СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Картины природы и их роль в поэме М.Ю Лермонтова “Мцыри”

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Совершенствовать  умения  учащихся, проводить  исследовательскую  работу, определять  в  поэтическом  тексте  роль  изобразительно-выразительных  средств  языка, анализировать  произведение  в  единстве  формы  и  содержания.

Просмотр содержимого документа
«Картины природы и их роль в поэме М.Ю Лермонтова “Мцыри”»


Технологическая карта урока литературы.

Учитель русского языка и литературы МБОУ Пролетарская СОШ №5

Разделишина А.Д.


Тема урока : «Картины природы и их роль в поэме М.Ю Лермонтова “Мцыри”».


7 класс.


Тип урока : обобщение и систематизация знаний.


Цели урока :

  1. образовательные цели:

- совершенствовать умения учащихся ;

- проводить исследовательскую работу ;

-определять в поэтическом тексте роль изобразительно-выразительных средств языка ;

- анализировать произведение в единстве формы и содержания.

  1. развивающие цели:

-формировать коммуникативные навыки через работу в группе ;

- создавать комфортную среду для реализации возможностей и способностей личности и ситуацию успеха .

  1. воспитательные цели :

- в атмосфере сотрудничества предоставить условия для эстетического развития учащихся ;

-закрепить способность получать эстетическое наслаждение при общении с произведением искусства.


Словарь : поэма , лиризм , пафос , исповедь , монолог , эмоциональность , экспрессия , экзотический , анафора .


Методы и приёмы :

репродуктивный , слово учителя , частично-поисковый .


Оборудование :

- портрет М.Ю.Лермонтова ;

  • иллюстрации к поэме в форме компьютерной презентации , выполненной учениками;

  • учебник « Литература . 7 класс» ;

  • тетради учащихся .








Этапы

урока.

Деятельность

учителя.

Деятельность

учащихся.

Вывод-

-результат.

I. Организацион-

ный момент.

Задачи:

мобилизовать внимание уче-

ников,создать

мотивацию к действиям на уроке.




II.

Проверка домашнего зада-

ния.

Задачи:

актуализировать

имеющиеся знания и умения учащихся,необ-

ходимые для изучения новой темы.




III.

Слово учителя:














IV.

Формулирова-ние темы урока и цели.

Задачи:

концентриро-

вать внимание к теме,уметь пра-

вильно офор-мить мысль словами.



V.

Групповая

работа.

Задачи:

создать благо-

приятные усло-

вия для включе-

ния каждого уче

ника в работу,

развивать меж-

личностные от- ношения,учить диалогу в груп-

пе ,озвучивать и отстаивать своё мнение,созда-

вать ситуацию успеха.



















































VI.

Обобщение по

теме урока.

Задачи:

подвести итоги работы учени-

ков в группах.











VII.

Рефлексия.

Задачи:

-определить,что усвоено, что

вызвало интерес

в чём затрудне-

ния?



VIII.

Итоги.

Задачи :

-оформить знания учащих-

ся по теме.



IX.

Домашнее

задание.

Задачи :

сформулировать

задачу выполне-

ния домашнего

задания,опреде-

лить способ

выполнения.


Сообщение у портрета М.Ю. Лермонтова о продолжении изучения поэмы «Мцыри».









1) Предлагает дать первичную характе-

ристику Мцыри.

2) Дать ответ на вопрос :

какова цель побега Мцыри, что значит для него быть сво- бодным; что читателю помо-

гает понять всё

это?



Красной нитью проходят карти-

ны природы.

О картинах пригото-

вила презентацию ученица.

Можно ли отделить автора от героя?

Слайды.







Учитель объясняет, что именно природа,

её картины помогут дополнить образ Мцыри, понять, какими художественными срествами автор

добивается вырази-

тельности.




Учитель даёт направление работы над текстом.

Пересмотреть главы 6,9,10,11 поэмы «Мцыри».

Перечислить увиденное.

Учить монологичес-

кой речи,манере публичного выступления.











Учитель предла-

гает перечитать

6-7-8 главы , помогает офор-

мить вывод, выслу-

шать критические

замечания.








Учитель помогает оформить ответ.











Учитель помогает ориентироваться в тексте.


















Заключительное слово учителя о том , что личность Мцыри много-

гранна , так как

впитала в себя картины родной

природы.

Мцыри-отражение

свободолюби-

вых идей самого Лермонтова.












Оценки за проделанную

работу :

учитывается

активность ,

самостоятельность.








Наизусть отрывок из поэмы «Мцыри».

Записать дату .














Зачитать или проговорить монологом характеристики Мцыри, составленные дома.


Зачитать или проговорить ответ, подготовленный дома.










Комментирует эти слайды .















Учащиеся формулируют тему урока и цели.












Первая группа отвечает на вопросы :

-что увидел , что узнал о жизни Мцыри , скитаясь три дня?

-какие художественные средства помогают понять Мцыри?

Сделать вывод.

Учащиеся сообщают о картинах природы , о бое с барсом , о встрече с грузинкой , о том , что поэт употребил :

-метафоры—бой закипел...

-сравнения — я сам как зверь...

-сплелись,как пара змей...

-эпитеты — юность вольная...

- дымок голубей .

Вывод:картиныприроды помогают глубже понять характер и мотивы поступков Мцыри.


Вторая группа отвечает на вопросы :

-какие картины видит Мцыри , какое значение они имеют в раскрытии характера героя?

Найти изобразительно-выразительные средства.

Сделать вывод.

Вывод учащихся : « Перечитав эти главы , Мцыри даёт ответ на свой риторический вопрос : «Что видел я на воле ?».

Он видел романтический пейзаж , каждое описание экзотично , так как это романтическая поэма.

Автор употребил олицетворение о двух берегах горного потока , раз- делённых навсегда, и сравнения :

-вершины гор «курилися,как алтари»;

-облака- «караван белых птиц».

Вывод : Природа дана глазами героя, передаёт его мысли и чувства. Она разбудила душу. Он вспомнил дом , язык.


Третья группа.

Перечитать 10-11 главы и сделать вывод о том , какой он видит природу , как она помогает ему возродиться душой , что можно сказать о человеке , так чувствующем природу.

Найти изобразительно-выразительные средства.

Вывод: В 10-й главе Мцыри слушает спор камня и воды , слышит шелест листвы. Это его первое утро на воле . Используя олицетворение , автор передаёт богатство переживаний героя.

11-я глава начинается с олицетворения:

-«Растений радужный наряд...»

-полное понимание природы,слияние с ней...


Учащиеся кратко записывают выводы по образу Мцыри и читают свои заключения.












Ответить на вопросы :

-в какой степени и чем был полезен урок ;

-доволен ли ты , как прошёл урок ;

-какое задание урока понравилось

тебе больше всего.

















Учитель поясняет необходимость найти отрывок , отвечающий душевному состоянию ученика.

Определить мотивацию работы . Психологически переключить на работу по литературе.








Учитель опре-

деляет исход-

ный материал для дальнейшей

работы над образом Мцыри


Учащиеся полу-

чают сведения ,

которые требу-

ют доработки.





Учащиеся учатся цитировать ,

показывают

знание текста.











Записать

общую цель на

доске. Она поможет учащимся в работе.









Учащиеся учатся отбирать

нужный материал , цитировать , обобщать ,

видеть поэтику.
















Учащиеся учатся высказы- вать своё мнение по теме задания , что способствует

развитию навы-

ков культурного

общения.






Учащиеся учат-

ся отбирать и обобщать мате-

риал по теме , выслушивать разные мнения.







Учащиеся кратко записывают выводы своих товарищей.




Учащиеся учатся обобщать материал,видеть художественные средства.




















Умение демо-

кратично

высказать мнение.



Педагогические выводы :

Работа над текстом носит заключительный , обобщающий характер. Учащиеся , объединённые в группу , учатся быть активными , вносить свои рассуждения по теме , учатся слушать товарища и помочь ему , делать краткие записи. Это позволяет им вдуматься в отобранные цитаты. Работа с текстом позволяет увидеть особенности поэтики М.Ю.Лермонтова , обширный арсенал изобразительно-выразительных средств , с помощью которых автор проникает в душу читателя , помогает определить собственное отношение к поэме и её герою , получать эстетическое наслаждение от поэтического произведения , развивать творчество у учащихся.

Задачи , поставленные перед группами , выполнены.

Цели урока достигнуты.