Деятельность учителя | Деятельность обучающихся (УУД) |
познавательные | коммуникативные | регулятивные |
Осуществляемые действия | Формируемые способы действия | Осуществляемые действия | Формируемые способы действия | Осуществляемые действия | Формируемые способы действия |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Организационный этап. Подведение к цели урока. Задача: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. |
В кабинете оформлена выставка изделий из гжельской керамики и работ выполненных обучающимися прошлых лет. В кабинете звучит музыка – Познакомить обучающихся с Гжельской керамикой, разнообразием посудных форм, особенностью росписи. -Создать условия для формирования нравственно-эстетического отношения к истории и культуре своей Родины. Способствовать эстетическому воспитанию школьников, осознанию связи изучаемых тем для понимания и формирования окружающего пространства мира. -Развивать творческое мышление, активность, эмоциональное восприятие. Здравствуйте ребята и уважаемые гости! Сегодня продолжаем изучение народных промыслов России. На предыдущих уроках мы узнали и научились росписям игрушек. Каких? Дымковская, Каргопольская и Филимоновская игрушки. Учитель: Назовите отличия в росписи этих игрушек. . Филимоновская игрушка немного вытянутая, стройная. Используются малиновые, жёлтые, зелёные цвета. Каргопольская – формы неуклюжие, сказочные. Узоры состоят из кругов, крестов и точек. Дымковская игрушка особенная: много оборок, косичек, жгутиков. Роспись состоит из кругов, точек и пятен различного цвета. Учитель: Молодцы! Продолжим изучение ещё одного промысла, с которым вы познакомились в начальной школе. Что же это за промысел? Чудо с синими цветами, Голубыми лепестками, Синими цветочками, Нежными виточками. На белом фарфоре, Как на заснеженном поле, Из-под белого снежочка Растут синие цветочки. Неужели, неужели, Мы узнаем все о – Гжели. Кто же вспомнит, что такое Гжель? Сообщения обучающихся. | Организованное самоуправление | Осознанное и произвольное построение высказывания, создание мысленного и зрительного образа будущего декора на примерах фольклорных и исторических мотивов и символов. | Взаимодействие с учителем и друг с другом | Планирование учебного сотрудничества | Осуществление мотивационной установки на предстоящую работу | Волевая саморегуляция |
Этап “Постановка цели и задач урока». Освоение нового материала. Задача: познакомиться с традиционными видами росписи, технологии и материалами. |
Цели и задачи: для учителя – научить учеников особенностям росписи точек и прямых линий, бордюров, капелек и цветов Учитель: Центр Гжели собрал вокруг себя 3 десятка деревень. Гжель, от слова «жечь». В мире существует несколько видов похожей синей росписи. Это в Германии и Голландии. Но русская гжель узнаётся сразу, по неповторимой форме, народному орнаменту. Сама глиняная посуда называется – керамика, если покрыта глазурью (жидким стеклом) – майолика. Посуда из белой глины называется фаянс, а из особенной белой глины – фарфор. Мастера для росписи используют краску, которая называется кобальт (чёрный), а при обжиге и покрытии глазурью приобретает голубой или синий цвета, в зависимости от толщины слоя краски) Учитель: Какая характерная особенность росписи гжели? *Использование красок 2 видов: белой и синей, а также их оттенков. (На подставке прикреплён лист ватмана, на котором учитель показывает приёмы рисования, а ребята повторяют) Учитель: Представим, что мы в мастерской гжельской росписи. Мастера росписи применяют необычный мазок «мазок на одну сторону». Он представляет особую трудность и требует определённых навыков. Попробуем работать используя их технику рисования. Сначала простые приёмы, а затем усложним. Точки и прямые линии. -
 Бордюры  «Капелька»    4. «Цветочек»  Физкультминутка | Знакомятся с традиционными видами росписи, материалами и технологиями гжельского народного промысла.       | Научатся выполнять эскизы и простейшие композиции, кистевые упражнения      | Взаимодействуют друг с другом | Понимание расположения узора в ряд, в шахматном порядке, в клетках между линиями, точек  | Выполняют последовательно необходимые операции разработанного алгоритма узора. | Осуществляют взаимоконтроль, применяют и сохраняют учебную цель и задачу, умеют слушать и высказываться. |
Этап «Актуализация знаний». Упражнения на закрепление изученного материала. Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», выявление затруднений в индивидуальной практической деятельности каждого учащегося. |
Цели и задачи: для учителя – закрепить навыки основных приёмов росписи, применяемых в традициях промысла гжель. для учащихся – выполнение упражнений на закрепление навыков основных приёмов росписи, применяемых в традициях промысла гжель. Каждому обучающему даётся карточка «Распиши блюдо»  | Учатся основным приемам кистевого мазкового письма на плоскости | Умение использовать в гжельской росписи традиционные мотивы и символические элементы. | Озвучивают и демонстрируют последовательность выполнения упражнений: а) с опорой на рисунки и наглядные оригинальные изделия; б) с опорой на схемы – демонстрация выполненных премов и упражнений | Построение монологических высказываний, умение строить в коммуникации понятные для партнеров способы действия, определять что он видит и понимает, а что нет. | Самоконтроль и взаимоконтроль выполнения задания и упражнения в парах | Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, обнаруживать и исправлять отклонения от эталона, вносить коррективыи исправлять ошибки. |
Этап «Первичная проверка понимания». Задача: проверить усвоение новых понятий, способов оформления изделия |
Учитель: Ответьте на вопросы. Этот цвет используется в гжельской росписи. (голубой) Как называют глиняные изделия, обожжённые в печи? (керамика) Именно они преобладают в росписи посуды. (цветы) Какого цвета гжельская керамика? (белого) ами | Обучающиеся в подгруппах выбирают необходимые узоры, комментируют и демонстрируют выбранный вариант. | Умение использовать выбранные варианты декора для конкретной формы, достраивать « в уме» фрагменты до целой композиции. | Организуют самоуправление , озвучивают и мотивационно комментируют вариант ответа. | Развивают принципы коллективного творчества и сотрудничества по конкретной теме. | Самоконтроль и саморегуляция теоретической деятельности для определения верного и оптимального решения поставленной задачи. | Принимают и сохраняют поставленную учебную задачу |
Этап «Первичное закрепление умений». Постановка художественной задачи. Задача: выбор орнамента |
| Выбирают орнамент и цветовые решения для росписи цветка, осуществляют анализ объектов народного художественного творчества с выделением конкретных мест для выполнения декора. | Осознанно и произвольно, обосновывая свои действия, наносят предварительные эскизы. | В парах кооперируют свои усилия по решению учебной задачи, сообщают свои действия и решения, эскизы и наброски | Строят высказывания, понятные партнеру. Рефлексия своих действий (полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий). Понимают на слух советы и ответы обучающихся | Осуществляют взаимоконтроль процесса выполнения задания, правильности построения узора в эскизах, набросках и предварительных рисунках по форме объекта. | Принимают и сохраняют поставленную учителем цель и задачу на данном конкретном этапе, умеют обнаружить и устранить отклонения от эталона оригинального образца гжельской росписи |
Этап «Применение освоенного в практической деятельности» Задача: практическое выполнение задания, самостоятельная творческая работа учащихся. |
Помощь учащимся, практическое сотворчество, комментирование, показ удачных и ошибочных моментов и способах их устранения; Учитель проводит коррекционно-индивидуальную работу, контролирует и направляет процесс деятельности обучающихся, демонстрирует у дачные и ошибочные варианты ученических работ, проговаривает способы устранения недочетов в работе. | Анализируют оригинальные произведения Мастера с целью выполнения практической задачи – росписи по форме, участвуют в обсуждении продуктивной деятельности. | Используют в практической росписи элементы и символы Дымковской народной игрушки, выполняют творческие композиции и импровизации на тему традиционного кистевого письма с использованием приемов и технологий в росписи кистевым мазком. | Эксперты в группах кооперируют усилия по решению учебной задачи, озвучивают и демонстрируют удачные результаты практической деятельности в своих «командах», комментируют их. | Рефлексия своих действий, сравнительный визуальный анализ продуктивного творчества с комментированием своих действий в подгруппах. | Осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль хода и результата выполненных практических действий в конечном и поэтапном продуктивном творчестве : от первичного подмалевка – до полного «разживочного» кистевого письма по объемной форме. | Вносят необходимые коррективы по ходу практической деятельности, после обсуждения и согласования в подгруппах выполняют импровизации – композиции с сохранением общей учебной цели и задачи и сохранением символики цвета и элементов росписи. |
Этап «Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении» Задача: поисковая работа в визуальном сравнении различных народных художественных промыслов. Учащимся предлагается найти различие и общность в других народных промыслах игрушек: Каргопольская глиняная, Филимоновская глиняная, Дымковская глиняная, Гжельская. |
Этап «Рефлексия (подведение итогов занятия). Оценка результатов. Задача: включение учащихся в деятельность на аналитическом уровне. |
Выставка работ Цели и задачи: Обобщение темы урока, подведение итогов урока ,организация и комментирование детских работ, фронтальная оценка деятельности обучающихся. Молодцы, славно потрудились. Проявили отличные навыки и знания. Замечательные из вас получились мастера гжельской росписи. Вы славно и творчески поработали на уроке, и каждому за работу ставлю высший бал. На этом наш урок закончен. Все еще раз подтвердили девиз : «Кто создал хоть однажды красивую вещь, будет стараться сделать и другую» Спасибо всем за творческий труд. (Кому интересно, можно предложить посмотреть дома фильмы о «Гжели» | Анализ дельты «УМЕЮ – НЕ УМЕЛ», комментирование и самоанализ выполненной работы, чему я сегодня научился и какую себе бы я поставил оценку | Осознанно и произвольно обосновыва-ют качество продуктивной деятельности в парах | Взаимодействуют с друг с другом и с учителем во фронтальном режиме, озвучивают индивидуальные оценки. | Уметь строить в коммуникации оценочные суждения на основе предложен ного алгоритма оценки работ и сравнительных характеристик с оригинальном | Осуществляют самооценку и взаимооценку в парах, контролируют правильность и полноту выполненных практических заданий, определяют аргументированно оценки. | Умеют находить отклонения от эталона и планируют в дальнейших практичес-ких работах корректи -ровку и недопущения повторения подобных ошибок. |