Сибайский Центр дистанционного образования
Картина в технике сухого валяния
Выполнила:Атанова Алия, 6 а класс
Проверила:Абубакирова А.Р.
Сибай 2015
ВВЕДЕНИЕ
Валяние шерсти(фелтинг: от англ. felt — войлок, фильцевание, фильц, набивание) — это особая техника рукоделия, в процессе которой из шерсти для валяния создаётся рисунок на ткани или войлоке, объёмные игрушки, панно, декоративные элементы, предметы одежды или аксессуары. Только натуральная шерсть обладает способностью сваливаться или свойлачиваться (образовывать войлок).
Сюжет программы «Новый взгляд» — Шитьём и вязанием уже никого не удивишь, а вот валянием из шерсти – вполне. История возникновения этого необыкновенного вида рукоделия связано с Великим потопом. Помещённые в Ноев Ковчег овцы роняли свою шерсть на пол, а затем вбивали её копытами. Таким образом, был создан первый валяный ковёр. В действительности, техника валяния из шерсти пользовалась популярностью во всех государствах, где были одомашнены овцы и козы. В наше время её возможности существенно расширились.
ГЛАВА ПЕРВАЯ
История валяния
История валяния из шерсти связана, в первую очередь, с кочевниками, которые одомашнили овец. У натуральной шерсти есть способность сваливаться, т.е. образовывать войлок. Никакой другой материал к этому не способен. Это происходит из-за того, что шерстяные волокна имеют верхний чешуйчатый слой. Чешуйки волокна шерсти под воздействием горячей воды и пара могут сцепляться друг с другом. Однакошерсть дикой овцы почти не валяется, так как у нее нет чешуйчатого слоя.
Ученые говорят о том, что валяние из шерсти – самая древняя техникасоздания текстиля. Но, как же человек догадался, что шерсть можно свалять? История валяния связана также с легендой о Великом потопе. В ней рассказывается о том, как в Ноев ковчег были согнаны разные звери, в числе которых были и овцы. Им приходилось находиться в маленьких помещениях, их шерстьпадала прямо на пол, по которому они ходили. Куски шерсти то и дело попадали под копыта животным, а когда Потопу пришёл конец, и овцы были выпущены, поверхность пола оказалась покрытой первым валяным ковром.
Кочевники были первыми людьми, оценившими уникальные свойства войлока. Они делали из шерсти дома, одежду (стельки, бурки и мужские головные уборы), предметы интерьера (ковры, дорожки, подушки), скотоводческое снаряжение (детали седла, чепраки и попоны для коня, большие войлочные сумки для перевозки грузов и др.), утварь (мешки для хранения чая, мелкой посуды и прочих мелких предметов), подстилки для новорожденных телят.
Люди спали на войлоке, одевались в войлочную одежду, коней укрывали войлочной попоной. Войлок оберегал их от злых духов и вражеских стрел, спасал от жары и холода. Они использовали свалянную шерсть даже в кузнечном деле и медицине (при лечении переломов костей) и др.
На Руси войлок появился в эпоху монголо-татарского ига. Гораздо позже, около двухсот лет назад, в России научились валять из шерсти валенки. Но кроме валенок на Руси изготавливалось также сукно, которое было достаточно популярным, войлоки для хозяйственных нужд и валяные шапки.
Мастерство валяния из шерсти передавалось из поколения в поколение. В технике валяния по прошествии многих лет практически ничего не изменилось. Однако в наше время выводят новые породы овец - мериносовые. Они славятся более тонкой и мягкой шерстью, из которой можно получить исключительно нежные изделия.
Сегодня войлоковаляние превратилось в интересную форму художественного самовыражения. Художники по войлоку умудряются даже изобретать новые приемы валяния шерсти. Уже давно в моде войлочные аксессуары и украшения из войлока, одежда, войлочные картины и игрушки. Неожиданными становятся сочетания войлока с керамикой, металлом, стеклом.
Виды валяния
Различают два вида валяния шерсти: сухое и мокрое. При сухом валянии шерсть многократно протыкается специальной иглой до состояния сваливания. Во время этого процесса волокна сцепляются между собой, образуя плотный и однородный материал. Мокрое валяние осуществляется при помощи мыльного или специального раствора. Сначала выкладывается изделие из шерсти, смачивается раствором и при помощи трения производят процесс валяния. Сухое валяние применяется для создания объемных изделий — игрушек, бижутерии, фигурок, авторских кукол, а также нанесения рисунков и узоров на войлок, фетр и предварительно свалянные поделки. Мокрое валяние подходит для изготовления панно, одежды, полотен, одним словом, плоских изделий.
Материалы для валяния
Для сухого и мокрого валяния применяются разные расходные материалы. Для сухого валяния необходимы специальные иглы с засечками. При втыкании такой иглы в шерсть, кусочки волокон зацепляются за засечки и спутываются друг с другом. Для мокрого валяния существуют специальные растворы, но большинство мастеров обходятся обычным или жидким мылом.
Расходные материалы — шерсть мериноса, так называемая гребенная лента. Это основной вид шерсти, используемый для валяния. Шерсть мериноса различается по толщине и мягкости.
Для изготовления изделий из шерсти может так же применяться сливер, синтепон, вата, другая шерсть для набивки. Для декорирования изделий мастера используется шёлк, органза, различные декоративные нити и волокно.
При сухом валянии игрушек могут понадобиться ещё различные материалы для изготовления игрушек: глазки, носики. Они продаются в специализированных магазинах материалов для авторской куклы.
Также существует метод валяния первоначально связанных изделий. Для вязания, как правило, выбирается 100 % шерсть мериноса, не сильно скрученная. Вначале процесса вяжется изделие и затем для того, чтобы изделие свалялось, его стирают в стиральной машине один или два, реже три цикла. Для сохранения формы вязанного изделия целесообразно фиксировать его на форме для стирки.
В последнее время получил распространение — нанофелтинг (англ. nunofelting). Нанофелтинг — это одна из разновидностей мокрого валяния шерсти на шёлке. Таким образом получается новый вид ткани, который впоследствии используется при изготовлении одежды, шарфов и других декоративных украшений.
Разновидности шерсти
Грубая (валеничная) овечья шерсть: светлая и тёмная. Для валяния игрушек и изделий в этническом стиле.
Сливер: расчесанная овечья шерсть, без остевых волосков. Используется как основа для валяния, с последующим наложением шерсти других цветов.
Очес: мелкие волоски с овечьей шерсти. Используется для изготовления фетра, как подложка при изготовлении ковриков, а также для набивки шитых игрушек.
Выбеленка: расчесанная, вытянутая и выбеленная овечья шерсть. Используется как поверхностная для создания светлого фона и для домашнего крашения.
Верблюжка: расчесанная шерсть верблюда. Используется для валяния игрушек и других изделий без использования шерсти-основы.
Полутонкая овечья шерсть: Используется для декора и отделки изделий.
Ангора или мохер: шерсть ангорской козы, с шелковистым блеском. Используется для декора и отделки изделий.
ГЛАВА ВТОРАЯ
Картина из шерсти «Маки»
В настоящее время стало очень модно делать картины, используя такой нетрадиционный материал как шерсть. Для таких картин применяют непряденную шерсть, используя ее в работе, создается живописное полотно, без кисточек, красок, карандашей или воды, методом послойного выкладывания цветной овечьей шерсти.
Мне давно хотелось нарисовать маки, и только используя такой интересный материал, как шерсть я смогла осуществить свою мечту.
Мак хрупок и недолговечен, но нам он нравиться своей нежностью, красотой, несмотря на то, что в природе казалось, есть более роскошные цветы. Многие известные художники рисовали эти замечательные цветы такие как: Ван Гог, Клод Моне, Анри Матисс, Любовь Попова и другие. Поля с маками не запечатлел только ленивый. Без сомнения, одно из главных достоинств мака – его потрясающая красота. Точно сотканный из язычков пламени, этот цветок любим садоводами и флористами. Он - украшение любой клумбы, выразительный, благородный. А дизайнеры интерьеров, разрабатывая проекты в минималистическом стиле или в решении хай-тек, часто включают во флористическую композицию мак.
В разных странах этот цветок является разным символом, так например, в Египте мак служил для женщин символом красоты, молодости и очарования. Сегодня мак ассоциируется с безграничной свободой, «свежим» настроением и бьющим через край оптимизмом.
Хочу предложить вашему вниманию мою самую первую и любимую картину «Маки».
Цель: Изготовление картины из шерсти.
Задачи: Развивать творческие способности выдумку и фантазию, эстетический вкус, способность видеть прекрасное.
Этой картиной можно украсить помещение, а также это отличный подарок.
Технологический этап
Вам потребуется:
Шерсть для валяния (гребенная лента) разных цветов: красного, черного, желтого, разных оттенков зеленого.
Рамка для фотографии 30 х 40;
Пинцет, флизелин или фланель белого цвета, размером как рамка, ножницы .
На картон клеим флизелин или фланель он призван «удерживать» на себе шерстяные волокна. Рабочая поверхность готова.

На подготовленную поверхность выкладываем шерсть. Выкладывание картины начинаем сверху в низ . Из гребенной ленты начинаем вытягивать тонкие шерстяные прядки и распределять их слева направо немного накладывая друг на друга. Можно выкладывать разных оттенков прядки. Получается задний план - небо.

Вытягиваем тонкие прядки голубой и белой шерсти, смешиваем их, формируем пушистые облака.

Продолжая использования приема «вытягивания шерсти» выкладываем на рабочую поверхность траву, смешивая желтую, темно и светло – зеленые прядки шерсти.

Продолжаем рисовать шерстью. Делаем стебельки маков, используем прием скручивание шерсти. Стебельки разной длины.

Выкладываем их на рабочую поверхность все по разному – одни наклонились, другие прямые.

Приступаем к выкладыванию маков. Для этого вытягиваем прядки красной шерсти. Делаем округлую форму лепестка, используя ножницы. Количество лепестков у каждого мака разное, выкладываем маки закрытые и открытые.

Выкладываем маки на рабочую поверхность так, чтобы маки были повернуты по разному: располагались под стебельками. На траву, кладем тонкие темно – зеленые прядки шерсти.

Приступаем к выкладке коробочки мака. Используем прием «выщипывание» шерсти. Он делается так: в одну руку берется гребенная лента, сгибается и пальцами другой руки мы частыми быстрыми движениями щипаем поверхностные волоски ленты. В руках образуется пушистый комочек, который мы и выкладываем на рабочую поверхность.

Используя пинцет выкладываем серединки у маков, применяя прием «выщипывания» шерсти.

Оживим картину.
Используя прием «нарезания» шерсти выкладываем серединку у цветов.

Дополняем маки ромашками. Для этого небольшие прядки шерсти нарезаем и делаем их одни округлой формы другие скрученные. Выкладываем на рабочую поверхность закрытые и открытые ромашки.

Формируем серединку у ромашки, используя прием «выщипывая» шерсти.

Добавляем на цветы прядки желтой и черной шерсти.


Готовую картину нужно поместить в рамку для этого надо наложить оргстекло и зажать зажимами. Совет рукодельницам: не бойтесь ошибиться ведь всегда можно «отмотать» процесс назад. Достаточно убрать часть слоя шерсти или те детали которые не получились.
