СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие "Картины природы в произведениях композиторов"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

На музыкальных примерах этого мероприятия ученики услышат, как при помощи музыкальных звуков и инструментов можно изобразить различные картины природы.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие "Картины природы в произведениях композиторов"»



Внеклассное мероприятие

Скворцова Е.В. учитель музыки и ритмики

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––


Тема: Картины природы в произведениях композиторов.


Цель: знакомство с музыкальными произведениями композиторов, изобра- зивших музыкальными звуками и музыкальными инструментами различные картины природы.

Задачи:

  1. Раскрыть прекрасный мир природы языком музыки.

  2. На музыкальных примерах «услышать» окружающий природный мир и получить эстетическое наслаждение.

  3. Воспитывать через музыку любовь к природе родного края.

Оборудование: фортепиано, ноутбук, телевизор, презентация со звуковыми и видеофайлами.



Ход мероприятия:

I. Год 2017 – год экологии. Слайд 1

– Какой сейчас год и чему он посвящён?

Этому посвящено наше музыкальное мероприятие – «Картины природы в произведениях композиторов».

Оказывается музыку можно услышать в окружающей нас природе. И сегодня вы услышите, как композиторы, при помощи музыкальных звуков, определённых приёмов и музыкальных инструментов изобразили разные картины природы. Слайд 2

«Музыка»

  • Послушай: музыка вокруг;  Слайд 3
    Она во всем - в самой природе, 
    И для бесчисленных мелодий 
    Она сама рождает звук. 
    Ей служат ветер, плеск волны, 
    Раскаты грома, звон капели,
    Птиц несмолкаемые трели 
    Среди зеленой тишины. 
    И дятла дробь, и поездов 
    Гудки, чуть слышные в дремоте, 
    И ливень - песенкой без слов,
    Все на одной звенящей ноте. 
    А снега хруст, а треск костра!
    А металлическое пенье, 
    И звон пилы, и топора! 
    А проводов степных гуденье
    ... Вот почему-то иногда Слайд 4
    Почудится в концертном зале, 
    Что нам о солнце рассказали,
    О том, как плещется вода, 
    Как ветер шелестит листвой,
    Как, заскрипев, качнулись ели... 
    А это арфы нам напели, 
    Рояль, и скрипка, и гобой.

(М. Ивенсен)


II. «Музыка» Г.Струве – исполнение. Слайд 5 *

Ребята из хорового ансамбля исполнят песню с таким же названием.

III. «Пробуждение птиц» Оливье Мессиан – слушание Слайд 6

Природа – это конечно же и птицы. Мы все любим птиц, заботимся о них. Композиторы тоже любят птиц и некоторые их них сочиняли музыку о птицах и даже изображали их при помощи музыкальных звуков. Но настоящим фанатом птиц, уже в XX веке, был композитор Оливье Мессиан. Этот человек более сорока лет бродил по лесам разных стран с нотной тетрадью и записывал голоса птиц.

Послушайте отрывок произведения «Пробуждение птиц». Слайд 7**

IV. «Перепёлочка» – исполнение. Слайд 8

Раз уж речь зашла о птицах, то исполним песни, которые разучивали с вами на уроках музыки.

V. «Скворушка прощается» –исполнение. Слайд 9

VI. «Полёт шмеля» из оперы Н.А.Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» – слушание. Слайд 10

Композиторы изображали в своих произведениях не только картины природы, пейзажи, но даже и насекомых. Так композитор Римский-Корсаков изобразил шмеля в своей опере по сказке А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане».

Послушайте этот музыкальный фрагмент из оперы. Слайд 11**



VII. «Осенняя песнь» П.Чайковский – слушание. Слайд 12

Русский композитор П.И.Чайковский очень любил природу, создал много произведений о русской природе. Самое известное среди них – альбом «Времена года». Слайд 13

Сколько месяцев в году?

Столько же и пьес в этом альбоме. Ну и так как сейчас месяц октябрь, мы послушаем пьесу Октябрь «Осенняя песнь». Слайд 14**

Каков характер музыки?

Что можно представить себе, слушая эту музыку?

VIII. «Грустные капельки дождя» А.Баккара – исполнение. Слайд 15

Для осени характерны дожди. И сейчас девочки из хорового ансамбля исполнят песню «Грустные капельки дождя».

IX. Отрывок из симфонии №4 Бетховена – слушание. Слайд 16

Композиторы рисовали звуками не только тихую красоту природы, но и стихию – бурю, шторм, грозу. Один из таких примеров мы сейчас и услышим и увидим. Представляю вам отрывок симфонии №4 великого немецкого композитора Л.Бетховена, в котором отчётлива слышна картина грозы. Слайд 17**



X. «Как прекрасен этот мир» Д.Тухманов – исполнение. Слайд 18*

И в заключение сейчас хором исполним песню, которая очень подходит к теме нашего мероприятия. Это песня Давида Тухманова «Как прекрасен этот мир».

XI. Итог мероприятия.

– Вам понравилось наше мероприятие?

– Какое музыкальное произведение понравилось больше всего и почему?

Я бы очень хотела, чтобы после нашего сегодняшнего разговора вы были более внимательны к окружающей природе, не только наблюдали её, но и старались услышать.



Слайд* – слайды аудио файлами

Слайд** – слайды с видео файлами