СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Карта урока русского языка "Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Комбинированный  урок с различными видами деятельности для обучающихся, позволяющий закрепить полученные ранее знания и открыть новую информацию.

Просмотр содержимого документа
«Карта урока русского языка "Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте".»

Технологическая карта урока в 7 классе «Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте»

Предмет

Русский язык

Класс

7

Базовый учебник

Русский язык: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений [М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; науч. редакция Н.М.Шанский]. – М: Просвещение, 2020. – 223 с.

Тема урока

Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте.

Тип урока

Комбинированный

Цели урока

Дать понятие о деепричастном обороте; показать необходимость выделения деепричастных оборотов и деепричастий в предложениях запятыми; закреплять знания о морфологии деепричастия.

Задачи урока

Образовательные: повторить и систематизировать знания учащихся по теме урока, научиться обособлять деепричастный оборот, научиться правильно строить предложения с деепричастиями и деепричастными оборотами.

Развивающие: развивать навыки комплексной работы с текстом, мотивацию к познавательной деятельности, способствовать формированию умений работать в группах.

Воспитательные: формирование умений коллективно сотрудничать при выполнении заданий, воспитание внимания и уважения к художественному слову.

Планируемые результаты

Предметные:

• обобщить, систематизировать и углубить знания учащихся о деепричастии и деепричастном обороте;

• совершенствовать практические умения находить деепричастные обороты и ставить знаки препинания при них;

• совершенствовать навык конструирования предложений с деепричастными оборотами;

• формировать умения графически обозначать изученные орфограммы и деепричастный оборот в тексте.

Метапредметные: содействовать развитию коммуникативной культуры личности, интереса к учению; определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в разной форме; уметь работать индивидуально и в паре, находить общие решения.

Личностные: формировать интерес к русскому языку и родной культуре; воспитывать уважение к художественному слову; формировать активную жизненную позицию.

Технологии

Личностно-ориентированная, информационно-коммуникативная, проблемно-диалогическая, системно-деятельностная.

Формы работы

Коллективная, парная, фронтальная

Виды деятельности учителя

Организует, направляет, контролирует, диагностирует.

Виды деятельности учащихся

Разграничивают языковые явления, находят основание для классификации, отвечают на вопросы, исправляют орфографические ошибки, заполняют таблицы

Технологическая карта урока – практикума по русскому языку

«Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте»

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Организационный момент

Мотивация к учебной деятельности:

  • мотивировать учащих­ся к учебной деятель­но­сти посредством соз­дания эмо­­циональной обстано­в­ки;

  • осознанное вхождение учащегося в простран­ство учебной деятель­но­сти, со­з­дание предпо­­сы­лок для эмоциона­ль­но комфо­рт­ной обста­новки на уро­ке.

Приветствие учащихся. Проверка готовности к уро­ку. Психологический настрой.

- Здравствуйте, ребята! Садитесь.

- В тетрадях записываем число, классная работа.

- Ребята! Давайте вспомним, какую часть речи мы с вами начали изучать?

- Правильно, деепричастие. Сегодня я предлагаю вам познакомиться с необычным стихотворением английского поэта Роберта Саути «Лодорский водопад». Я взяла для урока это стихотворение в переводе русского поэта В.А. Жуковского. А вот в чем необычность этого стихотворения, вы скажете после его прослушивания. (Прослушивание аудиозаписи стихотворения)

- Кипя,

Шипя,

Журча,

Ворча,

Струясь,

Крутясь,

Сливаясь,

Вздымаясь,

Вздуваясь,

Мелькая, шурша,

Резвясь и спеша,

Скользя и обнимаясь,

Делясь и встречаясь,

Лаская, бунтуя, летя,

Играя, дробясь, шелестя,

Блистая, взлетая, шатаясь,

Сплетаясь, звеня, клокоча,

Морщинясь, волнуясь, катаясь,

Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,

Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,

Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая,

Катаясь, извиваясь, стремясь, вырастая,

Вперед и вперед убегая в свободном задоре -

Так падают бурные волны в сверкающем, быстром Лодоре! (Слайд №2)

- Итак, в чем же необычность этого стихотворения?


- Правильно. Стихотворение состоит из одного предложения. В нём много деепричастий. Можете сосчитать, сколько в стихотворении встретилось деепричастий?

- Действительно 49 деепричастий!

Приветствуют учителя, друг друга..

Записывают число, классная работа.


- Деепричастие.


































- Стихотворение состоит из одного предложения. В нём много деепричастий.



- 49.


Действие смыслообра­зо­ва­ния, формирование чувства уверен­ности в своих силах; развитие учебно-по­знава­тель­ного инте­ре­са к рус­ско­му языку и литературе (Л).

Планирование учебного со­труд­­ничества с учи­те­лем и сверст­ни­­ками (Р).


2. Проверка домашнего задания. Актуализация знаний. Фронтальный опрос

- Давайте вспомним определение понятия «деепричастие».

- Какие глагольные признаки имеет деепричастие?

- Назовите наречные признаки деепричастия.

- Какова синтаксическая роль деепричастия?

- На примере стихотворения «Лодорский водопад» выявите роль деепричастий в художественном тексте?


Вы правы. Деепричастия дают разнообразные характеристики действию. Действия характеризуются с разных сторон: по цвету, звуку, движению. Картина водопада становится зримой, образной, озвученной.

Ребята дают развернутые ответы, дополняют ответы друг друга.



- Деепричастия помогают красочно описывать действия.


Умение отвечать на вопросы, формирование умения слу­шать и слышать друг друга (К).


3. Определение темы урока. Целеполагание.


Это стихотворение я дала вам не случайно. Теперь еще раз посмотрите на текст и подумайте, какой теме будет посвящен наш урок русского языка. (Ответы детей)

Правильно.

Мы продолжим изучать деепричастие как часть речи. Познакомимся с новой для вас синтаксической единицей – деепричастным оборотом. Рассмотрим правила постановки знаков препинания в предложениях с деепричастным оборотом.

Попробуйте сформулировать цель урока? (ответы детей)

- Да, согласна. Наша цель – научиться правильно ставить знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом, а еще мы будем учиться грамматически правильно строить предложения с деепричастными оборотами.



- Теме «Деепричастие»

- Постановка знаков препинания в предложениях с деепричастиями.




Цель – научиться правильно ставить знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом.

Целеполагание: формиро­ва­ние умения определять и фор­­­мули­ровать цели и зада­чи уро­ка без помощи учителя;

постановка учебной задачи, на основе соот­не­сения то­го, что уже изве­стно и усвое­но, и того, что еще неизве­стно (Р).

4. Изучение нового материала на примере анализа предложений.


- Ребята, мы не так давно с вами изучали причастие и причастный оборот? Дайте определение понятию «причастный оборот».


- Можем мы по аналогии дать определение понятию «деепричастный оборот».

- Действительно, деепричастный оборот – это деепричастие с зависимыми словами

-- Обратимся к рабочему листу. Задание №1 (Приложение №1) (Слайд №3)

Проследите, как на письме выделяются деепричастия и деепричастные обороты. Попробуйте сформулировать правила постановки знаков препинания в предложениях с деепричастиями и деепричастными оборотами. Учтите, что знаки препинания в предложениях расставлены правильно.

1. Белка беспечно скачет с сучка на сучок, распустив свой пушистый хвост.

2. Тёмная летняя заря, вздрагивая, потухала далеко впереди.

3. Весь день мы работали не покладая рук.

4. На тебя смотрю я не дыша.

Проверка задания. (Слайд №4) Комментирование.


- Причастный оборот – это причастие с зависимыми словами.

- Деепричастный оборот – это деепричастие с зависимыми словами.










- Деепричастный оборот выделяется запятыми.

- Одиночные деепричастия выделяются запятыми.

- Деепричастные обороты, входящие в состав фразеологизмов, не выделяются запятыми.

- Иногда деепричастия не выделяются запятыми.

При­­нятие по­знава­тель­ной це­ли и со­хра­нение ее при вы­пол­нении учеб­ных дейст­вий (П).

Анализ предложений. Сравнение синтаксических конструкций: причастного оборота и деепричастного.


5. Изучение нового материала (работа с учебником)

Теперь давайте обратимся к правилу, регулирующему постановку знаков препинания в предложениях с деепричастиями и деепричастными оборотами, данному в нашем учебнике.

Чтение правила в учебнике.

Правильно ли мы с вами на основе анализа предложений сформулировали правила?

- Да, наши предварительно сформулированные гипотезы-правила оказались верными. Они практически совпали с правилом, данным в учебнике.






Учащиеся участвуют в беседе с учителем.



Формирование на­выков анали­за и сопостав­ления (анализ объек­тов с выделением су­ще­­ствен­ных и несущест­вен­ных при­зна­ков) (П).


6. Закрепление изучаемого материала

Письменное выполнение упр. 187, работа в парах.

Устная проверка вслух.






Работа в рабочем листе задание №2. (Приложение №1)(Слайд №6)

Текст задания. Учительница принесла сочинения и стала рассказывать, кто как написал. Когда она дошла до сочинения Олега, то прочитала такую фразу: «Сидя у окна, в комнату влетел воробей». Все засмеялись, а Олег растерянно смотрел то на учительницу, то на ребят ... Он не понимал, почему они смеются.

- Почему засмеялись ребята? (Ответы детей)




- В чём заключается «коварство» деепричастного оборота?.. (При построении предложений нужно помнить, что деепричастие обозначает добавочное действие, которое выполняет подлежащее).

- Можем ли мы себя проверить, правильно ли составлено предложение с деепричастным оборотом? Что для этого надо сделать?

Пояснение учителя. Нужно обязательно найти подлежащее и определить, выполняет ли оно действие, обозначенное деепричастием. Если – да, значит предложение составлено правильно. В противном случае в предложении допущена грамматическая ошибка.

- Попробуем фразу «Сидя у окна, в комнату влетел воробей» сказать по-другому.

Сидя у окна, я увидел влетающего в комнату воробья. Запись предложения и графическое обозначение деепричастного оборота с определяемым словом, обозначение подлежащего.

Выполняют упражнение в тетради.














- Олег допустил грамматическую ошибку.

Получается, что воробей влетел в комнату, сидя у окна. Такого быть не может. Кто-то сидел у окна, когда влетел воробей.

- Нужно правильно строить предложения с деепричастиями.













- Когда я сидел у окна, в комнату влетел воробей. Или

Сидя у окна, я увидел влетающего в комнату воробья.

Организация учебного сотрудничество с учи­телем и сверстниками в ходе ин­диви­ду­аль­ной и груп­повой рабо­ты (ориентировка на пози­цию партнера); уме­ние с дос­та­точ­ной пол­нотой и точ­нос­тью выра­жать свои мы­с­ли в соот­вет­­ст­вии с за­да­­чами и ус­ло­виями комму­ни­ка­ции; построение рече­вого выска­зы­вания в устной фор­­ме (К).

Обогащение эмоционального мира обучающихся, развитие нравственной личности (Л).

6.Отработка изучаемого материала.

Работа в рабочем листе задание №3. (Приложение №1)(Слайд №7,8,9,10). Работа в парах.

Текст задания. Проследите за тем, что или кто выполняет основное и добавочное действие. Подчеркните грамматическую основу, задайте вопрос к деепричастию.

1. Пройдя шагов триста по берегу реки, маленький отряд вступил в лес.

2. Повернувшись лицом к океану, он искал взглядом следы крушения.

3. Юноша следовал за ним, пристально оглядывая берег реки.

Учащиеся выполняют задание в парах. Проверка.

Формулирование и аргументи­рование своего мнения и пози­ции в коммуникации, стремле­ние к координации различных позиций в сотрудничестве (К).

Формирование умений приме­нять ме­тоды информа­ци­онно­го поиска, уметь рабо­тать с ра­з­ными ис­точниками информа­ции, нахо­дить ее, ана­ли­зиро­вать, испо­льзо­вать в са­мо­сто­ятельной дея­те­ль­но­сти (П).

Достаточно полное и точное вы­ражение своих мыслей в со­от­вет­ствии с задачами и усло­виями коммуникации (К).

7. Подведение итогов урока.

Фронтальный опрос:

- Что такое деепричастный оборот?

- В каких случаях обособляется деепричастный оборот?

- Обособляются ли отдельные деепричастия?

- Всегда ли обособляется деепричастный оборот?


И вновь обратимся к стихотворению «Лодорский водопад». Найдите в нем деепричастный оборот, определяемое слово и подлежащее. Докажите, что предложение составлено переводчиком грамматически правильно. (Слайд №11)


Учащиеся дают развернутый ответ, дополнят друг друга, обсуждают.


Деепричастный оборот: «вперед и вперед убегая в свободном задоре». Подлежащее – волны. Определяемое слово – сказуемое падают. Волны могут убегать вперед в свободном задоре. Значит, предложение составлено правильно.


Формулирование собствен­но­го мнения, умение прихо­дить к общему решению в со­вмест­ной деятельности (К).

Обогащение словарного за­па­са, усложнение смысловой функ­ции речи (Л).

Формирование устой­чивой мо­ти­вации к исследо­ва­тель­ской де­я­тель­нос­ти (анали­зу), конструирова­нию (П).

Формирование умений приме­нять знание теоретического ма­териала на практике, умение делать выводы в результате со­вместной работы класса и учи­теля; формирование умения ра­бо­тать с ра­з­ными источни­ка­ми инфор­ма­ции, нахо­дить ее, ана­ли­зиро­вать (П).

8. Рефлексия:

самооценка результатов учебной деятельности.

- Ребята, я хочу узнать, как вы сегодня поработали на уроке. На слайде выведены цели нашей работы, поставленные в начале урока. Расскажите о своей работе на уроке, а также о том, достигли ли мы поставленных целей, используя в своих ответах деепричастный оборот. Можете употребить обороты, указанные на слайде, а можете придумать свои (Слайд №12)

Учитель может выставить оценки обучающимся, проявившим наибольшую активность во время урока.

Каждый оценивает свой вклад в достижение постав­ленных в начале уро­ка це­лей, свою актив­ность. Ребята оценивают себя и высказы­ваются об успехе и неудаче на уроке.


Осуществление самоконтроля по результату и по способу действия; формирование четких и по­сле­довательных действий в про­цес­се работы (Р).

Формирование способности са­мооценки своих действий (Л).

Смыслообразование: формиро­вание адекватной позитивной са­мооценки, самоуважения и само­принятия (Л).

9. Дифференцированное домашнее задание.

П. 29 с. 80 (знать правило постановки знаков препинания в предложениях с деепричастиями и деепричастными оборотами) – для всех.

По выбору:

  1. упр. 186

  2. сочинение-миниатюра «На озере Митькино» (Используя деепричастия из стихотворения «Лодорский водопад», описать озеро Митькино. Объем работы- 8-10 предложений) (Слайд №13)

Дети записывают домашнее задание. Задают вопросы, если что-то непонятно.

Формирование умений планировать деяте­ль­ность при ре­ше­нии проблем творче­с­кого и по­ис­­ко­­вого ха­рактера (Р).

Совершенствование устной и пи­сьменной речи в со­от­вет­ст­вии с грамматичес­ки­ми, синтаксичес­кими нормами языка (К).













Приложение №1

Впишите тему урока __________________________________

Проследите, как на письме выделяются деепричастия и деепричастные обороты

Б елка беспечно скачет с сучка на сучок, распустив свой пушистый хвост.

Тёмная летняя заря, вздрагивая, потухала далеко впереди.

Весь день мы работали не покладая рук.

На тебя смотрю я не дыша.



Прочитайте текст о «коварстве» деепричастного оборота.

Учительница принесла сочинения и стала рассказывать, кто как написал. Когда она дошла до сочинения Олега, то прочитала такую фразу: «Сидя у окна, в комнату влетел воробей». Все засмеялись, а Олег растерянно смотрел то на учительницу, то на ребят ... Он не понимал, почему они смеются.

- Разве ты не чувствуешь неправильности этой фразы?

В чём заключается «коварство» деепричастного оборота? __________________________________

______________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________Исправьте ошибку в предложении из сочинения Олега.

_ ______________________________________________________________________

Проследите за тем, что или кто выполняет основное и добавочное действие. Подчеркните грамматическую основу, задайте вопрос к деепричастию.

1.Пройдя шагов триста по берегу реки, маленький отряд вступил в лес.

2. Повернувшись лицом к океану, он искал взглядом следы крушения.

3.Юноша следовал за ним, пристально оглядывая берег реки.

Обратите внимание на предложения. Сделайте вывод, из чего же состоит деепричастный оборот.

2