СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Картинки с выставки» (О некоторых приемах работы с текстом)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

При организации работы обучающихся с текстом необходимо создать такую атмосферу учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире.  

Просмотр содержимого документа
««Картинки с выставки» (О некоторых приемах работы с текстом)»

«Картинки с выставки»

(О некоторых приемах работы с текстом)


Школьники должны овладеть техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, сформированностью духовной потребности в книге и чтении». Как они к этому могут прийти? Конечно же, с помощью учителя.

При организации работы обучающихся с текстом считаю необходимым создать такую атмосферу учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире.

Как предлагала работать с новым текстом на уроке традиционная методика? Сначала учитель готовит ребёнка к восприятию текста: рассказывает о писателе, тематике его произведений, затем объясняет значение непонятных (с его точки зрения) слов, которые он сам заранее выписал из текста, потом (опять же сам) выразительно читает текст вслух, и только после этого к работе приступают дети: читают вслух, отвечают на вопросы учителя. Получается, что текст, который дети должны учиться читать, уже прочитан учителем. В результате деятельность детей не мотивирована и им неинтересно. Более того, им не ясно, почему нужно отвечать именно на эти вопросы, как они задаются, по какому принципу. По сути дела, дети не получают ответа на главный вопрос: что же значит уметь читать текст? Не получают удовольствия и от самого процесса чтения, потому что этого процесса как такового просто нет. Отсюда – скука на уроке, нелюбовь к чтению. Решением этой проблемы является технология формирования типа правильной читательской деятельности, разработанная профессором Н.Н. Светловской . Результат обучения чтению в школе определяется Н Н.Светловской, как «умение думать до чтения, во время чтения и после чтения»

До чтения

Он включает в себя прежде всего антиципацию (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Именно на этом этапе должна быть определена смысловая, тематическая, эмоциональная направленность текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на детский читательский опыт. Этап завершается постановкой целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.

Представим, что мы с вами на уроке внеклассного чтения по рассказу Ю. Яковлева «Рыцарь Вася» – 6 класс

Кто такой рыцарь?

Рыцарь – это слово немецкое, Ritter, т.е. всадник, самоотверженный, благородный человек, в средние века – феодал, тяжело вооружённый конный воин. Он получал особое рыцарское воспитание, участвовал в турнирах.

– В средние века рыцарями называли отважных, смелых воинов, которые носили тяжёлые доспехи, были вооружены копьём и мечом. Чтобы стать рыцарем, нужно было пройти специальную подготовку. В семь лет мальчиков отдавали учиться к опытным воинам. Они обучали их скакать верхом, стрелять из лука, метать копьё, владеть мечом. Кроме военных наук, мальчиков приучали держать данное слово, быть вежливым, выручать друга из беды, заступаться за слабого и обиженного, благородно и возвышенно относиться к женщине.

- Для сегодняшнего дня это слово устарело?

Какого же человека мы называем рыцарем в наши дни? (В наши дни рыцарем называют человека, готового на подвиг во имя другого человека, умеющего держать данное слово, быть вежливым, благожелательным, заступаться за младшего, слабого. Рыцарь готов в любую минуту броситься на помощь другим, и в его груди бьётся благородное сердце.)

Вас ничего не удивило в названии рассказа, ничего не показалось необычным, странным? Не возникло ли у вас вопросов к автору? (имя рыцаря)

А какие имена носили рыцари? (Ричард, Айвенго, Роланд и др.)

Можно ли по названию рассказа определить, о каком времени пойдёт речь? Увидим ли мы рыцарские турниры, во время которых устраивались соревнования в воинском мастерстве?



Рассказ Л. Андреева «Кусака». 7 класс.

Часто используем на уроках карточки – задания, карточки – информаторы. Важную роль в организации деятельности обучающихся играют карточки– помощники.

*Выбери из предлагаемых слов те, которые обозначают чувства, пережИтые тобой в ходе чтения рассказа. Проиллюстрируй примерами из текста.

Взволнованность, испуг, тоска, печаль, тревога, радость, обида, боль, страдание, ненависть, восторг, отчаяние, безнадежность.

В ходе работы с карточкой - помощником школьники учатся излагать свои мысли ясно и понятно, выбирая в развитии действия главное, отличая его от второстепенного, аргументируя собственное высказывание.

СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ – это аналитическая работа по рассказу.

Составление плана (Метод «Логическая цепочка»)

Восстановите последовательность в изложении истории собаки

А «Собака выла»

Б «Она никому не принадлежала…»

В «Всей своей собачьей душой расцвела Кусака»

Г «И скоро все привыкли к Кусаке…»

Д «Скучно, Кусака…»

(Самопроверка Б-Г-В-Д-А)


Работа с текстом после чтения.

Цель – корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским смыслом. Главная задача – обеспечить углублённое восприятие и понимание текста. Ставит вопрос к тексту в целом. Далее следуют ответы детей на этот вопрос и беседа. Её результатом должно стать понимание авторского смысла.

Выполнение творческих заданий, которые развивают, например, умения определять тему произведения, умения находить главную мысль, умения ориентироваться в тексте и т.д. Данные приемы направлены на формирование коммуникативных универсальных учебных действий, умений истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников; познавательных универсальных учебных действий, а именно, – умения извлекать информацию из текста.

Вы предчувствовали, что Кусаку оставят одну на даче? А когда вы это поняли? Почему?

— Как же нам быть с Кусакой? — в раздумье спрашивала Леля.

Она сидела, охватив руками колени, и печально глядела в окно, по которому скатывались блестящие капли начавшегося дождя.

1— Что у тебя за поза, Леля! Ну кто так сидит? ... А Кусаку придется оставить. Бог с ней!

2— Жа-а-лко, — протянула Леля.

1— Ну что поделаешь? Двора у нас нет, а в комнатах ее держать нельзя, ты сама понимаешь.

2— Жа-а-лко, — повторила Леля, готовая заплакать.

Уже приподнялись, как крылья ласточки, ее темные брови и жалко сморщился хорошенький носик, когда мать сказала:

1— Догаевы давно уже предлагали мне щеночка. Говорят, очень породистый и уже служит. Ты слышишь меня? А эта что — дворняжка!

2— Жа-а-лко, — повторила Леля, но не заплакала.

Выполнение творческих заданий, которые развивают, например, умения определять тему произведения, умения находить главную мысль, умения ориентироваться в тексте и т.д. Данные приемы направлены на формирование коммуникативных универсальных учебных действий, умений истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников; познавательных универсальных учебных действий, а именно, – умения извлекать информацию из текста.

Межпредметность — это не просто модное слово. Это способ показать, что всё в мире взаимосвязано, что причинно-следственные связи повсюду. Покажите ученикам, что ваша узкая тема связана не только с другими темами в вашем предмете, но и с химией, философией, современным кино, политикой, да с чем угодно! Это всегда выглядит красиво и эффектно, привлекает внимание, заинтересовывает, увлекает.

Дети ждут и хотят чего-то необычного. Начните свой урок с удивления — с события, действия, предмета, который может поразить.

Толстой «Страницы великой жизни» 10 класс

Известно, что Л. Толстой всю свою жизнь работал над собственным усовершенствованием и героев своих произведений вел путями исканий смысла человеческой жизни… Начиная в 10 классе разговор об этом человеке, прибегаю к следующему…

Закон, по которому вода выталкивает из себя тела, открыл великий ученый древних веков Архимед. Чем больше объем тела, тем сильнее вода выталкивает его.

Железный или стальной шарик тонет в воде, потому что у него маленький объем, а вес большой. Если тот же шарик расплющить в тонкий лист, а из листа сделать большой внутри пустой шар, то вес не увеличится, а объем сильно увеличится, и железный шар будет плавать. Так и с кораблями: хотя они и сделаны из железа и стали, но объем их довольно большой, поэтому они не тонут, а плавают. Но если корабль получит пробоину, он наполнится водой и потонет.

Корабль не тонет, когда он в воде. Он тонет, когда вода в нем. Не так важно, что происходит вокруг нас. Важно то, что происходит внутри нас.

Будем, как Великий Толстой, работать над собой, стремиться не получить пробоин!

Думается, что подобная работа закладывает основы развития творческих способностей учащихся, нравственного и эмоционального воспитания личности. Здесь «трудится душа». А она «обязана трудиться».