

         3. Занятия в кружках, клубах, штабах, бригадах (каких);

        4. Занятия спортом (каким); _

        5. Занятия организационной работой  (какой).

 

Раздел 2. Проявление личностных качеств ребенка

 

2.1. Направленность интересов:

     1.  на учебную деятельность.

     2.  на трудовую деятельность.

     3.  на художественно-эстетическую деятельность.

     4.  на достижения в спорте, туризме.

Просмотр содержимого документа
«Карта- схема характеристики.»

Психолого-педагогическая характеристика ученика



Раздел 1. Общие сведения о ребенке


    1. Анкетные данные.


1. Дата и место рождения ____________________________________

2. Домашний адрес __________________________________________

3. сведения о родителях ______________________________________

________________________________________________________ 1.2. Сведения о состоянии здоровья

1. Часто ли болеет (часто, средне, редко);

2. Хронические заболевания (какие); _________________________________

3. Особенности функционирования нервной системы:

  • быстро утомляется; утомляется после длительной нагрузки; неутомим;

  • быстро переходит от радости к грусти без видимой причины; неадекватная смена настроений;

  • стабилен в проявлении настроения;

  • преобладает возбуждение;

  • возбуждение и торможение уравновешены;

  • преобладает торможение.

1.3. Успеваемость (отличная, хорошая, удовлетворительная, неудовлетворительная)

1.4. Внешкольные занятия (систематические)

1.Занятия общественно-полезным трудом (каким) ________________________________

2. Занятия художественной самодеятельностью (какой);

3. Занятия в кружках, клубах, штабах, бригадах (каких);

4. Занятия спортом (каким); _

5. Занятия организационной работой (какой).


Раздел 2. Проявление личностных качеств ребенка


2.1. Направленность интересов:

1. на учебную деятельность.

2. на трудовую деятельность.

3. на художественно-эстетическую деятельность.

4. на достижения в спорте, туризме.

5. на отношения между людьми.


2.2. Отношение к порученному делу:

1.Общественная активность

  • Активно участвует во всех общественных делах, не считаясь с собственным временем.

  • Принимает активное участие в общественных делах, но старается не тратить на это свое

собственное время.

  • Не проявляет активности в общественной жизни, но поручения выполняет.

  • Редко принимает участие в общественных делах.

  • Отказывается участвовать в общественных делах.

2. Трудолюбие

  • Любую работу ученик всегда выполняет охотно, ищет работу сам и старается сделать ее хорошо.

  • Как правило, охотно берется за работу, стараясь выполнить ее хорошо. Случаи недобросовестного или некачественного выполнения работы редки.

  • Редко охотно берется за работу.

  • Чаще всего старается уклониться от любой работы.

  • Всегда уклоняется от выполнения любого дела


3. Ответственность

  • Всегда хорошо и в назначенные сроки выполняет любое порученное ему дело.

  • В большинстве случаев хорошо и в срок выполняет порученную ему работу.

  • Часто не выполняет в срок (или выполняет плохо) порученное ему дело.

  • Очень редко выполняет порученное ему дело.

  • Никогда не доводит до конца порученные ему дела.


4. Инициативность

  • Выступает зачинателем многих дел, не стремясь получить за это никакого признания.

  • Довольно часто выступает зачинателем нового дела.

  • Редко сам начинает новое дело.

  • Почти никогда сам не начинает новое дело.

  • Никогда не выступает зачинателем какого-либо дела.


5. Организованность

  • Всегда правильно распределяет свою работу во времени и выполняет ее согласно плану.

  • В большинстве случаев правильно распределяет и в срок выполняет свою работу.

  • Умеет правильно распределить и в срок выполняет свою работу, только если за каждый ее этап надо отчитываться.

  • Чаще не умеет правильно распределить свою работу по времени

  • Не умеет распределять свою работу во времени, тратит время зря.


6. Любознательность

  • Постоянно активно узнает что-то новое в разных областях науки и культуры.

  • В большинстве случаев заинтересован в получении новых знаний из разных областей науки

и культуры.

  • Редко стремится узнать что-то новое; как правило, интересуется одной ограниченной областью знаний.

  • Как правило, не проявляет заинтересованности в приобретении новых знаний.

  • Равнодушен ко всякого рода новым знаниям.

7. Аккуратность

  • Всегда содержит свои вещи в идеальном порядке. Всегда одет опрятно, подтянут - и за партой, и у доски. Бережет общественное имущество, всегда старается привести его в порядок.

  • Содержит в надлежащем порядке собственные и одолженные ему вещи (книги, конспекты). Помогает приводить в порядок общественное имущество (парты, инвентарь и т.п.) скорее по обязанности.

  • Не проявляет большого стремления к поддержанию порядка вокруг себя. Иногда приходит в школу неопрятным, неряшливо одетым. Равнодушен по отношению к тем, кто портит общественное имущество.

  • Часто не заботится о своем внешнем виде, состоянии своих книжек, вещей, не бережет общественное имущество, даже портит его.

  • Совершенно не заботится о том, чтобы содержать свои вещи в надлежащем порядке, всегда

неопрятен, неряшлив. При случае, не задумываясь, портит общественное имущество.

2.3. Отношение к людям


8. Коллективизм

  • Всегда проявляет заботу по отношению к знакомым и незнакомым людям, старается любому

оказать помощь и поддержку.

  • Склонен проявлять заботу о незнакомых людях, если это не мешает его личным планам и делам.

  • Нередко проявляет равнодушие к чужим делам и заботам, если это не затрагивает его лично.

  • Как правило, равнодушен к заботам других, по своей инициативе им не помогает.


  • Считает излишним проявлять заботу о незнакомых членах общества, живет под девизом

«Не лезь не в свое дело».

9. Честность, правдивость

  • Всегда правдив по отношению к своим родителям, учителям, товарищам. Говорит правду и тогда,

когда это ему «невыгодно».

  • Почти всегда правдив по отношению к своим родителям, учителям, товарищам.

  • Часто говорит неправду ради собственной выгоды.

  • Почти всегда говорит неправду, если ему это выгодно.

  • Склонен всегда говорить неправду.


10. Справедливость

  • Активно борется с тем, что считает несправедливым.

  • Не всегда борется с тем, что считает несправедливым.

  • Редко выступает против того, что считает несправедливым.

  • Не добивается справедливости.

  • Совершенно равнодушен к проявлениям несправедливости.

11. Бескорыстие

  • В своих поступках всегда руководствуется соображениями пользы дела или других людей, а не собственной выгодой.

  • Почти всегда руководствуется соображениями пользы дела или других людей.

  • Редко руководствуется в своих поступках соображениями пользы дела, а не собственной выгодой.

  • В поступках часто руководствуется соображениями собственной выгоды.

  • В поступках всегда руководствуется соображениями собственной выгоды.

12. Общительность

  • Всегда охотно вступает в контакт с людьми, любит работать и отдыхать с другими.

  • Как правило, с удовольствием общается с людьми.

  • Стремится общаться с ограниченным кругом людей.

  • Предпочитает индивидуальные формы работы и отдыха.

  • Замкнут, необщителен.


13. Чувство товарищества

  • Всегда помогает товарищам в трудной работе и в тяжелые минуты жизни.

  • Как правило, помогает товарищам.

  • Помогает товарищам, когда его просят.

  • Очень редко помогает товарищам: если его попросят, может отказать в помощи.

  • Никогда не помогает товарищам в работе, в трудные минуты жизни.


14. Отзывчивость

  • Всегда сочувствует другим, товарищи часто делятся с ним своими заботами.

  • Искренне сочувствует другим, если не слишком поглощен собственными делами.

  • Поглощен собственными чувствами настолько, что это мешает ему разделить чувства других людей.

  • Почти не умеет сочувствовать другим.

  • Совершенно не умеет сочувствовать другим, товарищи не любят «одалживать» у него.


15. Вежливость, тактичность

  • Все его поступки и слова свидетельствуют об уважении к другим людям.

  • Почти всегда проявляет должное уважение к другим людям.

  • Часто бывает невежлив и нетактичен.

  • Часто недопустимо резок, груб, нередко затевает ссоры.

  • Всегда резок, невыдержан как в общении с ровесниками* так и со старшими. В ссоре оскорбляет других, грубит.

2.4. Отношение к себе

16. Скромность

  • Никогда не выставляет напоказ своих достоинств, заслуг.

  • Иногда, по просьбе товарищей, рассказывает о своих действительных достижениях и достоинствах.

  • Сам рассказывает о своих достоинствах и достижениях.

  • Часто хвастается еще не сделанным или тем, в чем он принимает очень малое участие, к чему имеет мало отношения.

  • Хвастается даже незначительными достижениями, преувеличенными достоинствами.



/ 7. Уверенность в себе

  • Никогда не советуется с другими, не ищет помощи даже тогда, когда это следовало бы сделать.

  • Все задания выполняет без помощи других. Обращается за помощью только в случае

действительной необходимости.

  • Порой, выполняя трудную задачу, обращается за помощью, хотя мог бы справиться сам.

  • Часто при выполнении заданий, поручений просит помощи, поддержки других, даже если сам

может справиться.

  • Постоянно, даже в простых делах просит помощи и поддержки.

18. Самокритичность

  • Всегда со вниманием выслушивает справедливую критику, настойчив в исправлении собственных недостатков.

  • В большинстве случаев правильно реагирует на справедливую критику, прислушивается к добрым советам.

  • Порой прислушивается к справедливым замечаниям, старается их учитывать.

  • К критическим замечаниям, советам относится невнимательно, не старается исправить недостатки.

  • Отвергает любую критику. Отказывается признавать свои очевидные промахи, ничего не делает для их исправления.

19. Умение рассчитывать свои силы

  • Всегда трезво оценивает собственные силы, выбирая задачи и дела «по плечу» - не слишком легкие и не слишком трудные.

  • Как правило, верно соизмеряет свои силы с трудностью задания.

  • Иногда бывают случаи, когда ученик плохо соизмеряет свои силы и трудности порученного дела.

  • В большинстве случаев не умеет соизмерять свои силы и трудности дела.

  • Почти никогда не умеет правильно соразмерить свои силы и трудности задания или дела.

20. Стремление к успеху, первенству

  • Всегда и во всем стремится быть первым (в учебе, спорте и т. п.), настойчиво этого добивается.

  • Стремится быть в числе первых во многих областях, но особое внимание уделяет достижениям в какой-либо одной области.

  • Стремится в чем-то одном, особенно его интересующем, добиться признания, успеха.

  • Очень редко стремится к успеху в какой-либо деятельности, легко довольствуется положением «середняка».

  • Никогда не стремится в чем-либо быть первым, получает удовлетворение от самой деятельности.

21. Самоконтроль

  • Всегда тщательно взвешивает свои слова и поступки.

  • Не всегда тщательно контролирует свои слова и поступки.

  • Большей частью поступает необдуманно, рассчитывает на «везение».

  • Почти всегда поступает необдуманно, недостаточно тщательно контролирует себя.

  • Постоянно поступает необдуманно, в расчете на «везение».

2.5. Волевые качества личности

22. Смелость

  • Всегда вступает в борьбу, даже если противник сильнее его самого.

  • В большинстве случаев вступает в борьбу, даже если противник сильнее его самого.

  • Не всегда может заставить себя вступить в борьбу с противником сильнее его самого.

  • В большинстве случаев отступает перед силой.

  • Всегда отступает перед силой, трусит.

23. Решительность

  • Всегда самостоятельно, без колебаний принимает ответственное решение.

  • В большинстве случаев без колебаний принимает ответственное решение.

  • Иногда колеблется перед ответственным решением.

  • Редко решается принять какое-либо ответственное решение.

  • Не в состоянии самостоятельно принять какое-либо ответственное решение.





24. Настойчивость

  • Всегда добивается выполнения намеченного, даже если требуются длительные усилия,

не отступает перед трудностями.

  • Как правило, старается выполнить намеченное, даже если при этом встречаются трудности.

Противоположные случаи редки.

  • Доводит до конца задуманное, лишь, если трудности его выполнения незначительны

или требуют кратковременных усилий.

  • Очень редко доводит до конца задуманное, даже если сталкивается с незначительными трудностями.

  • Столкнувшись с трудностями, сразу же отказывается от попыток выполнить намеченное.


25. Самообладание

  • Всегда умеет подавить нежелательные эмоциональные проявления.

  • Как правило, умеет справиться со своими эмоциями. Случаи противоположного характера единичны.

  • Порой не умеет справиться со своими эмоциями.

  • Часто не может подавить нежелательные эмоции.

  • Плохо владеет своими чувствами, легко впадает в состояние растерянности, подавленности и прочее.


2.6. Положение ребенка в школ е


26. Авторитет в классе

  • Пользуется безусловным авторитетом практически среди всех одноклассников: его уважают, считаются с его мнением, доверяют ответственные дела.

  • Пользуется авторитетом среди большинства одноклассников.

  • Пользуется авторитетом только у части одноклассников, у какой-то группировки, только среди мальчиков, или среди девочек и т.п.

  • В классе авторитетом не пользуется.

27. Симпатия

  • Является любимцем класса, ему прощаются отдельные недостатки.

  • В классе ребята относятся к нему с симпатией.

  • Пользуется симпатией только у части одноклассников.

  • Пользуется симпатией у отдельных ребят.

  • В классе его не любят.

28. Авторитет во внешкольных объединениях

  • Является безоговорочно признанным авторитетом в каком-либо внешкольном объединении (спортивная .школа, музыкальная школа, клуб, дворовая компания и т.п.).

  • Пользуется авторитетом у большинства ребят какого-либо внешкольного объединения (спорт.школа, муз.школа, клуб, дворовая компания и т.п. ).

  • Пользуется авторитетом у отдельных членов внешкольных объединений.

  • Является членом какого-либо внешкольного объединения, но авторитетом там не пользуется

(спорт.школа, клуб, и т.п.).

  • Не является членом никакого внешкольного объединения.


Раздел 3. Особенности психических проиессов и эмоциональность


29.Внимание

  • Всегда легко и быстро сосредотачивает свое внимание на объяснении учителя. Никогда не отвлекается на уроке, ошибок по невнимательности на уроке не делает.

  • Достаточно внимательно слушает объяснение учителя, отвлекается редко, иногда встречаются ошибки из-за невнимательности.

  • Не всегда внимательно слушает объяснение учителя. Периодически отвлекается, часто делает ошибки из-за невнимательности, но при проверке исправляет их.

  • Слушает достаточно внимательно только в том случае, когда ему интересно. Часто отвлекается. Постоянно делает ошибки из-за невнимательности, при проверке не всегда исправляет их.

  • Как правило, медленно и с трудом сосредоточивает свое внимание на уроке, мало что усваивает из объяснений учителя из-за постоянных отвлечений. Делает много ошибок по невнимательности и не замечает их при проверке.



30. П а м я т ь

  • При заучивании всегда разбирается в структуре и смысле материала. Но и материал, требующий механического заучивания, запоминается им легко.

  • При заучивании может запомнить лишь то, в чем предварительно разобрался, понял. Материал, требующий механического заучивания, дается с трудом.

  • Материал, требующий механического заучивания, усваивается очень легко, достаточно 1-2 раза посмотреть его.

  • Имеет привычку не разбираться в структуре и смысле заучиваемого материала.

  • При заучивании долго разбирается в материале. При изложении делает ошибки по форме, но смысл излагает точно.

  • Для запоминания материала многократно механически повторяет его, без разбора и осмысления, делает смысловые ошибки.

31.Мышление

  • Быстро схватывает суть материала, всегда в числе первых решает задачи, часто предлагает собственные оригинальные решения.

  • Достаточно быстро понимает материал, быстрее многих решает задачи, иногда предлагает собственные оригинальные способы решения.

  • Удовлетворительно понимает материал после объяснения учителя, решает задачи в среднем темпе,

обычно собственных оригинальных решений не предлагает.

  • В числе последних улавливает суть объяснений преподавателя, отличается медлительным темпом

обдумывания и решения задач.

  • Понимает материал только после дополнительных занятий, крайне медленно решает задачи, при решении задач слепо использует известные «шаблоны».

32. Э м о ц и о н а л ь н а я р е а к т и в н о с т ь

  • Всегда эмоционально живо реагирует на любые жизненные явления, его может глубоко, до слез

взволновать рассказ, фильм.

  • Обычно эмоционально живо реагирует на жизненные явления, но редко, что его может взволновать глубоко.

  • Редко проявляет живую эмоциональную реакцию на события.

  • Живая эмоциональная реакция практически отсутствует.

33.Общий эмоциональный тонус

  • Постоянно оживлен, очень активен во всех сферах школьной жизни, во все вмешивается, берется за все дела.

  • Оживлен, в меру активен во всех сферах школьной жизни.

  • Оживлен, активен только в некоторых сферах школьной жизни.

  • По сравнению с товарищами менее активен и оживлен.

  • Практически всегда вял, апатичен во всех сферах школьной жизни, несмотря на то что здоров.

34.Эмоциональная уравновешенность

  • Всегда спокоен, у него не бывает сильных эмоциональных вспышек.

  • Обычно спокоен, эмоциональные вспышки очень редки.

  • Эмоционально уравновешен.

  • Повышенная эмоциональная возбудимость, склонен к бурным эмоциональным проявлениям

  • Вспыльчив: часты сильные эмоциональные вспышки по незначительному по незначительному поводу.


Примечание: задача данной карты – схемы – помочь учителю, классному руководителю, наиболее точно и наглядно представить себе индивидуальные особенности ученика, чтобы в конечном счете выявить у каждого ребенка те положительные моменты, с опорой на которые должен строиться воспитательный процесс.

Заполнение данной карты-схемы в основном строится по принципу «нужное подчеркнуть», то есть в каждом из пунктов, содержащих шкалу возможных проявлений того или иного качества, учителю необходимо выбрать присущую ученику степень выраженности этого качества. Возможно составление характеристики по данной схеме родителями или самим учеником. В этом случае в шаблоне по линейке подчеркивают нужное цветными линиями. Например: ученик подчеркивает синим цветом, родители – зеленым, учитель – красным.

6



Скачать

© 2021 159 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!