СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Карта урока "Искусство Гжели" - 5 класс, ФГОС

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Карта урока "Искусство Гжели", по программе Неменского Н.Б., для 5 класса, сотавлена в соответствии с требованиями ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Карта урока "Искусство Гжели" - 5 класс, ФГОС»



Тема: Искусство Гжели


Деятельность учителя


Деятельность обучающихся (УУД)

познавательные

коммуникативные

регулятивные

Осуществляемые действия

Формируемые способы действия

Осуществляемые действия

Формируемые способы действия

Осуществляемые действия

Формируемые способы действия

1

2

3

4

5

6

7

Организационный этап. Подведение к цели урока.

Задача: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

В кабинете оформлена выставка изделий из гжельской керамики и работ выполненных обучающимися прошлых лет. В кабинете звучит музыка

  • Цели и задачи:

– Познакомить обучающихся с Гжельской керамикой, разнообразием посудных форм, особенностью росписи.

-Создать условия для формирования нравственно-эстетического отношения к истории и культуре своей Родины. Способствовать эстетическому воспитанию школьников, осознанию связи изучаемых тем для понимания и формирования окружающего пространства мира.

-Развивать творческое мышление, активность, эмоциональное восприятие.


Здравствуйте ребята и уважаемые гости! Сегодня продолжаем изучение народных промыслов России. На предыдущих уроках мы узнали и научились росписям игрушек. Каких?

Дымковская, Каргопольская и Филимоновская игрушки.

Учитель: Назовите отличия в росписи этих игрушек.

. Филимоновская игрушка немного вытянутая, стройная. Используются малиновые, жёлтые, зелёные цвета.

  • Каргопольская – формы неуклюжие, сказочные. Узоры состоят из кругов, крестов и точек.

  • Дымковская игрушка особенная: много оборок, косичек, жгутиков.

  • Роспись состоит из кругов, точек и пятен различного цвета.

Учитель: Молодцы! Продолжим изучение ещё одного промысла, с которым вы познакомились в начальной школе. Что же это за промысел?

Чудо с синими цветами,

Голубыми лепестками,

Синими цветочками,

Нежными виточками.

На белом фарфоре,

Как на заснеженном поле,

Из-под белого снежочка

Растут синие цветочки.

Неужели, неужели,

Мы узнаем все о – Гжели.

Кто же вспомнит, что такое Гжель?

Сообщения обучающихся.

Организованное самоуправление

Осознанное и произвольное построение высказывания, создание мысленного и зрительного образа будущего декора на примерах фольклорных и исторических мотивов и символов.

Взаимодействие с учителем и друг с другом

Планирование учебного сотрудничества

Осуществление мотивационной установки на предстоящую работу

Волевая

саморегуляция

Этап “Постановка цели и задач урока». Освоение нового материала.

Задача: познакомиться с традиционными видами росписи, технологии и материалами.

Цели и задачи:

для учителя – научить учеников особенностям росписи точек и прямых линий, бордюров, капелек и цветов

Учитель: Центр Гжели собрал вокруг себя 3 десятка деревень. Гжель, от слова «жечь». В мире существует несколько видов похожей синей росписи. Это в Германии и Голландии. Но русская гжель узнаётся сразу, по неповторимой форме, народному орнаменту.

Сама глиняная посуда называется – керамика, если покрыта глазурью (жидким стеклом) – майолика.

Посуда из белой глины называется фаянс, а из особенной белой глины – фарфор.

Мастера для росписи используют краску, которая называется кобальт (чёрный), а при обжиге и покрытии глазурью приобретает голубой или синий цвета, в зависимости от толщины слоя краски)

Учитель: Какая характерная особенность росписи гжели?

*Использование красок 2 видов: белой и синей, а также их оттенков.

(На подставке прикреплён лист ватмана, на котором учитель показывает приёмы рисования, а ребята повторяют)

Учитель: Представим, что мы в мастерской гжельской росписи. Мастера росписи применяют необычный мазок «мазок на одну сторону». Он представляет особую трудность и требует определённых навыков. Попробуем работать используя их технику рисования. Сначала простые приёмы, а затем усложним.

  1. Точки и прямые линии.

  2. Бордюры

  1. «Капелька»


4. «Цветочек»


Физкультминутка

Знакомятся с традиционными видами росписи, материалами и технологиями гжельского народного промысла.
























Научатся выполнять эскизы и простейшие композиции, кистевые упражнения


















Взаимодействуют друг с другом





Понимание расположения узора в ряд, в шахматном порядке, в клетках между линиями, точек










Выполняют последовательно необходимые операции разработанного алгоритма узора.

Осуществляют взаимоконтроль, применяют и сохраняют учебную цель и задачу, умеют слушать и высказываться.

Этап «Актуализация знаний». Упражнения на закрепление изученного материала.

Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», выявление затруднений в индивидуальной практической деятельности каждого учащегося.

Цели и задачи:

для учителя – закрепить навыки основных приёмов росписи, применяемых в традициях промысла гжель.

для учащихся – выполнение упражнений на закрепление навыков основных приёмов росписи, применяемых в традициях промысла гжель.

Каждому обучающему даётся карточка «Распиши блюдо»

Учатся основным приемам кистевого мазкового письма на плоскости

Умение использовать в гжельской росписи традиционные мотивы и символические элементы.

Озвучивают и демонстрируют последовательность выполнения упражнений:

а) с опорой на рисунки и наглядные оригинальные изделия;

б) с опорой на схемы – демонстрация выполненных премов и упражнений

Построение монологических высказываний, умение строить в коммуникации понятные для партнеров способы действия, определять что он видит и понимает, а что нет.

Самоконтроль и взаимоконтроль выполнения задания и упражнения в парах


Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, обнаруживать и исправлять отклонения от эталона, вносить коррективыи исправлять ошибки.

Этап «Первичная проверка понимания».

Задача: проверить усвоение новых понятий, способов оформления изделия

Учитель: Ответьте на вопросы.

  • Этот цвет используется в гжельской росписи. (голубой)

  • Как называют глиняные изделия, обожжённые в печи? (керамика)

  • Именно они преобладают в росписи посуды. (цветы)

Какого цвета гжельская керамика? (белого)

  • Как называют самую тонкую керамику? (фарфор)

  • Какие техники гжельской росписи сегодня узнали?

ами

Обучающиеся в подгруппах выбирают необходимые узоры, комментируют и демонстрируют выбранный вариант.

Умение использовать выбранные варианты декора для конкретной формы, достраивать « в уме» фрагменты до целой композиции.

Организуют самоуправление , озвучивают и мотивационно комментируют вариант ответа.


Развивают принципы коллективного творчества и сотрудничества по конкретной теме.

Самоконтроль и саморегуляция теоретической деятельности для определения верного и оптимального решения поставленной задачи.



Принимают и сохраняют поставленную учебную задачу

Этап «Первичное закрепление умений». Постановка художественной задачи.

Задача: выбор орнамента

  • Учитель. – Ребята! А сейчас выберите себе набросок цветка и постарайтесь его расписать в технике гжельских мастеров. (Приложение 2)







Выбирают орнамент и цветовые решения для росписи цветка, осуществляют анализ объектов народного художественного творчества с выделением конкретных мест для выполнения декора.

Осознанно и произвольно, обосновывая свои действия, наносят предварительные эскизы.

В парах кооперируют свои усилия по решению учебной задачи, сообщают свои действия и решения, эскизы и наброски

Строят высказывания, понятные партнеру. Рефлексия своих действий (полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий). Понимают на слух советы и ответы обучающихся

Осуществляют взаимоконтроль процесса выполнения задания, правильности построения узора в эскизах, набросках и предварительных рисунках по форме объекта.

Принимают и сохраняют поставленную учителем цель и задачу на данном конкретном этапе, умеют обнаружить и устранить отклонения от эталона оригинального образца гжельской росписи

Этап «Применение освоенного в практической деятельности»

Задача: практическое выполнение задания, самостоятельная творческая работа учащихся.

Помощь учащимся, практическое сотворчество, комментирование, показ удачных и ошибочных моментов и способах их устранения;



Учитель проводит коррекционно-индивидуальную работу, контролирует и направляет процесс деятельности обучающихся, демонстрирует у дачные и ошибочные варианты ученических работ, проговаривает способы устранения недочетов в работе.



Анализируют оригинальные произведения Мастера с целью выполнения практической задачи – росписи по форме, участвуют в обсуждении продуктивной деятельности.

Используют в практической росписи элементы и символы Дымковской народной игрушки, выполняют творческие композиции и импровизации на тему традиционного кистевого письма с использованием приемов и технологий в росписи кистевым мазком.

Эксперты в группах кооперируют усилия по решению учебной задачи, озвучивают и демонстрируют удачные результаты практической деятельности в своих «командах», комментируют их.

Рефлексия своих действий, сравнительный визуальный анализ продуктивного творчества с комментированием своих действий в подгруппах.

Осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль хода и результата выполненных практических действий в конечном и поэтапном продуктивном творчестве : от первичного подмалевка – до полного «разживочного» кистевого письма по объемной форме.

Вносят необходимые коррективы по ходу практической деятельности, после обсуждения и согласования в подгруппах выполняют импровизации – композиции с сохранением общей учебной цели и задачи и сохранением символики цвета и элементов росписи.

Этап «Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении»

Задача: поисковая работа в визуальном сравнении различных народных художественных промыслов.

Учащимся предлагается найти различие и общность в других народных промыслах игрушек: Каргопольская глиняная, Филимоновская глиняная, Дымковская

глиняная, Гжельская.

Этап «Рефлексия (подведение итогов занятия). Оценка результатов.

Задача: включение учащихся в деятельность на аналитическом уровне.

Выставка работ

Цели и задачи:

Обобщение темы урока, подведение итогов урока ,организация и комментирование детских работ, фронтальная оценка деятельности обучающихся.

Молодцы, славно потрудились. Проявили отличные навыки и знания. Замечательные из вас получились мастера гжельской росписи.

Вы славно и творчески поработали на уроке, и каждому за работу ставлю высший бал. На этом наш урок закончен.


Все еще раз подтвердили девиз : «Кто создал хоть однажды красивую вещь, будет стараться сделать и другую»

Спасибо всем за творческий труд. (Кому интересно, можно предложить посмотреть дома фильмы о «Гжели»

Анализ дельты «УМЕЮ – НЕ УМЕЛ», комментирование и самоанализ выполненной работы, чему я сегодня научился и какую себе бы я поставил оценку

Осознанно и произвольно обосновыва-ют качество продуктивной деятельности в парах

Взаимодействуют с друг с другом и с учителем во фронтальном режиме, озвучивают индивидуальные оценки.

Уметь строить в коммуникации оценочные суждения на основе предложен ного алгоритма оценки работ и сравнительных характеристик с оригинальном

Осуществляют самооценку и взаимооценку в парах, контролируют правильность и полноту выполненных практических заданий, определяют аргументированно оценки.

Умеют находить отклонения от эталона и планируют в дальнейших практичес-ких работах корректи -ровку и недопущения повторения подобных ошибок.