Внеклассное мероприятие
Скворцова Е.В. учитель музыки и ритмики
––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
Тема: Картины природы в произведениях композиторов.
Цель: знакомство с музыкальными произведениями композиторов, изобра- зивших музыкальными звуками и музыкальными инструментами различные картины природы.
Задачи:
Раскрыть прекрасный мир природы языком музыки.
На музыкальных примерах «услышать» окружающий природный мир и получить эстетическое наслаждение.
Воспитывать через музыку любовь к природе родного края.
Оборудование: фортепиано, ноутбук, телевизор, презентация со звуковыми и видеофайлами.
Ход мероприятия:
I. Год 2017 – год экологии. Слайд 1
– Какой сейчас год и чему он посвящён?
Этому посвящено наше музыкальное мероприятие – «Картины природы в произведениях композиторов».
Оказывается музыку можно услышать в окружающей нас природе. И сегодня вы услышите, как композиторы, при помощи музыкальных звуков, определённых приёмов и музыкальных инструментов изобразили разные картины природы. Слайд 2
«Музыка»
Послушай: музыка вокруг; Слайд 3
Она во всем - в самой природе,
И для бесчисленных мелодий
Она сама рождает звук.
Ей служат ветер, плеск волны,
Раскаты грома, звон капели,
Птиц несмолкаемые трели
Среди зеленой тишины.
И дятла дробь, и поездов
Гудки, чуть слышные в дремоте,
И ливень - песенкой без слов,
Все на одной звенящей ноте.
А снега хруст, а треск костра!
А металлическое пенье,
И звон пилы, и топора!
А проводов степных гуденье
... Вот почему-то иногда Слайд 4
Почудится в концертном зале,
Что нам о солнце рассказали,
О том, как плещется вода,
Как ветер шелестит листвой,
Как, заскрипев, качнулись ели...
А это арфы нам напели,
Рояль, и скрипка, и гобой.
(М. Ивенсен)
II. «Музыка» Г.Струве – исполнение. Слайд 5 *
Ребята из хорового ансамбля исполнят песню с таким же названием.
III. «Пробуждение птиц» Оливье Мессиан – слушание Слайд 6
Природа – это конечно же и птицы. Мы все любим птиц, заботимся о них. Композиторы тоже любят птиц и некоторые их них сочиняли музыку о птицах и даже изображали их при помощи музыкальных звуков. Но настоящим фанатом птиц, уже в XX веке, был композитор Оливье Мессиан. Этот человек более сорока лет бродил по лесам разных стран с нотной тетрадью и записывал голоса птиц.
Послушайте отрывок произведения «Пробуждение птиц». Слайд 7**
IV. «Перепёлочка» – исполнение. Слайд 8
Раз уж речь зашла о птицах, то исполним песни, которые разучивали с вами на уроках музыки.
V. «Скворушка прощается» –исполнение. Слайд 9
VI. «Полёт шмеля» из оперы Н.А.Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» – слушание. Слайд 10
Композиторы изображали в своих произведениях не только картины природы, пейзажи, но даже и насекомых. Так композитор Римский-Корсаков изобразил шмеля в своей опере по сказке А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане».
Послушайте этот музыкальный фрагмент из оперы. Слайд 11**
VII. «Осенняя песнь» П.Чайковский – слушание. Слайд 12
Русский композитор П.И.Чайковский очень любил природу, создал много произведений о русской природе. Самое известное среди них – альбом «Времена года». Слайд 13
Сколько месяцев в году?
Столько же и пьес в этом альбоме. Ну и так как сейчас месяц октябрь, мы послушаем пьесу Октябрь «Осенняя песнь». Слайд 14**
Каков характер музыки?
Что можно представить себе, слушая эту музыку?
VIII. «Грустные капельки дождя» А.Баккара – исполнение. Слайд 15
Для осени характерны дожди. И сейчас девочки из хорового ансамбля исполнят песню «Грустные капельки дождя».
IX. Отрывок из симфонии №4 Бетховена – слушание. Слайд 16
Композиторы рисовали звуками не только тихую красоту природы, но и стихию – бурю, шторм, грозу. Один из таких примеров мы сейчас и услышим и увидим. Представляю вам отрывок симфонии №4 великого немецкого композитора Л.Бетховена, в котором отчётлива слышна картина грозы. Слайд 17**
X. «Как прекрасен этот мир» Д.Тухманов – исполнение. Слайд 18*
И в заключение сейчас хором исполним песню, которая очень подходит к теме нашего мероприятия. Это песня Давида Тухманова «Как прекрасен этот мир».
XI. Итог мероприятия.
– Вам понравилось наше мероприятие?
– Какое музыкальное произведение понравилось больше всего и почему?
Я бы очень хотела, чтобы после нашего сегодняшнего разговора вы были более внимательны к окружающей природе, не только наблюдали её, но и старались услышать.
Слайд* – слайды аудио файлами
Слайд** – слайды с видео файлами