I. Организацион- ный момент. Задачи: мобилизовать внимание уче- ников,создать мотивацию к действиям на уроке. II. Проверка домашнего зада- ния. Задачи: актуализировать имеющиеся знания и умения учащихся,необ- ходимые для изучения новой темы. III. Слово учителя: IV. Формулирова-ние темы урока и цели. Задачи: концентриро- вать внимание к теме,уметь пра- вильно офор-мить мысль словами. V. Групповая работа. Задачи: создать благо- приятные усло- вия для включе- ния каждого уче ника в работу, развивать меж- личностные от- ношения,учить диалогу в груп- пе ,озвучивать и отстаивать своё мнение,созда- вать ситуацию успеха. VI. Обобщение по теме урока. Задачи: подвести итоги работы учени- ков в группах. VII. Рефлексия. Задачи: -определить,что усвоено, что вызвало интерес в чём затрудне- ния? VIII. Итоги. Задачи : -оформить знания учащих- ся по теме. IX. Домашнее задание. Задачи : сформулировать задачу выполне- ния домашнего задания,опреде- лить способ выполнения. | Сообщение у портрета М.Ю. Лермонтова о продолжении изучения поэмы «Мцыри». 1) Предлагает дать первичную характе- ристику Мцыри. 2) Дать ответ на вопрос : какова цель побега Мцыри, что значит для него быть сво- бодным; что читателю помо- гает понять всё это? Красной нитью проходят карти- ны природы. О картинах пригото- вила презентацию ученица. Можно ли отделить автора от героя? Слайды. Учитель объясняет, что именно природа, её картины помогут дополнить образ Мцыри, понять, какими художественными срествами автор добивается вырази- тельности. Учитель даёт направление работы над текстом. Пересмотреть главы 6,9,10,11 поэмы «Мцыри». Перечислить увиденное. Учить монологичес- кой речи,манере публичного выступления. Учитель предла- гает перечитать 6-7-8 главы , помогает офор- мить вывод, выслу- шать критические замечания. Учитель помогает оформить ответ. Учитель помогает ориентироваться в тексте. Заключительное слово учителя о том , что личность Мцыри много- гранна , так как впитала в себя картины родной природы. Мцыри-отражение свободолюби- вых идей самого Лермонтова. Оценки за проделанную работу : учитывается активность , самостоятельность. Наизусть отрывок из поэмы «Мцыри». | Записать дату . Зачитать или проговорить монологом характеристики Мцыри, составленные дома. Зачитать или проговорить ответ, подготовленный дома. Комментирует эти слайды . Учащиеся формулируют тему урока и цели. Первая группа отвечает на вопросы : -что увидел , что узнал о жизни Мцыри , скитаясь три дня? -какие художественные средства помогают понять Мцыри? Сделать вывод. Учащиеся сообщают о картинах природы , о бое с барсом , о встрече с грузинкой , о том , что поэт употребил : -метафоры—бой закипел... -сравнения — я сам как зверь... -сплелись,как пара змей... -эпитеты — юность вольная... - дымок голубей . Вывод:картиныприроды помогают глубже понять характер и мотивы поступков Мцыри. Вторая группа отвечает на вопросы : -какие картины видит Мцыри , какое значение они имеют в раскрытии характера героя? Найти изобразительно-выразительные средства. Сделать вывод. Вывод учащихся : « Перечитав эти главы , Мцыри даёт ответ на свой риторический вопрос : «Что видел я на воле ?». Он видел романтический пейзаж , каждое описание экзотично , так как это романтическая поэма. Автор употребил олицетворение о двух берегах горного потока , раз- делённых навсегда, и сравнения : -вершины гор «курилися,как алтари»; -облака- «караван белых птиц». Вывод : Природа дана глазами героя, передаёт его мысли и чувства. Она разбудила душу. Он вспомнил дом , язык. Третья группа. Перечитать 10-11 главы и сделать вывод о том , какой он видит природу , как она помогает ему возродиться душой , что можно сказать о человеке , так чувствующем природу. Найти изобразительно-выразительные средства. Вывод: В 10-й главе Мцыри слушает спор камня и воды , слышит шелест листвы. Это его первое утро на воле . Используя олицетворение , автор передаёт богатство переживаний героя. 11-я глава начинается с олицетворения: -«Растений радужный наряд...» -полное понимание природы,слияние с ней... Учащиеся кратко записывают выводы по образу Мцыри и читают свои заключения. Ответить на вопросы : -в какой степени и чем был полезен урок ; -доволен ли ты , как прошёл урок ; -какое задание урока понравилось тебе больше всего. Учитель поясняет необходимость найти отрывок , отвечающий душевному состоянию ученика. | Определить мотивацию работы . Психологически переключить на работу по литературе. Учитель опре- деляет исход- ный материал для дальнейшей работы над образом Мцыри Учащиеся полу- чают сведения , которые требу- ют доработки. Учащиеся учатся цитировать , показывают знание текста. Записать общую цель на доске. Она поможет учащимся в работе. Учащиеся учатся отбирать нужный материал , цитировать , обобщать , видеть поэтику. Учащиеся учатся высказы- вать своё мнение по теме задания , что способствует развитию навы- ков культурного общения. Учащиеся учат- ся отбирать и обобщать мате- риал по теме , выслушивать разные мнения. Учащиеся кратко записывают выводы своих товарищей. Учащиеся учатся обобщать материал,видеть художественные средства. Умение демо- кратично высказать мнение. |