СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Картинки в лужах" Урок литературного чтения в 1 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературного чтения в 1 классе УМК «Начальная школа XXI век»  Тема: В.Берестов   «Картинки в лужах»

Просмотр содержимого документа
«"Картинки в лужах" Урок литературного чтения в 1 классе»


Урок литературного чтения в 1 классе УМК «Начальная школа XXI век» 
Тема: В.Берестов  «Картинки в лужах»

Цели: 

  1. Формировать понятие о жанрах (сказка, рассказ, стихотворение). 

  2. Учить выражать и формулировать своё отношение к герою произведения, оценивать литературных персонажей. 

  3. Развивать навык правильного и выразительного чтения. 

  4. Познакомить детей с жизнью и творчеством В.Д. Берестова.

  5. Формирование у детей устойчивого интереса к чтению, выработка навыков грамотного читателя. 

  6. Пробуждать у учащихся в свободное от уроков время самостоятельно обращаться к книге как источнику содержательного и занимательного проведения досуга. 

Оборудование:

1. Выставка книг В.Д. Берестова и портрет поэта.

2. Фонограммы: песня «Картинки в лужах», «Про машину» (читает К.Румянова), «Альбом для рисования» (читает И.Муравьёва).

3. Плакат

Не бойся сказки.

Бойся лжи.
А сказка – сказка не обманет.

Ребёнку сказку расскажи –

На свете правды больше станет.  В. Берестов

4. Карточки для работы в парах и со стихами В.Берестова.

5. Сборники сказок (для индивидуальной работы с книгой).

6. Выставка детских рисунков к сказке Г.Сапгира «Лошарик».

На следующий день проводится конкурс чтецов стихотворения «Картинки в лужах».
Ход урока:

I. Организационный момент.

«Читалочка»

Как хорошо уметь читать! 
Не надо к маме приставать. 
Не надо бабушку трясти: 
“Прочти, пожалуйста! Прочти!” 
Не надо умолять сестрицу: 
“Ну прочитай ещё страницу!” 
Не надо звать, 
Не надо ждать, 
А можно взять 
И почитать! В.Берестов


II. Повторение изученного произведения Г.Сапгир «Лошарик»

а) Беседа по вопросам.

- Почему это произведение сказка?

- Чему учит эта сказка?

- Прочитайте самые главные слова сказки.

- Чему вас научила эта сказка?

- Подберите пословицу к сказке.

Пословицы:

Нет друга – ищи, а нашёл – береги.

Старый друг лучше новых двух.

Друг познаётся в беде.

- Сравните эту сказку с русской народной сказкой «Лиса и журавль». Что в них общего? Чем они отличаются?
б) Работа с выставкой рисунков.

- Расскажите, какой эпизод сказки нарисовали и почему?
III. Объявление темы урока. 

Тема нашего нового произведения о детях - «Почемучка». Кого так называют?

- Давайте вспомним, какие произведения о детях мы уже читали.

Работа учащихся по карточкам в парах. Одна пара работает у доски. (Фронтальная проверка: жанр и краткое содержание произведения) 
Карточка. 
Э.Успенский Большая новость 
Я.Аким Он живой и светится 
А.Кушнер Затейники 
Н.Носов Жадина 
В.Драгунский Если был бы я девчонкой

(Учащиеся используют содержание учебника)

- Сегодня эту тему продолжат стихи Валентина Дмитриевича Берестова. Его произведения знакомы каждому с детства, стоит только вспомнить несколько строчек. Когда вы были ещё маленькими, родители разучили с вами стихотворение, для того, чтобы вы далеко не отходили от них и не потерялись. Называется оно “Огуречик”, его тоже написал В.Берестов. 
“Огуречик”.

Огуречик, огуречик!
Не ходи на тот конечик. 
Там мышка живет, 
Тебе хвостик отгрызёт. 
III. Изучение нового материала.

1.Работа со стихотворением В.Берестова «Картинки в лужах»

- А как вы думаете, что можно увидеть в луже?

//Важно, чтобы дети разделяли те предметы, которые «населяют» лужу (это головастики и кораблик), и те, которые отражаются в ней (небо, тучка, ветка ивы, птичка).//

А может ли содержимое лужицы измениться? Когда и почему?

//Дети фантазируют в двух направлениях: и как может измениться «население» лужи (головастики могут превратиться в лягушечек; кроме кораблика, в луже могут плавать листики; в луже могут мыться воробушки; туда может что-нибудь упасть и т.д.), и как могут измениться отражения в луже (может отразиться солнышко, на ветке может сидеть другая птичка или никто не сидеть и т.д. — рассуждают...).//

а) Слушание стихотворения (Читает учитель)

б) Моделирование обложки (Фронтальная работа)

в) Беседа по содержанию. 

Догадываетесь, какое это время года?

(Поскольку в луже отражается зеленая ветка, значит, речь идет о лете или ранней осени.)

- Откуда же так много луж? (Очевидно, прошел дождь.)

— Не понимаю! Мальчик явно смотрит вниз, под ноги, — почему же он промочил ботинки? — спросила Маша. Ты можешь ей ответить?

(Важно, чтобы дети поняли: мальчик смотрит вниз, но не себе

под ноги, а на отраженные в луже картинки. Он настолько увлечен, что не замечает, что стоит в луже.)
Можно ли сказать, что автор умеет видеть удивительное в обычном?

- А ты обращаешь внимание на картинки в лужах?

- Как ты думаешь, любознательные люди умеют удивляться?

- Как нужно читать это стихотворение? (Радостно, с удивлением.)


Физкультминутка 
г) Самостоятельное чтение. Упражнение в выразительном чтении стихотворения. 

Задание к самостоятельному чтению:

- Чем же отличались картинки в лужах от реальности? (Выборочное чтение)

д) Упражнение в выразительном чтении стихотворения.

е) Слушание песни «Картинки в лужах» (фонограмма)

- Композитор написал на эти стихи музыку, а детский вокально-хоровой ансамбль «Юность России» её исполнил. 
2. Рассказ об авторе:

- 1 апреля 1928 года в маленьком, тихом городке Мещовске, Калужской области, в семье учителя истории - человека доброго и талантливого родился Валя Берестов. Отец будущего поэта сам писал в юности стихи и сыну сумел привить страстную любовь к чтению. И свою любовь к детской литературе будущий поэт и писатель принёс из раннего детства: «Когда мне было четыре года, в моей жизни произошло чрезвычайно важное событие: я научился читать. С пяти лет Валя ходил в библиотеку. Обычно просил «Мурзилку», читал вслух, смеялся, не в силах удержаться от восторга. И тогда библиотекарь выпроваживала маленького читателя вместе с «Мурзилкой» на крыльцо, чтобы он никому не мешал. Помню, как я стоял у ворот и ждал, не идёт ли почтальон со свежим номером «Чижа» или «Дружные ребята» вспоминал поэт. С тех самых пор, я навсегда полюбил детскую литературу и детских писателей». Даже учился Валя Берестов одно время в селе с литературным и довольно странным названием Лев Толстой.

Поэтические способности обнаружились у маленького Вали очень рано. Первый стихотворный опыт закончился грустно. За дразнилки на одноклассников их автор – восьмилетний Берестов был бит.

Но это не повлияло на его сочинительство. Просто новые стихи теперь записывались в тетрадь и хранились в тайнике.

Берестов вспоминал: “Больше всего, в детстве, мне хотелось написать о моих друзьях, о школе, о наших мечтах и играх”.

Но особую роль в литературной биографии Берестова сыграла встреча с Корнеем Ивановичем Чуковским, которому четырнадцатилетний поэт показал свою заветную тетрадь. Корней Иванович не только помог развиться поэтическому таланту Берестова, но и поддержал его чисто по-человечески. А проще говоря, спас Берестову жизнь, когда тот серьёзно заболел.

Интерес к детской поэзии пришёл к Берестову “случайно”, когда он стал отцом. Он писал: “Моя дочь Марина вдохновила меня на стихи и сказки для малышей”.

Его стихи для малышей полны озорной выдумки. Здесь баюкают больную машину, а в столовую заходит, кто бы вы думали – Дракон!

1957 г. Выходит его первый поэтический сборник “Отплытие” (для взрослых) и тоненькая книжка для дошкольников “Про машину” 

Прослушивание фонограммы отрывок из стихотворения “Про машину” (исп. К.Румянова) 
3. Наблюдение за разнообразием жанров творчества В.Берестова.

- Учащиеся рассматривают книги В.Берестова, называют жанры произведений и заголовки.

Вывод: В.Берестов писал стихи и сказки для детей. 
- Менее известен Берестов как сказочник.

“Как найти дорожку”

“Змей - хвастунишка” 
“Честное гусеничное” 
“Мастер птица”

«Аист и соловей»

Одна из известных сказок Валентина Берестова “Катя в Игрушечном городе” написанная в соавторстве с Татьяной Александровой, женой писателя. 
Не бойся сказки. Бойся лжи. 
А сказка – сказка не обманет. 
Ребёнку сказку расскажи – 
На свете правды больше станет. В.Берестов

4. Самостоятельное чтение. (Работа в парах) Фронтальная проверка.

- А сейчас вы прочитаете самостоятельно несколько стихотворений из школьной лирики, которые В.Берестов мечтал написать в первом классе. Как красиво, с нежностью он пишет о школе в своих произведениях.

- Ученики читают стихотворения В.Берестова (на карточках).

“Ручка”, “Закладка”, “Резинка”, “Пенал”, “Точилка”, “Карандаш”, “Тетрадки”

“Линейка” и другие. 

IV. Итог урока. Рефлексия.

- Сегодня мы с вами соприкоснувшись с необыкновенным миром поэзии Валентина Берестова, убедились, ведь художник не только тот, кто сочиняет стихи или рисует, а кто умеет удивляться, радоваться красоте мира и открывать её.

Дорогие друзья! Наш урок заканчивается, но не заканчивается дружба с книгами Валентина Дмитриевича Берестова, которые согреты добрым проникновенным юмором. Именно в этом сила его творчества. 

- Слушание фонограммы стихотворения «Альбом для рисования» 

- Что нового вы узнали на уроке? 

V. Рекомендации для самостоятельной работы:

- Выразительное чтение стихотворения В.Берестова «Картинки в лужах» наизусть или по учебнику;

- Найти книгу со стихотворениями В.Берестова о детях и прочитать.