СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Карточка - задания "Анализаторы"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Карточка - задания "Анализаторы"»

Карточка задание для 8 класса.

Тема: Анализаторы.

  1. Повторите тему «Нервная система» по тетради и учебник параграфы 43-47.

  2. Теперь работаем по теме « Анализаторы» по параграфам 48-52. Посмотрите презентацию « Анализаторы».

  3. 48 параграф читаем и выписываем

- анализатор

- орган чувств

- рецептор

- нервный импульс

- иллюзии

4. Заполните схему

Строение анализатора



















  1. Заполните таблицу.

Анализатор

Составные части анализатора

Что вызывает раздражение анализатора

Какую информацию получаем от анализатора






















Вывод. Чем анализатор отличается от органа чуств?

  1. Зрительный анализатор. Зарисуйте строение глаза. Подпишите его части. Отдельно выпишите какую функцию выполняет каждая часть глаза.

Элемент глаза

Функция







  1. Ответьте на вопросы стр. 309. Вопросы 4,5.6. и стр. 310 вопросы из задания 2.3,4.

  2. Выполните лаб. раб. Со стр.310. В отчете сделайте вывод о работе.

  3. Параграф 50. Прочитайте. Ответьте на вопросы и задания со стр.314 после параграфа.

  4. Параграф 51. Прочитайте. Выпишите: каково значение слуха? Сравните понятия «орган слуха» и «слуховой анализатор». В чем их сходство и различие?

  5. Выпишите правила гигиены слуха.

  6. Выполните работы.



Практическая работа №9

Изучение изменения размера зрачка.

Цель работы: наблюдать расширение и сужение зрачка, делать выводы.

Ход работы:

Испытуемый поворачивается к источнику света и смотрит на свет. Исследователь отмечает величину зрачков испытуемого. По сигналу испытуемый крепко закрывает глаза и сверху прикрывает их руками. Через 2 минуты испытуемый широко раскрывает глаза. Исследователь отмечает, как изменилась величина зрачка сразу после открытия глаза.

Вывод:

Зрачок ___________________ Освещённость сетчатки ______________________________ до нормы, ____________________________ среднего мозга.



Практическая работа10.

Обнаружение слепого пятна. Восприятие цветоощущений колбочками и отсутствие его при палочковом зрении.

Цель работы: научиться определять слепое пятно на сетчатке глаза, убедиться в том, что восприятия цвета осуществляется колбочками.

Оборудование: карточка для определения слепого пятна, разноцветные карандаши или шариковые ручки.

Ход работы:

Восприятие цветоощущений колбочками и отсутствие его при палочковом зрении.

1.Смотря прямо перед собой. Перемещайте карандаш красного цвета сбоку

Форма карандаша и движения его _______________________________________________

Цвет кажется ________________________________________

Изображения проецируются на _______________________сетчатки, где нет _________

____________________________________ цвет______________________________



Обнаружение слепого пятна.



Посмотрите на точку (рис. 84 стр. 200 учебника) правым глазом, левый глаз должен быть закрыт. Найдите положение при котором фигура рыцаря теряет голову.

















Вывод:

Исчезает ________________________________________________________________________

Остается ________________________________________________________________________

Изображение __________________________________ фигуры попадает на _______________:

место выхода ___________________________________________________________________

Ответьте на вопросы по первым параграфам.

1задание

С. Смирнов в книге «Рассказы о неизвестных героях» описывает случай, когда русский солдат провёл 9 лет в тёмном подземелье Брестской крепости. У него было достаточно продуктов и воды. Но свечей и спичек хватило только на 4 года. Он ослеп, почему?

2 задание

  • На одном из заводов был такой случай. Один кузнец в обеденный перерыв захотел отдохнуть и улёгся на станину кузнечного пресса. Его товарищ решил пошутить и напугать спящего. Он забрался на станину и что было силы ударил по ней молотком. Шутка оказалась плачевной – спящий кузнец мгновенно оглох. В чём причина наступления глухоты?

3 задание:

  • Оказывается артиллеристам при  стрельбе, взрывникам при взрывах рекомендуют открывать рот. Почему?

4задание:

Для чего при старте и перед посадкой самолета стюардесса раздает пассажирам леденцы? Можно ли их заменить конфетами, грушами, халвой?

5 задание:

Как вы понимаете слова Е. Келлер:

«Пользуйтесь глазами! Живите, каждый день так, как будто можете ослепнуть. И вы откроете чудесный мир, который никогда не видели!»



13. Читаем параграф 52. И отвечаем на задания написанные ниже.



Деление органов чувств на группы


Органы чувств



Тактильные

Дистанционные




Вкус

Осязание

Обоняние

Слух

Зрение



Все образы, получаемые дистанционными чувствами, воспринимаются человеческим организмом на расстоянии и за восприятие, а также за создание образов отвечают определенные участки мозга, таким образом, создавая сложные аналитические цепочки.

Тактильные чувства можно назвать более простыми по своему механизму действия, ведь осязание и вкус на первичной стадии анализа информации мозгом, происходят только при непосредственном контакте.

Выполните эти задания

1 задание

  1. Изучите особенности строения  и функционирование вестибулярного аппарата (органа равновесия) у человека.

  2. Почему после катания на качелях у некоторых людей появляется тошнота, головокружение?

  3. Объясните поговорку «Почва уходит из – под ног».


2 задание

  1. Изучите особенности строения и функционирование органа обоняния.

  2. Определите запах предложенных объектов.

  3. Подготовьте ответы на ряд вопросов:

  • Как распознает человек запах?

  • Как вы считаете, почему одни вещества имеют запах, а другие - нет? 

  • Почему вредно вдыхать ядовитые вещества?


3 задание

  1. Изучите особенности строения и функционирование органа вкуса.

  2. Попробуйте кусочек сухого хлеба на вкус. Обратите внимание, как меняются ваши вкусовые ощущения?

  3. Подготовьте ответы на ряд вопросов:

  • Как человек определяет вкус? Возьмите конфету. соленый огурчик, дольку лимона и горчицу. По очереди приложите эти продукты к зонам указанным на рисунках. Совпадают ощущения? Почему сухая пища не дает вкусовых ощущений?

  • Почему кажется безвкусной холодная, горячая пища.

  • Какая опасность подстерегает человека, если он лишится способности определять вкус?


  1. задание

  1. Изучите особенности строения и функционирование органа осязания.

  2. Рассмотрев, места расположения различных рецепторов кожи, объясните, к чему более восприимчива кожа человека?

  3. Каждый обладает индивидуальным узором на подушечках пальцев.  Объясните причину данного явления.


  1. задание

  1. Благодаря какому чувству человек чувствует, в каком состоянии он находится?

  2. Изучите особенности строения и функционирование мышечного чувства.

  3. Закрытыми глазами дотроньтесь правой рукой до кончика носа, а левой рукой до правого уха. Затем поменяйте руки и проделайте еще раз. Какой вы можете сделать вывод?


Взаимосвязь органов чувств:

  • Однако с помощью одного из органов чувств весь окружающий мир оценить не возможно для этого нужны все пять чувств в комплексе, которые являются системой воспроизведения окружающей обстановки с помощью ассоциационных реакций помогающей человеку существовать.

Человек воспринимает запахи при помощи носа (органа обоняния), вкус – при помощи языка (органа вкуса), чувствует прикосновения при помощи кожного покрова тела - органа осязания.

Все органы чувств важны для человека, потому что обеспечивают полноценное восприятие окружающего мира. Делают возможным общение, уберегают от опасностей.

Например, когда человек работает на токарном станке, то у него действуют все органы чувств. Зрением он контролирует основные операции на станке, слухом – скорость вращения станка, осязанием – качество выточки детали, кожным и мышечным чувством – положение собственного тела у станка.



Рубрика «Известно ли Вам, что»


- на 1см кожи имеется от 200 до 400 чувствительных окончаний, а всего их на поверхности тела до 8 млн. Во всех внутренних органах около 1 млрд. рецепторов;

- голод повышает чувствительность к сладкому, а к кислому снижает. Свет и температура способна менять вкусовые ощущения. Прогулка обостряет вкусовые ощущения, а тяжёлая работа притупляет их;



- на 1 см2 голени рецепторов осязания приходится по 10, а большого пальца – от 111 до 135;

- лучше всего рецепторы развиты на кончике языка, ладони, и подошве;

- орган обоняния человека способен различать не больше нескольких тысяч различных оттенков запахов. В этом мы очень сильно отстаем от животных. Собаки, например, могут узнать около 500 тысяч запахов.